Буллинг в школе: причины, последствия, помощь. Методики и упражнения для работы с классом

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом. Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять. Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы. На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек. В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

Что такое буллинг

Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной . В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается , со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления. Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой. Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее). Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов. Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива. Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее. Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги. Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений. Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других. Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них. Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого. Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и , иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях. С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка. Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать. Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой.

Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю. Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью. Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное. На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам. Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается. Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

Как остановить детскую травлю – буллинг

При возникновении повторяющихся эпизодов травли ребенку необходимо обратиться к старшим – родителям, учителям, страшим братьям или друзьям. Решать ситуацию часто невозможно, поскольку агрессор не слышит доводов и не реагирует на замечания. Важно просить о помощи только тех людей, с кем сложились хорошие отношения, поскольку формальное замечание от вынужденного учителя может только усугубить ситуацию.

Для преподавателей главным правилом является отсутствие равнодушия и позиции наблюдателя – не нужно давать свободу детям для поиска путей решения. Каждому буллеру необходимы зрители, и чем их больше, тем сильнее укрепляется его авторитет, если в этот процесс включены еще и учителя, то обидчик становится непобедим. Показывать свою физическую силу нельзя, необходимо вывести агрессора на диалог и открытое, доверительное обсуждение ситуации.

Внимание необходимо обращать сразу же, по факту свершения поступка, причем ради этого можно остановить процесс урока. Важно переводить внимание обидчика на задания и изучение нового материала, а не акцентировать на запрете и тем более, не употребляя унижающих высказываний (например «не трогай его, он и так дефективный»).

Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом. Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам. Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

Если родители узнают, что обидчик как раз их ребенок, то нельзя применять наказания, поскольку это только укрепит его модель, где сила правит реальностью. Кроме того, наказание может еще сильнее отдалить родителей и ребенка, что нельзя допустить, если его поведение вызвано недостатком любви и принятия. Следует организовать откровенный разговор, понять причины, приведшие к данной ситуации, а потом организовать диалог со всеми участниками событий. Если родители смогут восполнить недостающие ребенку тепло и любовь, то он сможет искренне извиниться перед тем, кого обижал, часто даже потом становится его защитником.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга. Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут.

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.

Общественность сейчас очень обеспокоена буллингом в школах, детских садах и роддомах. Но на самом деле буллинг вовсе не исключительно детское развлечение. Это подтвердит любой, кто имел счастье побывать в жестком иерархичном коллективе: тюрьме, армии, монастыре или рекламном отделе.


Допустим, во взрослых коллективах редко плюются жеваной бумагой или втирают жвачку в волосы (хотя всякое случается), но быть жертвой буллинга там ничуть не веселее, чем в школе. Почему буллинг - такая важная часть человеческой культуры и как с ним бороться?

Природа буллинга


Если взять, например, коробку с котятами или вольер со щенками, мы быстро убедимся, что буллинг вовсе не человеческое изобретение. Детеныши животных в минуты досуга безостановочно развлекаются тем, что грызут друг другу хвосты, бьют лапами по морде и в шутку кусают, иногда и чересчур увлекаясь. Зверьки таким образом учатся важным социальным функциям: обкатывают модели «нападение на врага», «защита территории», «преследование добычи». Собственные братья и сест­ры - великолепные тренажеры для таких упражнений, тем более что все происходит понарошку: когти втянуты, челюсти расслаблены.


Но параллельно в такой полушуточной возне возникает иерархическая пирамида: всем становится понятно, кто здесь сильнее, наглее или выносливее, с кем лучше не связываться, а кого можно, не церемонясь, отпихивать от миски. У взрослых животных такие потасовки бывают ожесточеннее, но когда они происходят среди членов одной группы, то все равно это почти всегда лишь имитация, позволяющая, однако, довольно точно распределять роли в стае.

В человеческом обществе все выглядит примерно так же. Мы применяем редуцированное или имитированное насилие там, где не собираемся применять настоящее. Чтобы выразить не­удовольствие коллеге, необязательно варить его в горячей смоле - достаточно в шутку погрозить ему кулаком. Вместо того чтобы скальпировать врага, мы даем ему кличку «рыжий хрен с шестого этажа» и вполне удовлетворяемся достигнутым. Зачем перегрызать глотку противнику, если достаточно плюнуть ему в суп?

Буллинг живет и процветает даже в группах, где исключено формальное насилие, - например, в офисах крупных корпораций. В развитых странах с ним пытаются бороться, но законы и нормы, регулирующие его, часто выглядят еще глупее и противнее, чем сам буллинг. Чего стоит, например, запрет на любые клички и сокращенные формы имен, на любые комментарии по поводу внешности и одежды сотрудников, на любые физические контакты, кроме рукопожатий на переговорах, и т. п.

Буллинг или амикошонство


Никто не говорит друг другу таких кошмарных, оскорбительных вещей, как некоторые лучшие друзья. Дружеские подколы, хохмы, розыгрыши, потасовки и прочие прекрасные вещи, которые делают дружбу мужчин (особенно молодых) такой насыщенной и разнообразной, - распространенное явление в самых разных культурах. Если кто-то думает, что такие отношения - удел представителей диких племен или полупервобытных парней с рабочих окраин, то он может почитать, например, рассказы Вудхауса о развлечениях молодых английских аристократов, которые не могли уснуть без того, чтобы не подложить закадычному другу лорду У. пару тритонов под подушку. Можно вспомнить также описание попоек китайских сюцаев - молодых ученых, которые, утомившись читать трактаты, мазали друг друга сажей и устраивали сложные кошмарные приколы с участием демонов, духов и подвешенных в темноте медных котлов, о которые вусмерть перепуганный друг должен в конце мероприятия стукнуться башкой. Такие отношения назывались в пушкинскую эпоху французским словом «амикошонство» - «дружеское свинство», каковое свинство подразумевало фамильярность и чрезвычайную простоту в общении, доходящую до взаимных оскорблений под видом легкой болтовни.

Такие формы дружеского буллинга - важный элемент именно мужской культуры. Мы таким образом проверяем друзей на стойкость, на лояльное к нам отношение, на готовность к неформальным контактам и так далее и тому подобное. Но хороший друг всегда знает границы нашего персонального терпения и, переступив их, просит прощения (не всегда словами, правда, ну и ладно).

Истинный же буллинг не подкреплен ни дружескими чувствами, ни готовностью обидчика получить сдачу: это всегда агрессия, пусть даже на первый взгляд невинная.

Методы буллинга

Вербальный

Клички, угрозы, мат, оскорбительные замечания, резкая критика часто без повода, свистки, смех и тот пукающий звук, который некоторые виртуозы умеют производить губами и языком, не заплевав себе подбородок, - это все вербальный буллинг. К буллингу некоторые психологи и юристы относят также разговоры, которые могут задеть чувства тех, кто эти разговоры может случайно услышать. Например, обсуждение стате́й девочек в стриптиз-клубе может быть расценено судом как буллинг сотрудников женского пола. Так было, например, в деле Светланы Лоховой против лондонского отделения инвестбанка Sberbank CIB, когда в 2012 году сотрудница отсудила у банка больше трех миллионов фунтов за хронический вербальный буллинг и дискриминацию по половому признаку.

Физический

Это необязательно избиение портфелем по голове или шлепки по тыльной части форменных юбок сотрудниц. Под физическим буллингом юристы готовы понимать любые нежелательные прикосновения - например, верчение пуговиц на пиджаке собеседника, приглаживание его прически, похлопывание по плечу или дружескую толкотню с зажимом головы коллеги под мышкой в качестве приветствия. Буллеры обычно не понимают, какие к ним могут быть претензии: они же просто шутили, разминались, имитировали борьбу! Жертва буллинга, напротив, обычно сообщает, что чувствовала себя помятой, растрепанной и униженной таким обращением. Кроме того, физический буллинг включает в себя порчу вещей жертвы, в том числе поедание ее ланча из общественного холодильника.

Игнорирующий

Школьные бойкоты или тюремные запреты на общение с «опущенными» - это все относится к данной форме буллинга. В менее жестких условиях буллеры обычно проявляют глухоту и просто не слышат обращенных к ним слов жертвы, а кроме того, мешают ее общению в коллективе - например, распуская о ней гадкие слухи или напрямую подходя к ней на корпоративах и митингах и уводя от нее собеседников под разными предлогами. Может показаться, что это какой-то слишком женственный метод буллинга, но на самом деле представители сильного пола тоже грешат им сплошь и рядом.

Личный

Если детские коллективы обычно буллят хором, выбирая себе жертву и изводя ее всем классом или группой, то у взрослых, самостоятельных личностей чрезвычайно распространен буллинг персональный. Невзлюбив кого-то, буллер методично и планомерно портит жертве жизнь по мелочам и по-крупному, не привлекая к процессу посторонних, так что возмущение жертвы часто смахивает на паранойю. «Да тебе показалось! Василий - нормальный мужик, с чего бы ему тебе в кофе соль подсыпать? А проект твой и правда был слабый, Василий просто сказал, что думает...» Впрочем, среди взрослых людей групповые издевательства тоже не исключение, особенно если они относятся к следующему типу.

Организованный сверху

Авторитарный начальник, который привык руководить по методу «разделяй и властвуй», часто может оказаться буллером высочайшей пробы. В результате в компании воцаряется атмосфера наушничества, доносов, любимчиков и изгоев, тотальной несправедливости и необъявленных войн. У таких начальников обычно всегда есть один-два сотрудника, на которых он натравливает остальных коллег, превращая таким образом несчастных жертв в некие громоотводы общественного недовольства. Эти сотрудники всегда во всем виноваты, их успехи смехотворны, их идеи кошмарны, из-за них коллектив лишился премий, ату их! Особенно часто такой тип буллинга случается в закрытых учреждениях типа монастырей, тюрем или военных баз, откуда жертва не может сбежать. Но этот тип можно встретить и в куда более благопристойных местах, например в университетах, театрах, музеях.

Змеи или крокодилы?


Мужчины и женщины относятся к буллингу очень по-разному, и это различие проявляется уже к 12–13-летнему возрасту, если верить социологам (например: Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнограф. обозрение. 2010. № 2). Девушки реже испытывают приступы гнева и агрессии. Помимо того, они в целом отрицательно относятся к любым формам дружеского буллинга, кроме самых мягких. В общении с подругами большинство девушек крайне церемонны и доброжелательны, подшучивание и поддразнивание между подругами куда менее агрессивно, физические контакты практически исключают любые формы борьбы. Тем не менее считать, что женщины - это такие специальные ангелы, которые никогда-никогда не травят слабых или слишком выделяющихся, - не стоит. Просто они буллят по-другому. Их вербальный буллинг в основном состоит из передачи сплетен и клеветы, а из всех методов буллинга они предпочитают игнорирующий. Более того, по мнению ряда социопсихологов и бизнес-психологов, в женских коллективах буллинг распространен гораздо шире, чем в мужских, особенно если речь идет об «организованном сверху» типе, при котором начальница преследует неугодных руками, а тем паче языками своих верных любимиц.

Как себя вести, если ты стал жертвой буллинга


Лучше всего с самого первого дня в коллективе жертвой буллинга не становиться. Что не так-то просто, так как выбор жертвы часто довольно случаен. То есть люди с яркими особенностями поведения более остальных рискуют привлечь к себе нежелательное внимание агрессоров, но все же обстановка в самом коллективе и воля случая тоже немаловажные факторы. Это охотно подтвердят родители детей, которые решали проблемы ребенка-жертвы, просто поменяв школу: на новом месте травля обычно прекращалась. И на­оборот: успешный человек, любимец коллектива, привыкший к общей симпатии, вполне может на новом месте превратиться в изгоя и лузера.

Не будь агрессивным, не расстраивайся и не взывай к совести

Эмоции жертвы - любимое лакомство агрессора, и не важно, выражаются они в жалобах, обиде или ярости. Чем активнее ты реагируешь, тем интереснее тыкать в тебя палкой. Игнорирование подколок и мелких пакостей часто само по себе решает проблему. Если, обнаружив на своем стуле подушку-пердушку, начать метать громы и молнии и нести вышеупомянутый объект в совет директоров с требованием разобраться, то можно превратиться в любимую цель буллинга всей компании. Если же, пожав плечами, сказать: «Ну очень смешно!» - устроитель подкола почувствует, что фокус не удался. А можно и расхохотаться, осмотреть подушку и признать, что вещь стоящая. Такое поведение, вероятнее всего, вызовет симпатию и у коллектива, и у обидчика, однако существует некоторый риск попасть в ловушку следующего пункта.

Не становись шутом

Если человек любит смеяться над собой и охотно приглашает желающих в этом поучаст­вовать, то либо ему на самом деле должно нравиться такое отношение, либо в один прекрасный день он поймет, что превратился в подушечку для булавок для всего коллектива. Именно записные шутники и весельчаки часто становятся жертвами самого жестокого буллинга, особенно когда они вдруг попытаются отказаться от такого амплуа. Впрочем, избежать этой проблемы можно - смотри следующий пункт.


Будь сильным физически или кажись таковым

Дело не в том, что люди боятся, что ты можешь вспылить и выбить всем присутствующим зубы. Просто большие или очень сильные люди реже вызывают раздражение и желание их пнуть. Да, это чистая биология - забота подсознания о тех самых зубах на неосознанном уровне.

Не пытайся подружиться с «королями» и «королевами»

Лесть и попытка наладить связи с местными альфами и лидерами - плохая идея. От новичка этого и ждут: такая жалкая попытка подольститься вызовет презрение (хотя формально она может быть принята милостиво), но твой статус надолго окажется где-то в районе плинтуса.

Найди себе приятелей из тех, кто в стороне.

Когда в коллективе есть люди, которые тебе нравятся и которым нравишься ты, буллинг перестает быть настолько изматывающим, да и агрессорам проще трамбовать одиночку, чем связываться с группой.

Если тебя все же сурово буллят

Если мысль о необходимости провести еще один чудесный день в этом замечательном коллективе вызывает у тебя тоску и отчаяние - беги. Бог с ними, с зарплатой и диссертацией! На окнах решеток нет, у ворот часовой не стоит? Беги! Буллинг в полный рост - это не пустяки, он способен привести к тяжелейшим нервным срывам. Вспомним, что спонтанные убийцы сплошь и рядом жертвы буллинга в школе или на работе.

Ну и ты по возможности не терроризируй никого, даже самых смешных и жалких психов, которые просто напрашиваются на то, чтобы их пнули!

ПРАВИЛА БОЯ


Буллинг или дружеский прикол?

Определить, это вы дружите или над тобой уже измываются, не так-то просто. Однако у дружбы есть симптомы, которых у буллинга нет.

Равноправие

После того как он назвал тебя краснозадым бабуином, ты имеешь полное право назвать его холерным виб­рионом, и он примет это как должное.

Задушевность

Вы можете поговорить серьезно о важных для тебя вещах, и в этот момент он ржать и шутить не будет. По крайней мере, постарается.

Доверие

Он может огреть тебя мок­рым полотенцем, но не будет рассказывать посторонним то, что ты попросил держать в тайне.

Помощь

Уронив тебя на пол и сломав тебе ногу, он не только будет навещать тебя в больнице, но и заберет к себе пожить твоего кота (а девушку не заберет).

Соблюдение границ

Есть вещи, над которыми он шутить не будет никогда, потому что знает: именно к этой теме ты относишься болезненно. Даже если он только что узнал гениальный прикол специально против лысых!

Впервые для обозначения явлений травли как формы насилия слово «буллинг» использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 г. Однако в некоторых языках нет термина, который точно отражал бы смысл термина «буллинг» (Smith, 2005; Smith et al., 1999). Например, японское слово «ijime» означает то же самое, что и «буллинг», но «ijime» всегда происходит в рамках группы или социальной общности, где все друг друга хорошо знают. Именно устойчивая связь между преследователями, жертвой и остальными членами социальной общности (например, в классе) наделяет «ijime» особым смыслом (Morita et al., 1999). «Ijime», в принципе, является коллективным действием, направленным на жертву со стороны общности в целом. При этом одни проявляют большую активность, другие - меньшую. Но независимо от этого подвергаться ijime - значит быть социально отверженным не только конкретными преследователями, а группой в целом.

В англоязычных работах, посвященных травле, термин «моббинг» обычно не используется. А поскольку международным языком чаще всего является английский язык, в международных кругах чаще употребляется английское слово «bulling» («буллинг»). Это связано еще и с тем, что большая часть исследований моббинга проводится в англоязычных странах или в странах, где люди легко переходят на английский (например, в Северной Европе).

Во многих европейских странах вместо слова «буллинг» обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий. Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу. В определениях моббинга, пишет Роланд, отмечается, что он осуществляется группой лиц (Pikas, 1989; Heinemann, 1973). Моббинг по определению является групповым процессом, на что, собственно, и указывает слово «mobb» (толпа). Буллинг же, с точки зрения этих авторов, - это регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Когда в качестве такого лица выступает руководитель, говорят о боссинге. В связи с этим психологи выделяют два основных вида травли: вертикальный (боссинг) - от начальства или соответственно от подчиненных и горизонтальный - от коллег. Выделяют также сэндвич-мобинг - это когда нападки идут со всех сторон. С таким явлением обычно сталкиваются руководители среднего звена. У каждого руководителя есть свой заместитель, который может стремиться занять его место, но и у заместителя есть подчиненные, которые метят на его место.

Для ряда других авторов (например, Т. Филда) принципиальной разницы между понятиями «буллинг» и «моббинг» нет. В международных кругах принято исходить из того, что моббинг может быть осуществлен как одним, так и несколькими лицами (Smith, 2005). Обосновывается это тем, что у группы всегда есть лидер, который порой просто невидим. Позиция не очень убедительная, но во многом эти авторы правы, так как средства насилия и группой, и отдельным лицом избираются одни и те же. Да и последствия травли в том и другом случае одни и те же.

Неопределенность понятий, относящихся к травле, приводит к необоснованному, с моей точки зрения, выделению так называемого институционального моббинга, под которым понимается «моральное преследование работников с использованием таких институтов, как аттестация персонала, квалификационные экзамены, рассмотрение служебных споров, конкурсный отбор» (Соловьев А. В., 2009). Во всех этих ситуациях отсутствуют признаки, характеризующие буллинг или мобинг.

Чтобы не продолжать путаться в терминологии, целесообразно, на мой взгляд, как это делает Пикас (Pikas, 1989), термин «буллинг» использовать как более общее, родовое понятие, а «моббинг»1 и «боссинг» - как видовые разновидности буллинга. Ведь английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, третирование, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. А кем он осуществляется (группой или одним субъектом) - это уже вторичная характеристика. В соответствии с этим Хелд (Heald, 1994), Бесаг (Besag, 1984), Роланд (Roland, 1989) и ряд других авторов определяют буллинг как длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.

С точки зрения разработки путей и средств профилактики и искоренения травли выделение в буллинге боссинга, моббинга, а в последнее время - дедовщины (хейзинга) целесообразно, так как указывает на то, с кем имеет дело жертва травли и в какой ситуации проявляется травля.

Как отмечает Н. П. Романова (2007), «отечественный» буллинг отличается от западного. Если в зарубежных компаниях самый частый вариант - когда коллектив находит козла отпущения и начинает дружно «клевать» коллегу (т. е. имеет место моббинг), то в России гораздо чаще встречается вертикальный буллинг, основной причиной которого является желание руководителя уволить сотрудника, когда юридических оснований для этого нет.

Буллинг, осуществляемый в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства, называется кибербуллингом (моббингом). Он может осуществляться в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, а также через размещение на видеопорталах непристойных видеоматериалов. Насмешки и издевательства в виде писем, видео и фотографий нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», использующей различные ссылки на всевозможные сайты.

Буллинг может осуществляться посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или постоянных звонков). Свыше половины опрошенных канадских подростков сказали, что им известны такие случаи, причем почти половина «кибербуллеров» развлекались таким образом неоднократно, большинство жертв и очевидцев взрослым не жалуются. Среди кибербуллеров преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.

Классификация видов буллинга представлена на рис. 9.1.

Х. Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» привел данные своих подсчетов, согласно которым с плохим обращением на работе каждый день сталкиваются 20 млн американцев.

По данным зарубежных исследований, в подавляющем большинстве случаев (71%) притеснения исходят со стороны лиц, имеющих более высокое положение в организационной иерархии (т. е. боссинг), в 17% случаев - со стороны коллег (моббинг), со стороны подчиненных на шефа - 12%.

Елена Божор, семейный и детский психотерапевт, психолог проекта #Небийдитину от ГО «Батьківська спілка»

Сегодня все чаще в школьной среде и в среде психологической помощи звучит слово « «. В переводе с английского оно означает издевательство , травлю и запугивание . Большинство детей в свое время дразнили братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить.

Буллинг – это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива (школьного, студенческого или профессионального) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от , где силы сторон примерно равны.

Причины буллинга

В своей психотерапевтической практике я работала как с жертвами буллинга, так и с детьми, которые сами унижают и запугивают других детей. Каковы же причины такого положения дел? Приведу примеры из практики.

Девочка 13-ти лет. Жертва буллинга. Будем называть ее Машей. Маша была вполне счастливым и довольным жизнью ребенком. Когда девочке было 12, ее родители развелись. После развода она осталась жить с матерью. Маша очень тяжело переживала это событие, утратила уверенность в себе и «почву под ногами», стала замкнутой, подавленной, разрушилась ее привычная жизнь. Девочка переживала травму потери, так как с отцом у нее была особенная связь. В этот сложный период она стала жертвой школьного буллинга, потому что была настолько подавлена, что у нее не было сил сопротивляться издевательствам со стороны одноклассников. Она отказывалась ходить в школу. В таком состоянии мать привела ее ко мне на консультацию.

Другой случай с девятилетним мальчиком Сережей, который сам «буллил» одноклассника. Дома Сережа подвергался психологическому и физическому насилию. И его буллинг в школе был уже следствием. Ребенок пытался восстановить чувство собственного достоинства, унижая другого ребенка.

То есть, причины возникновения буллинга могут быть самые разные, но в первую очередь, это следствие домашних унижений, отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей.

Кто становится жертвой буллинга

Жертвами травли в школе, чаще всего, становятся двоечники, круглые отличники, любимчики учителей, физически слабые дети, дети, гиперопекаемые родителями, жертвы домашнего насилия, ябеды, дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива, дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям, вундеркинды, представители сексуальных меньшинств.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от гендера жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Основные виды буллинга

Рассмотрим основные виды буллинга, их характерные признаки и действия, которые нужно предпринять:

Вербальный буллинг

Что это такое: это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).

Пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама».

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать: во-первых, учите своих детей уважению. С помощью собственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения, – благодарите учителей, хвалите друзей, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов. Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные стороны. Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг

Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что вашего ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с вами, учителями или школьным психологом. Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, соответствующую реакцию вовлеченных лиц и действия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно. Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы. Существуют законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые предполагают оперативные корректирующие действия.

Социальный буллинг

Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.

Характерные признаки: следите за изменениями настроения своего ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день. Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них. Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы ваши дети могли строить взаимоотношения вне школы.

Кибербуллинг

Что это такое: заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.

Характерные признаки: следите за тем, проводит ли ваш ребенок больше времени в интернете, чем раньше, бывает ли при этом грустным и тревожным. Даже если он читает неприятные сообщения на своем компьютере, в телефоне или планшете, это может быть его единственным способом социализации. Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях. Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в сети. Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и интернет-провайдеру. Если кибербуллинг обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Как начать говорить о буллинге

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге – это совместный семейный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия. Вот список фильмов