Актуальные педагогические технологии в соответствии с фгос. Современные педагогические технологии, эффективные для реализации требований фгос основного общего образования

Ирина Щепетинникова
Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО

Термин «педагогическая технология » очень популярен в последние годы. Понятие «педагогическая технология » может быть представлено тремя аспектами : научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным.

Педагогическая технология максимально связана с образовательным процессом : деятельностью воспитателя и детей, ее построением, средствами, формами и методами.

Она имеет следующую структуру : концептуальную основу, содержательную часть образовательного процесса (цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, технологический процесс , включающий организацию образовательного процесса, формы и методы работы педагога , деятельность дошкольников, диагностику образовательного процесса.

Любая педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики . Ее источниками и составными элементами являются : педагогическая , психологическая, общественная науки, передовой педагогический опыт , новое педагогическое мышление .

Применительно к дошкольному образованию целесообразно рассмотреть педагогические технологии , как средство развития личностных качеств ребенка (его активности, самостоятельности, творческих возможностей и др.)

Классификация педагогических технологий на современном этапе :

Личностно - ориентированные педагогические технологии

Технологии саморазвития

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе

Технология , предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе

Игровые технологии

Здоровьесберегающее технологии

Технология проектной деятельности

Технологии исследовательской деятельности

Информационно - коммуникационные технологии .

Личностно-ориентированные технологии : направлены на обеспечение комфортных, безопасных, бесконфликтных условий развития личности . Личность ребенка является целью образовательной системы и центром внимания педагога . Ее уникальность, стремление реализации своих возможностей учитываются в разнообразных ситуациях. Примером личностно-ориентированных технологий является «Педагогика сотрудничества » как особый вид воплощения нового педагогического мышления . В ней : переход от педагогики требования к педагогике отношений , гуманно-личностный подход, единство воспитания и обучения. Содержание : новый взгляд на личность, личностная направленность образовательного процесса, формирование у ребенка нравственных ценностей (доброты, милосердия, трудолюбия, достоинства, гражданственности) . Гуманизация и демократизация педагогических отношений : вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, поощрение, стимулирование сотрудничество, право ребенка на ошибку. Основной стиль общения педагога и воспитанников : не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Индивидуальный подход сегодня также имеет новую трактовку : формирование Я-концепции личности, применение психолого-педагогической диагностики личности, прогнозирование развития личности, создание индивидуальных программ развития. Для формирования Я-концепции необходимо : видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, оптимистично верить в нее; создавать ситуации успеха, поддержки; принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка; предоставлять детям возможность для реализации себя; развивать творческие способности, индивидуальность.

Технология саморазвития . Анализ научных исследований М. Монтессори, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской позволил определить концептуальные положения этой технологии : формирование самоуправляющих механизмов личности, воспитание саморазвития личности. Воспитатель должен помочь ребенку самореализоваться, самоопределиться. Дидактические основы данной технологии : учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ребенка и должен быть организован так, чтобы воспитанник имел возможность выбора при выполнении заданий; изложение знаний педагогом должно быть направлено на преобразование наличного опыта каждого ребенка; обеспечение возможности саморазвития, самовыражения; формирование умений по оцениванию полученного результата и планированию своей работы.

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на деятельностной основе. Деятельностный подход изучали : Л. С. Выгодский (психологическое изучение деятельности, А. Н. Леонтьев (основные положения общепсихологической теории деятельности, Д. Б. Эльконин (раскрыл понятия ведущей деятельности возрастных этапов) . Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре внимания - совместная деятельность детей и взрослых по реализации выбранных целей и задач. Принципы деятельностного подхода : принцип субъектности образования, принцип учета ведущих видов деятельности, принцип учета сензитивных периодов жизни, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации, принцип проектирования, принцип высокой мотивированности, принцип нравственного обогащения, принцип сотрудничества. Требования к технологии организации и осуществления деятельности дошкольников : Подчинение предметного результата воспитательному в виде качественных изменений личности. Адекватное отношение к окружающему миру. Создание условий для положительных эмоций. Формирование социально ценных мотивов поведения и деятельности. Подчиненность деятельности правилам, обусловленным объемом , местом, временем и т. п.

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Основные требования :

Воспитатель должен владеть способами саморегуляции (релаксации, аутотренинга, воспитание оптимизма, развитым вниманием, воображением, речью; строить отношения на основе взаимопонимания, ведущий тип отношений- устойчиво- положительный; осуществлять развивающее педагогическое взаимодействие , основанное на модели «субъект-субъектных связей» . Педагогическое взаимодействие реализуется на основе принципов : диалогизации, индивидуализации, проблематизации, персонификации (включение эмоций и личного опыта, достижения позитивной открытости, обеспечения субъективной свободы(«Знание не ради знания, а ради развития» , преодоления тревожности, страха за счет положительной оценочной деятельности (создание ситуации успеха) . Воспитатель должен быть подготовлен к организации и проведению целенаправленной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя эмоционально-символические и релаксационные методы, кинестические техники , разнообразные игры : ролевые, коммуникативные, игры и задания, связанные с развитием произвольности, воображения. Применение в педагогическом процессе методов педагогического внушения и убеждения, основанных на доверии, целесообразности, педагогическом такте , лаконизме вербальных воздействий. Убеждение действенно : в рамках донной потребности или нескольких одинаковой силы, при малой интенсивности эмоций.

Игровые технологии : Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Главная цель – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность. Основные требования : технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы; научная база – опора на определенную научную концепцию достижений образовательных целей; системность – логика, взаимосвязь частей, целостность; управляемость – планирование, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов; эффективность – достижение определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам; воспроизводимость – применение в других ДОУ. Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей . Игровые занятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче усвоить материал любой сложности. Методические основы игровой технологии : создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности; осуществляется в определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом); охватывает определенную часть образовательного процесса, объеденную общим содержанием, сюжетом, персонажем; включаются последовательно игры и упражнения, формирующие знания из образовательной области. Руководство при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям : выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры. Игровые педагогические технологии включают различные методы и приемы организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр . В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленная цель воспитания, развития и обучения, педагогический результат . Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций.

В условиях внедрения с систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС нового поколения, для которых характерно:

  • обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному;
  • проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;
  • последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;
  • сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;
  • учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС

Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия.

Узнайте больше об образовательных технологиях на лекции

За прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Приоритетная задача педагогов - переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:

  1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.
  2. Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.
  3. Возрастанию академической мобильности школьников.
  4. Активизации познавательной активности, мотивированности детей за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.

Виды образовательных технологий по ФГОС

Виды технологий

Характерные особенности и порядок реализации

Информационно-коммуникативные (ИКТ)

Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило:

  • обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам);
  • формирование информационной поддержки образовательной среды;
  • внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);
  • качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;
  • глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов).

Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука).

Технология формирования критического мышления

Формирование навыков критического мышления - комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности - является очень важным в условиях стихийного распространения информации. Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание.

Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий:

  1. Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска.
  2. Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий.
  3. Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений.

Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.

Проектная

Основана на идее повышения уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов - решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который еще предстоит усвоить в будущем.

Благодаря направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности:

  1. Актуализация ранее изученного, констатация необходимости выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических и вспомогательных материалов.
  2. Определение приоритетной цели и задач.
  3. Составление алгоритма действий.
  4. Выполнение точечных задач согласно плану.
  5. Представление результатов, защита проекта, рефлексия.

Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков.

Технология проблемного (развивающего) обучения

Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего - проблемной зоны) была разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной активности проблемных ситуаций, требующих от детей проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной ситуации включает три этапа:

  1. Выдвижение предположений, формулирование гипотезы.
  2. Обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины.
  3. Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов.

К сложностям реализации технологии проблемного обучения относится необходимость проектирования учебных вызовов, в полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и академическим достижениям школьников, что особенно сложно гарантировать в условиях необходимости организации коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам.

Здоровьесберегающая

Здоровьесберегающая технология скорее относится к организационным моделям: она основана на идее создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение положительной динамики обеспечивается путем:

  • строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях;
  • грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников;
  • контроля общих показателей учебной нагрузки;
  • частой смены видов деятельности;
  • систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;
  • создание благоприятного психологического климата в коллективе;
  • регулярное проведение физкультминуток.

Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения.

Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что учебный материал, изучаемый в ходе познавательно-развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы игр:

  • интеллектуальные, коммуникативные, психологические;
  • предметные (химические, физические, языковые) и общеразвивающие;
  • обучающие, творческие, развивающие;
  • сюжетные, деловые, имитационные.

Модульная

Технология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является:

  1. Сформулированная учебная цель.
  2. Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный для данного смыслового блока.
  3. Руководство по достижению учебных целей.
  4. Практические задания разного уровня сложности.
  5. Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели.

Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной учебной работы, трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции.

Применение модульной схемы образования целесообразно в классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития.

Технология мастерских

Основана на идее передачи способов деятельности, а не понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются схожие формы ведения организационной педагогической работы, способствующие последовательному усвоению школьниками алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях. Обучение ведется от простого к сложному, учащимся предоставляется максимальная свобода проявления активности, а от педагога требуется высокий уровень профессионального мастерства ввиду сложности поставленной задачи.

Принципы организации учебных мастерских:

  1. Категорический отказ от практики принуждения.
  2. Создание условий, при которых дети могут осваивать необходимые компетенции разными путями, в зависимости от собственных способностей.
  3. Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание.
  4. Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения компетенциями.
  5. Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, как следствие - она не оценивается.
  6. В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска.

Кейс-технология

Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций, равномерное распределение понятийного и практического модуля знаний.

Реализация кейс-технологии осуществляется в рамках следующих этапов:

  1. Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на формулирование проблемы, поиск возможных путей ее преодоления.
  2. Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления учебного затруднения).
  3. Экспертиза результатов.

Кейсовая технология основывается на принципе обучения действием, поэтому ее применение пока остается локальным.

Технология интегрированного обучения

Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия. Для педагогической методики характерны следующие принципы:

  1. Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с учетом целей и задач урока.
  2. Активное использование ИКТ.
  3. Последовательная коррекция достигнутых результатов.
  4. Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями, поиск возможностей применения знаний на практике.
  5. Проведение рефлексии.

Педагогика сотрудничества

Относится к числу личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих создание на уроке условий деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества базируется на:

  1. Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного подхода и индивидуализации обучения.
  2. Идеях формирования «опор» - словесных, звуковых или образных символов, свидетельствующих о необходимости активизации памяти, логического мышления, внимания.
  3. Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность школьников развивать природные дарования.
  4. Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для самокоррекции.
  5. Широком внедрении индивидуального подхода.

Технология уровневой дифференциации

Педагогическая модель, основанная на идее создания различных условий обучения, разрабатываемых с учетом особенностей ученического контингента, в последние годы нашла широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку, уровню здоровья, области интересов, интеллектуальным способностям и другим показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы.

Важно отметить, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы.

Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС , наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС

Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительный, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС . Ввиду психофизиологических возрастных особенностей младших школьников и особенностей программного содержания учителя начальной школы ограничены в выборе методов педагогического воздействия, которые должны быть направлены на:

  1. Определение ключевых принципов учебной работы (акцент - на самостоятельность), создание атмосферы творческого поиска и установление доброжелательных отношений.
  2. Формирование базовых навыков работы с различными источниками информации, а также обработки материала (классификации, хранения).
  3. Освоение информационно-коммуникативных средств, которые в условиях нового времени являются базовым инструментом получения информации (знакомство детей с презентациями, видеорядом, динамическими таблицами).

В начальной школе, когда обучение только становится приоритетным видом деятельности на фоне необходимости адаптации к реалиям учебно-воспитательного процесса, многие дети испытывают трудности с освоением программного минимума ввиду психологической подавленности, неуверенности в собственных силах, боязни коллективного внимания. Образовательные игровые технологии, методология которых представлена в работах А. Плешаковой, О. Степановой, А. Финогенова, позволяют в корне изменить образовательную ситуацию, сделать процесс урочной деятельности интересным и занимательным для большинства младших школьников, повысить показатели успеваемости и динамику закрепления метапредметных компетенций.

Современные образовательные технологии по ФГОС , предусматривающие включение игрового элемента, характеризуются:

  1. Наличием учебно-познавательной цели и ориентировочного педагогического результата - элементов, определяющих порядок действий школьников и педагога.
  2. Последовательным переходом от простого к сложному: в начале обучающей игры дети выполняют простейшие задания, что гарантирует высокий уровень вовлеченности и создание ситуаций успеха. Последовательное усложнение задач позволяет создать условия для максимального раскрытия школьниками своих способностей, что гарантирует качественное усвоение учебного материала.

Эффективность применения игровых образовательных технологий зависит от двух факторов - успешности интеграции учебно-развлекательных модулей в общий процесс обучения, базирующий на выполнении стандартных дидактических упражнений, и систематичности использования игры при обучении. В свете этого педагогу младшей школы наравне с планированием базовой классно-урочной работы важно планировать учебно-игровой процесс, способствующий повышению заинтересованности детей, стимулированию их познавательной активности и мыслительной деятельности во время занятий.

Формы, методы и приемы организации игровых кластеров учитель вправе определять самостоятельно, исходя из общей результативности непосредственной образовательной деятельности. В актуальных методологических пособиях предусмотрена классификация педагогических игр по таким параметрам:

  1. По содержанию (интеллектуальные, физические, трудовые, коммуникативные, психологические).
  2. По типу педагогического процесса (обучающие, творческие, тренинговые, контролирующие, обобщающе-актуализирующие).
  3. По применяемой технологии (сюжетные, ролевые, имитационные, деловые, предметные).
  4. По предметной области (языковые, математические, экологические, музыкальные, спортивные).
  5. По особенностям игровой среды (предметные, настольные, компьютерные, циклические).

Примеры из современной педагогической практики подтверждают, что умелое включение в классно-урочную систему игровых образовательных технологий способствует дифференциации и индивидуализации обучения, преодолению скованности школьников, а также позволяет реализовывать промежуточный контроль в необременительной для учащихся форме. В ходе дидактических игр дети учатся выделять, классифицировать и обобщать учебный материал, не бояться высказывать предположения, основываясь на жизненном опыте и ранее усвоенных знаниях, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Стоит отметить, что наравне с игровыми в начальной школе целесообразно применять технологии развивающего, проблемного, личностного ориентированного обучения, здоровьесберегающие принципы организации учебного процесса, метод проектов. Главное для педагога - использовать организационные комплексы, в полной мере соответствующие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей во избежание использования «инноваций ради инноваций».

Образовательные технологии на уроках математики по ФГОС

Целевой характер системно-деятельностного подхода, отражением которого являются принципы Стандарта, обуславливает необходимость тщательного подбора педагогических приемов с учетом предметного содержания, способностей ученического контингента, особенностей актуальных урочных задач. Образовательные технологии , применяемые на уроках математики в соответствии с ФГОС , следует подбирать таким образом, чтобы обеспечить не только быстрое овладение школьниками новым программным содержанием, но и способствовать развитию метапредметных компетенций, в первую очередь - умению выделять приоритетные задачи, анализировать затруднения и реализовывать различные пути их преодоления.

В контексте математического обучения наиболее значимой является информационно-коммуникативная технология, использование которой целесообразно на различных этапах урочного занятия:

  1. В ходе выявления учебных проблем, актуализации ранее изученного материала.
  2. С целью самостоятельного овладения программным минимумом, не подкрепленного вмешательством педагога.
  3. В ходе необходимости фрагментарного использования справочных данных.
  4. Для создания графиков, диаграмм, презентаций и других примеров визуализации данных с использованием компьютера.
  5. При использовании информационных и справочных программ для уточнения отдельных показателей.

Использование средств ИКТ на уроках математики при объяснении новой теме, закреплении учебного материала, контроле знаний позволяет повысить эффективность процесса обучения, способствуют оптимизации тренинговых процессов, развитию логического и стратегического мышления.

Освоение математических дисциплин в условиях нового времени не может быть полным без использования образовательной технологии критического мышления, применение которой позволяет обеспечить успешный переход учащихся от решения стандартных задач к выполнению творческих заданий, утвердить принцип проверки объективности данных и повсеместной реализации научного подхода.

Формирование критического мышления на уроках математики осуществляется через:

  1. Ведение групповой работы с последующим коллективным обсуждением результатов (ролевые игры, дискуссии, конференции).
  2. Моделирование учебного материала, способствующее его быстрому и глубокому усвоению.
  3. Прием «Знаю - Хочу знать - Узнал», базирующийся на переходе от сформулированной учебной проблемы к поиску целевого материала и его закреплению в ходе тренинга.
  4. Прием кластеризации, помогающий систематизировать усвоенный материал во время постановки учебной проблемы или рефлексии.

Технология проблемного обучения на уроках математики реализуется в период выявления несоответствия имеющихся учебных компетенций школьников списку умений, необходимых для решения актуальной проблемы, в т.ч. во время выполнения самостоятельных домашних или творческих заданий. Так, поиск конкретной формулы или закономерности, позволяющий прийти к успешному решению математической задачи, способствует активизации урочной деятельности учащихся, позволяет сформировать стойкую мотивацию с последующим проектированием ситуаций успеха, поскольку в ходе поиска вариантов решения проблемной задачи во внимание принимаются все мнения и доводы, что гарантирует высокий уровень вовлеченности в процесс всех заинтересованных детей.

В контексте ФГОС образовательные технологии , базирующиеся на применении различных игровых сценариев, также остаются приоритетными, даже при ведении серьезной поисково-исследовательской работы со старшими школьниками. Примерами удачных математических игр, способствующих закреплению учебного материала или проведению свободного контроля знаний, являются следующие:

  1. Математический брейн-ринг (викторина, предусматривающая разделение класса на команды).
  2. «Соревнование художников» (изображение схемы посредством соединения указанных точек на системе координат на скорость).
  3. «Ее величество Логика» (разгадывание логических загадок, решение сложных задач).

Также на уроках математики, как и любых других занятиях, целесообразна реализация здоровьесберегающих технологий (проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, рефлексивных упражнений).

Интеграция современных образовательных технологий в условиях ФГОС

В педагогических условиях нового времени, когда идет активное повышение показателей эффективности учебно-воспитательного процесса, современные образовательные технологии по ФГОС целесообразно рассматривать в контексте единой системы. По сути, системой является и само образовательное учреждение, и парадигма взаимодействия педагогов и учащихся, поэтому обновление педагогических приемов требует их обязательной интеграции - процесса изменения различных системных показателей, обуславливающих формирование целостности.

Обеспечение интеграционных процессов при включении в педагогический арсенал новых технологий обучения и воспитания позволяет создать оптимальные условия для развития учащихся, обеспечить удовлетворение широкого круга познавательных интересов, а также гарантировать:

  • комплексный характер усвоения учебного материала, формирование метапредметных компетенций, которые в связи с введением ФГОС признаны наивысшим показателем эффективности учебно-воспитательной системы;
  • взаимосвязь используемых методов и приемов образования, используемых в ходе реализации основной и дополнительной образовательной работы, что положительно сказывается на показателях усвояемости предметного содержания;
  • систематическое закрепление знаний и умений, полученных в рамках одной предметной системы, на смежных уроках или во время внеурочной активности;
  • гибкость характера образовательного процесса, основанного на повышении значимости неформального общения между учителями-предметниками и детьми;
  • возможность введения в учебные программы новых интегративных курсов, создание инициативных объединений по интересам;
  • повышение эффективности взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.


Современные педагогические образовательные технологии по ФГОС целесообразно разделить на три группы, каждая из которых объединяет методы и приемы, схожие по целевым ориентирам или особенностям организации, а именно:

  1. Технологии объяснительно-иллюстрированного обучения - группа средств комплексной визуализации материала, использование которых позволяет обеспечить высокий уровень усвоения данных за счет их классификации. К технологиям данного типа относится средства ИКТ (презентации, дидактические видеофильмы, учебные видеоролики, справочные интернет-ресурсы), кейс-технология.
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения - методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания по теме в восприятии учащихся. Личностно-ориентированное обучение реализуется в ходе применения игровых технологий, метода проектов, проблемного обучения, изучения материала в тесном групповом сотрудничестве.
  3. Технологии развивающего обучения - комплекс образовательных методик, способствующих широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией (технологии критического мышления и проектной деятельности, методика ментальной карты).

В ходе проектирования учебно-воспитательного процесса учителям важно учитывать не только содержание выбранных организационно-педагогических методов, но и их места в системе технологий, чтобы избежать смысловой или фактической тавтологии, обеспечив тем самым повышение эффективности обучения, расширение возможностей урока как главной структурной единицы образовательного процесса.

Больше информации

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Реализация современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС

Выступление

на МО учителей начальных классов

по теме: «Реализация современных педагогических технологий

в соответствии с ФГОС НОО»

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов

Рожкова Ольга Васильевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – это новое целеполагание для учителей и обучающихся, новое содержание, новые средства обучения, новые технологии обучения, новые требования к подготовке учителя. Условия введения стандартов нового поколения, как крупной системной инновации сверху, требуют от педагогов изменения профессионального мировоззрения, профессиональной позиции. Изменение готовности к профессиональной деятельности учителя сегодня – это в первую очередь способность к:

Овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов;

Проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде;

Использованию дидактического потенциала средств ИКТ.

Поэтому, каждый урок должен быть для учителя задачей, которую он должен выполнять, обдумывая заранее: на каждом уроке он должен чего - нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Теперь в начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений:

1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операционных характеристик.

2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико - методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно - деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, так педагоги начальной школы на уроках активно пользуются следующими методами:

Метод проектов

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемно – диалогические технологии

Здоровьесберегающие технологии

Портфолио

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

Положительную мотивацию обучения;

Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Проблемно-диалогическая технология.

Цель – обучить самостоятельному решению проблем.

Средство – открытие знаний вместе с детьми.

Проблемно – диалогический урок строится на создании проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Решение

5. Применение знаний учениками.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

Учет возрастных особенностей;

Демократический стиль общения на уроке;

Дифференцированное обучение;

Игровые технологии;

Динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.

С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками).

Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Татьяна Климовская
Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до

Качество образования - это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование - это прежде всего образование , способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса . На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования , форм и методов организации образовательной деятельности , роли педагога.

Каким образом организовать образовательный процесс в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО ? Конечно изменением подходов к построению взаимодействия взрослого и ребенка, включением инновационных образовательных технологий , направленных на повышение эффективности образовательной деятельности .

Давайте обратимся к основным определениям :

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств ; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Остановимся на структуре образовательной технологии в которой выделяют три основных составляющих :

Концептуальная часть – это научная база технологии , т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей , методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

В условиях реализации ФГОС ДО наиболее актуальными становятся технологии :

Здоровьесберегающие;

Социоигровые;

Технологии проектной деятельности ;

Исследовательские технологии ;

Технологии организации совместной деятельности ;

Технология «Портфолио» ;

Информационно-коммуникационные технологии и др .

Обратимся к технологиям , наиболее востребованным и часто используемыми педагогами в образовательной деятельности : игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольника , поэтому социоигровым технологиям (сокращенно СИТ) отводится ведущая роль.

Что же означает данный термин?

социо-«организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо» ;

игровая – один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте;

технология от др . -греч. техно - искусство , мастерство, умение; логос - «слово» , «мысль» , «смысл» , «понятие» ) т. е. мастерство слова, искусство слова.

Авторами и разработчиками данной технологии являются Шулешко Евгений Евгеньевич, психолог и педагог, Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения, Ершова Александра Петровна –педагог.

Основа социоигровой педагогики заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Социоигровая технология на дошкольной ступени образования – это прежде всего развитие ребенка в игровом общении со сверстниками средствами грамотного педагогического руководства, идущего от возможностей и потребностей детей. Предлагаю вам познакомиться с моделью отношений в социо-игровой технологии : отношения всех участников образовательного процесса строятся на принципах равноправия и партнерства. Все мы разные, у каждого свое мнение, поэтому необходимо выслушать собеседника и прийти к единому мнению. В коллективном обучении мы делаем три шага : первый шаг- послушай и подумай (самостоятельная работа, 2- поделись с партнером (учебный диалог, 3 – поделись пониманием (представление результатов) .

Социоигровая технология имеет свою классификацию :

Игры-задания для рабочего настроя – позволяют значительно сократить вхождения в образовательную деятельность . Главная задача игр пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в зависимость друг от друга, обеспечивающих общее повышение мобилизации внимания;

Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха ;

Игры социо-игрового характера (приобщение к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей с другом. Могут использоваться как в процессе усвоения, так и закрепления учебного материала;

Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате (подвижные игры разного характера) .

Основные характеристики социоигровых технологий можно раскрыть в следующих правилах :

Смена лидерства - работа в малых группах предполагает коллективную деятельность , а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться;

Двигательная активность, смена мизансцен - образовательная , совместная и самостоятельная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения. Могут общаться в различных уголках : в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.);

Смена темпа и ритма - менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Необходимо уяснить, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности ;

Интеграция всех видов деятельности - в соответствии с современными требованиями позволяет создать модель организации педагогического процесса. Обучение проходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, воображение , умение взаимодействовать друг с другом. Интеграция содержания предоставляет ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности , а для педагога - возможность для самореализации, самовыражения, творчества;

Ориентация на принцип полифонии – за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток. Ребенку вместе с ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

Их мотивационной свободы (добровольности) ;

Информационной инициативности (коммуникативности) ;

Деловой компетентности.

Одной из востребованных технологий , используемой педагогами в образовательной деятельности является технология исследовательской , проектной деятельности . Метод проектов – это педагогическая технология , стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» , его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности . Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология применима уже начиная с младшего дошкольного возраста, когда в процессе простейших опытов, экспериментов дети учатся устанавливать простейшие связи и закономерности, а в более старшем возрасте способны проектировать свою деятельность в различных направлениях.

Хотелось бы остановиться на включении в деятельность с детьми технологии интеллект карт Тони Бьюзена. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Области применения интеллект карт :

Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт» ;

Изучение нового материала;

Повторение ранее изученного материал;

Представление результатов проектной деятельности .

Свойства интеллект - карт :

Наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

Привлекательность (хорошая интеллект-карта свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается.)

Своевременность (интеллект- карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

Творчество (интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

В век информационных технологий невозможно обойтись без включения в деятельность с детьми информационно – коммуникационных технологий .

ИКТ позволяют показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре . В доступной форме, ярко, образно , преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Технологический подход , то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем способствуют их успешному обучению в школе. Каждый педагог – творец технологии . Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне , всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Чарльз Диккенс сказал «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Образовательная технология мастерской, как инструмент реализации ФГОС.

Андреева Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 16 г. Якутска

ФГОС предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, в полной мере реализующийся через активные формы обучения, к которым относится технология педагогических мастерских.

Педагогическая мастерская – это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией. Эта технология помогает включить в работу каждого ученика: он строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, сам творит, изобретает, реализуется. В мастерской учитель и ученик расстаются со своими традиционными ролями, а это становится залогом сотрудничества, взаимного интереса уважения. Мастер реализует роль не учителя, не руководителя, а «проводника» к открытию. Данная технология позволяет формировать ууд всех групп, что является требованием Стандарта. Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
1.Отношение учителя к ученику как к равному

2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации
3.Самостоятельность решения творческих задач
4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
5. Умение работать в команде
6. Критичность мышления
7. Выступление в роли лидера
Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Проводится мастерская по следующим этапам:

1. Индукция – определение темы и цели. Индуктор – прием обеспечивающий наведение на проблему. Цель индуктора – заинтересовать каждого ребенка, разжечь желание включиться в учебный процесс. Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
– Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

Примеры индукторов:

    Прокомментируйте нашу тему, опираясь на свой опыт …

    Назовите цвет, число, которое соответствует вашему настроению перед уроком …

    Решите ребус …

    Отгадайте загадку …

    А бывает ли так …

    Нарисуйте ваши мысли по нашей теме …

Задача Мастера на этом этапе – найти разные индукторы для пробуждения потребности ребенка в разрешении вопроса.

2 этап – это самоконструкция, диалог ученика с самим собой. Здесь каждый ученик отвечает на поставленный вопрос, опираясь только на собственные мысли и собственную точку зрения. Задача Мастера на этом этапе – не мешать ученику в самопроявлении и не оценивать, а фиксировать все высказанные мысли.

3 этап – это социоконструкция, работа в парах. Пары формируются на основе сходства мнений. В конце этапа появившиеся идеи озвучиваются и фиксируются Мастером, опять же без комментариев.

4 этап – социализация. Рассмотрение идей продолжается в группах. Группы создаются по желанию детей. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет умений и знаний коллег, сопоставить свою точку зрения с мнением других, осознать преимущества совместного творчества. Задача Мастера – следить за тем, чтоб не происходило подавление мнений, позиций отдельных учеников, поддерживать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

5 этап – Афиширование. Презентация различных точек зрения. Основная цель этапа – формирование творческого коллективного опыта.

6 этап – ученик должен осознать разнообразие мнений. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение внутреннего противоречия между имеющимися знаниями и новыми. Для разрешения этого несоответствия ребенку предстоит воспользоваться авторитетным источником информации для проведения сверки. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим путем опыта через теоретические положения, установление причинно-следственных связей. Результаты сделанных в мастерской открытий ребенка сопоставляются с системой научных знаний. На этом этапе может возникнуть новые познавательные творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем. Задача мастера - подарить ученику радость открытия;

7 этап – рефлексия. Предоставляется возможность каждому ребенку высказаться, что в работе мастерской было для него значимым и важным. Задача мастера на этом этапе - вызвать положительные эмоциональные переживания.

Потенциал мастерской, как средства воспитания и обучения достаточно велик, также разнообразны направления применения это технологии. Я применяла технологи мастерских и на уроках, и во внеурочной деятельности, и в работе с родителями, в частности, как форма родительского собрания.

Урока «Окружающего мира» по теме «Предки человека»

Загадка: Кто утром – на четырех, в обед – на двух, а вечером – на трех.

Что бы вы хотели узнать о человеке?

С чего лучше начнем изучать человека?

Это и будет нашей целью и для ее достижения давайте совершим путешествие в прошлое и познакомимся с первыми людьми. Но прежде…

Пууд – развитие логич. мышления;

Лууд – мотивация учебной деятельности, на основе учебно-познавательного мотива, основы познания и принятия ценности окружающего мира

2.Само-

конструкция

Закройте глаза и представьте себе первобытного человека. А теперь нарисуйте его.

Лууд - основы познания и принятия ценности окружающего мира;

Пууд- выбор существенных признаков из того что уже знает при рисовании;

3.Социо-конструкция

Объединитесь в пары с тем, чей первый человек вам понравился.

Сравните ваших людей с современниками. Что они умели и что не умели делать?

Кууд-умение договариваться и работать на общий результат;

Пууд-умение сравнивать и обобщать

4.Социализация

Игра «атомы, молекулы» разбивка на группы.

Объедините ваших людей в одну семью. Опишите и нарисуйте, как они жили.

Кууд – умение работать в группе на общую цель;

Рууд-умение удерживать цель.

5.Афиширование

Выступление групп

Кууд- умение презентовать свою работу

Рууд-умение оценивать работу группы

6. Разрыв

Просмотр мультфильма «Жил был человек».

В чем мы были правы? Что не знали?

Пууд-умение сравнивать

Рууд-умение оценивать по эталону

7.Рефлексия

На главный вопрос урока мы ответили?

Кому помогла групповая работа для достижения поставленной цели?

Что понравилось вам в нашем путешествии?

Что это путешествие рассказало вам о ваших одноклассниках?

Рууд- умение оценивать

Лууд-внимательное отношение к одноклассникам

Пууд-целостное понимание мира, развития жизни

Технология «Педагогические мастерские» позволяет обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития обучающихся, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирование у него системы новых знаний, умений и навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Иначе говоря, технология «Педагогическая мастерская» развивает у детей универсальные учебные действия, а значит, является инструментом реализации фгос.