Парламент и его правовой статус.

от франц. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

законодательный орган буржуазных государств, обычно выборный. Названия этого законодательного органа в разных странах разные: в Англии - парламент, в США - конгресс, в Финляндии - сейм, в Швеции - рикстаг, в Норвегии - стортинг, в Иране, Турции - меджлис и т. д. В большинстве стран состоит из двух палат - верхней и нижней, которые формально равноправны, а на деле более правомочными нередко являются верхние палаты (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.). Выборы членов парламента происходят по буржуазным избирательным законам, которые составлены таким образом, чтобы затруднить доступ в законодательные органы этих стран подлинным представителям трудящихся. Однако, несмотря на все рогатки и препятствия, во многих парламентах среди депутатов есть коммунисты и другие прогрессивные представители трудящихся. Парламентская борьба для коммунистов - один из важных методов классовой борьбы, с трибуны парламентов депутаты-коммунисты разоблачают происки империализма и реакции против мира, интересов трудящихся, отстаивают национальную независимость своих стран. Коммунистические и рабочие партии считают, что в современную эпоху рабочий класс ряда буржуазных государств сможет при определенных условиях завоевать на выборах в парламент большинство депутатских мандатов и превратить его в орудие действительной воли трудящихся. Главным условием парламентского, мирного пути перехода от капитализма к социализму является единство действий всех трудящихся под руководством рабочего класса и его марксистско-ленинской партии. Буржуазный парламентаризм как государственная система, осуществляющая диктатуру буржуазии, в корне отличен от подлинного народовластия, существующего в СССР и других социалистических странах.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации - главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

Румынии, и Грузии, в Науру и Новой Зеландии, а также других.

В ряде стран депутаты через Конституцию установили собственные наименования парламента. Например,
- в России парламент называется Федеральное собрание (состоит Совет Федерации - высшая палата и Государственная Дума - нижняя палата парламента),
- Швеции - Риксдаг,
- Финляндии - Эдускунта,
- — двухпалатный парламент Конгресс (состоит из высшей палаты - Сената и нижней - Палатыпредставителей)
- в - Бундестаг,
- Китае - парламент называется Всекитайское собрание народных представителей
- Туркмении - Меджлис,
- - Кнессет,
- Монголии - Хурал,
- Украине - Верховная Рада
- парламент называется Народное собрание
- в , Польши и название парламента - Сейм
- — парламент называется Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат)
- Сербии - Скупщина
- — Рийгикогу
- в - парламент называется Коккай (Палата советников и Палата представителей)
- в - Сабор
- в - двухпалатный парламент называется Маджлиси Оли (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон)
- в Туркмении - Меджлис
- в - двухпалатный парламент называется Олий Мажлис (Сенат и Законодательная палата)
- в - название парламента Народный совет

Парламент назван представительным органом, так как в нем регионы страны и всё население имеют представителей - депутатов, которые выбираются
- или по одномандатному округу - голосование за политические партии
- или по много мандатным (мажоритарным) округам, в каждом из которых население избирает свое кандидата.

Парламент может состоять из одной или двух палат, которые называются нижняя и верхняя. Обычно весь парламент или его нижняя палата формируется путем проведения всеобщих выборов. Так, в России - нижняя палата называется Государственной Думой, верхняя палата - Советом Федерации.

Законодательным органом парламент назван из-за того, что он наделен властью принимать законы, обязанные для граждан всего государства, в т.ч. для всех ветвей власти, включая Президента, кабинета министров, суда.

В некоторых случаях парламент также наделяется такими полномочиями как формирование и контролирование исполнительной власти. Например, он может правительству выносить вотум недоверия или проводить процедуру импичмента президента.

В каких странах нет парламентов

Нет парламентов в монархических государствах, где власть главы страны не ограничена.

  • Ватикан - абсолютная монархия, государство управляется Святым Престолом. Вся полнота власти принадлежит Папе Римскому, который выбирается кардиналами на пожизненный срок.
  • Саудовская Аравия - абсолютная монархия, где с 2005г. появились (по утверждению западным , явно симпатизирующих главному союзнику США на Ближнем Востоке) "признаки парламентаризма" в виде "муниципальных выборов" в местные органы власти. К выборам были допущены только мужчины старше 21 года. В местные органы власти были избраны, как правило, имамы местных мечетей.
  • Оман - абсолютная монархия в котором султан (опять же под нажимом США и Великобритании) с 1998г ввел "Совет шуры" - совещательный орган, в котором "спикер" назначается самим султаном, а 82 имеют право рекомендовать султаны меры по экономическому и экологическому развитию государства, не касаясь международных вопросов.
  • Катар - абсолютная монархия в которой эмир сам назначает прообраз "парламента" (Консультативный Совет) из 45 членов, обещая в будущем, что 30 из них будут избираться.
  • Бруней - абсолютная монархия нет даже прообраза парламента, султан сам назначает исполнительную власть - , состоящее из его ближайших родственников, которые руководят вооруженными силами, нефтедобычей, руководят регионами (4 административных округа - даера)
  • Мальтийский орден - выборная монархия, управляется Суверенным Советом. Возглавляет государство Великий Магистр, избраемый на пожизненный срок. Вместе с Великим Магистром на 5 лет избираются четыре главных чиновника государства (Великий Командор, Великий Канцлер, Хранитель Общей Казны, Великий Госпитальер).
Содержание парламента для госбюджета

Любая демократия требует жертв, в том числе средств на содержание парламента и работы депутатов. Они состоят из
- прямых затрат - финансирование аппарата парламента (от зарплаты спикера до уборщиц здания, коммунальных платежей, автопарка и т.д.)
- косвенных платежей - бесплатный проезд депутатов по стране железно дорожным и авиа транспортом, командировки за рубеж, бесплатная и лечение депутатов, бесплатный и отдых депутатов парламента в санаториях и домах отдыха, бесплатная недвижимость (аренда квартиры или постройка депутату квартиры), бесплатное авто и т.д.

Так,
- бюджет Госдумы России составляет чуть более 6.1 млрд (около 190 млн. долларов США), из которых 4 млрд. рублей - фонд зарплаты депутатов парламента.
- содержание Верховной Рады - аппарата парламента в 2012г. обошлись в 865 (или 105.5 млн. долларов США)
- в переживающий глубочайший кризис Греции - содержание парламента обходится народу Греции в 148.751 млн. (в 2012г. на 22 млн. больше), в т.ч. финансирование самих депутатов парламента обходится в 19.326 миллионов евро (против 21.226 млн. евро в 2012г.)
- сейм - парламент Латвии расходует на свое содержание 11.462 млн. латов (около 21 млн. долларов США)

Льготы депутатов парламента

В каждой из стран мира льготы депутатов парламента отличаются друг от друга, но имеют и много общего между собой. Так, депутаты Государственной Думы России имеют
- депутатская неприкосновенность по которой депутат парламента не имеет права быть задержанным и арестованным милицией, прокуратурой, судом.
- право на бесплатный проезд воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным транспортом (кроме такси), право вне очереди приобретать бесплатно билеты на этот транспорт.
- использование бесплатно служебный транспорта
- прибыв в командировку депутата обязана у трапа встретить машина из местного органа власти
- бесплатная гостиница
- бесплатное жилье в в гостиничном номере разряда «Высший-А»
- при окончании депутатских полномочий в парламенте государство им оплачиваюет все расходы по переезду и выдается единовременное пособие «на устройство» в размере 1/2 жалованья депутата и 1/4 жалования членов депутата парламента
- отпуск депутатов обеих палат парламента России (членов Совфеда и депутатов Госдумы) составляет 48 рабочих дней (по нормам самой вредной и опасной профессии в России)
- кроме отпускных депутатам парламента России выплачивается, так называемое, пособие на лечение в размере двух депутатских зарплат.
- после ухода на пенсию депутата (если он проработал в Совете Федерации или Госдуме России более 1 года) полагается надбавка к ежемесячной зарплате в размере от 55 до 75% заработка депутата, который ежегодно индексируется.
- депутату Госдуму выдается дипломатический паспорт.

История создания парламента

В древних государствах уже существовали органы народного представительства. Например, в Древнем Риме был Сенат. Самые древние парламенты - Тинвальд (Острова Мэн) и Альтинг (Исландия). Они были созданы в X веке. В других государствах имелись народные собрания, советы старейшин, вече и так далее. В Средние века распространилась сословно-представительная система. То есть органы, которые состояли из представителей разных сословий, выполняли роль, подобную парламенту. Например, во были Генеральные штаты, в - Кортесы, в России - Земский собор.

Считается, что родоначальником современного парламента является Англия. Еще в XIII веке там образовался прообраз парламента. Произошло это в тот момент, когда была подписана «Великая хартия вольностей» королем Иоанном Безземельным. Этот документ гласил о том, что король не имеет права без согласия королевского совета вводить новые налоги. Так что стала первой страной, в которой всю полноту власти принял на себя парламент.

История свидетельствует о том, что парламенту была отведена роль амортизатора между обществом и властью. Также благодаря ему общество имело во власти своих представителей. Во время социальных катаклизмов парламент часто играл решающую роль. Примером может служить Английская революция XVII века.

Сначала парламент был всё-таки второстепенным органом, призванным просто сглаживать конфликтные ситуации между народом и властью. Но постепенно в большинстве стран он превратился в высший государственный орган.

О выборах в парламент

По демократическим меркам необходимо, чтобы парламент избирался непосредственно населением. Хотя бы одна его палата. Выборы, как индикатор, показывают настроение общества. Свое выражение они находят в политических партиях, имеющих разную направленность. Формирует правительство обычно партия, которая набрала большинство голосов. Иногда это может быть коалиция. Проходить выборы могут по двум системам: пропорциональной, когда выбираются партии и мажоритарной, когда выбираются депутаты от избирательных округов. Проводятся выборы регулярно (обычно 1 раз в 4-5 лет).

О составе парламентов

Парламентарии нижней палаты называются депутатами, а верхней - сенаторами. В парламент может входить разное количество людей - от нескольких десятков до двух-трех тысяч, но в среднем это 300-500 человек.

Если парламент двухпалатный, они называются по-разному. Например, нижняя палата в Великобритании называется Палата общин, а верхняя - Палата лордов. В России парламент разделен на Государственную думу и Совет Федераций, в США - на Палату представителей и Сенат, в Казахстане - на Мажилис и Сенат. Верхняя палата обычно формируется не таким демократическим путем как нижняя.

Парламент разделяется на палаты для того чтобы законопроекты, которые инициируются и принимаются нижней палатой, были одобрены верхней. Последняя чаще всего занимает позиции, которые близки правительству. Существует вариант многопалатного парламента, но только в одной стране - Испании.

Внутри парламента, как правило, создаются комиссии и комитеты, курирующие определенные вопросы. Например, вопросы экономики или иностранных дел. Задачи таких подразделений - готовить решения парламента на соответствующую тему.

Также в парламенте имеются фракции. Создаются они по политическому принципу обычно из представителей партии. Депутаты, которые не вошли во фракции, объединяются в депутатские группы.

Пример стран, в которых парламент однопалатный.

Ключевые термины и понятия:

  • монокамеральные парламенты;
  • бикамеральные парламенты;
  • структура парламента;
  • полномочия парламента;
  • парламентские комиссии;
  • модели фракций;
  • виды законов;
  • формы парламентского контроля;
  • круг субъектов законодательной инициативы;
  • виды кворума.

В результате изучения данной главы студент должен

знать :

  • структуру парламента и организацию работы палат;
  • порядок формирования парламента и статус депутатов;

уметь :

  • указывать компетенцию парламента, которая зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил;
  • разбираться в особенностях законодательного процесса, в частности в области законодательной процедуры и основных стадий прохождения законопроекта;

владеть :

Понятийным аппаратом института парламентаризма.

Парламент как общенациональный представительный орган: возникновение и развитие

Парламент (от франц. parier и лат. pariare – говорить) – высший законодательный и представительский орган государства. Данный орган (либо похожий на него) имеется практически во всех государствах мира.

Институт представительской власти, который выполняет одновременно и законодательные функции , занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер или формально основаны, но распущены и не функционируют. Поскольку законотворчество – не единственная, хотя и основная функция этих представительских органов, для их обозначения употребляют другое собирательное наименование – парламент.

Международная панорама

Для официального обозначения высших органов представительской и законодательной власти в разных странах применяются различные названия: "парламент" – в 40 государствах (Великобритания, Канада, Румыния и др.): "народная (национальная) ассамблея" – в 37 (Болгария, Египет и др.); "федеральное собрание" – в 3 (Российская Федерация, Швейцария, Коморские Острова): "государственное собрание" – в 4 (Эстония, Венгрия и др.); "верховная (национальная) рада" – в 14 (Словакия, Украина и др.); "палата депутатов (или представителей)" – в 11 (Мальта, Марокко и др.); "конгресс" – в 16 (США, Аргентина и др.); "сенат" – в Маршалловых островах. В 19 государствах существуют индивидуальные названия: "сабор" (Хорватия); "фолькетинг" (Дания); "едускунта" (Финляндия); "альтинг" (Исландия); "кнессет" (Израиль); "ландтаг" (Лихтенштейн); "генеральные кортесы" (Испания); "риксдаг" (Швеция); "генеральные штаты" (Нидерланды); "скупщина" (Словения); "сейм" (Латвия, Литва); "совет представителей" (Эфиопия); "конституционное собрание" (Камбоджа).

Можно констатировать, что возникновение парламента как базового политико-юридического института в обществе, организованном в государство, фактически было естественной реакцией против деспотизма и специфической тирании феодального абсолютизма.

Кроме Англии, где с самого начала, т.е. с конца XIII в., это учреждение имело как сословный, так и территориальный характер, во всех других государствах того времени парламенты начали формироваться как настоящие органы народного представительства в ходе буржуазных революций XVIII–XIX вв. и последующего общественно-политического развития в XIX–XX вв.

По времени возникновения и становления современные парламенты можно условно разделить на четыре поколения, а именно: 1) давние (Средневековые) парламенты; 2) времен Новой истории; 3) возникшие после Второй мировой войны; 4) новейшие парламенты.

К парламентам первого поколения необходимо отнести те, которые имеют давнюю родословную, в частности Альтинг Исландии, который возник еще в 930 г., и Парламент Великобритании (конец XIII в.). Эти институты были и являются носителями многих политико-государственных традиций, способствуют утверждению демократии в своих сообществах.

Этапы развития и характеристика института парламентаризма представлены на схеме 11.1.

Схема 11.1.

Ко второму поколению относят все парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (Конгресс США, Парламент Франции, Стортинг Норвегии и др.). Катализаторами становления и развития парламентского строительства могут считаться в первую очередь парламенты США и Франции: первый сыграл важную роль в становлении органов народного представительства стран Латинской Америки, второй – ряда европейских стран и франкоязычных государств других континентов. И хотя ряд классических парламентов пережили упадок в первой половине XX столетия, когда в некоторых странах установились диктаторские режимы, во второй половине прошлого века они укрепили свои позиции (Австрия, Италия, ФРГ, Япония и др.).

Третье поколение представляют парламенты, образовавшиеся после Второй мировой войны в ряде стран Азии и Африки в связи с провозглашением их независимости.

Наконец, четвертое поколение парламентов, самое молодое, составляют парламенты государств из числа бывших республик Союза ССР и стран Восточной Европы. В подавляющем большинстве этих стран высшие представительские органы находятся на стадии постепенного превращения в настоящие органы народовластия.

Нередко парламентом называют только нижнюю палату, хотя в конституционном праве, особенно в англосаксонской правовой системе и в тех странах, где она сохранила свое влияние, понятие парламента шире: в его состав входят все высшие органы, которые принимают участие в принятии законов. В Великобритании, например, парламент как высший законодательный орган состоит из монарха и двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Трехчленная структура парламента существует в Австралии, Индии, Канаде, Пакистане, па Ямайке и в других странах британского Содружества (понятно, что в республиках место монарха занимает президент).

Конституция Индии (ст. 79) содержит предписание: "Учреждается Парламент Союза, какой складывается из Президента и двух Палат, которые именуются соответственно Советом Штатов и Народной Палатой". В ряде государств парламент представляет собой двуединое учреждение. В Танзании согласно Конституции 1997 г. к его составу относят президента страны и Национальную ассамблею; в Бразилии – это две палаты. Наконец, в некоторых странах парламент – это однопалатный представительский орган (на Кубе, в большинстве стран континентальной Европы и других континентов).

Как институты государственной власти парламенты по форме являются постоянно действующими собраниями представителей народа, на которых обсуждаются и решаются важнейшие общественные и государственные дела. По характеру деятельности они являются прежде всего органами законодательной власти.

Конституционная формула

В Конституции США 1787 г. (разд. 1) сказано: "Вес принятые здесь полномочия законодательной власти предоставляются Конгрессу". Эта формула в разных вариантах была воспроизведена в конституциях большинства государств. Другие высшие органы государственной власти, как правило, законы не принимают. Их нормативные акты называются по-другому (например, указы и декреты – законы президента, постановления, прокламации, конституционные акты военных органов (временных, советов и т.п.). Конечно, есть и исключения. В отдельных странах наряду с высшими представительными органами или при их отсутствии законы готовят некоторые другие органы: монарх в абсолютной монархии, народный консультативный конгресс в Индонезии (только в форме пятилетней программы развития), Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (по отдельным вопросам), постоянные комиссии итальянского парламента, секции парламента в Греции (в особых условиях).

Важно обратить внимание на то, что кроме законодательной функции в деятельности парламентов значительное место занимают и другие, в частности представительная, учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, квазисудебная, внешнеполитическая и т.п. Иначе говоря, парламент любого демократического государства объединяет в себе несколько качеств. Такая комплексная характеристика органа народного представительства находит отражение в конституциях. Приведем несколько конституционных определений парламента.

Форма правления Швеции 1974 г. (§ 4) фиксирует: "Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает постановления о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией". По-другому характеризует парламент Конституция Португалии. В ст. 150 она определяет: "Ассамблея республики является собранием, которое представляет всех португальских граждан". А дальше в разд. 2 довольно подробно излагается политическая и законодательная компетенции парламента, его контрольные полномочия, а также его компетенция относительно других органов власти. Но наиболее удачное определение этого понятия дает Конституция Испании (ст. 66): "1. Генеральные кортесы представляют испанский народ... 2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность правительства и, кроме того, владеют другими полномочиями, предусмотренными Конституцией".

Следовательно, современные парламенты – это общенациональные коллегиальные представительные органы государственной власти, которые полностью или частично избираются народом (избирательным корпусом), действуют на постоянной основе и осуществляют в механизме государственного властвования прежде всего такие функции, как законотворческая, учредительная, бюджетно-финансовая, внешнеполитическая, контроль за исполнительной властью и т.п.

Большое значение для характеристики парламента как конституционного института имеет упрочение его правового положения в системе органов государственной власти. Мировая конституционная теория и практика исходят из того, что правовой статус парламента обусловлен многими факторами, в первую очередь особенностями истории политических институтов соответствующего государства, его государственного и общественного порядка, провозглашенными в основных законах принципами, существующими партийными системами и социально-экономическими и политическими условиями и др.

И все же конституционный статус парламента зависит прежде всего от закрепленных в конституциях основополагающих принципов организации государственной власти в той или другой стране. В Великобритании, например, в качестве одного из фундаментальных провозглашается принцип парламентского верховенства, согласно которому орган народного представительства юридически выступает как источник всей законодательной власти. Вместе с тем принцип народного (национального) суверенитета предопределяет, что в конечном счете источник власти, в том числе законодательной, – народ, а парламент – один из органов государства, через который народ осуществляет свой суверенитет в форме законодательной функции.

Совсем по-другому определяется конституционный статус парламента в Конституции США 1787 г., где впервые была использована формула, согласно которой главным источником законодательной власти является народ (в преамбуле зафиксировано: "Мы, народ Соединенных Штатов... устанавливаем и вводим эту Конституцию...").

Вместе с тем в социалистических странах марксистская концепция традиционно умаляет значение парламента в управлении государственными делами, требуя заменить его (и в самом деле заменяет на практике) системой советов. Ее приверженцы считают, что в составе парламента при капитализме нет трудящихся.

В конституционной науке широкое распространение приобрела и концепция "рационализированного парламентаризма" (например, во Франции). Она предусматривает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако даже в странах, которые придерживаются этой концепции, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов. Совсем с других позиций отрицается значение парламента исламскими фундаменталистами, концепция которых построена на идее халифата. Здесь вместо парламента образовывается совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии в соответствии с Конституцией 1992 г. Хотя в большинстве мусульманских странах парламент избирается, но его роль зачастую ограничивается консультативными полномочиями.

В научной литературе справедливо связывают конституционный статус парламента с соответствующими формами государственного правления, ведь положение и роль высшего представительного и законодательного органа в решающей мере зависит от характера взаимоотношений вышестоящих органов государства. Рассматривая под таким углом зрения конституционный статус парламентов, можно выделить четыре основных модели.

Конституционные модели парламента

К первой модели относятся органы народного представительства тех государств, которые провозгласили в качестве основания конституционного порядка принцип парламентского правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Болгария, Греция, Венгрия и др.). Место и роль парламента в системе государственных органов определяется тем, что правительство является производным от него, оно формируется парламентом и несет ответственность перед ним. В некоторых из этих стран глава государства также избирается при активном участии парламента.

Вторая модель конституционного статуса парламентов присуща странам с президентской формой правления, которые заложили в основы организации государственной власти принцип жесткого разделения властей (США и др.). Существующая здесь конституционная система "сдержек и противовесов" четко отображает соотношение трех ветвей власти.

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления (Франция, Россия и др.). Здесь провозглашается институт парламентской ответственности правительства, однако и президент наделяется правом роспуска парламента.

Четвертую модель составляют парламенты "советского образца" (СРВ, КНР, КНДР, Куба). Здесь назначение парламента сводится к формальному одобрению законов, принятых за его пределами высшим партийными органами.

Нельзя отнести ни к одной из указанных моделей так называемые консультативные парламенты (Бахрейн, Бруней, Катар, ОАЭ), поскольку они являются только совещательными учреждениями.

В 1920–1960-с гг. роль парламентов резко снизилась. Они превратились в декоративные, ни на что не влияющие органы в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, в прикрытие для диктатуры партии и ее вождя либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и во Франции).

С конца 1960-х гг. начался и продолжается по сей день процесс возрождения парламентаризма. Парламенты постепенно "отвоевывают" новые полномочия и становятся главным органом в системе государственного аппарата большинства развитых стран. Процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами:

  • – избирательное право (активное и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины;
  • – были ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т.д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы меньшинства общества (главная причина повсеместного падения его авторитета после Первой мировой войны), в действительно всенародный орган;
  • – СМИ повысили интерес граждан к деятельности парламента;
  • – выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными;
  • – совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы;
  • – парламенты стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.
  • В английской литературе его нередко называют "легислатура".

англ. parliament от фр. раrler - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "П." этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАРЛАМЕНТ

или легислатура - высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии - парламент, в России и Швейцарии - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, и т д. Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, - редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании - палаты Общин и Лордов, в России - Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии - Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США - Палата представителей и Сенат, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, в Японии - Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах - своих субъектов федерации, в унитарных - территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования - от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400-600 депутатов, верхние - от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4-5 лет, верхние формируются на 6- 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. - прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. (с м. также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

Отличное определение

Неполное определение ↓