Остров крит кносский дворец. Кносский дворец (Knossos palace)

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, Греции и Европейского союза.
1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.
1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

2. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство, греческое законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.
2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ и соответствующая статья Законодательства Европейского союза и международного права). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.
2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ и соответствующая статья Законодательства Европейского союза и международного права).
2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации, Европейского Союза и общепринятых норм морали и нравственности.
2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.
2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

3. Условия предоставления услуг

3.1. После покупки экскурсии и осуществления брони, отмена экскурсии и возврат денег возможен лишь более чем за 24 часа до начала экскурсии и в размере 75% от общей суммы.
3.2. Перенос экскурсии возможен лишь более чем за 24 часа до начала экскурсии, в случае двухдневных поездок, требующих бронирования отеля, не позднее 48 часов до начала экскурсии.
3.3. Агентство не несет материальной ответственности за срыв путешествия в результате влияния третьих сил или форс мажора в ходе осуществления экскурсии (погодные условия, катастрофы, социальные волнения, забастовки, теракты и прочее) и оставляет за собой право изменить ход путешествия, если считает это необходимым для сохранения безопасности группы.
3.4. Агентство оставляет за собой право менять транспортные средства, используемые для осуществления путешествия, по своему усмотрению, если считает необходимым.
3.5. Агентство оставляет за собой право отменять или переносить осуществляемое путешествие в соответствии с погодными условиями и другими факторами. Возврат суммы производится в полном размере.
3.6. В случае неосуществления экскурсии Агентство полностью возвращает сумму - только затраченную за покупку экскурсии. Неустойки и расходы, связанные с планированием экскурсии, понесенные клиентом, агентство не компенсирует.
3.7. Агентство оставляет за собой право пользоваться услугами партнеров, обеспечивающих равноценное или высшее качество предоставляемых услуг.

4. Прочие условия

4.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Греции и Европейского Союза.
4.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельости, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.
4.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.
4.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

5. Безопасность сайта и трансакций

5.1. Сайт не сохраняет никаких данных Пользователя, кроме тех, которые необходимы для качественного выполнения своих обязательств.
5.2. Оплата всех услуг на Сайте, которая делается с помощью банковской карты, осуществляется на платформе обработки электронных платежей "Alpha e-Commerce" греческого банка Alpha Bank с использованием способа шифрования TLS 1.1 с криптографическим протоколом 128-bit (Secure Sockets Layer - SSL). Шифрование - это способ кодирования информации для безопасной передачи ее по каналу связи определенному получателю, который сможет раскодировать её только с помощью подходящего ключа.
5.3. Все страницы Сайта шифруются протоколом шифрования TLS 1.2 с длиной ключей в 128 бит.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

Кносский дворец на острове Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода — 2700 до 1420 года до н.э. По своему архитектурному строению Кносский Дворец царя Миноса представляет собой настоящий Лабиринт, напоминающий нам множество древних легенд, рассказывающих о том, что в многочисленных лабиринтах дворца жил , который смог выйти из лабиринта с помощью нити Ариадны.

Кносский дворец была не просто резиденцией царя Миноса и высших сановников государства, но и административным и экономическим центром, вокруг которого раскинулся древний город Кносс.

По легенде дворец в Кноссе построил Дедал, отец легендарного Икара в 2000 году до н.э., Кносс по-гречески - Κνωσσός, по-латински - Cnossus, исконное название города на минойском языке - KA-NU-TI. Несколько веков — 2000-1700 г. до н. э. — Кносский дворец оставался экономическим и административным центром острова, но был разрушен сильнейшим землетрясением в 1700 году до н.э.

Согласно исследованиям, Кносский дворец на Крите был восстановлен 1700-1450 гг. до н. э . - во время высочайшего расцвета Минойской цивилизации. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением своего времени, ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев, которых Гомер называл «Eteocretans» («истинными критянами») , потомками царя Миноса.

Восстановленный Кносский дворец пережил свой второй период расцвета, он просуществовал ещё 250 лет, но вновь был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторини. Сильнейшие приливные волны нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей Минойской цивилизации, прекратившей своё существование. Многие жители Крита переселились в Микены, Кносский дворец не восстанавливался, но сам город Кносс отстроился заново.

Многие учёные, изучая запутанный план дворцового комплекса, уверены, что сам дворец и является сложнейшим легендарным лабиринтом. Дворцовый комплекс правильнее называть древним городом, а не просто дворцом, на площади 16 000 кв. метров расположилось более 1300 различных помещений.

Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан английскому археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на Крите и масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Увлечённый своим открытием, Эванс не только руководил всеми археологическими работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части дворцового комплекса, за что его впоследствии многие критиковали.

Видимо, оттого, что Кносский дворец был разрушен, а затем через сотни лет его восстанавливали совершенно другие строители, возникает ощущение невероятного хаоса всего комплекса.

Планировка всего сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.
В постройке дворца очень мало симметричных деталей, некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом, многие фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, но технология строительства находилась на высочайшем уровне.

Некоторые архитектурные элементы очень эффектны и привлекают внимание современных архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, имеющие необычную форму и сужение снизу, колонны выкрашены в красный цвет охры и чёрный цвет окантовки сверху и снизу.

Не менее интересны большие каменные лестницы, выполненные из цельных выпиленных блоков.

В Кносском дворце археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения 20 - 21 веков до н.э., как водопроводы в толще стен дворца, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, а также на лестницах имеются специальные сточные каналы для воды, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система для банные помещения, туалетов, выходящая далеко за пределы дворцового комплекса.

Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологоги обнаружили залы для торжественных приёмов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.в стенах дворца была сделана вентиляция.

Кносский Дворец это сложная система храмов, залов, театра, различных комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.

Артур Эванс был изумлён красотой , и отметил удивительное сходство между фресками дворца минойского Крита и египетским изобразительным искусством. Дальнейшие исследования доказывают самобытность , самостоятельно сформировавшейся на Крите . Минойцы пользовались сверхточным календарём, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.

Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.


Современному биографу, задумавшему в подражание Плутарху дать параллельные жизнеописания выдающихся героев археологии, бесспорно, пришлось бы объединить Шлимана в одну пару с Эвансом. Оба они были первооткрывателями эгейской культуры, давшими толчок к ее изучению.

Между тем в биографиях и характерах, судьбах обоих ученых имеется мало общего. Артур Эванс родился в 1851 г. в состоятельной семье. Его отцом был один из знаменитых английских антикваров, собиратель и исследователь доримских монет Италии. Артуру Эвансу, в отличие от Шлимана, не приходилось колесить по свету в погоне за куском хлеба и добиваться сомнительными предприятиями обеспеченности и положения в обществе. Ему не требовалось изобретать собственные методы ускоренного изучения языков. Знание классических и новых языков дала Эвансу учеба в лучших университетах Англии и Германии.

Оттуда же он вынес твердые познания в области истории и искусствоведения, обеспечившие ему звание профессора. Эвансу не приходилось бороться с нападками невежд и недоброжелательством коллег. Наука не была его прихотью или временным увлечением. Она являлась его предназначением и профессией, а удача - постоянной спутницей. Хладнокровный и чопорный, как истый англичанин, Эванс не предварял своих трудов автобиографическими этюдами и не рекламировал своих открытий.

В 1889 г. Эвансу, бывшему с юности страстным коллекционером, попалась на глаза странная каменная печать. На ней были вырезаны удивительные иероглифы: голова волка с высунутым языком, голова барана, птица и т.п. Эванс узнал, что печать купили в Афинах, и он отправился туда, чтобы выяснить ее происхождение. Ему удалось приобрести несколько подобных печатей с иероглифами и узнать, что они происходят с острова Крит.

В 1893 г. Эванс выступил с научным сообщением о 60 иероглифах, восходящих к распространенному на Крите рисуночному письму. Так было привлечено внимание к острову, со времени Гомера прославленного в греческих легендах. «Очевидно, там есть и другие памятники древнейшей культуры», - решил Эванс. Весной 1898 г. он прибыл на северное побережье Крита в город Гераклейон, рассчитывая задержаться здесь на пару недель. Бродя по городу и его окрестностям, он натолкнулся на холм Кефала, скрывавший, как ему показалось, развалины древнего города. Именно на это место некоторое время назад обратил внимание Шлиман, полагавший, что под холмом укрыт древний Кносс, столица легендарного Миноса. Открыватель Трои и Микен едва не стал пионером критской археологии. Его, дельца, остановила лишь высокая цена, назначенная за участок его владельцем. Купив холм, Эванс на правах собственника приступил к раскопкам, затянувшимся на тридцать лет и ставшим едва ли не главным открытием приближающегося XX в.

На протяжении первых двух месяцев работы, осуществлявшейся на собственные средства Эванса, на площади в полтора гектара было вскрыто величественное здание. Не было сомнений, что это - дворец, принадлежавший могущественному царю. Впоследствии, уже после итальянских раскопок в Фесте и Агиа Триаде, выяснилось, что это самое древнее монументальное сооружение Крита. Оно было грандиознее дворцов в Микенах и Тиринфе, обнаруженных Шлиманом, и обладало значительно более сложной и запутанной планировкой. В нем имелись несколько этажей, подземелья с многочисленными ходами, коридорами и множеством залов. Тут же были святилище, школа для обучения письму, мастерские, школа для художников, кладовые. Все это позволило археологу сравнить новооткрытый дворец с лабиринтом греческих мифов .

В одном из залов нижнего этажа обратили на себя внимание поднимающиеся одна над другою ступени. Ясно, что они предназначались для зрителей или зрительниц. Не эти ли зрительницы изображены на стенах в голубых и желтых одеждах, с вычурными прическами и локонами, ниспадающими на грудь? Среди этих женщин могла быть и сама Ариадна. Но о чем они беседовали между собой? Может быть, об удивительной ловкости укротителей быков, прыгающих через спины разъяренных животных? Игры с быками, запечатленные художником, невольно заставляют вспомнить о Минотавре, «быке Миноса». Не была ли легенда о схватке Тесея с Минотавром навеяна этими играми? А, может быть, рассказ о съедении Минотавром юношей и девушек - переосмысление совершавшихся во дворе человеческих жертвоприношениях?

В другом зале был обнаружен впечатляющий царский трон с высокой спинкой. Здесь должны были восседать цари. Легенда сохранила их имена - Минос и его братья Радамант и Сарпедон. Может быть, существовала целая династия Миносов? А в чем смысл легенды о том, что Минос был сыном Зевса и прекрасной финикиянки Европы? Свидетельство ли это обожествления критянами царской власти или, может быть, воспоминание о финикийском происхождении властителей Крита?

Каждый день раскопок приносил новые свидетельства богатства и изощренности критской культуры. В Кносском дворце были обнаружены ванная комната и водопровод. А ведь много позднее, в V в. до н.э., считавшимся периодом наивысшего расцвета греческой культуры, греки не знали ни водопровода, ни канализации, ни ванн.

Эванса поразил необычный вид сосудов, найденных в развалинах дворца и других местах. Подобных им не было ни в Греции, ни на Востоке. На одних были изображены растения с тщательно выписанными деталями стебля, дающими возможность безошибочно определить, какой именно цветок изображен. Стенки других сосудов были украшены изображениями морских растений и животных, осьминогов, наутилусов, рыб, ракушек. Эти же сосуды обнаружены в других частях Крита. На круглом сосуде из Гурнии представлен осьминог с выпученными глазами: щупальца с присосками охватывают всю поверхность вазы, а промежутки между ними заполнены кораллами и водорослями, создающими иллюзию водной среды. На сосуде из Псири видны запутавшиеся в сетях дельфины - первое свидетельство истребления человеком этих удивительных животных. Некоторые вазы с мастерством имитируют поверхность бронзовых изделий. Критская керамика, расцвет которой приходится на XVIII до н.э., не имеет аналогов в мировом искусстве, создавая впечатление текучести и гибкости, упругого напряжения, которое так прекрасно передает стихотворение Осипа Мандельштама:

Гончарами велик остров синий -
Крит зеленый - запекся их дар.
В землю звонкую: слышишь дельфиньих
Плавников подземный удар?
Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине.
И сосуда студеная власть
Раскололась на море и страсть.

Наряду с расписными глиняными вазами в 18 помещениях дворца Эванс обнаружил глиняные сосуды двухметровой высоты вместимостью до 185 литров. Они располагались рядами и предназначались для хранения и транспортировки зерна, оливкового масла, вина, фиников, бобов. Всего эти пифосы вмещали 475 тысяч литров провизии, которой, по подсчетам Эванса, было достаточно, чтобы прокормить город с населением в 80 тысяч человек. Таким образом, археологические данные показали, что царский дворец Кносса, подобно дворцам Египта и Двуречья, был хозяйственным организмом, местом сбора и хранения продуктов и ремесленных изделий. Удалось также установить, что с древнейших пор на Крите материалом для ремесла служил камень. На стенках каменных сосудов изображены кулачные бои, схватки (игры) с быками, шествия воинов и земледельцев.

Мастерству гончаров и камнерезов не уступало искусство критских ювелиров. На двух золотых кубках из Вафио (Пелопоннес, с которым Крит был связан торговыми контактами) рельефно изображены ловля и укрощение диких быков. На одном из рельефов видны растения, показывающие, что действие происходит в лесу. В центре рельефа представлена сеть для загона животных. Можно думать, что охота в то время уже не была главным источником пропитания, а являлась развлечением царей и знати. Художник, искусно изобразивший сцену охоты на золотых кубках, выполнял заказ владельца дворца.

Оригинальным достижением дворцового искусства была стенная роспись, достигшая совершенства к 2000 до н.э. По фрескам, обнаруженным Эвансом, можно судить о костюмах, прическах, украшениях того времени. Женщины носили длинные юбки, состоящие из нескольких нашитых друг на друга кусков материи. Верхняя часть тела, за исключением плеч, была обнажена. Но более всего фрески интересны как источник сведений о политической истории. На одной из фресок изображен молодой царь (или жрец?). Из-под короны выбиваются длинные волосы. На шее юноши - несколько рядов украшений, на руках - массивные браслеты. Ближайшей опорой царя была армия, где наряду с критянами служили наемники-чужеземцы. Некоторые из египетских памятников дают такое же изображение критских воинов. С шеи до ног их защищал щит, имевший форму восьмерки. Наступательным оружием являлось копье.

Фрески так же, как и сосуды «морского стиля», иллюстрируют роль моря в жизни древних критян. Морской пейзаж с дельфинами и рыбками украшал «мегарон царицы» Кносского дворца. По фрескам мы знакомимся со священными «бычьими играми» с участием акробатов. Фрески, рельефы на стенках сосудов и печатях, миниатюрные модели святилищ позволили изучить религию древних критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Недаром легенда о Зевсе, превратившемся в быка и похитившем Европу, привязана к Криту. Изображения быков и бычьих рогов можно найти в святилищах, на «столах для приношений» (алтарях), на фресках и печатях. Часто встречается рисунок двойной секиры, использовавшейся при жертвоприношениях и со временем превратившейся в предмет культа. Эванс полагал, что слово «лабиринт», которое связывали с Кносским дворцом, происходит от названия двойной секиры - «лабрис».

О почитании критянами змей свидетельствуют женские статуэтки со змеями и ритуальные предметы с изображениями змей. Возможно, существовало также почитание птиц, в особенности голубя, связанного с женскими божествами плодородия. Имеются намеки на культ солнца (рисунки колеса). Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Форму пещеры имели древнейшие святилища критян. Важным ритуалом было посвящение богам первинок урожая.

Тридцать лет отдал Эванс раскопкам на легендарном острове. Их результатом явилась монументальная работа «Дворец Миноса в Кноссе», выходившая отдельными томами с 1921 по 1935 г. Эванс познакомил читателей с изумительной архитектурой, с высокохудожественной керамикой, с прекрасными рисунками живописцев и великолепными изделиями ремесленников, с искусством множества мастеров, которых легенда представила в едином обрезе - умельца Дедала.

Эванс не только опубликовал материалы раскопок, но и прекрасно систематизировал их, снабдив четкой хронологией. История догреческого Крита была разделена на три периода, названных «минойскими» по имени легендарного царя Миноса: раннеминойский (3000-2200 гг. до н.э.), среднеминойский (2200-1600 гг. до н.э.), позднеминойский (1600-1200 гг. до н.э.).

Основой датировки послужило сходство предметов, найденных на Крите, с хорошо изученными памятниками из Египта и Двуречья. Это же сходство позволило проследить контакты критян с египтянами, вавилонянами, финикийцами. На критских печатях нередко изображены корабли, идущие под парусами и на веслах. На некоторых кораблях можно различить палубы для пассажиров. Критяне обладали военным и торговым флотом, позволявшим им господствовать в Средиземноморье в XVI-XII вв. до н.э., еще до того, как славу первых мореплавателей и торговцев завоевали финикийцы. Именно к этому времени относятся египетские вазы из алебастра, камня и фаянса, амулеты с именами египетских фараонов. Критские торговцы проникали в Египет. Их изображения находят на египетских рисунках. Египтяне называли критян «кефти». Интенсивные торговые отношения поддерживались также с Сирией и Финикией, о чем свидетельствуют найденные там предметы критского производства. Египетский фараон Тутмос III, побывавший в Финикии в XV в. до н.э., видел там критские корабли, построенные из кедра с Ливанских гор.

Связи были установлены не только с Востоком, но и с Западом. Легенда рассказывает о том, что в погоне за Дедалом, покинувшим остров с помощью прикрепленных к рукам крыльев, Минос посетил Сицилию и Сардинию. На Сардинии были обнаружены слитки меди в форме бычьей шкуры - такие же, какие Эванс нашел на Крите. В Кноссе, среди памятников первой половины II тысячелетия до н.э., был найден янтарь, привезенный с берегов Балтики. Многочисленны находки критской керамики в Африке. Так, получила подтверждение легенда о контактах критян со странами Запада. Во время раскопок Kносского дворца было открыто множество табличек с надписями. По характеру письма эти надписи были разделены Эвансом на отдельные группы - иероглифическое, линейное письмо А и линейное письмо Б.

Таинственные таблички дешифровке не поддавались. Эванс, поднявший из забвения дворец Миноса, оказался бессильным подобрать ключ, который открыл бы «уста» его обитателям: они продолжали молчать. Именно поэтому он не торопился публиковать свои таблички в надежде, что сможет прочесть их сам. Такова, впрочем, слабость многих ученых, считающих все открытое ими своей научной собственностью: тем самым вольно или невольно тормозится развитие науки.

Возможно, это было единственной неудачей в триумфальном шествии к высшим почестям. В 1909 г. Артур Эванс занял кафедру археологии в Оксфордском университете. В 1916 г. он был избран президентом Британской академии наук. В 1936 г. Королевское общество наградило его медалью Коплея.

Около 1450 г. до н.э. Крит был занят переселенцами с Пелопоннеса, которых Гомер называл ахейцами. Так Кносс стал главной резиденцией правителя пришельцев, имя которого неизвестно Гомеру, равно как и сам факт этого переселения. Несмотря на некоторые разрушения, Кносский дворец остался нетронутым. Его планировка не была нарушена. На своем месте оставался и царский тронный зал, украшенный новыми, присущими ахейскому материку фресковыми росписями. По-видимому, кноссцы владели всем островом или, по крайней мере, его значительной частью. В отличие от минойцев, бывших мирными людьми, они отправляли своих покойников в Аид вместе с оружием. Это, наряду с другими находками, свидетельствовало о наступивших на острове этнических переменах.

Сэр Артур Эванс скончался в июле 1941 г., через месяц после того, как гитлеровские парашютисты захватили Крит. Это было последним
ударом судьбы. Кносс подвергся бомбардировке. Английский археолог Дж. Пендлбери, продолжавший дело Эванса, был расстрелян немцами. Но Дворец Миноса был уже известен всему миру. Эванс оставил этот дворец как памятник своему труду и упорству. И у него появились последователи.

Знакомясь с классическим трудом «Дворец Миноса…» через век после его опубликования современный исследователь не может не отдать должное научному подвигу Эванса и великолепию открытой им цивилизации. Но многие из авторских оценок, считавшихся некогда откровением, кажутся ныне наивными и ошибочными. Кто, например, будет теперь считать, вслед за Эвансом, микенскую культуру провинциальным отголоском критской или трактовать критян в этническом и языковом отношении как карийцев? Совершенно устарела предложенная Эвансом периодизация истории древнего Крита. Во время раскопок Кносса в 1958-1966 гг. выявлен слой с остатками неолитических хижин. Радиоуглеродный анализ дал 6340 г. (плюс-минус 100 лет) до н.э. Это почти такая же древность, как в Чатал-Гуюке и Иерехоне, где обнаружен докерамический неолит. Раскопками на Крите был поставлен ряд проблем, не встававших перед Артуром Эвансом. Это, прежде всего, отношение между Минойской культурой и другими культурными очагами, Элладской, в собственно Греции, Кикладской на островах. Разрешением всех этих проблем занимаются современные ученые, использующие не только археологические данные, но и письменные источники.

  • Дни смерти
  • 1970 Умерла - археолог, музейный работник, кандидат исторических наук (1941). Разработала классификацию фатьяновской культуры (моск., ярослав. и чуваш. группы), хронологию андроновской культуры, создала концепцию истории бронзового века Нижнего Поволжья и Север. Причерноморья.
  • 2010 Умер - советский и российский учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Центральной Азии, исследователь памятников Алтын-депе, Джейтун.
  • 2014 Умер Владимир Евгеньевич Ерёменко - российский археолог, создатель сайта Археология.Ру , основатель движения в защиту археологического наследия «Аматор», специалист по археологии кельтов.
  • Является Кносский дворец. Его окружает ореол мифов и загадок, многие знаменитые личности древних эпосов так или иначе связаны с ним. Смотрите сами: его построил отец Икара – Дедал, в запутанном лабиринте жил Минотавр, убитый Тесеем, при помощи принцессы Ариадны.

    В настоящее время дворец представляет собой остатки древних руин и реконструированные постройки.

    История

    Сначала на этом месте существовало неолитическое поселение, которое впоследствии превратилось в город Кносс - крупнейший на Крите в ту эпоху.

    Непосредственно Кносский дворец был построен в 5 км к югу от . Точная дата постройки дворца неизвестна, но ориентировочно это произошло около 2000-1700 г. до н. э. Его размеры были очень большими по тем временам - 180 х 130 м. Внутри находилось более 1000 комнат и помещений, которые соединялись запутанным лабиринтом. Здесь жил царь и придворная свита.

    Просуществовал дворец недолго, так как был разрушен землетрясением около 1700 г. до н.э. Но почти сразу же начались работы по восстановлению и он был отстроен заново. В новом виде он просуществовал еще пару веков, но опять был разрушен: сначала землетрясением с цунами, а потом дело довершил пожар.

    После этого дворец заново не отстраивался, но сам город Кносс продолжал существовать.

    «Новое открытие» Кносского дворца произошло в конце 19 века, когда в 1878 году начались раскопки. Правда, вскоре они были прерваны турецким правительством и возобновились лишь в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом. Именно под его руководством было реконструирована часть дворца.

    Внутреннее убранство Кносского дворца поражает: залы, лестницы, галереи, колоннады. На стенах повсюду висят фрески. Переходы между помещениями часто запутаны, это своего рода лабиринт со множеством секретных комнат и тупиков.

    Ниже представлена карта территории.

    Фильм о дворце

    Небольшой фильм рассказывающий об истории Кносского дворца, о том, как он выглядел, а также мифы и легенды, связанные с ним.

    Как добраться до Кносского дворца

    Кносский дворец находится недалеко от , добраться туда можно на автобусе с автовокзала и от фонтана на площади Львов.

    Посещение дворца платное, стоимость билетов - 15 евро. Часы работы 8:00 - 20:00 с июня по октябрь, режим работы в остальное время - 8:00 - 15:00.

    При желании можно доехать на такси из любого места на .

    В Грецию на остров Крит мы ездили по пакетному туру, так как в тот момент это оказалось значительно дешевле самостоятельного путешествия. Остановились мы в городе Херсониссос (греч. Χερσόνησος). Перед поездкой мы поставили себе цель: не пользоваться услугами турагентств, а попробовать самостоятельно спланировать и посетить местные достопримечательности. А самым известным, на острове Крит, является Кносский дворец. Самостоятельно посетить Кносский дворец на острове Крит довольно просто. Мы выяснили, что Кносский дворец находится недалеко от города Ираклион (греч. Ηράκλειο), столицы острова Крит. Оказалось, что из Херсонисоса до Ираклиона ходят автобусы. Да и вообще на Крите между городами очень хорошо развито автобусное сообщение. И надо отдать должное их работе, автобусы ходят почти точно по времени, расписание маршрутов можно посмотреть на любой остановке.

    Проезд от Херсонисоса до Ираклиона стоит 3 евро за человека в одну сторону. За дочку мы не платили, так как брали на руки, но если были свободные места, она занимала одно место и никто не возмущался. В каждом автобусе имеется кондуктор, но это отнюдь не тётенька с сумкой, как мы привыкли наблюдать у нас в стране. Это в основном молодые люди, одетые в униформу, с мобильными кассовыми аппаратами. В общей сложности дорога занимает около сорока минут. Доехать нужно до конечной точки автобуса — автовокзала Ираклиона. С этого же автовокзала ходят автобусы до Кносского дворца, стоимость проезда 1,5 евро в одну сторону с человека. Кассы для покупки билетов до Кносса и сами автобусы, стоят отдельно по левую сторону если смотреть на центральный вход автовокзала. Дорога занимает не более 30 минут. Будьте готовы к тому, что на входе в Кносский дворец вас ожидает большая очередь, но продвигается достаточно быстро.

    Вход стоит 6 евро с человека (за дочку билет не потребовали).

    А сейчас небольшой лайфхак. Чтобы было интересно осматривать развалины Кносского дворца, нужно знать историю этого места, а для этого примкните к русскоговорящей группе туристов с гидом, и вы узнаете много интересных исторических фактов. Что мы собственно и сделали 🙂 А если вы достаточно хорошо знаете английский или греческий, то вам помогут вот такие штуки.

    Обязательно возьмите с собой солнцезащитный крем и головной убор, солнце палит нещадно.

    Это «пифосы», глиняные бочки в которых древние греки хранили продукты. Их собрали из найденных черепков.

    Раскопки ведутся до сих пор.

    Найденные кусочки фресок восстанавливают и дорисовывают, на фото видны фрагменты оригиналов.

    Вот такая очередь стоит перед входом в лабиринт легендарного Минотавра. Мы ее честно отстояли, надеясь увидеть что то необычное, думали будем спускаться в лабиринт. Но, увы и ах!

    Увидели мы только это…

    В детстве я с удовольствием читала книгу «Мифы и легенды Древней Греции». Кое-что осталось в памяти, но все же нужно было перед поездкой освежить информацию. Да и вообще, я пришла к выводу, если едешь смотреть исторические памятники, прежде стоит почитать о них. А то как то теряется смысл посещения таких мест.

    На обратном пути из Кносского дворца, попросите водителя или местных пассажиров подсказать вам остановку поближе к другой достопримечательности Ираклиона — цыганскому рынку. Там можно покушать мини шашлычки за 0,5 евро и купить какую- нибудь шмотку из 80-х годов за несколько евроцентов.

    Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

    Поиск и покупка авиабилетов
    Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
    One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

    Поиск и бронирование жилья

    1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
    2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
    3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
    Прокат автомобилей
    - отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

    Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!