Аргумент из рассказа Паустовского "Телеграмма". Равнодушие к близким

“Телеграмма” – произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Паустовский обращается к теме “отцов и детей”, что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание “Телеграммы” Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Анализ произведения “Телеграмма”

Структура

Рассказ перед нами или повесть? “Телеграмма” Паустовского – короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть – представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть – знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент – зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица – жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя – она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в “Телеграмме”

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека – своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя – неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон – работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он – сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма – символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.


Проблема одиночества (одинокой старости)

В рассказе Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна тяжело переживает своё одиночество. У неё есть родная дочь Настя, но их разделяет расстояние. Катерина Петровна проживает в селе Заборье в мемориальном доме своего отца – известного художника, а Настя работает секретарём в Союзе художников в Ленинграде (события происходят в 1946 году). Девушка, похожая на Сольвейг, слишком увлечена своей работой, организацией выставок. Её пугает утомительная дорога, скучная деревенская жизнь, поэтому вот уже три года она не приезжает к матери, не пишет писем, а только посылает денежные переводы раз в два-три месяца. Причиной одиночества Катерины Петровны становятся эгоизм, равнодушие и чёрствость души её дочери. В Заборье Катерину Петровну посещают три человека.

Это молодой и весёлый почтарь Василий, который приносит денежные переводы, старик – сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девочка Манюшка, которые помогают одинокой старой женщине по хозяйству. Но Катерина Петровна не может поговорить с ними на темы, которые ей близки. Она образованная, культурная женщина, в молодости была в Париже, её отец был знаком с Крамским, а деревенские жители простые, душевные, но не такие образованные, да и неинтересны им личные воспоминания. Несомненно, Катерине Петровне не хватает общения с родным и близким человеком, чужие люди не могут заменить ей дочь.

Одинокая старость печальна, как холодная ненастная осень. Нужно быть внимательным к одиноким людям, пытаться помочь скрасить им одинокую старость. Но самое главное – близкие люди не должны забывать о своих родных, навещать их, дарить душевное тепло.

Проблема равнодушия, безразличия, душевной чёрствости

Почему люди равнодушны к судьбе окружающих? Почему им безразличны чужие страдания и переживания? Что является причиной душевной чёрствости? Почему чаще всего мы забываем о близких и родных?

В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» молодая женщина Настя, работающая секретарём в Союзе художников в Ленинграде, проявляет равнодушие по отношению к своей матери, одиноко доживающей своё век в селе Заборье. За три года она ни разу не приехала к матери, не написала ей письмо, лишь раз в два-три месяца высылала денежные переводы. Как объяснить такое безразличие к судьбе собственной матери? Даже когда Катерина Петровна впервые попросила Настю в письме приехать повидаться с ней, так как она чувствует, что зиму не переживёт, Настя не откликнулась на эту просьбу. Она испугалась долгой дороги, сельской скуки, оправдывая себя неотложными делами на работе. Голос совести вызывал в её душе глухое беспокойство, но она проигнорировала внутренний упрёк в равнодушии к матери. Только получив телеграмму о том, что мать умирает, девушка поняла, что мама – это единственный родной человек, который любит её искренне. Это позднее раскаяние не сняло с души Насти чувства непоправимой вины.

4. Проблема чуткости, доброты, милосердия, сострадания.

Какого человека можно назвать чутким? В чём сущность милосердия? Должны ли мы проявлять сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи?

Чуткий человек не будет равнодушным по отношению к чужому горю. Доброта такого человека проявляется не только в молчаливом сочувствии, в словах ободрения, но и в делах, поступках. Таким добрым, отзывчивым человеком является герой рассказа К.Паустовского «Телеграмма» старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Он жалеет одинокую немощную женщину Катерину Петровну, дочь которой живёт в Ленинграде и совсем забыла о своей матери, не навещает, не пишет писем, ссылаясь на занятость. Тихон срубает сухие деревья в саду, пилит их и колол на дрова, ежедневно навещает Катерину Петровну, интересуясь, нет ли известий от дочери. Не дождавшись ответа, неловко потоптавшись, он уходит, скрывая слёзы сожаления. Помогает «бабке» и дочь колхозного сапожника, соседская девчонка Манюшка. Она носит воду, топит печь, ставит самовар, метёт пол. Эти простые люди не говорят, но делают, сочувствуя «горю её горькому», «страданию неписаному».

5. Проблема внимания к человеку, заботы о нём

В чём заключается забота о человеке, внимание к нему? В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» секретаря Союза художников в Ленинграде Анастасию Семёновну на обсуждении выставки молодого скульптора Тимофеева благодарят за заботу и чуткость. Две недели она потратила на то, чтобы организовать эту выставку, «вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности». Седой вспыльчивый художник отметил, что есть много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, но это только на словах, а как дойдёт до дела, то натыкаешься на пустые глаза. Известный художник Першин тоже в своей речи отметил, что забота о человеке становится прекрасной реальностью, которая помогает расти и работать. Но мы знаем, что, заботясь о чужом, в сущности, для неё человеке. Настя забывает о собственной матери, которая одиноко доживает свой век в селе Заборье. Прикрываясь заботой о человечестве, она оставляет без нравственной поддержки собственную мать, которая больше нуждается в заботе и внимании, потому что Настя для Катерины Петровны – единственный родной человек, и никто другой ей не нужен. Рассказ заканчивается печально. Катерина Петровна умирает, так и не повидавшись со своей дочерью. А опоздавшая на два дня на похороны матери Настя навсегда останется с чувством непоправимой вины.

6. Проблема нравственной ответственности человека за свои поступки

Всегда ли мы осознаём, что когда-нибудь нам придётся отвечать за свои поступки? Всегда ли можем исправить свои нравственные ошибки? Героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» Настя не задумывалась о том, что она несёт нравственную ответственность за свою старенькую немощную мать, доживающую свой одинокий век в селе Заборье. Живя в Ленинграде и работая в Союзе художников секретарём, девушка полностью погрузилась в свою работу, много сил отдала организации выставки молодого талантливого скульптора Тимофеева, твёрдо решив вывести его из безвестности, причём делала она это и помимо своего рабочего времени. А кто же позаботится о её матери? Кто срубит в саду засохшие деревья, распилит их, наколет на дрова? Кто принесёт воды из колодца, подметёт полы, поставит самовар? Всё это делали совершенно бескорыстно из жалости и сочувствия совсем, казалось бы. чужие люди: сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девчонка, дочь колхозного сапожника Манюшка. Катерине Петровне нужно было только одно: повидаться перед смертью с дочерью. Получая письма от матери, Настя испытывала смешанные, противоречивые чувства. С одной стороны вздох облегчения: раз пишет – значит, жива. С другой стороны, в душе пробуждалось какое-то глухое беспокойство. Как жаль, что Настя не прислушалась к голосу своей совести. Она опоздала на похороны матери, упустила то время, когда бы ещё смогла оправдаться перед матерью, попросить у неё прощения. Настало время отвечать за своё равнодушие и безразличие к матери. Никто бы, кроме матери, не смог с неё снять невыносимой тяжести, чувства непоправимой вины.

7. Проблема совести.

Что такое совесть? Всегда ли мы прислушиваемся к голосу совести и поступаем так, как велит совесть? Что с нами происходит, если мы игнорируем «Божий глас»?

Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя, секретарь в Союзе художников в Ленинграде, увлеченная своей работой, организацией выставки молодого скульптора Тимофеева, не прислушивалась к голосу своей совести. У неё в селе Заборье доживала свой век старенькая мама Катерина Петровна, но Настя вот уже три года не навещает своей матери, ссылаясь занятостью. Она получила письмо от матери на службе, но положила его в сумочку, не распечатав, решив, что прочитает дома. После работы она пошла в мастерскую к Тимофееву, чтобы познакомиться с условиями его жизни и работы. Несмотря на то, что каждое письмо матери вызывало в ней глухое беспокойство, служило немым укором, Настя прочитала письмо только поздно вечером дома, протаскав его целый день в сумочке. Неслучайно когда она смотрит на бюст Гоголя в мастерской Тимофеева, ей кажется, что писатель бросает на неё насмешливый взгляд, зная её насквозь. Ей кажется, что сверлящие гоголевские глаза говорят ей: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное…»

Вместо того, чтобы откликнуться на просьбу матери и приехать к ней повидаться, Настя две недели возилась с выставкой. На собрании все хвалили Настю за внимание к человеку и заботу о нём, а она краснела, вероятно, от стыда. Ей передали телеграмму с сообщением о том, что мать умирает. Она скрывает это от старого художника, боится, что кто-нибудь узнает о содержании телеграммы. Кроме того, она испытывает на себе чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный. Когда она с усилием подняла глаза, то тотчас же их отвела: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

8. Проблема вины и раскаяния

Чувство вины невыносимой тяжестью лежит на совести. Испытывая раскаяние, человек

стремится исправить свою нравственную ошибку. Готов попросить прощения у того, кому он причинил боль, кого заставил страдать. Чаще всего мы причиняем боль своим близким и родным. Но бывает так, что ошибку исправить невозможно. Не у кого просить прощения. Так было с главной героиней рассказа «Телеграмма» К.Паустовского Настей. Работая в Ленинграде, она три года не приезжала к матери в Заборье, не откликнулась на её просьбу повидаться. Только когда получила телеграмму о том, что мать при смерти, поняла, насколько дорога ей мать. Но она не успела попрощаться с матерью, попросить у неё прощение. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.

9. Проблема благодарности и отзывчивости

Каждый ли человек способен на чувство благодарности? Нужно ли на добро платить добром? Ответы на эти вопросы можно найти в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».

Герой этого рассказа Тихон, сторож при пожарном сарае, старый человек, по-доброму относящийся к одинокой пожилой хозяйке мемориального дома, верен памяти отца Катерины Петровны. Тихон был ещё мальчишкой, когда известный художник приехал в Заборье из Петербурга на постоянное проживание и построил этот дом. Тихон сохранил почтение к старому художнику на всю жизнь и бескорыстно помогал его дочери. Катерина Петровна стала слабой и немощной, не выходила из дома, часами сидела на стареньком продавленном диване, а Тихон, как мог, помогал ей по хозяйству: наводил порядок в саду, распиливал сухие деревья. колол дрова. Он был очень отзывчивым человеком, переживал за Катерину Петровну из-за того, что её родная дочь Настя, живя в Ленинграде, совсем не навещала свою старую мать. А когда Катерина Петровна умерла, Тихон сказал Манюшке, соседской девочке: «За добро плати добром, не будь пустельгой». «Пустельга» в переносном значении легкомысленный, пустой человек.

А Настя не проявила отзывчивости по отношению к собственной матери, забыла о ней, увлёкшись работой. Мать растила её, воспитывала, а она не проявила благодарности по отношению к маме. За добро не заплатила добром.

10. Проблема нравственного долга («Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Нравственный долг повзрослевших детей – заботиться о своих постаревших родителях. Это простая истина, которую не следует забывать никому. Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя пренебрегла этой истиной, забыла о своём нравственном долге и была за это наказана судьбой. Настя три года не приезжала к матери в село Заборье из Ленинграда, ссылаясь на дела. Катерина Петровна очень нуждалась в общении с дочерью, чувствовала себя одинокой, часто плакала из-за того, что дочь не подаёт никаких вестей, даже писем не пишет, а лишь присылает денежные переводы. Но не деньги нужны были Катерине Петровне, а теплота, любовь, внимание и забота дочери. Так и умерла бедная женщина, не повидав дочери. А Настя даже на похороны собственной матери опоздала. Раскаяние к девушке пришло слишком поздно. За пренебрежение нравственным долгом судьба наказала её чувством неизбывной вины.

11. Проблема нравственной глухоты.

Почему мы бываем так нравственно глухи по отношению к своим близким? Почему не чувствуем, как тяжело и одиноко бывает нашим родным? Настя проявила нравственную глухоту, не проявив заботы о своей старой одинокой матери. Тщеславие, забота о других заслонили от неё маму. Нравственное прозрение пришло слишком поздно.

12. Проблема взаимоотношения человека и природы

Человек – часть природы, поэтому часто его внутренне состояние отражает состояние природы. Описывая в начале рассказа «Телеграмма» холодный, ненастный декабрь, К.Г.Паустовский стремится передать переживания своей героини Катерины Петровны, старой одинокой женщины, совершенно забытой своей дочерью. Одинокий маленький подсолнечник у забора всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться, как и одинокая Катерина Петровна доживала свой век в селе Заборье, и смерть забыла к ней дорогу. Она всё ждала, когда приедет дочь, но так и не дождалась. Добрая, ласковая старушка тонко чувствует природу. Выйдя к одинокому клёну, который она посадила ещё девушкой – хохотушкой, Катерина Петровна жалеет этот облетевший, озябший клён, в котором увидела олицетворение своей судьбы: ему тоже некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Способность чувствовать природу, вести с ней диалог, учиться у неё, извлекать какие-то нравственные уроки даётся не каждому, а только доброму, отзывчивому, чуткому человеку. Именно такие люди живут в селе рядом с Катериной Петровной – сторож Тихон, соседская девчонка Манюшка.

А вот в городе человек отдалён от природы, поэтому горожанам не хватает доброты, чуткости, отзывчивости. Постоянно раздражён маленький, решительный и злой скульптор Тимофеев. Лицемерно повторяет слова о внимании к человеку художник Першин, а сам перекрывает дорогу молодому скульптору Тимофееву. Да и Настя с её холодными глазами забывает о своей матери.

Человеку необходимо общение с природой. Это общение делает его добрее, благороднее, мягче, отзывчивее.

13. Проблема разрушительного воздействия времени

Время не щадит никого и ничего. Разрушаются материальные предметы, старится человек, теряет силы. Но самое страшное, когда человек забывает прошлое. Только память способна противостоять разрушительному воздействию времени.

В рассказе К.Паустовского «Телеграмма» в описании комнаты старой одинокой Катерины Петровны многие детали говорят о разрушительной силе времени. Это старый пыльный журнал «Вестник Европы», который выпускался в России в 1866 – 1918 годах (события происходят в 1946 году), пожелтевшие от времени чашки, картины, потускневшие от времени. Подчёркивается, что только по памяти знала ослабевшая глазами пожилая женщина, что нарисовано на этих картинах. Хранила Катерина Петровна и воспоминания о своём отце – известном художнике. Она помнила, как жила с отцом в Париже, видела похороны Виктора Гюго в 1888 году. Многие предметы, постаревшие от времени, утратившие свою ценность: сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная чёрная шляпа – представляли для неё ценность как память о прошлом, о юности. Дом, построенный отцом, Катерина Петровна называла «мемориальным». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.

Верен памяти и старик сторож Тихон. Он был мальчишкой, когда отец Катерины Петровны поселился в Заборье, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь.

А Настя, дочь Катерины Петровны, внучка знаменитого художника, жила только настоящим, не приезжала в Заборье из Ленинграда. А ведь Настя занималась искусством, работала в Союзе художников, устраивала выставки, помогла молодому скульптору Тимофееву с организацией выставки. Почему же она совершенно равнодушна к мемориальному дому своего деда – художника? «Распалась связь времён». И если дочь хранит память об отце, то Настя забывает и о своей матери, и о своём деде. Но время не пощадило Настю, наказало её чувством непоправимой вины, потому что она опоздала на похороны своей матери.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку

  • «Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

    Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан

    Предмет (направленность): литература

    Возраст детей: 8 класс

    Место проведения: класс.

    Цели

    Учебные:

      понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

      умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

      определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

      формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;

    Метапредметные:

    Коммуникативные УУД

      Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

      умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

      Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

      Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;

      уметь вести диалог;

    Познавательные УУД

      умение понимать проблему,

      подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

      выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

      формулировать выводы;

      умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;

      умение строить схемы;

      Регулятивные УУД

      умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

      умение самостоятельно определять цели своей работы;

      Воспитательные:

      совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;

      воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.

    Тип урока : анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)

    Форма урока : урок-беседа

    Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация

    Материнское сердце в детях, а детское - в камне.

    Народная пословица

    I . Организационное начало.

    Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.

    II. Мотивация (эмоциональная)

    Медлительной чредой нисходит день осенний,

    Медлительно крутится желтый лист,

    И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

    Душа не избежит невидимого тленья.

    Так, каждый день стареется она,

    И каждый год, как желтый лист кружится,

    Всё кажется, и помнится, и мнится,

    Что осень прошлых лет была не так грустна.

    Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях. Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»

    Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад…». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)

    III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)

    Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)

    – А сколько было телеграмм послано в рассказе?

    – Куда, кому и кем они были отправлены?

    1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

    2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

    IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)

    – Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти.

    Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

    Насколько важен этот вопрос в современной жизни?

    Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?

    Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)

    Вы правы. Я думаю, понять это – важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.

    V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)

    Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?

    Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

    – Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)

    Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”)

    Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)

    Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)

    Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?

    Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)

    Почему подсолнечник?

    Слово учителя:

    В китайской символике означает долгожительство.

    Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)

    Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)

    Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?

    Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

    Вывод : В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек

    Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)

    Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)

    Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)

    – Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, маленькая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)

    Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)

    – Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? (Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)

    – Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)

    Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)

    Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)

    На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)

    Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)

    – Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)

    Вывод : Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)

    Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?

    – Расскажите, пожалуйста, о дочери.

    Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)

    – Перечитаем портрет Насти.

    Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)

    Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) - героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

    Могла ли Настя устроить праздник?

    Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? (Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).

    Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)

    – А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)

    Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)

    Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

    – Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

    Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).

    Лексико-семантическая работа

    В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis – очищение) – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя

    С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)

    – Почему именно Гоголь? (Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)

    О чём говорил взгляд сатирика? (“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”)

    – Что стоит за этим “эх ты!”? (Презрение, укоризна.)

    – Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

    Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.до «…лишь бы ты простила»

    Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

    Чтение эпилога учителем

    – Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

    Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)

    Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?

    Слово учителя : Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» - говорит Тихон Манюшке.

    Кто это пустелга? (Пустельга́ - 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) "пустой человек",)

    Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)

    Только ли к Манюшке обращены эти слова?

    Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)

    В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)

    Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)

    Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)

    VI. Этап вывода (выхода из проблемы)

    Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?

    Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

    У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

    Никогда ничего не вернуть,
    Как на солнце не вытравить пятна,
    И, в обратный отправившись путь,
    Всё равно не вернёшься обратно.
    Эта истина очень проста,
    И она, точно смерть, непреложна,
    Можно в те же вернуться места,
    Но вернуться назад
    Невозможно…

    Так почему рассказ называется «Телеграмма»?

    Кому адресована?

    О чём она?

    VI. Рефлексия (слайд 6)

    Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)

    Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.

    Я понял, что…

    Я постараюсь…

    Я задумался о …

    Мне захотелось…

    Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад…»?

    VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)

    Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»

      Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях /Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2007.

    «Телеграмма»(анализ рассказа)

    Слово учителя.

    Рассказ «Телеграмма» впервые был напечатан в журнале «Огонёк» №8 в 1946 году.

    По рассказу в студии Мосфильма летом 1957 года была снята короткометражная картина режиссёром.

    Паустовский писал очерки, литературные портреты о знаменитых людях:композиторе Эдварде Григе («Корзина с еловыми шишками»),М Горьком («День смерти Горького»),Диккенсе («Случай с Диккенсом») и др.

    Но у него много рассказов о простых людях, которые никого не оставляют равнодушными.

    «Телеграмма»-один из них.

    Проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ «Телеграмма». ВИКТОРИНА.

    1.Где и в каком месяце происходит действие?

    (В усадьбе Катер. Петр. в селе Заборье в октябре-ноябре).

    2.Какой журнал пылился на столе К. П.?

    («Вестник Европы»)

    3.Эскиз какой картины подарил Крамской отцу К. П.?

    («Незнакомка в бархатной шкбке»)

    4.Похороны какого писателя видела в?

    5.Кем был отец К. П.?

    (Известным художником).

    6.Кто послал телеграмму Насте?

    (Сторож Тихон).

    7.Кем работала Настя в Союзе художников?

    (Секретарём).

    8.Как её называли художники?

    (Сольвейг).

    9.Чьи «сверлящие» глаза смотрели на Настю?

    10. догадалась, что телеграмму прислала не дочь?

    (По взволнованному состоянию Тихона).

    11.Кто и кому сказал:»…за добро плати добром, не будь пустельгой»?

    (Тихон Манюшке).

    12.»Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» К кому обращены слова Тихона?

    (К Катер. Петр.)

    События в рассказе развёртываются во времени.

    Как оно изображается? (Звучит фрагмент «Октябрь» из «Времён года» .)

    Пейзаж описан МРАЧНЫМИ красками

    «Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.. Тесовые крыши ПОЧЕРНЕЛИ.»

    «СПУТАННАЯ трава в саду ПОЛЕГЛА.»(Олицетворение»)

    «…Доцветал и никак не мог ДОцвесть…один только маленький подсолнечник у забора»

    (Приставка ДО - означает конец действия).

    Вывод. Осенний пейзаж Паустовского холоден и б е с п р и ю т е н, таков он и в музыке Чайковского-мы ощущаем грусть, печаль, тоску…

    Настоящее время (ЕСТЕСТВЕННОЕ) МЕДЛЕННО протекает для Катерины Петровны. За счёт каких деталей автор усиливает ощущение беспросветного одиночества Катерины Петровны?

    А).Описание интерьера.

    Ей «СТАЛО ЕЩЁ ТРУДНЕЕ вставать по утрам», видеть «ВСЁ ТО ЖЕ»:комнаты с запахом «НЕТОПЛЕНЫХ ПЕЧЕЙ», «ПОЖЕЛТЕВШИЕ чашки»,»ДАВНО НЕ ЧИЩЕНЫЙ САМОВАР».

    «В комнатах было ВСЁ СУМРАЧНО».

    Вывод. Никаких событий в жизни Катер. Петр. не происходит(ни встречи, ни разлуки).. . Время бессобытийноПоэтому оно ползучее. Оно не может быть основным временем рассказа. Оно используется автором как побочное, переплетается с другими

    Это время к р и з и с а и ж и з н е н н о г о п е р е л о м а.

    Для этого он вводит в рассказ даты, имена, реалии…Найдите это в тексте.

    А).На столе лежал «пыльный «Вестник Европы» (Это ежемесячный литературно-политический журнал буржуазно-либерального направления, с 1866-1867 г. г.выходил в Петербурге по 4тома в год. Первым редактором был)

    Б).Катерина Петровна «ТОЛЬКО ПО ПАМЯТИ знала», что картина, потускневшая от времени,-это «портрет её отца», а рядом висит «В ЗОЛОТОЙ РАМЕ» подарок Крамского отцу - эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке».(Это вторая половина 19 века)

    Слово «дом» имеет несколько значений(работа с «Толковым словарём»)

    А).:Ж. илое здание со всем хозяйством.(описание усадьбы в Заборье),

    Б)люди, живущие в нём (Кат. Петр.,её отец и Настя),

    В).династия, род (устар.)(вымирание рода:отец-Катер. Петр.-Настя-?)

    Найдите описание усадьбы. Какое впечатление она производит? Почему?

    (Выступление 1 творческой группы).

    Дом построил её отец, известный художник, вернувшийся в старости из Петербурга в родное село Заборье. Дом был «мемориальный, т. к. « находился под охраной областного музея.»

    В нём - «продавленный диван», печка, из-за которой,»обманутая тишиной»,выбегала мышь и нюхала «застоявшийся воздух».

    Дом окружал сад с засохшими деревьями. «Ветер сбивал последние листья».В глубине сада-заколоченная калитка, свидетельствующая о том, что, видимо, давно не было гостей в этом доме.

    И только «облетевший, озябший» клён, посаженный когда-то Катериной Петровной, «девушкой-хохотушкой»,был ей родным:»она посадила его давно»; как и ей, «ему некуда было уйти от этой бесприютной. ветреной ночи».Это дерево воспринимается его хозяйкой как живое существо:они оба одиноки, слабы.

    Вывод. Тягостное впечатление - неуютно, нет хозяина.

    Расскажите о хозяевах этой усадьбы.(Выступление 2 творческой группы).

    Отец был образованным человеком: знаком с художником Ив. Ник. Крамским(1837-1887). Одно лето он провёл с дочерью в Париже, где она:видела похороны Виктора Гюго », известного французского писателя. Это было в прошлом.

    Сейчас здесь живёт в одиночестве Катер. Петр.-старый, больной человек, одевается в старый салоп(верхняя женская одежда, род круглого плаща),на голове-тёплый платок. Она давно не выходила из дома. Плохо видит.

    У Катер. Петр. есть дочь Настя, «единственный родной человек»,которая живёт далеко, в Ленинграде, мать навещает редко («последний раз приезжала 3 года назад»)

    «Малелькая, сгорбленная старушка» жила только воспоминаниями о ней: «в рыжем кожаном ридикюле» хранила «какие-то бумажки»,но почему-то не хотела говорить о ней со сторожем Тихоном, зато потом «начинала тихонько плакать».Видимо, поэтому время для неё тянется медленно. Мать понимала, что Насте теперь «не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье» (Слово «Свои» повторяется трижды-так автор показывает отчуждение). «Лучше не мешать». Поэтому мать редко писала письма, но Настя раз в 2-3 месяца переводила матери деньги.

    Раскройте матафорический смысл предложений:

    «Керосиновый ночник вздрагивал на её столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме…»

    Метафора-это скрытое сравнение. Поэтому, скорее всего, автор сопоставляет с керосиновым ночником Настю.

    Они (ночник и Настя)-«единственные живые существа в покинутом доме»,без «слабого огня»которых(моральной поддержки дочери) она «не знала бы, как дожить до утра» (чего-то светлого в её жизни).Ведь жизнь теперь для неё-это «бесприютная, ветреная ночь»

    Действительно, кроме них, никто не мог скрасить её одиночества. Люди рядом с ней были. И неплохие:добрые, трудолюбивые, искренние. Соседка Манюшка прибегала, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар, Тихон, почитавший её отца, рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. Тоже проявлял жалость. Но близкими их нельзя назвать.

    Чего же не хватало Катерине Петровне?

    Общения с самым близким человеком, духовного общения, ведь ей хотелось поговорить «о картинах, петербургской жизни».Поэтому «ночи были …долгие» для неё, а «рассвет всё медлил».

    Почему Насти не было рядом с матерью?

    «Материнское сердце в детях, а детское-в камне». Может, поэтому?

    Или она «пустельга»,по определению Тихона?(Пустельга-пустой, ничтожный человек)

    А).Настя работала секретарём в Союзе художников: устраивала выставки, конкурсы

    Письмо от матери она получила на службе, решила прочитать после работы.

    Письма матери у неё вызывали «вздох облегчения»(пишет-значит, жива) и глухое беспокойство (каждое письмо-«безмолвный укор»).

    Значит, не совсем закаменело её сердце.

    Б).Она помогла молодому скульптору Тимофееву.

    В мастерской у него было холодно, обогревался керосинкой:»Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты».» Ревматизм в руках от мокрой глины» Жаловался на то, что его »затирают и не дают развернуться».Но он «готов драться» за правду.

    Настя «ушла от него с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности»

    Потом долго говорила с председателем Союза художников, «горячилась»(это разве не проявление чувств?!),и тот согласился устроить выставку работ Тимофеева.

    2 недели возилась с устройством выставки:»приходила в отчаяние», «обижалась» на неуживчивого скульптора скульптора, но своего добилась «Выставка удалась».Настя «смутилась до слёз»когда Першин похвалил её за это.

    Вывд. Настя искренне заботится о Тимофееве, не обижается на капризы скульптора. Она чувствует себя нужной людям, ей хочется, чтобы её считали активным, интересным человеком (Это э г о и з м?..)

    Значит, у неё не каменное сердце?..Как же заботящаяся о других Настя проявляет равнодушие к матери? Выдерживает ли она испытание на истинную человечность?

    А).Ей некогда было «вырваться» (Выставка Тимофеева).

    Б).Промелькнула мысль о трудной дороге: «переполненных поездах»,»пересадке на узкоколейку, тряской телеге,…н е и з б е ж н ы х материнских слезах,…о с к у к е сельских дней…»

    В).Скрывала на службе содержание телеграммы (Мать «помирает»),сказав, что телеграмма от знакомой..Стыдится матери?..

    Поэтому отложила отъезд.

    Г).Вспомним, за что художники звали её Сольвейг: «за русые волосы и большие х о л о - д н ы е глаза».

    (Сольвейг-героиня драмы-поэмы «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906)

    Холодный взгляд-бездушный, суровый.

    Паустовский-мастер деталей. Найдите детали, подчёркивающие, что не дождётся мать своей «ненаглядной» дочери.(Поиск ключевых слов).

    -«доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только… п о д с о л н е ч –

    н и к у забора». «позабытые з в ё з д ы»,смотревшие ночью на землю(прошлое),

    -«керосиновый ночник», «жестяная пустота», «облетевший, озябший клён» (настоящее),

    -«холодные глаза» Сольвейг(будущее?!...).

    Под чьим влиянием и как происходит прозрение Насти? (Две встречи со скульптурой)

    А).В мастерской скульптора Настя «вздрогнула».

    «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек» (Это была скульптура.)

    «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.-Эх, ты, сорока!»(Усмешка Гоголя)

    б).На выставке, когда она постеснялась сказать содержание телеграммы,

    «…чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе «.

    «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.» «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» (С презрением!)

    Именно после этого Настя в ы б е ж а л а с выставки на улицу, г о р ь к о з а п л а - к а л а.

    Она в д р у г поняла, «что никто её так не любил, как эта дряхлая, б р о ш е н н а я всеми старушка, там, в скучном Заборье» За последний год она в п е р в ы е произнесла слова «мама» («Поздно! Маму я уже не увижу.»)

    «Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть…лишь бы простила.»

    Но она опоздала. Мать не дождалась. В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Застала свежий могильный холм на кладбище и «холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно».

    Уехала из Заборья крадучись, ей казалось, «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё н е п о п р а в и м о й в и н ы…»

    Вот что осталось Насте. ЗНАЧИТ, МОЖНО МНОГОЕ ПОТЕРЯТЬ В СУЕТЕ ЖИЗНИ….

    Чтение ученицей стих Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда…»

    Опаздывают поезда,

    Опаздывают вёсны,

    Опаздывают иногда

    Зажечься в небе звёзды.

    Усеять пажни серебром

    Опаздывает замять.

    И за добро платить добром

    Опаздывает память.

    Опаздывает почтальон

    И даже –«неотложка».

    А в чьём-то доме за столом

    Осиротеет ложка…

    Опаздывает иногда

    Ко времени и гордость.

    Но не простительно, когда

    Опаздывает совесть.

    .К кому, по-вашему, обращена телеграмма? О чём предупреждает писатель?

    Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг».

    Дом зад. . «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,-это мать». М. Горький.

    Как вы понимаете смысл этого высказывания?(Сочинение-миниатюра).

    Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

    Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

    Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

    Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

    Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

    Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

    Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.