Работа со здоровыми детьми по преодолению барьеров и стереотипов в отношении инвалидности как условие успешного перехода к инклюзивному образованию. Реабилитация средствами художественно-творческой деятельности как метод социальной работы с молодыми инвал

О роли народного творчества

Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Довольно длительное время наше общество старалось не замечать инвалидов и связанных с их жизнью сложностей. Однако в последние годы отношение общественности к этой проблеме изменяется в лучшую сторону. Обычные люди начинают понимать, что каждый инвалид – это не просто стереотипное понятие «человек с ограниченными возможностями», а, в первую очередь, это личность с такими же желаниями и потребностями, как и у всех остальных людей, но удовлетворение этих потребностей и достижение желаний у них дополнительно затруднено физическими или умственными проблемами.
Чтобы каждый человек с ограниченными возможностями мог стать максимально развитой личностью, не остался никому ненужной обузой, ему необходима помощь, Особую роль в этом государственные специализированные учреждения, в которых инвалиды могут получить квалифицированную помощь психологов, специально обученных педагогов, творческих работников и других специалистов. И одним из них является наш интернат.
И это правильно, ведь реабилитация людей с ограниченными возможностями – это целый комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, развитие необходимых социально-бытовых и трудовых навыков, обучение творчеству.
В этом процессе нет незначительных деталей, каждое достижение, каждая маленькая победа значима и для самого инвалида, и для его близких.
Октябрьский психоневрологический интернат

Был основан в 1971 году и по сегодняшний день в Октябрьском доме-интернате находятся молодые люди с ограниченными физическими и психическими возможностями – 180 человек
Это люди, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке. Многие имеют сложный диагноз заболевания, некоторые определены в группы реабилитации, где они закрепляют социально-бытовые, трудовые навыки, учатся элементарным профессиям.
К глубокому сожалению тяжесть заболевания некоторых обеспечиваемых настолько велика, что работать или учиться в обычных коллективах они не могут и обречены на бездействие и вынужденную изоляцию от общества.
В нашем интернате мы постарались создать для них такие условия, которые помогают им быть в определенной степени социально адаптированными и приносить пользу обществу.
Интернат находится в одном из самых замечательных мест в Архангельской области в Устьянах – здесь природа постаралась превзойти саму себя и на ограниченном пространстве раскинула свои красоты.
Светлая спокойная река Устья катит свои воды в величавую Вагу среди высоких холмов, покрытых вековыми лесами да цветущими лугами.
Нетронутая тайга, чистый воздух, целебные родники, ширь лугов, близость небес взрастили замечательный, стойкий народ с чистой широкой душой.
Уникальная история, сохранившиеся культурные традиции, щедрая на красоту природа наложила большой отпечаток на жизнь и быт людей, которые живут и работают в Устьянском районе.
Сотрудники, работающие в нашем доме-интернате люди творческие и вся их работа с обеспечиваемыми тесно переплетается с жизнью всего района. Они сами чтят традиции своего края и учат этому своих подопечных.
Большое внимание в нашем доме уделяется развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями.
Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.
А приобщение их к народным промыслам и ремеслам через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. Поэтому уже несколько лет наш педагогический коллектив работает над оформлением исторической выставки « Наше прошлое », в данное время у нас собрано такое количество предметов старого быта, что нам сможет позавидовать не один краеведческий музей.


С помощью наших воспитанников обыкновенный холл мы превратили в прекрасную сказку со старинными столом и стульями, самоварами,


деревянной утварью,


детской люлькой с шикарным старинным буфетом, с множеством прялок и других предметов быта.

Здесь можно посмотреть иконы, книги, которые были выпущены в 19 веке, а также посмотреть на самотканую одежду.


Выставка пользуется большим интересом у самих девушек, к нам приходят музейные работники, много рассказывают о народных промыслах, воспитатели проводят экскурсии и соответствующие занятия.
В ходе занятий у наших девушек формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, понимание того, что вещи, которые создаёт человек, не могут появляться в его жизни просто так.
Русская народная кукла


Народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Игрушка - самобытное явление материальной и духовной культуры народа, она служит важнейшим средством связи поколений. Народная игрушка многофункциональна. Это синтез магического, бытового и эстетического.
В содержании, форме и отделке игрушки отражаются народные представления о добре, красоте и мире в целом.
Изучение символики, традиций и обрядов, связанных с русской народной куклой, освоение многообразных приемов ее изготовления помогает осмыслить и понять ее уникальность, образность и многофункциональность.
Изготовление кукол - это и возможность самовыражения, изготавливая свою куклу, каждая воспитанница вкладывает в нее свою душу, куклы получаются разные, особенные.
Нашим девушкам очень нравиться заниматься таким видом творчества.
Ткачество.

В старые добрые времена почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Женщины ткали необходимые вещи для семьи от простого полотна до узорного. Из этого полотна создавалась одежда простая и праздничная, обустраивался быт каждой семьи.


В интернате более 4 лет работает кабинет «ткачества», он создан в целях изучения и восстановления приемов ткачества и плетения в традициях ремесла. Отсюда следуют и его основные задачи:
- организация процесса обучения на образцах произведений народного искусства, представленных в музее.
- изготовление изделия в понравившейся технике, на основе полученных практических знаний и навыков.


- использование разнообразия техник, фактур и форм, работа со всевозможными материалами.


Ручное ткачество способствует развитию эстетического и художественного вкуса, цветовосприятия, глазомера, моторики пальцев обеих рук.
Само ткачество - творческий акт рождения художественного полотна, возможность стать художником, даже если ты не умеешь рисовать,
Хочется отметить, что в кабинете стоят настоящие станки 19 века, которые собирали по окрестным деревням сами педагоги с обеспечиваемыми.
В кабинете занимаются девушки разных возрастов, их работа самая разнообразная, они режут ткань. Скручивают нарезанные полоски ткани в клубочки, вместе с педагогом заправляют станки, ткут на них, оформляют готовые изделия.
Творческие задания носят вариативный характер, учитывая индивидуальные особенности каждого инвалида: стиль мышления, творческое развитие, усердие и исполнительность, уровень ручного труда. Главное, чтобы каждый обязательно справился с задуманным. Нельзя допустить разочарования, огорчения, уныния.

Береста.
Береста – один из самых поэтических материалов народно-прикладного искусства. Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта.
Предметы из бересты легко вошли в современный интерьер, и ныне благодаря своей
красоте, целесообразности и высоким художественным качеством они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного творчества.
Освоение этого вида творчества занимает много времени и требует определенных умений и навыков, по ряду причин в данное время наши девушки не могут в полном объеме освоить полную технологию обработки и заготовки бересты, но уже постигают навыки изготовления самих изделий, заменяя бересту другим доступным материалом. В данном случае для плетения корзин мы применяем обычные пластмассовые бутылки.



Педагоги, работающие в специализированных интернатах знают, что у наших воспитанников сравнительно легко удается вызвать желание трудиться, но это желание не всегда бывает устойчивым. Желание трудиться развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям.
Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенство координации движений, неустойчивость интереса и внимания приводят к тому, что эти люди быстро утомляются и в результате начинают плохо трудиться.


Здесь работают подростки с различной патологией.


Эта работа требует незначительного физического напряжения и доступна даже слабым людям
Изготовление изделий требует тщательности, точности и поэтому способствует развитию аккуратности и глазомера.
Параллельно наши девушки знакомятся с историей осваивают историю возникновения и развития, художественной обработки бересты; о видах декорирования бересты, чтобы в дальнейшем осваивать новые виды декоративно-прикладного искусства.

Вот такие изделия получаются у наших девушек.


Декоративно – прикладное творчество.
Хочется немного подробнее рассказать об кабинете «декоративно-прикладное творчество» Он был организован в 2008 году. В кабинете занимаются девушки разного возраста, с диагнозом олигофрения в различной степени тяжести, синдром Дауна

Целью работы кабинета является помощь молодым людям с ограниченными способностями лучше развиваться и чувствовать себя полноценной частью общества.Через творчество, постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, наши воспитанницы приобщаются к человеческой культуре.
Одно из направлений кабинета – лоскутное шитье
Лоскутное шитье корнями уходит в глубь веков и тесно переплетается со всеми видами народного искусства. Разнообразные приемы сборки и сшивания тканей, аппликация, стежка, вышивка присущи практически всем культурам. В наши дни интерес к лоскутной технике не только ослабевает, но и постоянно растет. Лоскутное шитье кажется простым только на первый взгляд. На самом деле эта работа требует большой точности, аккуратности, безукоризненного чувства цвета, знания законов композиции, чувствования материала и владения многочисленными техниками шитья.
Лоскутная техника дает возможность создавать безграничные цветовые и конструкторские комбинации, развивает творческую фантазию, художественный вкус и «умные руки».


Девушки знакомятся с особенностями художественного языка в декоративно-прикладном творчестве, учится законам красоты, логике и гармонии цвета, правилам тек¬стильной композиции, способам передачи изображения в пространстве, приемам преобразо¬вания и стилизации природных форм.
Древняя мудрость гласит, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветы. Природа – бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Без красоты жизнь беднее.
Природа дает человеку возможность ощутить полноту жизни. Кудесница-природа создает праздник для глаз в образе очаровательных цветов. Изящество и очарование окружающего мира смягчает сердца, раскрывает лучшие стороны человеческого характера и способствует душевному подъему. Идя от простых идей и технологий к более сложным, девушки учатся с помощью вязального крючка и спиц, а так же с помощью вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.


Природный мир служит основой для декоративно-прикладного искусства. Занятие творчеством – чудодейственное лекарство. Овладев секретами декоративно-прикладного искусства (вышивки, вязания, бисероплетения, флористики и т.д.),


Можно творить шедевры буквально из ничего (что мы и делаем) – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Как основа для творчества подойдет буквально любая вещь: бумага, стекло, бутылка, посуда, керамическая плитка, сухие цветы и ветки, кора деревьев, перья, лоскуты ткани, бисер, тесто, глина и т.д. Природный материал многообразен, живописен и подходит для сочетания с любой изобразительной техникой. Успех зависит от наблюдательности и творческого видения мира.
Девушкам очень нравится создавать маленькие и большие панно, вязать разнообразные цветы с помощью крючка или спиц, создавать различные цветочные композиции,
Аппликации – это очень увлекательно. Здесь пригодится все – старые ситцы, гладкошерстные ткани, нитки, шерсть, бусины, ракушки, кора деревьев,
Эти работы интересны тем, что в них сочетаются разные текстильные материалы и цветовые композиции. Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние даже здорового человека, а для ребят с разными патологиями в развитии это еще и улучшение настроения и самочувствия. Чувство цвета – явление многоплановое и неоднозначное, и каждый исполнитель творческой работы по мере становления своих творческих способностей дополняет и углубляет собственные представления о колорите и связанных с ними ассоциациях.
Знакомясь с разнообразными материалами, наши воспитанницы узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности, учатся использовать их в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера, одежды. Доступность их изготовления для воспитанниц разных способностей, возможность применения современных материалов позволяют выполнять изделия в соответствии со своими личными предпочтениями и требованиями моды.


Большой интерес наши девушки проявляют и к такому виду творчества, как вышивка крестиком, гладью, бисером

.
Лентами


Потихоньку начали осваивать валяние, но работ еще не много.
Все работы наших воспитанниц привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, они самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, придумывая необычные фактуры, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным. А главное, изучая все новые и новые технологии, ребята приобретают новое увлечение и, возможно, свою дорогу в жизнь.
Наши девушки принимают активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. выставляют свои работы в краеведческом музее, участвуют в районных, областных, межрегиональных выставках творческих работ,
каждый год участвуют в проведении праздников «Устьянская ссыпчина», «Медовый спас» и других.
Девушки, которые достигли высокого уровня мастерства в тех или иных видах прикладного искусства. сами проводят мастер-классы для гостей праздников.
За участия в районных, областных выставках наши воспитанницы награждены грамотами и дипломами.
Многие девушки являются неоднократными лауреатами районных, областных межрегиональных фестивалей, таких как «Надежда», «Крылья души», «Радуга жизни».
Каждый год наши девушки посещают места, богатые народными традициями северно-русской культуры, сохранившими уклад жизни, постройки и планировку деревень, производство изделий народных промыслов и фольклор, знакомятся с бытом наших предков, познают и на мастер-классах осваивают народные ремесла.
У нас стало традицией ежегодно посещать родину Деда Мороза – Великий Устюг, прекрасные старинные города Каргополь, Вельск, заповедное место нашего района «Белое озеро»,

Ирина Позднякова. Когда весь мир как будто за горой . Ирина Позднякова родилась и живет в Рязани. Инвалид с детства. Член Российского союза профессиональных литераторов. В 2002 г. в Рязани вышла ее первая книга – сборник стихов и прозы «Взгляните на звезды». Повесть «Когда весь мир как будто за горой» – вторая книга автора – создана на основе переработки детских и юношеских литературных опытов. Главная ее тема – сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Героиня повести ищет выход из вынужденного одиночества, остро переживая столкновение мира своих идеалов с реальностью. Книга будет интересна широкому кругу читателей, а также всем, кого волнуют проблемы людей с ограниченными физическими возможностями. Читать

Николаева О.А. Инвалид детства . Действие романа переносит нас в один далекий православный монастырь, куда удалились спасаться от мирской суеты и старец-чудотворец, и монах-книжник, и одаренный юноша, решившийся оставить дом и карьеру ради Истины. Вокруг монастыря - трудники, блаженные, одержимые бесами - в общем, все, как и бывает в нашей запутанной жизни. Но вдруг за сыном и новыми впечатлениями в монастырь наезжает маменька - умная и тонкая штучка, у которой в сумочке есть все - от пудреницы до писательского блокнота... Что будет, когда столкнутся между собой два мира, два языка, два способа видеть и жить? А главное, как и всегда, все события в книгах Олеси Николаевой основаны на реальных событиях... Читать

Эрве Базен. Встань и иди . Роман повествует о девушке, у которой развивается миопатия и которая мужественно борется с наползающей беспомощностью. Девочка, героиня повести, была совершенно здоровой и стала совершенно больной. Читать

Стефан Цвейг. Нетерпение сердца . Роман повествует о девушке-инвалиде, влюбившейся в здорового парня. Роман - об обостренном чувстве одиночества, об обманутом доверии, о нетерпении сердца, не дождавшегося счастливого поворота судьбы. Читать

Крюкова Т.Ш. Костя+Ника . Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии и, конечно, любви. О том, что настоящая любовь приходит независимо от возраста и побеждает всё. Даже, казалось бы, невозможное... Сюжет повести лег в основу художественного фильми "КостяНика. Время лета". Читать

Мурашова Е.В. Класс коррекции . Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей - отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Читать

Жаклин Уилсон. Вечеринка с ночевкой . В свой день рождения Эйми пригласила нас на вечеринку с ночёвкой! Мы танцевали как настоящие поп-звёзды, примеряли наряды и соревновались, у кого в рот поместится больше чипсов. На дне рождения Беллы мы плавали в бассейне, а у Эмили играли в футбол! Хлоя приготовила разноцветные конвертики с приглашениями на свою вечеринку… для всех, кроме меня. Всё равно ей пришлось меня позвать, но лучше бы я туда не ходила. Скоро и мой день рождения. Мне тоже хочется устроить вечеринку с ночёвкой. Но я боюсь приглашать подруг к нам домой - ведь моя сестра Лили не такая, как все… Читать

Боби Жан-Доминик. Скафандр и бабочка . Жан-Доминик Боби - автор этой исповеди. «Скафандр и бабочка» - его послание миру. В его застывшем навсегда теле двигается только один глаз. Этим глазом он моргает, один раз, чтобы сказать «да», два раза, чтобы сказать «нет». Так, из обозначенных взмахом ресниц букв алфавита возникают слова, фразы, целые страницы. Так, из-под стеклянного колпака скафандра, из замкнутого в застывшем теле мозга, в котором порхают бабочки-мысли, он посылает нам свои почтовые открытки - послания из мира, в котором не осталось ничего, кроме духа и разума творца за работой. Читать

Сарматов М.В. Шанс на жизнь. Нечего терять . Часть 1. Заманчивые предложения. Инвалиду колясочнику выпадает шанс начать новую жизнь и заново научиться ходить. Андрей узнает, что икона подаренная ему матерью, ни что иное как портал во времени и пространстве. Получив лечение в после ядерном будущем, Андрей решает остаться там и помогать ученым становить на ноги таких как он. Но это не всё, ему приходится взять на себя обязанности разведчика и организовать свою команду из бывших военных инвалидов, а в дальнейшем его команде снова предоставится шанс изменить мир путем вмешательства в недалёкое прошлое. Читать

Джоджо Мойес. До встречи с тобой . В книге Джоджо Мойес «До встречи с тобой» рассказывается о простой девушке, у которой жизнь такая же простая. У нее каждый день похож на предыдущий, и скорее всего ее это полностью устраивает. У нее неинтересная работа в кафе, нет образования. Она не хочет большего, но в итоге жизнь ее кардинально меняется. Есть также молодой и успешный мужчина, который очень многого добился в жизни, каждый день его был наполнен запоминающимися событиями. Но в один момент его жизнь изменилась. Он теперь прикован к инвалидной коляске. Читать . Слушать

Айвен Саутолл. Пусть шарик летит . Повесть "Пусть шарик летит", давно уже ставшая классикой англоязычной литературы, рассказывает об одном дне жизни двенадцатилетнего Джона, страдающего от последствий ДЦП. Однажды родители оставляют его чуть ли не на весь день одного. Джон решает воспользоваться случаем - доказать себе и окружающим, что он ничем не отличается от своих сверстников. Читать

Черемнова Т. Трава, пробившая асфальт . Реальная история женщины, которая победила Судьбу. Тамара Черемнова мгновенно стала звездой Рунета, написав честную, страшную, пронзительную и при этом очень позитивную книгу. Она преодолела даже то, о чем мы боимся подумать: страшный диагноз, предательство родных, ужасы детского дома и интерната... Чудом выжив в ГУЛАГе, созданном государством для инвалидов, она стала писателем и научила выживать других... Читать

Крапивин В.П. Самолет по имени Сережка . Повесть рассказывает о мальчике Роме Смородкине, который не может ходить. Но судьба подарила ему друга - Сережку, который умеет превращаться… в самолет! Вместе им предстоит пережить многое… Читать

Липскеров Д. Пространство Готлиба . В "Пространстве Готлиба" воспроизведены поиски своего "Я" между воображаемым прошлым и хрупким настоящим. Главная тема романа – история любви двух инвалидов, Анны и Евгения, в силу обстоятельств вступивших в переписку. Верность и предательство, страстная любовь и лютая ненависть, мечты о счастье и горькое отчаяние, уход от суровой реальности в спасительную мистификацию сплелись в этом виртуальном романе с неожиданным и непредсказуемым финалом. Читать

Брижит Обер. Снежная смерть . Элиз Андриоли стала жертвой террористического акта, и теперь она прикована к инвалидному креслу, лишена зрения и речи, а с окружающими общается при помощи записок, которые пишет вслепую здоровой левой рукой. Дядя Элиз приглашает ее вместе с верной сиделкой Иветт к себе в Кастен, маленькую деревню в горах, славящуюся своим горнолыжным курортом. Однако для Элиз этот райский уголок превращается в сущий ад. Вскоре после ее приезда в местечке происходит жестокое убийство, и кто-то начинает недвусмысленно угрожать самой Элиз. Читать

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим . У Мелоди фотографическая память. Она помнит все, что видела и слышала за одиннадцать лет своей жизни, а слова и звуки имеют для нее вкус и цвет. Она умнее всех в школе. Вот только никто об этом не догадывается. Учителя думают, что девочка не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые буквы алфавита. Казалось бы, куда проще - объяснить окружающим, сколько всего ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но попробуй объясни, если тело совсем тебя не слушается и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью… И все же скоро настанет день, когда Мелоди получит возможность произнести первые в своей жизни слова. Услышат ли ее? Читать

Чарльз П. Кроуфорд. Бег на трех ногах . Повесть о трех подростках, об их дружбе, о жизни в современной Америке. Читать

Кодочигов П.Е. Все радости жизни . Это повесть о реально существующем человеке - адвокате Александре Максимовиче Камаеве, чья необыкновенная, трагическая, но в то же время прекрасная судьба является примером мужества, силы духа, любви к делу, к людям, к жизни. Адресуется юношеству. Читать

Лиханов А. Солнечное затмение . Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Посетит ли юных героев нравственное озарение? Читать

Сын У Ли. Тайная жизнь растений . Перед вами роман-размышление о смысле жизни, о природе человека, о парадоксальном сочетании низменного и возвышенного, животного и духовного, одновременно подразумевающих и исключающих друг друга. Люди и растения. Ветвистые деревья, кустарники, благоуханные цветы и душистые травы - у каждого растения своя судьба, свой характер, свое предназначение, но все они одно целое. Так и люди. Роман повествует о судьбе, о выборе человека, о страстях, живущих в каждом из нас, и, конечно, о любви - огромной, всепоглощающей, о любви, которая делает человека самим собой. В романе философские аллегории искусно переплетаются с детективным сюжетом - каждый герой хранит свою тайну, и все секреты постепенно раскрываются в ходе повествования. Читать

Джони Эрексон Тада. Дарси . Джони Эрексон Тада известна во всем мире своим мужеством, посвященным Богу талантом проповедницы, писательницы и художницы. Будучи сама прикована к инвалидной коляске, Джони как никто другой умеет достучаться к сердцу страдающего ребенка или подростка, показав ему высшее предназначение человека, показав на личном примере и на примерах героев своих книг, что жизнь может быть насыщенной и прекрасной даже тогда, когда ты привязан к коляске. Как это было с Дарси, героиней книги. Дарси надоело быть не такой, как все. Она устала от усилий казаться всегда веселой. Ей тяжело слушать бесчувственные замечания в свой адрес. Девочка чувствует себя изолированной. Она попадает в христианский лагерь и узнает больше, чем она на самом деле может представить, о молитве, о Боге, о своих друзьях... и о себе самой. Читать

Абдель Селлу. Ты изменил мою жизнь . Подлинная история главных героев популярнейшего французского фильма "Неприкасаемые" (в российском прокате "1+1"). Это рассказ об удивительной дружбе двух людей, пути которых никогда не должны были пересечься - парализованного французского аристократа и безработного алжирского эмигранта. Но они встретились. И навсегда изменили жизнь друг друга. Читать

Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек . Повесть «Дом отважных трусишек» (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашёл и успешно применяет зауральский доктор. Писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате Варей Осиповой, Джаннат Шамхаловой и маленькой Олечкой ты, читатель, пройдёшь через многие испытания и узнаешь радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете. Читать

Юкио Мисима. Золотой храм . Роман знаменитого японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) «Золотой Храм» основан на реальном событии. В 1950 году молодой монах сжег Храм в Киото. Под пером писателя эта история превращается в захватывающую притчу о великой и губительной силе красоты. Перевод с японского и вступительная статья Григория Чхартишвили. Читать

Рыбко Ю.Ю. Инвалиды . Непросто проявить лидерство когда ты только окончил школу, к тому же "инвалидную". Но в борьбе за девушку и свою школу другого выбора не остается. Читать

Стефан Каста. Лето Мари-Лу . Лето всегда пахнет луговыми цветами, любовью и счастьем. Безмятежность июльских дней - это застывшее время, когда секундная стрелка трепетно останавливается, оглядывается по сторонам и понимает, что спешить ей совершенно точно некуда. Сбежав из пыльного и душного Стокгольма и окунувшись с головой в хуторскую жизнь, Адам и Мари-Лу подарили это лето друг другу, утонув в воспоминаниях, спорах, смехе. Их связывает череда летних каникул, прогулки по красивейшему лугу, окрещенному «бронзовым веком», и наивное детское «я хочу, чтобы мы всегда были вместе». Им было двенадцать, и в их руках был целый мир. Но этот мир - хрустальный шар, который за секунду разбился на миллион маленьких осколков. Прошло три года, и это лето - шанс все склеить. Много труда - да, много слез - да, много побед - безусловно! Читать

Рытхеу Ю.С. Айвангу. Почти все книги Юрия Рытхэу посвящены своему народу - чукчам. Действие романа Рытхэу развертывается с середины тридцатых годов XX ст. В семье чукотского охотника хранится искусно вырезанная из моржовой кости шхуна. Когда-то американский торговец отказался приобрести ее, потребовав удалить с капитанского мостика фигурку чукчи. «Такого никогда не будет!» – заявил он охотнику. Но охотник верил, что его сын Айвангу станет капитаном. Немало испытаний выпадает на долю Айвангу. Но человек не сдается. Он борется за свою мечту, за большую любовь, за счастье людей, живущих вместе с ним. Читать

Йоханна Спири. Хайди, или Волшебная долина . Маленькая сирота Хайди и ее суровый дед живут в швейцарских Альпах. Такие разные по характеру и взглядам на жизнь, они тем не менее очень привязаны друг к другу и прекрасно ладят. Открытая и добрая девочка всегда готова помочь окружающим, и люди платят ей тем же… Читать

Д. Эрексон, С. Эст. Джони. Следующий шаг . Это вторая книга Джони Эрексон, которая получила тяжелейшую травму и стала прикованным к коляске инвалидом в возрасте семнадцати лет. Благодаря тому, что Джони научилась писать и рисовать, держа карандаш во рту, о ней узнали миллионы людей во всем мире. Но самое главное из того, что с ней произошло за это время, - она познала Христа, Который и стал источником ее сил, утешением и надеждой. Книги Джони Эрексон помогли многим людям, разочаровавшимся в жизни, найти радость в живых отношениях со Спасителем. Перевод с английского. Читать

Сьюзан Кулидж. Что Кейти делала . Книга включает впервые переведенные на русский язык повести известной американской писательницы Сьюзан Кулидж (1835-1905), рассказывающие о нелегкой судьбе девочки Кейти, на долгие четыре года прикованной жестоким недугом к кровати и креслу, об истории духовного становления личности, наделенной талантом создавать вокруг себя атмосферу добра, чуткости и взаимопонимания. Читать

Майгулль Аксельссон. Апрельская ведьма . Роман «Апрельская ведьма» принес своему автору, писательнице и журналистке Майгулль Аксельссон, головокружительный успех во всем мире, а также премию имени Августа Стриндберга - главную литературную награду Швеции. Книгу перевели на пятнадцать языков, а тиражи ее на сегодняшний день исчисляются семизначными цифрами. В центре пронзительной современной драмы - переплетение судеб четырех женщин, четырех сестер. Первая из них с рождения прикована к постели, другая - успешный врач, третья - ученый-физик, четвертая - конченая наркоманка... Парализованная, брошенная матерью на попечение социальных служб Дезире - из тех, кого зовут ведьмами. Она наделена острым умом и удивительной способностью летать сквозь время и пространство, вмешиваясь в жизнь тех, кто ей дорог или, напротив, причинил зло. «Одна из моих сестер украла жизнь, которая предназначалась мне. Я хочу знать, которая из них», - такова цель лишенной всех земных радостей Дезире. Борьба за выживание, взросление, преодоление одиночества и поиск любви - вот тот эмоциональный фон, на котором разворачивается захватывающая фантасмагория, где реальное и бытовое органично уживается со сверхъестественным и волшебным. Читать

Джоди Линн Пиколт. Хрупкая душа . В семье О"Кифов две дочери. Старшая совершает попытку самоубийства, чтобы привлечь к себе родительское внимание, целиком и полностью прикованное к младшей. И тому есть страшное объяснение: Уиллоу от рождения слишком хрупкая. Ее кости ломаются от любого неосторожного движения… Решилась бы мать родить, зная диагноз? Ответ она даст на суде! Читать

Мария Халаши. И вдруг раздался звонок . Повесть о ребячьей солидарности, о чуткости и доброте взрослых, которые помогли семилетней Шарике побороть болезнь. Читать

Матюшина О.К. Жизнь побеждает . Главные герои этой книги - дети-инвалиды, искалеченные фашистскими бомбами и снарядами во время Великой Отечественной войны. Пережитые потрясения и физическая неполноценность накладывают на детское сознание тяжелый отпечаток. Ребята не по возрасту серьезны, замкнуты, неразговорчивы. История создания пионерской и комсомольской организации в доме детей-инвалидов, рассказанная автором в повести, по существу есть история борьбы за будущее, борьбы за жизнь в самом широком и благородном смысле этого слова. Поэтому книга и названа автором «Жизнь побеждает». Читать

Элис Петерсон. Только будь со мной . Жизнь Кассандре Брукс казалась сбывшейся мечтой: прекрасные родители, славный брат, учеба в престижном Королевском университете, взаимная любовь. Но перелом позвоночника изменил ее мир: возлюбленный покинул Кас, когда узнал, что она инвалид, а друзья не смогли продолжить общение из-за постоянного чувства вины и неловкости. Существование стало адом для Кассандры. Но надежда на счастье, сила воли и стремление преодолеть недуг помогают девушке справиться с трудностями. Сможет ли она вновь почувствовать сладкий аромат жизни? Читать

Назаркин Н.Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы . «Изумрудная рыбка» покоряет удивительным «русским детским» языком, искренностью и «настоящностью». Николай Назаркин сам был когда-то маленьким пациентом и показывает жизнь больницы изнутри. Но не думайте, что в книжке будет одно нытье и скука - умению дружить и радоваться жизни у героев «палатных» рассказов можно только поучиться! Сборник рассказов «Изумрудная рыбка» - дебют Николая Назаркина в литературе - был сразу замечен критиками и получил Малую премию (за повесть или рассказ) Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Читать

Джордж Макдональд. Томас Уингфолд, священник . Роман великого христианского писателя и мыслителя Дж. Макдональда, предшественника К. С. Льюиса. Провинциальный священник, ставший служителем Божьим из-за "карьерных" соображений долгим трудным путем обретает Бога. Этот роман сравнивают с "Братьями Карамазовыми". Читать

Анне Катрине Вестли. Каос и Бьёрнар. Олауг и Пончик . Маленькие герои двух повестей известной норвежской писательницы А.-К.Вестли любознательны, умны, общительны. Книга рассказывает также о жизни их родителей - простых людей, живущих в маленьком норвежском городке, но решающих общие для всех людей на Земле проблемы. Читать

Стивен Кинг. Дьюма-Ки . Маленький южный островок Дьюма-Ки - идеальное пристанище для человека, который пытается начать всё сначала. Так по крайней мере считает некогда преуспевающий бизнесмен, который стал инвалидом в результате несчастного случая - но зато обрёл талант потрясающего художника. Однако чем дольше живёт он на Дьюма-Ки, тем более страшную силу обретают его картины. В них таится Зло. Но что это за Зло? Читать

Мариам Петросян. Дом, в котором… Том 1. Курильщик Читать

Мариам Петросян. Дом, в котором… Том 2. Шакалиный восьмидневник . На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» - лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная. Читать

Мариам Петросян. Дом, в котором… Том 3. Пустые гнезда . На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» - лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная. Читать

Лиханов А.А. Мальчик, которому не больно . Повесть, принадлежащая перу известного писателя и общественного деятеля Альберта Анатольевича Лиханова, посвящена судьбе от рождения больного мальчика, на долю которого, кроме неизлечимой болезни, выпадают тяжкие, истинно взрослые испытания. Русская литература ещё не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращённого к детям. Читать

Бернетт Ф. Таинственный сад . Тяжело остаться без родителей, особенно когда тебе всего десять лет, окружающие тебя не любят и ты тоже ненавидишь чуть ли не весь белый свет. Кажется, ничего хорошего в этой жизни уже не будет. Но будто сама судьба протягивает героине книги спасительную руку и выводит на тропинку в прекрасный Таинственный сад. Воспитание чувств – так кратко можно охарактеризовать роман американской писательницы Ф. Бернетт «Таинственный сад».

«Старые» и «новые» герои с инвалидностью в детской и взрослой литературе.

Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов.

В целом, я изо всех сил избегаю книг и фильмов, в которых фигурируют герои с инвалидностью. Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов. И совершенно точно нахалки. Но мое отношение хорошо обдумано и обосновано. Потому что я люблю пьесы, книги и фильмы, и еще потому что я инвалид.

Инвалиды изображаются в искусстве по одной причине - из-за своей инвалидности. Неужели люди действительно верят в то, что реальные инвалиды целыми днями мечтают об исцелении? Или обдумывают способы самоубийства? На самом деле, мы вообще редко задумываемся о собственной инвалидности. Мы вспоминаем о ней, только когда сталкиваемся с системным угнетением (например, с дискриминацией при приеме на работу). Так почему бы не ввести персонажа-инвалида в книгу или фильм просто так? Чтобы вопрос его инвалидности вообще не поднимался? Про героя-инвалида можно сочинить множество интересных историй, в которых его проблемы со здоровьем даже не будут упоминаться. Ну прямо как про настоящих людей.

Большинство авторов, которые писали и пишут о героях с инвалидностью, - не инвалиды. Из-за того, что на протяжении веков инвалиды были вытеснены на периферию, у нас не было возможности сказать свое слово в искусстве. В результате герои с инвалидностью, которые представляют нас, настоящих инвалидов, в искусстве, чаще всего исполняют одну из стереотипных ролей: жертвы, злодея, вдохновляющего примера или монстра (урода). Сюжетные линии героев-инвалидов стандартно оканчиваются исцелением, смертью или госпитализацией (изоляцией). Эта избитая формула может видоизменяться, но обычно выглядит следующим образом:

Инвалид-жертва + самовлюбленный протагонист без инвалидности = Жертва излечивается + Протагонист без инвалидности избавляется от нарциссизма.

Смотрим «Рождественскую песнь в прозе»:

Малютка Тим (жертва) + Мистер Скрудж (протагонист без инвалидности) = Тим излечивается + Мистер Скрудж перевоспитывается.

Иногда, конечно, формула бывает сложнее. Например, в фильме «Аватар» инвалид (паралитик) «излечивается» только в инопланетном теле аватара. Поэтому его история (как героя-инвалида) оканчивается, когда он навсегда переселяется в здоровое тело. Этот фильм также повторяет миф о том, что инвалиды не могут быть сексуальными. Только в теле аватара Джейк, герой с инвалидностью, может по-настоящему пробудить свою чувственность. Миф о несексуальности инвалидов переходит за героями-инвалидами от произведения к произведению. Исключением являются только персонажи со слепотой. В кинематографе зачастую слепых героинь играют очень привлекательные женщины (которых по сюжету мучают хищные мужчины). А героев - привлекательные мужчины, и как минимум в одной сцене фильма они показаны за рулем автомобиля.

Ниже я привела еще несколько примеров изображения писателями и сценаристами героев-инвалидов. Этот список - пик огромного айсберга. Напротив каждого заголовка я написала стереотипную роль, которую играет персонаж, и окончание его сюжетной линии. Я знаю, что многие из приведенных мной примеров считаются шедеврами, и, совершенно точно, некоторые из них таковыми являются. Но когда дело касается инвалидности, даже лучшие авторы не всегда знают, о чем говорят.

Романы:

«Горбун из Нотр-Дама», «Собор Парижской Богоматери». Жертва, но также и урод. Покончил с собой (или был убит, зависит от того, о книге или о фильме мы говорим).

The Heart is a Lonely Hunter . Герой с интеллектуальной инвалидностью: жертва. Умер (из-за институционального игнорирования). Глухой: жертва. Покончил с собой.

«Моби Дик». Ахав: злодей. Убит.

«Цветы для Элджернона». Жертва. Волшебным образом исцеляется, но потом болезнь возвращается и прогрессирует. Героя госпитализируют.

«Полуночный ковбой». Жертва. Умирает.

«Питер Пен». Капитан Хук: злодей. Проглочен крокодилом.

«Я - Сэм». Вдохновляющий пример.

«Убить пересмешника». Том Робинсон: жертва. Убит. Страшила Рэдли: жертва. Ему позволили жить.

«Пролетая над гнездом кукушки». Жертва/мученик. Убит.

«Форест Гамп». Вдохновляющий пример. Излечивается (в одной из сцен он волшебным образом освобождается от ножных скоб).

Сценарии:

«Дождись темноты». Жертва (Этот фильм вдохновил немало режиссеров повторить сцену, в которой под взглядом наблюдателя голая и невероятно красивая слепая героиня принимает ванну).

«Запах женщины». Жертва, вдохновляющий пример, герой совершает попытку самоубийства, но благодаря молодой ассистентке возвращает желание жить.

Да, в роли ослепшего подполковника Аль Пачино.

«Whose life is it anyway». Жертва. Покончил с собой.

«Малышка на миллион». Ж ертва. Покончила с собой (умоляла об эвтаназии).

«Фрэнсис». Жертва. Госпитализирована.

«Доктор Ноу». Злодей. Убит (погребен под лавиной дерьма летучих мышей)

«Эта прекрасная жизнь». Мистер Поттер: злодей. Хорошие ребята расстроили его планы.

«Отточенное лезвие». Жертва, но также и злодей. Госпитализирован.

«Зеленая миля». Жертва. Убит (также персонаж наделен волшебной силой исцеления).

«Гаттака». Жертва. Покончил с собой (принес себя в жертву).

Когда об афроамериканцах писали только белые писатели, о представителях ЛГБТ - в большинстве гетеросексуальные, и о женщинах - в основном мужчины, культура в Америке была во многом отражением представлений привилегированной группы людей. Я не утверждаю, что авторы должны ограничить себя рамками собственного гендерного и расового опыта. Я сама часто писала о героях, жизнь которых была далека от моей собственной. Но авторы, которые испытали угнетение на себе, создают правдивых персонажей, и достоверность может разрушить старые мифы.

Только в последние 60 лет у инвалидов появилась возможность выйти из тени. Но они уже начали создавать произведения искусства, и переносить в культуру свой жизненный опыт. Может быть, пришло время для новых историй.

Susan Nussbaum

Мы решили проверить, повторяются ли стереотипные формулы в детской литературе. Напомним, что по классификации Сьюзан герои-инвалиды могут играть 4 роли: злодея, жертвы, вдохновляющего примера или монстра (урода). И их история может окончиться либо смертью, либо исцелением, либо госпитализацией (изоляцией). Мы решили, что начать следует с классики детской литературы. В своей статье Сьюзан уже упомянула несколько известных детских произведения («Питер Пен», «Рождественская песнь в прозе»), а мы продолжили список.

Элинор Портер « ». Жертва, вдохновляющий пример. Исцеляется.

Френсис Элиза Бёрнетт «Таинственный сад». Жертва и немного злодей (из-за своего дурного характера). Исцеляется.

Кулидж Сьюзан «Что Кэти делала». Вдохновляющий пример, жертва. Исцеление.

Йоханна Спири «Волшебная долина» (В многочисленных экранизациях «Хейди»). Жертва и немного злодей. Исцеляется.

Софи де Сегюр. «Маленький Горбун». Жертва. Исцеление (противоречащее медицине и анатомии).

В.П. Катаев «Цветик-семицветик» . Мальчика жалко до слез, но жертвой он не является. Но его в конце все равно ждет волшебное исцеление. (Да что было в голове у этого писателя?)

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Вдохновляющий пример. «Исцеление» путем упорства и большой работы. Эта книга очень показательна с точки зрения отношения к инвалидам в советскую эпоху. Именно в советское время инвалиды исчезли с глаз - перестали появляться на улицах. Они не соответствовали идеалу здорового, молодого и сильного советского «нового» человека. Именно в это время были созданы закрытые учреждения для детей и взрослых-инвалидов. В это время инвалидов стали высылать из Москвы. После войны осталось огромное количество покалеченных людей, но символом их всех был Мересьев - красивый, белозубый, терпящий постоянную боль, как андерсеновская Русалочка, только чтобы не показывать свою инвалидность. Само название повести нечестно по отношению к тем, кто после потери ног, так и не начал снова ходить (и тем более водить самолет).

ВИДЕО
Показательный эпизод, в котором Мересьев виртуозно пляшет русскую на протезах.

Л.А. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Горбунья – злодей и жертва. В конце перевоспитывается, но не исцеляется (ну, хоть кто-то!).

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Карла – злодей. Убит Русланом.

В.А. Каверин «Два капитана». Мальчик - жертва. Исцеляется.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Вдохновляющий пример.

Как мы видим, эти классические книги прекрасно подходят под формулу изображения инвалидов. К сожалению, стереотип изображения героев-инвалидов перешел из классической литературы в современную. Мы встречаем его в романтических и приключенческих книгах:

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер».

В.П. Крапивин «Самолет по имени Сережа». Вдохновляющий пример. Исцеление.

С. Сухинов «Фея Изумрудного города» (Да, есть такое, довольно бесталанное, продолжение). Жертва, злодей. Исцеление (Не только получил здоровые ноги, но и стал красавцем).

Альберт Лиханов «Солнечное затмение». Жертва. Госпитализация.

Тамара Крюкова «Костя+Ника» (В кино «Костяника. Время лета»). Жертва, вдохновляющий пример. Исцеление.

Книги, адресованные детям, чаще имеют счастливый конец. Это вселяет в детей веру в торжество справедливости. Но в случаях с героями-инвалидами это правило сослужило плохую службу. Смерть и госпитализация в детских книгах встречаются очень редко. И бедным героям-инвалидам остается только одно - исцеление, притом иногда противоречащее медицине и здравому смыслу. Что касается героев, которые не могут ходить, то в детской литературе их недугу есть только одно, совершенно несправедливое объяснение - они недостаточно стараются. Да и сама идея о том, что герои с инвалидностью могут обрести счастья только выздоровев, неприемлема. Тем более что в реальности чудеса встречаются не так уж часто. К сожалению, наша выборка показала, что классический взгляд на инвалидность был невероятно далек от реальности, и в литературе дети зачастую видели стереотипное и лицемерное изображение инвалидов.

К счастью, прямо сейчас на наших глазах эта ситуация меняется. Во-первых, авторы, которые пишут о героях-инвалидах для детей, - это часто родители детей-инвалидов или педагоги и психологи, которые работают с особыми детьми. Также не приходится говорить об окончательном завершении жизненной истории детей-инвалидов, потому что все чаще не-сказочные книги повествуют не обо всей жизни героев, а только об одном эпизоде, и о том, что их ждет впереди, нам остается только догадываться.

Нам бы хотелось подробно остановиться на книгах из списка « ». Но прежде мы не можем не упомянуть самый замечательный пример новой литературы об инвалидах - книгу Мариам Петросян «Дом, в котором» . Герои книги не вызывают у нас стереотипных сентиментальных чувств - жалости и сострадания. Нет, эта книга о другом. Она о личностях, разносторонних, глубоких. И инвалидность персонажей вообще не играет значимой роли. С этой точки зрения это практически идеальная книга об инвалидах.

Маргарита Грубер на своей странице в Фейсбук поделилась подборкой книг, которые помогут просто и понятно рассказать ребенку об . Кто они, как им живется в нашем мире, и почему им так важна забота, понимание и принятие.

Долго не давала мне покоя мысль, что нашим детям сложно выхватить из жизни информацию о людях, которые не такие, как все. Особенные.

Как показывает практика, некоторые дети просто не знают, что на свете есть люди, которые не слышат, не видят, плохо двигаются, не выносят громких звуков… в общем, такие, о которых взрослые редко упоминают при детях.

Кто-то считает, что ребёнок ещё слишком маленький для такой информации, кто-то не может подобрать нужных слов.

Я тоже не мастак говорить, поэтому мне рассказать Тимону о людях, которые от него отличаются в этом плане, помогают книги. Проще зацепиться за какую-то фразу во время чтения, и развить её уже для обсуждения.

Так что я составила список из, кажущихся мне лично, важных книг об особенных детях. Старалась не выбирать «сказочные» сюжеты (вроде цветика-семицветика), чтоб никто не выздоравливал по мановению волшебной палочки. Разве что для самых маленьких, тут без выдуманной истории не обойтись, мне кажется.

Не упоминала истории о детях в больницах, по-моему, это другая важная тема. Книжки на разный возраст и разный характер. Мой личный выбор, так что прошу сомневающихся почитать и другие отзывы об этих книгах.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт. «Безухий заяц и Ушастый цыплёнок»

Не знаю, можно ли записать эту книгу в список об особенных? Разве что, для того чтоб показать малышам, что вообще есть те, кто может от нас отличаться внешне, но при этом быть самыми обычными внутри?.. Это история, как один "не такой, как все" подружился с другим "не таким, как все". Знаю, что это целая серия книжек, может в продолжении обычные звери и примут их в свою компанию? Тогда бы всё сложилось.

Марина Аромштам читает книжку на Папмамбук

Пер Густавссон, Матс Вэнблад. «Птенчик Короткие крылышки»

Тиму в детстве очень нравилась эта книжка. В основном, из-за изобретений товарища Лягушонка. Для меня же, эта малышовая история спорная, потому что маме пришлось делать выбор между двумя здоровыми детьми и одним больным. Это сложно. Для моего восприятия. Но она выбор сделала и сама по себе история закончилась хорошо. Но, наверняка, мамам в большой семье и с особенным ребёнком тоже приходится принимать много сложных решений.

Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»

О том, как в одной семье вместо младенца родилась обезьянка, об их переживаниях и решениях. О книге подробнее .

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ ВИДИТ

Анна Анисимова. «Невидимый слон»

Мне книжка понравилась, для маленьких очень понятно и по-доброму объясняет, как живётся слепой девочке. Тут нет «плохих» персонажей. Все очень любящие и это есть хорошо. Девочка живёт в том же мире, что остальные, и все стараются (как-то естественно), чтоб её возможности не уменьшались из-за отсутствия зрения.

Джимми Лиао. Звучание цвета

О девочке, которая недавно ослепла. В свой день рождения она спускается в метро и отправляется в путешествие по своим «фантазиям». книге .

Джин Литтл. «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?»

О девочке, которая плохо видит, которую все считают неловкой и неуклюжей, над которой смеются даже дома. А ей нужна любовь окружающих. Любовь мамы, в которой она не уверена.

И продолжение истории, о внезапно ослепшем брате Анны, которому она помогает вновь обрести себя.

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ СЛЫШИТ

Ирина Зартайская. «Я слышу»

История, рассказанная 10-летним мальчишкой, который встретил во дворе не слышащего мальчика. Я бы такую посоветовала для 1-2-классников. История маленькая. На форзаце - азбука глухих, и есть иллюстрации жестов часто употребляемых слов.

Дарья Вильке. Тысяча лет тишины. (из книги Грибной дождь для героя)

Такая важная история, про обычное лето обычной девочки, если не задумываться о её проблемах со слухом. А они уходят на дальний план, когда вокруг тебя понимающие друзья, родные и просто люди, не делающие из твоей «инаковости» проблему. И все школьные неприятности отступают, когда за летние каникулы героиня понимает, что каждый человек по своему «особенный».

О ТЕХ, КТО НЕ ГОВОРИТ

Моррис Глейцман «Болтушка»

Об 11-летней немой девочке, которая так любит «болтать» и о её странном папе, которого она очень стесняется. Отзывы .

О ТЕХ, У КОГО ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим

Книга сложная и радостная одновременно. Про девочку 11 лет с ДЦП, которая только-только получила возможность рассказать миру, что же твориться у неё в голове и в душе (да здравствуют инженеры, программисты и другие конструкторы, которые сделали возможным такое общение с миром, с помощью машины).

И как сложно понять другим, что она человек, а не «овощ», что она может оказаться умнее их, что у неё тоже есть чувства.

Айвен Саутолл. «Пусть шарик летит»

О мальчике с ДЦП и о родителях, которые всего боятся, и не дают своему ребёнку хоть немного самостоятельности. О книге .

Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»

Рассказ мальчика, чья сестра не умеет многого из-за ДЦП, но ему всё равно, потому что она - его лучший друг. О книге и о премии The Dolly Gray Children`s Literature Award.

О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ХОДИТЬ

Анне-Катрине Вестли. «Каос и Бьёрнар»

История о мальчике в инвалидной коляске и его друзьях. Отзывы:

Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Повесть о неунывающем мальчишке, который вовсе даже «такой, как все», потому что верит в себя и не собирается сдаваться, не смотря на то, что не может ходить. Отзывы :

Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»

О мальчике Кирилле, после аварии оказавшемся в инвалидном кресле. Как и в других книгах серии, история перемежается документальными вставками. О книге :

О ТЕХ, У КОГО ЭПИЛЕПСИЯ

Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар). Священная болезнь. (комикс)

Это настоящий графический роман. О том, как жить в семье, где есть больной эпилепсией. Как сила родителей заставляет героя по другому посмотреть на свою семью. О книге.

О ТЕХ, У КОГО ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Ракель Джарамилло Паласио. Чудо

О мальчике Августе, который живёт "без лица". И принимает решение идти в обычную школу. О реакции окружающих, о родителях, о друзьях и недругах, и о чувствах самого Августа. Детский отзыв .

Иен Стракан. «Паренёк в пузыре»

Книга о мальчике, который не может жить за пределами специального "пузыря", потому что любой микроб убьёт его. Книга о подростковой любви. Книга о жизни и смерти, и о выборе. О книге .

О ТЕХ, У КОГО СИНДРОМ ДАУНА

Бирта Мюллер. «Планета Вилли»

Отличная книга, чтоб рассказать малышу, как живётся ребёнку с синдромом Дауна. Да, и не только малышу.

О книге (видео-рецензия)

Бетси Байерс. «Лебединое лето»

Книга о девочке, которая переживает нелёгкий подростковый период и о её младшем брате с синдромом Дауна. О важных вопросах, которые задаёшь себе в 14 лет, о самостоятельных поисках важного и значимого. О книге .

О ТЕХ, У КОГО АУТИЗМ ИЛИ РАССТРОЙСТВА АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»

Эта книга была написана в то время, Когда в Японии было примерно такое же отношение к детям с аутическими расстройствами, как у нас сейчас. Они странные, непонятно, как с ними общаться, как взаимодействовать.

И к мальчику из начальной школы, который ни на что, кроме мух не обращает внимания, дети относятся с неприязнью или безразличием. Пока не приходит новая учительница, которая верит, что ко всем можно найти свой подход. И именно мухи и помогают ей понять этого мальчика и помочь ему общаться с окружающим миром.

Синтия Лорэ. «Правила. Не снимай штаны в аквариуме»

О девочке-подростке, которая придумала "правила" для своего младшего брата-аутиста, что бы тому было легче ориентироваться в этом странном для него мире. И о её новом друге, с которым можно разговаривать только с помощью карточек-картинок. О любви, о понимании, о дружбе. О книге .

Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее тёмного»

В этой книге целых два "странных" мальчика. И каждому из них нужен друг, которого они никак не могут найти, пока не встречают друг друга. У одного из них есть любящая, но очень занятая мама, а у другого, кажется, не сильно любящий папа.

А ещё это детективная история, которая не разрешилась бы без этих мальчиков. И есть продолжение, которое на русском не выходило.

МАУК «Ужурский районный Дом культуры»

Сценарий

проведения Открытого фестиваля творчества

людей с ограниченными возможностями

«Душа всегда свободна!»

Составитель – сценарист:

Художественный руководитель

МАУК «Ужурский РДК».

г. Ужур, 2012г.

Пролог. На проекции, под музыкальное сопровождение

Анимация: «Рисунки песком». Звучит закадровый текст:

« В их глазах не всегда отражается небо

Их слова не всегда, точно стилус, остры

Но у каждого сила духовная скрыта,

Каждый хочет опоры, надежды, любви.

И они покоряют вершины и дали,

Где обычный теряется вмиг человек,

Их упорство достойно, их нервы из – стали.

Преклоняю колени пред ними навек.

Вы такие же люди, как каждый на свете,

Пусть же будут добры к вам всегда небеса,

Начинание каждое – счастьем согрето,

Звучит муз. сопровождение .

Ведущая . Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на 2-м открытом фестивале творчества людей с ограниченными возможностями, людей очень сильных и очень мужественных, которые, не смотря на трудности, радуются каждой минуте жизни. Трудно не согласиться со словами немецкой писательницы Изольды Курц: « Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь!».

И, наверное, не случайно фестиваль носит названия «Душа всегда свободна!», она как птица в поднебесье, не знает границ, и ей все подвластно!

Наш фестиваль – это праздник, дающий людям раскрыть свои таланты, свой внутренний мир!

А сейчас, разрешите мне предоставить почетное право открыть фестиваль руководителю управления социальной защиты населения администрации Ужурского района Юрию Николаевичу Латыпову.

Муз. сопровождение.

Ведущая. Наш фестиваль – это событие, которое не может оставить равнодушным никого! Из века в век человечество пытается изобрести модель современного общества – такого, чтобы всем жилось хорошо! Выход есть – духовность, объединение людей, всего прекрасного, светлого. И сейчас вы услышите обращение настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла города Ужура, иерея Павла Третьякова.

После заключительных слов ведущей - затемнение. Идет видео-ролик:

«слово отца Павла».

Ведущая. Любое дело по плечу, когда приходит вдохновение и прилагаются к нему желание, умение и терпение. А желание творить, у наших участников фестиваля огромное.

На сцене звезда танцевальных площадок 80-х, кумир публики, музыкант, певец – Валерий Бакулин!

Номер . «В краю магнолий».

Ведущая . Творческие номера наших участников – это душа, искренность и если хотите мастерство человека, который куда больше других знает цену жизни.

Следующая наша участница фестиваля – юное дарование, прекрасный, романтический образ, девушка с гитарой – Марина Егорова! И ваши самые теплые аплодисменты!

Номер. «Ой, рябина кудрявая».

На фоне видео-ролика: рисунок из песка, звучит закадровый текст:

« У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

Ведущая за кулисами. На сцене Людмила Игонина.

Номер. «Подари мне платок».

Видео-проекция.

Ведущая. Потеря здоровья, невозможность вести привычный образ жизни мешают мобильности, ведут к сужению круга общения, но вовсе не означают отсутствие творческих способностей и самобытных талантов. И в этом вы, дорогие друзья, сейчас сами и убедитесь. На сцене Сергей Белянин.

Номер. «Я спросил у ясеня».

Видео-проекция.

После номера, ведущая приглашает Сергея на вальс.

Звучит вальс «Белый танец».

Ведущая за кулисами. На сцене зажигательная Анастасия Коновалова.

Номер. Танец. «Любовь - стоп!».

Ведущая. В нашем Центре культуры и досуга занимаются два замечательных коллектива «Сударушка» и «Рябинушка». И этим людям для счастья много и не надо. Радость общения, радость встречи. Их всех сплотила песня. Сегодня они держаться за руки, подбадривают друг друга, улыбаются. А мы их любим и ими гордимся!

На сцене ансамбль «Рябинушка».

Номер.

Ведущая за кулисами. Приветствуем бурными аплодисментами ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущая . Дорогие друзья! Наверное, все вы, когда вошли в фойе нашего центра культуры и досуга заметили организованную выставку декоративно-прикладного творчества. Все это сделано руками людей с ограниченными возможностями. И это еще раз доказывает, что желание творить побеждает многое! Спасибо вам!

Но, а нашу фестивальную программу продолжают гости из города Назарово.

Номер. «Пантомима».

На фоне видео-проекции: «рисунок из песка», звучит закадровый текст:

« Моя душа как страница,

Теряет дни, по свету носится,

Ударь ее – она оскалится,

Погладь ее – она помолится.

Ведущая за кулисами. На сцене Евгений Ибрагимов. Коррекционная школа-интернат №8.

Номер. «День рождения мамы».

Ведущая. Живет такой парень, жизнерадостный, общительный, не смотря на трудности, он ведет привычный для человека образ жизни. Занимается спортом, играет в футбол. У него есть мечта – научится играть на гитаре, я думаю, что мечта его осуществится. А сегодня он пришел к нам на фестиваль со стихотворением собственного сочинения. Поддержим начинающего поэта. На сцене Алесандр Марченко.

Номер. Стих.

Ведущая . Дорогие друзья! Согласитесь со мной, какой грустной и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы в ней не было танцев. И следующие участники фестиваля – это дети из специальной коррекционной школы-интернат №8. Они с нетерпением ждут своего выступления. А вы для них приготовьте самые теплые аплодисменты! На сцене танцевальный коллектив «Улыбка».

Номер. «Хлопайте в лодоши».

Ведущая. О том, что не вмещается в словах,

Душа сама берет себе заботу.

Она ведь страж, что свято помнит о правах –

Хранить, питать несказанное что-то.

Эти строки написала наша землячка, поэтесса Ольга Леонтьевна Червонная. Инвалид детства, искренняя, добрая, открытая. Как она себя сама называет – мечтательная фантазерка, любящая жизнь! Я думаю с ее творчеством, многие из вас знакомы.

Как хрупок мир невыраженных чувств!

Как тайны жизненные уязвимы.

И ключ к ним знай: бесхитростная грусть

Мотивы грусти только сердцем уловимы.

Лишь искренность вольна их угадать

Не допустив намеков скрытой фальши.

И вам готова я, стихи отдать

Любовь, и сердце, и волненья страсти!

На финальных строчках ведущей, затемнение.

Идет видео-ролик – Ольга Червонная.

Ведущая. И пусть сегодня Ольги Червонной нет рядом, и пусть она не слышит аплодисменты в свою честь, но я думаю, она чувствует на расстоянии наше тепло и признательность!

А наш фестиваль продолжается. И сейчас, на этой сцене вы увидите замечательный дуэт. Катерина Харькова и Анастасия Иванова. Коррекционная школа-интернат №8.

Номер. «Дорогою добра».

Ведущая. Не редко люди с ограниченными возможностями духовно богаче некоторых из нас, они сильнее морально, умеют дорожить каждым мгновением, раскрывать в себе необыкновенные способности. Некоторым из них сложно в том плане, что не хватает общения с окружающими. Поэтому те праздники, которые случаются в их жизни, очень ценны и заряжают энергией надолго. Как и следующий участник фестиваля, обаятельный

Федор Эвинян.

Номер. «Одуванчик мой».

Ведущая за кулисами. В качестве гостя фестиваля, на этой сцене председатель Назаровского общества глухих, сурдопереводчик Людмила Алексеевна Макашина, с песней «Дороги России».

Номер. «Дороги России».

Ведущая за кулисами. Самыми искренними аплодисментами встречаем следующего участника фестиваля. Татьяна Пашеева город Назарово.

Номер. «Мама».

Муз. сопровождение .

Ведущая . Мы еще раз убеждаемся в том, какие талантливые и замечательные у нас участники фестиваля. Сколько в них энергии, которой они подчас и нас заряжают, сколько в них оптимизма, веры в будущее!

И вот сейчас на эту сцену выйдет одна из таких: энергичная, позитивная Августа Корнеевна Васько!

Номер. Стих «Нелегок путь».

Ведущая. Танцы являются настоящим украшением любого концерта, уж тем более фестиваля, и особенно, когда их исполняют дети. Поддержим аплодисментами хореографический коллектив из специальной коррекционной школы - интернат №8.

Номер. «Гномики».

Ведущая за кулисами. Для вас на сцене очаровательная Тамара Лысенкова.

Номер. «Край мой».

Ведущая. Сегодняшний фестиваль показывает, что все наши участники это звезды. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно! Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами домов загоралась хоть одна яркая звездочка! Встречайте одну из таких ярких звезд, нашего гостя из поселка Копьево, Антона Рябоконь!

Номер. «Мой дом Россия!».

Сразу после номера Антона, идет затемнение. Видео-ролик: «рисунок из песка». Звучит закадровый текст:

« Давайте жить, любить и верить,

Давайте строить замки и мосты,

В душе своей откроем настежь двери,

Доверим людям все свои мечты.

Не надо уходить в уединенье

И прятать души за семью замками,

Себе найдем предназначенье,

Заполним боль и пустоту друзьями.

Заполним боль и пустоту мечтами

Раскрасив мир свой в яркие цвета!

Сольемся с песнями и добрыми стихами

И вот уж жизнь, как радуга светла!

Сразу без объявления звучит финальная песня «Детство» детей из коррекционной школы №8.

Ведущая. Вокальная группа «Солнышко». Специальной коррекционной школы - интернат №8.

Завершен фестиваль, в нем чудесная сила!

Жар горячих сердец, все, что дорого мило!

Это радуга жизни и талантов полет

Это крыльев души, дерзкий пламенный взлет.

Это дружбы тепло и сердец доброта

Где на сердце светло – там живет красота!

До Новой встречи, дорогие друзья, на открытом фестивале творчества людей с ограниченными возможностями!