Антиутопия как жанр литературы. Жанр антиутопия в литературе

К сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:

Теоретические споры о границах жанра ведутся давно. Терминологические разногласия в итоге утряслись, и сейчас наметились три градации: утопия - то есть идеально хорошее общество, дистопия - «идеально» плохое и антиутопия - находящееся где-то посередине.

  • Dystopia is often referred to as anti-utopia, as it is the exact opposite of a utopian society which is an ideal life. Although some say anti-utopia and dystopia are two separate terms. The difference being that dystopia is a completely horrible state that makes no pretences of being a good life, whereas anti-utopia is one that is almost utopian except for one big flaw.

  • A "Future Trace" on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres http://rogerclarke.com/DV/NotesAntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms "anti-utopia" and "dystopia" are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on "utopia" does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes "anti" (against, opposed to) and "dys" (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal - at least from the perspective of a humanist. My associations for the word "anti-utopian" are clearly with George Orwell’s "1984", published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s "We" (1922) or Huxley’s "Brave New World" (1932). As regards "dystopia", my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
  • Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. - С. 440-471.

    Победоносное наступление коммунистической идеологии, овладевающей умами широких масс, утверждение и успехи социалистического строя неотвратимо порождают соответствующую реакцию со стороны идеологов старого мира. Антиутопия и есть одна из форм этой реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы. Злобные, пасквилянтские фантастические романы, направленные своим острием против марксизма и первого в мире социалистического государства, получают все большее распространение по мере углубления кризиса и загнивания мирового капитализма. … Чем же все-таки отличается роман-предупреждение от антиутопии? На наш взгляд, тем, что если в антиутопии коммунистическому и социалистическому будущему противопоставлены реакционные общественные идеи и в конечном счёте - status quo, то в романе-предупреждении мы имеем дело с честными попытками указать, какие беды и опасности, препятствия и трудности могут встретиться в дальнейшем на пути человечества.

  • Антиутопическим называют общество, в котором возобладали негативные тенденции социального развития. Антиутопические общества, изображенные в произведениях художественной литературы, часто характеризуются тоталитарным политическим строем, подавляющим индивидуальность. Авторы антиутопий пытаются обратить внимание на существующие проблемы, которые в дальнейшем могут привести к катастрофическим последствиям.

    Антиутопия как литературный жанр

    Жанр антиутопии берет свое начало от сатирических произведений Свифта, Вольтера, Батлера, Салтыкова-Щедрина, Честертона и др. Однако настоящие антиутопии стали появляться только в начале XX века. Тенденции глобализации и появление обществ, являющихся в некоторой степени утопическими (коммунистического в СССР и национал-социалистического в Германии), заставили авторов обратиться к жанру антиутопии.

    Немецкий социолог Эрик Фромм первой антиутопией назвал роман «Железная пята» Джека Лондона, опубликованный в 1908 году. Романы-антиутопии появлялись на протяжении всего XX века. Самыми известными из них являются романы«Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдберри.

    Происхождение термина «антиутопия»

    За несколько десятилетий до первого появления термина «антиутопия» в аналогичном значении использовался термин «какотопия» (в переводе с древнегреческого «плохой», «злой»). Впервые его употребил английский философ Иеремия Бентам в 1818 году. Впоследствии этот термин был вытеснен термином «антиутопия», но продолжает периодически использоваться. Слово «антиутопист» впервые употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в своей речи в Британской Палате общин.

    Термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии». Название «антиутопия» возникло как противопоставление слову «утопия», введенному Томасом Мором. В своей книге 1516 года «Утопия» Мор описывает государство с идеальным общественным строем. Роман Мора дал название жанру, объединяющему произведения об совершенных и абсолютно справедливых государствах. К XIX веку жанр утопии исчерпал себя, более того, утвердилось мнение, что любая попытка построить утопическое общество приведет к ужасающим последствиям.

    Жанр антиутопии является в некотором роде продолжением жанра утопии. Но если утопические романы описывали позитивные черты общества, то антиутопии сконцентрированы на негативных социальных тенденциях.

    В середине 1960-х годов термин «антиутопия» появляется в советском литературоведении, а чуть позже и в западной критике.

    В последнее время такие произведения, как «Голодные игры», произвели огромный фурор в обществе, особенно среди тех его членов, кого интересуют книги антиутопии. Но мы довольно часто читали антиутопии и раньше, к тому же, не все они отличались столь высоким уровнем технологических новшеств, как в вышеупомянутой книге. Чаще всего в них идет речь о порабощенных обществах, социально угнетенных кругах людей. Одним из самых известных примеров такого романа антиутопии считается , который дал жизнь крылатому выражению «Большой Брат следит за тобой», тем самым олицетворяя жизнь под микроскопом. Подобную сюжетную нагрузку можно найти и в «Голодных играх», которые транслируют широким массам попытки одних людей убить других. Однако литература антиутопии не всегда стремилась к такой модернизации: телевидение и компьютеры – это всего лишь новейшие дополнения в жанре. В действительности же корни этого направления уходят в начало 16-го века, когда Томасом Мором была написана книга под названием «Утопия», в которой, как это ни парадоксально, описывалось общество по своей структуре очень далекое от ее названия. В целом, писатели, которые творят в этом жанре, в понятие антиутопии, в первую очередь, вкладывают смысл некоего общества, расколотого и разрушенного социальными нормами и установками.

    Антиутопия - это разновидность социума с совершенными идеалами по задумке, но падшими и разрушенными по факту. Антиутопия демонстрирует кошмарную картину ближайшего будущего. Типичные темы антиутопии обычно касаются восстаний, социального давления, революций, войн, перенаселения и катастроф. Многие считают этот жанр относительно новым в литературе, но реальность свидетельствует о том, что у него очень длинная и захватывающая история. Подтверждение тому вы найдете в этом кратком экскурсе в историю жанра антиутопии.

    Функции антиутопии

    Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.

    Структура антиутопий

    Предыстория : Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.

    Главный персонаж : существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.

    Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.

    Завязка : часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.

    Кульминация : в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.

    Примеры антиутопий

    Тексты революционной значимости

    Наверное, в наши дни развитие антиутопического жанра в искусстве получило второе дыхание, однако его активность прослеживается еще со времен 18-го века. Возможно, в ту пору такое творчество было отображением не столь фантастических утопических убеждений, скорее ответом на угрожающие идеалы и политические взгляды. Таким образом, роман антиутопия использует свою обличительную форму навязывания мировоззрения как способ критики той идеологии, в пучине которой и творились эти действительно смелые тексты.

    Впрочем, отвращающие взгляды на тоталитарные режимы и сценарии постапокалиптических разрушений тесно переплетаются в рамках озвученного жанра, а помимо того они имеют прочные связи с другими литературными направлениями, например с романами-путешествиями, сатирой и научной фантастикой. Поэтому было бы ошибочным полностью отождествлять все эти направления.

    Первичный импульс в движении антиутопий принадлежит перу Джонатана Свифта, который в 1726 году опубликовал произведение «Путешествия Гулливера». Многие могут ассоциировать его рассказ о Лилипутах не с чем иным, как со старой-доброй «диснеевской» сказкой, однако история Гулливера гораздо мрачнее, чем можно было бы подумать. Писатель публикует острую критику современного ему общества, обволакивая свои соображения в толстые слои метафор. Так, например, в одной из земель Гулливер встречает нацию, для которой наука и рационализм стоят превыше всего, их бессмысленные эксперименты истощают природные и человеческие ресурсы. В противовес им автор представляет и другие поселения, кровожадные и дикие по своей природе, что не может не поразить путешественника.

    По возвращении в Лондон Гулливер приходит к оглушительному выводу: имея возможность сравнивать полярные по своей сути идеологии, он осознает, что он ничем не отличается от народов, которые он посетил, и даже более того, весь его социум насквозь пропитан греховностью.

    Рассвет мыслящих машин

    Немного позднее в свет вышел не менее знаковый роман антиутопия Самюэля Батлера под название «Едгин» (в название спрятано не что иное, как анаграмма слова нигде, что уже недвусмысленно намекает на сюжетный посыл произведения), опубликованный в 1872 году впервые от лица неизвестного автора. В своем романе Батлер играет всевозможными сатирическими приемами в отношении Викторианского общества. Его книгу «Едгин» скорее можно отнести к категории утопической литературы, хотя общие черты антиутопии в ней также присутствуют.

    Во времена жизни писателя технический прогресс еще не имел столь широкого охвата, как в 20-ом веке, но его рассуждения о том, как машинизированный механизм может проникать в сознание, действительно захватывают. С тех пор, идея о беспрекословной опасности, которую несет с собой технологическое развитие, стала неотъемлемой составляющей антиутопической литературы.

    Истоки двоемыслия

    Уже в первой половине 20-го века были опубликованы два основополагающих текста для антиутопической литературы. Речь идет о книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932 год) и романе Джорджа Оруэлла «1984» (написанный в 1949 году). Полиция мысли, Большой Брат, двоемыслие и новояз: все эти концепты крепко укоренились в нашем сознании, но пути их проистекания уже несколько забылись.

    В произведении Хаксли читатель окунается в идеально сформированный мир с инженерной точки зрения, в котором человека искусственно выращивают, будто овощ, а затем усаживают за заранее отведенное место в структуре общества; при этом никто не выказывает недовольство своим положением до тех пор, пока отлаженная система не дает сбой. В романе Оруэлла фигурирует некий персонаж по имени Уинстон, который под натиском пропагандистских идей начинает задавать неуместные вопросы, однако социальная машина не оставляет ему никаких шансов на своеволие. Подробнее с книгой можно ознакомиться .

    Парадоксально, но обе книги не лишены вполне обыденных и привычных в нашей жизни деталей, о которых каждый слышал или видел: технологии, телевидение, наркотики и т. д.; все это в совокупности производит оглушительный эффект сближения с реальным миром и детализации той опасности, которая в теории нас всех может ожидать.

    На самом деле, список книг антиутопий можно пополнять очень долго, а в каждом отдельно взятом произведении с легкостью можно найти нотки антиутопии, именно поэтому вся литература интертекстуальна, каждый новый жанр неразрывно связан с другим.

    На карту мира, где обозначена утопия, не стоит даже смотреть, ведь она игнорирует страну, к которой человечество неустанно стремится.

    Оскар Уайльд

    Каждый из нас однажды слышал термин "утопия". Сегодня в фантастическом жанре утопии часто пишут книги и снимают фильмы. Что такое утопия и какие признаки она имеет? Как появился этот термин? Читайте.

    "Рождение" утопии

    Термин происходит от древнегреческого и означает "место, которого нет" (u topos). По другой версии, утопия переводится с греческого как "лучшее место" (eu topos). Сегодня так называют жанр литературы, близкий к научной фантастике. В подобных книгах автор приводит описание идеального, по его мнению, общества и общественного строя. Веками известно, что это такое - утопия, но само слово получило распространение благодаря Томасу Мору.

    В 1516 году писатель и философ Томас Мор написал книгу на латинском языке. Книга отличалась невероятно длинным названием, что в литературе встречается нечасто. Она называлась "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Сокращенно ее называли просто "Утопия". Это слово вскоре стало использоваться для описания книг подобного жанра.

    Мор поделил свое произведение на два тома. В первом он осуждает общественный порядок того времени. Писатель упрекает королевский деспотизм, разврат духовенства, выступает против смертной казни. Второе представляет собой откровение автора, скрытое ширмой фантастического сюжета. Обе книги совершенно разные, но логически неотделимы друг от друга.

    Однако Томас Мор не первый употребил этот термин. Он был известен еще античным философам. Например, слово встречается у Платона в его трактате "Государство", где он описывает идеальную, по его мнению, державу. В качестве прототипа Платон использовал политическое устройство Спарты, но при этом устранил отрицательные черты этого государства - нехватку граждан, некоторые излишне жестокие законы, повальную коррупцию (здесь даже цари брали взятки).

    То есть утопия показывает нам картину идеального мира, в котором все счастливы. Мира, появление которого теоретически возможно в будущем, однако крайне маловероятно. Здесь нет нищеты, безработицы, страданий.

    Вот что такое утопия в литературе. Повести и романы этого жанра всегда играли важную роль в оценке будущего и формировании сознания читателя. Утопия показывает различные варианты грядущего, рисует дальнейшее движение общества. Эта ее функция сохранилась и сегодня, однако несколько трансформировалась в научную фантастику. Теперь пишут о технологиях и возможностях, которые могут быть доступны человечеству в будущем - жизнь на других планетах и т.д. При этом утопии свойственна острая критика современного общественного строя, несогласие автора с ним.

    Утопия и антиутопия

    Рассмотрев, что такое утопия и каково значение ее, перейдем к еще одному термину - антиутопия. Под этим словом понимают государственный устрой, основанный на негативных факторах. То есть он отрицает возможность существования утопии, показывая, какой катастрофой обернется стремление к ней. При изначальной тенденции общества к идеалу формируется его полная противоположность.

    Синоним антиутопии - дистопия, что означает "плохое место" (от греч dis topos). Определение слова "утопия" имеет однозначный ответ - это несуществующее место.

    Главные герои антиутопических произведений противопоставляют себя режиму. Подобных примеров в литературе сотни. Самые известные истории этого жанра - "451 градус по Фаренгейту" (Р. Брэдбери), "1984" (Дж. Оруэлл), "Голодные игры" (Коллинз) и многие другие.

    Утопия и христианство

    Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

    Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

    История утопии

    Утопия в сознании человечества присутствовала с древних времен. Однако тогда люди относили ее к прошлому, а не к будущему. Это были легенды о счастливых странах, существовавших когда-то. Взять, к примеру, страну Гиперборею, в которую верили древние греки, Беловодье, Опоньское царство, встречающиеся в русских сказаниях. В сущности, все мифы, предания и сказки были основаны именно на утопических мотивах.

    Определение термина "утопия" сформировалось благодаря трудам древнегреческих философов. Среди них особенно выделился Платон с его "Государством".

    Возрождение жанра

    Утопический жанр позднее возродился благодаря Томасу Мору. Он отличился от античных философов тем, что искал решение проблемы общественного строя тех времен на стыке социологии, политики, философии. Он верил, что достичь того будущего, о котором писал, можно путем радикального переустройства общества. А начать нужно с появления справедливых законов, понятиях о равенстве и братстве.

    Мор стал родоначальником так называемой социальной утопии. Ее создатели верили, что изменение будущего возможно, если приложить достаточно усилий.

    Еще один известный представитель этого жанра - Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Также в жанре утопии работали Оуэн, Морелли, Сен-Симон, Мюнцер.

    Начиная с 18-го века в Европе появился так называемый государственный роман, который рассказывал о путешествиях героев по утопическим странам. Эти романы в большинстве своем содержали подробное описание государственного строя данных держав.

    Улучшить или уничтожить?

    На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями. Одна из наиболее жестких мер по изменению мира была предпринята социалистами и фашистами в 20-м веке. Особенно отличились те, кто мыслил слишком радикально, - коммунисты и нацисты.

    После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было. Во всех книгах, написанных в жанре утопии, общество является серой массой, которая слепо следует установленному порядку. Индивидуальностью личности оно поступается ради сытой и спокойной жизни. Но правильно ли это?

    Отличительные черты утопии

    Классификация отличительных черт утопии выглядит следующим образом:

    1. Присутствие некоей другой действительности, изолированного мира с собственной системой управления. Обычно в утопических произведениях нет временной протяженности. Общество, созданное автором, словно застыло в неподвижности.
    2. Исторические предпосылки не интересуют авторов. Они создают собственный мир, не опираясь на ограниченность реального мира. Именно поэтому для читателя утопия - это нечто несбыточное, ведь она не имеет конструктивной основы. Все здесь создано на воображении писателя. Однако некоторые книги подобного жанра все же содержат подробное описание того, как именно придти к совершенному порядку, описанному в произведении.
    3. Утопия лишена любых внутренних конфликтов. Люди подчиняются системе и довольны ею. Но при этом полное единомыслие делает их сплошной серой массой, лишенной индивидуальности.
    4. В романах этого жанра чаще всего отсутствует сатира, так как описание мира противопоставляется реальности.

    Несмотря на то что определение утопии - это нереальный мир, созданный воображением писателя, философ Н.А. Бердяев считал иначе. Он утверждал, что утопия - это один из вариантов развития будущего. Она может быть более чем реальна. К тому же, писал Бердяев, человеческая природа такова, что вера в лучшее ей необходима во всех сферах жизни. Сегодня даже архитекторы разрабатывают проекты, которые можно смело назвать утопией. На фото - один из них, небесный город будущего.

    Но несмотря на популярность утопических книг, критика сопровождает жанр на протяжении всей его истории. К примеру Джордж Оруэлл, один из самых известных писателей-утопистов ("Скотный двор"), был уверен, что подобные книги безжизненны, лишены индивидуальности. Сам он писал в жанре антиутопии. Все утопии, говорит Оруэлл, совершенны, но лишены истинного счастья. В своем эссе писатель приводит мнение одного литератора-католика. Тот утверждает, что теперь, когда человечество способно создать утопию, перед ним предстает другой вопрос: как ее избежать?

    Виды утопии

    Различают две разновидности утопии:

    1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
    2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

    Утопия и научная фантастика

    Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности. Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию - изображение мира, противоположного нашему. К примеру, "Туманность Андромеды", "Час Быка" Ефремова, а также "Полдень, 22-й век" братьев Стругацких.

    А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это "Невозвращенец" Набокова и "Москва-2049" Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

    Заключение

    Сегодня мы обсудили, что такое утопия. Значение этого термина описано выше. В современной литературе жанр остается популярным и востребованным. Утопические произведения все чаще пополняют полки книжных магазинов. Идеальные миры по-прежнему живут лишь в литературе.

    духовное идейное течение современной общественной мысли. В антиутопии показывается, что попытки создать идеальное общество (утопия), достичь самых прекрасных общественных идеалов, сконструировать «справедливый мир» приводят к катастрофическим последствиям. Антиутопия ведет свое происхождение от сатирических произведений Дж. Свифта, Вольтера, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Уэллса. Особенное распространение антиутопии получили после победы социалистической революции в России. В этот период времени интеллигенция увидела, что социальные идеалы в результате их реализации могут превращаться в свою противоположность. Борьба за свободное общество на практике реализовалась в тоталитарном, подавляющем человека государстве. Наиболее известны произведения антиутопии - это книги Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир», Дж. Оуэлла «Ферма животных» и «1984 год», А. Кестлера «Мрак в полдень», JI. Мэмфорда «Миф о машине». В этих произведениях утопические проекты показываются как насилие над человеком и его природой. Утопия прокладывает путь тоталитаризму, поскольку идеализированное будущее не может быть лучше настоящего. К жанру антиутопий принадлежат и романы-предостережения таких авторов как Дж. Лондон, К. Чапек, Р. Бредбери, А. Азимов, И. Ефремов.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АНТИУТОПИЯ

    («несуществующее место») - в узком смысле: лит.-публ. жанр, сложившийся в XX в. как выражение «кризиса доверия» к прогрессизму классич. европ. цивилизации и прогнозирование негативных перспектив реализации техносоциальных утопий XIX в. В широком смысле: совокупность худ., соц.-полит., филос. концепций, направленных на критику утопического сознания в целом и попыток его реализации в соц.-полит. практике (см. Деятельность). Характерным признаком А. явл. пессимизм в определении перспектив развития полит. системы, цивилизации, самой чел. природы. Осн. методол.. принцип А. - выявление негативных параметров утопических проектов и моделирование результатов их реализации путем экстраполяции на настоящее или ближайшее будущее. История А. знает ряд «пиков», приходящихся на периоды масштабных соц.-полит. кризисов и радикальных сдвигов в науч.-техн. сфере (последствия мировых войн, массовое внедрение новых технологий, неоднозначные результаты НТР и т.д.). Признанными классиками этого жанра в худ. лит-ре явл. Е.И.Замятин (роман «Мы»), Дж.Оруэлл (роман «1984»), О.Хаксли (романы «О, дивный новый мир!», «Обезьяна и сущность»), В.В.Набоков (роман «Bend Sinister»). Элементы А. часто представлены в произв. сатирического («Заводной апельсин» Э.Берджесса) и фантастического («Цивилизация статуса» Р.Сильверберга; «Град обреченный» А. и Б.Стругацких и др.) жанров. С 1930-х гг. мотивы А. проявляются в ряде теор. концепций соц. развития. Они присущи, в частн., соц. философии Франкфуртской шк. (Т.В.Адорно, Г.Маркузе и др.), концепции «трех волн» Э.Тоффлера и др. Футурологические разработки Римского клуба (1960-70-е гг.) также носят отпечаток А. Для худ.-лит. и соц.-филос. ситуации конца XX - начала XXI вв. полномасштабное выражение данных идей нетипично, но можно говорить о включенности элементов А. в разл. худ. и концептуальные практики постмодернизма, где антиутопическое и пессимистическое переплетается с ироническим (напр., «Застенчивый порнограф» Н.Фробениуса). Отеч. худ. лит-ра пережила две волны А.: в начале 1990-х гг. (напр., «Времена негодяев» Э.Геворкяна, мн. произв. А.Лазарчука и др.) и в начале XXI в. (напр., «Тупик гуманизма» А.Миронова). В первом случае тематизировано апокалиптическое и катастрофическое видение будущего (т.н. дистопия) в ситуации системного кризиса рос. (сов. и постсов.) об-ва; во втором случае - негативные аспекты интеграции России в процесс глобализации. Лит.: Утопия и утопическое мышление. М., 1990; Берджесс Э. Плоть // Берджесс Э. Избр. романы. М., 1993; Замятин Е.И. Мы. М., 1988; Оруэлл Дж. Романы. Эссе. Статьи. М., 1990; Хаксли О. Избр. произв.: В 5 т. М., 1997. Т. 1, 4. Е.В.Гутов

    Отличное определение

    Неполное определение ↓