Тренинг коммуникативных умений. Коммуникативный тренинг Тренинги по коммуникации и общения

Развитие коммуникативных навыков

На этой странице вы найдете описание программ тренингов направленных на развитие коммуникативных навыков. Количество ошибок и потерь в работе по причине сбоев в коммуникации между отдельными сотрудниками и целыми подразделениями трудно переоценить. Навыки приема и передачи информации, обратная связь, сохранение конструктивной позиции в общении, корректное отстаивание интересов эти и другие навыки отрабатываются на коммуникативных тренингах. Без этой основы трудно представить себе развитие сотрудника или руководителя. Тренинги по теме «Деловое общение» являются базовыми программами и рекомендованы к прохождению всем сотрудникам компании.

Цели тренинга:

  • Осознание участниками причин возникновения противоречий в процессе общения, причин потери и искажения информации.
  • Отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств.
  • Освоение техники ассертивного поведения.
  • Освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации.

В программе:

  • Особенности коммуникации в команде.
  • Коммуникация по вертикали. Сферы ответственности. Проблемы и задачи.
  • Особенности коммуникации в ситуации критики.
  • Особенности процесса коммуникации по горизонтали.
  • Особенности собеседника. Как избежать непонимания. Простые способы.
  • Корректное отстаивание деловых интересов в команде.

В результате тренинга участники смогут:

  • Снизить количество ошибок в работе подчиненных, связанных с потерей и искажением информации
  • Корректно ставить цели и грамотно доносить их до подчиненных
  • Использовать для коррекции деятельности подчиненных конструктивную критику и мотивирующую обратную связь
  • Бесконфликтно отстаивать деловые интересы

Цели курса:

  • Познакомить участников с правилами написания деловых писем.
  • Сформировать навыки составления и оформления писем для разных ситуаций в бизнесе.
  • Сформировать понимание письменной коммуникации как мощного инструмента в бизнесе.
  • Познакомить участников с общепринятыми в деловом мире стандартами и этикой деловой переписки.

По окончании тренинга участники:

  • Поймут специфику общения по телефону, его преимущества и недостатки.
  • Осознают важность грамотного изложения и структурирования информации при общении по телефону
  • Научатся эффективно вступать в разговор, поддерживать внимание собеседника, управлять телефонным разговором
  • Приобретут навыки снятия агрессии по телефону
  • Узнают правила телефонного этикета
  • Приобретут уверенность в личной способности успешно решать вопросы путем телефонных переговоров

В программе:

  • Что такое конфликт. Природа конфликта. Типичные конфликты в деловой среде.
  • Стили и стратегии поведения в конфликте.
  • Управление эмоциональным состоянием.
  • Агрессивные высказывания и действия: учимся считывать истинные мотивы.
  • Невербальные средства регулирования эмоционального состояния.
  • Паралинвистические средства в управлении эмоциональным состоянием
  • Техники регуляции эмоционального состояния собеседника.
  • Конфликт без агрессии или как отстаивать свои интересы.

«Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений»

Выполнил:

Веселова Клена Геннадьевна

педагог-психолог

(должность)

ЛГ МАОУ «СОШ №4»

(место работы)

Пояснительная записка

Представленный тренинг по направленности является социально-педагогическим, нацелен на развитие коммуникативных умений, знаний, навыков, которые способствуют развитию таких качеств личности, как: целеустремленность, готовность сотрудничать, умение выступать, выдержку, решительность, смелость и т.д. В свою очередь данные наличие данных качеств личности определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении.

Актуальность представленного тренинга состоит в том, что в связи с особенностями подросткового возраста, важно помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, родителями, педагогами, разобраться в изменениях, которые произошли в нем, осуществить помощь в поиске путей решения проблем, с которыми он сталкивается.

Тренинг разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся , направлен на работу с детьми среднего школьного возраста (12-15 лет), так как именно в этом возрасте у ребят появляются такие особенности, как: формирование навыков самоанализа, интереса к другому человеку как личности, развитие чувства собственного достоинства, развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания и толерантности, развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Занятия будут проводиться в форме игры и тренинга , так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение, то это позволит создать наиболее благоприятную атмосферу для отработки необходимых навыков и решения личностных проблем. Во время тренингов каждый участник может рассчитывать на помощь других, поэтому способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, учится доверять людям, отрабатывает навыки самоанализа . Эти знания готовят подростка к более активной и полноценной жизни в социуме.

Тренинг предполагает задания для формирования чувства внутренней устойчивости, повышения самооценки у участников, что будет способствовать возникновению ощущения легкости и комфорта в ситуациях общения.

Работа в тренинговой группе предусматривает атмосферу раскованности , что реализуется по средствам игровой деятельности, а также предполагает ощущение психологической безопасности через принятия «Правил группы». Участники тренинга смогут всесторонне проанализировать свою личность путем восприятия своего «Я» через: соотнесение с другими, восприятие другими, через результаты деятельности, оценку внешнего облика.

Основные принципы тренинговой групповой работы:

Диалог (полноценное равноправное межличностное общение, основанное на доверии, взаимоуважении);

Наличие обратной связи (непрерывное получение участниками информации от других членов группы относительно результатов его действий);

Самодиагностика (способствующая самораскрытию, осознанию собственных личностно значимых проблем);

Оптимизация развития определенного психологического состояния участников группы и создание условий для этого;

Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер;

Добровольное участие в занятиях (предполагает личную заинтересованность подростка).

Для эффективности работы, после каждого упражнения организуется обсуждение, а для подведения итогов всего тренинга задумано общее обсуждение и исследование эффективности тренинга по средствам диагностики (Анкета И. Головатенко)

Деятельность педагога-тренера предполагает применение методов педагогической поддержки : создание фона доброжелательности, сотрудничества, взаимного доверия, а также создание ситуации успеха для участников тренинга, ситуаций значимости личных «вкладов» участников в решении общих задач, похвалу и т.д. Для реализации эффективной коммуникации с обучающимися , тренер участвует в обсуждениях упражнений, выполняет совместно с участниками те упражнения, где это возможно.

Количество участников в тренинге для эффективной работы определяется как - 15 обучающихся. Данный тренинг включает в себя несколько занятий, каждое из которых преследует определенную цель по достижению желаемого результата.

Цель тренинга: развивать коммуникативные умения и навыки, воспитывать коммуникабельную личность.

Задачи тренинга:

1. Формирование знаний о коммуникативных умениях.

2. Повышение эмпатии.

3. Развитие навыков убедительной речи.

4. Отработка умения работать слаженно в коллективе.

Продолжительность тренинга: 4 занятия продолжительностью 1 час 20 минут.

Оснащенность аудитории: просторная аудитория, стулья расставлены по кругу, наличие доски.

Методика оценки эффективности тренинга: Анкета И. Головатенко.

Тематический план тренинга

Занятие 1

Цель: Создать положительный настрой на работу в группе, познакомить обучающихся с понятием «коммуникативные умения».

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Приветствие.

Изготовление и прикрепление бейджиков.

Упражнение «Снежный ком»

(10 минут)

Цель: познакомиться, разрядить обстановку.

Бейджи, фломастеры,

небольшой мяч

Сидя в кругу, участники называет свое имя, а затем качество личности, которое начинается на первую букву их имени. Каждый называет все имена, затем свое. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было запомнить имена каждого? Что облегчило эту задачу?

Принятие правил группы

(7 минут) (активность, «здесь и сейчас», принцип «Я», искренность, уважение, и т.д.)

Цель: создать эффективную, безопасную работу группы.

лист ватмана, маркеры, магниты

Общее обсуждение, фиксация правил на ватмане, размещение ватмана на доске.

Упражнение «Миксер»

(5 минут)

Цель: разрядить обстановку, способствовать сплочению коллектива.

Сидя в кругу,ведущий предлагает присутствующим представить градацию какого-либо качества (по цвет глаз, теплоте рук, цвету одежды и т.д.)

Вопросы для обсуждения: Какие ощущения у вас вызвало это упражнение? Было ли сложно тактильно входить в контакт с другими участниками тренинга?

Дискуссия «Что такое коммуникативные умения?»

(15 минут)

Цель: сформировать знания о коммуникативных умениях и их роли в жизни человека.

Вопросы для обсуждения: Что называют коммуникативными умениями? Их роль в жизни человека? Можно ли развивать эти умения? Как?

Упражнение «Деревня «Дэду»

(28 минут)

Цель: развивать коммуникативные умения, убедительность речи.

карточки с заданиями, бумага, скотч, ножницы

Участники делятся на две группы. Одна – племя дэдуевцев (с проблемой доставлять больных через реку), вторая – жители другого населенного пункта.Вопросы для обсуждения: Какие трудности возникали? Как с ними справились?

Упражнение «Молекулы»

(5 минут)

Цель: раскрепостить участников, организовать тактильное общение.

Участники по команде объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле озвучивается. Вопросы для обсуждения: Весело ли вы провели время? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Упражнение «Подарок»

(10 минут)

Цель: осуществить положительное завершение тренинга, провести рефлексию.

Участники по очереди дарят соседу что-то не материальное. Вопросы для обсуждения: Смогли ли участники тренинга определить, какой подарок принес бы вам пользу? Какой подарок вам понравился больше всего?

Занятие 2

Цель: Учить выстраивать общение, при правильном восприятии внутреннего мира другого человека.

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Упражнение «Прогноз погоды»

(10 минут)

Цель: развивать умение выражать свои чувства и настроение, понимать других людей.

бейджи, листы формата А4 (по количеству), фломастеры, цветные карандаши

Участники рисуют погоду, соответствующую настроению. Вопросы для обсуждения: Какая погода изображена? Какие обстоятельства повлияли на вашу погоду?

Упражнение «Поменяйся местами»

(8 минут)

Цель: создать ситуацию комфорта в группе, формировать осознание схожести.

Убирается один стул, его владелец выходит в центр, произносит: «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет определенный признак. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было найти то качество, которое объединяло бы участников? Много ли общего нам получилось выделить в результате этого упражнения?

Дискуссия «Что означает понимать и быть понятым?» (15 минут)

Цель: сформировать знания о значимости эмпатии в общении.

Вопросы для обсуждения: Учитываете ли вы настроение собеседника при общении? Как передаете свое настроение? И т.д.

Упражнение «Глаза в глаза» (15 минут)

Цель: учить понимать собеседника по средствам невербального общения, проявлять свои эмоции.

Участники разбиваются на пары. Смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства. Вопросы для обсуждения: Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Упражнение «Поймай мышь»

(5 минут)

Цель: снять мышечное напряжение, активизировать внимание, поднять настроение.

Участники представляют себе что ловят мышь, двигаются бесшумно. Вопросы для обсуждения: Понравилось ли вам упражнение? Легко ли вы смогли представить себе мышь?

Упражнение «Да»

(15 минут)

Цель: учить понимать собеседника в процессе общения, развивать умение выражать свои мысли.

Работа в папах.Один-говорит фразу, выражающую его состояние, второй-задает ему уточняющие вопросы. Упражнение выполнено при трех утвердительных ответах. Вопросы для обсуждения: Встретились ли вы с трудностями при выполнении задания?

Упражнение «Ты молодец» (12 минут)

Цель: развивать умение положительно оценивать собеседника, себя, провести рефлексию.

В парах: один рассказывает 5 минут о своих неприятностях, другой - слушает, потом произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Вопросы для обсуждения: Получилось ли у вас внимательно выслушать вашего собеседника, проявить эмпатию? Сложно ли было похвалить другого человека?

Занятие 3

Цель: Развивать навыки убедительной речи, повышение самооценки.

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Упражнение «Комплимент»

(10 минут)

Цель: создать настрой на работу, атмосферу доброжелательности, повысить самооценку

Сделать комплимент соседу. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было сделать комплимент другому человеку? Какие эмоции вы испытали, когда делали комплимент вам?

Упражнение «Снежки»

(5 минут)

Цель: создать ситуацию непринужденного общения, поднять настроение

газеты, клейкая лента

Изготавливаются снежки из бумаги и играют по командам.

Упражнение «Марионетка»

(15 минут)

Цель: дать участникам на собственном опыте испытать ситуации полной зависимости от другого, от себя.

В тройках: два кукловода, один – кукла-марионетка. Каждый должен побывать в роли куклы. Вопросы для обсуждения: Что чувствовали в роли куклы? А кукловода? Хотелось ли что-нибудь сделать самому? Что узнали о себе в этом упражнении?

Упражнение «Я глазами других»

(7 минут)

Цель: повысить самооценку, учить выявлять сильные стороны в себе и других.

листы бумаги (по количеству), фломастеры

На листках бумаги каждый пишет имя, фамилию, листочки передаются по кругу. Задача каждого-написать владельцу его сильные стороны личности. Вопросы для обсуждения: Согласны ли вы с тем, что обладаете теми качествами, которые были написаны? Наличие каких из перечисленных качеств вызвало у вас удивление?

Упражнение «Дар убеждения»

(20 минут)

Цель: развивать убедительность речи, учить анализировать вербальное и невербальное общение окружающих и свое.

две коробки (в одной - кусочек цветной бумаги)

Два участника, каждому-коробок, в одном листок. Необходимо убедить публику, что листок у него. Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда публика ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Коровы, собаки, кошки»

(8 минут)

Цель: поднять настроение, организовать тактильное общение.

«Коровы, собаки, кошки». В кругу стоя. Тренер каждому шепчет название животного. С закрытыми глазами разыскать «своих». Вопросы для обсуждения: Не вызвало ли данное упражнение у вас чувство дискомфорта?

Упражнение «Минута»

(5 минут)

Цель: диагностика адаптивных возможностей (80-85 секунд-высокие, 37-57 секунд-низкие, 22-27 и менее - депрессивные).

Участники закрывают глаза, открывают через минуту (по ощущениям).

Упражнение «Я себя хвалю…»

(10 минут)

Цель: научить проводить самоанализ своих качеств, провести рефлексию.

небольшой мяч

Каждый хвалит себя (за поступок, качества личности и пр.) Вопросы для обсуждения: Сложно ли было найти то, за что себя похвалить? Появлялось ли у вас чувство гордости после похвалы?

Занятие 4

Цель: Отработка умения работать слаженно в коллективе.

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Упражнение «Мои достижения»

(10 минут)

Цель: выявить значимость оценки окружающими личных достижений участников.

бейджи, небольшие листы бумаги и фломастеры (по количеству), клей, ватман с пометкой: «Наши достижения», магниты

Каждый пишет на листке то, чего он достиг за последнее время, листочки вывешиваются, содержание зачитывается и обсуждается. Вопросы для обсуждения: Интересно ли вам было узнать, как к вашим достижениям отнесутся окружающие?

Упражнение «Постройся по росту»

(10 минут)

Цель: учить эффективно работать в коллективе, анализировать свои действия и действия окружающих.

Стулья в сторону. По команде тренера, закрыть глаза и построиться по росту. Вопросы для обсуждения: Смогли ли вы выполнить задание? Какие действия вам в этом помогли?

Дискуссия «Необходимость компромисса и сотрудничества в общении»

(20 минут)

Цель: сформировать знания о сотрудничестве и компромиссе, их значимости в общении.

Вопросы для обсуждения: Что значит найти компромисс? Какова значимость сотрудничества в деятельности, общении?

Упражнение «Скала»

(15 минут)

Цель: формировать умение предлагать помощь товарищу, просить ее самому.

Половина участников встает в ряд боком, вплотную к начерченной линии, вторая-проходит, не выступая за границу (скалу). Перестраиваются

Упражнение «Космическая скорость»

(10 минут)

Цель: учить приходить к сотрудничеству в общении, проявлять инициатитву.

Небольшой мяч

Задача: передать мяч с максимальной скоростью. Вопросы для обсуждения : Получилась ли слаженная работа в команде? Проявили ли вы активность в решении поставленной задачи?

Диагностика (Анкета И. Головатенко)

(5 минут)

Цель: исследование эффективности тренинга для каждого участника.

бланки ответов, ручки (по количеству)

Ответить на предложенные вопросы письменно.

Упражнение «Незаконченное предложение»

10 минут)

Цель: провести самоанализ личных преобразований.

небольшой мяч

Каждый участник по кругу завершает фразу: «Я узнал(а)…», «На тренинге я научился(ась)…»

Список источников

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.

2. Березников, А. А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. – 1999. – №3.

3. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.

4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – М., 2000.

5. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.

6. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.

7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М. : Знание, 2009.

8. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

9. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002.

К.Г.Веселова

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Требования к участникам:

Тренинг рассчитан на студентов.

Количество 10-16 человек.

Здравствуйте! Меня зовут... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом.

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия (5 минут)

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Ели нет, почему?

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

«Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал: бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Программа тренинга

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Отработка навыков понимания других людей, себя, а

также взаимоотношений между людьми;

Овладение навыками эффективного слушания;

Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Расширение диапазона творческих способностей;

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения"

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую­щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Занятие

В начале занятия можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый край - мастер коммуникации, правый - уровень мастерства. Задача - найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Следующий шаг - информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

Глаза и контакт с помощью взгляда;

Лицо и лицевая экспрессия;

Тактильные ощущения (касания);

Дистанция во время общения.

Успешность занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка мотивации может происходить с помощью различных заданий: проведение ролевой игры на профессионально значимую тему, проведение с последующим обсуждением видеозаписи групповой дискуссии; проигрывание личных проблем в общении, предложенных участниками.

"ВИЗУАЛЬНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ"

Назначение:

Совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других чле­нов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

"ЧЕРЕЗ СТЕКЛО"

Назначение:

Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

"ДИСКУССИЯ"

Назначение:

Формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения;

Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и парали­тика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

На упражнение отводится - 15 минут.

"ДА"

Назначение:

Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

"ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ"

Назначение:

Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

Развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

2. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии "пропускали" высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти. Можно также сослаться на примеры, взятые у Д. Карнеги, И. Атватера, о том, как важно быть внимательным слушателем,

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собесед­ником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

Обработка результатов подсчитывается количество ответов

Интерпретация

6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

От 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуа­тивно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Бланк протокола ответов дается в приложении.

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа" Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:

1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).

3. ЭХО - повторение последних слов собеседника.

4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).

7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

Номер такта Название Основная цель Уместные реакции
1. Поддержка Дать возможность говорящему выра­зить свою позицию Молчание

Угу-поддакивание

Эмоциональное сопровождение

2. Уяснение Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника Уточняющие вопросы Парафраз
3.