Тренинг для подростков "командообразование". «Большие шаги»

Тренинг на командообразование

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей - очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него - ошибается ещё больше.

Франсуа де Ларошфуко.

1. Основная цель тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
2. Задачи тренинга:
продемонстрировать преимущества командной работы;
усовершенствовать общение в команде;
освоить навыки обратной связи;
усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
получить удовольствие от совместной работы.

3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
повышению уровня личной ответственности за результат;
переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
переключению внимания участника с себя на команду;
повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

4.Тренинговые упражнения.

А) «Групповое ожерелье»

"Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

- У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

- Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?

Б) «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

В) «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Г) «Мост»

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Д ) «Согни листок»

Цель упражнения

Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

Время

5 -7 минут Размер группы Любой

Ход упражнения

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать - Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос. Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

Дебрифинг

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент - Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

Ценность упражнения

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

5. Итоги упражнений:

1). Как Вы себя чувствовали?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

Цель: знакомство с участниками смены, создание обстановки принятия и доверия в группе.

1) Введение / Знакомство;

Цель: сообщить членам группы тему занятия, его цель и задачи, обосновать актуальность проблемы и организовать знакомство с участниками.

Ведущие сообщают:

  • общие цели и задачи предстоящей работы;
  • как будет организована групповая работа и психологические акции;
  • принципы и правила работы.

2) Обсуждение и принятие правил работы в группах:

Цель: сделать общение в группе максимально комфортным для каждого участника.

Важно, чтобы группа приняла предложенные правила и предложила свои. Правила необходимо выработать вместе с группой.

Принципы общения:

1 Добровольность;

2 Общение на равных;

3 Здесь и теперь;

4 Активность.

Правила общения:

  1. 1. Право говорящего;
  2. 2. Правило поднятой руки;
  3. 3. Безоценочность;
  4. 4. Конфиденциальность;
  5. 5. Правило пирога (регламент).

3) Ритуал приветствия «Бег ассоциаций»

Каждый участник по кругу называет ассоциацию, которая возникает в ответ на слово или словосочетание, касающееся темы занятия. Например, ведущий говорит - «Знакомство», участники называют: «улица», «встреча», «общение», «напряжение»…При необходимости ведущий подводит резюме высказываниям участников.

Ритуал окончания занятия «Большие шаги».

Цель: создание психологической границы между занятием с элементами тренинга и другими формами работы.

Инструкция:

1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.

2. Участникам сообщается, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.

3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Ведущий говорит: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает первый шаг.

4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Ведущий повторяет команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.

5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавляется третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, Ведущий дает команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

После ритуала прощания, вопросы, поднятые на занятии не обсуждаются.

«Сменяющиеся команды».

Цель: раскрепощение участников встречи, создание неформальной обстановки общения.

Подготовка.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Вам понадобится свисток (или колокольчик).

1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.

3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

▪ «Тройки!» — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

. «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

. «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

. «Пятерки!» —игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

. «Семерки!» —попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

. «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

. «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

6. После упражнения проводится совместное обсуждение. Ведущий предлагает представить каждому участнику человека, сидящего слева от него (указав имя, что особенно запомнилось), либо задает вопрос: «Что интересного, необычного вы узнали о присутствующих здесь людях?»

Программа проведения игрового тренинга на командообразование

Упражнения на знакомство внимание:

1. «Снежный ком» - упражнение на знакомство и внимание. Первый участник называет свое имя и какое-либо простое действие (ассоциацию, качество и т.д), характеризующее его. Следующий участник повторяет тоже самое и добавляет свое, следующий …

2. «До сорока». Участники стоят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит цифру и подпрыгивает». Упражнение проходит до сорока; если происходит ошибка на каком-либо участнике, все начинается сначала.

Упражнения на доверие:

3. «Поддержка». Участники разбиваются на пары; впереди стоящий участник скрещивает на груди руки и закрывает глаза. По команде тренера этот участник должен, доверившись партнеру, упасть назад. Сзади стоящий должен поймать его (расстояние нужно варьировать). Упражнение проделывается 4-5 раз, затем участники меняются ролями.

4. «Восковая палочка» - упражнение на доверие. Участники становятся в круг,(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает). Остальные участники медленно передают его по кругу друг другу, контролируя руками стоящего в кругу. Затем происходит смена.

5. «Свободное падение» - очень интересное упражнение на доверие. Участник становится на стул спиной к группе из четырех человек, взявшихся за руки в замок. После чего он свободно падает, а группа его ловит. Цель упражнения добиться ощущения доверия при падении. После 2-х - 3-х раз место падающего занимает другой человек.

6. «Мы сильны!» Задача команды используя лишь одну ладонь/два пальца одной руки медленно поднимают поочередно участника команды в воздух.(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает) После этого все повторяется.

7. «Крокодильчик». Задача команды создать переправу из ладоней, стоя в шеренге. Через этот транспортер проходит вся команда. Из-за специфического телодвижения участников во время упражнения, оно носит такое название.

Упражнения на командообразование и выявление лидерских качеств:

8. «Шеренга». Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно после приземления оказаться лицом к одной из стен. Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну сторону. Как правило, задача эта оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги ведущий формулирует новую задачу: прыгнуть так, чтобы оказаться после приземления повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются до тех пор, пока не будет достигнута цель (Упражнение выполняется молча).

9. «Построение» . Задача команды по сигналу тренера за 20с построится по цвету глаз, длине волос, дате рождения и т.д. (желательно не более 3-х раз).

10. «Плот». Задача команды по сигналу тренера вместиться в нарисованном на полу тренером квадрате (плот). После правильного выполнения упражнения квадрат рисуется поменьше и т.д.

11. «Плот-усложнение». Задача команды стоя на плоту перевернуть его изнанкой вверх не наступая на пол.

12. «Переправа». Участникам выдается один лист А4 на 1.5 метра расстояния между двумя КП. Задача -переправится с одного КП на другой не выступая за *островки* и не расцепляя рук. Для усложнения упражнение выполняется молча.

13. «Паутина». Лайт-версия. Одномерная горизонтальная паутина на уровне колена. Задача - пересечь ее с одного края на другой не задевая и сохраняя контакт.

14. «Тропа». На полу рисуется 2 параллельных полосы шириной не больше 45 размера ноги. Участники выстраиваются в шеренгу внутри *тропы*.Задача: не заступая за края, последнему частнику оказаться 1м и так до тех пор, пока все не выстроятся в изначальном порядке. Заступ -все заново.

Игры- flashки (вспышки):

«Хрю». Участники стоят в кругу. Задача каждого передать с лева стоящему эстафету поворотом головы и произнося звук «хрю». С каждым разом нужно стараться выполнить это задание быстрее предыдущего раза (упражнение проделать 3-4 раза).

«Поменяйтесь местами те, кто…». Группа сидит в кругу на стульях. В центре находится ведущий. Он дает задание: «Поменяйтесь местами те, кто одет в джинсы (кто не любит умываться холодной водой и т.д.)». Те участники, которые соответствуют вопросу, должны поменяться местами, а ведущий должен занять место одного из них. Тем самым кто-то останется в кругу ведущим, и игра повториться.

«Зоопарк». Участники находятся в кругу; в центре - ведущий. Он указывает на одного из участников и называет какое-либо животное, например - слон. Тот участник, на которого указали, демонстрирует основную черту данного животного (в данном случае - хобот), а его ближайшие соседи все остальное (в данном случае - уши). Если, кто-то из игроков замешкался, то он занимает место ведущего, и игра начинается снова. Упражнение должно проходить быстро, тогда это зрелищно. Все животные заранее определены (3-4 животного) и «продемонстрированы».

«Трам-пам-пам». Участники повторяя предложенный текст, выполняют специфические движения. Упражнение после каждого круга повторяется в ускоренном темпе с добавлением новых движений.

Тренинг по тимбилдингу

Тренинг предназначен: работников образовательного учреждения, среди которых возникают конфликты.

Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы работников, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение коллектива.

Возраст участников: 20-55 лет.

Количество участников: 12-14 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 7,5 часов.

Частота встреч: три дня по 2,5 часа.

Проблематика компании: в процессе работы возникают споры и недопонимание различных рабочих нюансов. Работники не редко конфликтуют между собой. Эта проблематика и является необходимостью для проведения тренинга командообразования внутри коллектива.

Первый день

Время: 10 минут.

Упражнение «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 40 минут.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 2-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:

Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение «Мост»

Цель и возможность применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы: узкая скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Время: 30 минут.

Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне нельзя, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение «Воздушные замки»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А 4 или газеты.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение. Упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Упражнение «Издание анекдотов»

Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия.

Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время: 30 минут.

Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 6 человек, каждая группа получает один конверт.

Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда - это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема - родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды - привести текст в порядок».

Вопросы для обсуждения.

Как команда справилась с заданием?

Что было сложно?

Почему победители победили?

Варианты.

Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.

Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Подведение итогов первого дня: 10 минут.

Второй день

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 30 минут.

Описание.

Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат - что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник - что помогает достигать результатов.

Круг - что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль - что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Упражнение «Остров»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А 3 на каждую подгруппу.

Время: 20 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь - ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение «Синергия»

Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.

Размер группы. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например, покупатель, мерчендайзинг.)

Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.

После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.

Упражнение «Башни»

В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы: Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников. Инструкции, которые следует написать на карточках:

Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.

Башня должна быть не больше 15 уровней.

В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».

Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».

Каждый уровень должен быть единым по цвету.

Шестой уровень башни должен быть желтым.

Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на группы по 3-6 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Обсуждение.

Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?

Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?

Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

Упражнение «Переправа»

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Время: 30 минут.

Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками - безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками - опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель - всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет - вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Вопросы для обсуждения.

Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Подведение итогов второго дня: 10 минут

Третий день

Упражнение «Вместе мы сила»

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.

Материалы: бумага, карандаши.

Время: 20 минут.

Описание: Каждый участник в течение 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Упражнение «Волшебная бутылочка»

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А 3.

Время: 30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей рабочей командой, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражнение «Расскажите историю»

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу.

Время: 20 минут.

Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.

Любой вид спорта.

Любую еду.

Имя любой знаменитости.

Любое преступление.

Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте.

Подведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом.

Время: 20 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 2 человека, каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно вместе встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! после чего продержаться несколько секунд вместе, можно держаться друг за друга»

После того как это будет сделано, команда складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

Подведение итогов тренинга: 30 минут.


Игры на командообразование

Собрано из различных источников

Прыжок

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Упражнение «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время: 10-15 минут.

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Упражнение «Остров»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности.также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.
Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров.нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание.

1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

  • Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
  • Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
  • Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
  • Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

  • Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
  • Треугольник – что помогает достигать результатов.
  • Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
  • Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

«Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

Коммуникативный тренинг.

Программа тренинга командообразования.

Принятие правил, установка на работу.

Участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга.

Основной свод правил:

Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). Активное участие в происходящем. Уважение к говорящему. Правило поднятой руки.

Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием.

Прописать план работы на день.

Заполнить анкету участника, диагностическую анкету.

Блок упражнений на знакомство.

* СНЕЖНЫЙ КОМ.

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

* МЕНЯ ЗОВУТ…. Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК…

Участники группы стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает ведущий.

Например, « Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».

*ИМЯ + АССОЦИАЦИЯ

Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя.

*ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА

Тренер держит в руках рулон туалетной бумаги и предлагает членам группы отмотать себе столько бумаги, сколько они посчитают необходимым. Рулон туалетной бумаги пускается по кругу, после чего ведущий сообщает участникам следующее задание. «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой – либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».

Блок упражнений на группового взаимодействия.

*СЧЕТ (выполняется 2 раза, в начале тренинга, а затем в конце. Смотрим динамику)

Тренер ведет счет до N цифры (сколько участников) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько участников, сколько тренер назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры на которой участники сбились.

Обсуждение. Не обязательно по кругу и каждому, говорят те, кто хочет.

    Сложности. Анализ стратегии действий группы Выработка эффективной стратегии.

СЛОВО ХОРОМ

Участникам дается задание. Скажите хором какое-нибудь слово. Начали.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

По кругу раздаются буквы (весь алфавит). Т. о. у каждого участника, оказывается, по 2-3 буквы. Тренер в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться человек, чью букву назвали.

*ПОВЕРНУТЬСЯ В ОДНУ СТОРОНУ

Участники группы делятся на две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Ведущий дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.)

*ЭВОЛЮЦИЯ

«Представьте себе эволюционную лестницу: амебы, тараканчики, чайки, обезьяны и люди. Сейчас вам предстоит пройти эту лестницу играя в «камень-ножницы-бумага». Итак, на первом этапе вы все амебы (разводят руками, как будто плывут) и играете с другими амебами , если вы выиграли, то превращаетесь в тараканчиков (вертят указательными пальцами над головой, изображая усики) и играете в «камень-ножницы-бумага» только с тараканчиками, если опять выиграли, то с чайками (машут руками как крыльями, издавая крик птиц) и так далее пока не дойдете до человека. Когда участник проигрывает, то остается на той же эволюционной лестнице». Т. о. у вас остается одна амеба, один тараканчик, одна чайка, одна обезьяна (бьют кулаками в грудь) и все остальные люди.

Упражнения на толерантность (из тренинга толерантности)

*ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

*КОМПЛИМЕНТЫ.

Ведущий предлагает участникам предлагает придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

ПОСЛЕ ОБЕДА.

Блок упражнений на общение.

ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов…);Если бы я был едой, то я был бы …(кашей пирожком, картошкой…). (Другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта…)

Все отвечают по кругу.

СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ИЛИ СУПЕРМАРКЕТ .

Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.

Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т. д.

Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

*Я ДАРЮ ТЕБЕ…

Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

В начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:

Марина, я дарю тебе радугу.

Спасибо, Саша, за радугу. (поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т. д.

Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

*СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

Участники разбиваются на две или более команды Ведущий предлагает задания:

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени.

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.)

Найти свой способ построения группы.

Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т. д.

*ТЕЛЕГРАММА

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т. д.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи , знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

«ПОСЛОВИЦЫ»

Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т. д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот.

Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.

Игра направлена на сплочение, развитие навыков работы в группе и навыков невербального общения.

Блок игр на сплочение.

*"Узелки".
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

"Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

*"Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).

Обсуждение

Блок упражнений на взаимодействие.

* «Построить дом».

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки , бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома.

Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:

    Фундамент; Стены; Крыша; Дверь; Окна; Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер; Небольшой садик около дома.

Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, - продолжает ведущий, - и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов!

Обсуждение

БОЛОТО

Болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов - по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу(выкладывает на полу 36 листов бумаги).+ Если такой возможности нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так.

Инструкция

Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, - это кочка, ведущий промолчит. Если - трясина, ведущий скажет: «Буль!» - участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они - «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные - либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил, все участники возвращаются на этот берег.

*ВЕРЕВКА

Группе по команде тренера нужно будет завязать глаза и не разговаривая найти в комнате спрятанную веревку. Если группа не справляется с заданием, то разрешается задать внутри группы 3 вопроса и продолжить поиски снова. Если группа находит веревку она должна построить из нее равносторонний треугольник. Причем второе задание (про треугольник) говориться только тогда, когда группа найдет веревку. В ходе выполнения упражнения тренер следит чтобы участники не разговаривали и при построении треугольника может сказать «Все уверены, что треугольник равносторонний? Никто не хочет проверить?».

Обсуждение. Ваши ощущения. Была ли мысль, что ну удастся построить треугольник или найти веревку?

*ДОЖДЬ

Тренер выходит в центр.«сейчас я буду делать движения, ваша задача повторять за мной только тем, на против кого я встану. Причем это движение вы должны делать до тех пор, пока я к вам снова не вернусь, пройдя круг». Тренер проходит круг останавливаясь на против каждого. Первый круг - потирание ладоней; второй – хлопки по коленям (поочередные), третий – хлопки в ладоши, четвертый - хлопки по коленям, пятый - потирание ладоней. По завершению упражнения тренер может спросить, на что эти звуки похожи.

*НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ.

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу рваться при сильном натяжении).

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода. Поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие . И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрей все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец. Насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно не заметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что люди сделали с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается ведущий к участникам игры. – Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»…

- А если, - продолжает ведущий, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя».

- Некоторые люди, - продолжает ведущий, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят «посадил себе на шею».

- Разные эксперименты можно проводить с этой нитью , продолжает ведущий,- собственно многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, наденут на шею, или вообще отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет…

- Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Вопросы для обсуждения игры «невидимая связь».

Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно, в этой игре? Чему эта игра может научить команду?

**СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

Участники группы делятся на две команды, которые встают в колону напротив друг друга, образуя узкий коридор. Ведущий дает следующую инструкцию. «Сейчас каждый из вас по очереди пройдет по этому коридору с закрытыми глазами. В это время другие члены команды, должны сделать что–то приятное этому человеку (проходящему мимо них по коридору) Поцеловать, погладить, сказать что – то ласковое…»

Обсуждение

*СЧЕТ

Упражнение проводится еще раз. Показатель эффективности.

обсуждение

Заканчивая тренинг.

Обсуждение итогов работы на тренинге.

    Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше настроение? Как? Какие выводы вы для себя сделали?

В конце ведущий обязательно должен настроить участников на плодотворное сотрудничество, а может быть и дольше.

Вся работа ведущего с группой должна быть направлена на выработку позитивного настроя.

Придумать визитку команды (название и кричалку)

Копилка упражнений:

Я не тормоз – мы заметили.

Группа становится в круг, рассчитывается по порядку. (1, 2, 3, ……. 15). Каждому члену группы достается свой порядковый номер (цифра), который не меняется до конца игры, не при каких обстоятельствах. Один из участников размещается в центре круга и становится ведущим. Ведущий говорит фразу: «Я не тормоз». На что группа дружно отвечает: «Мы заметили». После этого ведущий называет две цифры, которые между собой должны поменяться местами. Задача ведущего заключается в том, что бы успеть встать на место одной из названных цифр. А участники, цифры которых назвали, должны успеть поменяться между собой местами. Тот, кто не успел, занять новое место становится ведущим.

Коллективный хрюк.

Участники встают в плотный круг, кладут руки на плечи соседям. Цель – сделать коллективный хрюк в двойную петлю (по кругу и обратно). Главное чтобы хрюк не прерывался смехом, иначе он запускается снова.

Сантики-фантики.

Участники встают в круг. В центр выходит ведущий и закрывает глаза, в это время участники жестами выбирают человека, который начинает делать любое движение. Ведущий открывает глаза и определяет за кем повторяет группа, а группа в это время повторяет вслух: «сантики – фанитики - лимпомпо». Причем человек, которого выбрала группа должен через каждые 6 секунд менять сои движения (движения делаются в такт слов).

Подмигивалки.

Члены команды делятся по парам (желательно по гендерному признаку), встают в круг, образуя внешний и внутренний круг. (Построение по типу игры «Третий лишний».) Один человек остается без пары - он и становится ведущим. Задача ведущего заключается в том, чтобы переманить себе в пару участника, стоящего во внутреннем кругу, подмигивая ему. Задача игроков внешнего круга не отпустить свою половинку. Тот, кто остался один становится ведущим. Позже участники внешнего и внутреннего круга меняются между собой местами.

Люди к людям.

Все участники разбиваются по парам (мальчик - девочка). Один человек должен быть без пары, он выходит в круг и начинает строить скульптуру из сформировавшихся пар так чтобы им было трудно устоять на месте. Построив скульптуру, он считает до пяти и потом говорит фразу: «Люди к людям» после которой пары меняются партнерами. Например: «Нос ко лбу, правая рука к спине, левая нога к правой коленке. 1, 2, 3, 4, 5, люди к людям!»

Шушукаться.

Из группы выбирается доброволец, который покидает аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Выбрать любой глагол (гулять, спать, кушать) и заменить его словом шушукаться. Ведущий возвращается к группе и задаёт разнообразные вопросы, помогающее определить какое слово загадала команда. Группа отвечает на все вопросы, заменяя загаданный глагол словом «шушукаться».

Например, ведущий может спросить: «В какое время суток вы любите шушукаться?», «С кем ты любишь шушукаться?» «Когда ты последний раз шушукался?»

Тридцать три.

Команда встает в круг, после чего по порядку (по кругу) должна досчитать до 33. Заменяя цифры, делящиеся на три и в которых есть цифра три (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33) выражением – «У меня очень хорошее настроение». Если один из участников ошибается, игра начинается заново. Упражнение продолжается до тех пор, пока команда без ошибок не досчитает до 33.

Колпак.

По кругу проговаривается фраза: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». По одному слову на участника, убыстряя темп. Первых два круга просто проговаривается эта фраза, на третий и четвертый круг слово «колпак» заменяется жестом (ладонь не голову), на пятый и шестой слово «мой» (ладонь на грудь), на седьмой и восьмой слово «треугольник» (в воздухе двумя указательными пальцам рисуют треугольник). Те участники, что терялись или путались садятся в круг. Игра ведется до победителя.

Материал для проведения тренинга:

1. Туалетная бумага (8 рулонов).

2. Ватман (16 листов).

3. Маркер (8-16 штук), ручки.

4. Бумага формата А – 4.

5. Толстая веревка (8 штук по 10 метров)

6. Тонкие нитки (моток).

7. Скотч малярный (2 штуки).

8. Карточки с буквами, для упражнения «Телеграмма».

9. Карта - схема для упражнения «Болото».