Субъект социальной работы. Понятие и классификация объектов социальной работы

Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Рассмотрим содержание понятия объект социальной работы.

Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.

Таких в России несколько десятков миллионов. Следует помнить, что каждый из этих десятков миллионов людей со своей индивидуальностью, со своим складом ума и сложной биографией. Это требует от социального работника чувства такта, сострадания, терпеливости, умения понять проблему другого человека.

Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах. Профессиональных работников не так много, в мире их насчитывается примерно 550 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, им официально присвоена специальность «Социальный работник». Основную нагрузку выполняют непрофессиональные работники. В Швеции в трех крупных городах 3,5 тыс. профессиональных работников и 46,5 тыс. непрофессиональных.

Среди социальных работников выделяют организаторов или управленцев и практических социальных работников.

Поэтому субъектами социальной работы могут являться:

1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:

– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);

– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.

Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

В мире около 500 тыс. профессиональных социальных работников, а занимающихся социальной работой на общественных началах принято считать, когда один социальный работник обслуживает 10-15 человек.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).

5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.

3.3. Функции социальной работы

диагностическая – постановка социального диагноза; –

прогностическая – прогнозирование и выработка модели социального поведения объектов; –

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) организация социально-бытовой, медицинской, юридической помощи; –

правозащитная – использование законных и правовых норм на оказание помощи, поддержки и защиты населения; –

социально-педагогическая функция – выявление интересов людей в различных видах деятельности; –

социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, культура питания, планирование семьи, трудотерапия, здоровый образ жизни; –

социально-бытовая функция – оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, улучшение их жилищных условий и организация нормального быта; –

коммуникативная функция – организация обмена информацией, включение различных инстанций в деятельность социальных служб; –

организационная функция – направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.

Введение

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.

Объект, и предмет -- основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Объекты и субъекты социальной работы

Предмет социальной работы. Оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно.

Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие, на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

Субъект социальной работы. Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом не равны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга - всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

Объект социальной работы. Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную общность - каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов - людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискуссий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. социальный помощь субъект

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями "занятость" и "занятый".

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

В социальной защите нуждаются инвалиды.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Социальная помощь также необходима людям пожилого возраста.

В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

Развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, "дикого" капитализма резко увеличило количество лиц без определенного места жительства.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Специфической социальной работой является работа с молодежью.

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим, состоянием общества.

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Ответы к экзамену по социальной работе.

Миссия социальной работы в современном обществе.

Реформирование российского общества, развертывание новых и модернизация традиционных форм социальной жизни сделали в последние десятилетия особенно актуальным вопрос о роли и значении социальной работы, ее методологии и технологиях в системе социальных институтов и отношений. Масштабные структурные изменения в экономике, вызванные новыми экономическими реалиями и технологиями, индивидуализация образа жизни и плюрализация ценностных систем делают социальную работу в жизни современного общества стабилизирующим фактором, способствующим поддержанию общественного равновесия, повышению благосостояния.

Причины становления социальной работы.

В литературе возникновение социальной работы обычно датируют концом XIX началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников.

Основными причинами становления социальной работы являются следующие:

1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

2. урбанизация и индустриализация;

3. увеличение социальных связей и отношений человека. Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

3. Цель и задачи социальной работы в современном обществе.

Цель социальной работы – обеспечение нормальных, достойных человеческого существования условий жизни. Достигается посредством социальной политики, которая предполагает создание в обществе системы социальных отношений, основанной на регулировании и оптимизации объективно существующих интересов различных социальных групп при растущей эффективности производства.

К основным задачам социальной работы относятся :

- диагностика социальных и личных проблем, ситуаций;

- социальная профилактика, т.е. осуществление системы мер по предупреждению возникновения кризисных ситуаций для личности, группы людей;

- социальная адаптация, т.е. процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям в социальной среде, к условиям жизни;

- социальная реабилитация, т.е. система мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций взаимодействия индивида с окружающей социальной средой;

- социальная терапия (коррекция);

- социальное обслуживание;

- социальное проектирование;

- социальный надзор;

- социальное попечительство, т.е. забота, покровительство кому-либо;

- социальное наставничество;

- социальное нововведение – реализация социальных проектов.

Актуальные проблемы социальной работы в России и Беларуси.

Социальная программа в России:

Пенсионный фонд РФ - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» . Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 133 тысяч социальных работников [

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

§ назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);

§ учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

§ назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

§ персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

§ взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

§ выдача сертификатов на получение материнского капитала;

§ выплата средств материнского капитала;

§ управление средствами пенсионной системы;

§ реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

§ с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

§ с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Социальная программа РБ:

«Дети Беларуси»

Главными задачами программы являются: улучшение качества жизни детей, усиление государственной поддержки семей и детей, сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения. Координирующая роль и функция в реализации программы “Дети Беларуси” - за Министерством труда и социальной защиты.

До 2009 года планируется провести поэтапное повышение размеров пособий на детей в возрасте до трех лет (до 100% бюджета прожиточного минимума) для всех категорий матерей. Уже в нынешнем году расширится контингент получателей бесплатного питания детям первых двух лет жизни. Продолжится работа по совершенствованию законодательства в части уменьшения налогооблагаемой базы при исчислении подоходного налога для работников, воспитывающих детей и детей-инвалидов. Предполагается увеличение размера финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство или приобретение жилья с 30% до 50% (в случае рождения третьего ребенка или наличия трех детей) и с 50% до 70% (в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей).

В текущем пятилетии продолжится работа по созданию условий для развития новых форм семейного жизнеустройства – опеки, патроната, усыновления. Предусмотрено строительство 56 жилых домов для семей, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках программы будут возводиться учреждения постинтернатной адаптации детей сирот, их трудоустройства. В структуре территориальных центров социального обслуживания населения за пять лет планируется открытие 23 отделений дневного пребывания детей-инвалидов.

Большое значение придается в программе дальнейшему укреплению и сохранности здоровья детей.

5. Предмет и объект в социальной работе.

Объект социальной работы - клиент - человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в области социальной работы выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Это может быть обусловлено многими причинами, в том числе и вне государственного характера. Обратной реакцией человека, который не получает достаточных гарантий со стороны государства, является отчуждение, аполитичность, асоциальность. При таком взаимоотношении страдающими сторонами оказываются обе: и человек, и государство. Социальный работник как посредник между человеком и государством, личностью и обществом на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству. Социальная работа является одновременно формой общественной деятельности, социальной практикой, синтезом научно-теоретических знаний и учебной дисциплиной.

Субъекты социальной работы, их характеристика.

Субъект социальной работы - это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Общество красного креста и красного полумесяца:

международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» .

Составные части Международного Красного Креста:

§ Международный комитет Красного Креста (МККК).

§ Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП).

§ Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД - благотворительная общественная организация, создана в 1991 на основе Советского детского фонда им. В. И. Ленина (учрежден в 1987). Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию особой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн.

Ассоциация социальных педагогов:

Задачи и цели:

  • социально-психологическая помощь неполным и конфликтным семьям, семьям, имеющих проблемных детей;
  • развитие правовой и др. культуры родителей;
  • поддержка в кризисной ситуации;
  • объединение педагогической и др. общественности в вопросах укрепления семьи, развития ребенка, гуманизации и демократизации среды его обитания.

Основные направления работы на современном этапе:

Образовательные программы для социальных педагогов: семинары, круглые столы, консультации, педагогические мастерские;
- культурно-образовательные программы для родителей и детей: семинары-тренинги, праздники, презентации совместного творчества родителей и детей, акции и др.;
- семейные клубы.
Основополагающим принципом деятельности ООСПиР "Эола" является открытое взаимодействие в социуме, направленное на развитие, защиту, гуманизацию и демократизацию среды обитания семьи и ребенка.

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определённых занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило: отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995г.) государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, а соответствующая муниципальная система из предприятий и учреждений, которыми ведают органы местного самоуправления. Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная. Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). К негосударственным субъектам социальной работы относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности). Субъекты данной группы могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях), либо роль социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы) используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы. Неформальными субъектами социальной помощи могут выступать родственники, приятели, соседи, частные благотворители.