Старт в науке. Основные проблемы людей с ограниченными возможностями

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема: «Людей с ограниченными возможностями не бывает, ограничены только лишь технологии»

Цель : привлечь внимание общественности к созданию условий для приобщения детей-инвалидов к более активной жизни.

Гипотеза: даже физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

Задачи:

    узнать, кто такие инвалиды;

    изучить причины появления инвалидности;

    выяснить, какие люди с ограниченными возможностями в нашей стране сумели внести огромный вклад в развитие спорта;

    оценить имеющиеся современные оснащения гимназии для улучшения жизни инвалидов-колясочников;

    провести анкетирование гимназистов по данной проблеме и сделать выводы.

Ожидаемые результаты: совершенствование системы социальной и материально-технической поддержки детей-инвалидов.

Актуальность темы

Проблема потери здоровья, инвалидности на сегодняшний день одна из самых острых. Особая трагедия и боль нашего государства - это дети-инвалиды. В нашей гимназии тоже обучается такой ребёнок. Он инвалид-колясочник. Ограниченные возможности здоровья делают жизнь-инвалида чрезвычайно сложной, зачастую, негативно определяет его настоящее и будущее. И это несмотря на то, что среди инвалидов достаточно много талантливых людей. Но из-за ограниченных возможностей здоровья им часто затруднен доступ к здравоохранению и обучению, что ведет к их изоляции и дискриминации. Поэтому, в своём проекте мы хотим выяснить, каковы шансы таких людей включиться в обычную трудовую деятельность и каковы возможности гимназии для обучения детей-инвалидов.

Методы исследования

Был проведён комплексный подход к использованию методов исследования.

1. Теоретические (изучение научной литературы по данному вопросу)

2.Социологические (беседы, анкетирование гимназистов)

3. Анализ современного оснащения гимназии для детей-инвалидов

3.Математические (построение диаграмм)

4. Метод фотосъёмки.

2.Основная часть

2.1. Кто такие инвалиды

Инвали́д — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности.

В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями». Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом вклю-чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми-ровой практике существуют разные, деликатные под-ходы к определению людей с ограниченными возмож-ностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями». Он используется в настоящее время в стра-нах Западной Европы и США; они не ставят крест на чело-веке в целом, этот подход по-прежнему фиксирует определен-ную изначальную ущербность, не позволяющую ста-вить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми. В последние годы в ми-ре и в России много сделано для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способнос-тями и достаточно высоким умственным потенциа-лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях. С точки зрения пе-дагогики и этики, для людей, имеющих «ограничен-ные возможности здоровья», но обладающих доста-точно высоким уровнем интеллекта, необходимо вве-дение нового, более корректного определения, не ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность.

2.2. Причины инвалидности

Официально могут быть указаны следующие причины:

    Общее заболевание - это может быть хроническая болезнь или травма.

    Профессиональные заболевания. Как правило, связаны с воздействием тех или иных профессиональных вредностей.

    Ранения, которые были получены во время участия в боевых действиях, несения военной службы.

    Инвалидность с детства. Может быть связана с врожденными аномалиями развития, последствиями заболеваний, перенесенных в детском возрасте. Такая причина устанавливается всегда, если изначально инвалидность наступила до 18-летнего возраста.

    Воздействие радиации, в том числе у людей, принимавших участие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

2.3. Статус инвалидности

определяется по нескольким группам:

    по заболеваниям двигательных функций (связанные с нарушением функций спинного мозга, стволовой части головного мозга, патологией моторных нейронов и др.);

    по заболеваниям кровообращения (связанные с нарушением внутриутробного развития, инфекциями: врождённые пороки сердца, миокардиты, эндокардиты, перикардиты и др.);

    по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем (связанные с инфекциями, аллергенами: цирроз печени, туберкулёз, бронхиальная астма, идиопатический фиброзирующий альвеолит, и др.);

    по нарушениям обменных процессов (связанные с патологиями уровня обмена веществ: рахит, сахарный диабет, спазмофилия и др.);

    по нарушениям функций слуха (связанные с нарушениями внутриутробного развития, инфекциями типа менингит и др.);

    по нарушениям психического состояния (связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику).

К сожалению, получение инвалидности сегодня является не редким случаем, она может возникнуть вследствие несчастного случая, профессионального или врожденного заболевания.Существует три группы инвалидности:

1-я группа - когда человек не может сам о себе позаботиться, ему постоянно требуется помощь со стороны. Установление 1 группы инвалидности включает в перечень заболеваний стойкие нарушения органов зрения, горла, носа и слуха, дефекты и деформации конечностей, некоторые нервно-психические заболевания, стойкие нарушения в работе функций внутренних органов.

2-я группа - характеризуется средней тяжестью заболевания, когда человеку не всегда требуется помощь других людей. Для инвалидов 2-й группы доступны некоторые виды деятельности, при условии предоставления специально оборудованного рабочего места и с соблюдением определенных условий труда. Для установления инвалидности 2 группы перечень заболеваний включает в себя стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата, функциях желудочно-кишечного тракта, некоторые нервно-психические и хирургические заболевания, анатомические дефекты, некоторые заболевания органов слуха и зрения, сердечная и почечная недостаточность.

3-я группа - когда человек не нуждается в помощи других людей, но вместе с тем, не может осуществлять трудовую деятельность по основной специальности, ограничен в выборе места работы. Для установления 3 группы инвалидности перечень заболеваний также включает некоторые заболевания ЦНС и сердечнососудистой системы, почечная недостаточность, ряд заболеваний, ставших следствием травм, полученных в ходе профессиональной деятельности или в быту, заболевания функций опорно-двигательного аппарата, легких и ЖКТ.

2.5. Каким образом люди с ограниченными возможностями сумели внести огромный вклад в развитие спорта

История Олимпийских игр хорошо известна многим. К сожалению, гораздо меньше известны Параолимпийские игры — олимпиады для людей с физическими недостатками, ограниченными возможностями. А между тем уже более полувека, как они проводятся. Последние годы масштабы, роль и значение Паралимпийских игр значительно возросли. Сегодня они стали своеобразной гуманистской философией ХХI века. Моральный потенциал того факта, что Россия стала одним из лидеров мирового Паралимпийского движения оказался чрезвычайно высок. Об этом говорят результаты российских спортсменов на последних зимних Паралимпийских играх в Сочи. Эта Паралимпиада показала, что эти люди с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

Для участия в соревнованиях отобрали 78 российских спортсменов. Из нынешнего состава паралимпийской сборной 13 спортсменов принимали участие в Играх-2010, причем четверо выиграли "золото" - Ирек Зарипов, Мария Иовлева, Михалина Лысова и Кирилл Михайлов. 66 спортсменов сборной впервые приняли участие в Играх. Средний возраст спортсменов паралимпийской сборной - 27 лет. Самому молодому спортсмену - 16 лет (горные лыжи), самому взрослому - 48 лет (керлинг). В паралимпийскую команду России вошли спортсмены из 17 субъектов Российской Федерации.

В итоге Россия выиграла зимние паралимпийские игры и заняла на них первое место! В нашей копилке 80 медалей и сборная России на первом месте с ГРОМАДНЫМ отрывом по золотым медалям. Для этих людей страшный диагноз не стал преградой для завоевания медалей в спорте. Эти люди — настоящий пример, на который стоит равняться.

Необходимость единомоментно принять в Сочи десятки тысяч людей с инвалидностью дала старт крупному проекту по формированию безбарьерной среды. Вся городская среда Сочи была приспособлена для комфортного использования людьми с разными видами инвалидности.

3. Практическая часть

3.1. Безбарьерная среда гимназии

На сегодняшний день у многих инвалидов-колясочников, обучающихся на дому, возникает психологическая проблема после окончания школы. Когда речь заходит о поступлении в различные профессиональные учебные заведения, выясняется, что у них качество образования страдает, общаться они не умеют, речь у них не развита.

Сейчас в нашем городе более 100 инвалидов, из которых есть и дети инвалиды-колясочники, которые занимаются на дому. У них почти в три раза меньше занятий, чем в обычных школах. Таким образом, страдает качество образования. Хотя большинство могут легко справиться с общей школьной программой. Но, увы, не могут справиться с лестницами и другими неудобствами в школе.

3.1.1. Изучение оборудования для инвалидов - колясочников в МОУ «Гимназия № 10»

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении. Мы узнали, как обстоят дела в нашей гимназии и может ли полноценно обучаться у нас инвалид-колясочник Степан Яворский, ученик 4-го класса. Пока он занимается в классной комнате (находится на первом этаже) со своими одноклассниками. А что будет на следующий год, когда ему придётся передвигаться на инвалидной коляске по всей школе в разные кабинеты?

Как приспособлено здание гимназии, чтобы такой ученик в ней себя чувствовал наиболее комфортно?

Начнём с входа в гимназию . Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у её входа (см. Приложение № 1). В нашей гимназии он есть и это первый плюс . Кроме того, он соответствует всем необходимым нормам: его уклон, ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения.

Внутреннее пространство школы. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей гимназии показал, что они соответствуют норме. Иэто второй плюс (см. Приложение № 2).

Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи в школьном здании должен быть предусмотрен подъёмник. В нашей гимназии это дорогостоящее оборудование также имеется. И хотя Степан сейчас занимается в начальной школе и его классная комната находится на первом этаже, в будущем, то есть на следующий год, он сможет им воспользоваться. И это третий плюс. (см. Приложение № 3)

В школьных туалетах должна быть предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Наши исследования подтвердили и наличие этих элементов гимназии. И это ещё один - четвёртый плюс (см. Приложение №2)

Конечно, гимназия ещё не полностью оборудована под таких детей, но много шагов на пути к нормальному обучению детей-инвалидов уже сделаны.

3.1.2. Исследование психологического климата в классе как одного из факторов создания комфортной и успешной образовательной среды для инвалида

Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Но это не в нашем варианте. Проведя беседу со Степаном, мы выяснили, что он очень любит посещать школу, любит учиться, а главное, что у него в классе много друзей. По его словам, они ему часто помогают с трудными уроками, очень доброжелательны и гордятся его успехами, как и учителя. А это очень немаловажно, это - залог успеха: Степан не только хорошо учится, много читает, он ещё и очень творческая личность. Ребёнок занимается музыкой (играет на флейте) и делает по заготовкам картины (см. Приложения № 4,5).

3.2. Анкетирование гимназистов

Что же думают о детях-инвалидах ученики нашей гимназии? Для того, чтобы это нам узнать мы составили анкету исследования. которая состояла из 6 вопросов. Было опрошено 40 человек. Средний возраст опрошенных составил 11 лет - 15 лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопроса человека.

o Человек с ограниченными возможностями - 33 чел.

o Просто несчастный человек - 2 чел.

o Человек, которому требуется помощь - 5 чел.

o Обычный человек, такой же, как и я - 0 чел.

Таким образом одни считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие - людьми, которым требуется помощь окружающих, третьи, что это просто несчастный человек. Официально инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России - инвалид (см. Приложение №6, вопрос 1).

    Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, поделились при ответах на следующий вопрос:

o Довольно часто - 6 чел.

o Иногда - 18 чел.

o Редко - 16 чел.

o Ни разу не встречал - 0 чел.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство - редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь (см. Приложение № 6, вопрос 2).

    Ваше отношение к инвалидом. Гимназисты относятся к инвалидам:

o С жалостью, сочувствием - 27 чел.

o С неприязнью - 0 чел.

o Безразлично - 2 чел.

o Доброжелательно - 9 чел.

o Другое - 2 чел.

Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее большинство опрошенных читателей - с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид - такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям (см. Приложение № 6, вопрос 3).

    Интересно мнение учащихся и о том, как по их мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям.

o С неприязнью, с обидой - 5 чел.

o Безразлично - 4 чел.

o Настороженно - 3 чел.

o Доброжелательно - 24 чел.

o Другое - 4 чел.

Большинство считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду (см. Приложение № 6, вопрос 4).

    Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому, что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

o Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться -37чел.

o Настороженно, надо будет присмотреться - 2 чел.

o Отрицательно, постараюсь покинуть класс - 1 чел.

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем. Небольшая часть опрошенных отнесётся к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Один человек из опрошенных ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно (см. Приложение № 6, вопрос 5).

    На последний вопрос «Если инвалид попросит у вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?», отвечали так:

o Да, конечно -34чел.

o Сперва подумаю - 3чел.

o Нет- 0 чел.

o Затрудняюсь ответить- 3 чел.

Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам, ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди инвалидов не распространены жалобы, просьбы. Важно всегда быть готовым оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом. (см. Приложение № 6, вопрос 6).

Выводы

Большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость.

    Воспринимать инвалидов как активных членов общества.

    Помогать понять инвалидам, что они могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.

    Проводить в школах классные часы на тему «Наши друзья - дети с ограниченными возможностями» и совместные мероприятия с детьми-инвалидами.

    Организовать сотрудничество гимназии со спец.интернатами и детскими домами для оказания благотворительной помощи детям-инвалидам.

5.Заключение

Нам хотелось бы, чтобы приспособлений в гимназии для детей-колясочников было как можно больше. Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.

При подготовке этого проекта мы убедились в том, что физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью. Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все мы. И не стоит отделять этих людей.

Работа, которая проводилась в рамках проекта, важная и нужная для

понимания и правильного оценивания перспектив дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе.

Список литературы

    1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психол. основы: учеб. пособие для вузов / -М.: ВЛАДОС, 2003. -364 с.

      Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. / - М., Инфра-М, 2001

      Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / - Оренбург, 1996.

      Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инва-лидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциаль-ной психологии: Материалы сообщений / — М.: Смысл, 2010.4. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. / - Хабаровск. 2007. - 120 с.

Приложение № 1. Изучение входа в гимназию. Наличие пандуса.

Приложение № 2. Изучение внутреннего пространства школы, оборудованное для инвалидов-колясочников.

Приложение № 3. Подъёмник.

Приложение № 4. Беседа о психологическом комфорте в классе

Приложение № 5. Творческие работы Степана.

Приложение № 6. Результаты анкетирования.

Что мы знаем о том, как живется людям без рук или ног? Какие сложности преодолевают каждую минуту те, кому ставят диагноз церебральный паралич или синдром Дауна? Удивительно, но именно этим людям хватает сил и мудрости мотивировать нас - здоровых, сильных и часто неблагодарных.

Обернитесь

Эта статья не о тех, кто любит себя жалеть с первыми лучами трудностей. Обвинять весь мир в несправедливости, когда уходит мужчина, и плакать в подушку, лежа на диване.

Она о Людях. Очень смелых, сильных, кого мы стараемся не замечать в повседневной жизни.

Сегодня я проснулась. Я здорова. Я жива. Я благодарна. С таких мыслей начинается наше утро? Думаю, что нет. Кофе, душ, бутерброды, спешка, бешеный водоворот планов.

Порой мы даже не замечаем тех, кто рядом с нами. Остановись на секунду! Осмотрись вокруг! На скамейке сидят мама и дочь. Дочери лет двадцать. Похоже, что у нее синдром Дауна. Мы тут же отводим глаза и делаем вид, что не замечаем эту парочку. Так поступает большинство.

Каждый день эти сильные люди начинают утро с борьбы - за жизнь, за возможность двигаться, существовать. За то, чтобы их заметили такие, как мы, и приняли в свой жестокий мир.

Предлагаем 3 истории. Удивительные, сложные, плакательные, вдохновляющие и, ура - разрушающие социальные рамки в нашей голове.

Милости просим.

История первая

Трафальгарская Венера

Как это, родиться без рук и практически без ног? Стать жертвой препарата от токсикоза, который в 60-е годы прописывали беременным. Быть брошенной матерью и подвергаться бесконечным издевательствам в приюте. И с этим “джекпотом” найти в себе смелость и силы стать талантливой художницей, удивительным человеком и счастливой матерью.

“Я просто природная аномалия”, - шутит Элисон. О, да! У этой прекрасной женщины есть силы и для шуток над собой.

Она начала рисовать с трех лет, зажимая карандаш пальцами ноги. Но после операции ноги утратили подвижность, и девочка стала держать карандаш зубами.

После выпуска из приюта она поступила на факультет живописи и, как умела, жила самостоятельно, каждый день совершая новую победу над собой. Она ненавидит слово “инвалид”, учится жить в обществе.

«Да, люди всегда смотрят на меня. Я знаю, что получу каждый раз, покидая свой дом». Элисон сама воспитывает сына и находит в себе вселенскую мудрость заботиться о мальчике так, чтобы он не чувствовал себя “другим”. «Они так смотрят на нас, потому что мы действительно великолепны».

В центре Лондона на знаменитой площади в течение двух лет стояла статуя под названием Трафальгарская Венера. Создал ее знаменитый скульптор и дизайнер Марк Куинн, который был покорен смелостью и женственностью Элисон.

Она красива и упряма, много путешествует, выступает на конференциях, пишет новые картины. У нее своя благотворительная организация “Рот и нога”. Жизнь Элисон полна ограничений из-за аномалии, но она ломает рамки и стереотипы, живет исключительно полноценной и интересной жизнью.

Элисон написала автобиографию с очень символичным названием «Моя жизнь - в моих руках».

А ваша?

История вторая

Солнечная Элли

Просыпаясь, мы не знаем, горе или радость ждет нас в течение дня.

Так ранним утром в обычной британской семье у 16-месячного солнышка с глазами цвета неба поднялась температура.

Ничего особенного для детей. Но маленькое сердце задумало что-то свое и перестало биться. Диагноз - менингит. Вопреки всем прогнозам, кроха выжила. Ей просто очень хотелось жить. Радость предательски сбежала через четыре дня: руки и ноги необходимо ампутировать - точка.

Скажите, как в этом мире жить ребенку без рук и ног? Как общаться со сверстниками, как научиться заново хотеть жить? Это вообще возможно? А эта маленькая умница не просто осмелилась - она устроила бойкот горю.

Перед вами единственный в мире маленький человечек, который освоил паралимпийские бионические лопасти. Элли стала первым ребенком, профессионально играющим в футбол за школьную команду наравне со своими физически полноценными сверстниками.

Маленькое солнце - самый преданный фанат футбола и команды Arsenal. Вместе с папой они не пропускают ни одного матча.

“Она обожает играть в футбол и чувствует себя на футбольном поле словно рыба в воде. Когда я наблюдаю за ее игрой, то совершенно забываю о том, что у нее нет ног ”, - рассказывает мама Элли.

Не все так было гладко сразу после операции. Заново учиться ходить - теперь уже на протезах. Самые первые из них причиняли сильную боль, но Элли соглашалась носить их хотя бы по 20 минут в день.

Маленький, но большой герой, упорная и смелая, мотивирующая совершено разных людей по всей планете.

И если когда-нибудь вам покажется, что вы несчастны, что мир жесток и несправедлив к вам - вспомните это крошечное чудо Элли. Как она улыбается и жадно бежит вперед своей удивительной дорогой.

История третья

Храброе сердце храброе до конца

А теперь вместо плитки вкусного шоколада отведаем немного горькой человеческой жестокости.

Однажды Лиззи включила ноутбук и обнаружила видео с собой под названием “Самая уродливая женщина в мире”. Контрольным выстрелом в висок стали комментарии ниже: «Господи, как она живет, с такой-то рожей». «Лиззи, убей себя», - советовали эти “человеки”.

Девушка плакала несколько дней, а потом начала смотреть видео снова и снова - до тошноты - и вдруг поняла, что это больше ее не беспокоит. Все это лишь декорации, а она хочет быть счастливой, стало быть, пришло время их сменить.

Лиззи родилась с неизвестной пока миру болезнью. Ее организм вообще не усваивает жиры. Чтобы не умереть, ей нужно есть каждые 15 минут. Она весит 25 кг при росте 152 см. Ах да, еще она слепа на один глаз.

В роддоме от ребенка посоветовали отказаться, ссылаясь на то, что она никогда не будет ни ходить, ни говорить. И настоятельно рекомендовали родителям больше не рожать детей, иначе на свет опять появится инвалид.

Удивительно, как люди любят раздавать советы и учить жизни, когда их совсем об этом не просишь. Семья Веласкес подарила миру еще двух детей, совершенно здоровых и прекрасных.

Лиззи выросла и не только научилась ходить и говорить, но и закончила Техасский университет, написала три книги, произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе и сняла документальный фильм о своей жизни.

Вот несколько советов удивительной и бойкой девушки.

Никогда никому не позволяйте вешать на вас ярлык. Кто бы что о вас ни говорил, только вы знаете, на что способны и что собой представляете. Ставьте высокую планку и стремитесь к ней. Собаки лают, караван идет.

Бесполезно отвечать агрессией на агрессию. Когда вас бьют, хочется ударить в ответ. Но отвечая злом на зло, вы лишь увеличиваете вокруг себя негативную энергию. Вряд ли это принесет вам счастье.

Испытания и трудности – необходимые условия роста. Без испытаний мы никогда не достигли бы вершин. Они помогают нам учиться, меняться и становиться лучше.

Любящая семья значит очень много. Родители, которые верят в своего ребенка, каким бы он ни был, делают великое дело. Они формируют в нем уверенность в своих силах, способность справляться с неудачами и идти дальше.

Мир полон жестокости, боли и страданий, детских слез, страшных катастроф. Но все начинается с тебя. Каждый день, час, минуту помни об этом.

Начиная новый день, мы не знаем точно, сколько нам отведено. Но важно твердо осознать: мы можем сделать очень многое. Главное начать. С себя.

Понять, что среди нас есть люди, немного непохожие на нас с вами. И неважно, какой у них диагноз. Самое главное, что это Человек - такой же, как и ты. Они чувствуют и горюют, смеются и плачут, хотят любить и верить.

Порой стоит улыбнуться и просто сказать: “Ты прекрасен(на)”.

Благодарите мир и Вселенную за то, что у вас есть, и еще больше за то, чего, возможно, нет.

  • пока нет
  • Сара Бернар

    Легендарная француженка, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю», в 1905 году была на гастролях в Рио-де-Жанейро. Эта поездка стала для Сары роковой: в столице Бразилии женщина поранила ногу. Повреждение оказалось настолько серьезным, что через десять лет врачи были вынуждены ампутировать конечность. Многие полагали, что на этом карьера Бернар окончена, однако женщину не остановила даже такая, казалось бы, непреодолимая трудность. Сара не покидала театральные подмостки до самой смерти, а в годы Первой мировой и вовсе выступала перед солдатами на фронте.

    Стивен Хокинг


    В юности известный физик-теоретик ничем не отличался от других молодых людей: учился в университете, занимался греблей, затем женился на любимой девушке. Однако в начале 1960-х годов, когда Стивену было немногим больше двадцати лет, врачи диагностировали у него боковой амиотрофический склероз, который и привел к практически полному параличу. Прогноз медиков был крайне пессимистичным: они сказали, что пациент не проживет и двух лет. Тем не менее, с того момента минула половина столетия. С помощью специальных устройств Стивен Хокинг максимально реализует свои умственные способности и удивляет научный мир невероятными открытиями.

    Рей Чарльз


    Известный американский музыкант видел мир вокруг себя лишь до семилетнего возраста. Будучи совсем маленьким, он стал свидетелем гибели своего брата: Джордж тонул в лохани, стоявшей на улице, а Рей не сумел его спасти. После страшного потрясения зрение мальчика начало стремительно падать, а вскоре Чарльз и вовсе перестал различать какие бы то ни было черты окружающих предметов. Впрочем этот недуг не помешал Рею реализовать свой музыкальный талант. Артист не только великолепно пел, но и овладел игрой на фортепиано, органе, тромбоне, кларнете и саксофоне.

    Франклин Рузвельт


    Рузвельт стал единственным президентом США, занимавшим этот пост в течение четырех сроков. Политическому долголетию не помешали даже проблемы со здоровьем, возникшие еще до начала первой предвыборной гонки: из-за полиомиелита мужчина оказался навсегда прикован к инвалидному креслу. Однако многие граждане страны даже не подозревали, что физические возможности их президента чем-либо ограничены. Надо отдать должное американской прессе — в печать не ушла ни одна фотография, на которой Рузвельт был запечатлен в коляске или на костылях.

    Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

    Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

    Буквальное значение термина «инвалид» отождествляется с такими словами, как «непригодный», «неполноценный». В эпоху проведения реформ Петром I бывшие военные, люди с ограниченными возможностями, получившие увечье или заболевания во время боевых действий, стали называться инвалидами. При этом общее определение такой группы индивидуумов, т. е. всех лиц, имеющих физические, психические или иные недостатки, препятствующие нормальной полноценной жизнедеятельности, появилось в послевоенное время – в середине ХХ века.

    Значительным прорывом в сложном пути инвалидов по приобретению ими собственных прав стало принятие важнейшего документа на международном уровне. Подразумевается Декларации о правах инвалидов, подписанная в 1975 году странами-участницами ООН. Согласно этому многостороннему договору, понятие «инвалид» стало означать следующее: это любое лицо, которое в силу врождённых или приобретённых физических или умственных ограничений не в состоянии без посторонней помощи (полной или частичной) реализовать собственные потребности.

    Система поддержания социализации инвалидов

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

    В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

    Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

    Проблемы трудового рынка

    Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

    Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

    • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
    • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
    • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

    Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

    Почему инвалиды не являются успешными людьми?

    Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

    Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

    Стереотипные преграды

    Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

    Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

    Выбор профессии, что не соответствует возможностям

    Небольшой процент инвалидов может правильно выстроить личную стратегию профессионального роста. Первым этапом в этом процессе является принятие верного решения о выборе будущей специальности, её вероятных перспективах. Поступая в ВУЗы на обучение выбранным специальностям и направлениям, люди с ограниченными возможностями нередко совершают здесь главную ошибку. Не все инвалиды способны здраво оценить свои способности и физиологические возможности исходя из тяжести состояния здоровья, доступности, условий учёбы. Руководствуясь принципом «могу и хочу», не принимая во внимания реалии ситуации сегодняшнего рынка труда, многие из них не думают о том, куда в дальнейшем смогут трудоустроиться.

    Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

    Отсутствие условий труда для инвалидов

    Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

    Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

    Борьба за права лиц с особыми потребностями

    На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

    Конвенция о правах инвалидов

    Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

    Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

    Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

    Деятельность государства в решении проблемы

    Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

    • общественные организации инвалидов получают государственное субсидирование;
    • пенсия по инвалидности в 2 раза выросла за последние годы;
    • создано более 200 реабилитационных центров для инвалидов и около 300 специализированных учреждений для детей.

    Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

    Заключение

    Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

    Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.

    Если вы сомневаетесь в своих силах, познакомьтесь с биографиями известных инвалидов . Правда так назвать их язык не поворачивается - невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

    Другое дело, как назвать человека, который будучи нормальным во всех отношениях не верит в себя, перестал мечтать и стремиться к лучшему? Спящим, не пробудившимся для жизни?

    Невозможное возможно и тому доказательство истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить.

    1. Лина По - псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899 ‑ 1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение.

    После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

    2. Джозеф Пулитцер (1847 - 1911) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра "желтой прессы". Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

    3. Франклин Делано Рузвельт (1882 ‑ 1945) - 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

    4. Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803‑1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803‑1805 годах - опера "Фиделио". Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

    5. Хелен Келлер (1880 ‑ 1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых "Мир, в котором я живу", "Дневник Хелен Келлер" и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона "Сотворившая чудо" (1959), экранизированной в 1962 году.

    6. Эрик Вайхенмайер (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

    7. Мигель Сервантес (1547 - 1616) - испанский писатель. Сервантес известен прежде всего как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из‑за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что "лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее".

    8. Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно‑точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

    9. Эстер Вергеер (1981) - голландская теннисистка. Считается одной из величайших теннисисток‑колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Эстер Вергеер - неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и в Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. С января 2003 года Вергеер не потерпела ни одного поражения, выиграв 240 сетов подряд. В 2002 и 2008 годах становилась лауреатом премии "Лучший спортсмен с ограниченными возможностями", вручаемой Мировой академией спорта "Лауреус".


    10. Сара Бернар (1844 ‑ 1923) - французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в "Даме с камелиями" сидя в кресле.

    11. Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек‑легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок‑н‑ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу‑бизнесе". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" ‑ 100 величайших артистов всех времен.

    12. Стивен Хокинг (1942 - 2018) - известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управлял своим креслом и специальным компьютером, который за него говорил. Стивен Хокинг занимал должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон.

    И наши соотечественники, о которых вы уже наслышаны.

    1. Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

    2. Михаил Суворов (1930 - 1998) - автор шестнадцати поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: "Красная гвоздика", "Поют девчонки о любви", "Не грусти" и другие. Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно‑заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации.

    3. Валерий Фефелов (1949 - 2008) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму - упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник - после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

    5 Rating 5.00 (4 Votes)