Русские народные игры мужские. Игры народов ссср (сборник)

Недавно была найдена кость в которую был залит свинец. Долго стоял думал, зачем это сделали, и вспомнил, что видел в кино похожее. Точно, это кость для игры "БАБКИ". Теперь вот жалею, что выкинул находку, возможно, что она имеет историческую ценность. Ведь найдена была в степи, где жили воины Золотой Орды.

БАБКИ, старинная русская национальная игра спортивного характера типа игры в городки, только вместо "рюх" или городков, а также вместо бит в этой игре фигурируют кости домашних животных (сустав от голени до пяты). Каждый игрок выставляет в очерченный на земле кон определенное количество бабок. Затем участники по очереди стараются выбить из кона специальной битой, т. е. такой же костью, только специально обработанной или утяжеленной свинцом, как можно больше бабок, которые и становятся добычей удачливого игрока. По Далю эта специальная бабка-бита называлась панок, битка, биток, бабка боевая; литок, свинчатка, если она налита свинцом, гвоздырь, если в нее, для веса, забит гвоздь. Игра считалась детской, однако в ней охотно принимали участие и взрослые. Бабками обменивались, их покупали и продавали. Особо ценились бабки, с помощью которых было добыто наибольшее количество очков.

Нельзя сказать, в каком регионе игра появилась впервые, потому что в разных вариациях ее описание можно встретить у любого народа. Если, например, у русских она называлась «бабки» или «битки», то у казахов «хан» или «асыки», у узбеков «ашики», у других восточных народов «альчики» или «маслы».

Асыки - очень распространенная национальная казахская игра, правила которой передаются из поколение в поколение. Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым ковром, не только дети, но и взрослые выходили на прогретую весенним солнцем землю и начинали свои состязания. У каждого умудренного опытом игрока должен быть свой мешок с асыками или альчиками - это коленная кость в суставе у баранов и овец. Ее специально вываривали и красили хной, чернилами или красками. Среди всего набора асыков обязательно должен был присутствовать большой альчик, называемый «сака» - козырная кость. Он и выполнял в игре роль «хана» или самого главного трофея, если участник сумеет с помощью своей ловкости его выиграть. Иногда в такую кость заливали свинец для большей устойчивости и пробивной силы. А раньше ханским и султанским детям «сака» заливали даже золотом. Простые асыки красились в разные цвета, и в зависимости от размера и цвета они имели свои имена и разную цену, например, самые дешевые - маленькие «простушки» никогда не красили, был и «асык-биток»

Это была спортивная игра, в которой развивался глазомер, вырабатывалась ловкость и находчивость, сила, выносливость и даже смелость. Асыки ставились в ряд. Суть игры заключалась в том, чтобы ловко бросить с расстояния трех и более метров четыре асыка - они должны встать в нужную позицию или выбить маленькие кости, стоявшие на кону, из круга. Позиций существовало несколько: чик, бук, таган, алче и другие. И если, например, асык вставал на таган, то игрок выигрывал, и т.д., комбинации были разные. Например, три тагана и одно алче. Игроки могли бросать с руки, из пиалушки, либо по очереди.

В игре «Хан» были несколько иные правила: играющий подбрасывал один асык, и пока тот летел, участник должен был подхватить несколько асыков из круга, не задевая остальные, тогда выигрыш он забирал себе. Если при этом игрок все же задевал 2-3 асыка, то ровно столько же своих асыков он должен был поставить в круг, а игра переходила к другому участнику. Игра длилась до тех пор, пока в кругу не заканчивались асыки. «Хана» забирают в последнюю очередь.

Игра требует особой сноровки, потому что брать из круга кости, не задевая остальные очень трудно. Победителем считался игрок, который выигрывал большее количество асыков.

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии и «экшн». Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора по городкам или бабкам!

Освойте старые игры и предложите их своим друзьям. Удачи вам!

Чиж

Понадобятся чиж и две палки. Чиж – это короткая палочка с заостренными концами. На земле чертят круг диаметром в 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). В случае промаха или если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки) метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле.

Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.

Штандер

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

Игра в классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.

На асфальте мелом расчерчиваем (понадобится мел) прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.

Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.

Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

Бабки

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.

Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться – двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метками-стрелками мелом на асфальте.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.

Городки

Для игры нужно подготовить биты и рюхи, можно купить (они бывают деревянные и пластиковые). Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно и с меньшим количеством участников – 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи. Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо. Для начала можно использовать заранее оговоренное число фигур – 3 или 5 для младших игроков,10 – для ребят постарше. После тренировок можно переходить на полный набор фигур.

В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количеством очков.

Смотрите обзор набора для игры в городки , там также показаны способы расстановки (с названиями).

), прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в бабки!

История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. В Египте археологи при раскопках часто находят в слоях, относящихся к временам фараонов, таблички и камни с изображением богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра и в древнегреческих мифах. А на Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.

Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...

От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:

Юноша трижды шагнул,
наклонился, рукой о колено
бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный,
врозь расступись; не мешай русской
удалой игре".

И в "Капитанской дочке", в шестой главе, описывая действия защитников Белогорской крепости, в страхе ожидающих пугачевского штурма, Александр Сергеевич вспомнил о любимой игре и нашел выразительную деталь: "На другой день, возвращаясь от обедни, она ("комендантша Василиса Егоровна". - Ред.) увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками".

В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.

Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".

Правила игры

Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, тот самый по Брокгаузу-Ефрону надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом.

Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".

"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.

Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.

Бабки можно выбивать и с расстояния 7-8 м, при этом выбившие половину бабок перемешаются на 2-3 м вперед.

Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.

Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.

Нюансы

В старину изощренные игроки различали несколько вариантов положения костей после удара. Если бабка падала выпуклой стороной вверх, то в Симбирской, Вятской, Тобольской губерниях это положение давало преимущество в игре. А вот в Тверской, Курской и Астраханской губерниях предпочтение отдавали боковой, широкой и плоской сторонам кости. Почему так сложилось - неизвестно. О вкусах, как говорится, не спорят...

СОВЕТ ИГРОКАМ

Используйте рюхи!

В современных условиях костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для битка чурку покрупней и потяжелей (для тяжести в нее можно забить гвоздь). Многие с успехом используют и городошные рюхи.

Впрочем, и сегодня в мясном ряду любого рынка вам обязательно пойдут навстречу, стоит сказать рубщику мяса: нужны кости для игры в бабки.

Пацаны, а правда, что никто в детстве не играл в бабки?!? И даже не знаете, что это за игра?

Тут известный путешественник, не менее известный фотограф, да и просто хороший человек muph , вчера написал про Казахстан, где показал фотографию с казахской «бабкой» и написал, что, мол, сказать в каком веке в нее играли последний раз, он не может.

Я так скажу, что в XX веке, всего несколько десятков лет назад, в моем дворе это была одна из самых популярных дворовых игр. Двор, кстати, самый обычный, среди панельных пятиэтажек. А правила, особенности и всякие нюансы мне объяснил отец, который тоже, в свое время, разбивал кон одним броском плитки…

2. Бабка – это одна из костей предплюсны, формирующая нижнюю часть голеностопного сустава посредством соединения с больше и малоберцовой костями кость из ноги коровы. Бабка из ноги быка или огромной коровы была больше обычной раза в полтора и называлась «панок». Один «панок» считался за две «бабки». На фото задний ряд – панки, второй ряд – бабки, а первый – какие-то, не имеющие отношения к рассказу, пробки:

3. Правила были следующие – бабки устанавливались на кон, то есть выстраивались в одну линию. Были еще варианты выстраивать из бабок разные фигуры или ставить их в два ряда, но мы всегда ставили в одну линию.

У игрока были «плитки» - металлические фиговины, которыми нужно было в дальнейшем сбивать шеренгу бабок на кону. Плитки были самые разные – от банальных кусков арматуры, до полированных вручную, плоских «чибышей». Были плитки «счастливые» и «проходные», были «бронзячки» и «катуши»…

4. Сколько плиток игрока участвовало в игре, столько бабок и ставил он на кон. Если игроков было очень много, то кон могли ограничить в размерах. Дальше игроки метали плитки – чем дальше метнешь плитку от кона, тем раньше будешь пытаться его сбить. Чья плитка дальше всего от кона, тот и кидает первый, с того места, где лежит плитка.

Были целые стратегии метания плиток – меткие «чибыши» и наиболее удобные плитки метались дальше всего. Дурацкие «катуши» - плитки из прутков, которые плашмя катались по асфальту – метались близко и ими буквально сгребались остатки кона, если, конечно, доходила очередь. Дальше все очень просто – все, что сбил, твое:)

Секрет невероятной популярности игры очень прост – она была азартная. В прямом смысле, бабка стоила 1 копейку, а панок, соответственно, 2 копейки. Мало того, рядом с большим коном, рисовался мелом маленький, где отдельно стояла денежная бабка. Тот, у кого не было бабок или тот, кто проигрался в пух и прах, мог играть на настоящие деньги, которые клал под эту денежную бабку. Кто сбивал денежную бабку, тот и забирал деньги, что были под ней.

Был еще вариант игры «по-старому», когда к цене голой бабки добавлялась еще цена различных украшательств. Выглядело это следующим образом – покрасил бабку, добавил к цене 1 копейку. Втихаря покрыл дефицитным маминым лаком для ногтей, добавил еще копейку. Просверлил дырку и залил свинцом – еще копейку. По-старому играть никто не хотел. Особенно те, у кого мамы не красили ногти, а у пап не было сверла:)

Во времена расцвета моей меткости и до тех пор, пока мелюзга еще соглашалась со мной играть, у меня был с десяток козырных плиток и бабок – целый мешок из-под второй обуви:)

P.S. Что, и свинец не плавили? И в ножички не играли?

Для игры нужны «бабки» (небольшие чурки) -по 10 штук на команду играющих - и один биток - самая крупная и тяжелая «бабка».

Играющие делятся на две команды по 3-4 человека в каждой и выстраиваются на одной линии. В 3 м от этой линии чертят другую линию кона, за которой в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из 10 «бабок». Каждая команда старается сбить поставленные «бабки» меньшим количеством битков.

По жребию одна из команд начинает первой. Игроки этой команды по очереди, установленной капитаном, бросают битком в «бабки». Затем бьет другая команда, после чего снова первая и т. д. Побеждает команда, сделавшая меньше бросков битком для того, чтобы сбить установленные из «бабок» фигуры.

Правила игры

1. В игре последовательно сбивают две фигуры: «забор» и «гусек» (см. рисунок). Когда сбивают фигуру «забор», то можно начинать это делать с любого конца, последовательно сбивая «бабки» этой фигуры, но не более двух «бабок» одним броском битка. Сбивать фигуру «гусёк» можно, начиная с последнего ряда «бабок».

2. Если броском битка 1 и 2 «бабки» выбиты не подряд, или сбито более 2 «бабок», или какие-либо «бабки» сдвинуты с места, но не сбиты, то вся фигура из 10 «бабок» ставится вновь.

3. Сбитые «бабки» убирают с площадки.

4. Игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, а все сбитые «бабки» этой фигуры ставятся на место.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)