Родительское собрание "адаптация пятиклассников". Родительское собрание "адаптация пятиклассников" Родительское собрание на тему адаптация 5 классников

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класс.
Выступление педагога­психолога.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход
учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет
процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача -
разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем
оказать ребятам.
Возрастные особенности учащихся в этот период
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной
системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность,
вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и
педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно.
Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает
дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый
возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности.
В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации
к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле -
приспособление к окружающим условиям. Мы ведем речь именно психологической
адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым
условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,
что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это
рассогласованность, требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,
преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
жизни.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь
отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути
самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, –
завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку
необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и

помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,
классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого
учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11
лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под
влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер
самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными
характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении
в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5
классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. успеваемости.
Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не
огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не
наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу
начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием
перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами,
трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это,
столь важное желание.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в
учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки:
пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и
несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут
быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания ­
с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать
даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими,
полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в
учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали
выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника
выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых
мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием,
недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс очень благоприятное время для
преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития
мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать
детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Можно использовать в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти
многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта),
сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких
объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и

предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них
элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Важно иметь в виду, что, во­первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном
мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во­
вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет
отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия,
приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.
Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность
поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить
себя постоянно заниматься. Хотя школьники­пятиклассники могут выполнять достаточно
сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно
привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и
тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой
деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования
показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному
учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом
предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к
собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей,
умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие
вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если
вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением,
то задача представляется еще более простой).
Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное
к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей
реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,
будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не
испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось,
не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется
положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом
из­за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее
положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные
неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого
отношения к их способностям и возможностям.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут
оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные,
способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в
раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение
эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность
школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать
юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и
познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто
кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали

значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать
юмор в своих целях. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно
легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это
такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак­звонарь городской сломал
фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные
фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в
достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны
родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в
подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается
определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой
самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).
Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать
объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление
проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Рекомендации для родителей.
­ Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для
двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
­ Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности
светового режима.
­ Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей
рук,
­ Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Организация правильного питания.
­ Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
­ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
­ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
­ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
­ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного
контроля за его учебной деятельностью.
­ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.

Родительское собрание

«Трудности адаптации пятиклассника к школе»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

3. Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?

1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Также необходимо обратить внимание родителей на следующие моменты:

    изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

    быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

    изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей. · Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
· Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
· Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
· Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
· Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления». Рекомендации для родителей. · Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
· Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

    · Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

    · Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

    · Не дерись без причины.

    · Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

    · Играй честно, не подводи своих товарищей.

    · Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    · Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

    · Из-за отметок не плачь, будь гордым.

    · С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

    · Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    · Старайся быть аккуратным.

    · Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    · Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему. Анкетирование родителей. Уважаемые родители! Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

    кабинетная система;

    большое количество учителей предметников;

    появляются новые виды домашних заданий;

    увеличивается количество изучаемых предметов,

    объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

    сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

    Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

    Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

    Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

    Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

    Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

    Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

    Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

    Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

    С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

Что ты думаешь предпринять?

Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

    Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

    Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

    Являться союзниками школы.

    Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

    Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

Приложение.

Уважаемые родители!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса"

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, психолог

Оборудование:

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово психолога

Притча о путнике и проводнике (рассказывает психолог)

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

С точки зрения психологии...

Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренни­ми.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА

Психолог:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (психолог знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой «Незаконченные предложения»)

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя учительница часто говорит, что я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Психолог:

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то труд­ные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптиро­ваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вы­зывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по пред­мету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организа­ции общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук,

Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников),

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.