Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации? Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации

— документ , который описывает уровень квалификации, обязанности и трудовые функции, возложенные на этого работника. Разберемся, что следует ожидать от принятия и внедрения этого профстандарта.

Зачем нужен профстандарт руководителя образовательной организации?

С 2013 года в России началось постепенное внедрение профессиональных стандартов. Первоначально они были всего лишь рекомендациями, однако с лета 2016 года постепенно, по мере утверждения и ввода в действие, становятся обязательными нормами не только для государственных, но и для частных организаций.

Введение профстандартов связано с тем, что прежде действовавшие нормы ЕТКС, ЕКС и других актов в этой сфере во многом устарели и не всегда отражают реально существующую ситуацию. В результате часто возникают проблемы из-за того, что важные должности занимают люди, не соответствующие им ни по уровню образования, ни по умениям. Есть области, где такое положение абсолютно нетерпимо, — и одной из таких областей является образование.

Первые профессиональные стандарты для педагогических работников были приняты еще в 2013 году, и их принятие продолжается до сих пор. Одним из документов, проект которого давно уже находится в разработке и скоро должен быть принят, является профессиональный стандарт руководителя (директора, заведующего, ректора и т. д.) образовательной организации. Этот профстандарт будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций.

Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей:

  1. Улучшить управление образовательными организациями за счет того, что повысится квалификация их руководителей.
  2. Добиться развития российского образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего профессионального.
  3. Повысить управляемость в образовательных учреждениях и организациях.

Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?

Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году. Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.

Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях. К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.

С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта. Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года. Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.

Что содержит проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации?

Тот вариант профессионального стандарта руководителя образовательной организации , который сейчас готовится к принятию, имеет стандартную структуру. Как и прочие профстандарты, он разработан по шаблону, установленному приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н. Согласно этому приказу, каждый профессиональный стандарт должен состоять из следующих частей:

Не знаете свои права?

  1. Общие сведения. Здесь записывается название вида профессиональной деятельности, основная ее цель и классификация по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Функциональная карта. Здесь описываются основные группы обобщенных функций — тех, которые сочетают в себе несколько более конкретных.
  3. Характеристика функций. В этой части содержание предыдущего раздела расписывается подробно по каждой функции, включенной в состав обобщенных.
  4. Сведения об организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.

Теперь давайте рассмотрим, что будет содержать каждая из этих частей.

Общие сведения о должности

Раздел I стандарта содержит как официальное наименование должности («Руководитель образовательной организации») так и цели этого вида профессиональной деятельности. Цели различаются в зависимости от уровня квалификации, общим является одно — развитие и повышение эффективности работы организации, а также повышение качества услуг по образованию, которые там оказываются.

По этому разделу руководители отнесены к следующим видам экономической деятельности в кодировке ОКВЭД:

  • 85.11 — дошкольное образование;
  • 85.12 — начальное общее;
  • 85.13 — основное общее;
  • 85.14 — среднее общее;
  • 85.21 — среднее профессиональное;
  • 85.22.1 — бакалавриат;
  • 85.22.2 — специалитет;
  • 85.22.3 — магистратура;
  • 85.23 — подготовка высшей квалификации;
  • 85.30 — профессиональное обучение;
  • 85.41 — дополнительное образование (как детей, так и взрослых);
  • 85.42 — дополнительное профобразование.

Описание функций, включенных в профстандарт руководителя образовательной организации

В этом разделе проекта профстандарта обозначены следующие обобщенные функции:

  1. Руководство организацией.
  2. Развитие организации.
  3. Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации.
  4. Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании).
  5. Управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью.

Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций — от дошкольных учреждений до вузов. Не касается это только последней группы функций, т. к. исследования и конструкторские разработки не ведутся в школах или детских садах. Кроме того, для каждой функции имеется свой уровень квалификации — 7 (для дошкольного и общего образования) либо 8 (для высшего).

Характеристика отдельных трудовых функций

Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.

Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:

  • высшее образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
  • наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).

Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.

Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.

Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.

Что будет с руководителями, не соответствующими профстандарту?

В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает. Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.

Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность. Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться. Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации. Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.

Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.

входит в число документов, которые необходимо применять в установленных трудовым законодательством случаях. Разберемся, что собой представляет этот профессиональный стандарт и что он включает.

Чем является профессиональный стандарт секретаря руководителя?

Процесс подготовки и утверждения профессиональных стандартов длится уже несколько лет. Первоначально эти документы носили такой же рекомендательный характер, как и квалификационные справочники ЕКС (для специалистов) и ЕТКС (для рабочих профессий). Однако с июля 2016 года ситуация изменилась: вступили в действие новые статьи ТК РФ, и теперь профессиональные стандарты обрели силу нормативных актов.

К числу прочих документов этого рода относится и профстандарт секретаря . Он представляет собой официальное описание исполняемых этим специалистом трудовых функций, а также указание на то, какие именно знания, образование и опыт работы требуются для каждой из них. Кроме того, в профстандарте имеется и информация о кодировке работы секретаря по роду занятий (ОКЗ) и видам экономической деятельности (ОКВЭД). Эти сведения могут оказаться весьма полезными для статистического учета.

Описывая требуемую от секретаря квалификацию, профстандарт тем самым служит нескольким целям:

  • Унифицирует требования, предъявляемые к секретарям. В результате становится проще определять, чем конкретно должны заниматься работники на этой должности в разных организациях.
  • Задает ориентиры для системы профессионального образования. Как следствие, разного рода учебные заведения или курсы, готовящие секретарей, могут сразу ориентировать учащихся именно на то, что от них реально потребуется при трудоустройстве.

Из каких частей состоит профессиональный стандарт секретаря?

Как и любые другие документы этого рода, профстандарт № 447, утвержденный для секретарей руководителей, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения о виде деятельности и ее основной цели.
  2. Функциональная карта для деятельности секретаря.
  3. Характеристика отдельных профессиональных функций, возложенных на этого специалиста.
  4. Перечисление организаций, принимавших участие в подготовке профстандарта.

А теперь рассмотрим содержание основных разделов, за исключением последнего, подробнее.

Общие сведения, включенные в профстандарт

Первый раздел профстандарта секретаря руководителя включает в себя именно основные сведения о том, какой конкретно деятельностью должен заниматься секретарь. В частности, здесь указаны:

Не знаете свои права?

  • регистрационный номер по общему реестру профстандартов и код;
  • название вида деятельности («Организационное и документационное обеспечение управления организациями»);
  • ее основная цель (обеспечение управления и внедрение новых разработок в этой области);
  • классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

Функциональная карта секретаря

Вторым разделом является функциональная карта, то есть описание обобщенных трудовых функций с входящими в них конкретными обязанностями. Для каждой из них профстандарт устанавливает необходимый уровень (или подуровень) квалификации, требуемый от работника. Уровни кодируются по принятой для профессиональных стандартов системе в зависимости от сложности функции — от 3 до 6.

Профстандарт устанавливает для секретаря руководителя следующие обобщенные функции:

  1. Организационное обеспечение работы организации в целом.
  2. Документационное обеспечение.
  3. Обеспечение деятельности конкретно лица, управляющего организацией.
  4. Аналитика и административная поддержка этого лица.

Функции перечисляются в порядке возрастания сложности и требуемого квалификационного уровня.

Характеристика отдельных функций

Каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных, именно их описанию и посвящен третий раздел профстандарта. Так, к примеру, функция по организационному обеспечению компании в целом включает:

  • прием телефонных звонков и их распределение по сотрудникам-адресатам;
  • работу с посетителями, пришедшими в организацию;
  • координацию и обеспечение работы организации.

Однако это еще не всё. Дело в том, что структура профстандарта предусматривает, что помимо общего перечисления функций для каждой из них указывается, какие конкретно трудовые действия должен совершить секретарь. В частности, упомянутая выше функция по координации и обеспечению раскладывается на следующие виды действий:

  • ведение журналов перемещений и разъездов сотрудников;
  • координация труда курьеров и водителей;
  • составление справок о разъездах и маршрутах.

При этом для каждой конкретной функции дополнительно еще указывается, каким именно объемом знаний и умений должен обладать секретарь. Объемы эти пересекаются для разных функций (к примеру, знание деловой этики требуется практически всегда), но благодаря такой структуре профессионального стандарта легко разобраться, что именно можно требовать от секретаря в различных случаях.

Помимо характеристики функций третий раздел профстандарта имеет еще одну нужную особенность — в нем для каждой из обобщенных функций дополнительно указывается следующая информация:

  1. О возможных названиях должностей, которые может занимать секретарь.
  2. О требованиях по образованию.
  3. О необходимом стаже трудовой деятельности.

Для простых функций от секретаря требуется только среднее образование и программа профессиональной подготовки. Однако начиная с обобщенной функции по обеспечению деятельности руководителя профстандарт предусматривает уже высшее образование не ниже бакалавриата (хотя допускается и среднее профессиональное). А вот для аналитической и административной поддержки выбора уже нет: секретарь в этом случае обязан иметь только высшее образование.

Что же касается необходимого стажа, то для секретаря, обеспечивающего организацию в целом, он не требуется. Но в том случае, когда он выполняет обязанности помощника руководителя, требования ужесточаются:

  • для функции по организационной и документационной поддержке руководителя требуется стаж не менее 2 лет именно в качестве секретаря;
  • для аналитической и административной поддержки — уже не меньше 3 лет, однако здесь достаточно любой работы, относящейся к той области, в которой действует организация.

Названия должностей профстандарт устанавливает следующие (в порядке возрастания требований по квалификации):

  1. Секретарь-администратор.
  2. Делопроизводитель.
  3. Секретарь руководителя.
  4. Помощник руководителя.

Возможные названия следует учитывать при составлении штатного расписания и оформлении документов по кадрам. Профстандарты для секретаря с 2016 года становятся обязательными, а их соблюдение в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, будет контролироваться. Несоответствие названий вполне может рассматриваться как нарушение.

Уже с 1 января 2017 года в законную силу вступит постановление о внедрении профессиональных стандартов, применяемых ко всем работникам, выполняющим свои непосредственные обязанности в учебных заведениях России.

Вполне естественно, что к руководителям образовательных учреждений также будут предъявлены определенные требования, однако они до сих пор пока не утверждены, и существуют в черновом варианте. А это автоматически означает, что они могут измениться. Как утверждают аналитики, основная сложность при составлении профессионального стандарта руководителя образовательной организации заключается в том, в различных учреждениях (школы, детские сады, колледжи и т.д.) присутствуют самые разнообразные компетенции, которые также должны быть учтены при составлении официального документа.

Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.

На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.

Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.

Смотрите также:

Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.

По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.

Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта . Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.

Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.

Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.

Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:

  1. Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
  2. Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
  3. Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
  4. Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Что содержит профессиональный стандарт

Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.

В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:

  • Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
  • Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
  • Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
  • Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.

В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:

  • Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
  • Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
  • Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
  • Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
  • Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
  • Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
  • Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
  • Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.

Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.

Обобщенные функции представлены в следующем виде:

  1. Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
  2. Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
  3. Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
  4. Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
  5. Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.

Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:

  • Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
  • О прохождении профессиональной подготовки;
  • Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
  • Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).

Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 - заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.

Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.

Транскрипт

1 (Дата обращения:) Справочная система «Образование». Электронный журнал 5Май 2016 года УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦ ИЕЙ разъяснение Профстандарт руководителя: к чему готовиться Инна Иванова, канд. юрид. наук, зам. начальника управления государственного надзора в сфере труда Роструда Главное в статье 1. Принятие профстандарта руководителя образовательной организации запланировано на июль август 2016 г. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФИРО. 2. Профстандарт будет использоваться при аттестации руководителей и подготовке программ дополнительного профобразования. 3. Набор трудовых функций руководителя образовательной организации согласно проекту профстандарта должен составляться с учетом специфики работы этой организации.

2 4. Директорам школ следует заранее уточнить, соответствуют ли они требованиям профстандарта. На сайте Федерального института развития образования размещен проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Минтруд России подготовил проект приказа о его утверждении. В пояснительной записке к стандарту говорится, что он разрабатывался с учетом мирового опыта, норм российского законодательства в сферах труда и образования, положений учебно-методических материалов, результатов анкетирования (250 участников) руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования. Стандарт создан пока в проекте, однако с ним нужно внимательно ознакомиться: во-первых, еще можно внести предложения по его корректировке, а во-вторых, подготовиться к его принятию. Цель профессиональной деятельности и уровни квалификации 5 лет минимальный опыт работы для кандидата на должность директора школы В I разделе проекта стандарта указана цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации обеспечение развития, эффективной деятельности организации, повышения качества образовательных услуг. Для создания проектов профессиональных стандартов предусмотрено девять уровней квалификации. Выполнение трудовых функций директора школы (лицея, гимназии) соответствует 8-му уровню.

3 СЛОВО ЭКСПЕРТА Подготовка к введению профстандарта Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации планируется принять в июле августе 2016 г. В настоящее время определена его структура, идет работа над текстом: уточняются конкретные трудовые действия, умения и знания руководителя, требования к руководителям организаций разных уровней образования. Подготовкой стандарта занимается рабочая группа, сформированная из сотрудников Минобрнауки России, ФИРО, НИУ ВШЭ, Союза ДПО, экспертов других организаций Москвы, Ярославля и Вологды, в т. ч. директоров школ. Главная целевая установка, которой они руководствуются, сделать стандарт понятным и ясным для будущих пользователей. Формулируя положения стандарта, члены рабочей группы учитывают замечания Минтруда России, пожелания, оставленные на сайте ФИРО, дополнения и замечания, предложенные по результатам общественных обсуждений. Профессиональный стандарт будет использоваться в первую очередь для аттестации руководителей образовательных организаций и подготовки программ дополнительного профессионального образования. Айрат Сатдыков, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Требования к образованию и опыту

4 Согласно проекту стандарта директор школы должен иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и не менее 5 лет руководства организацией (подразделением), в т. ч. в образовании. Кроме того, для него установлены условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований); прохождение аттестации. Трудовые функции В процессе работы директор школы выполняет две обобщенные трудовые функции: формирование стратегии развития организации и управление реализацией стратегии и текущей деятельностью организации. Обратите внимание В проекте стандарта руководителя образовательной организации дается расширенный набор трудовых функций. Это не значит, что директор школы должен выполнять их все В первую обобщенную трудовую функцию входят две трудовые функции: определение перспективных и приоритетных направлений развития организации и руководство разработкой программы стратегического развития организации. Во вторую обобщенную трудовую функцию входят четыре трудовые функции: формирование органов управления организации; управление реализацией программы стратегического развития организации для достижения установленных показателей деятельности; управление процессами достижения образовательных, экономических и других результатов; управление взаимодействием с заинтересованными сторонами, включая органы власти, субъекты рынка труда, в т. ч. управление сетевым взаимодействием. Каждая трудовая функция включает обширный перечень трудовых действий. Умения и знания, необходимые руководителю для их выполнения, также описаны в стандарте.

5 Возьмем для примера трудовую функцию «Формирование органов управления образовательной организации» (таблица). Характеристика трудовой функции «Формирование органов управления образовательной организации» Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Определение потребностей в органах управления в зависимости от специфики работы и стратегических задач организации. Формирование перечней органов управления организацией. Руководство разработкой и утверждение кадровой политики. Заключение трудовых договоров. Организация подготовки и утверждение должностных инструкций. Руководство разработкой системы оплаты труда. Организация проведения аттестации работников. Контроль формирования органов управления организации с целью обеспечения эффективности образовательного процесса и достижения образовательных результатов. Анализ Рассчитывать риски последствий управленческих решений. Координировать работу структурных подразделений. Ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы. Выстраивать оптимальные траектории к достижению поставленной цели. Соблюдать профессиональную этику Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Действующее законодательство РФ в области образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Порядок приема в образовательные организации. Локальные нормативные правовые акты образовательной организации. Структура и специфика работы образовательной организации. Российский и зарубежный опыт создания образовательного продукта. Порядок подготовки кадров высшей квалификации. Особенности реализации основных образовательных программ

6 Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания качества принимаемых решений, планирование корректирующих и предупреждающих действий Подготовка к введению Профстандарт руководителя образовательной организации не будет применяться с 1 июля 2016 г. Причина простая он пока не утвержден. Как только это произойдет, директору рекомендуется: 1. Проверить, соответствует ли он требованиям, установленным стандартом. 2. Позаботиться о своей квалификации, в т. ч. о дополнительном образовании, наличие которого предполагается для занятия данной должности. Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее:


ПЕРЕХОД НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Основания для разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации

Работа ФИРО над профессиональными стандартами сферы образования Круглый стол «Актуальность профессиональных стандартов в образовании» Пастуховские чтения - 2018 г. Ярославль, 1 июня 2018 г. Сатдыков А.И.

Проект профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организацией» Международный форум «Евразийский образовательный диалог» Секция 2.1 «Актуальные вопросы совершенствования

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых

Круглый стол Проект профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» XVII Пастуховские чтения «ДПО как ключевой элемент кадрового обеспечения

Приложение 1 ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной организации Регистрационный номер Содержание

1.3.2. В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работы по определенной должности (профессии) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (абз. 3 части второй

Новые подходы к управлению образовательной организацией в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог» и «Руководитель образовательной организации» В.Г. Константинова, зав.каф. Менеджмента

Профессиональные стандарты для ИТ-специалистов: к чему готовиться Ирина Янова, руководитель направления дистанционного обучения Учебного центра Softline Сегодня в программе 1. Общие вещи. Откуда взялись

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых функций,

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий Для применения профстандартов федеральным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.усть-кулом П Р И К А З 16 мая 2017 316 Об утверждении плана мероприятий по внедрению профессиональных В соответствии

Профессиональные стандарты в сфере образования Вебинар 29.11.2016 Государственная кадровая политика Вопрос о кадрах в современных условиях становится стержневым среди всех вопросов, решаемых государством

Должностная инструкция методиста 1. Общие положения 1.1. Методист относится к категории специалистов. 1.2. На должность методистапринимается лицо: 1) отвечающее одному из указанных в подпунктах «а» «в»

Принято педагогическим советом Протокол от 76 от 02.12.16 Утверждено приказом заведующей МДОУ Детский сад «Сказка» п.спирово Приказ 02.12.2016 22 ПОЛОЖЕНИЕ об аттестационной комиссии по проведению аттестации

Особенности применения профессиональных стандартов в образовательных организациях Вебинар 05.12.2016 ДОЛГОАРШИННЫХ НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА, к.п.н., доцент, начальник регионального научно-методического центра

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «Руководитель образовательной организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» Обсуждена в Минтруде России и на РГ Минобрнауки России по

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22 января 2013 г. 23 МОСКВА О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов В соответствии со статьей 195 1 Трудового

Профессиональные стандарты и их использование при проектировании образовательных программ Михайлова Людмила Артемьевна, специалист по УМР Методического центра НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Профессиональные

Модуль 9: ПРОФСТАНДАРТЫ Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России. Реестр размещается

Материалы для обсуждения Аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА - статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации - статья 57 ТК РФ, - часть 1 статьи 195.3 ТК РФ - постановление Правительства Российской

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОЕКТ Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт 3 (функциональная карта вида профессиональной

ПРОЕКТ Приложение 1 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2017 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной организации (подразделения) дополнительного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова» Профессиональный стандарт «Педагог

13 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОЕКТ Регистрационный номер III.Характеристика обобщенных трудовых функций 3.2 Обобщенная трудовая функция Наименование Управление реализацией образовательных программ и программы

Приложение к приказу МБДОУ детский сад 20 «Сказка» от 20.12.2016 г. 85 -О План мероприятий по внедрению профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

Московский городской психолого-педагогический университет ПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Леонова Олеся Игоревна Координатор подгруппы рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных

Организация и проведение учебно-производственного процесса по программам СПО: требования профессионального стандарта Шелехова О.В., руководитель центра профессионального самоопределения и карьерного развития,

И.А. Ахьямова МБОУ ВО ЕАСИ, г. Екатеринбург, ректор, докт. пед. наук, профессор ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ Изменяющийся

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я А Л Т А Й С К О Г О К РА Я ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ул. Ползунова, 36, г. Барнаул, 656035 телефон: 29-86-00, факс: 29-86-59 E-mail: [email protected] Руководителям

1. Общие положения 1. 1. Настоящее Положение разработано в соответствии: - с Трудовым кодексом Российской Федерации; - Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства

Www.skillscenter.ru Национальная система квалификаций Управление системой подготовки при переходе к Национальной системе квалификаций Вводные данные Система профессиональных стандартов в нашей стране формируется

План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты) «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве,

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (Консультация) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской

Согласовано: Утверждаю: Председатель М Профсоюзного комитета «Ц.р.р.- д/ с 116» Шумакова А.К. «01» 03 2016г. приказ 10/1 от 01.03.2016г План внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами; - методы анализа финансово-хозяйственной деятельности школы; - правила хранения бухгалтерских документов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 сентября 2015 г. АК-2726/06 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим

Приложение 1 ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2017 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Управление профессиональной образовательной организацией Регистрационный

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж 5» УТВЕРЖДАЮ Директор

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ I. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Агалатовский детский сад комбинированного вида 1» Утверждено: Заведующий МДОБУ «Агалатовский ДСКВ 1» Михайлова Ж.В Приказ 60 от «31» августа

Цель: Обеспечение перехода МКДОУ д/с 325 на работу в условиях действия стандартов. Повышение качества образования, определение ориентиров и перспектив развития педагогов. Задачи: -разработка организационно-управленческого

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО Консультационная поддержка ФИРО ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с отраслевым стандартом «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России.

Алгоритм применения и внедрения профессиональных стандартов. Безопасные схемы Автор: Ректор Академии кадрового резерва Т.Ю. Леонтьева НОЧУ ДПО «Академия кадрового резерва» http://etp2014.ru Тел: 8 (800)

МОДУЛЬ 5. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Основные термины и их определения: вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных

УТВЕРЖДАЮ Директор ИГ УНЦ РАН В.Н. Пучков от 20 г. Квалификационные характеристики по должностям научных работников Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геологии Уфимского

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА» ПРИНЯТО советом МБОУ «СОШ 1» Протокол от 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 1» Н. Ф. Вычегжанина

КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

«КОМПЛЕКСНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ» Номинация ЛУЧШАЯ КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА ГБОУ гимназия 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цель: Обеспечение перехода учреждения на работу в условиях действия «Педагог» Задачи: 1. Апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню. 2. Совершенствование персонифицированных

Негосударственное образовательное учреждение Подольский колледж «Парус» УТВЕРЖДАЮ: Директор НОУ ПК «Парус» Г.С.Никулина 20 г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА КОЛЛЕДЖА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

Профессиональные стандарты. Справочник профессий. И.А. Волошина 1 Профессиональные стандарты: нормативная база ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия 1540 «УТВЕРЖДАЮ» ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Директор Гимназии 1540 М.В.

Об организации работы в области охраны труда Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим трудовым законодательством. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Цель работы по охране труда - обеспечение безопасности

АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Профессиональная стандартизация в образовании как системная инновация? Что надо знать и к чему готовиться 2016

О разработке профессиональных стандартов в области авиастроения Ополонская Ольга Константиновна Руководитель Департамента по взаимодействию с органами государственной власти, общественными и иными объединениями

Заведующая МБуД^ У» 1«Космос»»ЕЖД6И1 юо*> 1-1 1 к Дешевим ПЛАН Внедрения стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования)

ПРИЛОЖЕНИЕ к годовому плану Принят на Педагогическом совете протокол 1 от 30.08.2016 г. Утвержден приказом Ш/QQ-сЮо \ «30» 2016 г План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты) «Педагог (педагогическая

2013 год Введение государственных профессиональных стандартов Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 222; Концепция действий

ПРИКАЗ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) «/

1 2 Наименование мероприятия Ожидаемые результаты (вид документа) 1. Создание рабочей группы по разработке плана действий по переходу на профстандарты Срок исполнения Ответственный за внедрение профстандарта

Подготовила и провела: старший воспитатель МБДОУ д/с 27 «Чароит» Киселева М.И. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «О разработке рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере

Администрация города Дзержинска Нижегородской области Департамент социальной политики и спорта Отдел физической культуры и спорта муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская

Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; - обеспечить

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в ГБОУ СОШ 1280 1. Общие положения 1.1. Положение является основным локальным нормативным актом, регламентирующим