Поведение собаки. Пособие для собаководов

К чему необходимо стремиться (при желании)

Подготовительные приемы

  1. Установление контакта с дрессировщиком
  2. Приучение к кличке
  3. Приучение к ошейнику, поводку и привязи
  4. Приучение к наморднику
  5. Приучение к чистке
  6. Приучение к показу для осмотра
  7. Приучение к перевозке на автомашине
  8. Приучение к спокойному реагированию на сильные звуковые и световые раздражители
  9. Развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям
  10. Развитие обонятельно-поисковой реакции
  11. Приучение к темноте, непогоде

Основные приемы

Предназначены для выработки общедисциплинарных и специальных навыков, обуславливающих пригодность собаки к определенной службе.

Общедисциплинарные

  1. Приучение переходить в свободное состояние
  2. Приучение подходить к дрессировщику
  3. Приучение к движению рядом с дрессировщиком
  4. Приучение садиться
  5. Приучение ложиться
  6. Приучение стоять
  7. Приучение к подноске предметов
  8. Приучение к преодолению препятствий
  9. Приучение к переползанию
  10. Приучение к прекращению нежелательных действий

Специальные

  1. Приучение к ведению борьбы с человеком
  2. Приучение к задержанию убегающего человека, окарауливание его на месте и в движении
  3. Приучение к поиску человека по запаховому следу
  4. Приучение к обыску местности и помещений
  5. Приучение к выборке вещей
  6. Приучение к выборке человека по запаху вещи и следа
  7. Приучение к сторожевке на месте и в движении
  8. Приучение к одорологической идентификации вещей, человека и запахового следа
  9. Приучение к обнаружению наркотиков, взрывчатых веществ, оружия, типографских изданий и др.
  10. Приучение к охране на блокпосту на короткой привязи и свободном окарауливании

Дополнительные приемы

  1. Приучение к проявлению лая
  2. Обучение плаванию
  3. Приучение к ускорению, замедлению темпа движения
  4. Приучение к обозначению обнаруженной вещи при работе по следу и обыске местности
  5. Приучение к работе без поводка
  6. Приучение к борьбе с вооруженным человеком
  7. Приучение к перевозке на верховой лошади, на вертолетах и др. транспортных средствах
  8. Приучение к управлению по радио
  9. Приучение к новым видам специального снаряжения
  10. Приучение не брать корм (лакомство), найденный или предлагаемый посторонним человеком
  11. Приучение к работе по запаховому следу в паре

Вспомогательные приемы

  1. Приучение к выдержке в различных положениях
  2. Обучение к возвращению на прежнее место
  3. Приучение к безотказной работе в группе и в строю
  4. Предварительное ознакомление с новой для собаки обстановкой и необычными раздражителями
  5. Кроссы для выработки выносливости при передвижениях различными темпами на большие расстояния (до 5-10 км и более)

Общий курс дрессировки для собак не служебного предназначения включает выработку условных рефлексов на следующие команды:

  1. «Ко мне». Собака подбегает к хозяину по первой команде (сигналу), обходит Вас с правой стороны и садится с левой. До следующей команды не изменяет положения корпуса
  2. Движение по команде «Рядом» с изменением темпа и направления движения. Собака движется с левой стороны от дрессировщика (у левой ноги), подстраивается под его темп и следит за изменением направления движения, при остановке занимает положение, сидя у левой ноги
  3. Выдержка в положении «Сидеть» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  4. В положении «Лежать» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  5. Выдержка в положении «Стоять» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  6. Работа собаки на расстоянии по голосу и жестам дрессировщика, комплекс упражнений («Сидеть», «Лежать», «Стоять»). Дрессировщик оставляет собаку в положении «Сидеть», отходит от собаки на расстояние не менее 15 метров и жестом или голосом дает команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» в разном порядке. Собака должна выполнять эти команды по первой команде (сигналу), не продвигаясь вперед
  7. Работа собаки на расстоянии по звуковому сигналу. Собака находится на любом доступном расстоянии от дрессировщика, в свободном состоянии и не ожидает команды. По первому команде дрессировщика должна принять одно из положений «Сидеть», «Лежать», «Стоять» там, где услышала эту команду, не продвигаясь вперед
  8. Возвращение на место. По команде «Место» собака должно самостоятельно направиться быстрым темпом к любому предмету, оставленному Вами, на расстоянии не менее 15 метров и обозначить его укладкой
  9. Прекращение нежелательных действий
  10. Отказ от найденного корма
  11. Отказ от корма чужого человека
  12. «Апортировка»

Обязательным условием курса является — выполнение команд по первому сигналу (команде) дрессировщика.

III.5. Общие принципы и этапы формирования навыков

Несмотря на бытующее мнение, что формирование навыка представляет собой простой, «одноступенчатый» процесс, практика дрессировки подсказывает нам, что это далеко не так. На самом деле процесс формирования любого, даже самого элементарного навыка представляет собой совокупность сменяющих друг друга этапов. Игнорирование в процессе дрессировки этого положения в целом, так же как и пропуск одного из этапов, ведёт к грубым ошибкам. Нам кажется целесообразным выделить следующие этапы (каждый из которых в свою очередь делиться на более мелкие подэтапы):

первый этап - взаимные объяснения;

второй - автоматизация навыка;

третий - полная автоматизация.

Ниже, описывая принципы формирования навыка, мы попытаемся обосновать целесообразность такого подразделения.

Первый этап включает следующие подэтапы.

Занятия следует проводить дома или в безлюдных местах, с тем чтобы ограничить вероятность появления конкурирующих с базой мотивации: игровой, половой, оборонительной и т.д. Если не соблюдать это правило, то процесс обучения сильно затрудняется - собака теряет интерес к работе, возможны и нервно-психологические перегрузки.

2. Выбор и формирование базовой доминирующей мотивации.

Выбор мотивации, на базе которой будет строиться обучение собаки, зависит от характера и сложности формируемого навыка, а также от стиля работы и опыта дрессировщика. Мы рекомендуем на этом этапе обучения использовать в качестве основных пищевую мотивацию и мотивацию избирательного аппетита, а также различные формы игровой мотивации (имеется в виду общий курс дрессировки). Данные рекомендации обусловлены тем, что именно в рамках реализации указанных мотиваций мы наблюдаем со стороны собаки максимальную заинтересованность в выполнении приёма, что в свою очередь повышает устойчивость диады «собака-дрессировщик» и улучшает положительный эмоциональный контакт между её членами. Другими словами, чтобы достигнуть желаемого подкрепления, собака очень старается понять дрессировщика и выполнить те требования, которые он к ней предъявляет. Таким образом, выбор адекватно поставленной задаче мотивации и создание у собаки устойчивого мотивационного состояния, на основе которого будет формироваться навык, является на первом этапе обучения первоначальной задачей дрессировщика.

3. Собственно взаимные объяснения.

Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой будут эффективны лишь в том случае, если дрессировщик чётко формирует перед собакой поставленную задачу и ясно представляет себе тот результат, которого добивается. Любые воздействия на собаку с помощью поводка, рук, лакомства, интонаций, слов, команд и т.д. должны производится осмысленно и целенаправленно. Перечисленные воздействия на собаку со стороны дрессировщика и ответные действия собаки и её поведение в целом выполняют функцию передачи необходимой информации. Совокупность этих взаимодействий обеспечивает, таким образом, создание между ними своеобразного, но вполне определённого «языка». «Язык» между членами диады «человек-собака» создаётся в результате их «общения» ещё на стадии знакомства (контакта). В дальнейшем, в процессе дрессировки, он обогащается, так как при формировании практически любого нового навыка вводятся новые элементы «языка». В конечном итоге, «язык», существующий между дрессировщиком и собакой, позволяет им хорошо, часто с полуслова, понимать друг друга, сохранять взаимопонимание и взаимный интерес, что в свою очередь обусловливается тем, что каждая из сторон имеет возможность достигать своего программируемого результата.

4. Определение границ формирования навыка.

Дрессировщик должен иметь чёткое представление о том, что он подкрепляет, а собака - не менее чёткое представление о том, какое её поведение желательно для дрессировщика. В процессе взаимодействия двух функциональных систем дрессировщика и собаки должен всегда достигаться общий результат их деятельности, то есть поддерживаться взаимная заинтересованность на максимально высоком уровне. Иными словами, дрессировщика очень важно точно представить границы формируемого навыка и объяснить их собаке. Собака должна знать - её правильные действия подкрепляются положительными воздействия, неправильные - не подкрепляются вообще или подкрепляются отрицательными воздействиями, то есть усвоить границы между «черным» (ошибочным) и «белым» (правильным).

5. Введение санкционирующей команды, разрешающей выполнение навыка.

Для того чтобы собака выполняла навыки, которым её обучили своевременно, используются санкционирующие команды: «Сидеть», «Лежать», «Ко мне», «Стоять», «Рядом» и т.д. Санкционирующая команда подаётся всегда перед началом воздействий дрессировщика, направляющих собаку на выполнение навыка. В дальнейшем, на стадии автоматизации навыка, санкционирующая команда приобретает значение стимула, запускающего поведение.

6. Введение санкционирующей команды, отменяющей выполняемый навык.

На всех этапах дрессировки выполнение навыка должно всегда отменяться дрессировщиком либо командой «Гуляй» (в это время собака не выполняет никакой команды, а просто отдыхает на поводке или без поводка), либо другой командой. Например: команду «Сидеть» можно отменить либо командой «Гуляй». Либо командами: «Стоять», «Лежать», «Рядом», «Фас» и т.д. Произвольного «ухода» собаки с выполнения навыка без команды дрессировщика допускать нельзя.

7. Дрессировочный контроль.

Дрессировка собаки на всех этапах формирования навыка, вплоть до полной его автоматизации, должна осуществляться под постоянным контролем технических средств (поводка, длинной верёвки, радиоуправляемого электроошейника и т.п.), с помощью которых дрессировщик может всегда осуществлять коррекцию поведения, и именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

8. Условные подкрепляющие воздействия: «Хорошо» и «Фу».

В зависимости от характера формируемого навыка применяют положительные или отрицательные условные подкрепляющие воздействия или же те и другие. Условные воздействия служат для того, чтобы своевременно и быстро объяснить собаке, что она делает правильно, а что неверно, то есть что в её действиях является желательным, для дрессировщика, а что нет. Условные подкрепляющие воздействия применяются практически на всех стадиях формирования навыка.

9. Режим подкреплений.

На первом этапе формирования навыка применяют стопроцентный режим подкреплений. То есть каждое правильное действие собаки всегда подкрепляется кусочком пищи (или игрой).

10. Введение элементов контрастного метода дрессировки.

На первом этапе наряду с мотивацией (пищевой или игровой), в случае нежелательных действий со стороны собаки, следует формировать слабую форму мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. С этой целью вводятся направляющие и объясняющие, сравнительно слабые отрицательные воздействия: рывки поводком, нажатия и подталкивания руками, угрожающие интонации и др. При этом обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения отрицательного воздействия (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное как в виде пищи, так и виде ласки. Это необходимо для снятия у собаки отрицательного эмоционального состояния. Применение контрастного метода дрессировки на этом этапе позволяет дрессировщику более чётко очертить границы формируемого навыка, оттенить контраст между «черным» и «белым».

11. Режим формирования навыка.

Короткие периоды интенсивной работы с собакой обязательно должны чередоваться с не менее интенсивными короткими периодами отдыха, что позволяет сохранить у собаки длительную заинтересованность в работе, постоянную готовность к выполнению навыка, а также предотвратит нервно-психические нагрузки.

Второй этап состоит из следующих подэтапов.

1. Автоматизация навыка.

а) Направленное обеднение дрессировочной обстановки.

Как и на первом этапе («взаимные объяснения»), обучение собаки должно проходить в безлюдных местах, в отсутствии других собак. Автоматизация навыка достигается многократным повторением навыка под «жёстким» контролем технических средств с использованием вероятностной системы подкрепления. Необходимым условием достижения автоматизации навыка является применение «контрастного» метода дрессировки (чередование положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий). Данный метод, на наш взгляд, противопоказан при обучении собаки навыкам апортировки, выборке вещей и др. и, наоборот, рекомендуется при отработке команд общего послушания: «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Рядом», «Ко мне» и т.д.

По мере автоматизации частота и вероятность положительных подкрепляющих воздействий (например, дача пищи) за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае нечёткого выполнения навыка) возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться чёткого и быстрого выполнения навыка. Воздействия как направляющие, так и корректирующие производятся очень быстро и стереотипно.

б) Повышение требований к точности выполнения навыка.

На втором этапе обучения повышается требовательность со стороны дрессировщика к чистоте и точности выполнения навыка. Так, например, если на первом этапе обучения собака после команды «Ко мне» может подходить к дрессировщику с разной скоростью, порой отвлекаясь на обстановочные стимулы (собак, людей, различные шумы), то на втором этапе обучения от собаки нужно добиться, чтобы подходы совершались только бегом и без отвлечений на посторонние раздражители.

в) Усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий.

В качестве отрицательных подкрепляющих воздействий в основном используют рывки поводком различной степени силы.

Постепенно увеличение степени отрицательных воздействий в случае нежелательных действий собаки позволяет усилить мотивацию активного избегания воздействий дрессировщика, то есть создать мотивацию более конкурентоспособную, по сравнению с пищевой или игровой. То есть на этом этапе начинается постепенная замена исходной базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную (мотивацию активного избегания). При использовании отрицательных воздействий (особенно при их усилении) обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения к собаке отрицательных воздействий (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное воздействие как в виде пищи (игры), так и в виде ласки. Это снимет у животного отрицательное эмоциональное состояние и оттенит контраст между «черным» и «белым» (то есть правильным и ошибочным).

г) Увеличение интенсивности работы дрессировщика.

Все воздействия на собаку - направляющие, корректирующие, положительные и отрицательные, а также условные - производятся дрессировщиком сразу после поданной команды, очень быстро и максимально стереотипно. Производя указанные воздействия, дрессировщик добивается выполнения навыка сразу после первой команды.

д) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе постепенно вводится вероятностный режим подкрепления (75-80 процентов). Применение такой схемы, в условиях которой собака не знает точно, когда она получит подкрепление (но знает точно, что получит), позволяет повысить её заинтересованность в работе (например, сформировать желание заработать кусочек корма), уточнять и видоизменять границы формируемого навыка, поскольку появляется возможность направленно отбирать и подкреплять желаемые элементы поведения собаки.

2. Автоматизация навыка в условиях обогащения дрессировочной обстановки.

а) На этом этапе окончательно определяются границы формируемого навыка.

б) Повышается требовательность к выполнению навыка скорости и точности его исполнения (в зависимости от обстоятельств, в том случае, если собака с большими нервно-психическими затратами справляется с работой в этих условиях, то дрессировщик должен сделать как бы шаг назад, снизив при этом предъявляемые к собаке требования).

в) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий. Постепенное усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий приводит к усилению мотивации избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суммарное количество отрицательных воздействий одновременно с их усилением снижается. То есть на этой стадии контраст между отрицательными и положительными воздействиями достигает максимума. Однако, несмотря на это, дрессировщик, умело чередуя положительные и отрицательные воздействия, должен добиться, чтобы общий эмоциональный фон у собаки в процессе работы оставался положительным.

г) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

Применяется 50-60 процентный вероятностный режим подкреплений (обязательным является применение положительных воздействий сразу после отрицательных). Такая схема приводит к усилению пищевой мотивации и желанию заработать вознаграждение.

д) Сохранение интенсивности работы дрессировщика.

Дрессировщик должен поддерживать высокую интенсивность работы во время дрессировки и при этом добиваться выполнения собакой навыка сразу после первой команды.

3. Заключительный этап автоматизации навыка.

Занятия проводятся в местах, где много отвлекающих факторов.

а) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе производят постепенное уменьшение вероятности получения подкреплений от 50 процентов до нуля.

б) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.

Отрицательные воздействия в случае отказа собаки от выполнения навыка применяются в 100 процентах случаев невыполнения и при этом достигают значительной силы. Постепенное усиление степени отрицательных воздействий позволяет осуществить плавный перевод сформированного навыка на базу мотиваций активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика и при этом сохранить общий положительный эмоциональный фон у собаки.

в) Постепенное уменьшение количества применения условных положительных подкрепляющих воздействий.

г) Постепенное увеличение количества и длительности выполнений навыков, с обязательным чередованием периодов работы и отдыха.

Третий этап - полная автоматизация навыка.

Критерием автоматизации навыка является быстрое, точное и стереотипное выполнение его сразу после первой команды дрессировщика (независимо от окружающей обстановки).

На этапе окончательной автоматизации навыка значение команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и начинает играть решающую роль в управлении поведением собаки. Это, по-видимому, происходит за счёт обеднений функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение функциональной системы связано с окончательным выбором собакой наиболее эффективной программы поведения, что обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии окончательной автоматизации навыка из структуры функциональной системы навыка, на начальном этапе его реализации, практически выпадает стадия принятия решения (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в принятии какого то ни было решения, так как лишь одна из программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и результата), а все остальные оказывались крайне неэффективными (так как либо вообще не подкреплялись дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными воздействиями).

Автоматизация навыка достигается следующими методическими приёмами.

а) Вероятностная схема положительных подкрепляющих воздействий с постепенным снижением их относительного количества от этапа к этапу формирования навыка.

б) Постепенная замена базовых подкреплений (на основе которых формировался навык, например пищевых) на не основные положительные подкрепляющие воздействия (различные варианты ласки, игры и т.п.) и на условные положительные воздействия (типа «Хорошо»).

в) Применение «контрастного» метода дрессировки (своевременного чередования отрицательных подкрепляющих воздействий с положительными), основной целью которого является создание помимо основной мотивации, на базе которой изначально формируется навык (пищевой или игровой), дополнительной мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суть метода заключается в том, что в определённый момент времени за счёт целенаправленных воздействий со стороны дрессировщика мотивация избегания становится доминирующей, после чего её вновь сменяет базовая.

г) Введение постепенного и последовательного усиления отрицательных подкрепляющих воздействий со стороны дрессировщика при одновременном уменьшении их количества. Этот методический приём при водит к возрастанию контраста между положительными и отрицательными подкрепляющими воздействиями и практически к изменению взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. При этом мотивация активного избегания собакой неприятных воздействий со стороны дрессировщика приобретает яркую социальную окраску и фактически трансформируется в поведении подчинения дрессировщику как вожаку (если она раньше на воспринимала дрессировщика как вожака) с появлением характерных поз подчинения. Это приводит также к тому, что происходит уточнение границ ролевых функций собаки в рамках отрабатываемого навыка и по отношению к дрессировщику.

д) Поэтапное увеличение требовательности к чистоте и точности исполняемого навыка (то есть соблюдение этапных границ его выполнения).

Это приводит к тому, что коренным образом перестраиваются отношения в диаде «человек-собака». В начале процесса формирования навыка устойчивость, основанная на взаимной заинтересованности друг в друге, была обусловлена со стороны собаки желанием в пище или игре, а со стороны дрессировщика заинтересованность в выполнении собакой определённого навыка.

Приведённая выше схема дрессировки коренным образом меняет эти отношения, у собаки и дрессировщика появляется взаимный интерес к «правильной» работе. Это объясняется тем, что в их отношениях совместной деятельностью посредством доставления друг другу положительных эмоций, которые в дальнейшем в значительной степени определяет устойчивость диады «дрессировщик-собака».

Таким образом, на данном этапе дрессировки для собаки, по-видимому, основным результатом, на который направлено её поведение, становится позитивно-эмоциональный результат, получаемый через социальный контакт с дрессировщиком на уровне эмоционального общения с ним. Другим, по-видимому, не менее важным результатом для собаки является получение ею позитивно-эмоционального подкрепляющего результата за счёт постоянного соответствия сличаемых программ - реализуемой и программируемой, - и, вследствие этого, само по себе безошибочное выполнение действия (навыка) начинает выполнять функцию подкрепления. Говоря другими словами, правильное выполнение собакой отработанного навыка доставляет собаке такую же радость, как если бы она за него получила пищевое или игровое подкрепление со стороны дрессировщика.

Приведём пример с формированием простого навыка у собаки - посадки по команде «Сидеть».

Соблюдая принцип «обеднение среды», обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмём собаку на поводок и расположим её перед собой. Подавая команду «Сидеть», мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу животного зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснётся носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и, если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получит порцию пищи, «условное подкрепление» - «Хорошо» и ласку. Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды «Сидеть». Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении некоторое время. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей мы будем не только посадку собаки после команды «Сидеть», но и выдержку её в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приёма команды «Гуляй» (или какой-либо другой команды, например «Рядом»). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды «Сидеть» (желательно одной) и выдержка её в таком положении вплоть до отмены команды.

Теперь нашей главной задачей будет понятно объяснить собаке свои требования. Для этого, как только собака после команды «Сидеть» примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять: «Хорошо», «Хорошо» и т.д., что означает в нашем с собакой «языке»: «Делаешь правильно». Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем её действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкреплением «Хорошо». Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же дадим команду «Сидеть», а если она не сядет сама, усадим её с помощью поводка насильно. Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - «Хорошо» (делаешь правильно), но реального подкрепления (кусочка пищи) сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении «сидеть». Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде «Сидеть», так как за это получает кусочек пищи (положительное подкрепляющее воздействие), и находиться некоторое время в этом положении (за что она тоже получает подкрепление - пищу), и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это её ругают (условное отрицательное подкрепляющее воздействие) и, воздействуют поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие), да при этом пищу не дают.

Вот таким или примерно таким образом происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы «языка» общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приёма, используются элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем технических средств).

Итак, мы завершили этап взаимных объяснений, на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплён навык посадки после команды «Сидеть». Однако если мы посчитаем, что навык уже отработан и подготовленную таким образом собаку поместим в незнакомую обстановку, насыщенную отвлекающими факторами, и попытаемся посадить её по команде, по-видимому, это у нас не получится. Собака вместо посадке после команды «Сидеть», скорее всего, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти либо в игровое, либо в оборонительное поведение.

Чтобы избежать подобных сбоев, на следующие этапе - «автоматизация навыка», - продолжая работу в условиях обеднённой обстановки, постепенно с помощью воздействий поводка мы вводим более жёсткий контроль за соблюдением собакой грани сформированного навыка. Например, если на этапе «взаимных объяснений» собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на этом этапе мы добиваемся от неё устойчивой посадки независимо от нашего месторасположения. При этом значительно возрастает темп работы (команду «Сидеть» подаём своевременно, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро) и, кроме того, максимально стереотипизируются производимые нами действия. То есть, быстро перемещаясь по дрессировочной площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встаёт, заваливает набок передние ноги и т.д.), и незамедлительно поправляем её, воздействуя поводком. В том же случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем её правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие «Хорошо», кусочки пищи и ласку, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть максимально однообразны.

Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный. Для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это побуждает её вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки. Так же постепенно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т.д.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий плавно увеличиваем.

После того как мы добились от собаки чёткого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обеднённой дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложнённых условиях: в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Делать это следует постепенно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей собаке индифферентно, и т.д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и чёткого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки в положении сидя, дальность ухода от собаки и т.д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго регламентировать. Так как в зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность нервной системы не беспредельна, то нагрузку необходимо ограничивать. Собака всегда, вне зависимости от внешних условий, чётко и быстро должна выполнять навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого снимается поводок и с собакой продолжают работать без поводка. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие «Хорошо» применяется все реже и реже, а затем заменяется просто молчание дрессировщика. автора Котенкова Е В

Стадия формирования доминирующей мотивации 1. Излишне быстрое обогащение среды, в условиях которой происходят занятия с собакой (особенно на начальных этапах обучения), способствует сталкиванию мотивационных возбуждений, что не даёт возможности полноценно

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

5 Этапы возрастного развития среднеазиатской овчарки Предваряя главу, где подробно описаны особенности воспитания и дрессировки среднеазиатской овчарки, необходимо ознакомиться с особенностями каждой возрастной категории щенков этой породы. Говоря о воспитании

Из книги Спаниели автора Куропаткина Марина Владимировна

Этапы возрастного развития спаниеля Воспитание собаки охотничьей породы, подразумевает выполнение владельцем определенных программ занятий с ней, соответствующих возрастным особенностям развития животного. Конечно, вашей целью должно стать не только обучение

Из книги Гриффоны автора Сергиенко Юлия

Этапы развития собаки Все щенки в период своего взросления проходят несколько этапов развития. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.Первые 2 нед жизни щенка называются периодом

Из книги Ротвейлеры автора Сухинина Наталья Михайловна

Этапы возрастного развития ротвейлера Говоря о воспитании служебной собаки, подразумевают выполнение хозяином определенных программ занятий с ней в соответствии с возрастными особенностями развития животного. Разумеется, целью должно стать не только обучение

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

Из книги Все о голубях автора Бондаренко Светлана Петровна

Недостаточность формирования скорлупы яиц Заболевание связано с нарушением обмена веществ, в первую очередь минерального питания, и отсутствием витамина D; который влияет на формирование скорлупы. Снесение яиц без скорлупы или с мягкой скорлупой часто зависит от

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Из книги Мыши автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Общие принципы кормления Кормление играет очень важную роль в жизни и развитии животных. Декоративные мыши практически всеядны, поэтому особых трудностей, связанных с кормлением, не будет. Можно давать зверькам пищу и со своего стола. Главное правило – разнообразие

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

Из книги Кожа и шерстный покров собаки. Научный, ветеринарный и косметологический аспекты автора Сотская Мария Николаевна

Из книги автора

Из книги автора

Этапы ухода за шерстью Процедура ухода за шерстью собаки включает в себя ряд последовательных

Обучение собаки навыкам ОКД

Основная причина всех недоразумений между собакой и человеком заключается в различии их законов.

Что ни говорите, а собака по своей сути продолжает оставаться волком и, как ей и положено, свято чтит законы, известные всем псовым.

И первый из этих законов – «Подчиняйся вожаку!». Без этого любая дрессировка теряет смысл.

И правда, что с того, если собака выполняет команды «Сидеть» и «Лежать», но при этом не подпускает хозяина к миске с едой?

Такая собака в семье подобна бомбе замедленного действия: никогда не знаешь, в какой момент она посчитает действия хозяина «превышением» полномочий, и как именно она на них отреагирует.

И, что самое главное, по-своему собака будет права. Если владелец не смог правильно и убедительно объяснить собаке закон стаи, она вправе претендовать на место вожака.

После выполнения задачи № 1 – стать вожаком – необходимо решить задачу № 2 – установить контакт со своей собакой.

Иными словами, вожак должен доказать, что он не только строг, но и справедлив. Используя человеческие определения – собака должна вас любить, быть внимательна к вам и дорожить вашим расположением.

Если вам удалось решить эти две задачи, то каким бы ни был уровень обучения собаки, серьезных проблем вам уже удалось избежать.

Для облегчения решения этих двух задач есть несколько бытовых советов.

Не позволяйте своему псу одерживать победы в играх с вами. Трудно сказать точно, откуда взялось неверное утверждение обратного, кочующее из книги в книгу, но вреда оно принесло уже более чем достаточно.

Вы не должны лишать свою собаку инициативы, но победителем всегда должен быть вожак!

Как можно больше времени проводите со своим щенком и четко дозируйте наказание за непослушание .

Если ваш шлепок газетой «по попе» не возымел действия, не раздумывая прибегните к более веским аргументам.

Обращайтесь со своей собакой как можно контрастнее !

Четкое соответствие интонации, мимики и пластики тем задачам, которые вы решаете, позволяет собаке легко понять вас. Проще говоря, похвала должна быть похвалой, требование – требованием, а наказание – наказанием! Это, на первый взгляд, простое требование у многих владельцев почему-то вызывает наибольшие сложности.

Добивайтесь того, чтобы вы могли спокойно вынуть пищу из пасти собаки . При этом собака должна вам верить, то есть знать, что вы не отнимаете у нее пищу и что она через некоторое время все равно достанется ей.

1. Движение рядом с дрессировщиком (команда «Рядом!») Кроме того, что это умение действительно является необходимым в повседневной жизни, оно еще и база, на которой строится все дальнейшее обучение.

Движение рядом с дрессировщиком

Для достижения результата вам необходимо освоить самое первое и самое главное умение – делать правильный рывок поводком .

Самое главное – строго соблюдать последовательность действий и освоить технику рывка.

– Команда «Рядом!» должна на мгновение опережать рывок поводком.

– Рывок поводком должен быть максимально резким, то есть коротким.

Вербальный смысл команды значения не имеет, то есть собственно команда может звучать как угодно (например, «Вместе» или «Тут»).

Но звуковая команда обязательно должна произноситься уверенно, требовательно и отрывисто. После нее мгновенно следует рывок поводком, конечной целью имеющий нанесение неожиданного для собаки удара ошейником по шее.

К сожалению, большинство владельцев стараются натянуть поводок, не позволяя собаке отстать, уйти в сторону или вперед. Это – грубейшая ошибка, в результате которой движение требует от владельца максимального напряжения всех физических сил и превращается в пытку; собака же, лишенная возможности ошибиться, пытается преодолеть помеху, то есть начинает тянуть еще сильнее.

Представьте себе ситуацию, когда перед вами дверь, открывающаяся «от вас». С другой стороны к ней прислонился человек, задача которого – не дать ее открыть.

Если вы начнете давить на дверь, постепенно увеличивая усилия, то человек с противоположной стороны лишь сильнее будет сопротивляться. Зато если вы неожиданно толкнете ее резко и не очень сильно – он отлетит от двери еще до того, как начнет сопротивляться.

Именно к этому и сводится умение делать рывок поводком.

Практика показывает, что миниатюрные девушки прекрасно управляются даже со свирепыми и мощными кавказцами, если только им удается овладеть техникой рывка.

На практике все это выглядит следующим образом: подав команду голосом, владелец делает резкий рывок поводком и начинает движение. Левой рукой он обхватывает поводок (желательно – круглый, плетеный, кожаный, не режущий и не обжигающий ладонь) так, чтобы мизинец находился внизу сантиметрах в 30–40 от карабина, правой придерживая конец поводка.

Все время, пока собака движется рядом, владелец не вмешивается, но как только поводок натягивается (карабин начинает приходить в вертикальное положение), владелец мгновенно подает команду и совершает описанное выше действие. После этого сразу же следует похвала.

Постепенно необходимость в поводке отпадает и управление ведется только голосом (начало движения, изменение темпа, повороты и остановки).

На следующем этапе поводок выпускается из рук, но остается пристегнутым. И, наконец, отстегивается.

Для темпераментных собак допустимо, а иногда полезно и даже необходимо исследование предметов – игрушек, привлекающих внимание собак (держать в правой руке).

Для «пищевиков» те же манипуляции проделываются с зажатым в кулаке лакомством.

Вообще, дача лакомства как награда за правильное выполнение предъявленных требований полезна во всех случаях (для закрепления – особенно), но если на начальном этапе обучения оно дается собаке за каждое правильное действие, то впоследствии – все реже и реже, пока не отменяется вовсе.

В исключительных случаях для слишком темпераментных или особо упорствующих в нежелании подчиниться вожаку собак применяется парфорс («строгий» ошейник).

Парфорс может быть надет вместе с обыкновенным ошейником (методика двух поводков особенно полезна для собак, страдающих «комплексом отстегнутого поводка», т. е. выходящих из подчинения сразу же после щелчка карабина), или отдельно.

Но постоянно водить собаку на парфорсе – то же самое, что самому все время ходить в футбольных бутсах.

Не следует также забывать и о том, что собаки с низким болевым порогом (малочувствительные к боли – кавказцы, азиаты) очень быстро перестают замечать парфорс.

Абсолютно все программы испытаний и соревнований требуют, чтобы собака двигалась рядом слева (у левой ноги) от хозяина. Строго говоря, это всего лишь отголосок военного назначения служебного собаководства: правая рука должна оставаться свободной, чтобы держать оружие.

На самом же деле, в городе собаку удобнее водить как раз справа: тогда хозяин оказывается между собакой и идущими навстречу прохожими (движение-то у нас правостороннее!), а собаки, главным образом кобели, получают возможность метить территорию, не перебегая перед хозяином и прохожими дорогу. Движения у левой ноги должны неукоснительно придерживаться лишь владельцы выставочных собак, поскольку в рингах движение происходит против часовой стрелки, а собака должна находиться со стороны эксперта, всегда стоящего в центре ринга.

При обучении собаки движению по команде «Рядом!» следует помнить, что:

– нельзя всю прогулку превращать в движение по команде «Рядом!»;

– рывок нужно делать только провисшим поводком, ни в коем случае не подтягивая его перед рывком;

– повороты необходимо совершать, подав команду за шаг до поворота, а сам поворот – на «удобной ноге»: левый – на правой ноге, правый – на левой;

– при развороте на 180° в движении желательно сразу после разворота немного ускориться с тем, чтобы собака привыкала догонять вас – пристраиваться к ноге как можно быстрее;

– сам поворот кругом можно совершать как в одном направлении с собакой, так и навстречу.

Схема поворотов кругом (180°)

Кавказские, азиатские овчарки, тяжелые молоссы, как правило, двигаются с небольшим отставанием: не плечо на уровне ноги хозяина, а голова на уровне ноги;

Работа по команде «Рядом!» на месте выполняется точно так же, как в движении, и является всего лишь более простым вариантом упражнения;

В отличие от западных систем экзаменации, в ОКД разрешается применение жеста «Рядом!» – похлопывание ладонью по бедру (одновременно с голосовой командой);

Лакомство – не повседневная пища;

Награда лакомством – вкусопоощрительный метод дрессировки, а пищевой метод – это когда весь дневной рацион собака получает в процессе дрессировки.

2. Показ зубов и отношение к наморднику (команда «Зубы») К сожалению, очень многие владельцы собак недооценивают значение этих элементов в подготовке своей собаки. На самом же деле их значение переоценить трудно.

Только вполне подчиненная хозяину собака может позволить ему проделывать любые, пускай даже неприятные или болезненные манипуляции с ее челюстями.

А ведь такая необходимость может возникнуть в любую секунду: вытащить из пасти подобранную гадость или извлечь застрявший между зубами осколок кости или щепку.

Поэтому со щенячьего возраста необходимо приучать собаку к такой процедуре. Поглаживая одной рукой под нижней челюстью и ласково разговаривая с собакой, второй рукой начните оглаживать собаку от носа к глазам. Затем легко большим и указательным пальцами приподнимите верхнюю губу собаки с двух сторон от мочки носа.

Демонстрация зубов

Сделать это нужно быстро! Запускать пальцы под губы и прикладывать усилия нельзя!

Сами по себе такие действия очень просты и воспринимаются собаками вполне спокойно. Это и есть показ прикуса – типа смыкания резцов.

Затем спокойно с двух сторон разведите верхнюю и нижнюю губы, демонстрируя комплектность, то есть наличие у вашей собаки всех нужных зубов.

В большинстве случаев владельцев подводит нервозность, они суетятся и делают собаке неприятно. В ответ она начинает крутить головой, вырываться, а порой и огрызаться.

Схема выполнения этого «упражнения» следующая:

Каждый владелец должен взять за правило ежедневно по несколько раз в день «залезать в пасть» своей собаке: проводить пальцами по зубам, слегка оттягивать нижнюю челюсть, имитировать вытряхивание предмета из пасти, вкладывать и вынимать пищу и т. д.

Все это поможет добиться от собаки максимального подчинения, установить с ней хороший контакт, правильные взаимоотношения и успешно демонстрировать ее на выставках.

В случае, если собака пытается оказывать владельцу сопротивление, ей немедленно надо напомнить о том, кто является вожаком стаи.

Схема его действий должна быть всегда неизменна:

Не менее важно умение собаки спокойно позволять надевать на себя намордник и находиться в нем как угодно долго, не предпринимая попыток его снять.

Находясь в людных местах или в общественном транспорте вместе с собакой, вы просто не сможете обойтись без этого умения. Окружающие вас люди, а главное, закон, требуют соблюдения требования: собака любой породы в общественном месте должна быть в наморднике.

Приучить собаку к наморднику достаточно просто: положите в «корзину» намордника кусочек лакомства и разрешите собаке его достать. Так в течение 1–2 дней вы приучите ее саму засовывать голову в намордник; более того, вы закрепите у собаки положительные эмоции – понимание того, что надевание намордника не является наказанием. А это – самое главное!

Старайтесь в первое время надевать намордник перед чем-то приятным для собаки. Например, перед прогулкой.

Если иметь в виду рабочую карьеру собаки, то умение демонстрировать зубы (помимо выставок) и работать в наморднике проверяются в программах «Собака сопровождения» и «Охранная собака».

Вы также должны иметь в виду то обстоятельство, что правильно обученная собака, находясь в наморднике, вполне способна отправить человека в глубокий нокаут, не нанося ему при этом увечий.

3. Отношение к выстрелу

И ОКД, и другие системы обучения, тестирование собак, и правила соревнований навязывают одну-единственную модель проверки крепости нервной системы собаки – посредством выстрела. Более того, требуют исключительно безразличного (индеферентного) отношения к выстрелу.

Давайте попробуем вместе разобраться в этом положении ОКД. Речь идет о том, что собака с крепкой нервной системой (уравновешенная) не должна бояться резкого звука, вздрагивать, оглядываться и, главное, прекращать работу. Если речь идет просто о резком и громком, неожиданном для собаки звуке (клаксон автомобиля, удар по пустой металлической бочке, хлопок и т. п.), то такая проверка не вызывает возражений. Но выстрел – категория особая.

Требование не реагировать на звук выстрела в отношении служебных собак объясняется просто: в условиях боевых действий собака не должна отвлекаться на стрельбу. Это тем более верно, когда во время боевой операции (военной, милицейской – не важно) огонь ведут коллеги кинолога по подразделению.

Занимаясь подготовкой собаки к такому испытанию, следует помнить следующее:

– никогда не экспериментируйте со своей собакой, а лучше всего – доверьтесь профессионалам;

– никогда не стреляйте недалеко от собаки, тем более – в закрытых помещениях;

– избегайте салютов и «народных гуляний», где неожиданно рядом с собакой может разорваться петарда;

– проверку производите с расстояния 80–100 шагов, приближаясь постепенно на 3–5 шагов с каждым выстрелом;

– никогда не слушайте опытного соседа.

Если же собака боится выстрела, то эта боязнь может быть наследственной или приобретенной. В первом случае за успех коррекции поручиться не сможет никто, во втором – шансов на успех больше.

В любом случае подобную коррекцию должен производить профессионал. Есть две наиболее распространенные методики: вытеснение другим раздражителем и привыкание (звукозапись и др.).

Проверка отношения к выстрелу производится на любом этапе ОКД.

4. Укладка, усадка, стойка

Обучение собаки этим «командам» происходит поэтапно: сначала у ноги, затем – в шаге перед собакой, и лишь потом расстояние постепенно увеличивается.

Для того чтобы на экзамене собака уверенно работала на требуемом расстоянии, на тренировках оно должно быть в 1,5–2 раза больше. Эта часть ОКД самая простая, но в то же время именно во время работы на расстоянии собаки набирают наибольшее количество штрафов.

Команда «Сидеть!» отрабатывается по одному из следующих методических вариантов: с применением контрастного метода или с применением вкусопоощрительного метода.

Контрастный метод – это последовательное применение механического и вкусопоощрительного методов. Подав команду «Сидеть!», владелец совершает рывок поводком в направлении «назад-немного вниз». Если действия не возымели желаемого результата, при повторной команде голосом хозяин быстро надавливает на круп собаки, вынуждая ее сесть.

Команда «Сидеть!» подается не более 2-х раз. После этого незамедлительно следует похвала, подкрепленная лакомством. Иногда очень эффективно для упорствующих собак проделать следующее: подав команду, дрессировщик носком правой ноги (левая – опорная) совершает тычок сверху по крупу собаки.

В таком варианте собака не может понять природу неприятного воздействия и даже не всегда связывает его с владельцем. Команда «Сидеть!» настолько проста, что почти всегда достаточно показать собаке кусочек лакомства, зажатый в руке, и завести его чуть-чуть за голову собаки, чтобы она села. Не изменив положения, она потеряет из виду лакомство, а именно этого ей не хочется больше всего.

Команда «Стоять!» выполняется по той же схеме, только рывок производится под углом 45° в направлении «вперед-наверх». При этом желательно свободной рукой зафиксировать собаку, закрепляя команду приятными ощущениями – поглаживанием или почесыванием живота.

Если собака настойчиво пытается садиться, то можно прибегнуть к помощи второго поводка, заведенного собаке под пах. Для невысоких собак эффективно подставливание ноги (пятка на земле – носок вверх) под животом у собаки.

Усаживание собаки

Лакомство (при его применении) показывается дрессировщиком перед мордой у собаки.

Точно так же рука с лакомством вытягивается «вперед-вниз» при отработке укладки. Но все же наиболее эффективный метод – рывок поводка «вниз-вперед».

Если собака не соглашается выполнить требование или не понимает его, нужно прибегнуть к надавливанию на холку или вытягиванию («подбиванию») передних лап.

Практика показывает, что только укладка собаки может вызывать у владельцев сложности. Как правило, собаки усваивают эти команды в процессе домашнего воспитания.

Освоив данные команды у левой ноги, нужно научить собаку выполнять их на расстоянии.

Делать это нужно, постоянно увеличивая расстояние и отодвигаясь от собаки «лицом к ней».

Здесь очень важно не торопиться и соблюдать «золотое» правило трех «П» – постепенность, последовательность, постоянство.

Кроме того, в этой части работы первостепенное значение приобретают следующие жесты:

– сидеть – согнутая в локте рука, ладонь повернуты к собаке и подняты на уровень плеча;

– стоять – вытянутая открытой ладонью вверх рука резко вскидывается от бедра на уровень плеча;

– лежать – вытянутая ладонью вниз на уровень плеча рука резко опускается к бедру.

Основная проблема при работе на расстоянии – перемещение собаки вперед (перемещением считается переставление четырех лап).

Чтобы избежать этого, собаку обучают команде «Место!» и используют несколько «хитростей»:

– работа на длинной привязи;

– помощник, удерживающий собаку на длинном поводке;

– работа в особых условиях, когда собака просто не может продвигаться вперед (возвышенная площадка, очень широкий невысокий бордюр и пр.).

Не имеющие особого прикладного значения (служба не в счет) команды на расстоянии, особенно отданные жестом, прекрасно развивают внимательное отношение собаки к владельцу, без которого невозможно обучить собаку команде «Ко мне!».

5. Подход к дрессировщику

Подход по требованию владельца – абсолютно необходимое в быту умение собаки. К сожалению, именно подзыв по команде вызывает у владельцев наибольшие трудности. Как правило, это происходит по двум причинам – лень владельца и неумение привлечь к себе внимание собаки.

В идеале, собака по первому требованию владельца должна оставить все свои дела и быстро подойти к хозяину.

Для этого он должен выкрикнуть кличку собаки и команду «Ко мне!», подкрепив команду жестом (подняв вытянутую в сторону руку и опустив ее к бедру).

В самом общем виде – владелец должен заключить с собакой своеобразный договор и избежать основных ошибок.

Договор состоит в том, что собаке предоставляется свобода выбора:

– по требованию владельца быстро подбежать к хозяину, получить лакомство или ласку и быстро вернуться к «своим» делам (команда «Гуляй!»);

– не подойти к владельцу, получить подзатыльник и заняться отработкой команды «Рядом!».

Только глупые собаки выбирают второй вариант.

Две самые главные ошибки заключаются в том, что, подав команду «Ко мне!», владелец берет собаку на поводок и ведет домой. Во избежание установления нежелательной связи «команда «Ко мне!» – конец прогулки», необходимо еще 5–10 минут погулять с собакой и лишь затем вести ее домой.

Разозлившись на собаку, долго игнорирующую его призывы, он наказывает наконец-то подошедшую по команде собаку. Так нарушается контакт с ней, а сама собака в дальнейшем будет избегать подхода к хозяину, чтобы уйти от наказания.

Запомните: если вы произнесли команду «Ко мне!», то не можете наказывать подошедшую собаку! Для этого нужно отловить ее молча.

По этапам подзыв отрабатывается так.

Работа на поводке

Подав команду, хозяин производит резкий и сильный рывок поводком и молча пятится от собаки. Если она ошибается – все повторяется, пока собака не подбежит к владельцу, который должен обвести ее вокруг себя (или развернуть к левой ноге) и усадить. После этого желательно поощрить лакомством. Частить с командами, подкрепляя их новым рывком, нельзя.

На этом же этапе подзыв отрабатывается в квартире, где собака подходит с удовольствием (нет раздражителей).

Работа с брошенным на землю поводком . В данном случае поводок выполняет роль якоря, облегчающего при необходимости отлов собаки.

Работа с отстегнутым поводком на закрытой территории. Подзыв с места без поводка .

Работа в свободном состоянии

Не следует забывать о том, что очень полезны «общеизвестные» вещи: игра в прятки в безопасном месте; удерживание собаки дрессировщиком, не позволяющим убежать к зовущему хозяину, и т. д.

К сожалению, в условиях той же площадки нельзя отрабатывать подзыв в полном объеме – тут требуется только самостоятельная работа владельца. Ее нельзя никому перепоручить: даже если собака безотказно подходит к дрессировщику, это вовсе не значит, что она будет подходить к владельцу.

Для желающих добиться быстрого результата рекомендуется в течение 30–40 дней (с подрощенной собакой) выполнять 40–50 подзывов ежедневно.

Но необходимо всегда помнить о так называемой «погрешности подзыва», объясняющейся тем простым обстоятельством, что собака – живое существо. Излишняя самонадеянность может доставить особые неприятности в работе с «серьезными» собаками: кавказцами, азиатами, стафами, ротвейлерами.

6. Возвращение на место

Этот элемент предполагает, как минимум, понимание собакой команды «Место!».

Принципиально команда имеет как бы два значения: собственно место собаки в доме и любое место, указанное владельцем-дрессировщиком.

Хочется сказать о двусмысленности прикладного значения такого умения. С одной стороны, оно совершенно необходимо в быту, с другой – провоцирует владельцев, чьи собаки «знают место», на совершение действий, которые могут иметь самые тяжелые последствия. Нет ничего хуже, чем оставить охранную собаку лежать на месте, когда в доме гость.

Для последнего все превращается в пытку, а собака любое его движение может неправильно истолковать.

Еще хуже – оставлять по команде «Место!» собаку без намордника под магазином. Это – грубейшее нарушение действующих «Правил содержания собак в городе» (или аналогичных им документов) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Саму команду «Место!» можно объяснить одним словом – выдержка. Здесь от владельца требуется «усидчивость» и спокойствие. Собаке необходимо объяснить, что после того, как прозвучала команда, только в этом единственном месте ей гарантируется безопасность; более того – вожак будет непреклонен, если она нарушит закон, но будет ласков и щедр, если она его соблюдет.

На первом этапе обучения нужно терпеливо находиться возле собаки, лаская ее и давая лакомство, но решительно пресекая попытки сойти с места.

На улице полезно, усадив или уложив собаку и подав команду «Место!», не выпуская поводок из рук, двигаться вокруг нее, тут же поправляя в случае ошибки и постепенно увеличивая радиус. Затем полезно поработать с помощником, заходя собаке за спину и постоянно увеличивая время выдержки. Главное – не торопиться!

Если рассматривать требуемый в ОКД комплекс «место– подзыв – возвращение на место», то есть одно упражнение, которое считается одним из главных в обучении собак, поскольку оно решает сразу несколько первостепеннейших задач – шлифовку контакта, положительные эмоции, связанные с командами владельца, и закрепление ряда навыков и умений.

Упражнение заключается в следующем.

В квартире или частном доме хозяин укладывает собаку на место и некоторое время находится рядом с ней, лаская и давая лакомство. Затем, подав команду «Место!», отходит так, чтобы собака его не видела – за угол или в другую комнату. Выдержав короткую паузу, зовет собаку. В подобной ситуации команду «Ко мне!» она воспринимает как освобождение от команды «Место!» и с удовольствием бежит к хозяину, где и получает лакомство.

В то же время помощник кладет на «место» кусочки лакомства, а хозяин, подав команду «Место!» и указав в его направлении рукой, держа за ошейник, быстро отводит туда собаку, где позволяет съесть найденное лакомство.

Впоследствии собака сама с удовольствием будет бежать на место в надежде обнаружить там лакомство (и периодически обнаруживая!).

Затем процедура повторяется на улице, через некоторое время то же проделывается без помощника.

Само «место» нужно обозначать поводком или любым удобным предметом.

7. Подача предмета (апортировка)

Это – умение подносить предметы владельцу и отдавать их. Большинство собак служебных пород с удовольствием бегают за брошенными предметами, и главное здесь – не превратить все в игру до такой степени, чтобы собака предлагала хозяину побороться за предмет.

Будет нечестно умолчать о том, что для охранных собак любовь к апортировке не только нежелательна, но и вредна.

Плохо выражен апортировочный рефлекс у кавказских и среднеазиатских овчарок, у ряда пастушьих и охранно-сторожевых собак, что естественно, поскольку апортировка напрямую связана с понятием «добычи», а у названных пород собак оно приглушено или неразвито.

Обучение апортировке следует начинать с удерживания предмета в пасти, исключив игру (пожевывание и пр.) с ним посредством наказания.

Работа на поводке позволит добиться подхода собаки с апортом в пасти, а рывок поводком – вынудить собаку безропотно отдавать предмет по команде «Дай!»

Отбирать предмет нужно, меняя его на лакомство.

На рефлексе апортировки базируется большинство спортивных программ обучения. Необходимо это умение и служебным собакам ряда специальностей.

Желательно, чтобы обучение подноске предмета проводил специалист, способный учесть индивидуальные особенности собаки. Темпераментных собак сложно заставить находиться у ноги дрессировщика, когда предмет уже заброшен. Флегматичных, наоборот, трудно заставить быстро бежать и подносить предмет. Здесь очень важно не переусердствовать, и помощь профессионала никогда не повредит, поскольку неумение выполнять апортировку не позволит сдать экзамен по ОКД, а неспособность к апортировке сделает жизнь с собакой просто невыносимой.

8. Преодоление препятствий

В данном случае без специально оборудованной площадки и помощи инструктора уже не обойтись.

Любопытно, что ни в одном курсе обучения собак (аджилити – не в счет, это больше игровое шоу, чем дрессировка) нет такого количества всевозможных снарядов, как в ОКД. В результате пренебрежения этими упражнениями для многих собак перепрыгнуть через канаву, перейти речушку по кладке или просто подняться по неудобной лестнице на даче на второй этаж – неразрешимая задача.

Эта команда является основным «тормозом», позволяющим корректировать поведение и действия собаки. Иногда она характеризуется и практикуется как «прекращение нежелательных действий».

Излишнее рвение в игре и порча предметов, несанкционированная атака и подбирание с земли, охота на птиц и кошек, желание подраться, лай без причины и многое-многое другое регулируется именно этой командой.

Как правило, вокализация команды звучит как «Фу!». И это настолько вошло в привычку, что даже никогда не имевший собаки человек в случае чего инстинктивно кричит «Фу!». К сожалению, многие собаки настолько «зафуканы» владельцами, что выполняют команду независимо от того, кто ее подал – хозяин или противник.

На таком основании многие специалисты запрещают владельцам пользоваться этим словом, заменяя его любым другим («Нельзя», «Табу»), а иногда взаимозаменяя «Фас!» и «Фу!».

И это очень верно, поскольку охранные и защитные возможности собак ни в коем случае не должны страдать.

Схема отработки запрещающей команды предельно проста: требование – наказание, но очень важно соблюсти меру. Самая большая опасность – опытные соседи-собаководы. Они в считанные секунды отучат собаку брать лакомство после запрета, да так хорошо, что он на всю жизнь останется перепуганным неврастеником. Точно так же недопустим и противоположный вариант, когда собака не способна различить наказание и дружеское похлопывание. Помимо безрезультатности этих действий, они еще и подталкивают собаку к выводу, что вожак слабый.

Обучение запрещающей команде лучше всего проводить при помощи рывка поводком. Очень эффективны «летающие предметы», которые могут наказать собаку в ситуации, когда она уверена в собственной безопасности (недосягаемости). Лучше всего для указанных целей подходит металлическая цепочка (изобретение русских псарей), незаметно и точно брошенная в собаку. Кроме всего прочего, она еще и поднимает авторитет вожака.

Из книги автора

Из книги автора

Обучение в широком смысле целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный, педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения системой научного знания и способами деятельности, формирования научной картины

Из книги автора

Формирующее обучение стратегия обучения, предполагающая такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором идет целенаправленное влияние на умственное развитие ребенка и осознанное, четко спланированное управление ходом усвоения знаний, умений и

Из книги автора

Воспитание и обучение взрослой собаки

Из книги автора

Обучение Самообучение при большом запасе энергии и времени позволяет глубоко изучить любую область знаний. С случае нехватки того или другого целесообразно обратиться за знаниями к специалистам. Полученные от специалистов знания окупаются достаточно быстро, особенно

Навык проявление лая (голоса) необходим для обозначения места обнаружения тяжелых, подвешенных предметов или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте, как сигнал о местонахождении собаки во время дрессировки выполнения службы, а также при выполнении других специальных служебных задач. Для караульных собак навык самостоятельного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из основных.

Безусловные раздражители - лакомство, апортировочный предмет, помощник, поглаживание.

Навык вырабатывают на основе пищевой, активно-оборонительной реакций, а также навыка апортировки. Можно использовать рефлекс подражания.

Прием вводится после выработки навыка садиться, ложиться. Основной метод дрессировки - вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Условные рефлексы на команду и жест вырабатываются одновременно. При выработке этого навыка учитывается природная способность собаки проявлять лай в состоянии возбуждения на какие-либо раздражители. Наиболее распространенными являются способы вызова лая (голоса) у собак на пищу (лакомство), апортировочный предмет, помощника и на подражание другой собаке.

Вызов лая на пищу (лакомство). Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает поводок на землю и наступает на него ногой так, чтобы можно было ограничить подпрыгивание собаки. Затем, взяв в правую руку лакомство, помахивает им перед собакой и возбуждает ее до проявления лая, одновременно произнося команду «Голос!». Как только собака залает, дает ей лакомство. Движение руки с лакомством перед собакой должно походить на жест. Условный рефлекс быстрее вырабатывается при дрессировке голодной или полуголодной собаки. Упражнение можно выполнять во время кормления собаки. Кормушку с пищей дрессировщик ставит так, чтобы собака не могла достать ее. Собака возбуждается и начинает прыгать, визжать или лаять. В этот момент дрессировщик произносит команду «Голос!», и как только собака активно залает, дает пищу, повторяя команды «Хорошо!», «Голос!» (рис. 9).

Вызов лая на апортировочный предмет. У собак, заинтересованных в апортировке, условный рефлекс на команду «Голос!» вырабатывают путем возбуждения их на апортировочный предмет. Дрессировщик использует высокоподнятый предмет. Стараясь его достать, собака обычно возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения дрессировщик произносит команду «Голос!». Как только она залает, дрессировщик дает ей апортировочный предмет. Затем забирает его и дает лакомство.

Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не проявляющих лай на лакомство и апортировочный предмет.

Собаку привязывают или удерживают на поводке. Помощник, приближаясь к собаке, своими движениями воздуждает ее до проявления лая. В момент ее возбуждения дрессировщик произносит команду «Голос!» и когда собака залает, поощряет ее поглаживанием и лакомством.

По мере формирования у собаки условного рефлекса на команду и жест лакомство дают реже, собаку поощряют только поглаживанием и словом «Хорошо!».

Вызов лая методом подражания. Подбирают двух собак, спокойно относящихся друг к другу, одна из них должна активно подавать голос. Оба дрессировщика одновременно подают команду «Голос!». Активный лай подготовленной собаки, как правило, вызывает у неподготовленной собаки проявление лая. Как только собака начинает лаять, дрессировщик, повторяя команду «Голос!», поощряет ее лакомством. После отдыха в течение 2-3 мин упражнение повторяется.

Голосовую реакцию (подачу голоса) у собаки можно выработать и методом ухода от собаки. У собак с хорошей привязанностью к дрессировщику, как правило, при его уходе проявляется голосовая реакция. Поэтому, отходя от собаки, дрессировщик подает команду «Голос!», и как только собака начинает лаять, подает команду «Голос!», «Хорошо!», затем подходит и поощряет собаку лакомством, играет с ней. После выгуливания упражнение повторяют.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде дрессировщика активно подает голос.

В последующем вводятся и параллельно отрабатываются следующие усложнения: постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой; управляют собакой по команде или жесту; вызов лая при различных положениях дрессировщика и собаки; приучение собаки к обозначению (облаиванию) вещей; подача голоса при наличии различных отвлекающих раздражителей; управление собакой без поводка; приучение собаки к облаиванию задержанного человека в присутствии и отсутствии дрессировщика (владельца); совершенствование навыка в ходе специальной дрессировки.

Упражнение выполняют таким образом: при обыске местности, работе по запаховому следу помощник оставляет на участке (на следу) предметы, которые собака не в состоянии поднять или достать. Когда собака обнаружит их, дрессировщик по команде или жесту вызывает у нее лай. Кроме того, и сам помощник периодически укрывается в местах, недоступных для собаки (на дереве, за высоким препятствием и т. д.). При обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик провоцирует у собаки лай (голос) командой или жестом. Если собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая. Упражнение заканчивается дачей лакомства или предоставлением собаке возможности «потрепать» помощника. При повторении подобных упражнений постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой.

Навык считают выработанным, если собака из любого положения при любой обстановке по первой команде или жесту на удаление 15 м от дрессировщика громко лает, а также самостоятельно облаивает обнаруженный предмет или помощника в недоступных для нее местах.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

  • Увлечение лаем, в результате чего собака привыкает лаять во всех случаях сильного возбуждения.
  • Вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не проявляет лая в других случаях.
  • Приучение собаки подавать голос с применением механических раздражителей, причиняющих боль.
  • Многократное повторение команды до проявления лая, ввиду чего собака на первую команду не реагирует.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:

Первая стадия выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определённый условный раздражитель (звуковую команду, жест). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечётко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.
Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде "Ко мне!" дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и лёгкую его выработку.

Третья стадия состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, то есть при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

В результате дрессировки, то есть наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определённую систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к "программированию" своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждёт, когда он возьмет его). Чем прочнее динамические стереотипы, тем надёжнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности ("Стоять!", "Сидеть!", "Лежать!"), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определённую последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий. При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приёмами дрессировки. Общие приёмы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления её поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определённых целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей. Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от -15 до +20°С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или плёнки. При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, с учетом анализа поведения, состояния её организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить её от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным её содержание в квартирных условиях. Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика. Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду "Рядом!" (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведёт к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время. Часто владелец недоумевает, почему собака, всё делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, то есть навык не отработан до автоматизма.