Поддержание постоянной температуры тела презентация. Терморегуляция организма

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л Я Г Ч Е Й К Ш У Ц Р Е А З А Я В В О Б А Б Ь А Ч К А М У Р

Тема «Терморегуляция организма. Закаливание

Мы узнаем: Сущность и способы терморегуляции, ее рефлекторные механизмы; Механизм закаливания и способы закаливания; Как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах и переохлаждении.

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?

Терморегуляция - это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме. Прием пищи Мышечная работа «холодная дрожь» Образование тепла Отдача тепла Испарение Теплообмен теплоизлучение

Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами кожи. Заполните таблицу: Температура Окружающей среды Кровеносные Сосуды кожи Температура кожи теплоотдача

Опыт доктора Ч.Блэгдена Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126 без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Условия терморегуляции Благоприятствующие Сухой воздух. Умеренная температура среды. Чистота кожи. - Правильно подобранная одежда Затрудняющие Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. - Воздухонепроница-емая, слишком холодная одежда.

Перегревание Тепловой удар Общее перегревание организма, температура тела 39-40 Солнечный удар Перегревание головы

Решите биологические задачи: 1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? 2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. 3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода(ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции.

Выводы: Кожа – главный орган терморегуляции; Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды. Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Принципы закаливания индивидуальность постепенность систематичность

Природные факторы закаливания организма заполните таблицу: фактор Положительное действие Отрицательное действие Солнце Воздух Вода

Домашнее задание(на выбор) Стр 209-213 учебника, ответить на вопросы 1-8. Составить кроссворд по изученной теме; Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint “Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”

Ход урока

1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

Биологический диктант по вариантам.

Вариант 1.

  1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
  2. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями .
  3. Потовые железы выполняют выделительную функцию.
  4. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
  5. Волос находится в волосяной сумке.

Вариант 2.

  1. Наружный слой кожи – эпидермис.
  2. В коже образуется витамин Д.
  3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
  4. Железы кожи: потовые и сальные.
  5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

2. Изучение нового материала

2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Презентация.) (Слайд 1)

Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

2.2.

Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)

Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)

Ученик: Мышцы и печень.

Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)

Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

Ученик: Нет, физический.

Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:

Варианты ответов:

  1. Сухой воздух.
  2. Загрязнение кожи.
  3. Влажный воздух (выше температуры тела)
  4. Высокая температура воздуха.
  5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
  6. Чистая кожа.

Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение . Попробуйте решить задачи посложнее.

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

Ученик: Для усиления теплопроведения.

Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?

Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)

Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:

  • Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
  • В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

4. Домашнее задание.

Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.

Приложение: презентация к уроку “ Терморегуляция организма человека”

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ – физиологический процесс, обеспечивающий поддержание постоянной температуры в организме теплокровных животных и человека. Постоянство температуры – результат саморегуляции организма, необходимой для нормальной жизнедеятельности. Температура тела зависит от теплопродукции и теплоотдачи.


Теплопродукция, т. е. выработка тепла в организме, зависит от интенсивности обмена веществ. Теплоотдача с поверхности тела во внешнюю среду осуществляется несколькими способами. Сосудистая теплоотдача заключается в изменении наполнения сосудов кожи кровью и скорости её протекания за счёт расширения или сужения просвета сосуда. Повышение кровенаполнения усиливает теплоотдачу, а уменьшение – снижает. Когда температура окружающей среды падает, кровеносные сосуды у поверхности кожи сужаются, тем самым уменьшая потери тепла через кожу (А). Если температура тела повышена (например, во время болезни), сосуды расширяются, чтобы увеличить теплоотдачу (Б).


Теплоотдача осуществляется также за счёт излучения и испарения воды с потом (при испарении пота с поверхности кожи выделяется избыток тепла, что обеспечивает нормальную температуру тела). Часть тепла выделяется с выдыхаемым воздухом, а также с мочой и калом.


Терморегуляция осуществляется рефлекторно. Колебания температуры окружающей среды воспринимаются терморецепторами. В большом количестве терморецепторы располагаются в коже, в слизистой оболочке полости рта, верхних дыхательных путях. Обнаружены терморецепторы во внутренних органах, венах, а также в некоторых образованиях центральной нервной системы. Терморецепторы кожи очень чувствительны к колебаниям температуры окружающей среды. Они возбуждаются при повышении температуры среды на 0,007° С и понижении на 0,012° С.



Нервные импульсы, возникающие в терморецепторах, по афферентным нервным волокнам поступают в спинной мозг. По проводящим путям они достигают зрительных бугров, а от них идут в гипоталамическую область и к коре большого мозга. В результате возникают ощущения тепла или холода. В спинном мозге находятся центры некоторых терморегуляторных рефлексов. Гипоталамус является основным рефлекторным центром терморегуляции. Передние отделы гипоталамуса контролируют механизмы физической терморегуляции, т. е. они являются центром теплоотдачи. Задние отделы гипоталамуса контролируют химическую терморегуляцию и являются центром теплообразования. Важная роль в регуляции температуры тела принадлежит коре головного мозга. Эфферентными нервами центра терморегуляции являются главным образом симпатические волокна.


В регуляции теплообмена участвует и гормональный механизм, в частности гормоны щитовидной железы и надпочечников. Гормон щитовидной железы тироксин, повышая обмен веществ в организме, увеличивает теплообразование. Поступление тироксина в кровь возрастает при охлаждении организма. Гормон надпочечников адреналин усиливает окислительные процессы, увеличивая тем самым теплообразование. Кроме того, под действием адреналина происходит сужение сосудов, в частности сосудов кожи, за счет этого уменьшается теплоотдача.


Возрастные особенности терморегуляции. У детей первого года жизни наблюдается несовершенство механизмов. Вследствие этого при понижении температуры окружающей среды ниже 15° С возникает переохлаждение детского организма. На первом году жизни происходит уменьшение отдачи тепла посредством теплопроводности и теплоизлучения и увеличение теплопродукции. Однако до 2 лет дети остаются термолабильными (повышается температура тела после еды, при высокой температуре окружающей среды). У детей от 3 до 10 лет совершенствуются механизмы терморегуляции, но их неустойчивость продолжает сохраняться. В препубертатном возрасте и в период полового созревания (пубертатный период), когда происходят усиленный рост организма и перестройка нейрогуморальной регуляции функций, усиливается неустойчивость терморегуляционных механизмов. В пожилом возрасте наблюдается снижение образования тепла в организме по сравнению со зрелым возрастом.


Температура отдельных участков тела человека различна. Наиболее низкая температура кожи отмечается на кистях и стопах, наиболее высокая в подмышечной впадине. У здорового человека температура в этой области равна 36 37° С. В течение суток наблюдаются небольшие подъемы и спады температуры тела человека в соответствии с суточным биоритмом: минимальная температура отмечается в 24 ч ночи, максимальная в 1619 ч. Температура мышечной ткани в состоянии покоя и работы может колебаться в пределах 7° С. Температура внутренних органов зависит от интенсивности обменных процессов. Наиболее интенсивно обменные процессы протекают в печени, температура в тканях печени равна 38 38,5° С. Температура в прямой кишке составляет 3737,5° С. Однако она может колебаться в пределах 45° С в зависимости от наличия в ней каловых масс, кровенаполнения ее слизистой и других причин.


Химическая терморегуляция. Тепловой обмен в организме тесно связан с энергетическим. При окислении органических веществ выделяется энергия. Часть энергии идет на синтез АТФ. Эта потенциальная энергия может быть использована организмом в дальнейшей его деятельности. Источником тепла в организме являются все ткани. Кровь, протекая через ткани, нагревается. Физическая терморегуляция. Этот процесс осуществляется за счет отдачи тепла во внешнюю среду путем конвекции (теплопроведения), радиации (теплоизлучения) и испарения воды.


Конвекция - непосредственная отдача тепла прилегающим к коже предметам или частицам среды. Отдача тепла тем интенсивнее, чем больше разница температур между поверхностью тела и окружающим воздухом. Радиация - выделение тепла из организма происходит путем инфракрасного излучения с поверхности тела. За счет этого организм теряет основную массу тепла.


Испарение воды с поверхности тела происходит при выделении пота. Даже при полном отсутствии видимого потоотделения через кожу испаряется в сутки до 0,5 л воды невидимое потоотделение. Испарение 1 л пота у человека с массой тела 75 кг может понизить температуру тела на 10° С. В состоянии относительного покоя взрослый человек выделяет во внешнюю среду 15% тепла путем теплопроведения, около 66% посредством теплоизлучения и 19% за счет испарения воды. В среднем человек теряет за сутки около 0,8 л пота, а с ним 500 ккал тепла. При дыхании человек также выделяет ежесуточно около 0,5 л воды. При низкой температуре окружающей среды (15° С и ниже) около 90% суточной теплоотдачи происходит за счет теплопроведения и теплоизлучения. При температуре воздуха 1822° С теплоотдача за счет теплопроводности и теплоизлучения уменьшается, но увеличивается потеря тепла организмом путем испарения влаги с поверхности кожи. Малопроницаемая для паров воды одежда препятствует эффективному потоотделению и может служить причиной перегревания организма человека.


Нарушение терморегуляции Гипертермия перегревание, накопление избыточного тепла в организме человека и животных с повышением температуры тела, вызванное внешними факторами, затрудняющими теплоотдачу во внешнюю среду или увеличивающими поступление тепла извне. Гипотермия, переохлаждение состояние организма, при котором температура тела падает ниже, чем требуется для поддержания нормального обмена веществ и функционирования. При гипотермии скорость обмена веществ в организме снижается, что приводит к уменьшению потребности в кислороде.


Ознобоподобный гиперкинез Внезапное возникновение озноба (холодной дрожи), сопровождающееся ощущением внутренней дрожи, усилением пиломоторной реакции («гусиная кожа»), внутреннего напряжения; в некоторых случаях сочетается с повышением температуры. Ознобоподобный гиперкинез нередко включается в картину вегетативного криза. Синдром «ознобления» Синдром «ознобления» характеризуется почти постоянным ощущением «холода в организме» или в различных частях тела - спине, голове. Больной жалуется, что он мерзнет, по телу «бегают мурашки». При синдроме «ознобления» имеются довольно грубые эмоционально-личностные нарушения (психические расстройства), проявляющиеся сенестопатически- ипохондрическим синдромом с фобиями. Больные не переносят и боятся сквозняков, резких изменений погоды, низких температур.

«Почвенное питание растений» - Можно также использовать вермикулит и перлит. Участвует в процессе дыхания. Калий K. Почвенное питание растений. Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза. Кальцийca. Окисление органических веществ. Солнечный свет. Фосфор P. Молибден Mo. Путаница. Жизнедеятельность организмов. Вода и минеральные соли.

«Передвижение веществ в растении» - ПАСТУХ КОРУ НАДРЕЗАЛ У БЕРЕЗЫ» Н. Брауна. Корневое давление. Покровная ткань. Строение стебля. Закрытое устьице. Лист. Так ясен день! Зоны корня. Функции жилок. Зона всасывания. Выяснить: путь движения воды и минеральных веществ по разным органам растения; биологическое значение транспорта веществ; соответствие строения данных органов растения выполняемым функциям.

«Фотосинтез и дыхание растений» - Изображен опыт, доказывающий необходимость углекислого газа для фотосинтеза. Движение растворов органических веществ обозначено синим цветом. На рисунке изображен опыт, демонстрирующий корневое давление. Питание 10. Все живые организмы питаются органическими веществами. Чем питаются все живые организмы?

«Условия жизни растений» - Роль света в жизни растений. Растения, распространенные в засушливых местах. Важную роль в жизни растений играет движение воздуха – ветер. Роль воздуха и ветра в жизни растений. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. Высота солнца над горизонтом и отношение растений к свету. Водные растения и растения избыточно увлажненных мест.

Всего в теме 17 презентаций

Слайд 2

Определение

Терморегуляция (теплообмен) - это совокупность физиологических процессов в организме теплокровных животных и человека, обеспечивающих поддержание постоянства температуры тела на определенном уровне с очень небольшими колебаниями.

Слайд 3

Пойкилотермия (от греч. ποικίλος - различный, переменчивый и θερμία - тепло; также эктотермность; ранее использовался термин холоднокровность) - состояние организма, при котором температура тела живого существа меняется в широких пределах в зависимости от температуры внешней среды. Гомойотерми́я (от др.-греч. ὅμοιος - сходный, одинаковый и θέρμη - тепло; также эндотермность, теплокровность) - способность живого существа сохранять постоянную температуру тела, независимо от температуры окружающей среды.

Слайд 4

Голый землекоп (Heterocephalus glaber) – единственное гомойотермное млекопитающее.

Слайд 5

Чему равна температура тела человека?

Слайд 6

Распределение температуры в теле человека

А – Температура среды = 20°C B – Температура среды = 35°C или при физической нагрузке Температурная точка

Слайд 7

Распределение температуры тела при различных эмоциях

  • Слайд 8

    Функциональная система терморегуляции

    Слайд 9

    Терморецепция

    Центральные терморецепторы (терморецепторы гомойотермического ядра) – термочувствотельные нейроны, располагающиеся в преоптической доле переднего гипоталамуса (меньшее количество термочувствительных нейронов можно найти в мышцах абдоминальной зоны, а также в шейно-грудном отделе спинного мозга. В основном представлены теплочувствительными нейронами. Имеют порог чувствительности в 0,011°C

    Слайд 10

    Периферические терморецепторы – окончания тонких чувствительных нервных волокон, расположенных в коже, слизистых оболочках, мышцах, сосудах и внутренних органах. В основном представлены холодовыми рецепторами Холодовые рецепторы (около 250000) концентрируются на верхней губе, коже носа, подбородка, грудной клетки и пальцев. В коже располагаются более поверхностно (~0,17мм) Тепловые рецепторы (около 30000) концентрируются в коже кончиков пальцев, носа и локтей. В коже расположены глубже (~0,3мм)

    Слайд 11

    Центр терморегуляции

    Слайд 12

    Состоит из двух центров: Центр теплоотдачи и центр теплопродукции. Центр теплоотдачи локализован в области преоптического поля переднего гипоталамуса. Является высшим координирующим (интегративным) центром информации от всех типов терморецепторов организма. Центр теплопродукции в ядрах заднего гипоталамуса и дорсомедиальной гипоталамической области. Взаимодействие осуществляется по реципрокному механизму. Также участвует серое вещество вокруг сильвиевого водопровода, двигательные ядра продолговатого мозга и мотонейроныспиного мозга.

    Слайд 13

    Реакции теплопродукции и теплоотдачи

  • Слайд 14

    Теплоотдача

    «Кажется, мне не нужна эта футболка…» «Где этот чёртов венти- лятор?» «Пойду, штоль, в душ схожу…» Вазодилатация(нат. Конвекция) Излучение Испарение (потоот- деление) Вывод тепла с выды- хаемым воздухом Усиленная конвек- ция. - Повышение секреции вазопрессина в супра- оптическом ядре гипо- таламуса увеличивает реабсорбцию воды в почках. Эта вода способ- ствует теплоотдаче при выделении с мочой и в виде пота.

    Слайд 15

    Инфравизоры

  • Слайд 16

    Теплопродукция

    «Кажется, мне нужна Эта футболка… и тот Свитер из шерсти гор- ного барана.» «Бррр» *Скачет на мес- те, потирая плечи.* «Пойду, штоль, в ванне тёп- лой полежу…» Вазоконстрикция «Холодовая дрожь» Липолиз Увеличение синтеза Адреналина Увеличение синтеза Тироксина. (Увеличе- ние интенсивности ме- таболизма клеток при длительном нахождении на холоде.

    Слайд 17

    Липолиз

  • Слайд 18

    Гусиная кожа

  • Слайд 19

    Особенности терморегуляции у детей

    Увеличенная у новорожденных теплоотдача в сравнении со взрослыми и детьми старшего возраста, т.к. отношение поверхности кожи к массе увеличивается с уменьшением возраста (у новорожденных на 1 кг массы тела приходится 700 см2 кожи, у десятилетних детей - 425 см2, а у взрослых - 220 см2) Также увеличению теплоотдачи способствует сильное развитие кожной сосудистой сети (наибольшее у новорожденных) Основной процесс теплообразования – липолиз. Но в последствии появляется и физическая терморегуляция

    Слайд 20

    Температурные перепады новорожденных

    При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7-38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5-2,0 °С, а затем через 12-14 часов стабилизируется на отметке в 37 °С. У незрелых, недоношенных детей температур ниже нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных. Приблизительно у 0,3-0,5% новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка.

    Слайд 21

    После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5-2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепло, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32-35°С, для недоношенных - 35-36°С, для запеленатого доношенного - 23 - 26°С, а для недоношенного - 30-33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5-2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. Температура тела становится устойчивой к 3-м годам. Процессы теплоотдачи полностью созревают к 7-8-му году.

    Слайд 22

    Температура тела взрослого человека.

    Температура тела в норме в течении суток изменяется в пределах 1°C (36,4-37,4) Наибольшая температура регистрируется вечером (19-20ч) Наименьшая утром (7-8ч) Перепады обуславливаются эмоциональной и мышечной активностью в течении дня.

    Слайд 23

    Методы измерения температуры.

    Аксиллярный метод – Помещение термометра в подмышечную ямку (норм. t=36,6°C колебания 36,2-36,9°C) Оральный метод – Помещение термометра в рот (норм. t=37°C колебания 36,6-37,2°C) Ректальный метод – Помещение термометра… Нувыпоняли. (норм. t=37,4 колебания 37,3-37,7°C)

    Слайд 24

    Слайд 25

    Гипотермия гипертермия изотермия

    Гипотермия – снижение температуры гомойотермического ядра до 35-ти градусов Цельсия и ниже. Гипертермия – повышение температуры гомойотермического ядра выше 37-ми градусов Цельсия. Изотермия – Температура в нормальных значениях. При гипертермии и гипотермии терморегуляция в организме человека направлена на возвращение температуры тела к температурной точке.

    Слайд 26

    Принципы закаливания

    Индивидуальность. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов. В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка (данные Г. П. Юрко и др.): I группа - абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали; II группа - дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска; III группа - дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

    Слайд 27

    систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни (необходимо, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку, так же как и чистка зубов). Многофакторность. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и др. Принцип сочетания действия местных и общих закаливающих факторов. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности - периодически менять температуру или продолжительность процедуры. Еще один важный принцип - все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Положительная эмоциональная реакция.

    Слайд 28

    Посмотреть все слайды