Офорт гойя сон разума рождает чудовищ. Описание картины Франциско де Гойя «Сон разума рождает чудовищ

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

см. также Картины Сальвадора Дали

В Ростове-на-Дону с 3 августа по 30 сентября 2007 года проходила выставка двух знаменитых испанских художников.
С одной стороны - самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746-1828) с названием «Капричос» , с другой - гравюры знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали .

Известная подпись Франсиско Гойи под одной из своих гравюр - «Сон разума рождает чудовищ» - на выставке в областном музее изобразительных искусств получила множественное число: «Сны разума» . Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший «Капричос» («Причуды» ) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить (как бы сейчас сказали, сделать ремейк) фантазии Франсиско Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Серия "Капричос", демонстрируемая в проекте "Сны разума", Франсиско Гойя создал в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Франсиско Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Франсиско Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни.

Дали перенес композиции всех офортов Франсиско Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

Технический прогресс, космос, интернет, мобильный телефон, телеграф… Все эти слова стали символами 20 — 21 века. Мы не представляем своей жизни без плодов НТР. СМИ вещают, что скоро человек полетит на Марс, найдет себе подобных в космосе. Конечно, жизнь поменялась, стала быстрее, комфортнее, удобнее, но почему-то не добрее. Так что изменилось в самом человеке? Ответ на этот вопрос решила поискать в конце 18 века, в серии работ великого испанского художника Франциско Гойи «Капричос». Корни названия серии восходят к итальянскому «Каприччи» — искусство, открывающие новые горизонты восприятия мира.

«Капричос» состоит из 80 офортов, разделенных на пять частей. В первой части хорошо прослеживается личная любовная драма художника, но работы настолько универсальны, что почти каждый может найти отражение своих отношений. Вторая часть посвящена Испании – низшим слоям населения, третья – дворянству, четвертая — самая неясная, в своей гротесковой манере обличает духовенство и показывает всю возможную «нечисть», и беспомощность отдельно взятого человека перед силой обстоятельств. Пятая часть – краткие выдержки из предыдущих.

Серия была написана художником на одном дыхании за 1, 5 года в 1799 году. Конец 18 века – эпохи просвещения. Испанией правил безвольный монарх Карл IV Бурбон, двор погряз в распутстве, королева была не исключением, фактически Испанией правил любовник Марии Луизы. Сама Мария Луиза была некрасивой, стареющей женщиной, которая не желала это признавать. Первая красавица Испании герцогиня Альба после нескольких лет взаимной любви с художником уходит к другому. Уже почти десять Гойя ничего не слышит.

Первым офортом — вступлением служит портрет художника: усталый, погруженный в свои мысли. Далее испанская пословица, лежащая в названии первой гравюры: «Сон разума порождает чудовищ» — открывает «Капричос». На столе заснул сам Гойя, которого мучают кошмары. В тот момент, когда человека обуревают страсти и пороки, разум засыпает, просыпается «звериное начало», которое толкает на страшные мысли и поступки. Как только это начало засыпает, разум даёт миру великие произведения науки и искусства. Зависть, ненависть, жадность, гнев, пьянство вытесняют разумное начало и забирают человека во власть пороков. Это касается всех сфер жизни и слоев населения, всех человеческих отношений.

Если будет время, просмотрите всю серию. В ней можно увидеть себя, своих знакомых, друзей родственников, врагов и даже незнакомцев.

Прошло уже более 200 лет, многое изменилось вокруг, но почти ничто не изменилось внутри нас. Прорыв в науке может дать гранату «обезьяне» и эффект будет исторический. Может, из-за этого человечество еще « не бороздит просторы вселенной»?

20 век был веком сострадания, немало катаклизмов потрясло, в частности, нашу страну, беды объединили людей. Наш 21 век – век ненависти и зависти, когда нескончаемый поток информации с кодами зависти и гордыни, будит в человеке «звериное начало».

Очень хотелось бы надеяться, что наш коллективный разум не уснёт.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос .

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (лат. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Примечания

Литература

  • Goya - Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

  • Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сон разума рождает чудовищ" в других словарях:

    Название одной из гравюр, входящих в серию «Капричиос» (1797 1798), испанского художника Франсиско Хосе де Гойи (1746 1828). Он изобразил на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие. Иносказательно: о … Словарь крылатых слов и выражений

    Сон разума: «Сон разума рождает чудовищ» офорт Гойи Сон разума (мультфильм) Анабиоз: Сон разума «Сон разума» сборник рассказов Витткоп, Габриэль … Википедия

    - (goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе … Художественная энциклопедия

    Кошмарные сны - – тяжелые сны с гнетущими видениями. Ср. сон Марьи Гавриловны в повести А. Пушкина «Метель»; сон Татьяны в романе «Евгений Онегин». См. картину Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Ср. ночные страхи … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет … Википедия

    Гойя и Лусьентес, Франсиско Хосе де У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рожде … Википедия

    Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

Книги

  • Олесь Бузина. Расстрелянная правда , Отсутствует. Сон разума рождает чудовищ. Украинский проект был кабинетной игрой интеллектуалов, модной игрушкой, за которой не было никакой социальной базы. Никакой Украины небыло на землях Малороссии. Но…