Очерствевшие сердца. О смягчении и вместимости сердца Грязь и солнце

Наверняка каждому из нас приходилось когда-либо слышать фразы: « Да у него каменное сердце! » или: « Он стал таким холодным! ». Возможно, мы и сами иногда замечаем, что начали относиться к определённым вещам, действиям иначе. Кто-то просто теряет интерес, другой теряет веру. Так или иначе, процесс «затвердевания» сердца, имеет большие последствия для человека, как внутренние, так и внешние.

У заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший? » Он ответил: «Всякий тот, кто выметает из своего сердца и по-настоящему правдив [говорит лишь правду либо молчит] ». У него уточнили: «Относительно правдивого все понятно, мы знаем кто это, а кто такой «выметающий из сердца»? » Последовал ответ: «Это тот, чье [сердце] набожно, чисто от греха, в нем нет желания обидеть кого-то или притеснить, нет злобы, ненависти, нет зависти [то есть если, подобно пыли, грязи или случайному мусору, что-то из упомянутого появляется, то оно «выметаемо». А потому к лучшим могут отнести себя те, кто поддерживает чистоту души, сердца, а также правдивость своей речи на соответствующем уровне, причем на постоянной основе]».*

Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999.

С. 455, хадис № 4216, «сахих»

Все мы знаем, что сердце является источником нашей веры (имана). На все происходящие события в первую очередь реагирует именно сердце. То, что таится в нём, является исходным пунктом наших деяний. Если в сердце есть доброта, милосердие, то и человек совершает лишь благородные деяния, а если в сердце начинает закрадываться сомнение, плохие мысли, зависть, то и поведение человека меняется в соответствии с его состоянием души.

Такие негативные черты характера, как , озлобленность отравляют сердце, заполняют его целиком и в нём не остаётся места для любви, поминания Всевышнего Аллаха.

Ещё один фактор, который делает сердце «больным», ‒ это навязчивые мысли. Какое-то событие или человек могут занять наши мысли на целый день, неделю, месяц и т.д. Человек постоянно думает лишь об этом, не замечая, что вокруг происходит масса всего интересного, полезного.

Те поселения (города, государства)… Мы рассказываем тебе о том, что с ними было. К ним [к их жителям] приходили посланники [избранные Нами из их же числа] со знамениями [очевидными чудесами, подтверждавшими правдивость их слов и истинность их миссий]. [Многие из них] не становились верующими по той причине, что не поверили ранее [еще до прихода пророков укрепились и укоренились в своих языческих убеждениях]. Подобным образом Всевышний запечатывает сердца безбожников. [Грехами и атеистическими убеждениями человек постепенно превращает свое сердце в нечто черствое, мертвое, на что на определенном этапе накладывается Божья печать, подтверждающая в том числе и духовную глухоту, слепоту. С какими чарующими речами к таким людям ни обращайся, какие фантастические чудеса ни показывай, они найдут всему этому свое объяснение, пройдут мимо и останутся равнодушными].*

Священный Коран, 7:101

Каждый мусульманин наполняет своё сердце верой, любовью к Всевышнему Аллаху при помощи , получения , совершении благих, угодных Всевышнему деяний.

Они [кто обращен, возвращается сознанием и душой к Всевышнему] уверовали, и их сердца становятся умиротворенными во время упоминания Господа. Не упоминанием ли Его успокаиваются (начинают чувствовать уверенность) сердца?!*

Священный Коран, 13:28

Но для кого-то, например, становится обычным ритуалом, при котором он совершает одни и те же действия изо дня в день, совершенно не вкладывая душу, всю свою любовь к Всевышнему Аллаху. Это тоже ослепляет наше сердце, делая его более чёрствым.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха [отстранение себя от него], раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывают сердце [удаляют с него это пятно]. Если же человек повторяет [те же] грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет все сердце [обернув его в некую беспросветную оболочку]. Это и есть то окутывание, обертывание («ар-ран»), которое упомянуто Всевышним в Коране.*

хадис от Абу-Хурайры,

св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа

Ученый Хасан аль-Басри сказал: «Ар-ран» — это многократное совершение грехов до такой степени, что сердце слепнет, почернев от них. А вот «ат-тоб» (запечатывание сердца) - это уже нечто более страшное ». [Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т.15. С. 494]

Источником же очищения сердец являются положительные , поступки, совершаемые во благо, а также вдумчивое чтение Священного Корана.

Несомненно, на всё воля Всевышнего, Он ведёт прямым путём того, кого захочет. Мы же, в свою очередь, должны как можно чаще прислушиваться к нашему сердцу и помнить, что именно оно является источником наших деяний, за которые несём ответственность.

Кому Аллах (Бог, Господь) раскроет сердце для покорности Ему [для осознания сердцем и практики в делах смыслов заключительного Писания и наставлений последнего из посланников Божьих ‒ Мухаммада], такой человек приобретет свет от Бога. [Его жизненный путь станет более ясным и понятным для него, «освещенным», мотивация заменит инертность, дисциплина ‒ беспечность, храбрость в благом и праведном устранит с его пути малодушие, леность, а жизнерадостность наполнит его душу настолько, что грусти и печали станет невыносимо тесно.] Разве [такой человек похож на жестокосердного, бессердечного]?!

Горе тем, чьи сердца черствы к упоминанию Бога [безразличны к этому и бесчувственны. Божественные наставления и назидания не находят отклика в их душах, окаменевших сердцах]. Таковые ‒ в очевидном заблуждении!*

Священный Коран, 39:22

Одним из качеств, которым может обладать верующий человек, является — «басы ра» (ударение на второй слог), то есть «проницательность», умение почувствовать ситуацию наперед. Это качество пробуждается (особенно у верующего), когда человек спокоен, свободен от эмоций, уравновешен и разумен.

Приведённый аят также раскрывает полезность естественного на уровне сердца восхваления Всевышнего. Часто это помогает человеку прозреть в том или ином трудном для него жизненном вопросе, смягчив сердце и пробудив разум.

Шейх Ибн Араби сказал:

«Сердце ‒ полированное зеркало, состоящее целиком из поверхности, которая никогда не ржавеет… Когда сердце вплотную занято познанием причин материального мира и таким образом отвлекается от познания Бога, такое внимание к чему-либо помимо Господа и представляет собой ржавчину на поверхности сердца. Она мешает покрытому ею сердцу открыть Истину, ибо Божественное присутствие постоянно обнаруживает себя, и невозможно представить, чтоб оно было когда-либо скрыто от нас. Далее, когда такое сердце не принимает Божественного присутствия путем похвального обращения к религиозному закону, потому что оно приняло что-то иное вместо него, то об этом ином говорят как о «ржавчине, покрове, слепоте, замке, коросте»».

В хадисе говорится:

Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце.

хадис от Абу Абдуллаха ан-Ну"ман бин Башира,

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

Да очистит Всевышний наши сердца от всего того, что их очерняет, и осветит их Своим божественным нуром (светом)!

Зиля Азизова,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

— Такое горе, просто не верится. Прими мои соболезнования, – сказал, а на душе никак, — ровно, спокойно. Да, конечно, я тоже, как и другие, — изображу, как мне жаль, — но на самом деле этого не испытываю. Я эмоционально черств. Просто иду дальше. Долгожданные встречи, длительные расставания, встречи с друзьями. Смеюсь, сожалею, а внутри ничего.

Все эмоции ушли. Раньше были когда-то, переживал, удивлялся, радовался. А потом оборвалось. Ровное состояние, ни за кого не переживаю. Эмоции остались только внутри меня. Порадоваться – за себя. И страх тоже только за себя. Кому-то плохо, личное горе, нанесли физическую или душевную травму, – я не чувствую, не принимаю близко к сердцу. Мне страшно только за себя, я боюсь, что такое могло бы случиться со мной. При этом боль другого человека – вот он совсем рядом – не чувствую, его боль на себя не перенимаю. Мне ровно, спокойно, мне никак.

Хотя желание жить ярче, насыщенней, эмоциональнее, — раскрыться, чтобы все внутри наполнилось эмоциями, — остается, живет где-то, спрятанное внутри. Смотришь на мир с таким множеством возможностей и боишься вылезти наружу, подавляешь чувства. А когда случайно вырвется «лишняя» эмоция – настороженно осматриваешься вокруг с надеждой, что никто не заметил. Не вызвало ли осуждения других людей вокруг — очень зависим от оценки окружающих, т.к. уверенности в проявлениях себя нет.

С одной стороны – спокойное ровное состояние, а с другой – желание чувствовать. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди не рождаются одинаковыми – люди рождаются разными, и каждому свое удовольствие. Одни стремятся к новизне, другие к постоянству.

Есть люди, для которых эмоции, красота и любовь – главные ценности в жизни. Системно-векторная психология объясняет это наличием в них зрительного вектора – одного из восьми векторов, представляющих из себя особенный набор свойств и желаний. Желания людей со зрительным вектором от рождения – это быть эмоциональными, открытыми, широко распахнутыми глазами смотреть на мир. Они добрые, отзывчивые, яркие и чувственные люди. И это заданные качества, которые проявляются у взрослого человека, если было правильное развитие в детстве.

Однако часто бывает иначе. Когда они чересчур (для других людей) чувственные – это вызывает непонимание, осуждение других людей: «Слезами горю не поможешь!» Это очень эмоциональные люди от рождения. И слезы у них «стоят» очень близко. Слезами они выплескивают свои чувства наружу. Потом и словами зрительные люди научаются выражать свои эмоции. Театральное искусство – вот пример, где проявляется их талант, умение выразить любое чувство, сыграть, прожить его с огромной эмоциональной амплитудой.

В детстве такие дети часто плачут. Все дети часто, но эти особенно. Что мы привыкли слышать, когда плачет мальчик: «А ну, перестань реветь, не плачь, хватит ныть, мужчины не плачут, сопли подбери!» Во дворе дети с таким «багажом» – объект насмешек. Таких ситуаций ребенок начинает избегать, пытаясь не давать своим чувствам вырываться наружу. Ком подходит к горлу – приходится сдерживаться. Старается скрыть свою плаксивость. Когда слезы предательски наворачиваются, трет глаза, как будто что-то попало. В любой ситуации эмоции оставляет при себе, чтобы не показывать их.

Повзрослев, привыкает себя сдерживать настолько, что, когда необходима чувственность, сопереживание, умение почувствовать другого, – он оказывается неспособным это дать. Т.к. нет навыка выносить свою эмоциональность наружу, создавать сердечную связь с другими людьми. В результате формируется закрытость, т.е. замкнутость внутри себя. Но слезы — это нормально, они целительны и освободительны, помогают пережить тяжелую эмоцию и ощутить облегчение.

Причины черствости

Почему же я, будучи взрослым, не способен почувствовать внутри себя боль другого человека или радость? Этому могут быть две основные причины. Одна, как писалось выше, – когда с детства чувственность осмеивалась в обществе, не принималась ни родителями (чаще отцом), ни во дворе, ни в школе.

Тогда эмоции прячутся глубоко внутри, свойства зрительного вектора не развиваются. Человек остается полон тревог , формируется мистически-суеверное мировоззрение, ведь желания вектора никуда не исчезают, а приобретают другую форму. В этом случае, человек испытывает страх от чужого горя: «Какой ужас, как я боюсь, что это случится со мной».

И вторая – это следствие сверхстресса при потере сильной эмоциональной связи. В этом случае душа человека становится, — словно выжженная пустыня, — он просто не способен что-либо чувствовать; подсознательно, в целях защиты от нового удара, отталкивает от себя желания сопереживания, сочувствия. Психическое как бы руководствуется принципом, что лучше совсем ничего не чувствовать, чем переживать такие сильные удары, которые не в силах пережить.

В таких случаях он ощущает равнодушие, — как от чужого, так и от своего собственного горя. Внешне при этом человек может быть вполне общителен, на словах – сопереживать, но внутри пустота.

Есть еще одна причина неумения сопереживать, – она касается всех людей, — это ощущение, что жизнь другого не относится к нему лично. Он успокаивает себя так: «Как хорошо, что это случилось не со мной», — словно количество ударов определено, и кому-то повезло меньше оттого, что горе «досталось» ему. Это случается, когда человек делит на мое и чужое, по аналогии с материнским инстинктом – за своего ребенка сердце болит, а другой не волнует.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, — как мы связаны между собой, — раскрывает возможность чувствовать другого, тем самым ощущать жизнь в новых гранях, полнее и сильнее наслаждаться ею.

Вылезти из привычных рамок страхов, растопить свое равнодушие и сделать шаг на сцену собственной жизни непросто, но реально, — благодаря пониманию своей природы. Не чувствовать, не переживать, не жить, оставаться сухим к чужим переживаниям – это делает жизнь пресной и пустой. Но есть и другой способ – научиться правильно это делать, научиться сопереживать, сострадать, позволить себе целый мир, скрытый за болью другого.

Подробнее о человеческой природе можно узнать на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Н едавно я участвовала в одной конференции исцеления и освобождения и заметила, как часто враг использует боль и раны людей, полученные в прошлом, чтобы убедить их ожесточить свои сердца.

Точно так же, как у человека, получившего физическую рану, образовывается на том месте корочка, то же может произойти и с вашим сердцем.

Враг может убедить вас, что закалка и очерствение вашего сердца необходимы для его защиты от новой боли.

Если у человека чёрствое сердце, он не поверит в Божью любовь. Вера в Божью любовь даёт ему уязвимость и смирение, которые его пугают.

Он также не способен принять Божье Слово, потому что оно не может проникнуть в ожесточённое сердце. А если и проникнет, то не войдёт глубоко.

Божье Слово должно проникать в сердце и расти, чтобы произвести плоды Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23).

Вот ещё одна отрезвляющая мысль: человек даже может попытаться служить другим с черствым сердцем. Но не любовь будет мотивировать это служение. Он будет служить из-за законничества, долга, обязанности, или от скуки. Конечно же от такого служения он не получит радости.

Бог дал мне такое слово по этому поводу: “Если ты не позволишь Господу исцелить твоё сердце, ты никогда не перерастёшь свои раны.”

Единственная известная мне вещь, которая достаточно сильна, чтобы смягчить чёрствое сердце, это кровь Иисуса. Вот некоторые истины об Иисусе, которые могут помочь смягчить ожесточённое сердце - если человек поверит.

Я также напишу свою молитву за человека с ожесточённым сердцем.

Иисус страдал. Иисус был ранен. Над Иисусом ругались. Иисуса избивали. Иисуса отвергали. На Него клеветали и Его осуждали. Иисуса обижали и оскорбляли словами. Иисус был мучим. Иисус терпел лишения. Нет ничего такого, что бы перенесли мы и через что не прошёл Иисус.

Подумайте об этом: Иисус взял грехи всего мира с собой на крест, с начала времён, все грехи в истории. Это значит, что Иисус должен был понести на себе грехи убийц, прелюбодеев, блудников, насильников, растлителей малолетних, педофилов, обидчиков, воров и лгунов. Иисус понёс на себе всё извращение и зло, которое человечество совершило за всю свою историю.

Ничей грех не оставлен за бортом. Иисус взял на себя грехи тех, кто обидел тебя. Иисус взял на себя и твои грехи тоже.

Иисус должен был принять на Себя всю мерзость греха, несмотря на то, что Он никогда не грешил.

Иисус сделал это, чтобы восстановить отношения всего человечества с Отцом. Отец установил, что наказание за грех - смерть. Иисус заплатил Своей смертью за всех нас, потому что Он очень нас любит. Иисус страдал так, как и мы страдали, но мы не страдаем так, как Он страдал.

Иисус умер и взял весь тот грех с Собой в могилу. Но, слава Богу, Иисус одержал победу над грехом, победил смерть и вышел из могилы. Он воскрес на третий день, чтобы мы могли иметь новую жизнь в Нём.

Он сделал это, потому что Он любит нас. Не потому что мы хорошие, но потому что Он хороший.

“Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.” (Рим. 8:38-39)

Мы, верующие в наших сердцах и исповедующие своими устами то, что Иисус - Сын Божий и Он воскрес на третий день, спасёмся, потому что наши грехи искуплены Его праведностью.

Он лечит разбитые сердца и перевязывает их раны. Он даёт нам украшение вместо пепла, елей радости вместо плача, славные одежды вместо унылого духа, чтобы мы могли быть насаждением Господа во славу Его.

Подводя итоги, можно сказать, что ожесточённый человек подобен бетонной плите. Ничего особого не будет расти на ней, а то, что и вырастет, будет чахлым, слабым и больным.

Чтобы что-то росло, бетон должен быть разбит, его куски удалены, новая почва вспахана и хорошее семя посажено.

Вот моя молитва за человека с ожесточённым сердцем, взятая из Иезекииля 36:26:

Пускай мой брат или сестра получит новое сердце и дух новый, пускай Господь заберёт из их плоти сердце каменное, и даст им сердце плотяное, чтобы они могли в полноте принять Отцовскую любовь к ним.

Я приказываю всякому злому духу, который обманывает их, заставляя думать, что чёрствое сердце необходимо для их безопасности и защиты, выйти вон из них во имя Иисуса Христа.

Господь - их защитник, их крепость, их избавитель; мой Бог, их сила, в которую они поверят; их щит и рог их спасения, их твердыня.

Духи стыда, депрессии, гнева, гордости, ранимости, непрощения, страха, отверженности, бедности, боли и всего остального в их душах и телах, которые не Отец насадил, я выкорчевываю вас силой Слова нашего Отца во имя Иисуса Христа.

Дух травмы, я приказываю тебе выйти из них и не возвращаться во имя Иисуса. Они свободны от оплакивания своих потерь, свободны для того, чтобы чувствовать себя хорошо в любящих руках своего Спасителя. Они могут ходить в свободе и танцевать во славу Господа.

Я вижу их танцующими перед Господом, с сияющим от радости лицами и распростёртыми широко руками, и всё это получено даром.

Пускай они провозглашают, согласно Пс. 29:12-13:

“И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.”

Господь прославляется, когда Его народ - хорошо орошённый сад, деревья праведности, богатые плодами.

Его Слово - доброе семя; Его Дух Святой - наша вода, приносящая времена отрады в Его присутствии.

Если мы являемся хорошо политыми садами с обильными плодами, другие могут прийти, вкусить и познать, что благ Господь.

Автор — Кимберли Тейлор / charismamag.com
Перевод — Денис Савончук для

Тонкий слой пыли лег на блестящую поверхность моих туфель. Тщательно начищенная обувь недолго тешила мой взгляд своей чистотой. Новый асфальт не спасал от пыли, которая въелась во все поры вновь выложенной дороги и, казалось, стала частью самого воздуха.
Эта пыль причиняла мне какое-то беспокойство, признак несовершенства, моя испачканная обувь приводила к непонятному мне самому дискомфорту и вызывала волнение в моей душе.
Мне казалось, что в последние месяцы в моей жизни что-то не заладилось. В совершенно нелепой ситуации произошло столкновение автомобиля, затем одна мелкая неприятность накладывалась на другую. Мне приходилось прикладывать усилия, чтобы решить одну проблему и, как только, я собирался вздохнуть свободно, другая неприятность уже стучала в двери. Окружающий мир совершенно не замечал моих потуг, хотя иногда мне приходилось прибегать к помощи родственников и друзей, иногда самому разбираться с оппонентами.
Неприятности рождали сомнения в душе, что приводило к наплыву печали и тоски. Я напоминал себе пловца, плывущего навстречу течению, мой упорный труд позволял мне оставаться на плаву, но река была готова понести меня по своему течению, как только я устану бороться…
Я шел по городу, когда мой взгляд столкнулся с взглядом старушки. На меня смотрели глаза, которые презрительно и равнодушно пронесли свой взор через меня.
Старушка была бедно одета, но опрятно. Мое присутствие на долю секунды оторвало ее от своего занятия, но затем она, совершенно отрешенно от внешних факторов, начала заниматься своим делом.
Разложив на земле несколько пакетов, женщина копалась в мусорном ящике, в поисках еды. Мне почему-то стало очень стыдно, стыдно оттого, что все время думал только о своих проблемах, стыдно оттого, что в этом мире есть люди, которые нуждаются в помощи, но не ждут ее от людей. Наши сердца словно камни, если рядом с нами кто-то голодает. Увы, нам всегда кажется, что самые главные проблемы в мире – это наши проблемы, самая сильная боль – это наша боль.
Увиденная картина потрясла меня, но, увы, я ничего не сделал для того, чтобы помочь старушке, да и что могло измениться в ее жизни от моей жалости и мелкого подаяния.
Сам факт возможности такой беды служил укором для меня и для таких людей, как я, чьи сердца очерствели, и могли жить только своими делами и проблемами.
Я невольно задавался себе вопросом, вправе ли мы ожидать милости от Всевышнего, если сами не способны на милосердие?
Я стоял на обочине дороги, мимо меня равнодушно проплывали роскошные автомобили, поднятая пыль ложилась на мои туфли. Мир предпочитал не замечать бедную старуху, впрочем, и старушка не жаловала его своей любовью.
Меня уже не беспокоила пыль на обуви, мои неприятности ничего не значили по сравнению с той бедой, в которую попала эта женщина. Ее одиночество и бедность являлись спутниками последних лет ее жизни на этой земле, и мир предпочитал не замечать чужое горе.
Богатство и нищета могут сосуществовать рядом, но вряд ли они когда-нибудь поймут друг друга.
Многие не жалеют нищих, они их просто презирают. Мусорный ящик же дарил старушке возможность жить, утолять свой голод и не просить ни у кого подаяния. Мусорный ящик в мире черствых сердец стал для нее единственным источником пропитания.

Сердце очерствело

«Сердце наше окаменело, - пишет мне один из простецов-читателей, душа стала как воск на морозе, а царь Давид говорит, что воск тает от лица огня. Так и душа наша нуждается в солнце, чтобы согреться и умягчиться. Но лучи солнца мало проникают сквозь житейской суеты... Вот наступает праздников праздник - Светлое Воскресение Христово; какая радость для христианина, какое торжество, как душа волнуется!.. Мне уже 60 лет от роду; значит, я встречаю сознательно этот праздник, по крайней мере, в 50-й раз, и все одно и то же, - та же радость, то же душевное волнение, как и 50 лет назад! С нетерпением ждешь удара в колокол к светлой заутрени, с трепетом сердечным идешь в Божий храм, а при пении радостного «Христос воскресе» - от умиления слезы текут... А потом что? Иду домой, христосуюсь с домочадцами, и все садимся за стол, уставленный яствами и питьями... со спокойной совестью! А там, где-то далеко от нас, слышится жалобный голос: «Мама! мне холодно!.. Мама! я есть хочу!» А эта несчастная мама в нетопленной хате крепко прижимает к себе своих малюток, как птица птенчиков, чтобы согреть их, и слышит она торжественный звон, и заливается для праздника горючими слезами... А детки опять свое: «Мама, я есть хочу, мне холодно!»... - «Да обождите, родные мои! Вот Бог пошлет»...

А мы с спокойной совестью разговляемся, мы не слышим этих горьких жалоб вдов и сироток, и мы смеем называть себя христианами!.. Св. Евангелие всегда пред нами; раскроем его и прочтем - вот что говорит Христос грешникам: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня... Идите же от Меня, проклятые, во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его!» (Мф. 25, 42, 43, 41)... О, как страшно! Так ли ты поступаешь, душа моя? Так ли, как велит Христос? О, как хотелось бы, хотя в этот великий торжественный праздник, обогреть и накормить этих несчастных сироток, согреть их теплым отеческим словом, - какую радость мы принесли бы этим вдовицам, этим сироткам, в этот великий и пресветлый день Христов!

А какая радость была бы для нас самих, для нашей души; мы сказали бы: «Слава Богу! Хотя раз в году мы исполнили завет Христа!»»

С удовольствием я делаю выписки из этого письма и радуюсь, что есть еще добрые христианские души, которые не совсем забыли заветы Христовы, что еще тоскуют сердцем по этим заветам. Далее в письме автор скорбит, что он одинок, что один он не в силах этого сделать - на это у него средств нет... Не скорби, добрая, православная душа! Не можешь ты сделать многого - сделай хотя немногое; не можешь согреть и напитать всех сироток, которых видишь - пригрей и накорми хоть одного из них, приласкай и добрым словом утешь остальных: это-то ты уж, конечно, можешь, а Бог, видя твое доброе произволение, пошлет тебе невидимо средства и на других сироток... Ведь не мы делаем добро, а Бог в нас и чрез нас творит его, - мы же только орудие Его жизнедеятельности на земле... Христос ищет среди людей, среди верных Его заветам души, таких, у коих сердце открыто для добра, и творит чрез них это добро, и делает их счастливцами, живыми членами Своего таинственного тела - Церкви Православной... Не знают этого счастья сыны мира, служащие богу века сего - мамоне; не знают еретики, высоко о себе думающие: это счастье доступно только смиренным душам, внимающим слову Христова: «Егда твориши милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 5, 3). И когда же мирянину творить такое животворящее для души добро, как не в праздники Господни, как не в светлые дни Христова Воскресения? Ведь то, что мы делаем ближнему - мы делаем Самому Господу нашему, слышите; что Он говорит: «Аминь, глаголю вам: елика сотвористе единому братии Моих меньших - Мне сотвористе!» (Мф. 25, 40).

Я говорю: мирянину... А мы, пастыри, мы что должны делать в святые дни?.. О, конечно, по мере наших сил, идти впереди своих пасомых в доброделании, ибо сказано: «Овцы по нем идут» (Иоан. 10, 6); мы должны первые подавать пример любви христианской во имя Воскресшего Христа. А затем - слышите: русская душа жалуется, что ей холодно? Так согреем ее благодатью Христовой! О, как преизобильно веет эта божественная благодать, всегда немощная, врачующая и оскудевающая, восполняющая в нашей Церкви Православной! Одно уже богослужение, разумно, благоговейно, истово совершаемое, как согревает верующее сердце! И особенно богослужение праздничное: какая дивная поэзия в песнопениях, какая красота, выразительность, осмысленность в обрядах! Привлеките к участию в богослужении молящийся народ, введите постепенно общее церковное пение: пусть дети поют и читают в церкви, а вы не опускайте ни одного богослужения без живого слова проповеди, хотя краткого, но сердечного, и - верьте: тогда никто не пойдет на эти скучнейшие собрания еретиков - пашковцев, штундистов, баптистов, им же ныне несть числа. Чтобы приучить народ к общему пению, ныне издано много сборников молитв и песнопений, ценою в несколько копеек: каждый может себе приобрести такую книжку и по ней петь то, что положено и чего не знает он наизусть. Затем, кроме богослужения, открывайте внебогослужебные собеседования и в храме, и в школах, и по деревням. И здесь учите народ пению: он так любит петь церковные песнопения. И научить этому не особенно трудно: ведь если он запомнит восемь напевов гласов, то уже может и петь стихиры, остальное еще легче усвоить. На собеседованиях облекайте истину Христову в образы, приводите больше примеров из жизни святых Божиих, как они прилагали к жизни учение Христово, а чтобы не сказал кто: то были святые, а нам, грешным, где же им подражать? - берите примеры и из современной жизни... Кто хочет исполнить свой долг по совести, кто любит сердцем своих пасомых, тот постоянно слышит в своем сердце голос Христа Спасителя: «Жатва убо многа, делателей же мало»... И жаждущих слова Божия много, ах как много! Ведь почему-нибудь да идут к еретикам, на их собрания: что их влечет туда? Простое ли только любопытство? Нет, там они надеются пить воду живую, но вместо того - пьют яд вражды против матери Церкви... «Отчего у нас понятия помутились, - пишет мне тот же простец, - отчего мы не можем отличить черное от белого? Да оттого, что нас не учат, с нами не беседуют по-отечески, оттого, что мы не чувствуем той теплоты в наших пастырях, какой просит наша душа... Если бы наши пастыри пошли в деревню на беседы, посмотрите, как повалил бы к ним народ послушать святой той проповеди, пришли бы и мужчины, и женщины, и дети: какая радость была бы для пастыря, да и для простых людей! Они долго помнили бы и проповедь, и проповедника. А у нас появились волки хищные в овечьей шкуре, именуемые баптисты, и увлекают из стада Христова добрых овечек. Везде, где они появляются, народ валом валит послушать проповедника-баптиста о слове Божием. Простой человек рад хоть безбожника послушать, только бы говорил он о слове Божием. А у нас нет бесед у наших пастырей, нет света, нет тепла, и остыли наши души, и перестают православные в церковь ходить... Дайте же нам света, дайте нам тепла, согрейте нас отеческой любовью!»...

Вот голос православной народной души. Ужели мы не услышим его? Страшно Богу ответим, если притворимся, будто не слышим его. Его нельзя не слышать. Алчущий и жаждущий народ - смотрите - идет к тем, кто дает ему камень вместо хлеба, змею вместо рыбы: кто ответит Богу за это, братья-сопастыри стада Христова?!

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

УМ И СЕРДЦЕ Умом зовется и сущность души, то есть сердце. Это отождествление ума и сердца встречается во многих местах Священного Писания и святоотеческих сочинений, так что термины «ум» и «сердце» заменяют друг друга. Господь называет блаженными чистых сердцем:

Из книги Борозда автора Эскрива Хосемария

СЕРДЦЕ 795 Для счастья нужна не удобная жизнь, а любящая душа. 796 Теперь, через двадцать веков, мы должны уверенно возвещать о том, что дух Христов не утратил искупительной силы, которая только и может утолить жажду сердец. – Укорени эту истину в своем сердце, которое всегда

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

Сердце Весь путь психоэнергетического совершенствования человека определяется развитием его духовного сердца, ибо все высокие духовные достижения совершаются энергией сознания, расширяемого из чакры анахаты. «… Пусть поймут сердце как единственную… связь мира

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

Беседа 11. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Екклезиаст отдавался

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

15. И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это суета; Если смерть одинаково царствует над мудрым и глупым, оставляя в удел тому и другому жизнь в шеоле, лишенную размышления, знания

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4.

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

3. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Великое зло в том, что участь и праведников и грешников одна. Те и другие одинаково умирают

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

2. Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую. "Правый", "правая сторона", как и во всех языках, выражает понятие истинно доброго, справедливого; "левый", "левая сторона" напротив - понятие ложного, злого,

Из книги автора

Глава 26. Счастлив муж доброй жены. – Болезнь сердца и печаль – дурная жена, распутная дочь. – Трех, страшится сердце: городского злословия, возмущения черни, оболгания на смерть. – От двух скорбит сердце, - а при третьем горит негодованием: если заслуженный воин терпит

Из книги автора

7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ассирияне не удовольствуются разорением Иудейского царства, опустошением его. Они захотят истребить, т.е. совершенно уничтожить и это царство и многие

Из книги автора

Бог в сердце Говорят, что после того, как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.Он созвал семь архангелов на совет и сказал: " Возможно, я совершил ошибку, создав человека,

Из книги автора

8. Сторона чувства - сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце Сторона чувства - сердце. Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается её мыслительною

Из книги автора

Из книги автора

СЕРДЦЕ …Сердце… есть пространная нива, заросшая тернием и волчцами страстей. Как на ней сеять благие семена? Они пропадают и не приносят плода: посему и надобно на всяк день, хотя понемногу, исторгать терние страстей, не попущая (им) происходить в действие… (III,