Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся калугина инна юрьевна. Практико- ориентированное обучение Переход на практико ориентированное обучение в школе

Практико-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Конашевой Елены Владимировны

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения - формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

В рамках практико-ориентированного обучения я стараюсь уже с 1 класса организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать. Для себя я выделила несколько основных приемов практико-ориентированного обучения младших школьников на примере уроков математики:

  1. Практико-ориентированные задачи

Использование практико-ориентированных задач позволяет применять знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по математике для начальной школы очень мало, поэтому стараюсь подбирать, составлять и активно внедрять их в учебный процесс. При изучении нового материала опираюсь на уже имеющийся опыт учащихся, а уже на этапе закрепления и систематизации полученных знаний даю учащимся задачу из повседневной жизни, при решении которой они должны использовать приобретенные предметные знания и умения. Каждая такая задача, должна быть не в явном виде, как это чаще всего дается в учебнике. Лучше сформулировать задание так, чтобы учащиеся подумали, порассуждали и предложили свои способы решения, из которых выбрали наиболее рациональный. На работу с такими заданиями в план урока математики я внесла непродолжительный по времени этап «Математика вокруг нас». Само название указывает на то, что в окружающем нас мире оказывается много математических задач и ситуаций, для решения которых необходимы те или иные знания и умения. Примеры таких задач:

  1. Какую длину и ширину будет иметь участок площадью 48 кв.м?
  2. Сколькими способами можно пришить пуговицу с четырьмя дырками, чтобы ниточкой соединялись две пары дырок, и ни одна дырка не оставалась свободной?
  3. В квадратную комнату с длиной 6 метров решили постелить ковер так, чтобы от каждой стены оставалось до ковра расстояние в 1 метр. Каких размеров будет ковер?
  4. Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для нее надо 45 г крупы, 5 г масла и 5 г сахара.

Практико-ориентированные задания позволяют применять логическое мышление, создают условия для того, чтобы обучающиеся оценили смысл и значение приобретённых знаний.

  1. Уроки-практикумы.

Для формирования практических навыков на уроках математики использую так называемые уроки-практикумы. Главный девиз этих уроков – Мысли! Действуй! Твори! На таких уроках мы измеряем площадь, высоту, рост и массу, определяем временные промежутки, уравниваем по длине предметы, работаем с конструктором. Обязательно используем для этого измерительные приборы: весы, часы, секундомеры, разные емкости для определения объема. Нравится детям на таких уроках составлять задачи для своих друзей.

При изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника» в 3 классе был проведен урок-практикум, где дети помогали любимым героям мультфильма «Маша и медведь» вычислить площадь участка домика медведя, определить размеры забора для домика с учетом обнесения забором сада, находящегося за территорией участка. Ребята определяли размеры стекла для окна домика медведя, сравнивали размеры рамки для фото и рисунков Маши. Каждое задание было направлено на использование имеющихся знаний в жизненной ситуации, в которых задание носит реальный смысл. Урок получился увлекательным, творческим, с ненавязчивым применением на практике знаний учащихся о площади и периметре.

Во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Наглядная геометрия» уделяем большое внимание практическим упражнениям: в 1-2 классах - закрашивание, классификацию, сравнение, определение лишней фигуры, выделение признаков, придумывание орнаментов, аппликация, в 3-4 классах - вычисление периметра данных на бумаге фигур, вырезание из бумаги фигур и вычисление площади, составление загадок, проекты, исследования, конкурсы рисунков-чертежей и др.

Уроки-практикумы помогают формировать практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у младших школьников способности ориентироваться в окружающей действительности.

  1. Уроки – экскурсии.

Проведение математических экскурсий в начальной школе позволяет обучающимся приобрести практические навыки работы вне класса, направленные на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала. Дети учатся важнейшим умственным действиям – наблюдению, рассуждению, анализу, умению делать выводы. Так в 1 классе при изучении темы «Пространственные представления» мы выходили на школьную площадку и вне класса знакомились с понятиями «выше - ниже», «дальше - ближе», «сзади – спереди» и т.п. Во втором классе вычисляли временные промежутки при выполнении режимных моментов в течение дня. В 3 классе при знакомстве с темой «Цена. Количество. Стоимость» мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию в магазин канцтоваров и в магазин игрушек. Детям предлагалось определить, какие предметы и в каком количестве они могут купить на имеющуюся у них сумму денежных средств. Также при изучении единиц массы можно посетить магазин, а при знакомстве с литром (единицей объема) – столовую интерната. В результате такой работы во взаимодействии с окружающей действительностью и измерительными приборами дети смогут усвоить материал более прочно, смогут без труда воспользоваться своим приобретённым опытом при решении задач в классе и в дальнейшей жизни.

  1. Практико-ориентированные проекты.

Проекты на уроках математики в 1-2 классах носят творческий характер – создание игры «Математическое домино», «Лото», создание альбомов «Цифры в картинках», «Симметрия вокруг нас». А в 3-4 классах проекты проводятся в форме деловой игры в ремонт «Школа ремонта», в строителей и маляров «Строим дом», работу с масштабом и др. Проекты на уроках математики в 3-4 классах обычно связаны с вычислениями: например, расчет расходов на ремонт комнаты, расчет расходов на поездку, определение расстояния перелета птиц, расстояния между городами с учетом масштаба карты и др.

  1. Моделирование учебных задач.

На уроках математики особую трудность для учащихся представляют текстовые задачи. Учащимся нелегко ориентироваться в задаче, в её условиях и требовании. Поэтому подробно отрабатываю анализ текста задачи, ее данных, которые мы наглядно представляем в виде модели. При работе с математической моделью задачи учащиеся легче понимают смысл, графически показывают зависимость числовых данных, определяют известное и неизвестное, находят способ решения задачи. В процессе моделирования активизируется творческая деятельность учащихся, отражается предметная сторона учебной деятельности. Основные виды моделей к задачам, применяемых мною на уроках - схема, чертёж, таблица, предметный рисунок, краткая запись, диаграмма.

В своей работе при практико-ориентированном обучении стараюсь применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски и нетбуков учащихся. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.


Практико-ориентированный подход в обучении разработан с целью не просто передать ученикам максимум полезных знаний, но и развить их в целом, дабы детям, подросткам было в будущем проще ориентироваться в жизни и строить ее с учетом собственных особенностей. Технологии и методики преподавания совершенствуются без остановки, но точно известно одно: хороший результат дают лишь те, что помогают создать у обучающегося положительное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету. Одна из задач современного учителя - заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает.

Общая информация

Практико-ориентированный подход в обучении был разработан на базе следующего наблюдения: чем интереснее информация, чем она ближе конкретной личности, тем проще человеку воспринимать новые сведения. Знакомые данные усваиваются с меньшим трудом и усилиями. Учитель может таким образом оформить процесс работы, чтобы деятельность обучающихся была максимально результативной, передавая им только лишь действительно востребованные данные. Ориентированный на практику подход стал едва ли не самым удачным методом работы в таком ключе. Он основан на идее формирования такого процесса обучения, при котором содержание сочетается и в аспектах логики, и эмоционального, образного наполнения процесса. Ученики, получающие новые сведения по такой схеме, приобретают не только знания, но и получают реальный опыт применения полученного - они могут убедиться на своем опыте в том, что новая информация помогает решать актуальные проблемы и задачи, важные для жизни каждого. Вместе с тем образовательный процесс позволяет насытить обучающихся в аспектах творческого поиска и стремления к познанию, эмоциональному развитию.

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет повысить результативность процесса получения учениками знаний. В некоторой степени это обусловлено механизмами, используемыми при выборе той информации, которая должна передаваться аудитории - у учащихся есть возможность оценить значимость преподаваемого материала и понять, в каких аспектах и каким образом его можно использовать на практике. Образовательный процесс предполагает творческие задания на дом, в ходе выполнения которых аудитория может черпать вдохновение из своей фантазии. Преподаватель, оформляя рабочий процесс, старается задействовать тот опыт, который уже есть у обучающихся, а также помогает сформировать новый, связанный с данными, которые передает слушателям. Этот опыт - основа развития каждого слушающего.

Важное и актуальное

Практико-ориентированный подход в обучении прекрасно сочетается с идеей гуманизма, так как помогает исключить негативное, отчужденное отношение к науке. Такой метод дает возможность показать аудитории, как повседневность связана со зданиями, как проблемы, сопряженные с жизнедеятельностью, можно решать, применяя преподаваемую информацию. Научные основы в рамках такой методики излагаются последовательно, с четким следованием правилам логики, при этом каждый шаг образовательного процесса включает материал, позволяющий слушателям осознать значение информации. Задача преподавателя, работающего по такой системе - ненавязчиво и доходчиво объяснять аудитории, как закономерности влияют на привычную жизнь.

Практико-ориентированная технология обучения позволяет сделать образовательный процесс результативнее, эффективнее, нежели многие классические подходы. Личностный статус каждого участника процесса становится выше, поскольку данные, которые он усваивает, применимы в повседневности. При взаимодействии обучающегося и преподавателя работает обратная связь, при этом описанная система помогает стимулировать интерес ученика творить, а значить, познавать ту радость, которую дает творчество. Чтобы этого добиться, необходимо сформировать такой процесс обучения, при котором образы, логика, эмоции сливаются в единое целое. Предметная информация становится незаменимым элементом ценностного знания, применимого в повседневности.

Важно для всех

Практико-ориентированная технология обучения позволяет заложить фундамент общественной мобильности и профессиональной вариабельности, поскольку с самого начала дети понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе. Обучение при этом превращается в творческую задачу, одновременно являющуюся познавательной, и деятельность каждого представителя аудитории считается успешной. Полученные по итогам работы сведения наверняка будут востребованы в повседневной жизни слушателей. Правильная организация рабочего процесса помогает исключить отчуждение обучающегося от науки, объяснить ему, как жизнь связана со знаниями, как они помогают решать проблемы. Чтобы это было результативно, каждое занятие нужно строить в соответствии с рекомендованной структурой, сформированной таким образом, чтобы активизировать способность каждого слушателя мыслить образами и логично. Задача преподавателя - поднять личностный статус каждого, кто присутствует в классе, дать мотивацию обучающимся, объяснить, как образование связано с безопасностью в разных аспектах существования. Структура - это и содержательная часть образования, и процесс.

Программы практико-ориентированного обучения позволяют развить процесс воспитания и передачи полезной информации слушателям. Интерес к познанию у аудитории, с которой работают по такому пути, стоек и высок, одновременно растет уровень качества усваиваемых данных. Отмечается, что правильное применение такого подхода позволяет сделать жизнь слушателя безопасной, упрощает формирование его как полноценной личности с учетом нюансов культуры потребления, в которой вынуждены существовать современные люди. Не менее важный аспект - обучение аудитории воспринимать нюансы безопасности комплексно. Слушатели, обучающиеся по такой системе, раньше осознают, почему так важно вести себя правильно, а также приобретают навыки практической реализации.

Актуальность темы

Применение практико-ориентированного обучения, как считают аналитики, дает доступ к обширным возможностям обучения и образования. Использование такого подхода помогает передавать новым поколениям самые востребованные данные, не сомневаясь в качестве их усвоения. Работая с преподавателем, ученик понимает, почему для него лично так важны новые сведения, которые дает преподаватель, как это сказывается на его положении в обществе. Формируя программу работы со слушателями, следуя правилам описываемой методики, педагог должен отбирать только такой материал, подача которого возможна в формате равного диалога, в котором обучающийся становится полноценным собеседником и партнером, способным и имеющим полное право принять некоторое решение. При выборе материалов нужно помнить: подходят лишь сведения, повышающие практические аспекты образовательного процесса. Чтобы он был эффективнее, следует использовать образные и эмоциональные компоненты, за счет которых формируется интерес к работе у аудитории. Информационный поток, ежели слушатели заинтересованы, можно увеличить без потери качества усвоения, а также повысить эффективность понимания данных.

Как показывает практика, после окончания школы лица, получившие образование по описанной системе, имеют лучшее будущее в сравнении с теми, кто обучался по классической программе. Это связано с мотивацией каждой персоны. Преподаватель позволяет ученикам осознать, как полезные данные связаны с безопасностью личности и ее благополучием. Были проведены эксперименты, призванные проверить, насколько эффективен рассматриваемый способ. На практике доказано, что обучение - это творчество и процесс познания, который можно оформить так, что ученик получает востребованную информацию, ощущая себя успешным.

Рабочие особенности

После окончания школы ученик, получавший образование по рассматриваемой системе, располагает большим объемом знаний, которые тесно связаны с повседневными потребностями, а также раскрывают социальные особенности. Такое образование помогает школьникам сформировать свое мировоззрение. Одновременно учитель формирует у аудитории стойкую заинтересованность в познании нового. Чтобы добиться этого, нужно правильно выбрать материал для занятий и структурировать его для большей результативности подачи. Традиционный подход - оформление в блоки. Обязательными считаются блок алгоритма, внедрения, мотивации и синектики. Есть вариативные элементы - бинарные и посвященные преемственности, моделированию. Комбинирование нескольких блоков в рамках одного занятия - это эффективный метод повышения заинтересованности аудитории и удовлетворения ее любопытства и стремления к познанию. В равной степени охватываются и те, у кого доминирует левое полушарие, и люди с доминантой в виде правого.

Сущность практико-ориентированного обучения в передаче аудитории в понятной форме максимума полезной информации так, чтобы все слушатели осознавали, почему им пригодятся те или иные данные. Для этого можно прибегать к алгоритмам и схематическому представлению информации, к таблицам. Не менее важно пользоваться аналогиями, ассоциациями, забавными и поучительными, фантастическими короткими историями и яркими образами. Одна из основных идей рассматриваемого подхода - ориентация на индивидуальность каждого участника группы. Чтобы это было эффективным, можно применять новейшие технологии, современные структуры, агрегаты и аппараты, интересующие школьников и позволяющие повысить мотивацию каждого слушателя.

О структуре и работе

Технологии обучения с приобретением опыта накладывают ряд ограничений на структуру занятия. Если сравнивать уроки с классической схемой, привлекает внимание следующее отличие: наравне с содержанием есть процесс, в ходе которого содержательные аспекты используются эффективно, дабы ученики поняли на собственном опыте, какие и зачем им нужны знания. Обучающийся на комплексном уровне воспринимает исследуемый предмет, у него появляется перцептивный образ относительно сферы науки - удается осознать, как она присутствует в повседневной жизни. Одновременно для изучаемого объекта появляются практический, связанный с применением, и когнитивный образ, обусловленный информацией. Образовательная эффективность такого процесса гарантирует максимум воспитания и обучения с формированием стойкого интереса к освоению нового.

Как показали наблюдения, практико-ориентированное обучение в колледжах, школах, вузах позволяет увеличить уровень осознания познавательного процесса у аудитории. В рамках экспериментов были достигнуты контрольные показатели в 60%: именно у такого количества слушателей четко формировались ситуативная заинтересованность и стойкая. Повышается удельный вес эндогенной мотивированности ученика. Достижения, связанные с обучением, для классов, работающих по рассматриваемой системе, в среднем выше на 70 % в сравнении с традиционной схемой.

Вчера, сегодня, завтра

Проблемы, связанные с реализацией себя в жизни (к чему стремиться, кем работать) исключительно актуальны для многих возрастных групп. Традиционно считается, что эти вопросы наиболее сложны для школьников, которым еще только предстоит определиться со своим будущим, но на самом деле сталкиваются с такими дилеммами и те, кто уже закончил основную ступень образования, поскольку полученные в ходе обучения сведения так и не позволили сформировать точную картину мира, значит, понять, как приложить себя и свои таланты на практике и наилучшим методом. Самые современные подходы к процессу обучения направлены на исключение подобных ситуаций, как следствие - повышение уровня реализованности персон, общественного счастья.

Отмечается, что лучшие итоги дает образовательный процесс, в рамках которого сочетаются традиционные методики подачи сведений и применением знаний на практике, а инновации идут рука об руку с классикой. В последние годы внедряется многоуровневая система профессиональной подготовки, ведется работа по повышению качества образовательного процесса, а количество курсов, направлений, дисциплин увеличивается. Те недостатки, которые при этом сохраняются, как считают аналитики, можно исключить, если полностью перейти на практико-ориентированную методику. Возможно, при правильном применении этого способа в будущем у поколений по итогам обучения вообще не будет возникать сомнений относительно того, кем работать и каким быть - дети, подростки, юные и взрослые смогут эффективно находит и реализовывать себя в любых социальных условиях.

Варианты и пути

Есть несколько методов организации практико-ориентированного обучения, разработанных для разных ступеней образовательных учреждений. Рабочий процесс можно оформить так, чтобы человек максимально погрузился в узкоспециализированную среду. Еще один вариант - систематичность технологического обучения, включая контекстное. В последние годы особенно активно развивается дидактика образовательного процесса в вузах, и именно применительно к ней особенно интересно рассматривать прогресс внедрения рассматриваемого подхода. Эта область дидактики в нашей стране активно развивается лишь в последние пару десятилетий, и базой процесса выступают принципы, свойственные всей педагогике в целом. Речь идет о наглядном предоставлении аудитории систематизированных и доступных знаний, представленных в связи с жизненными реалиями, последовательно и разумно, с учетом особенностей конкретной возрастной группы и преследуемых преподавателем целей.

Применительно к вузам учебно-практические задачи должны выбираться с акцентированием на профессиональное направление. По этой причине рекомендовано уже на младших курсах включать в программу методы и научные области, значимые для конкретной профессии. Не менее важен принцип дифференциации по уровням и профилям. Применительно к вузам дидактика предполагает выявление оптимальных методов работы с заинтересованной и мотивированной аудиторией. Один из нюансов случая - тот факт, что педагоги (в сравнении со школьным) обычно имеют более высокий уровень квалификации.

Близкое и далекое

Из теории и практики образования следует, что педагогика в начальных, средних, высших образовательных учреждениях складывается из одинаковых элементов - методов, форм. Специфические отличия - это соотношение компонентов между собой в рабочем процессе. В высшем образовании педагогика акцентирована на методах, формах, призывающих обучающегося работать самостоятельно. По минимуму применяются направляющие средства с выраженным ведущим характером.

В некоторой степени мотивационное обеспечение учебного процесса в высшем учебном учреждении связано с идеей вызова. Студенты должны определить подходящие им профессии, выбрать специализацию, а это тесно связано с развитием личности. В рамках общего образования, средней ступени такой задачи в качестве главной обозначить не получится. Средний уровень образовательных учреждений представляет собой подготовительный этап перед окончательным выбором.

О терминологии

Педагоги нашего времени апеллируют технологиями обучения, которые, как считают некоторые, фактически являются в большей степени методиками, видами и приемами. Практико-ориентированное обучение - организационный вариант, в рамках которого определяются оптимальные методы и средства, и именно на них делается акцент. Некоторые аналитики рекомендуют использовать термин «модель» как более точно отражающий явление.

Практико-ориентированная модель предназначена для освоения не только предметной, но также психической деятельности. Применение этого подхода помогает обогатить опыт аудитории и сформировать у каждого структуру личности, за счет которой человек может быстро и продуктивно включиться в профессиональную активность. В рамках такого обучения человек многократно осуществляет некоторые действия, что создает надежный фундамент для реализации их в новых условиях в будущем.

Одна из основных характеристик образовательного подхода - мотивированность, преследующая целью подготовить человека к работе в выбранной профессии в качестве компонентного специалиста.

На примерах: ПОП в изучении иностранного языка

Этот подход нужно использовать последовательно, дабы ученики были компетентными в вопросе взаимодействия с представителями иных культур. Это важно для профессионального и личностного развития каждого члена аудитории. Сперва нужно адаптировать слушателя к пространству и дать ему понимание важности владения языком. Преподаватель должен объяснить, почему это поможет быть успешным профессионалом. Это непросто, поскольку времени в рамках образовательных программ выделяется мало, а вот требования стандартов, принятые в нашей стране, высоки. Вместе с тем студенты по итогам школьной ступени образования располагают довольно слабым представлением об иностранном языке, в группе могут быть люди разного уровня, возможны отличия по аспекту коммуникативной компетентности. Задача преподавателя - систематизировать полезную информацию и важные навыки, которые аудитория получила на предыдущем шаге обучения. Это упрощается применением ориентированных на личность подходов, в рамках которых студенты разного уровня привлекаются к общей работе, коммуникации.

Развитие процесса сопряжено с углублением заинтересованности обучающегося. Преподаватели применяют упражнения, в ходе которых учащиеся обучаются следовать ситуативности. Необходимо практиковать цикличные комплексы, начиная от более простых и переходя к усложненным вопросам. Дискурс, логика, применение дисциплины к ситуациям, которые в будущем ожидают студента, выбравшего конкретное направление, моделирование таких моментов - все это помогает преподавателю, выбравшему ПОП. К примеру, если речь идет об экономической специальности, можно создать атмосферу деловых переговоров с иностранными партнерами. Упражнения, которые практикуются в рамках таких семинаров, должны дать представление о трудностях, связанных с конкретной сферой. Развивая работу со студентами, следует включать в программу условные речевые упражнения, позволяющие повысить качество использования накопленного материала в конкретной ситуации. Если говорить о примерах, то ПОП реализуется через упражнения, в ходе которых ученики должны формировать диалоги с применением конкретных слов, описывать некоторую ситуацию при наличии опорных пунктов.

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного ) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ - НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.

1 этап – Смысловой

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап - Практический

Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

Производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

Преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Список литературы:

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»

«Практико – ориентированное обучение, как средство реализации требований ФГОС по формированию УУД на уроках»

Учитель начальных классов

Моисеева Мария Николаевна

Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно рядом – плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее наши дети. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется, повторяется тезис о переходе к практико-ориентированного обучения. Суть концепций практико-ориентированного обучения заключается в создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, иногда и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:

    на способы самостоятельного постижения знаний;

    на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

    на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;

    на гуманистическую направленность образование процесса.

В работе применяются элементы системы эффективности уроков, позволяющие использовать принципы наглядности, осознанности и интереса в обучении, связи теории с практикой, применения знаний в необычных ситуациях, а также системы поэтапного обучения проблемно-поисковой творческой деятельности учащихся, обучению их приемам эффективной учебной работы, приобщению к творчеству.

Применение в современном учебном процессе интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, обеспечивает развитие личности ребенка, практическое осмысление полученных знаний и умений в практико-ориентированном образовательном процессе.

Качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной деятельности.

Высказывание великого педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что необходимо, чтобы «дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим

самостоятельным трудом и давал для него материал» является основополагающим педагогической деятельности и позволяет эффективно достичь положительных результатов не только в обучении и воспитании, но и в социализации воспитанников.

В этой системе просматриваются весомые приёмы, выводящие на умелое распознавание учащимися мировоззренческих задач и самостоятельное умение их ставить, на поиск метода, соответствующего задачам, на применение метода и оценки полученного результата, что через мировоззренческий аспект получает практико-ориентированную направленность.

Новизна в методах обучения и воспитания, используемых на уроках, состоит в том, что учитель:

Переходит с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;

Мотивирует познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности;

Организует самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу учащегося;

Использует коллективные формы работы на уроке;

Организует постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказывает оперативную помощь;

Создает ситуацию успеха, планирует и предлагает ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности;

Организует самоанализ собственной деятельности, корректирует направленность и содержание практической деятельности.

Традиционной целью школьного образования многие годы было овладение системой знаний, составляющей «основы наук». Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. В результате мы

имеем в России школу, выпускники которой по уровню практических знаний заметно превосходят своих сверстников в большинстве других стран. Однако результаты часто проводимых в последние десятилетия исследований заставляют насторожиться. По естествознанию российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но их результаты ниже при выполнении заданий практико-ориентированной направленности, содержание которых представлено в необычной нестандартной форме, когда требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, протекающих, например, в окружающей среде человека. Ниже результаты при выполнении заданий, связанных с использованием технологий наблюдения, сравнения, формулировки гипотез и выводов при планировании эксперимента, проведения исследования.

Предмет нашей законной гордости - большой объем знаний, - в изменившемся мире практически потерял ценность, поскольку информация стала легко доступной, а объем ее в мире быстро растет. Оснастить человека знаниями, достаточными для успешной социализации, на сколько-нибудь длительное время становится все трудней, сроки обучения увеличиваются, а его эффективность падает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее - знание о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать. И то и другое и третье – результаты деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности учителя.

Ученик перестает быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И учитель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности учеников, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта. Он превращается организатора коммуникаций. Резко растет эффективность обучения. Действительно, содержание, за 5 минут рассказанное учителем, через еще 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю от него останется в памяти одна двадцатая часть.

Если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свою позицию в спорах с товарищами, соглашаясь с более убедительными доводами, оно станет достоянием ученика надолго. Соответственно возрастают возможности в реализации личностно- и практико-ориентированного образования, когда учитель уходит от назидания и становится для учеников старшим товарищем, более опытным и лучше образованным. За высокую эффективность приходится, однако, платить. Прежде всего – необходимостью учителю постоянно совершенствовать себя. Переход от традиционных моделей обучения, к личностно и практико-ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» - требует длительного, профессионального развития.

Возникает ряд проблем, над которыми предстоит трудиться:

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

Каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний биологии, а абстрактно-логическое с приобретением практических навыков в их применении;

Как успешно работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником;

Разрешить поставленные задачи можно путем применения практико-ориентированного, дифференцированного подхода на личностном уровне через раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной учебной деятельности, чтобы работа ученика на уроке и дома обеспечивала его личностное самоопределение, а также применением в обыденной жизни знаний.

Чтобы научить учащихся мыслить, нужно решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке.

Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у учащихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:

Через организацию учебной деятельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием литературы и других художественных произведений.

Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; проведение взаимного опроса; проведение домашних опытов; изучение первоисточников и их анализ.

Строить работу по развитию мышления и познавательной активности помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Приемы, методы и средства должны быть разнообразными, только тогда будет поддерживаться постоянный интерес учащихся к открытию нового. Задания должны быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными. Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотиваций, опыта и желания работать. Поэтому повышается необходимость в индивидуальном и дифференцированном подходе.

Важно обучать школьников умению самим формулировать проблемные вопросы. Знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от их познавательного интереса, от их активного участия в учебной деятельности.

Известный педагог З.А. Сухомлинский писал: «Нет, и не может быть детей, которые не хотели бы учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче, и разорвать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников трудиться».

Вся описанная система работы позволяет положительно решить целый ряд проблем, стоящих перед каждым учителем, а именно: сформировать конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности, сформировать у учащихся прочные осознанные знания. Все зависит от учителя и от его профессионального мастерства.

В основе всей работы лежит принцип успешности обучения, означающий направленность на собственный успех каждого школьника, на использование сил лидирующего поощрения его активной работы с помощью оценочной и отметочной системы на уроке и дома. Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет стимулирования и поощрения активности учащегося, возможности оценить работу каждому, создания высокого эмоционального подъема, условий для повышения интереса к обучению.