Морфологический разбор деепричастия: примеры. Морфологический разбор причастия и деепричастия
План разбора:
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма глагола).
Постоянные признаки:
б) неизменяемость.
Образец устного разбора:
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)
I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - попасть.
Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) не изменяется.
III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.
Морфологический разбор наречия
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
Неизменяемое слово.
Разряд но значению.
Степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... как часто я бываю...
I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.
1,Неизменяемое слово.
2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.
III. В предложении является обстоятельством меры и степени.
Морфологический разбор категории состояния
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.
Синтаксическая роль.
Образец устного разбора:
I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
II. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Морфологический разбор предлога
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) простой или составной
б) производный или непроизводный
в) неизменяемость
Образец разбора:
Над - предлог
I. Вставал над землёй
П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.
Морфологический разбор союза
План разбора:
П. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный
б) простой или несоставной
в) неизменяемость
Образец разбора:
I.Оглянулась иувидела
II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.
Морфологический разбор частицы
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Разряд
Образец разбора:
Же - частица
I. Доп.знач.усиления
Синтаксический разбор словосочетания
План разбора:
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Образец разбора:
Шелестя, падали с тополей сухие листья.
Синтаксический разбор простого предложения
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.
Грамматическая основа (грамматические основы).
Строение предложения: распространенное, нераспространенное.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения (если есть).
Однородные члены предложения (если есть).
Обращение (если есть).
Образец разбора:
нар. мест. гл. обращ.
Как тебя зовут , душа моя?
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
Кажется, шепчут колосья друг другу .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
Сущ прич. оборот гл. нар. нар.
Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.
Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
Уехав, дожидаясь, увидев.
Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .
Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.
Основные признаки деепричастия
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. | Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия. | |
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
|
Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись |
Деепричастия распространяются, как глаголы. | Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. . |
Деепричастия имеют следующие признаки наречий : | |
|
Читая, прочитав, решив. |
|
Передав записку, он отошёл в сторону. |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. | |
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. | [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону . |
2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :
- деепричастия несовершенного вида
образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я
:
молчать : молч -ат → молча ;
решать : реша -ют → решая ; - деепричастия совершенного вида
образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши
:
замолчать : замолча -ть → замолчав ;
решить : реши -ть → решив ;
заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
принести : принес -ти → принесши .
3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).
Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).
4. Морфологический разбор деепричастий:
План разбора деепричастий
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид; | ||
2 | возвратность. | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении). |
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).
Упав
- Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
- Н. ф. - упав
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). - Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Морфологический разбор деепричастия. План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола - деепричастие ).
Вопрос (что делая? что сделав? ) Начальная форма (Варианты : неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие - неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид : совершенный (выйдя — что сделав? ) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь ): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);
в) переходность (переходные : съев хлеба, увидев море! непереходные : придя в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись .
- Вернувшись — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
- Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
- Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
- Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
- Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
- Морфологические признаки:П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь , ответила мне мама.
- Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Конспект урока ««.
Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.
Морфологический разбор деепричастия
1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.
2. Перечислите морфологические признаки:
Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);
Возвратность;
Переходность;
Неизменяемость.
3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.
Обратите внимание!
Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).
К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».
Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:
Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;
Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.
Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).
Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).
Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.
Письменный морфологический разбор деепричастия
Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.
3. (Как? что делая?) Звеня.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.
Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.
3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.
Устный морфологический разбор деепричастия
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.
3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.