Молитва на наречение имени. Молитва на имянаречение

Наречение имени ребёнка - древний обряд, проводимый на 8 день его рождения. Носит литургический характер и сопровождается чтением специальной молитвы.

В отличии от молитв первого дня, в основном сосредоточенных на матери, молитва в восьмой день полностью сосредоточена на ребёнке и по сути представляет из себя прошение о нём к Богу. Оно показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви.

По традиции в этот день ещё не крещённого ребёнка приносят к воротам храма и ждут священника. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, подойдя к ребёнку возглашает: «Благословен Бог наш...», затем читает Трисвятое по «Отче наш»; произнося после возглáса: «Яко Твое есть Царство...» отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Затем запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия΄ Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме! Веселися и ты, старче праведный, приéмый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Заканчивается обряд чтением отпуста:

«Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) . Благослови. Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (святого, именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Как правильно молиться?

Молитва - это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва - это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.

Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».

Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.

Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.

И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».

Детальное описание из нескольких источников: «молитва наречение имени» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитва в ознаменование наречения ребенка именем, на восьмой день по рождении

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш. », затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство. » произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение; священник читает первую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу ) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его .) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго. (именем которого наречен младенец ) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.

Молитва при наречении имени младенца

Молитва при наречении имени младенца

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (или ея), во еже бегати суеты мира и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем (или на ней), совокупляемем (или совокупляемей) во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем (или совершаемей) страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,

Слово шестое. Молитва к Богу и призывание Его Святого Имени

Слово шестое. Молитва к Богу и призывание Его Святого Имени 104. Вопр. Какое наставление преподает преподобный Нил о противоборстве всем вообще вышеуказанным страстным помыслам?Отв. “Подобает, говорит, на все злые помыслы призывать Бога на помощь: ибо, как сказал Святый

Молитва на дарование имени младенцу.

Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца.

Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца. Священник: «Благословен Бог наш…» Трисвятое по «Отец наш…». Дневной тропарь. «Господу помолимся».«Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Вечнодевы Марии и младенцем возлежавший в яслях! Ты Сам, по

Молитва жене, егда извержет младенца (при ненасильственном аборте)

Молитва жене, егда извержет младенца (при ненасильственном аборте) Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, и во яслех яко младенец возлегий, Сам рабу Твою сию днесь сущу во гресех, во убийство впадшую, волею или неволею, и зачатое в ней

Глава 4. Почитание имени Божия и молитва Иисусова в русской традиции

Глава 4. Почитание имени Божия и молитва Иисусова в русской традиции История почитания имени Иисуса в русской традиции восходит ко временам Киевской Руси. Литературные памятники этого периода свидетельствуют о том, что Иисусова молитва была хорошо известна в монашеской

13. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровен

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но,

Речь при наречении во Епископа

Речь при наречении во Епископа Ваше Святейшество! В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси, егда же состареешися, воздежеши

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:Священник:

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЕ, ИЗВЕРГШЕЙ МЛАДЕНЦА

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЕ, ИЗВЕРГШЕЙ МЛАДЕНЦА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство:Также отпустительный тропарь дня и

Молитва жене, егда извержет младенца

Молитва жене, егда извержет младенца Творит священник: Благослове?н Бог наш: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: И по О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство:Таже отпустительный тропарь дне. Таже:Го?споду помо?лимся.Влады?ко Го?споди Бо?же наш, рожде?йся от Святы?я Богоро?дицы и

Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго

Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго Глаголет иерей: Благослове?но Ца?рство:Таже, Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: И по О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство:Го?споду помо?лимся.Го?споди Бо?же Вседержи?телю, всего? зда?ния ви?димаго же и

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении Молитву читает священник Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в

Молитва в первый день после рождения младенца

Молитва в первый день после рождения младенца (Эту молитву должен читать священник.)Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в

Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения

Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения (Эту молитву должен читать священник.)Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в

Учебное пособие по литургике Текст не отредактирован после сканирования

Молитва на наречение имени младенцу

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - вы-

бор имени младенцу - по Уставу Православной Церкви положено со-

вершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день

священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует пом-

нить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младен-

цу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением

для называющихся им, и утешением в любви. Имя святого, как свет,

каждый вносит в свой дом»,1 возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как

это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию

«В наречении имени, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - ви-

ден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены

не просто, как случится, дают имена рожденным рт них, а заключают в

имени дитяти предзнаменование»,3 что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду,

что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря

Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таин-

ствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей

или от вещей».4 Имя новорожденному младенцу родители обычно

избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого прихо-

дится на восьмой день по рождении ребенка.5 Наши предки давали име-

на своим детям также по имени святого, память которого приходилась на

день рождения или на день его крестин.6 Иногда имя ребенку избирали

1 Святой Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1896, т.П, кн.2, с.558.

2 Патерик Печерский. Киев, 1838, с. 52.

3 Святой Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898, т.1У, с.550.

4 Сказания русского народа, собранные Сахаровым. СПб, 1849, т. 2, кн. 5,

5 Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XV-XVII веков о совер-

шении Таинств в Русской Церкви. Казань, 1900, с. 22 23.

в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти

по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение но-

ворожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти свято-

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного иссле-

дования, совершаемого священником, становилось для него святым, таин-

ственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день

принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связыва-

лось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».2

В день наречения имени’ младенцу участники этого события: свя-

щенник, родители, будущие восприемники от купели Крешения, принес-

шие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается мла-

денец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного

союза человека с Богом.

читает в притворе храма, сосредоточено на младенце. В ней говорится,

что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что

он «придет в земной храм и будет участником спасения».

«Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает* священник в иссле-

довании, - и Тебе просим, да энаменается свет Лица Твоего на рабе

Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаме-

нается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его.

да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, по-

лучит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в заверше-

ние молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родите-

лям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им

Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю за-

Молитвы сорокового дня

Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни

Церкви. Принесенный в храм, он предлагается Богу так же, как Сам

Христос бьи «в четыре десятый день законному храму принесенный от

Марии. и на объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути

ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: Сам

(Господи), благослови отроча сие. и сподоби е во время благоПотребное

и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду словесных овец;

нарицающихся именем Христа Твоего. »

1 Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.,

2 См. Дебольский ^., прот. Попечение Православной Церкви о спасении

мира. 3-е изд., СПб., 1885, с.76.

Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет никакого

автономного существования. Его жизнь полностью определяется и фор-

мируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадле-

жит Церкви, находит в Ней источник, содержание и смысл своего суще-

ствования. Поэтому ребенок, принадлежащий семье, и в более конкрет-

ном, биологическом смысле - матери, тем самым принадлежит Церкви.

Это поистине Ее ребенок, уже принесенный в храм, препорученный Богу.

Все это Выражено в Молитве, читаемой священником: «Господи Бо-

же наш. и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу бла-

гослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от

него всякую сопротивную силу. » (3 молитва). «Рожденное отроча благо-

слови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри. и умного сподоби света.

да сопричтется святому Твоему стаду» (4 молитва).

Приготовление к крещению всегда сопровождается особыми церков-

ными молитвами об оглашаемом. Этими молитвами Церковь просит Бога

«в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения»,

«присоединить их к Своему избранному стаду» (Литургия святого Иоан-

Прошения и молитвы о готовящихся ко святому Просвящению на

Литургии Преждеосвященных Даров показывают, что Крещение, вступ-

ление новых членов в Церковь, по своей сущности есть дело всей

Церкви, всей общины, а не «частная», «семейная» треба. Крещение не

только совершается в церковном собрании в великие праздники, но и са-

мо является праздником Церкви, праздником нового единства собранных

Христом людей и соединяемых в Нем с Богом. Через Крещение люди

становятся братьями для новой жизни в единстве веры и любви. Поэтому

молитвенное последование Таинства требует участия в нем всех членов

Молитва во еже сотворити оглашенного

В этой молитве чина Крещения участвуют священник, восприемники

и члены общины. Она направлена на то, чтобы «отрешилась его

(оглашаемого) ветхость», и он исполнился силы Святого Духа и через со-

единение со Христом со делался членом Христовой Церкви. Молитвен-

ным обращением к Богу иерей вызывает к действию творческое слово

Божие: «Да будет» (Быт. 1, 3, 6). В результате человек начинает быть

оглашенным, наставляемым и наставленным в истинах православной веры

и молитвенно готовится воспринять своей душой тайну духовного рожде-

ния «свыше - от воды и Духа» (Ин. 3, 5, 7).

Положив Крест и Евангелие на аналой, иерей удостоверяется, что

«пояс хотящего просветитися разрешен» (снят) и сам он стоит лицом «к

востоку во единой ризе непрепоясан, непокровен и необувен, имущ руце

доле» (опущенными вниз).

Слова молитвы иерей предваряет троекратным «дуновением» на ли-

цо оглашаемого и трижды знаменует крестообразно «чело и перси» его.

Дуновением священника, по словам святого Симеона Солунского,

«возгревается прежнее дуновение, бывшее над Адамом»,1 когда «Господь

Бог. вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7).

Возложение руки священника на голову оглашаемого означает, что

просящий Крещения принимается Церковью в свое достояние, его имя

будет внесено в книгу жизни, а сам он будет «причислен к стаду насле-

дия Божия» (1-Я молитва).

Начало крещального богослужения через возложение руки епископа

или священника на голову оглашаемого вслед за дуновением осмысливает-

ся поэтому как акт и дело его защиты: оглашаемому дается духовное

прибежище, он берется под кров благодати Божией. Так начинается об-

щецерковная молитва за готовящегося к Таинству Крещения. К оглашае-

мому обращены слова святителя Василия Великого: «Приступи и всецело

отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви. Впишись

в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу Горнюю».2 Оглашаемый, как

бы отвечая на этот призыв, приходит ко Христу, чтобы спастись, и мо-

литва иерея свидетельствует об этом.

«О имени Твоем, Господи, Боже Истины. возлагаю руку мою на

раба Твоего (имя рек). Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни

его еже в Тя веры, и надежды, и любве. Даждь ему во всех заповедях

Твоих ходити, и угодная Тебе сохраните. Напиши его в книге жизни

Твоея. да прославится имя Твое святое в нем. Да будут очи Твои

взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моле- ,

ния его. Возвесели его в делах рук его, и во всяком роде его. »

Молитвы запрещения злых духов

Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир - мир

ангелов. Часть ангелов не устояли в добре, вместе со своим предводите-

лем диаволом они стали духами зла. Диавол склонил Адама и Еву нару-

шить заповедь Божию. Преподобный Макарий Великий говорит, что с

того момента в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ

всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и

влагать в его сердце все вредное». При этом он столь коварно действует,

что все злое представляется человеку рождающимся само собой в душе»

Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, пад-

шие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, уси-

лением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тще-

1 Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль. СПб., 1899, с.340.

2 Творения. М., 1846, часть IV, с.238.

славными мыслями, отвержением Покаяния и многим иным.1 В период

оглашения все эти смущения, прилоги и помыслы направляются падшими

ангелами на то, чтобы воспрепятствовать действию Евангельской благода-

ти на хотящего креститься и похитить слово Божие из его сердца (ср.

Мф. 13, 19). Священник со властию повелевает диаволу именем Господа

Иисуса Христа отступить от создания Божия - человека, не имеющего,

по словам святого Кирилла Иерусалимского, возможностей и сил

«бороться с сопротивными силами до Крещения».2

Священник знает это и повелительно обращается к диаволу:

«Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир и вселивыйся в

человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на

древе сопротивныя силы победи. Убойся, изыди и отступи от создания

сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем. отыди в свой тартар

даже до уготованного великаго дне суднаго. Отступи от запечатанного

новоизбранного воина Христа Бога нашего, со всею силы и аггелы твои–

«Бог святый, страшный и славный, . нами недостойными Его

рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе отступити от новоза-

печатаннагог. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего

Иисуса Христа и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его

страшным» (2-я молитва).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляй всякий недуг. Призри

на раба Твоего, . отжени от него вся действа диаволя: запрети нечистым

духом, сокруши сатану под нозе его скоре, и даждь ему победы на него и

нечистыя его духи: яко да, от Тебе милость получив, сподобится бессмер-

тных и Небесных Твоих Тайн» (3-я молитва). у

После совершения молитв запрещения читается еще одна молитва

об оглашенном, в которой содержится прошение о принятии его в Прене-

бесное Божие Царство. Эта четвертая молитва начинается торжествен-

ным произнесением имени Божия, как в анафоре и других важнейших

молитвах церковных. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по

образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни ве.чныя, таже

(затем) отпадша грехом не преэревый, но устроивый вочеловечением

Христа Твоего спасение мира: Сам и создание Твое сие, избавь от ра-

боты вражия, прими в Царство Твое пренебесное. Иэжени из него вся-

каго лукаваго и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.

И сотвори его овча словесное святаго стада Христа Твоего, уд честен

Церкви Твоея, сына и наследника Царствия Твоего. » (4-я молитва).

Крещаемый вновь поставляется перед выбором между жизнью с

Богом, освобождающей от рабства диаволу, и греховным навыком. Выбор

свидетельствует отречением от сатаны и сочетанием Христу.

1 Святитель Игнатий (Ърятакинов). Сочинения. 3 изд, СПб., 1905, п.5, с.43.

2 Кирилл, архиспискол Иерусалимский. Творения. М., 1855, с.47.

Отречение от сатаны

Требник повелевает священнику обратить крещаемого на запад (по

церковным воззрениям стороне духовной тьмы), «горе руце имуща, сов-

лечену и отрешену одежд». Даже этим внешним видом оглашаемый убе-

ждается в своей духовной нищете, в причастности к пленникам, которые

«ходят раздетыми и разутыми», ведь и он - пленник греха.

Взрослый крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от

духа зла, воздевая руки «горе» - вверх. По замечанию святого Симеона

Солунского, это совершается «в знамение того, что крещаемый не имеет

у себя никаких дел лукавого и начинает подражать Распятому за нас».1

Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, вой-

ти в плен Его, который, по словам святителя Иоанна Златоуста,2

«превращает рабство в свободу, . возвращает с чужбины на родину».

Таким образом, разрывая связь с духом зла и всякой нечистоты, уверо-

вавший во Христа человек окончательно и твердо свидетельствует жела-

ние соединиться с Церковью.

Действия, связанные с отрицанием (дуновение, плюновение), знаме-

нуют, что оглашаемый готов порвать связи с прежней греховной жизнью,

сотканной из гордыни и самоутверждения, гордыни, которая первого

Адама лишила Эдема (Быт. 3, 23) и погрузила его во тьму, в смерть и

ад. Слово отрицания полагает начало духовному поединку, именование

которому «невидимая брань», поле же которого - вся жизнь христиа-

Теперь он встает под защиту Христа, берет «щит веры. чтобы

возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16).

За отречением следует исповедание личной верности оглашаемого

Христу - «сочетание». Для этого священник обращает оглашаемого от

запада к востоку, «доле руце имуща», что означает отвращение от зла и

диавола и обращение ко Господу. Святитель Кирилл Иерусалимский пи-

шет: «Как скоро отрицаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с

ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, ко-

торый «насадил Бог на востоцех» (Быт. 2, 8) и из которого за преступ-

ление был изгнан праотец наш. А в энаменование сего обращают тебя от

запада к востоку, к стране света».3

Жизнь в Церкви следует начинать послушанием и согласием

Христу. Потому оглашаемый опускает руки, «чтобы, - как свидетельст-

1 Святой Симеон Солунский. Цит. по кн. Архиепископ Вениамин. Новая

скрижаль. СПб., 1899, с. 343

2 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 343.

3 Святой Кирилл Иерусалимский. Слово предогласительное. - Творения. М.,

вуется в Новой скрижали, - всячески показать тем покорность свою

пред Богом».1 Это видно из троекратных ответов оглашаемого:

«Сочетаваюсь. Сочетахся. Верую Ему, яко Царю и Богу», и из чтения

Символ - от греческого (то 8ицроЯоу) соединяю, держу вместе

Тесно соприкасается с верой человека. Вера есть «обличение вещей

невидимых» (Евр. 11, 1). Она дает знание о другой, неземной реаль-

ности, но в которую можно войти, которой можно приобщиться. Поэтому

вера требует символа, который бы ввел человека в эту духовную реаль-

ность и дал все необходимое для ее явления. В этом смысле исследование

очень символично. Оно не гасит жажды знания о Боге, а умножает ее.

Оглашаемый «пред многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) дает Богу

обещание быть в единстве с Церковью, чтобы со всеми верными покло-

ниться Святой и Живоначальной Троице. Об этом говорит земной или

поясной поклон, который делает оглашаемый после слов: «Покланяюся

Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Воздавая благодарение Богу за совершенное приготовление огла-

шаемого ко Святому Крещению, священник возглашает: «Благословен

Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание Истины прийти. »

Завершительная молитва чина оглашения

Чин оглашения заканчивается введением хотящего принять Святое

Крещение внутрь храма Божия, только пред вратами которого он мог на-

ходиться. И здесь иерей совершает молитву об оглашаемом, чтобы Гос-

подь «призвал раба» сего и сподобил получить свыше рождение «от воды

Православная вера исповедует Бога Единого в Троице, Отца, и

Сына, и Святого Духа, и Троицу в Единице, не сливая Лиц и не разде-

ляя Существо. И учит правильно понимать воплощение Господа Иисуса

Христа, что Он - Бог и Человек. Веруя так, необходимо соблюдать

заповеди Божий, ибо «вера, если не имеет дел, мертва» (Мк. 2, 17).

Корень зла составляет гордость, лихоимство, плотская похоть, зависть,

невоздержание, гнев, леность. Желающий быть участником Небесного

Царства, открывающегося в Церкви, призывается все это побеждать

добродетелями: смирением, милосердием, целомудрием, сорадованием,

трезвенностью, пощением, усердием к молитве и богослужению и прочими

Об этом и просит священник Господа: «. Отреши его ветхость, об-

нови его в живот вечный, и исполни его Святаго Твоего Духа силы, в

соединение Христа Твоего, да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего

Царствия. » Чин сочетания Христу, таким образом, открывает те обеты,

которым крещаемый должен оставаться верен до конца жизни. Соеди-

1 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль, с. 345.

ниться со Христом значит, преодолев свою греховную самость, принести

душу в жертву Богу и тем ее спасти.

Облачившись в белые епитрахиль, поручи и фелонь (ризу), симво-

лизирующие явление новой жизни, принесенной на землю Сыном Божи-

им, Спасителем мира, иерей, согласно требнику, совершает каждение ку-

пели и всех участников Таинства, стоящих с зажженными свечами. Среди

этих участников Церковь особо выделяет духовных восприемников -

крестных отца и мать.

По учению Православной Церкви, «восприемник нарицается отцом

по рождению от Духа Святого и в силу сего значения, нарицаясь тем са-

мым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во

второй степени родства».1

Духовное восприемничество налагает на них ответственную обязан-

ность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов Креще-

ния, истин христианской веры и образа христианской жизни. И грех ле-

жит на душе тех, кто не заботится о научении крещеного и о введении

его в церковную жизнь.2

Согласно Поучению святительскому к новопоставленному иерею,

перед совершением Крещения священник должен: «1) спросить восприем-

ников, знают ли они, что при Крещении младенца силою Святого Духа

очищается греховная скверна и младенец причисляется к лику святых

ради страдания и смерти Спасителя Христа; 2) сказать им, что они

должны стараться младенца, которого восприемлют, учить вере во

Христа и своими увещаниями приводить к тому, чтобы он был трудолю-

бив, кроток, воздержан и любвеобилен ко всем, а грехов, как дел диа-

вольских, лишающих его подаваемой при Крещении святости, избегал; У)

сказать также, что они себя в том Богу порукой представляют за мла-

денца и что за их нерадение будут они участниками грехов.3

Все это должны знать восприемники от купели Крещения, дабы яс-

но понимали они свою задачу -- смогли воспринятых ими духовных де-

тей воспитать в вере православной, в духе и силе благочестия. Об этих

обязанностях наглядно говорит им возжженная свеча, которую держит

1 Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. М., 1899,

2 Шмеман Александр, священник. Таинство Крещения. Париж, 1951, с.9.

3 Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей.

Харьков, 1900, с.913 914.

Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана

смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви.

«Христос крестился для того - пишет святой Игнатий Богоносец, -

чтобы очистить воду,»1 сделать ее способной духовно возрождать кре-

Уже самый первый момент, - говорит святой Симеон Солунский,

Каждение купели и участников Таинства - указывает взору людей

«благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную

радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к

свету, ибо «он становится сыном Света».2

А начальный возглас: «Благословенно Царство. » свидетельствует о

реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещае-

мый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви явля-

ется Евхаристия - Таинство Причащения Тела и Крови Христовых.

Принятие истинных пищи и пития (Ин. 6, 55) - естественное содержа-

ние жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Кре-

щения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провоэгла- «

шающий наступление Царства Святой Троицы.3 Жизнь этого Царства

дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней.

Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем

свидетельствует, что вещество Таинства - вода - должно войти в со-

прикосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как неко-

гда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их,

так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее

Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В

Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещаю-

щийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Хри-

Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа

через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинст-

ва проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших

ожиданием того, что «все покорится Богу» (1 Кор. 15, 25-28) и

Царству Его любви.

В словах мирной ектений эта же мысль повторяется неоднократно.

«. О еже освятитеся воде сей. и ниспослатися ей благодати избавле-

ния;..^ прийти на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы

действу. и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов, . и

1 Священно мученик Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. Писания му-

жей апостольских. СПб., 1895, с.277.

2 Шмеман А., свящ. Таинство Крещения, с. 18, 21.

3 Красносельцев, профессор. Сведения о некоторых литургических рукописях

Ватиканской библиотеки. Казань, 1885, с.99.

достойну быти нетленного Царствия в ней крещаемому. О еже просвети-

тися нам просвещением разума и благочестия, . и покаэатися

(крещаемому) сыном Света и наследником вечных благ. и сохранит

одежду Крещения и обручения Духа нескверно и непорочно. »

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные

согрешения, оставить и даровать ему силы для совершения «великого и

пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом

«вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на ос-

новании апостолов и пророков» и стал «носителем истины в Соборной и

Апостольской Церкви и преуспеянием в благочестии славил Всесвятое

имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тайная молитва о себе самом по-

могает священнику проникнуть в благодатную атмосферу Таинства, ото-

браженную в молитве на освящение воды, и готовит его к этому ответст-

Словами «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя. » начинается ос-

вящение воды и осуществляется «онтологический выход к Богу».1 В мо-

литве возвещается вера Церкви в Бога Творца и в ожидание высшего

блаженства твари - быть в единении с йогом. Согрешивший человек

потерял это единство, но Бог не оставил его. Он послал Сына Своего

спасти согрешивший мир. И Христос возвестил: «Если кто не родится от

воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Этими

словами Господь усвояет высокое значение воде как Очищающему и ос-

По слову Христа, погружение в воде есть знак очищения человека

от грехов, его рождение свыше (Ин. 3, 3). Через молитву священника

вещество Таинства - вода - как стихия мира, восстанавливается в том

значении, какое она имела до грехопадения человека. Освященная Духом

Святым, вода получает силу Христову, ив ней человек действительно со-

единяется со Христом, весь, душой и телом, обновляется для новой, ду-

Молитву по содержанию можно разделить на три части. В первую

входят мысли о мироздании и Небесном хвалении, славы Божией, которое

Вторая часть начинается со слов: «Ты бо Бог сый Неописанный. »

Она включает в себя воспоминание Божественного Домостроительства и

человеческого спасения чрез Спасителя Христа. Все тварное воспевает

Христа, пришедшего во плоти. Через Духа Святого’ Христос освятил во-

ды Иорданские и сокрушил силы, враждебные человеку. В третьей части

испрашивается нисхождение Духа Святого на воды. Через наитие Свято-

го Духа воды станут «избавлением, освящением, очищением, оставлением

1 Павел Флоренский, свя-щешшк. Из богословского наследия. - Богословские

труды. М., 1977, сб.17, с.191.

2 Дмитриевский А.А., профессор. Наука о православном богослужении. Таин-

ство великой агиасмы, гл.11, с.1 (машинопись).

прегрешений, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием

сыновства, одеянием нетления, источником жизни». Крещаемый в воде

слагает с себя ветхого человека и облекается в нового, обновляемого по

образу Создателя. Умирающий со Христом становится и общником Его

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш...», затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство...» произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение, священник читает первую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его.) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго... (именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.

Ваша помощь сайту и приходу

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 054) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (326) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 042) Вопросы священнику (474) Изображения (260) Иконы (563) Иконы Божией Матери (117) Проповеди (1 195) Статьи (1 958) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (179) Любовь, брак, семья (79) Материалы для воскресной школы (419) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (48) Дидактические материалы (78) Игры (33) Изображения (48) Кроссворды (29) Методические материалы (49) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (103) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (538) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (393) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 152) Библия (977) Закон Божий (960) Миссионерство и катехизация (1 655) Секты (7) Православная библиотека (496) Словари, справочники (55) Святые и Подвижники благочестия (1 914) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (100) Храм (172) Устройство храма (1) Церковное пение (35) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 741) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (754) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (29) Церковь и таинства (162) Елеосвящение (10) Исповедь (37) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (15) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (39) Православное радио (80) Православный журнал (40) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (65) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (123) СМИ о приходе (24) Суеверия (40) Телеканал (400) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815–820).

Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (XIV).

Прмч. Иосифа Баранова (1918); сщмч. Николая Шумкова пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938).

Толгской иконы Божией Матери (1314).

1 Кор., 165 зач., XVI, 4–12. Мф., 86 зач., XXI, 28–321.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Апостол Матфи́й

Свя­той апо­стол Мат­фий ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на; с ран­не­го дет­ства он изу­чал За­кон Бо­жий по свя­щен­ным кни­гам под ру­ко­вод­ством свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца.

Ко­гда Гос­подь Иисус Хри­стос явил Се­бя ми­ру, свя­той Мат­фий уве­ро­вал в Него как в Мес­сию, неот­ступ­но сле­до­вал за Ним и был из­бран в чис­ло 70 уче­ни­ков, ко­то­рых Гос­подь «по­сы­лал по два пред ли­цем Сво­им» (Лк.10,1).

По Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­стол Мат­фий был из­бран по жре­бию в чис­ло 12 апо­сто­лов вме­сто от­пад­ше­го Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1,15-26).

По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­стол Мат­фий про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Иеру­са­ли­ме и в Иудее вме­сте с про­чи­ми апо­сто­ла­ми (Деян.6:2, 8:14). Из Иеру­са­ли­ма с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Ан­дре­ем хо­дил в Ан­тио­хию Си­рий­скую, был в кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ти­ане и в Си­но­пе. Здесь апо­сто­ла Мат­фия за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, из ко­то­рой он был чу­дес­но осво­бож­ден апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. По­сле это­го апо­стол Мат­фий пу­те­ше­ство­вал в Ама­сию, го­род на бе­ре­гу Пон­та. Во вре­мя 3-го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Ан­дрея свя­той Мат­фий был с ним в Едес­се и Се­ва­стии.

По цер­ков­но­му пре­да­нию, он был с про­по­ве­дью в Эфи­о­пии Пон­тий­ской (ны­неш­няя За­пад­ная Гру­зия), Ма­ке­до­нии, мно­го­крат­но под­вер­га­ясь смер­тель­ной опас­но­сти, но Гос­подь со­хра­нял его жи­вым для даль­ней­шей про­по­ве­ди Еван­ге­лия.

Од­на­жды языч­ни­ки за­ста­ви­ли апо­сто­ла вы­пить отрав­лен­ное пи­тье. Апо­стол вы­пил его и не толь­ко сам остал­ся невре­ди­мым, но ис­це­лил и дру­гих уз­ни­ков, ослеп­ших от это­го пи­тья. Ко­гда свя­той Мат­фий вы­шел из тем­ни­цы, языч­ни­ки тщет­но ис­ка­ли его, так как он сде­лал­ся для них неви­ди­мым. В дру­гой раз, ко­гда языч­ни­ки в яро­сти бро­си­лись, чтобы убить апо­сто­ла, зем­ля раз­верз­лась и по­гло­ти­ла их.

Апо­стол Мат­фий вер­нул­ся в Иудею и не пе­ре­ста­вал про­све­щать сво­их со­оте­че­ствен­ни­ков све­том уче­ния Хри­сто­ва. Он тво­рил ве­ли­кие чу­де­са Име­нем Гос­по­да Иису­са и об­ра­тил очень мно­гих к ве­ре во Хри­ста.

Иудей­ский пер­во­свя­щен­ник Анан, нена­ви­дев­ший Хри­ста, дав­ший ра­нее по­ве­ле­ние сбро­сить с вы­со­ты хра­ма апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, при­ка­зал взять апо­сто­ла Мат­фия и пред­ста­вить на суд си­нед­ри­о­на в Иеру­са­ли­ме. Нече­сти­вый Анан про­из­нес речь, в ко­то­рой ко­щун­ствен­но ху­лил Гос­по­да. В от­вет апо­стол Мат­фий по­ка­зал на про­ро­че­ствах Вет­хо­го За­ве­та, что Иисус Хри­стос – Ис­тин­ный Бог, Мес­сия, обе­щан­ный Бо­гом Из­ра­и­лю, Сын Бо­жий, Еди­но­сущ­ный и Со­веч­ный Бо­гу От­цу. По­сле этих слов апо­стол Мат­фий был осуж­ден си­нед­ри­о­ном на смерть и по­бит кам­ня­ми. Ко­гда свя­той Мат­фий был уже мертв, иудеи, скры­вая пре­ступ­ле­ние, от­сек­ли ему го­ло­ву как про­тив­ни­ку ке­са­ря. (По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, апо­сто­ла Мат­фия рас­пя­ли на кре­сте. Неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что он скон­чал­ся в Кол­хи­де). Смерть за Хри­ста и ве­нец му­че­ни­ка апо­стол Мат­фий вос­при­нял око­ло 63 го­да.

Тропарь апостолу Матфию

Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Матфий, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу Матфию

Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе.

Перевод: Светозарная, как солнце, по всему миру прошедшая проповедь твоя Церковь, призванную из язычников, просвещает благодатью, чудотворец Матфий Апостол.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 43–46.

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

(Мф. 21, 43–46.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ: Слово в день памяти благоверных князей Петра и Февронии

В этот воскресный день мы вспоминаем не только Воскресение Христово, но и в Отечестве нашем празднуется замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности, – так он называется. Очень отрадно, что подобные праздники, посвященные семье, этой величайшей ценности, этому величайшему проявлению любви, утверждаются в нашей стране. И еще отрадней то, что они утверждаются на основе воспоминания святых. В этот день празднуют память святых Петра и Февронии, которых по праву считают покровителями семейной жизни.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 12:27 мин. Размер 11.40 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Нужно ли христианину знать догматическое богословие?

    Должен ли обычный христианин погружаться в исследование догматов, и если да, то в каких пределах?

  • Воскресший

    Что делать, если больше всего я люблю Бога, и мне нет места в миру?

  • Духовное восстание

    Сегодня первый день Успенского поста, благодатного, спасительного, утешительного, укрепляющего времени для христиан. Это очень радостный и важный день, в который мы празднуем память святых мучеников Маккавеев и чтим Крест Господень.

  • Грозный знак

    Святотатцы не банк ограбили, не разбогатевшего земляка, а подняли кощунственную руку на Ту, Кто является духовным стражем града Углича.

  • Святитель Самсон, епископ Дольский

    Уроженец Уэльса, посвященный в епископа в монастыре Лланиллтуд Ваур, святитель Самсон отправился в Бретань, чтобы нести в эту землю свет Истины. Такое решение он принял, когда, молясь один в церкви, увидел ангела Божия.

Вы собираетесь окрестить ребенка, и хотите всё сделать «по правилам». В этом случае одним из главных вопросов, стоящих перед вами, окажется выбор крестного имени. Процесс выбора крестного имени (или иначе - церковного имени, имени для крещения, крестильного имени) окружен множеством фантазий, домыслов и слухов, поэтому предлагаем вашему вниманию информацию из авторитетного источника.

Все мы знаем по телепередачам митрополита Волоколамского Илариона. Владыка Иларион (Григорий Валериевич Алфеев ) - доктор богословия, человек много знающий, эрудированный, к тому же он - член Высшего Церковного Совета, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата, председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», а значит, лицо, уполномоченное выражать официальную позицию Церкви. И с приходской практикой он знаком не понаслышке - является настоятелем московского храма на Большой Ордынке.

Предлагаем выдержки из его книг «Как прийти в Церковь» и «Православие» ,

см. Обряды, предшествующие Крещению. Наречение имени.

Митрополит Иларион пишет:

В соответствии с Требником таинству крещения предшествуют несколько обрядов: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Изначально (когда крестили только взрослых людей) эти обряды не входили в состав таинства крещения. Они появились тогда, когда нормой стало крещение младенцев. // Требник - это богослужебная книга Русской Православной Церкви, которая устанавливает порядок совершения церковных таинств: крещения, венчания, покаяния и др.; слово «треба» старину означало «жертва», «молитва», «исполнение священного обряда». //

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а младенца - сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя ), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего.

И даруй, Господи, чтобы святое имя Твое пребывало неотступно на нем, который в благопотребное время присоединится к Святой Твоей Церкви и причастится Святых Твоих Тайн, вызывающих трепет.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя ), и да знаменуется крест Единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего…»

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение.

Светские специалисты по антропонимике рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени // см., например: Суслова, Суперанская. «О русских именах», стр. 189-190, «Сопоставлять значение имен при выборе имени ребенку - занятие пустое и бесперспективное… Знание перевода того или иного имени с языка-источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому… Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения» //. Обратите внимание, что эту цитату из книги Сусловой и Суперанской приводит митрополит Иларион (!)

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он» . Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя // Неофит (Осипов). Мысли об имени, стр. 51-58 //. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя // Буйе. О Библии и Евангелии, стр. 23; Thomson. Yahweh, page 101 2 //. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя . < … >

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя своим избранникам - тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. < … >

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника - первая ступень на пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при крещении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир - Василием, Борис и Глеб - Романом и Давидом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления, и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед Крещением. < … >

Крещение младенца, по традиции, совершается около сорокового дня после его рождения. Однако четко установленного срока для крещения нет: оно может быть совершено и до, и после сорокового дня. Взрослый человек может креститься в любом возрасте.

------

Других правил и требований к выбору крестного имени в РПЦ не существует!

Литература:

«Как прийти в Церковь» (пособие по катехизации), автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство «Эксмо», Москва, 2011 г., 224 стр., ISBN: 978-5-699-45658-1

«Православие», в двух томах, автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство Сретенского монастыря, Москва, 2012 г., 1840 стр., ISBN: 978-5-7533-0702-6, 978-5-7533-0701-9; впервые книга опубликована в 2007 году; см. том 2, глава V. Крещение и миропомазание

в котором п одробно рассказывается о таинстве крещения.

(об имянаречении говорится с 3 мин. 45 сек. по 7 мин. 20 сек.)

И другие материалы, заслуживающие внимания родителей

(размещены на портале "Православие и мир" http://www.pravmir.ru/):

1) Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

2) Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет