Коза плюс равно стадо. Поведение коз

Подрастает молодое поколение нашего стада. Козочкам уже год. Осенью будет полтора.

Пора думать об их потомстве.

Главный вопрос – кто еще будет участвовать в продолжении рода?

Как мы растим будущего производителя

По сложившейся у нас практике, козла-производителя мы растим сами. Мы поим его молоком до отвала, чтобы он он рос крепким и здоровым.

Наша надежда – зааненский козел и будущий производитель – появился у нас в возрасте трех дней. Он сразу попал в атмосферу заботы и ласки, и моментально ответил нам самой нежной и преданной любовью.

Он сразу признал меня своей мамой. Я же его кормлю. Он буквально не отходил от меня.

Я мою посуду – укладывается у ног. Присяду – просится на руки. Выхожу из комнаты – поднимает пронзительный крик. Беру на руки – нежно тычется мордочкой в лицо. Очень нежное и общительное существо!

Он такой крошка, что я зову его просто – “Маленький”. Позовешь его так, и он бежит со всех ног. Очень приятно его кормить из соски.

Ждем, чтобы козленок окреп, чтобы можно было отнести его в хлев. Мне очень жалко его относить. С ним практически никаких хлопот, а радости много.

Но есть опасность передержать его в доме. Чем дольше он живет с нами, тем сложнее будет потом прижиться в хлеву.

Пора знакомить козленка с новым стадом

Итак, в возрасте двух недель, пришла пора относить козленка в хлев. Я переживаю. Ему предстоит сильный стресс.

Жизнь в доме полностью изгладила воспоминания нескольких дней после рождения. Поэтому знакомство с козами и жизнью в хлеву будет нелегким. Кроме того, предстоит решить самую важную проблему – найти ему новую маму-козу.

В первый раз мы предприняли путешествие в хлев, чтобы просто познакомить его с козами.

Несу его на руках. Периодически даю ему побегать.

Маленький козлик первый раз в жизни на природе. Тут любой растеряется.

Прибыли в хлев, в доильное отделение. Местные кошки вполне приветливы, а главное, привычны. Маленький козлик много общался с нашей домашней кошкой Кусей. Он тут же улегся отдыхать от впечатлений, полученных в дороге.

Но долго отдыхать не пришлось. Он же должен найти свою новую маму-козу, которая согласится его усыновить.

Начав доить коз на станке, подкладываем его к каждой козе. Во-первых, он должен понять, как ему отныне надлежит добывать молочко. Во-вторых, смотрим на реакцию коз.

Далеко не каждая коза разрешает козлику пить ее молоко. Некоторые разворачиваются, чтобы боднуть, или норовят соскочить со станка. Но несколько коз совершенно спокойно реагируют. Ура!

Если не мамой, то кормилицами они уже точно будут. Наш малыш голодным не останется.

Первый урок закончился успешно. Козлик научился прикладываться к вымени, хоть и не сразу. Мы определили коз-кормилиц. Надеемся, что одна из них потом станет козленку мамой.

Стадо не сразу принимает малыша

Нас ждало еще одно испытание. Нам предстояло познакомить козлика со стадом. Реакцию мы предвидели.

Стадо коз – это абсолютно замкнутое сообщество. Тут только свои. Любая чужая коза единодушно всеми изгоняется.

Малыши могут надеяться на некоторе снисхождение. Но встреча все равно оказалась жесткой.

Бедный малыш!

Хватаю его на руки и уношу в пустой хлев. Пусть осваивается.

В хлеву кошки. Козлик позабыл обиды и начал весело с ними играть. Правда они, на всякий случай, сделали вид, что им некогда. И все разбежались. Тогда козлик утешился зернышками овса, первый раз в жизни его попробовав. Оказалось, вкусно!

На этом позитивном моменте мы завершили первый день знакомства и унесли малыша домой. Он так намаялся, что остаток дня проспал на своем привычном коврике.

Спи, малыш! Все хорошо, самое трудное уже позади!

В стаде новый маленький козленок – будущий производитель

Доказано, что козы одни из первых жвачных животных одомашненных человеком около 10 тысяч лет назад, что очевидно связано с природной коммуникабельностью коз. Биологи и междисциплинарные исследователи мира прилагают все усилия для определения уровня интеллекта животных.
Основные исследования изначально касались приматов, в настоящее время большое внимание также уделяется собакам и козам. Связано это с тем, что данные животные социальны, активно взаимодействуют с людьми, легко понимают человеческие жесты, распознают интоннацию человека.
Считается, что все эти особенности приобретенные и являются результатом одомашнивания.

Любопытство и способность к обучению у коз развиты черезвычайно сильно. Они активно исследуют окружающую их среду, зачастую орудием исследований являются их рога, которые козы при удобном случае пускают в ход. Совершенно ясно, что козы способны учиться на собственном опыте, а благодаря своей природной наблюдательности и на опыте других коз и человека.
Козы с легкостью запоминают повторяющиеся процессы и подстраиваются под них. Матки обладают замечательной социальной компетентностью, которая особенно хорошо заметна в период окотов.

В стаде коз часто наблюдается матриархат, главной козой стада является или самая старая, или самая сильная коза, в любом случае она должна отличаться высокой сообразительностью. Иерархическая структура козьего стада берет начало задолго до одомашнивания и практически не изменилась с тех времен, это связано с тем, что она выгодна человеку, так как хорошо организованным стадом гораздо легче управлять. Главная коза стада, как правило, сильная, в хорошей физической форме, потому что на ней большая ответственность по охране стада, ведущая матка всегда внимательна, в случае опасности она должна подать предупредительный сигнал стаду. Руководящая матка направляет стадо на лучшие пастбища и к водопою.
Первой пьет в основном она, места с лучшим травостоем также достаются ей и ее козлятам. Также главенствующая матка определяет место и время для отдыха. В крупном стаде всегда есть альфа и бетта группы, вожак альфа-группы руководит всем стадом. Каждый год после окота козы выясняют кто будет руководителем стада в новом году. Поэтому от года к году ведущая коза стада может меняться. Интересно отметить, что после свержения предыдущий руководитель стада в течение нескольких недель наблюдает за новой главной маткой и при обнаружении у нее слабостей старается вернуть свое главенствующее положение.

С установлением безоговорочного лидерства новой матки, прежняя становится ее советником, и при болезни ведущий матки берет полномочия вожака временно на себя. Если авторитет главной козы стада непререкаем, то на более низких уровнях малых альфа, бетта и других групп почти ежедневно встречаются стычки по выяснению отношений и ранга среди коз.

Насмотря на четкое разделение стада на руководителя, альфа и бетта группы, коза-руководитель может дружить с одной или парой коз из бетта и других групп низшего ранга.

У отдельных коз установлены прочные связи мать-дочь, когда на протяжении всей жизни матка находится в тесной дружбе со своими дочерьми выделяя их среди других коз. Но большинство козоматок после отъема козлят лишь непродолжительный период выражают свою горечь потери криками и отказом от корма, и после ввода молодняка в основное стадо, такие козы не признают своих дочерей и относятся к ним также, как и к другим ремонтным козочкам, не давая совершенно никаких привилегий.
В исключительных случаях встреча козы-матери со своей повзрослевшей дочерью картина прямо-таки душераздирающая:
мать и дочь внимательно оглядывают и обнюхивают друг друга, далее наступает радость с обеих сторон, не увидеть которую невозможно. Мать и дочь при каждом удобном случае обмениваются ласками, во время отдыха, пережевывания жвачки лежат максимально близко друг к другу. В таких взаимоотношениях совершенно не важно, что коза-мать принадлежит к альфа-группе, а ее дочь находится на самой нижней ступени иерархии. Также можно наблюдать тесные дружеские отножения между братьями и сестрами несмотря на их разные иерархические уровни. Такие отношения напротяжении всей жизни зачастую сохраняют близнецы.

Важно отметить, что агрессивное поведение лидерствующих маток к козам более низких групп не проявляется в ситуациях, которые могут привести к гибели. Например при окоте в общем стаде матки самой нижней иерархической ступени её никто не обижает, все козы скромно ютятся в самом дальнем углу до окота, и лишь после появления на свет козлят подходят к ней. Также можно обратить внимание на тот факт, что если навес для отдыха коз маловат, то внутри него отдыхают только матки из альфа-группы, но при ураганном ветре, сильном дожде, граде или метели, они пускают под навес маток низкого ранга и не обижают их, а все вместе тесно прижавшись друг к другу пережидают непогоду.
При появлении на горизонте хищников (лиса, волк, собака), козы незамедлительно встают в круг, внутри которого находятся козлята и наклонив головы выставляют рога вперед. В этой опасной ситуации также забывается личная неприязнь среди коз и они действуют единым сплаченным коллективом.

Взаимодействуют козы друг с другом и с человеком в основном через язык тела. Также козы способны общаться посредством звуковых сигналов, но блеют козы приемущественно в моменты недовольства. Причинами блеяния могут быть: сбой в режимах кормления и доения, ведущая самка заняла место отдыха матки более низкого ранга, во время сильного дождя или в моменты одиночества, когда по каким-либо причинам козу изолировали от основного стада.
Голос маток перед окотом, в процессе его и после появления козлят мелодичен, тихий и спокойный. Этот голос новорожденные козлята запоминают с первых секунд своей жизни и уже не забудут никогда. Так, матке после возвращения из доильного зала в помещение, где находится около 60-ти их козлят, требуется всего около 2 минут на поиски своих малышей. Козлята узнают маток по голосу и быстро находят их. Если коза находится в беде, попала в безвыходную ситуацию, например, застряла в изгороди или запуталась в веревке, то блеяния ее становятся истерическими, душераздирающими настолько, что находящиеся в округе собаки начинают выть.

Звуки, издаваемые козлами,более разноплановые, особенно хорошо это можно наблюдать в период гона, когда козлы активно ухаживают за матками в охоте. Остальное время года козлы приемущественно молчат. Более универсальным является язык тел коз. Важным показателем радости или позитивной взволнованности является виляние хвостом. Например, козлята, когда сосут молоко из вымени матери, то часто виляют хвостом. Матки в охоте при виде козла также начинают радостно вилять хвостами. После продолжительных ливней с появлением возможности снова пастись, козы с радостью выбегают на улицу, повиливая хвостами.

Многое о настроение коз говорят их уши, подвижность которых обеспечивается 12 мышцами.

Поэтому очень много о настроении козы можно узнать по расположению ушей:
- Прикладывает уши назад - коза относится к вам с подозрением и настроена агрессивно.
- Уши стоят вертикально - все в порядке.
- Уши безвольно свисающие по бокам свидетельствуют о расслабленности козы в период покоя.
- Животное болеет или чувствует недомогания - уши свисают вниз.
- Уши стоят торчком и направлены немного вперед - коза удивлена и старается понять, что происходит.

Фырканье и топанье ногой является крайним моментом перед нападением и последней попыткой получить достойное уважение к себе. Чтобы произвести впечатление на противника коза встает на задние ноги, вытягивает шею и с грохотом опускается на передние ноги. Таки образом животное пытается показать свою мощь. Следует быть очень аккуратным, если перед вами на задние ноги встает взрослый козел-производитель, так как сила удара в момент опускания на передние ноги животного массой 80-100 кг может быть крайне опасной для здоровья.
Козы охотно идут на контакт с человеком, с легкостью запоминают слова, интонацию и жесты хозяина. Ученые проводят дорогостоящию опыты по изучению умственных способностей животных в лабораторных условиях. Но достаточно пообщаться с кочевниками Монголии, чьи стада верблюдов и коз, табуны лошадей живут в полудиких условиях на свободном выпасе, чтобы узнать об особой связи между человеком и животными. Эти животноводы скажут вам, что не возможно работать животными не разговария с ними, не прикасаясь к ним, не гладя их. Большинство ферм Европы и Америке стараются максимально механизировать работу в своих хозяйства, с появлением чипов и роботов-дояров почти полностью отпала необходимость взаимодействия с козами, тем самым мы упускаем многие знания по психологии и поведенческим особенностям животных, теряем связь с природой.

Обязательно разговаривайте с козами. Невозможно обучить собаку тем или иным командам не разговаривая с ней. Собака учится выполнять команды опираясь на голос и слова хозяина. В случае успешного выполнения команд собака получает лакомство и ласку, что явлется положительным подкреплением правильного поведения. Точно также должна производиться и работа с козами. Дайте своим козам клички и произносите их во всех рабочих процессах, связанных с ними. Козы быстро привыкают к своим кличкам. И даже если коза не в том настроении, чтобы откликнуться на свою кличку, это не значит, что она не узнала ее и не поняла, что обращаются к ней. Несмотря на то, что человек - венец природы, кошки или собаки значительно лучше понимают коз и взаимадействуют с ними. Таким образом, взаимопонимание между разными видами животных значительно больше и четче, чем с человеком. Принято считать, что интерес коз к изучению человека, наших повадок, слов связан с тем, что после одомашнивания часть знаний, необходимых козам в дикой природе, утратили свое значение и забылись, а следовательно возникла потребность в заполнение свободного пространства в памяти мозга новыми знаниями. Животные от природы не любят скучать, не любят обыденность и рутину. Если коза заскучает, она обязательно найдет возможность себя развлечь и напакостить. Козы легко учатся как у человека, так и друг у друга. Например молодые козы видя, как взрослые матки открывают засовы калиток, со временем тоже постигают этот навык.

В свою очередь более старшие матки первоначально научились этому у человека, наблюдая за тем, как он открывает и закрывает калитку. Другим примером может служить дойка, когда первокотки быстро привыкают к процессу доения и доильному залу, следуя примеру более старших коз. Говоря о поведении коз, не стоит забыть об индивидуальных особенностях животных. В каждом стаде встречаются эмоционально неустойчивые козы, подверженные приступам паники, страха. Удои таких коз нестабильны. Несколько таких эмоциональных коз отрицательно сказываются на всем стаде, так как вносят в него неспокойствие. Стоит отметить, что такое поведение передается по наследству от матери к дочерям и подкрепляется личным примером. По этой причине особо крикливых коз, отличающихся скверным характером, принято выранжировать, в отдельных случаях приходится выранжировать всю линию.

С утра меня начал волновать вопрос, как отличить шизанутую козу от обычной, нормальной. Если бывают чокнутые козы, то они рано или поздно объявятся и в моем стаде, так как оно постоянно растет. И надо сразу ее будет лечить и вообще, предоставить ей отдельное помещение, что бы не заразились другие, нормальные. С другой стороны, и нормальные козы все чокнутые немного и вроде как читал где-то, что шизофрения не заразна. Тогда по логике вещей, шизанутая коза не сильно будет отличатся от обычной не шизанутой козы, и вести будет себя примерно так же. Смысл ее тогда лечить? Пусть живет!

Население нашей деревни где-то почти на 89% козы. Впрочем, недавно было 82%, но не суть. Сама по себе жизнь рядом с маленьким стадом козьих ничем не отличается от жизни рядом с маленькой отарой или табуном, или каким-нибудь другим стадом или стаей. Даже может и стаей приматов. Но все же у козьих больше личного примера в управлении, а у приматов бывает развита система управления речью или знаками. Но замечательные и прекрасные принципы управления примерно одни и те же. И принципы отделения из серой массы лидеров, вожаков и другой элиты.

Это не рогастая в разные стороны Фляга, а ее сестричка Флакон

Козы общаются через язык тела и жестов. Наклон рогов, движение корпуса, поза и даже бодание являются фактически общением и это те простейшие команды или просьбы, что люди передают звуками. Есть такая супер интересная наука этология , изучающая поведение животных. Можно определить статус особи в стаде или стае по позе или жесту, мимике и точно понять, кто доминирующий или доминантный. И вот появилось слово “статус”. Статус полностью из мира животных, и в козьей (да и в человеческой все еще) жизни он имеет самое важное значение и многие озабочены статусом больше всего.

Что бы лучше понять, какое значение имеет статус, давайте вспомним комедию “Кин-дза-дза”, где изображено общество, в котором в качестве маркера социальной иерархии введена цветовая дифференциация штанов. Обладатели штанов одного цвета должны были приседать и говорить “ку” особям с другим цветом штанов. У коз статус подчеркивается величиной животного, его массой. И величиной рогов. У военных статус висит на погонах и поддерживается так же, как и у животных- криками, позами, мимикой и жестами. Большие черные автомобили немецких производителей из этой же оперы.

Но больше всего подчеркивают статус действия. Большой и сильный козел с мощными рогами может пинать и бодать кого хочет и как хочет. Маленький козленок может только пищать и убегать. Вот это и есть статус. И у коз и у жителей Российской Федерации статус играет очень большую роль в жизни, можно сказать, первостатейную. Со статусом ты – лидер стада, а без статуса от кормушки отгоняют и овса тебе меньше и сено похуже. И в хлеве гонят спать ближе в выходу- там дует и волки оттуда начинают поедать козье общество.

Коза или козел с самым высоким статусом и есть доминирующая особь в стаде. Самый высокий статус не обязательно у самого массивного животного, но у одного из самых массивных. Что бы набрать массу, нужно быть жестоким, умным и активным. Причем, в первую очередь нужно быть жестоким. Лупить всех, не разбирая пола и возраста. Хватать овес или отруби, отталкивая от кормушки других. Кормушка в козьем стаде является сакральным местом.

Жестокое животное давлеет над остальными, и вынуждает считаться других с его интересами. Причем интересы других могут и не учитываться вовсе. Если Маруське нужно идти грызть сгнившие доски, все стадо пойдет за Маруськой грызть сгнившие доски. Кто-то будет просто стоять, кто-то грызть, кто-то щипать пожухлую травку рядом. И для стадных животных такое поведение – норма. И ничего в этом страшного нет. Веселого впрочем тоже.

Козы добрые животные, если задуматься. У них нет в стаде пятой колонны, они не убивают своих и даже козу из чужого стада они примут и не прогонят. Немного побьют, что бы поняла строение вертикали власти и поугрожают. Но убивать они никого не будут и вся иерархия держится на честных разборках-боданиях, впрочем есть объединения по возрасту и родству. Их можно назвать духовными скрепами, утрируя конечно.

Первое объединение в моем стаде по возрасту, полу и совместному детству. И пока это объединение самое крепкое. Состоит оно из молодых козочек, родившихся немногим больше года назад. Про себя называю это объединение “Подружки”. В нем четыре козы: Фея, Лорка, Бендера и Доходяга. Они даже спать располагаются недалеко друг от друга. Они совместно недавно отбодали Феню, козу постарше. Не знаю всю историю противостояния, но Феня самое безобидное существо на свете.

Второе объединение, которое впрочем последнее время разваливается- Машка и Дашка. Это мать и дочь, ведущая и ведомая, доминирующая и доминантная. Поначалу, когда коз было мало и кошка Багира была еще котенком, коза Маша была лидером стада и вообще, уважаемой и легендарной личностью. Лидер по силе и массе, в меру жестокая, умная и активная коза. Она и сейчас такой осталась, но с места лидера ее мягко подвинул вначале козел Шашлычок, впоследствии записавшийся в космонавты и покинувший стадо по этой причине. После умного и сильного Шашлычка в президенты стада самовыдвинулся Чубайс, здоровый под 80 кГ козел, самый жестокий из всего стада.

Животное с высоким статусом не будет договариваться о разделе овса, оно просто не допускает ситуацию до этого. Взять все себе – вот такая задача. Но есть и другие члены стада, которые не согласны с такой коррупционной составляющей и активно противодействуют. Возле самого сакрального места (кормушки) козьи разборки приобретают самый жесткий и активный характер. Тут отбрасываются все духовные скрепы и объединения, рога скрежещут и удары их друг об дружку часты и сильны.

И небольшая козочка может яростно отстаивать свое место у кормушки и даже козлята пролазят и успевают схватить немного овса, пока взрослые откинут их. Мне приходится козлят кормить отдельно, иначе им достанется совсем немного, потому как у козлят нет ни ума, ни массы просто в силу возраста. Козлов сейчас держу в отдельном хлеве и не выпускаю их в основное стадо. Есть много причин, но общая и понятная: самки с козлятами даже в больших количествах живут спокойнее без козлов. Козлы из-за своего веса и жестокости доминируют и съедают больше корма, чем самки, часто не подпуская их к кормушке.

Жестокость козлов подразумевает, что они пойдут дальше в отстаивании своего права есть первым или даже есть в одиночку. Самки же пойдут искать другой вариант, просто они более активны и, можно сказать, суетливы. Самок и спасает их суетливость, им надо вынашивать или кормить потомство и их организм заставляет их суетится и искать, что бы сожрать. Поэтому у них по части лидерства есть козырь – они очень активны.

Если привязать лидера стада и стадо будет хоть как-то наедаться ходя кругами вокруг привязанного, то лидер может и остаться лидером. Но в случае недоедания среди самок первыми начинается брожение и в умах, и действительное реальное брожение ногами по прилегающей территории. И неминуемо появится новый лидер, тот кто рискнет отойти от предыдущего лидера дальше всех и в направлении потенциально богатого кормом места. И если этот лидер массивен и его уважают, то стадо двинется за ним. А прошлому боссу придется орать и бессильно дергать привязь, видя как улепетывают на другое пастбище его недавние подданные.

Впрочем, шизофрении у коз не бывает. Зато у людей всегда и может даже часто. Недавно ранним утром видел мышу у себя дома, которая шла с очень деловым видом из комнаты в кухню. Через секунды этим маршрутом прошла кошка, то же весьма вся в делах и занятая выше крыши. Кто-то из них должен быть галлюцинацией, потому как возни и звуков жаркой мышинной ловли я не слышал. А может кошка не ловит мышей в доме, считая что они моя собственность и не хочет лишать меня удовольствия от охоты?

Первое в Писании упоминание о козлах связано с их ролью в ветхозаветной системе жертвоприношений. Тельцы, овны, козлы, овцы и голуби приносились в жертву Богу, в некоторых случаях взаимозаменяемо, для искупления и при богослужениях. Вместе с тем, козлам отводилась особая символическая роль в обрядах, установленных Богом для ежегодного дня очищения. В этих обрядах и в некоторых других местах Писания козлы, в первую очередь, служили символом греха, его последствий и необходимости очиститься от него и получить прощение.

Бог повелел израильтянам раз в год проводить очищение народа от всех грехов, чтобы быть чистыми пред Господом (). В десятый день седьмого месяца первосвященник должен был брать с собой в Святое-святых молодого тельца для принесения жертвы за грех за себя и свою семью, двух козлов для принесения жертвы за грехи народа и двух овнов для всесожжения. В день очищения козлы играли уникальную и символическую роль: священник бросал жребий и отбирал одного козла «для Господа», а другого «для отпущения» (). Первый козел приносился в жертву, его кровь вносилась в Святое-святых, а тело сжигалось за пределами стана. В новозаветном Послании к евреям Иисус символически изображается пострадавшим «вне врат», дабы взять на Себя наши грехи (). Но, принеся Себя в совершенную жертву за грех, Иисус тем самым положил конец жертвоприношениям и навсегда воссел одесную Бога ().

Второго козла первосвященник оставлял живым пред Господом, возлагал на его голову руки и исповедовал над ним все грехи израильтян, перекладывая их на голову козла, а затем отправлял его в пустыню (). Этот козел отпущения, уносящий с собой все грехи народа, стал символом Христа, Который взял на Себя наши грехи, чтобы удалить их так далеко, «как восток от запада» (). Картина заместительного искупления в образе этих смиренных козлов выглядит достаточно привлекательной и святой, хотя более последовательно символика Писания связывает смерть Христа с приношением агнца в качестве жертвы повинности и с пасхальной жертвой.

В других местах Писания козы показаны более дикими по своей природе по сравнению с овцами. Например, они часто изображаются скачущими по горам или идущими впереди стада (; {«сернам»}; {«косматые»}; ). В пророческом видении Даниила большой козел, символизирующий мощную империю, шел по лицу всей земли, не касаясь ее, и двинулся на огромного рогатого овна (другую империю), сбил его с ног и растоптал ().

Самый известный, пожалуй, библейский образ козлов мы видим в притче Иисуса об овцах и козлах (). Пастырь (см. ОВЦА) в лице Сына Человеческого отделяет благословенных (овец) от проклятых (козлов). Суть притчи заключается в неизбежности суда на основании расположения сердца и образа жизни каждого человека. Слушателям Иисуса должна была быть знакомой картина большого стада, состоящего из сотен или даже тысяч различных животных, пасущихся вместе. Процесс отделения одного рода от другого для их клеймения, разведения и принесения в жертву происходил постоянно.

Иезекииль тоже использует образ отбора для изображения суда: различение между «овцою и овцою, между бараном и козлом» символизирует для него Божий суд над Израилем за его неправедное отношение к бедным и нуждающимся (). Как Иисус, так и Иезекииль говорят о любви к остальной части стада, в частности о необходимости делиться водой и пищей со слабыми и кроткими, с теми, с кем отождествляет себя пастырь.

Вместе с тем, в картине, нарисованной Иезекиилем, есть хорошие и плохие овцы, а также бараны и козлы. В новозаветной же картине овцы спасаются, а козлы погибают. В притче Иисуса о судном дне Бог судит не народ Израиля, а выделяет из всех народов Своих (). Иезекииль пророчествовал о Пастыре и Его овцах (). Его стадо будет в конечном счете состоять только из принадлежащих Ему овец, то есть тех, кто идет за Ним. Козлы же символизируют всех других, смешавшихся со стадом, которых Пастырь не признает Своими.

Таким образом, в Писании козлы так или иначе ассоциируются с грехом. (И в наши дни это слово используется, чтобы выразить пренебрежение.) В системе жертвоприношений козлы были носителями греха, а в притче Иисуса они символизируют тех, чьи грехи не получили прощения. Библейские образы козла служат иллюстрацией человеческой потребности в прощении греха.

Чтобы не думать, что козлы в Библии представлены однозначно и безнадежно дурными животными, вспомним о дополнительном мотиве, вытекающем из факта, что козья шерсть использовалась для производства ценной одежды (как в наше время кашемир изготовляется из козьей шерсти). Покрывала в скинии делались из козьей шерсти (; ср. ). Кроме того, отметим, что восторженный влюбленный в Песни песней сделал комплимент, сравнив волосы своей возлюбленной со «стадом коз, сходящих с горы Галаадской» (). Речь, конечно, может идти о простом визуальном образе ниспадающих или развевающихся на ветру волос, но более вероятно, что волосы возлюбленной сравниваются с их наиболее ценным аналогом в природном мире.

См. также: АГНЕЦ, ЖИВОТНЫЕ, КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ, ОВЦА, РОГ, СТАДО.