Картотека по окружающему миру на тему: Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с профессиями. Игра "Кому что надо?"

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

(3- 4 года)

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Дидактические задачи:

Материал:

Ход игры:

Дидактическая игра «Накорми животное»

(3 – 4 года)

Цель: Закрепление форм дательного падежа; активизация словаря.

Оборудование: карточка с изображением животных и едой, фломастер.

Ход игры:

Взрослый: выберите для каждого животного его любимое лакомство. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Кошке – рыба, рыбу – кошке и т. д..

Дидактическая игра «Животное и их детеныши»

(3 – 4года)

Задачи: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия животных, детенышей; расширение словарного запаса.

Материал: картинки с изображение животных и их детенышей.

Ход игры: картинки с изображение животных и их детенышей. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш потерялся?

Дидактическая игра «Кто что ест?» («Кто чем питается?)

(3-5 лет)

Дидактические задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.

Ход игры:

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и прищепками соединяют.

Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных, соединяют их прищепками.

Дидактическая игра "Кто кем был или что чем было"

(4 – 5 лет)

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Материал: мяч.

Ход игры:

Кем или чем раньше был:

· цыплёнок (яйцом),

· лошадь (жеребёнком),

· лягушка (головастиком),

· бабочка (гусеницей),

· ботинки (кожей),

· рубашка (тканью),

· рыба (икринкой),

· шкаф (доской),

· хлеб (мукой),

· велосипед (железом),

· свитер (шерстью) и т.д.?

Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?»

(4- 5 лет)

Задачи: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее".

Ход игры:

Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни – Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину хвостов у зверей.

Дидактическая игра «У зайки день рождения»

(4 – 5 лет)

Задачи: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения; расширять словарный запас слов; развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Материал: рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Ход игры: Сегодня у зайки день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их. Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко. Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «Чьи? Чей? Чья? Чьё?»

( 5-7лет)

Цели : формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Материал: карточки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?)

Дидактическая игра

«Придумай предложение»

(5 – 7 лет)

Цель: научить детей составлять распространение предложение.

Материал: карточки

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки со славами действиями по картинкам дети составляют предложения, используя слово действия, дополняя предложение словами признаками (какой, какая, какие).

Дидактическая игра «Говори наоборот»

( 5-7лет)

Цель: развитие мышление, активизация словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: карточки.

Описание игры: подобрать пары по всем карточкам, противоположные по значению, дополняя какой, какая.

Веселый – грустный, и т.д..

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья голова?»

(5 -7 лет)

Задачи

Обогатить словарный запас по теме «Дикие животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме, научить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать.

Ход игры:

Для игры понадобятся картинки с животными, у которых нет хвостов, головы. Предложить детям рассмотреть животных и ответить на вопрос: «Чего не хватает?» Отдельно лежат картинки с хвостами (головами). Предложить детям подобрать соответствующий хвост, голову для животного. Дети находят хозяина хвоста, головы и приклеивают его на место. Нужно правильно ответить на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).

Дидактическая игра «Какой сок»

Задачи: формирование лексико – грамматических категорий; образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными; обогащение и активизация словаря.

Материал: карточки.

Ход игры:

Ребёнок внимательно рассматривает картинку и называет, из чего сделан сок. Например: сок из яблока. Далее образовывает прилагательное от слова «яблоко», согласовывая его при этом со словом «сок». Сок, какой? Яблочный сок.

Также можно провести беседу: «Какой сок ты любишь больше всего?

Из какого (-их) фрукта (-ов) или овоща (-ей) он сделан?»

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Задачи: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

Материал: карточки.

Ход игры : определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор

Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии»

Описание : данный комплект заданий я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет (с задержкой психического развития) для закрепления и обогащения знаний по теме «Профессии». Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям
Задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний. Для работы используем вот такие карточки(ламинируем, разрезаем, подбираем подходящие по теме занятия профессии-картинки найдены мной на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране- например, частный детектив, спасатель). Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет
1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар


Варианты заданий: Поочередно Демонстрируем учащимся карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на парту 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
Игра номер 2. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.


Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу(очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя-полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный,он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель и шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д


Игра номер 3. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши,фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки


Игра номер 4. «Бинго»
Оборудование: индивидуальные карточки для игры, комплект карточек для учителя, комплект цифр 1-9 на каждого играющего
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9


Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем учащимся индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами. У учителя- комплект аналогичных картинок с профессиями, но без цифр.Поясняем детям условия игры: Я буду показывать вам по очереди вот такие большие картинки, а вы должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами.
Далее поочередно демонстрируем картинки с профессиями, в произвольном порядке, делаем паузы между раундами чтобы все успели найти подходящую цифру.


«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит и все человечки будут спрятаны одновременно- для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 5. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона(механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12


Игра номер 6. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления,закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование : комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего


Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета,объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар?(показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

Развивающая игра "Кому что надо?" знакомит детей с профессиями людей, укрепляет зрительную память, развивает наблюдательность и внимание.
Игра предназначена для детей 1-6 лет.

Играть лучше начинать с 2-3 пар, постепенно их увеличивая.

Правила игры:

1. Третий лишний. Отберите три карточки игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложите ребенку убрать лишнюю карточку. Постепенно предлагайте всё большее количество карточек.

2. Чей инструмент? Ребенок должен соединить (положить рядом) карточки с изображением специалиста и его инструметом.

4. Играем сами. Все карточки с изображением профессий перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Карточки с инструментами игроки делят между собой поровну. Ведущий поднимает и называет картточку с изображением профессии. Игрок у которого есть карточка с инструментом этого специалиста забирает её себе. Выигрывает тот, кто первый соберет все половинки.

Скачать бесплатно одним архивом.

Текущая страница: 10 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра «Помоги зверушкам»

Дидактическая задача. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.

Игровая задача. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место.

Игровые правила. Удерживать равновесие, не потеряв игрушку.

Ход игры

Воспитатель показывает на зверушек (мягкие игрушки), сидящих в отдалении на кочке (коврике): и говорит: «Наступила дождливая осень, луга разлились, и вода дошла до самого леса. Зверушки сидят на кочке, вода вот-вот затопит ее. Надо спасать зверят».

Педагог предлагает детям помочь зверушкам: добежать до кочки, взять игрушку и, возвращаясь обратно, пройти по узкому мостику (гимнастической скамейке), держа игрушку на вытянутой ладони, затем спрыгнуть в безопасное место (в очерченный круг), оставить игрушку на берегу (возле обруча) и вернуться домой (на свое место). Оценивается точность выполнения поручения.

Игра «Лошадки в цирке»

Дидактическая задача. Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге.

Игровая задача. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок.

Игровые правила. Менять движения только в соответствии со сменой частей музыки.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в цирк посмотреть, как будут выступать дрессированные лошадки.

Играет музыка, дети-лошадки бегут по кругу, высоко поднимая ноги, затем музыка меняется (вальс), и лошадки танцуют. Потом снова звучит музыка для бега, лошадки должны бежать, перепрыгивая через канавки (полоски). Дети должны по ходу игры определять, для какого вида движения подходит та или иная музыка.

Игра «На параде»

Дидактическая задача. Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному.

Игровая задача. Показать парад.

Игровые правила. Выполнять действия только по звуковому сигналу.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен парад на Красной площади. Просит детей вспомнить, как проходят парады войск в их городе, и предлагает поиграть в парад. Назначает ведущего командира.

Командир дает сигнал, и парад начинается – дети идут в колонне по одному, держа прямо спину, не наклоняя голову («как солдаты»). Когда командир подает сигнал снова, дети разбегаются врассыпную по залу, затем по следующему сигналу командира вновь строятся в колонну по одному. Ребята, которые ошибаются, получают штрафное очко.

Игра «Моряки»

Дидактическая задача. Учить детей правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролет и спокойному сходу вниз.

Игровая задача. Показать ловкость и слаженность действий команды моряков.

Игровое правило. Действовать по команде капитана.

Ход игры

Воспитатель надевает бескозырку и предлагает детям сыграть в моряков. Звучит музыка – моряки плывут на корабле (положив друг другу на плечи руки, дети стоят и покачиваются). Капитан (воспитатель) смотрит в бинокль и показывает: «Земля!» Матросы поднимаются на мачту, чтобы опустить паруса (поднимаются по лестнице, правильно держась руками и ставя стопу). Опускают один парус, слезают вниз, переходят на другую мачту (перелезают с одного гимнастического пролета на другой) и снова лезут наверх, а потом спускаются на палубу (на пол) спокойно, без прыжка. Затем подходят к командиру: «Задание выполнено!» Оценивается слаженность команды.

Ребенок и окружающий мир

Игра «Кто что любит»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о животных – обитателях живого уголка и уходе за ними.

Игровая задача. Накормить обитателей живого уголка.

Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что он идет в живой уголок, кормить его обитателей. В тот момент, когда весь корм уложен в небольшие контейнеры, воспитателя зовут к телефону. После телефонного разговора педагог сообщает детям, что забыл, в какой контейнер и для кого был положен корм. Воспитатель просит детей помочь накормить животных.

Дети играют в живой уголок: открывают контейнеры (коробки с картинками – «кормом»), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в «живом уголке» игрушкой).

Картинки подобраны следующим образом: морковь и свекла – для кролика; молоко – для ежа; просо и овес – для канарейки; корешки и трава – для черепахи. Если корм подобран неправильно, то животное отворачивается.

Игра «Научи нас, светофор!»

Дидактическая задача. Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора.

Игровая задача. Помочь Незнайке перейти дорогу.

Игровые правила. Переходить улицу точно по сигналу светофора.

Ход игры

Воспитатель приносит Незнайку (кукла) и просит детей помочь ему: Незнайка решил было пойти в гости к своему другу Гуньке, не смог перейти дорогу, и его чуть не задавила машина. Воспитатель спрашивает у детей, почему Незнайка не смог перейти дорогу. Дети предполагают, что он не знал правил перехода через улицу, и спрашивает, знает ли их Незнайка.

Незнайка .


Однажды я под вечер
На улицу пошел,
Иду, а у дороги
Стоит какой-то столб.
Сверкают удивленно
Фонарики на нем.
То желтым, то зеленым
Мне подмигнет глазком.
Но вот зажегся красный,
И я пошел вперед,
Тут слышу, постовой мне
Сигналы подает.
Вернулся я на место,
Горит зеленый свет,
Решил я, что прохожим
Пока прохода нет.
Тут желтый загорелся,
И снова я иду,
Сигналят мне машины,
Стоящие в ряду.
Вот так на тротуаре
Я долго простоял,
На именины к другу,
Увы, я не попал.
Скажите мне, ребята,
Что делал я не так?
Ведь перейти дорогу -
Легко, такой пустяк!

Воспитатель просит детей объяснить правила перехода через дорогу. Дети учат Незнайку правилам:


Красный – стой,
Желтый – жди,
А зеленый – проходи!

Незнайка повторяет правила. Потом дети с Незнайкой играют в игру «Светофор»: ведущий (воспитатель или ребенок) показывает цветной кружок (зеленый, желтый или красный), а дети вместе с Незнайкой переходят улицу в положенном месте – по переходу. Тому, кто ошибается, назначают штраф.

Игра «Кто где работает?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о профессиях.

Игровая задача. Помочь кукле выбрать интересную профессию.

Игровые правила. Правильно подобрать каждому работнику соответствующие принадлежности для работы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям куклу Олю, которая решила пойти работать, но не знает, кем лучше быть. Оля просит ребят помочь ей. Педагог предлагает детям рассказать об известных им профессиях. Затем ведет всех на экскурсию на выставку, где есть фотографии лучших работников. На стенде (на подставке) висят фотографии и картинки с изображением работающих людей. Рядом – необходимые принадлежности для работы (картинки с их изображением). Воспитатель показывает кукле одно фото и просит ее определить, кем работает этот человек. Дети помогают Оле. Воспитатель просит Олю показать, какие инструменты помогают ему в работе. Оля отбирает нужный для этой профессии инструмент (карточку).

На картинках могут быть изображены следующие работники и необходимые для их работы принадлежности и инструменты: дворник – метла; пекарь – печь; маляр – кисть и ведро; врач – фонендоскоп; продавец – весы; столяр – рубанок; художник – мольберт; балерина – балетные тапочки.

Оля выбирает для каждого работника принадлежности и инструменты, а дети помогают ей. В завершение Оля определяет, какая работа ей по душе, и просит ребят, сказать, какие профессии нравятся им.

Игру в профессии можно повторить – дети играют самостоятельно.

Игра «С чем Тузик будет играть?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных.

Игровая задача. Выбрать игрушку для Тузика.

Игровые правила. Выбрать ту игрушку, с которой собачке можно безопасно играть.

Ход игры

Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка) и объясняет детям, что Тузик хочет играть, но у него нет игрушек.

Приходит Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется, что Буратино может разрешить Тузику опасные игры, и просит детей специально подобрать для Тузика игры, которые ему не навредят.

Дети встают в круг, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Можно или нельзя?» Дети отвечают и объясняют, почему можно или нельзя играть с эти предметом.

Воспитатель предлагает следующие игры:

– «С мячом?» – «Можно!» (он резиновый, не разобьется, хорошо подпрыгивает, щенку будет интересно за ним бегать и т. д.);

– «С вазой?» – «Нельзя!» (ваза стеклянная, хрупкая, щенок может ее разбить, пораниться и т. д.);

– «С палочкой?» – «Можно!» (щенки играют с палочками, приносят их по команде хозяина);

– «С ботинками?» – «Нельзя!» (щенки грызут ботинки, они из кожи, могут порваться).

Если игрушка названа правильно, то Тузик подает голос – лает.

Развитие речи

Игра «Кто где живет?»

Дидактическая задача. Учить детей определять голоса домашних животных; уточнять представления о месте их обитания на подворье.

Игровая задача. Определить, кто из животных как кричит, кто и где живет.

Игровые правила. Называть животное можно только тогда, когда оно отозвалось. Расселяя животных, надо правильно назвать места, где они живут.

Ход игры

Воспитатель в роли бабушки предлагает детям поиграть на деревенском подворье. У бабушки много разных домашних животных. Они живут в удобных сараях и стойлах и хорошо знают бабушкин голос. Бабушка выходит во двор и зовет: «Эй, курочки мои, пеструшечки, вы где?» Курочки отзываются.

Проводится игра. Педагог зовет животных, а дети в роли бабушкиных питомцев отзываются.

Бабушка . Эй, курочки мои, пеструшечки, отзовитесь!

Курочки . Ко-ко-ко!

Бабушка . Эй, овечки мои, кудряшечки, отзовитесь!

Овечки . Бе-е-е!

Бабушка . Эй, петушки мои в красных сапожках, отзовитесь!

Петушки . Ку-ка-ре-ку!

Игра может проходить по-другому. Воспитатель выставляет на стол плоскостную декорацию (сарай) и предлагает детям определить, кто живет в ее сарае.

Педагог озвучивает животных, ребята отгадывают, кто живет в сарае.

Воспитатель может предложить детям «расселить» домашних животных: дети находят карточки с изображением животных и кладут их на то место, где они должны жить (кладут карточки на картинки с изображением разного жилья для домашних животных) – куры на шестке, коровы в стойле, кошки в доме на печке, собаки во дворе в будке; поросята в хлеву. Дети расселяют животных, комментируя свои действия («Собака живет в будке»). Выигрывает тот, кто реже ошибался.

Игра «Подбери слово»

Дидактическая задача. Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Игровая задача. Подбирать слова.

Игровые правила. Подобрать наиболее точные слова.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина. Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был… (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой… (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень… (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слова подобраны неверно, педагог поднимает желтую карточку (штраф).

Игра «В саду и на лугу»

Дидактическая задача. Учить детей использовать в речи родовые и видовые понятия; классифицировать цветы.

Игровая задача. Называть себя именем садового или лугового цветка; найти пару для танца.

Игровые правила. Найти пару для танца, выбирая ее согласно классификации (садовые цветы – с садовыми, луговые – с луговыми).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветы. Для этого каждый ребенок должен придумать, каким цветком он будет. Педагог предлагает каждому ребенку назвать себя, а остальные дети определяют, какой это цветок – садовый или луговой.

Воспитатель (обращается к ребенку). Цветочек, назови себя!

Ребенок . Я – роза.

Воспитатель (к детям). Какой это цветок?

Дети . Садовый.

Так представляются все цветы. Воспитатель продолжает игру – предлагает цветам подобрать друг другу пару и встать: садовые цветы с садовыми, а луговые – с луговыми. Звучит музыка, дети исполняют танец цветов.

Воспитатель .


Весной я выйду в сад,
Повсюду аромат,
Цветы кругом цветут
И пчел к себе влекут.

Тут лилии и розы,
Фиалки и мимозы -
Лежит цветной ковер,
Пестрит цветной узор.

Цветы, танцуйте вальс!
И музыка – для вас!
(Садовые цветы танцуют вальс.)

А там – зеленый луг,
Цветы цветут вокруг,
И радуемся мы
Приходу к нам весны!

Тут маки, васильки,
Летают мотыльки,
И бабочки кружатся,
На лютики садятся.

Цветы, танцуйте вальс,
И музыка – для вас!

(Луговые цветы танцуют вальс.)

По окончании танца дети располагаются двумя «цветочными коврами»: отдельно стоят луговые, отдельно садовые цветы.

Игра «Подбери рифму»

Дидактическая задача. Учить подбирать рифмы к словам.

Игровая задача. Научить Незнайку подбирать рифмы.

Игровые правила. Подбирать рифмы так, чтобы получилось складно.

Ход игры

Воспитатель приводит в гости Незнайку (игрушка). Он был у поэта Цветика и тоже захотел стать поэтом. Теперь Незнайка ищет рифмы.

Незнайка .


Я – поэт, зовусь Незнайка,
От меня упрыгал зайка.

Воспитатель . Незнайка, почему от тебя упрыгал зайка?

Незнайка . Никакой зайка от меня не упрыгал. Просто я сочиняю стихи и для рифмы так придумал.

Воспитатель . А ты можешь сочинять так, чтобы это было красиво и чтобы это была правда?

Незнайка . Попробую. Вот послушайте.


Я писать люблю стихи
Безо всякой шелухи.

Воспитатель . Незнайка, а разве у стихов бывает шелуха? Или ты опять для рифмы это придумал?

Незнайка . Для рифмы, по-другому у меня не получается.

Воспитатель . Послушай, как мы с ребятами будем угадывать рифму.


Вот на грядке, погляди-ка,
Зреет красная… (клубника).

Уродилась нынче густо,
Пригодится в щах… (капуста).

В огород пробравшись ловко,
Зайка кушает… (морковку).

За волком собаки гнались,
А погнавшись… (испугались).

Влез на самый косогор
Ядовитый… (мухомор).

Любят малые ребятки
Всем загадывать… (загадки).

Воспитатель показывает желтый кружок (штраф), если рифма подобрана неверно.

Формирование элементарных математических представлений

Игра «Мы – артисты!»

Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.

Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.

Игровое правило. Называть атрибут только после объявления номера конферансье (ведущим).

Ход игры

Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он – конферансье, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.

Воспитатель .


В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Силачи, эквилибристы,
Выступаем только раз -
Все для вас!

(Надевает цилиндр.)


Мне поручен конферанс,
Удивить смогу я вас.
Надеваю я… цилиндр
И в цилиндре я – один!
Буду номер объявлять
И артистов представлять.
Внимание! Фокусник Матуба
Достает нам сюрпризы из… куба
Накрывает он куб пустой -
Появляется заяц косой!

(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)


Стало тихо в нашем зале:

(Показывает шар.)


Упражнение на… шаре
Выполняет львица Киса,
Настоящая актриса!

(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)


Вот лошадки друг за другом
По арене, как по… кругу,
Быстро, резво побежали,
Аплодируют все в зале!

(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)

Примечание. Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.

Игра «Где солнышко?»

Дидактическая задача. Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Игровая задача. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети.

Игровые правила. Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе, под соответствующую музыку.

Ход игры

Воспитатель (показывает детям солнышко на фланелеграфе или на палочке). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером – ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Давайте и мы будем за ним наблюдать. (Педагог рассказывает и управляет солнышком.) Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу – дети тоже просыпаются, делают зарядку. Солнышко выше – дети завтракают и играют. Солнышко еще выше – дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху – дети гуляют, а потом обедают. Солнышко опускается – дети идут домой. Солнышко скрылось – дети ложатся спать до утра.

Примечание. Во время первого рассказа воспитатель показывает продвижение солнышка по небу, а дети только следят за ним. При повторном рассказе дети могут делать соответствующие движения.

Воспитатель . Давайте, дети, поиграем. Вот солнышко проснулось. Где оно?

Дети . Низко.

Воспитатель . Дети тоже просыпаются в своих кроватках. (Звучит спокойная музыка, дети потягиваются.) На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь?

Дети . Стало выше.

Воспитатель . Солнышко стало выше, наступило утро! Пора на зарядку. Раз-два-три! По порядку – на зарядку! (Звучит маршевая музыка, дети выполняют несложные упражнения.) А теперь идите на завтрак. (Дети имитируют прием пищи.) Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?

Дети . Стало высоко в небе.

Воспитатель . Идем гулять! На прогулку мы выйдем в наш сад. Давайте ходить парами, любоваться цветущими деревьями. Наступил день. (Под спокойную музыку дети «гуляют по саду».) Дети погуляли и пошли обедать, а потом – дневной сон. Проснулись – а солнышко где?

Дети . Опустилось ниже.

Воспитатель . Что делают дети, когда опускается солнышко? Дети идут из детского сада домой. Вот и наступил вечер. (Дети берут свою одежду и «идут домой» – каждый садится на свой стульчик.) Пришли, поужинали и смотрят в окно: а солнышко теперь где?

Дети . Скрылось.

Воспитатель . Солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать. (Дети кладут сложенные руки под голову – «спят».)

Примечание. При последующих проведениях воспитатель сокращает рассказ. Педагог только показывает движение солнышка и спрашивает: «Где солнышко?» Дети отвечают и под музыку выпоняют соответствующие движения.

Игра «Чья лента длиннее?»

Дидактическая задача. Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.

Игровая задача. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивей и длиннее.

Игровые правила. Определить, чья лента длиннее, можно только после сигнала ведущего.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше. Света думает, что ее лента ярче, красивее, а Лена – что ее лента нарядней. Как быть?

Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одну к другой). Оказывается, что у Лены лента атласная, красная. У Светы лента капроновая, ярко-желтая. Обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.

Появляется кукла Сима. У нее ярко-синяя лента из шелка. Оказывается, что лента у Симы длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Рая. У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая, но длиннее, чем лента у Светы. Получается, что короче всех лента у Лены, длиннее всех лента у Раи.

Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами. Дети повязывают ленты куклам и танцуют с ними.

Воспитатель .


Вышли куклы в сад гулять,
Свои ленты показать.
Выходила кукла Лена
С ярко-красной, алой лентой,
Стала кукла танцевать,
Свои ножки выставлять.

(Девочка с куклой Леной пляшет, все хлопают.)


Выходила кукла Света
С лентой желтенького цвета,
Стала кукла приседать,
Своей ленточкой махать.

(Девочка с куклой Светой пляшет.)


Выходила кукла Сима
С лентой в косах ярко-синей,
Кукла – руки на бочок,
Выставляет каблучок.

(Девочка с куклой Симой пляшет.)


Выходила кукла Рая,
С лентой голубой играя,
Змейкой лента вьется,
В руки не дается.

(Девочка с куклой Раей пляшет, играя лентой.)


И у Раи, и у Симы,
Ленты ярки и красивы.
И у Светы, и у Лены
Замечательные ленты.
Разложите на столе,
Чья побольше по длине?

Дети раскладывают ленты и убеждаются, чья лента длиннее.

Игра «Встречаем гостей»

Дидактическая задача. Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества.

Игровая задача. Помочь мишке накрыть на стол.

Игровые правила. Расставить посуду на столе в соответствии с количеством приглашенных гостей.

Ход игры

Воспитатель приносит медведя и от его имени просит детей помочь мишке подготовиться к встрече гостей. Дети накрывают на стол. Чтобы поставить приборы, надо знать, сколько будет гостей.

Мишка .


Я позвал на день рожденья
Волка, цаплю и крота,
Приготовил угощенье -
Накормлю всех досыта.
Я тарелки расставляю,
Чай по чашкам разолью,
Всех за стол я приглашаю,
Всех обедом накормлю!

Кто тут сидит? Волк.
Ему одну чашку,
Пусть кушает торт.
Кто тут сидит? Крот.
Ему одну чашку
И бутерброд.
Кто тут сидит? Цапля.
Ей – одну чашечку
И зернышек самую капельку.
Кто тут сидит? Я?
А где же тарелка моя?
Побольше мне меду,
Побольше малины!
Скажу вам, друзья, -
Удались именины!

Дети подсчитывают, сколько будет гостей (трое), ставят три стула, проговаривая: «Это стул для цапли, это стул для волка…» Потом от общего количества стоящей на столе посуды отсчитывают нужное для именин количество (тарелки и чашки): одна, две, три. Во время игры, как правило, забывают про самого хозяина, медведя. Поэтому после вопроса медведя («А где же тарелка моя?») дети отсчитывают и ему посуду.

В конце игры дети встречают мишкиных гостей (игрушки) и усаживают их за стол, следя за тем, чтобы всем хватило посуды.