Каково значение органов чувств для животного биология. Значение органов чувств для жизни человека

Как животное получает необходимую информацию из окружающей среды?

Животное получает необходимую информацию из окружающей среды с помощью органов чувств.

Почему у разных животных органы чувств развиты неодинаково?

Степень развития органов чувств зависит от их востребованности, то есть от условий обитания животного. У дневных животных, к примеру, обычно хорошо развито зрение. У животных с ночным образом жизни – слух и обоняние.

Каким образом происходит регуляция состояния организма животного?

Регуляция состояния организма происходит с помощью жидкостной регуляции (железы внутренней секреции) и гуморальной регуляции.

Вопросы

1. Каково значение органов чувств для животного?

С помощью органов чувств животное получает информацию из окружающей среды и реагировать на нее.

2. Можно ли утверждать, что регуляция деятельности организма с помощью органов чувств более совершенна, чем с помощью жидкости. Почему?

Регуляция с помощью органов чувств – это нервная регуляция. Нервная регуляция действует быстрее и позволяет организму в считанные секунды реагировать на сложившуюся ситуацию. Регуляция с помощью жидкости имеет более медленное действие, меньшую точность воздействия на органы. Однако, жидкостная регуляция характеризуется большей продолжительностью действия.

3. С помощью каких простых опытов можно доказать наличие жидкостной и нервной регуляции?

При неожиданном испуге человек может отреагировать быстрым вскриком, отпрыгнуть, одернуть руку и т.п. Это примеры нервной регуляции. Некоторое время после такого воздействия может ощущаться дрожь, легкий озноб. Это связано с выбросом в кровь адреналина – действие жидкостной регуляции.

4. Почему у животных, ведущих наземный образ жизни, сформировались более сложно устроенные органы чувств?

С выходом животных на сушу связано усложнение органов чувств. Это связано с тем, что наземно-воздушная среда характеризуется более разнообразными условиями и большими амплитудами этих условий. На суше в сравнении с водной и почвенной средой более ощутимы смены дня и ночи, пор года, температур, погоды и т.п.

Задания

Докажите, что без органов чувств животное не выживет.

Органы чувств – гарантия жизни животного. Слух, обоняние, зрение необходимы для поиска и добычи пищи. Осязание, слух, зрение нужны, чтобы ориентироваться в пространстве. Без органов чувств животные не смогли бы найти пищу, передвигаться в пространстве, строить жилище или искать убежище, спасться в случае опасности. Это свидетельствует о том, что животное без органов чувств выжить не сможет.

Человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:

Орган зрения - глаза;

Орган слуха - уши;

Обоняния - нос;

Осязания - кожа;

Вкуса - язык.

Все они реагируют на внешние раздражители.

Органы вкуса

Человеку свойственны вкусовые ощущения. Это происходит за счет специальных клеток, отвечающих за вкус. Они находятся на языке и объединяются во вкусовые луковицы, в каждой из которых насчитывается от 30 до 80 клеток.

Эти вкусовые луковицы расположены на языке в составе грибовидных сосочков, которыми покрыта вся поверхность языка.

На языке есть и другие сосочки, которые распознают различные вещества. Там сосредоточено несколько видов, каждый из которых различает «свой» вкус.

Например, соленое и сладкое определяет кончик языка, горькое - его основание, а кислое - боковая поверхность.

Орган обоняния

Обонятельные клетки находятся в верхней носовой части. Различные микрочастицы попадают в носовые ходы на слизистые оболочки, благодаря чему начинают контактировать с клетками, отвечающими за обоняние. Этому способствуют специальные волоски, которые находятся в толще слизи.

Болевая, тактильная и температурная чувствительность

Органы чувств человека этого вида очень важны, потому что позволяет уберечься от разных опасностей окружающего мира.

Специальные рецепторы разбросаны по поверхности нашего тела. На холод реагируют холодовые, на тепло - тепловые, на боль - болевые, на прикосновение - тактильные.

Больше всего тактильных рецепторов находится в области губ и на кончиках пальцев. В остальных частях тела подобных рецепторов намного меньше.

При прикосновении к чему-либо, раздражаются тактильные рецепторы. Одни из них более чувствительны, другие - менее, но вся собранная информация отправляется в головной мозг и анализируется.

Органы чувств человека включают важнейший орган - зрение, благодаря которому мы получаем почти 80% всей информации о внешнем мире. Глаз, слезный аппарат и др. - это элементы органа зрения.

В глазном яблоке имеется несколько оболочек:

Склера, называемая роговицей;

Сосудистая оболочка, переходящая спереди в радужку.

Внутри разделено на камеры, наполненные желеобразным прозрачным содержимым. Камеры окружают хрусталик - прозрачный диск для рассматривания предметов, находящихся близко и далеко.

Внутренняя сторона глазного яблока, которая противоположна радужке и роговице, имеет светочувствительные клетки (палочки и колбочки), преобразующие в электрический сигнал, поступающий в мозг по зрительному нерву.

Слезный аппарат призван ограждать роговицу от микробов. Слезная жидкость непрерывно омывает и увлажняет поверхность роговицы, обеспечивая ей стерильность. Этому способствуют эпизодические моргания ресниц.

Органы чувств человека включают состоящий из трех компонентов - внутреннего, среднего и наружного уха. Последнее - это слуховая раковина и слуховой проход. От него барабанной перепонкой отделяется среднее ухо, которое является небольшим пространством, объемом около одного кубического сантиметра.

Барабанная перепонка и внутреннее ухо прячут в себе три небольшие косточки, названные «молоточком», «стремечком» и «наковальней», которые обеспечивают передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо. Звуковоспринимающим органом является улитка, которая находится во внутреннем ухе.

Улитка представляет собой маленькую трубочку, закрученную по спирали в форме двух с половиной специальных витков. Она наполнена вязкой жидкостью. При поступлении звуковых колебаний во внутреннее ухо, они передаются жидкости, которая колышется и действует на чувствительные волоски. Информация в виде импульсов направляется в мозг, анализируется, и мы слышим звуки.

Еще в древности люди стали замечать, что человеку свойственно по-разному воспринимать окружающую его информацию. Это восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Благодаря им человек получает полное представление об окружающей его среде. Возникает вопрос: сколько органов чувств у человека.

Считается, что пять. Они имеют свойство отзываться на разнообразные внешние факторы. Это органы чувств, о которых и пойдет речь в статье.

Вконтакте

Одноклассники

Характеристика

К основным органам чувств относятся:

  1. Глаза - с их помощью принимается все, что человек видит (зрение);
  2. Нос - распознает приятные и неприятные запахи (обоняние);
  3. Уши - воспринимают колебания звуков и принимают участие в регулировании равновесия (слух);
  4. Язык - несет ответственность за всевозможные вкусовые ощущения (вкус);
  5. Кожа - здесь чувствительные нервные окончания позволяют ощущать прикосновения (осязание).

Эти 5 органов чувств условно разделяют на две группы:

  1. Тактильные - их можно назвать простыми по своему характеру воздействия. Это осязание и вкус. Потому что начальная стадия переработки информации мозгом осуществляется при прямом контакте;
  2. Дистанционные - это зрение, слух, обоняние. Все представленное этими чувствами, индивидуум воспринимает дистанционно. Определенные отделы мозга отвечают за создание изображения и оценку увиденного. При этом строятся замысловатые аналитические цепочки.

Немного остановимся на каждом .

Зрение

Самыми красивыми из органов чувств считаются глаза, их еще называют «зеркало души». Они предоставляют 90% сведений обо всем окружающем и происходящем. Еще в утробе матери у зародыша глаза формируются из двух маленьких пупырышек, появляющихся из головного мозга.

В виде нервных сигналов представленное изображение отправляется в мозговой центр, где они проходят расшифровку, производят оценку и понимание увиденного.

При помощи шести отдельных мышц око может вращаться в разные стороны и направляться на какой-либо предмет. Хочется отметить, что от рефракции зависит острота зрения или дееспособность хрусталика и роговицы к светопреломлению. Когда попадают в глаза лучи света, они начинают фокусироваться на сетчатке, образуя изображение.

Возбуждение в сетчатке нервных клеток ведет к образованию разного рода импульсов в зависимости от цвета и яркости света, которые исследуются и анализируются мозгом. Затем все складывается в понятные человеку картинки и виды.

Слух

Человеческие уши состоят из трех отделов:

  1. Наружного;
  2. Среднего;
  3. Внутреннего.

Они выступают не только как слуховой орган, но и устанавливают равновесие и расположение тела.

С ушной раковины начинается наружное ухо. Она добросовестно оберегает слуховой проход от травмирования. В слуховом проходе замечены волоски и специальные железы. Последние выделяют серу, дабы защитить ушной проход от мельчайших соринок.

На этом функции ушной раковины не заканчиваются. Она не только ограждает ухо от негативных воздействий, но и работает как улавливающая установка - с ее помощью колебания звука направляются прямиком к барабанной перепонке.

В среднем ухе находятся: молоточек, наковальня и стремечко. С их помощью барабанная перепонка связывается с внутренним ухом, где уютно расположилась улитка - важный слуховой орган. Вибрация барабанной перепонки перевоплощается в нервные импульсы, которые посылаются в мозг и там считываются как звук.

Обоняние

Воздухоносные полости черепа тесно связаны с носовыми ходами. Запахи угадываются обонятельными нервами, сильно похожими на волосики, которые расположены в верхней части полости носа. При очередном вдохе воздуха они задерживают и исследуют поступающие молекулы. Улавливают и отменно определяют запахи, витающие в воздухе. Далее, быстро и четко передают полученные сведения обонятельным луковицам, которые связаны с мозговым центром.

У любителей затянуться сигаретой есть вероятность нарушения обоняния. А при аллергических или простудных заболеваниях оно может измениться к худшему до полного выздоровления организма. Безвозвратная потеря обоняния наступает, когда повреждается нерв (например, при травме черепной коробки) или при патологии части мозга, которая несет ответственность за распознавание запахов.

Вкус

При детальном осмотре можно смело заявить, что основными вкусовыми рецепторами являются вкусовые пупырышки. Они в большом количестве расположились на поверхности языка в выступающих мягких сосочках. Различают четыре главных ощущений вкуса:

  1. Сладкое;
  2. Кислое;
  3. Соленое;
  4. Горькое.

Вкусовые почки, определяющие каждое из вышеперечисленных ощущений, находятся на конкретных отделах языка:

  1. На заднем - горькое;
  2. По бокам - кислое;
  3. На переднем - соленое;
  4. На кончике - сладкое.

Замечено, что вкус и обоняние соединены между собой - это способствует улавливанию разных ароматов. Плохо развитый орган обоняния или потеря функций оного ухудшает ощущения вкуса.

Осязание

Под осязанием подразумевают все кожные ощущения. Они пересылаются от восприимчивых и специфических рецепторов нервных окончаний по самим нервам, которые погружены на разном расстоянии и глубине, в толщу кожного покрова.

Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. На вибрирование и растяжение отвечают одни (закрытые нервные окончания), а другие - мгновенно реагируют на давление. На ощущение тепла и холода откликаются терморецепторы и спешат передать в определенный отдел мозга сигнал о том, чтобы непременно отрегулировать температуру тела.

При заболевании, которое разрушает нервные волокна, периферическую систему нервов или мозг, большая вероятность ухудшения чувства осязания. К таким неприятным последствиям может привести местное повреждение кожных рецепторов.

Данные нам с рождения хорошо развитые органы чувств - прекрасные помощники в жизни человека. Они содействуют хорошей ориентации и приспособлению к окружающей среде. Каждое чувство по-своему уникально и необходимо для полноценной и яркой жизни.

Для чего нужны органы чувств и какое значение имеют органы чувств Вы узнаете из этой статьи.

Органы чувств их значение в жизнедеятельности организма

Органы чувств представляют собой чувствительные органы животных и человека, которые воспринимают и анализируют все раздражители, которые с внутренней и внешней среды поступают к ним. Они неразрывно связаны с Центральной нервной системой.

Только благодаря органам чувств человек чувствует независимо существующий, окружающий, объективный мир.

Существует 5 органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. И каждый орган имеет сложное строение и выполняет свои функции.

Какое значение имеют органы чувств?

Зрение — процесс, благодаря которому обеспечивается восприятие формы, цвета предметов, размеров, которые окружают нас, и обеспечивается ориентация в пространстве. Значение этого органа не только в восприятии излучения света, но и для определения объемности предметов, определения расстояния и восприятие окружающего мира.

Слух — это вид чувствительности, который обеспечивает живым организмам восприятия колебаний звуков. Он обеспечивает полноценное психическое развитие личности. Ведь благодаря данному органу восприятия познаются звуки окружающей среды. Он обеспечивает речевое общение живым организмам. Без слуха никогда не появились музыкальные произведения, которыми сегодня увлекаются многие.

Обоняние. Нос является важным элементом тела человека и отвечает за 2 функции — дыхание и обоняние. Его значение — очищает воздух, который попадает в легкие, от мусора и пыли, защищает от попадания микробов в организм человека, благодаря ему мы чувствуем запахи, также он влияет на формирование тембра и высоты голоса.

Вкус . Вкусовые рецепторы отвечают за различение пищи, ее вкусовых особенностей. Значение вкусовых рецепторов — способствует восприятию тепла, боли и вкуса; обеспечивает непроницаемость языковой слизистой оболочки для бактерий и вирусов; обеспечивает быстрое усвоение лекарственных препаратов через ротовую область.

Осязание . Это пятый орган ощущения, который отвечает за способность различать температуру предметов и сами предметы с помощью прикосновений. Нервные окончания отвечают за эту способность. Значение — излучает тепло и выделяет пот; защищает организм от попадания в него механических и химических веществ, а также от микробов и излучения.

Надеемся, что из этой статьи вы узнали, каково значение органов чувств в жизни и трудовой деятельности человека.

Задача урока : дать понятие о системе органов чувств и их значении для ориентировки во внешней среде; раскрыть содержание понятия «анализатор», познакомить учащихся со строением органа зрения.

Оборудование . Демонстрационный материал: разборная модель глаза; фотоаппарат; таблица «Зрительный анализатор», кинофильм «Глаз - орган зрения».

Раздаточный материал: глаза крупного млекопитающего (свежие или фиксированные); скальпели, пинцеты, иглы, ванночки, баночки с водой.

План урока

Проведение урока
В начале урока проводится небольшая письменная работа, в процессе которой учащиеся заполняют немые карточки. На них изображены контуры больших полушарий сбоку, снаружи и с внутренней стороны (рис. 58). Учащиеся пунктиром наносят границы долей и зон больших полушарий и подписывают простым карандашом. После окончания этой работы учитель рассказывает о значении органов чувств, отмечая их роль в восприятии раздражений из внешней среды, дает понятие о специфичности рецепторов разных органов чувств и первоначальном более грубом анализе раздражений (отличие зрительных от слуховых, тактильных от болевых и т. п.). Затем учитель отмечает участие соответствующих зон коры в восприятии раздражений, их тонком анализе и этим подводит учащихся к усвоению понятия «анализатор». На доске учитель чертит схему состава анализатора.

Учащиеся находят в учебнике на стр. 189 определение анализатора и затем приводят примеры анализаторов.

Теперь, когда учащиеся знают, что такое анализатор, учитель знакомит их со зрительным анализатором, его значением. Наиболее подробно будет изучаться периферическая часть анализатора, т. е. орган зрения - глаз.

После краткого вступления учителя, в котором освещается значение зрения для животных, более подробно рассматривается роль зрения в жизни людей.

Как же мы видим? Учитель показывает фотоаппарат и напоминает о том, как создается изображение предметов в этом приборе. Он сообщает краткие сведения о Прямолинейности распространения света, преломлении его при переходе из одной среды в другую, об особенностях преломления в линзах и чертит на доске схему преломляющих частей глазного яблока (роговица, хрусталик, стекловидное тело), подробно рассказывает о сетчатке.

После общих предварительных сведений учащиеся детально знакомятся с анатомией глаза.

Сначала учитель показывает расположение оболочек по таблице глаза, не характеризуя особенностей их строения (это сделают сами учащиеся при самостоятельной работе); затем разбирает модель глаза и параллельно объяснению предлагает находить по цветной таблице учебника части глаза. Учитель последовательно спрашивает: как называется наружная оболочка глаза? Чем характеризуется ее наружная часть? Почему следующая оболочка называется сосудистой? Какую часть сосудистой оболочки мы видим? Учитель поясняет, как расположены мышечные волокна в радужной оболочке, и продолжает, разбирая модель, спрашивать: где лежит хрусталик? Какова его роль? Чем заполнена середина глазного яблока? Где расположена сетчатка? Что отходит от сетчатки?

Только после такой основательной подготовки учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Они рассматривают вскрытые глаза, пользуясь инструкцией в практикуме учебника (стр. 254). Подведение итогов проводится в беседе после завершения работы: в чем значение белковой оболочки? В чем выражается ее приспособленность к выполнению функции? Каково значение пигментации сосудистой оболочки? Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке? Каково значение зрачка? Какие особенности строения радужной оболочки позволяют осуществлять зрачковый рефлекс? В каких свойствах хрусталика вы убедились? Как выглядит сетчатка в тех препаратах, которые вы изучали? Какое значение имеют мышцы, двигающие глазное яблоко?

Урок заканчивается повторением материала о составе зрительного анализатора. С защитными приспособлениями глаза учащиеся могут познакомиться дома по учебнику.

Задание на дом : статьи учебника «Органы чувств», «Орган зрения». Сделайте следующие наблюдения: 1. Проткните булавкой лист бумаги и рассмотрите через дырочку мелкий шрифт книги на расстоянии 2-3 см от глаза (опыт надо проводить при хорошем освещении). Чем объясняется отчетливое видение букв? Почему люди с плохим зрением прищуривают глаза, когда хотят лучше рассмотреть предмет? 2. Проследите за изменением зрачка при быстром переходе от рассматривания отдаленного предмета к рассматриванию предмета, расположенного близко от глаза. Объясните, какое значение имеет сужение зрачка при рассматривании близкого предмета. 3. Попросите своего товарища повернуться лицом к свету. Рассмотрите ширину обоих зрачков. Предложите товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 секунд предложите вновь открыть глаза. Внимательно наблюдайте за изменением зрачка. Как можно объяснить результаты опыта?

Урок на тему «Значение органов чувств. Орган зрения» (второй вариант)

Если учитель не сможет достать для самостоятельной работы глаза животных, то целесообразно провести урок по фильму «Глаз - орган зрения». План урока меняется при этом только в том, что вместо самостоятельной работы учащиеся смотрят фильм, а затем проводится обобщающая беседа по таким вопросам: какие оболочки различают в глазном яблоке? Какое строение имеет белковая оболочка? Какое имеет значение, что на ней быстро заживают царапины? Каково значение сосудистой оболочки? Какая часть сосудистой оболочки и каким путем регулирует количество света, попадающего в глазное яблоко? Каким бывает зрачок, когда мы что-либо внимательно рассматриваем? В каких частях глаза преломляются световые лучи? Из чего состоит сетчатка? Как получается на сетчатке изображение предмета? В какой момент мы видим предмет? Чем объясняется цветное зрение? Как распределяются в сетчатке палочки и колбочки? Почему в сумерках мы не видим цвета? Как достигается приспособление глаз к рассматриванию предметов на разном расстоянии?