Какие требования предъявляются к кандидатам в депутаты городской думы. Партийные и самовыдвиженцы

Только будучи мотивированным и целеустремленным можно достичь вершин в политической карьере. Обычного желания здесь недостаточно, так как эта не является легкой и простой. Необходимо все время действовать и заниматься делами – только тогда можно будет получить серьезный результат оценки своей деятельности.

Многие подозревают, как стать депутатом Госдумы , не зная всех нюансов и аспектов данной работы. Данный путь нелегкий, на нем существует множество подводных камней и препятствий, но результат того стоит.

Шаг первый – работа помощником депутата

Не менее престижной должностью, нежели депутат, является профессия его помощника. Чаще всего в самом законодательном органе Российской Федерации каждый депутат имеет до пяти таких людей. Вне данного учреждения их у него может быть до тридцати. Именно с помощью такого состава можно принимать наиболее обдуманные и важные решения, а также успевать выполнять все свои обязанности. Помощники депутатов имеют определенный ряд привилегий:

  • посещение заседаний в местной думе;
  • приглашения на депутатские сессии;
  • оплачиваемые командировки за счет депутата.

В большинстве случаев для того чтобы стать помощником депутата нужно достичь восемнадцатилетнего возраста. Других условий к кандидату на эту должность не предъявляется. Выдвинуть конкретного человека может партия, в которой состоит сам депутат. Но чаще всего именно он собственнолично принимает выбор в пользу какого-либо человека на свое усмотрение.

И так, можно сделать вывод, что стать помощником можно в случае состояния в политической партии, в которой находится тот же депутат, а также при проявлении собственных инициатив и хорошей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что даже в таком случае получить должность будет весьма непросто, так как на нее обычно претендует очень много людей.

Перед тем, как устроиться помощником депутата на работу , следует показать данному человеку ваш потенциал, возможность квалифицированно осуществлять определенный вид деятельность и пользу от вашей работы. Зачастую в отличии от деятельности самого депутата, работа помощника гораздо более узконаправленная и требует точных профессиональных знаний в определенном направлении, а вовсе не во многих сразу.

Шаг второй – работа депутатом местных органов власти

Будучи помощником депутата, у человека появляется достаточно много связей, хороших знакомых, он начинает понимать, как устроена данная работа, что нужно обязательно делать, а чего лучше избежать. Именно основываясь на таком опыте можно продолжить самостоятельному карьеру, а не выполнение всех поручений своего начальника. Легче всего в таком случае добиться избрание своей кандидатуры в органы местного управления.

Перед тем, как стать депутатом местных органов власти – самовыдвиженцем , стоит определить стратегию на пути к своей цели. В данное время для получения руководящего кресла в небольших населенных пунктах следует преодолеть пятипроцентный барьер. Для этого, будучи помощником депутата, важно придерживаться следующих правил:

  1. Следует быть активным и хорошо зарекомендовать себя на местном уровне. Очень часто помощник депутата может обрести себе заветное место благодаря тому, что он с самого начала своей работы занимался общественной деятельностью. Лучше всего пробиться в органы местного самоуправления собственными силами помогают различные проекты по улучшению города.
  2. Расчет финансовых средств для своего продвижения. Предвыборная кампания – дело достаточно важное и нелегкое. Обычно она требует достаточно много финансовых вложений. Это связанно с установкой билбордов, раздачей листовок, оплатой услуг спичрайтеров и имиджмейкеров. Это позволит преодолеть конкуренцию, которую будут составлять другие потенциальные кандидаты на пост депутата.
  3. Если выбран путь самовыдвижения, очень важно самостоятельно удерживать связи с общественностью. Будучи кандидатом от партии, это все ложится на плечи организации.

Стоит отметить, что для небольшого городка, чье население составляет всего 10 тысяч людей, пятипроцентный барьер для обретения кресла депутата составляет всего 500 человек. Именно поэтому достаточно всего лишь сделать что-то полезное для людей и подкрепить это соответствующей предвыборной кампанией. Оставаясь на глазах у потенциальных выборщиков, можно обеспечить себе прохождение в местные органы самоуправления.

Шаг третий – работа депутатом городской думы

Если вопрос относительно того, как стать депутатом городской думы , достаточно простой, то вопрос о том, что делать дальше – сугубо индивидуальный. Связанно это с тем, что существует достаточно много различных сценариев осуществления деятельности. Все их можно упростить к достаточно понятным пунктам, каждый из которых в большинстве случае обязателен для исполнения:

  1. Агитационная деятельность. С населением города всегда нужно работать, а не только непосредственно перед следующим этапом выборов. Чем более активной будет такая деятельность, тем больше шансов того, что человек сможет пройти дальше в политической карьере. Очень важно проводить агитационную компанию правильно – процесс смены предпочтений электората сложный и непростой. Необходимо проводить встречи с избирателями, распространять газеты и листовки, периодически делать какие-то важные проекты для людей и т.д.
  2. Заведение хороших знакомств. Поддержка влиятельных лиц, а также дружба с ними, является очень важным этапом при достижении достаточно высоких должностей. Стоит заметить, что очень часто потенциальные избиратели, отдают свое предпочтение именно тому, кто находится в близком положении к известному им человеку. Полностью полагаться на дружбу с известным и влиятельным депутатом нельзя, так как работа с народом — это приоритет!
  3. Поддержание имиджа. Данный фактор играет третью роль в процессе обретение кресла депутата Думы. Связанно это с тем, что очень важно не только красиво выглядеть, но и обладать хорошими личностными факторами, которые можно позиционировать в обществе. Человек, замешанный в махинациях, громких скандалах и незаконной деятельности сможет обрести поддержку народа только лишь с помощью больших капиталовложений. Тому, кто же стал примером для многих, гораздо легче обрести заветное кресло.
  4. Создание команды. В одиночку бороться за депутатское кресло – дело не из легких. Поэтому во время всего срока работы в городской думе следует собирать себе помощников и друзей. Они смогут помочь в совершении вашего продвижения по карьерной лестнице. Каждый член команды вносит определенную роль в становлении своего лидера, поэтом стоит выбирать действительно тех, кто способен на это.
  5. Финансовая поддержка. Без капиталовложений и внесения определенной суммы средств стать депутатом Думы нереально. В первую очередь для того чтобы получить хоть какую-то поддержку необходимо создать свой собственный фонд, основной целью которого станет сбор средств для осуществления предвыборной кампании. Хорошей поддержкой можно также заручиться у различных предпринимателей того районы, который вы представляете. Взамен на это необходимо предложить какие-то льготы и помощь в будущем. Без этого очень сомнительно что кто-либо согласиться тратить свои деньги на другого.

Путь к становлению депутатом достаточно сложный, длительный и непростой. Это под силу только самым целеустремленным личностям, которые не боятся трудностей и работы.

Шаг четвертый – непосредственное становление депутатом Думы

Для того чтобы стать депутатом Государственной Думы необходимо выполнить ряд требований:

  • достичь возраста в 21 год;
  • быть гражданином Российской Федерации;
  • иметь полную дееспособность;
  • не иметь гражданства иных государства и права на жительство в них;
  • не иметь непогашенной судимости;
  • не быть в прошлом осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • подать соответствующее заявление о желании стать депутатом, а также внести средства на этот процесс.

Выполнив все требования, следует только выиграть выборы. Результат напрямую зависит от того, каким образом была проведена агитационная кампания, и какая конкуренция среди всех желающих обрести депутатское кресло.

Какая зарплата депутатов

Многих интересует, какая зарплата депутатов Госдумы РФ в месяц — сколько они зарабатывают . Ответ вовсе не однозначный. Связанно это с тем, что начисления происходят по достаточно сложной схеме. Учитываются несколько факторов:

  • оклад по должности;
  • оклад за квалификацию;
  • дополнительные денежные выплаты.

Чаще всего оклад по должности и за составляет от 60 до 81 тысячи рублей. Дополнительные денежные выплаты могут быть в четыре раза большими, так как их составляют различные премии и поощрения.

Льготы народных депутатов

На состояние 2017 года депутаты Государственной Думы Российской Федерации имеют ряд дополнительных льгот, которыми они могут пользоваться:

  • служебное жилье в столице;
  • бесплатный проезд общественным транспортом;
  • бесплатные перелеты;
  • бесплатные передвижения на круизных лайнерах;
  • оплачиваемая сотовая связь;
  • бесплатная страховка на жизнь и страховка на всех членов семьи;
  • санаторно-курортное лечение.

То есть, кроме непосредственной зарплаты, народные избранники получают достаточно много иных благ, благодаря которым могут себя чувствовать более вольно и комфортно.

В сентябре во всех районах Москвы пройдут выборы муниципальных депутатов. Состав представительных органов местного самоуправления на ближайшие пять лет определится по результатам голосования. От избираемых членов городских советов депутатов будут зависеть местный бюджет, застройка района, благоустройство улиц и дворов, а также капитальный ремонт.

The Village составил инструкцию о том, как зарегистрироваться в качестве кандидата и принять участие в выборах.

Кто может избираться

Баллотироваться на муниципальные выборы могут совершеннолетние россияне, не имеющие гражданства другой страны, а также вида на жительство или визы, разрешающих постоянное пребывание в другом государстве. При этом совсем не обязательно иметь московскую прописку. Кандидат может быть прописан в любом регионе России, однако это будет указано в избирательном бюллетене. В свою очередь, при наличии прописки в Москве можно без проблем избираться в любом удобном районе, поскольку район прописки в бюллетене не отмечают.

Идти на выборы можно с минимальными ресурсами, однако проведение качественной кампании, по оценке образовательного портала Дмитрия Гудкова и Максима Каца, обойдется примерно в 80 тысяч рублей. Кроме того, придется потратить две-три недели на обход квартир и общение с избирателями округа либо нанять агитаторов, что увеличит стоимость кампании.

Подготовительный период

Затем нужно определиться с округом. Для этого можно сходить в Территориальную избирательную комиссию и попросить предоставить нарезку округов - распределение домов по округам. Адреса и координаты ТИКов можно посмотреть на сайте Мосгоризбиркома.

Кроме того, нужно выбрать между выдвижением от партии и участием в выборах в качестве самовыдвиженца. Выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата, позволит не собирать подписи избирателей, что упростит прохождение регистрации.

Также следует подготовить первоначальный пакет документов:

Заявление о согласии баллотироваться, в котором можно в том числе указать принадлежность к политической партии;

Паспорт и (при наличии) свидетельство о смене Ф. И. О.;

Диплом об образовании;

Сведения об основном месте работы или службы, а при наличии - справку о том, что кандидат является депутатом;

Сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату.

Регистрация и сбор подписей

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. После назначения у потенциальных кандидатов есть 30 дней на выдвижение и регистрацию (в том числе сбор подписей). Подавать документы стоит как можно раньше, чтобы было время на устранение недочетов, если такие обнаружатся.

Тем, кто баллотируется в качестве самовыдвиженцев, придется собрать подписи 0,5 % от числа избирателей, поделенного на число мандатов. Так, в округе с 30 тысячами избирателей и пятью мандатами придется собрать 30 подписей.

После подачи документов кандидату выдают направление для открытия избирательного счета, через который проводятся деньги на оплату агитационных материалов и мероприятий, а также подписных листов . Договор с банком и реквизиты счета нужно предоставить в ТИК.

При сборе подписей очень важно соблюдать правила оформления подписного листа: каждая формальная ошибка - неправильное сокращение или выход подписи за пределы поля - будет основанием для снятия подписи.

Предвыборная агитация

После регистрации кандидату остается провести агитационную кампанию. Основные способы поиска сторонников - поквартирный обход, печатные материалы, интернет-агитация и организация встреч с жителями. Кроме того, можно устраивать специальные акции, например пикеты. При этом вся предвыборная агитация должна оплачиваться из избирательного счета кандидата, а печать агитационных материалов возможна только в аккредитованных типографиях.

После выборов

Если вы победили - поздравляем. Теперь пришло время действовать на благо района, отстаивая интересы горожан. Хотя это и необязательно. Муниципальное депутатство больше похоже на волонтерскую деятельность, нежели на работу. Единственная обязанность депутата - раз в месяц вести прием жителей и ходить на собрания. При этом депутаты не получают зарплату, если не считать компенсации за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 тысяч рублей в месяц. Однако депутаты могут пользоваться бесплатным проездом в общественном транспорте.

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование - достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его "нижнюю" палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз - 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий - 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония).

Третье требование - наличие активного избирательного права - права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

Лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

Лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

Лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

Лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

Лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования - они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности - иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации"*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ - при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента - Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Все мы, конечно же, слышали и видели депутатов местных органов власти. Некоторые из нас даже обращались к депутатам с какими-то запросами. Кое-кто наверняка думал: «Классно, и я хочу такую работу!».

По телевизору нам рассказывают, как много получают депутаты, какие огромные взятки они берут (за что их потом и сажают). Все знают, что у депутатов любого уровня есть масса льгот начиная от бесплатного проезда в общественном транспорте, заканчивая полётами на дорогостоящие курорты за счёт бюджета (хотя такие полёты нередко приводят таких горе-избранников за решётку). Так давайте разбираться, как стать депутатом в своём городе.

Личные качества потенциального депутата

Нужно понимать, что далеко не каждый обладает тем набором личных качеств, которые должен иметь народный избранник. Для человека, который планирует стать лидером, а ведь депутат - это в своём роде лидер, обязательно наличие такого интересного качества, как харизматичность.

Харизматичность – это способность заинтересовать людей и повести их за собой, увлекая общей идеей. Харизматичный человек, это человек вызывающий просто-таки магнетическое притяжение у окружающих и такое же магнетическое уважение.

Наверное, самое первое и ценнейшее качество человека, стремящегося стать депутатом – это его честность и умение выполнять данные обещания. Народных избранников, обладающих такими замечательными качествами мало, но это не значит, что их нет.

Очень важно умение ладить с самыми разными людьми и способность найти общий язык с кем угодно. Кроме того, нужно уметь выступать на публике, не бояться этого. Уметь грамотно и понятно излагать свои мысли (и не только свои). Очень неплохо, обладать жизненным опытом и иметь за плечами опыт руководящей работы.

Так что нужно чтобы стать депутатом? Огромная работоспособность! Ведь смотря на депутатов по телевизору, мы видим только одну сторону медали – они сидят красивые и при параде, толкают речи с трибуны. Кроме того, все слышали, что пенсия у них огромная, какая не бывает у обычных людей. Всё это, конечно, хорошо. Но есть и другая сторона.

График работы народного избранника настолько плотный, что обычный человек себе даже и представить не может. Депутат должен успевать встречаться с избирателями, понимать их проблемы, изучать документы, раздавать задания своим помощникам и контролировать ход их выполнения. Избиратели пишут запросы, пытаются встретиться лично – а как же они же вас выбрали и они ваш электорат.

Хорошо, если вас знают в вашем избирательном округе. Если вы и раньше занимали активную жизненную позицию, участвовали в различных общественных мероприятиях, а лучше чтобы и организовывали их самостоятельно, то вас хорошо знают у вас в районе. Замечательно, если вы уже сумели собрать группу единомышленников (особенно если вы самовыдвиженец) и они готовы поддержать вас на нелёгком пути в органы власти. Это поможет вам сэкономить часть средств на избирательной кампании.

Вы должны вызывать доверие и уважение у своих избирателей. Для этого вам нужно быть человеком слова. Нужно следить, чтобы ваши слова не расходились с делами. Если вы что-то обещаете своему электорату, то расшибитесь в лепёшку, но выполните своё обещание.

Также нужно понимать, что жизнь депутата очень публична. И чем выше уровень депутата, тем меньше у него личного пространства. Их преследуют журналисты и без конца интересуются, куда он поехал, с кем и почему.

Читайте также: Куда вложить деньги чтобы получать ежемесячный доход

Законодательная база

Для того чтобы понять, как стать депутатом городской думы, нужно обратиться к законодательной базе. Вам предстоит соблюсти ряд формальностей.

Первое, на что следует обратить своё внимание, со скольки лет можно стать депутатом, собственно нужно знать возраст будущего народного избранника. Минимальный возраст для того, чтобы баллотироваться в депутаты составляет 21 год.

Не менее важным является требование и о том, что гражданин, решивший стать народным избранником в России должен иметь гражданство РФ и проживать на территории РФ. Помимо этого, у него (или её) должна отсутствовать непогашенная судимость. Естественно, человек должен быть дееспособным, то есть не состоять на учёте в психоневрологическом диспансере с каким-либо психическим расстройством, ограничивающим дееспособность.

С законодательными требованиями более-менее разобрались. А что же дальше? А дальше предстоит выдвижение в депутаты.

Способы выдвижения

Существую два законных пути выдвинуться в народные избранники:

  • от какой-либо политической партии;
  • самостоятельно.

Рассмотрим оба способа более детально.

Чтобы выдвинуться от какой-либо политической силы, для начала, лучше бы вступить в выбранную политическую партию. Затем нужно проявить себя, как инициативного и внушающего доверие человека. Заинтересовать руководство партии своими идеями и предложениями.

Любая политическая сила любит быть в лидерах, и не любит проигрывать, даже на местных выборах. Поэтому от партий выдвигаются кандидаты в депутаты, которые имеют больше шансов стать депутатами, по сравнению с другими членами партии. Иными словами – выдвигают наиболее перспективных людей, а вы, если хотите стать народным избранником, должны стать именно таким членом партии.

Если же вам претит идея вступления в какую-либо партию, для вас есть единственный путь – выдвигаться самостоятельно. Чтобы это сделать нужно подать пакет документов в избирательную комиссию. Этот пакет документов должен содержать не только персональную информацию, но и списки людей, которые вас поддерживают. И учтите – этот список должен быть настоящим, и подписан реальными людьми, с указанием их персональных данных. Такие списки избирательные комиссии тщательно проверяют на подлинность.

Процесс подготовки к выборам

Независимо от того, как вы выдвигались, самостоятельно или от политической партии, далее вам предстоит вступить в предвыборную гонку. Скорее всего, процесс подготовки и проведения выборов – наиболее сложный и требующий продуманных решений процесс.

Кроме того, подготовка к выборам и агитация электората – это довольно дорогостоящий процесс. Подумайте сами, чтобы стать муниципальным депутатом нужно делать публикации в средствах массовой информации, выступать на телевидении, печатать агитационные листовки и плакаты, заказывать бигборды, нанимать помощников различного уровня и многое другое.

Вам нужно собрать вокруг себя единомышленников, которым вы сможете доверять. Ведь все знают поговорку «свита делает короля». А значит, ваши доверенные лица, должны относиться к избирателям так же, как к ним относитесь вы – с уважением и вниманием.

Также нужно помнить, что люди из вашей избирательной команды будут следить за ходом выборов и подсчётом голосов, а значит, вы должны быть уверены, что их не смогут «перекупит» конкуренты. Поэтому подбирая в свою команду людей, обращайте внимание не только на их амбициозность, но и на моральные качества и заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с вами.

Количество денег, необходимых на проведение предвыборной кампании, очень сильно отличается от региона, количества конкурентов и вашей популярности, но в любом случае, не имея хотя бы 1 миллиона рублей, не стоит и пробовать. Конечно, ещё остаётся вариант с привлечением спонсоров и меценатов.

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

Б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

В) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

Б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

3.3. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Документы, указанные в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2 , 2.1 и настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Совет Федерации), представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

6.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов.

6.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.

6.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.

6.5. Запрос о представлении сведений, направляемый Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям, должен содержать следующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата рождения, место рождения, адрес места жительства.

6.6. Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

6.7. Результаты проверки сведений, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, полученные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательным комиссиям, представившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации соответствующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

(см. текст в предыдущей редакции)