Как мне читать намаз, если из-за болезни постоянно нарушается омовение? Человек много отрыгивает в молитве, чтобы не вышли газы (ветры), т.к. страдает от повышенного газообразования Портится ли омовение если пукнул

Если во время молитвы у меня нарушилось омовение, могу ли я продолжить молитву? Могу ли я продолжить ее с того места, где остановился, или мне нужно начинать молитву заново?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.

И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.

Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.

Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.

Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.

Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.

Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).

Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.

В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».

Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).

А Аллах знает лучше.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

1. Почему среди мазхабов есть противоречия, и будут ли приняты наши намазы, если имамы мазхабов в чем-то ошиблись? 2. Как поступить, если кажется, что во время намаза вышли газы?

15.05.13. Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатуху уважаемый имам!
Хотел вам задать несколько вопросов.
1) Почему среди мазхабов есть противоречия? К примеру в одном мазхабе кровь это наджас а в другом кровь чиста. Тоесть если читать намаз когда с раны течет кровь по тому мазхабу который считает что кровь чиста, мой намаз принимается, а по другому мазхабу он не принимается? А в судный день если имам Абу Ханифа и другие мусульмане были правы в том что кровь это наджас то окажется что намаз последователей других мазхабов часто не принимался? Прошу вас разьяснить этот вопрос, так как хочу избавиться от невежественных предположений и получить правильный ответ.
2) Как мне известно, при омовении и при намазе если возникают сомнения нарушил ли ты омовение или нет, нельзя следовать предположениям, а надо следовать ясным доказательствам и быть уверенным в том что ты нарушил омовение чтобы его обновить или прервать намаз. Но во время намаза у меня иногда бывают ощущения что немного газа все же вышло. А если подумать что является причиной моих ощущений то становится ясно что это могло произойти только потому что газ вышел. Являются ли эти мысли причиной прервать намаз?
3) При общении с некоторыми лицами противоположного пола которые не покрываются, обычно смотрят в лицо, но если область вокруг лица непокрыта и в поле видимости попадают другие части тела, то можно ли на эту женщину вообще смотреть?

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Бейбит.

Для начала Вам следует знать, что главными источниками всех суннитских мазхабов являются Коран и сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Эти источники объемны и требуют огромных знаний прежде, чем человек сможет самостоятельно понимать их и выносить на их основании решения. В свою очередь, приобретение этих знаний требует огромной самоотдачи и усердия. В общем-то, тем, кто хочет получить эти знания в наибольшей мере, необходимо посвятить этому всю свою жизнь, оставив все остальные дела на второй, третий, и последующие планы.

Разумеется, каждый мусульманин обязан изучать свою религию в той степени, чтобы выполнять обязательные предписания и не совершать запретного. При этом, разумному человеку должно быть понятно, что вся умма не может оставить все свои дела и заниматься исключительно глубоким изучением исламских наук. Кроме основных познаний религии, мусульмане должны также заниматься вопросами медицины, образования, политики, науки, военного дела и т.д.

Если же каждый мусульманин будет изучать степень достоверности хадисов, самостоятельно проверяя каждого передатчика, а это лишь незначительная часть исламских наук, требующая большого количества времени, тогда у мусульман не останется времени на другие отрасли, также необходимые для жизнедеятельности.

Поэтому даже среди исламских ученых существует классификация по наукам, и лишь немногие из них овладевают всеми науками в полной мере, достигая степени муджтахида . Таким образом, каждый занимается своим делом, и незнающий обращается к знающему, как сказано об этом в Коране: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» . (ан-Нахль, 43).

Правильное понимание этого положения говорит нам о том, что если нам необходимо разъяснение по математике, мы обращаемся к математику, если по здоровью, то к врачу, если по религии, то к алиму. И нет сомнения в том, что имамы мазхабов, жившие во времена праведных предшественников, достигли наивысшей степени знаний. По этой причине, простые мусульмане обращаются к их школам, которые включают в себя не только их основателей, но и целую плеяду ученых, исследовавших Коран и Сунну, и постигших исламские науки.

Теперь, понимая тот высокий уровень и огромный объем знаний, которыми необходимо обладать для того, чтобы стать ученым, и вытекающую из этого необходимость следования за имамами мазхабов простым мусульманам, а также учитывая тот факт, что каждая школа опирается на Коран и Сунну, Вам следует понять, что разногласия между мазхабами вытекают из понимания этих источников, или, в случае отсутствия явных указаний, на собственный иджтихад, на который они, в отличие от простых мусульман, имеют право.

Каждая школа приводит свои доказательства – прямые или косвенные, и простые мусульмане не имеют возможности взвесить их доказательства и рассудить их, ведь для этого необходимо обладать большими знаниями, чем они. Для нас достаточно того, что эти школы основаны на Коране и Сунне, и следуя одному из мазхабов, мы следуем Корану и Сунне в понимании ученых.

К примеру, одним из доводов шафиитского мнения о нарушении омовения из-за выхода крови лег тот факт, что сахабы во время битвы, несмотря на свои раны, совершали намазы. Ученые ханафитского мазхаба посчитали это вынужденной мерой, обусловленно военными действиями. В основе же ханафитского мнения лежит хадис о том, что выход крови нарушает омовение (см. Ихтияр, гл.1).

Таким образом, каждый мазхаб приводит свои доказательства, которые простые мусульмане не могут взвесить не достигнув уровня имамов мазхабов, а Аллах не возлагает на душу большего, чем она способна. Поэтому мы не будем спрошены о тех вещах, которые не могли узнать, ведь мы живем спустя более 1400 лет после возникновения Ислама, и никто из нас не может спросить это у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы можем лишь обратиться к ученым, изучившим Коран и Сунну. Ведь сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если обладатель знаний вынесет правильное решение, то он получит двойную награду, а если он ошибется, то одну» . (Бухари, Муслим)

Для более ясного понимания, прочтите также данный ответ .

2. Если Вам кажется, что у Вас произошло выделение газа, но при этом Вы не уверены в этом и сомневаетесь, Вам необходимо оставить сомнения и следовать только явным признакам, как то: звук или запах . Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах" (Муслим).

3. Вам следует разговаривать (по необходимости) опустив взор в пол.


Желательно ли человеку, находящемуся в состоянии хронического нарушения омовения (да’им аль-хадас) по причине истихады или из-за непрекращающегося выхода (капель) мочи, совершать сунны омовения? Есть ли другие вещи, которые желательно совершать такому человеку, чтобы его очищение и намаз не нарушались? И какие требования для того, чтобы человек попадал в эту категорию?

1. Остается ли желательным для того, кто хронически теряет омовение, совершать сунны намаза и вуду?

Да, тому, кто находится в таком состоянии (да’им аль-хадас), по-прежнему рекомендуется совершать сунны омовения и намаза так же, как и обычному человеку.

2. По каким критериям определяется, что человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения? Человек находится в состоянии хронического нарушения омовения в том случае, если из его интимных частей выходит какое-либо вещество (таким образом, что омовение постоянно нарушается) с такой частотой, что ему не хватает времени, чтобы совершить очищение и помолиться без того, чтобы омовение было вновь нарушено (выходом этого вещества).

3. Что делать, если вещество выходит с перерывами, но продолжительность этих перерывов непредсказуема? Согласно фетве ученого Хабиба Зайна ибн Сумайта аль-Хадрами, человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения даже в том случае, если иногда у него бывает достаточно времени для того, чтобы помолиться между двумя нарушениями вуду, но он не может точно предвидеть, когда это произойдет.

4. Что, если мое омовение часто нарушается, но есть достаточно времени между нарушениями, чтобы я мог сделать омовение и совершить намаз? Если человек видит, что что-то часто выходит из его интимных мест, но между этим у него достаточно времени, чтобы очиститься и помолиться, он не относится к категории людей, которые страдают хроническим нарушением малого омовения [поэтому ему не делается послабление и он должен молиться подобно тому, как молится здоровый человек]. Такому человеку нужно искать время, когда ничего не выходит, и молиться в этом промежутке.

5. Есть ли специальные правила, которым должен следовать человек в таком состоянии, чтобы его малое омовение и намаз считались действительными? Малое омовение человека, который находится в состоянии «да’им аль-хадас», не будет действительным, если совершить его до наступления времени намаза, который он намеревается совершить. После наступления времени намаза такому человеку надо смыть нечистоты со своих интимных мест, подложить туда что-либо наподобие кусочка ткани и закрепить его так, чтобы минимизировать выход и распространение нечистот, которые не прекращают выходить.

Затем следует незамедлительно, не откладывая, совершить омовение и молитву, чтобы свести к минимуму нарушение омовения, насколько это возможно. Если в этом случае вещество все-таки вышло, это не влияет на действительность намаза, потому что, с юридической точки зрения, на людей, относящихся к данной категории, не распространяется ряд хукмов, которые относятся к обычным людям.

Человеку «да’им аль-хадас» дозволено исполнить лишь один фарз-намаз с этим омовением, а необязательных – сколько угодно. Если человек намеревается совершить второй фард, он должен повторить весь процесс очищения. Таково решение нашей школы.

6. Есть ли какие-то послабления, чтобы уменьшить частоту совершаемых омовений, например, если человек хочет восстанавливать пропущенные намазы? Маликитские ученые имеют немного отличную от нашей позицию. Они говорят, что в случае, если малое омовение постоянно нарушается за период половины целой молитвы или чаще, то, когда человек вошел в состояние малого омовения, оно не считается нарушенным (при выходе вещества), как об этом сказал великий ученый маликитского мазхаба Уляйш аль-Малики в книге «Минан аль-Джалиль» (1/65). Султан ученых (великий алим-шафиит) аль-Изз ибн Абдус-Салям указал в своей «Фатава» (с. 360), что следовать этому решению дозволено (тем, кто придерживается шафиитского мазхаба).

الرابع: إذا كان شخصٌ دائمَ الحدث إما لاستحاضة أو لسلس بول فهل يسن له أو لها أن يأتي بسنن الوضوء ؟ هل هناك أشياءُ أخرى ينبغي لهذا الشخص أن يعرفها حتى تصح طهارته وصلاته ؟ وكيف يعدّ شخص دائم الحدث ؟ 

الجواب : نعم يسنُّ لدائم الحدث الإتيانُ بسنن الوضوء وكذلك الصلاة كما يسنُّ ذلك للسليم . ودائمُ الحدث هو مَن يستمرُّ منه خروجُ شيء من السبيلين أو أحدهما بحيث لا يجد في الوقت ما يسعُ فعلَ الطهارة والصلاة من غير حدث ، ومثله أيضاً من يجد سعةً في الوقت لكن لا يستطيع ضبطَ ذلك ولا يعرف متى يكون كما أفتى به العلامةُ الحبيبُ زين بن سميط الحضرمي . أما مَن يكثر من خروج شيء من أحد السبيلين لكنه يجد سعةً في الوقت لفعل الطهارة والصلاة من غير حدث فليس هو دائم الحدث ، فليتحرَّ الوقتَ الذي يخلو فيه من الحدث ويتطهر ويصلي فيه . أما دائمُ الحدث المتقدم بيانه فلا تصح طهارته إلا بعد دخول وقت الصلاة التي يريد فعلها ، فإذا دخل الوقت وجب عليه غسلُ الموضع الذي أصابته النجاسة ، ثم يحشو فرجه بنحو قطنة ويلف عليه خرقةً لئلا تنتشر منه النجاسةُ التي تخرج منه في الصلاة ، ثم يتوضأ ويصلي فوراً دون تأخيرٍ تخفيفاً من الحدث ما أمكن ، ثم لو خرج منه شيء بعد ذلك وهو في الصلاة لم يضرَّ لأنه معذور . ويجوز لدائم الحدث أن يصلي بهذا الوضوء صلاةَ فرض واحدة وما شاء من النوافل ، فإذا أراد صلاةَ فرض ثانية وجب عليه إعادة الطهارة السابقة ، هذا حكمُ مذهبنا . لكن فصَّل السادةُ المالكيةُ في مثل ذلك فقالوا : إن كان الحدثُ يلازم الشخصَ نصفَ وقت الصلاة أو أكثر فلا ينقض الوضوء كما في «منح الجليل» (1/65) للعلامة عليش المالكي . وقد أشار سلطانُ العلماء العز ابن

Если во время молитвы у меня нарушилось омовение, могу ли я продолжить молитву? Могу ли я продолжить ее с того места, где остановился, или мне нужно начинать молитву заново?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.

И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.

Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.

Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.

Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.

Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.

Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).

Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.

В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».

Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).

А Аллах знает лучше.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

ВОПРОС: Ассаляму алейкум уважаемый Мейрам!

На сайте центральной мечети города Алматы прочитал следующее:

Вопрос: 22.02.13. Ассаламу алейкум. У меня постоянно проблема с образованием газов в животе из за болезни печени и всегда здерживаюсь во время намаза чтобы не прерывать намаз. Правильно ли это? Абдугаппар

Ответ: Уа алейкум ассалам, Абдугаппар.
Если человек по причине болезни не может сдерживать омовение (к примеру, у него недержание мочи или постоянные газы), его называют заслуживающим оправдания (ма"зур). Ему достаточно совершить омовение перед началом намаза и с этим омовением он молиться вплоть до наступления времени следующего намаза. Даже если у него вышли газы или моча, его омовение не будет считаться нарушенным, и он может продолжать читать намаз. Но как только наступило время следующего намаза, ему нужно будет возобновить омовение.
Таким образом, если Вы по состоянию здоровья не в силах сдерживать свой организм, выход газов не будет считаться нарушением омовения, поскольку в этом случае Вы относитесь к заслуживающим оправдания.

В связи с этим, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу данного ответа, правильно ли по Вашему мнению ответ имама, если можно приведите хадисы по данному вопросу. Опишите более полно про случаи заслуживающее оправдания (ма зур). С уважением Асыл.

МОЙ ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уважаемый Асыл!

Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано: «Аллах любит очищающихся » (2:222). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах чист и любит чистоту » (Тирмизи) и «Чистота - половина веры » (Муслим). Находясь в состоянии омовения, совершать его заново – это самый лучший поступок для любого мусульманина. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою обшину, он говорил: «Если кто-то пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел » (Тирмизи).

Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) облегчили религию, поэтому нельзя нам усложнять религию, как это обычно усложняют так называемые ученые. Если у человека часто нарушается омовения, омовения надо проводить только перед началом намаза, а потом снова перед началом другого намаза. Как видите из вышеприведенного хадиса, чем больше проводите омовение, тем больше получаете вознаграждения, если ваше омовения даже не нарушено. Поэтому не создавайте проблему на пустом месте, несмотря на свои болезни или другие причины, берите в привычку постоянно перед каждым намазом обновлять свое омовение – зачем заставлять себя насильно терпеть естественные позывы, когда можете и газы выпускать, и заодно сходить по нужде после намаза?! А потом перед началом следующего намаза совершите омовение и все проблемы решены! Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал женщине, которая страдала от непрерывного кровотечения: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных) » (Бухари).