Инклюзивное обучение детей с овз в доу комбинированного вида в условиях реализации фгос. Нормативно-правовая база сопровождения детей с овз в условиях реализации фгос для обучающихся с овз Что такое фгос для детей с овз
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
Баклыкова Т.А.,
учитель-логопед
г. Красновишерск, август 2015 г.
СЛАЙД 2. Миссия дошкольного учреждения - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития ребенка, как основы его успешного обучения в школе.
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями . Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.
СЛАЙД 3 . Дошкольные образовательные учреждения начали внедрять в работу ФГОС ДО с 1 января 2014 года с вступлением в силу приказа № 1155 от 17.10 2013 «Об утверждении ФГОС ДО».
СЛАЙД 4 . ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Т.е. ФГОС ДО – это некий ориентир для конечной цели деятельности педагогов дошкольных учреждений.
СЛАЙД 5. Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
СЛАЙД 6. Поэтому результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
СЛАЙД 7. Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.
Если в стандарте начального общего образования очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе .
СЛАЙД 8. Л.С. Выготский говорил: «…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ , которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
СЛАЙД 9. Т.е. задача детского сада в психолого- дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.
Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:
На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
Коррекцию его психофизических недостатков;
Актуальное включение в окружающую социальную среду;
Подготовку к школьному обучению.
Грамотно разработанная ООП ДО является неотъемлемой частью обеспечения результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.
В Дошкольных учреждениях нашего района нет групп комбинированной и компенсирующей направленности, но организовано инклюзивное образование.
СЛАЙД 10. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение в основной общеобразовательной п рограмме раздела «Коррекционная работа» является обязательным.
Раздел Программы «Коррекционная работа» должен быть следующего содержания: пояснительная записка, содержание коррекционной работы, результаты коррекционной работы, описание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
СЛАЙД 11. Пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы; нормативно-правовые документы, на основе которых разработан данный раздел Программы; принципы и подходы к формированию Программы; особенности образовательного процесса в группах комбинированной направленности, характеристика контингента воспитанников, ожидаемые планируемые результаты реализации Программы по виду нарушения.
СЛАЙД 12. Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
СЛАЙД 13. Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Задачи диагностического модуля : выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы ; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.
Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-дефектолога);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
СЛАЙД 14. Коррекционно-развивающий модуль
Задачи коррекционно-развивающего модуля:
определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (описание ежедневной организации жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса, методы воспитания и обучения, виды деятельности для поддержки детской инициативы, перечень программ, технологий и дидактических пособий, обеспечивающих осуществление коррекционной работы, формы организации образовательной работы: НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность, деятельность в семье);
оптимизация воспитательно-образовательного процесса за счет проектирования и внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом вида нарушения ребенка с ОВЗ;
определить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы;
разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных);
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
СЛАЙД 15. Указываются основные направления коррекционно-развивающей работы.
СЛАЙД 16. Оздоровительно- профилактический модуль
Задачи оздоровительно-профилактического модуля :
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ,
Обеспечить медико-педагогическое сопровождение детей.
Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.
СЛАЙД 17. Социально- педагогический модуль
Задачи социально-педагогического модуля:
Повысить профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
Совершенствовать взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.
СЛАЙД 18. Результаты коррекционной работы.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на освоение детьми с ОВЗ Программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
СЛАЙД 19. Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей).
- Материально-техническое обеспечение.
- Информационное обеспечение.
- Функциональное использование помещений в ДОУ.
СЛАЙД 20. Таким образом, «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования» направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,
«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:
4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
(http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)
http://tass.ru/obschestvo/1986816
Читайте также в блоге
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ : 93 комментария
-
Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью. -
подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.
-
Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится. -
начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю(автор кауфман. английский язык)
-
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются учебно-методические требования ФГОС НОО и ФГОС с ОВЗ.
-
Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК? -
простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение
-
Здравствуйте! Разработан ли ФГО для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.
-
Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.
-
Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе
-
Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется, что я обделяю вниманием обычных детей.
-
Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили «войти в положение района» и молча «тянуть» всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!
-
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР (вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.
-
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!
-
Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?
-
Добрый день! Чем регулируется сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях? Спасибо!
-
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: «рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2». Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость???) Help!!!
Благодарна за ответы) -
может быть прописан тьютор ребенку (синдром Дауна)для обучения в школе?
ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате. -
Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?
-
Здравствуйте.
31 марта в Москве состоялась Международная конференция «Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации». На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов? -
Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!
-
В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.
-
Правильно ли я поняла — на уровне региона должен быть разработан «Порядок организации обучения …»
-
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.
-
Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ «за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии», по требованию администрации вынуждена эту надбавку «отрабатывать»: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.
-
Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены???Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.
-
Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.
-
Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель — дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо
-
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?
-
Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?
-
Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.
-
Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции. Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3 февраля 2015 г. приказы прошли государственную регистрацию в Минюсте России.
Основные цели введения стандартов:
· введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
· оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
· развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Основополагающие документы и методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно ФГОС ОВЗ (проекты, в редакции от 03.04.2015)
Примерные одобренные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно ФГОС ОВЗ (от 22.12.2015)
Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452-01 «О введении ФГОС ОВЗ»
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные цели введения стандартов:
Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
Оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
Развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Основополагающие документы и методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ:
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.