Инфантильный человек признаки. Инфантильный человек - это личность, не желающая взрослеть

Наверняка не найдется ни одного человека, который бы в своей жизни не слышал выражение «инфантильный человек». К сожалению, по большей части данное выражение стало ничем иным, как термином, который, пройдя путь из уст в уста, вошел в повседневный лексикон. О настоящем же значении данного определения и о том, как оно проявляется у представителей разных полов, а также о том, есть ли способы для борьбы с инфантильностью, мы поговорим в этой статье.

Определение термина

Инфантильность - это уникальная характеристика индивидуума, которая определяет психологическую незрелость последнего и неумение с его стороны принимать важные решения.

В психологии есть и другой, похожий термин - инфантилизм.Это уже патология, которая предполагает задержки у индивида процессов становления личности и поведение, которое не соответствует конкретному возрасту.

Именно поэтому важно знать и отличать эти два термина.

Инфантильность может встречаться как у женщин, мужчин, так и у подростков. Это состояние в некотором смысле можно считать защитным механизмом организма. Ведь на самом деле быть взрослым и ответственным за свои поступки достаточно трудно. И у некоторых людей происходит некое торможение, что приводит к инфантильности.

Это болезнь?

Часто задаваемым вопросом является заинтересованность окружающих в том, является ли инфантильность болезнью.

На самом деле, инфантильный человек - это вполне здоровый индивид , который просто не хочет себя затруднять, так как ему комфортно, когда за него все делают другие.

Труднее всего диагностировать инфантильность у подростков, так как, по сути, все подростки ведут себя инфантильно. Однако диагностирование играет важную роль: ведь на самом деле такое состояние и такая роль начинает потихоньку устраивать инфантильного человека, и потом бороться с инфантильностью бывает очень трудно.

Как все начинается

Прежде чем начинать разбираться с тем или иным расстройством или заболеванием, необходимо первым делом узнать причины его появления. Ведь пока не выяснится причина, получить результат от лечения или же воздействия будет невозможно.

Интереснее всего то, что психологи уверены, что инфантильность у человека развивается еще в детстве.


Исследование причин, которые приводят к инфантильности, подвели психологов к выводу, что на сегодняшний день они заключаются в следующем:

  1. Чрезмерная опека родителей: многие настолько опекают своих детей, что они просто не имеют возможности принимать решения, делать ошибки и узнавать последствия своих ошибок или решений. Это приводит к тому, что ребенок растет, зная, что главные решения за него должны принимать либо родители, либо друзья, либо впоследствии жена/муж. Неважно кто, главное не он сам. Именно поэтому самыми яркими представителями инфантильного человека являются «маменькины сыночки», которых мама оберегает до старости.
  2. Нехватка любви и внимания в детстве. В тех случаях, когда ребенок был лишен заботы и внимания, не получал от родителей необходимые тепло и опеку, став взрослым, он ищет все это в других отношениях. Именно поэтому, повзрослев, такиелюди становятся детьми, которых все вокруг должны беречь, любить и лелеять.
  3. Авторитарный стиль воспитания у родителей. К примеру, если подросток знал, что над всеми его действиями есть контроль и за каждый свой шаг он должен отчитываться перед родителями, то в качестве бунта, выражения своего недовольства онможет применять качества инфантильности. В этом случае поведение подростка можно толковать следующим образом: «Вы хотите все контролировать? Делайте это, я больше ни в чем не буду участвовать.» К сожалению, не все родители осознают, что инфантильное поведение своего отпрыска гораздо хуже, чем другой вид бунта. Зачастую инфантильность своего ребенка воспринимается у родителей как послушание или же исправление. И лишь спустя годы, когда уже все зашло слишком далеко, родители осознают, что случилось нечто непоправимое.
  4. Причиной для проявления инфантильности являются и те случаи, когда ребенок по каким-то причинам должен был рано повзрослеть и принять на себя роль опекуна своих родителей или младших сестер/братьев. В этом случае у негов душе накапливается обида на кого-то или на всех. И даже если родители по мере возможности дадут ему любовь и опеку, все равно ребенок будет всю жизнь винить их за то, что потерял и не имел веселого детства. В этом случае инфантильность является в некотором роде местью, таким поведением он карает своих родителей и окружающих за свое неудавшееся детство.
  5. В редких случаях инфантильность может случиться и в зрелом возрастепопричине слишком большого опекунства от возлюбленного/возлюбленной. Если кто-то в паре решает оградить другого от всех бед и невзгод, то у него может возникнуть инфантильность. Ведь раз за разом укрепляетсяпривычка не брать на себя ответственность, не делать ничего и тому подобное.

Как может заметить каждый, детство - это важнейший период в жизни любого человека. И долг родителей - беречь своих детей от всех возможных отклонений. И лучший способ для этого, конечно же, - не перегибать палку и придерживаться золотой середины, как в проявлении заботы и опекунства, так и в любви и стиле воспитания.

Проявления инфантильности

Наверное, укаждогоестьзнакомый, о котором можно с легкостью сказать:«Он в душе ребенок». Именно это и является проявлением инфантильности. Ниже рассмотрим те основные признаки, которые присуще инфантильным личностям.

Самой главной чертой инфантильных личностей является неспособность и отсутствие желания принимать серьезные решения. Если по работе или же в семье у такого человека возникнет нужда быстро принять какое-то серьезное решение, то он переложит это тяжкое бремя на другого. А если у него это сделать не получится, то инфантильный человек вообще ничего не сделает. Он будет думать сам себе: «Будь что будет». Либо примет первое пришедшее на ум решение, не обдумав все стороны данной проблемы.


Самый важный шаг в этой проблеме -осознание самой проблемы. Зачастую инфантильный человек не понимает и не принимает тот факт, что у него есть проблема. В своих глазах такой человек является нормальным, и пока у него не поменяется сознание, все попытки решить проблему будут неэффективными.

Прежде всего помните, что при обнаружении такой проблемы, как инфантильность, нужно обратиться к психологу. Ведь, как говорилось выше, зачастую корни проблем уходят далеко в детство, и для того чтобы понять и принять правильный подход для их решения,нужен специалист.

Ниже мы собрали для вас рабочие способы от специалистов. То, что предлагают они, может на первый взгляд показаться странным. Но не забудьте, что все гениальное просто. Итак, что может предложить профессионал:

  • Кардинальные перемены. Нужно заставить его думать о будущем и строить планы. Идеальным решением в этойситуациибудет смена работы и даже города. В случае неудачи необходимо вообще переехать жить в другую страну. Как это может помочь? А тут все просто: когда инфантильный человек начнет осознавать, что вокруг больше нет друзей и знакомых, на которых он может положиться и которые вместо него примут решения, то он изменится. В таких условиях инфантильный человек уже не может не принять на себя ответственность или не принимать важные и серьезные решения.
  • Шок.Иногда бывает достаточно просто встряхнуть инфантильного человека. Это конечно серьезный шаг, но если вы достаточно хорошо знаете его и уверены в его чувствах к вам, тогда можно расстаться на время. Это подтолкнет его к мысли, что он может потерять вас и заставит его измениться.
  • Новая работа.Если вышеуказанные методы для вас слишком трудны, то можно воспользоваться сменой работы. Есть много работ, которые требуют ответственности от работников. Тут выбор велик, главное убедить инфантильного человека, что все трудности, которые не могут не возникать в начале такой работы - это естественно и что совсем скоро этот метод даст свои плоды.
  • Самостоятельная жизнь. Зачастую инфантильные люди живут с родителями, которые делают все занего: уборку, готовку, планируют бюджет. В этом случае полезным будет переезд, тогда человек сам будет решать все вопросы. Когда ему придется думать о том, что поесть завтра или как продержаться до конца месяца, тогда он изменится.
  • Ставим цели и достигаем их.Тут важно помнить, что для инфантильного человека поставить хотя бы маленькую цель - это весьма трудное дело. Поэтому поначалу пускай это будут какие-то маленькие цели. Привкус того, что он поставил перед собой цель и смог достичь ее станет движущим стимулом для инфантильного человека. И теперь он сам будет желать этого и стремиться к глобальным достижениям.
  • Питомец.Это звучит довольно странно, но один из работающих методов для исправления инфантильного человека является домашний питомец. Ведь как только человек понимает, что в его жизни есть тот, кто всецело зависит от него, он начнет меняться, будет брать на себя ответственность, и скоро она не будет больше его пугать.

Это те способы, которые реально работают и могут принести успех в исправлении инфантильного человека. Конечно, среди этих методов есть такие, на которые вам будет трудно решиться.

Но все же помните, инфантильность - это не болезнь, а скорее привычка поведения . А привычки хоть и с трудом, но все же можно менять.

Каким бы ни казался самодостаточным инфантильный человек, будьте уверены: ему нужна помощь и он на самом деле глубоко несчастен. Нужно помочь такому человеку понять, что детство уже давно прошло, и что в зрелости все люди должны принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

infantilis - детский) - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.

Физиологический инфантилизм

  • В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны, т.е. они привыкли к тому, что другие всё решают за них.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Инфантильность" в других словарях:

    инфантильность - и, ж. infantile adj. 1. Инфантильное состояние. Уш. 1934. Болезненная недоразвитость. Инфантильность телосложения. БАС 1. 2. Подделывание под поведение ребенка. Инфантильность в привычках. Лекс. Уш. 1934: инфанти/льность … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1. детскость; ребячество, ребячливость (разг.) 2. см. недоразвитость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. инфантильность … Словарь синонимов

    ИНФАНТИЛЬНОСТЬ, инфантильности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к инфантильный; инфантильное состояние. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНФАНТИЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. инфантильный 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Инфантильность, инфантильности, инфантильности, инфантильностей, инфантильности, инфантильностям, инфантильность, инфантильности, инфантильностью, инфантильностями, инфантильности, инфантильностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов

    Инфантильность - Детоподобный (ювенильный). Инфантилизм является следом эволюционного педоморфизма у определенных расовых типов, однако термин может применяться и к конкретному индивиду. то есть детский, или имеющий ряд несоответствующих данному возрасту… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    инфантильность - инфант ильность, и … Русский орфографический словарь

    Инфантильность - (от латинского infantilis младенческий, детский) проявление в психике и поведении военнослужащих особенностей, присущих детскому или подростковому возрасту … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    инфантильность - см. инфантильный; и; ж. Инфанти/льность телосложения. Инфанти/льность поведения. Во всём проявлять свою инфанти/льность … Словарь многих выражений

Книги

  • , Эбехард Дэвид. Интервью со шведским психиатром и отцом 7 детей Дэвидом Эбехардом газете Die Zeit о его книге "Дети у власти"…
  • Дети у власти. Как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами , Эбехард Д.. Интервью со шведским психиатром и отцом семерых детей Дэвидом Эбехардом газете Die Zeit о его книге "Дети у…
Марина Никитина

Что такое инфантильность и каковы ее причины? Это детскость в поведении взрослого человека, так называемая эмоциональная незрелость. Если для детей, личность которых только формируется, это нормальная черта, то для взрослого человека быть инфантильным неестественно .

Инфантильность взрослого человека

Хорошо, когда взрослый человек умеет воспринимать мир так же радостно, легко, открыто и с интересом, как в детстве.

Так кто такие инфантильные люди? Это когда человек (личность) ведет себя как ребенок, когда веселится, играет, дурачится, отдыхает, на время «впадает» в детство.

В конфликтной или тревожной ситуации человек использует бессознательный возврат к детским моделям поведения, чтобы уберечь себя от чрезмерных волнений и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Это механизм психологической защиты – регрессия, последствия которой – инфантильное поведение. После преодоления внешнего или человек вновь возвращается к обычному поведению.

Инфантильная девушка бежит с шариками в руках

Проблема возникает, если инфантильность не ситуативное проявление, а задержка в развитии личности. Цель инфантильности – создание психологического комфорта. Но инфантильность не временная защита или состояние, а привычное поведение. Инфантильность – сохранение форм поведения, соответствующих возрастному периоду детства у взрослого человека. В этом случае неминуемо встает вопрос о том, как взрослому человеку перестать быть ребенком и эмоционально повзрослеть.

У инфантильных личностей отклоняется в развитии эмоционально-волевая сфера. Человек-Ребенок не умеет , принимать решения, контролировать эмоции, регулировать поведение, ведет себя как несамостоятельный малыш.

Когда окружающие говорят инфантильному человеку: «Не веди себя как ребенок!», они провоцируют советующее поведение в ответ. Человек-Ребенок не задастся вопросом: «Я и правда веду себя как ребенок?», не прислушается к критике, а обидится или рассердится. О том, как избавиться от инфантильности женщине или мужчине, написано множество статей. Но люди с подобным складом характера не склонны изучать подобную литературу или внять советам близких, потому что собственное поведение считают нормой.

Взрослый человек сознательно или бессознательно выбирает детский стиль поведения, потому что так легче жить.

Причины и формы инфантильности

Фраза, сказанная родителем малышу: «Не веди себя как ребенок!», звучит парадоксально, но так взрослые учат детей стремиться к самостоятельности и ответственности. Родителям стоит срочно принимать меры, если они замечают, что в доме растет инфантильный ребенок. Как помочь ему повзрослеть и воспитать полноценную личность, можно понять самостоятельно, зная истоки проблемы.

Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задает, считая свое поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят:

гиперопеку , то есть подавление инициативы ребенка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю,
нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым,
слишком рано начатую взрослую жизнь , когда человек не успевает побыть ребенком,

Отношение ко взрослому человеку, как к ребенку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает все, как должное, все больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чем проявляется эта черта характера.

Инфантильность проявляется так:

Лень . Неумение обустроить быт, нежелание себя обслуживать (приготовить пищу, постирать вещи и так далее), перекладывание обязанностей по дому на родных.
Иждивенчество. Инфантильный человек может не работать, жить за счет родственников, а может ходить на работу, но не иметь желания трудиться.

Молодые инфантильные люди смеются

Эгоцентризм. Человек-Ребенок считает, что окружающие обязаны удовлетворять потребности, стараться для него, забывая о себе, при этом сам не думает о других. Такие личности бывают неблагодарными, а добрые поступки окружающих воспринимают как должное поведение.
Пристрастие к играм и развлечениям. Инфантильного человека тянет к веселью и беззаботности. Шоппинг, салоны красоты, погоня за гаджетами, девичники/мальчишники, ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, всевозможные игры (азартные, компьютерные и так далее).
Перекладывание ответственности. Принятие решений, выполнение обязанностей и другие ответственные мероприятия человек-Ребенок перекладывает на близких.
Неорганизованность жизнедеятельности. У инфантильного человека нет планов, он не ставит перед собой цели и задачи, не знает что такое распорядок дня, не задумывается об учете денежные средства.
Нежелание развиваться, . Инфантильный человек не видит смысла в развитии, ведь и так все устраивает, он живет настоящим, не анализируя прошлый опыт, не задумываясь о будущем. Взрослые ведут как дети себя тогда, когда желают остаться детьми, не хотят взрослеть.

Как побороть инфантильность

Быть инфантильным можно только тогда, когда рядом есть близкие, любящие и заботливые люди, на которых перекладывается ответственность.

Если в отношениях двух взрослых людей один человек ведет себя как Ребенок, второй принимает роль его Родителя. Когда взрослый настолько погружается в роль Ребенка, что она завладевает его личностью, ему стоит обратиться к психологу или психотерапевту. Потому что внутренний Взрослый не в состоянии пересилить внутреннего Ребенка, и нужна помощь извне.

От инфантильности избавляются, осознавая ее как проблему и занимаясь самовоспитанием.

Нужно учиться быть ответственным, организованным, самостоятельным. Однако для слишком закомплексованных и напряженных людей инфантилизация бывает иногда крайне полезна. Например, в группах психологической поддержки существуют даже специальные курсы, подразумевающие создание обстановки общего доверия, веселья и раскрепощения. Взрослых людей учат раскрепощаться, опираясь на особенности поведения и черты характера детей.

А также самостоятельно воспитывать в себе:

активность,
аккуратность,
бережливость,
благоразумие,
вдумчивость,
и другие качества зрелой личности.

Советы о том, как избавиться от инфантилизма у взрослых:

Найти интересную работу , которая предполагает ответственность за других людей. Если работа нравится, человеку легко и приятно брать на себя ответственность. Находить серьезные задания, ставить трудноразрешимые задачи, придумывать волевые испытания.

Инфантильная девушка пускает мыльные пузыри

Завести животное. Беспомощное животное станет «ребенком» для инфантильного человека, у него не останется другого выбора, как стать для него Родителем. Роль Родителя предполагает организованность, пунктуальность, заботу, ответственность, решение проблем и удовлетворение потребностей беспомощного существа.
Создать условия, когда не останется другого выбора, как повзрослеть. Самостоятельная жизнь, отдельно от опекунов и родителей или переезд, помогают быстро повзрослеть. Также человек становится взрослым, когда у него появляется семья и дети.

Быть легкомысленным легко, а уметь постоять за себя, преодолеть жизненные испытания, обеспечить необходимые для выживания условия самостоятельно – трудно. Быть взрослым можно научиться через воспитание и самовоспитание.

22 марта 2014, 14:37

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня Вы узнаете ответ на вопрос, инфантильный человек — это какой. Вам станет известно определение понятия инфантильности. Вы узнаете, какие признаки характеризуют инфантильного мужчину, женщину, а также ребенка.

Общая информация

Инфантильность — это незрелость, детскость, неразвитость психики.

Инфантильный человек — это личность, у которой доминирует неправильное поведение, невозможность брать ответственность за свои поступки, неумение самостоятельно принимать решение, отсутствие цели в жизни, каких-либо стремлений.

Данное состояние подразумевает наличие у взрослой особи поведения и характера, как у ребенка. Инфантильность достаточно часто встречается в практике психологов, ведет за собой появление других проблем в жизни индивидуума. Человек способен бороться с этим проявлением, однако, он будет нуждаться в постоянной работе над собой.

Когда происходят контакты зрелых людей с инфантильными, одни у других могут вызывать раздражение, которое может приводить к конфликтам.

Незрелый субъект не может четко воспринимать окружающих людей, не умеет адаптироваться под сложившиеся обстоятельства, будет вызывать нежелание окружающих с ним общаться. Инфантильный человек старается взаимодействовать с теми людьми, которые своим поведением напоминают ему родителей. В противных случаях, он рискует нарваться на конфликт.

Когда появляется необходимость в любовных отношениях, инфантильные девушки и юноши, в первую очередь, пытаются найти себе человека, напоминающего их папу или маму соответственно. Нередко в таких случаях пару подбирают сами родители. Как правило, избранниками у инфантильных людей становятся люди старше по возрасту, социально успешные. Однако, нужно учитывать, что у биологических родителей может возникнуть конфликт с человеком, который, по сути, занял их место в жизни инфантильной личности. Нередко, что именно настоящая мама или отец занимают приоритетное место в сознании чада, что приводит к распаду брака.

Причины

Считается, что инфантильность зарождается в процессе воспитания, в период от восьми до пятнадцати лет при наличии неблагоприятных условий. На начальном этапе она проявляется неподчинением родителям, истерикой, манипуляциями, безответственным подходом к обучению.

  1. Плохой пример инфантильных родителей. Ребенок копирует их модель поведения.
  2. Чрезмерная опека, отсутствие возможности у малыша самостоятельно принимать решения.
  3. Навязывание карапузу своего мнения, своей точки зрения, излишний контроль действий ребенка.
  4. Родителям, которые слишком много времени проводят на работе, не имеет достаточной возможности заниматься воспитанием малыша. Часто их влияние замещается компьютером, просмотром телевидения, прослушиванием музыки. В такой ситуации у ребенка развивается иллюзия вседозволенности, он понимает, что может манипулировать всеми окружающими.
  5. Существует мнение о том, что школьная система образования также негативно влияет на развитие детской психики. На сегодняшний день в стенах школы все внимание концентрируют на общеобразовательных предметах, не заостряют на процессе воспитания. Ребенку не объясняют, что плохо, а что хорошо. Отсутствие нравственного обучения приводит к закреплению инфантильных паттернов, незрелость.

Родителям, оказывающим серьезное давление на ребенка в детстве, контролирующим его поступки или окружающим его лишней заботой, сложно перестать себя так вести по мере взросления чада. Они и во взрослом человеке видят своего малыша и не могут изменить свою модель поведения. Родители могут вмешиваться в его личную жизнь, доставать постоянными звонками, высказывать свои советы. Инфантильный человек не способен противостоять подобным действиям, он боится самостоятельности и ответственности.

Характерные проявления

Инфантильность может проявляться по-разному в различных ситуациях. Она может характеризовать отношение к своему здоровью, созданию семьи, к браку. Мышление, характер инфантильного человека практически неотличимы от мышления ребенка. Незрелость личности проявляется, как с социального, так и с психологического ракурса. К характерным признаком инфантилизма относят:

  • неспособность принимать решения без чьей-либо помощи;
  • несамостоятельность;
  • непредсказуемость;
  • отсутствие желания принимать взрослые решения;
  • безответственность;
  • нежелание развиваться;
  • и эгоизм;
  • иждивенческие наклонности;
  • отсутствие жизненных целей;
  • склонность к зависимостям;
  • неадекватность;
  • нарушение восприятия;
  • неспособность к адаптации;
  • отсутствие социального продвижения;
  • сложность в общении.

Инфантильного человека можно выявить по особенностям поведения.

  1. Такие люди не спешат отвечать за свои поступки, они с радостью спрячутся за спиной друзей, жены или родителей.
  2. Инфант живет играючи. Такой человек увлекается шопоголизмом, посещают тусовки, зависает в компьютерных играх.
  3. Он не способен проводить самоанализ, замкнут на своей личности. Из-за этого возникают сложности в понимании других людей, осознание того что, другие могут иначе воспринимать окружающий мир.
  4. Не умеет учитывать интересы других людей. Это приводит к возникновению трудностей в общении. Тяжело заводить новые знакомства, идти на контакт с людьми. Свойственна фраза « ».
  5. У человека нет никаких целей в жизни, он живет сегодняшним днем.
  6. Он не умеет прогнозировать будущее, строить планы. Не строит стратегии в поведении для того, чтобы достичь определенных целей. Он радуется результатам, которые способны удовлетворять его потребности в данный момент.
  7. Инфантильная личность практически во всех случаях малообеспеченная, имеет сложности с поиском работы, отсутствует продвижение по карьерной лестнице.
  8. Взглянув на инфантильного человека, можно увидеть оттенок иронии или презрения, приспущенные уголки губ.

Для того, чтобы убедиться в том, что имеете дело с инфантильной личностью, обратите внимание на его взаимоотношения с родителями. Если они равноправные, человек проявляет заботу, то это хороший признак. Если же родители проявляют сильную опеку, вторгаются в пространство субъекта, навязывают свое поведение, то имеет место инфантильная личность.

У мужчин

Давайте рассмотрим, что собой представляет инфантильный мужчина, признаки такого состояния.

  1. Человек неспособен на поступки, .
  2. У него наблюдается эгоцентризм, зацикленность на собственной личности. Он считает себя лидером в любой ситуации. При возникновении проблем, сваливает вину на других.
  3. Неспособность самостоятельно обслуживать себя в быту. Такой муж не может выполнять домашнюю работу. Для него кажется трагедией помыть посуду или провести уборку.
  4. Такие мужчины много времени проводят за играми, могут часами сидеть в интернете.
  5. Зачастую выбирает женщину, которая старше его, рассчитывает на родительскую заботу. Если такая избранница встречается, человек остается ребенком навсегда.
  6. Мужчина не добивается больших успехов в карьере, нередко работает на низкооплачиваемом месте, ни к чему не стремится.
  7. Могут отсутствовать увлечения, способность к саморазвитию.

У женщин

Давайте рассмотрим, что собой представляет инфантильная, не повзрослевшая женщина, признаки такого состояния.

  1. Создается образ маленькой девочки, который вызывает у мужчин желание заботиться, защищать. Нередко опытные, добившиеся многого в жизни, мужчины выбирают себе таких легкомысленных, избалованных женщин, потому как они позволяют им расслабиться, и изменить привычный жизненный устрой.
  2. Такие женщины мечтают встретить молодого человека, который бы пришелся на роль папочки. Разыскивая потенциального жениха, они ищут мужественного, обеспеченного партнера.
  3. Инфантильная девушка попадает в экстремальные ситуации, в плохие истории, ее постоянно нужно спасать.
  4. Такой барышне больше свойственен спортивный тип одежды, зачастую напоминающий детские наряды, побольше блесток, страз, принтов.
  5. У такой женщины, как правило, много друзей. Она веселая и энергичная. Круг общения представлен людьми, которые моложе ее. Мужчинам с такой женщиной никогда не скучно.
  6. Инфантильная барышня в действительности может такой и не являться. Подобная модель поведения может быть вынужденной мерой. Девушка таким способом манипулирует своим партнером, она может изображать обиду, когда, на самом деле, очень сердится, умышленно пускать слезу, проявлять грустное настроение. Она может притворяться растерянной, если не знает, чего хочет, с легкостью заставляет мужчину поверить в то, что он главный, что без него она пропадет, не выживет.

Инфантильность у детей

Данное состояние вполне соответствует развитию детской психики. Если вовремя обратить внимание на взаимоотношения ребенка с родителями, то можно проследить зачатки развития взрослого инфантилизма:

  • малыш может постоянно уклоняться от ответственности и обязательств, при этом родители потакают его желаниям;
  • в жизни ребенка преобладает интерес к играм, а не к учебе, родители его поощряют.

Учителя могут указывать на возможное развитие незрелости, когда ученик на занятиях:

  • больше занимается играми;
  • присутствует неусидчивость;
  • не может сосредотачиваться на каком-то деле;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • незрелость и истеричность;
  • такие дети отвлекают других на уроке;
  • они не выполняют задания;
  • общаются преимущественно с теми, кто младше.

Такие малыши страдают неврозами, становятся замкнутыми в себе.

Как помочь ребенку

Важно вовремя заметить в поведении ребенка наличие инфантильности и начать действовать.

  1. Всегда советуйтесь с мнением своего карапуза, узнавайте, что он думает касательно той или иной проблемы. Совместно обсуждайте семейный бюджет. Важно, чтобы малыш ощутил себя равным, почувствовал, что на него также возлагается ответственность в принятии каких-либо решений.
  2. Родители могут искусственно создавать трудности в жизни ребенка, чтобы он учился их преодолевать.
  3. Малыша можно отдать в спортивную секцию. Считается, что спорт позволяет укрепить человека, сделать его более целеустремленным и ответственным.
  4. Следите за тем, чтобы у ребенка присутствовало общение со сверстниками и с людьми, которые значительно старше его.
  5. Не нужно принимать решение за малыша, не нужно обобщать его с собой. Ребенок должен знать, что существует «мама», и существует «он».
  6. Если карапузом были допущены какие-то ошибки, необходимо провести работу над ними, проанализировать его действия, осознать, как все можно исправить. Важно объяснить ребенку, что такое хорошо, а что плохо.
  7. В случае, когда родители не способны самостоятельно повлиять на изменение поведения ребенка, они обращаются за помощью к психологу. Специалист может к общей терапии добавить прием медикаментов, которые улучшают память, мозговую деятельность и концентрацию.

Как побороть инфантильность взрослому

Чтоб стать психологически сильнее, избавиться от инфантильности, необходимо действовать.

  1. Пора осознать, что Вы являетесь инфантильной личностью. Человек должен принять решение измениться, сделать это по собственной воле, а не под чужим давлением.
  2. Важно научиться брать ответственность за свои поступки, перестать перекладывать ее на чужие плечи. Пора понять, что в Вашей жизни уже нет места для беспомощности и слабости.
  3. Нужно самостоятельно решать свои проблемы. Если имеет место сложная ситуация, то можно обратиться за помощью к своим близким. Но мелкие сложности нужно решать самому. Если что-то кажется слишком сложным, его всегда можно разделить на мелкие задачи.
  4. Если приступы инфантильности наблюдаются в переломные моменты, пора поработать над уверенностью в своих силах, в идеале с квалифицированным специалистом.
  5. Нужно найти свой путь. Научитесь анализировать свои поступки, выбирать любимое дело. Если необходимо, смените род деятельности, место работы на ту, где результаты будут более ощутимыми, а, значит, возникнет стимул меняться и расти по карьерной лестнице.
  6. Умышленно создайте себе ситуацию, в которой будет необходимо принять решение без чьей-либо помощи. Например, устройтесь на работу, где на Вас возложат какую-либо ответственность.
  7. Можно попросить близких, чтоб они не проявляли лишнюю опеку и препятствовали инфантильному поведению.
  8. Можно завести домашнего питомца, чтобы взять на себя ответственность за кого-то.
  9. Можно поступить радикальным способом, сменить привычную зону комфорта, переехать в другой город или перейти на новую работу.
  10. Обратитесь за помощью к специалисту в случае, когда не получается самостоятельно справиться со своей инфантильностью. Психолог укажет на качества, мешающие Вашему развитию, даст дельный совет потому, как их преодолеть.

Считается, что человек, которого в детстве не приучили к самостоятельности, не может избавиться от инфантильности без помощи квалифицированного специалиста.

Теперь Вам известно, что собой представляет инфантильная личность. Вы выяснили, по каким причинам может развиваться инфантилизм, и как он проявляется. Как видите, данному состоянию подвержены, как мужчины, так и женщины. В случае с первыми, они больше осуждаются обществом, достаточно сравнить понятия и папина дочка. Мужчина с таким проявлениями неспособен создать семью, ненадежен в экономическом плане. Самостоятельность женщин нормально воспринимается, мужчина с радостью берет на себя роль заботливого человека, подтверждая свой статус лидера.


Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии:

Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans - дитя) - титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году).

Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.

В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им годиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.