Характеристика словесных методов обучения. Методы исследования, их характеристика

. Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно. Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом. Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива. Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива. Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля). Выборочное по предмету - у всего массива (в. Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

. Рис 124. Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

. Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

. Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

. Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

. Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

. Рис 125. Преимущества и недостатки эксперимента

Особенности вспомогательных методов психологии

. Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

. Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)

Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:

1) четкое определение исследователем цели беседы;

2) четкое планирование системы вопросов;

3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего

вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;

4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются

Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;

2) контролем данных анкетного опроса другими методами:

Опросу третьих лиц;

Наблюдением;

Анализом доступных документов

Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных. Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях

. Интервью - метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях

. Социометрия (от лат societas - общество metreo - измеряю) - разработанная. Дж. Морено

Данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами. Интервью как метод три вида:

1) стандартизированное интервью, в котором формулировки и последовательность вопросов определяются заранее;

2) нестандартное интервью, в котором человек, его проводит, руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопрос соответствии с конкретной ситуацией;

3) напивстандартне интервью, содержащего определенное количество возможных вопросов

. Тест (от англ test - испытание). Тесты - это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых

Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя

. Тестирование -это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:

1) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);

2) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);

3) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;

4) психических заболеваний;

5) интересов, мнений, способностей человека

. Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии. К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений

. Социометрический метод изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора

Психология использует также методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, по обудова графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизацию и сравнение с результатами других иснь.

В психологии используют множество методов. Какой из них рационально применить, ученые решают в каждом конкретном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом, как правило, используют овують не один какой-нибудь метод, а несколько, которые взаимодополняют и контролируют друг другаго.

Метод визуального исследования - наиважнейший из методов, применяемых в ТКЭД для поиска информативных признаков.

Микроскопический метод - метод исследования вещественных доказательств с помощью специальных приборов - микроскопов, позволяющих получать увеличенные изображения внешнего строения объектов и их мельчайших деталей, невидимых невооруженным глазом.

Метод исследования в косонаправленном свете - метод увеличения видимости деталей объекта при его освещении направленным пучком света с углом падения света значительно менее 90°: оптимально 10° * 35°. В ТКЭД этот метод применяется для выявления незначительного рельефа следов давления, трасс от пишущих приборов, повреждений поверхностного слоя бумаги в виде приподнятости волокна, наклеенных участков, находящихся не в одной плоскости с поверхностью документа, а также для выявления штрихов на фоне бумаги либо среди других фрагментов изображений по различию их блеска (зеркального отражения). Чтобы исключить мешающее воздействие постороннего света, наблюдение при косонаправленном освещении проводят в затемненном помещении.

Метод исследования в проходящем свете (на просвет) - применяется для выявления деталей объекта с различной оптической плотностью. Такое исследование применяется для обнаружения участков документа, подвергшихся подчистке, травлению, смыванию, а также для изучения структуры бумаги, водяных знаков (или филиграни), для прочтения заклеенных текстов, залитых, замазанных, зачеркнутых записей, а также для прочтения текстов на копировальной бумаге.

Спектральные методы - позволяют изучать результаты взаимодействия выделенного узкого диапазона светового спектра с веществом либо с материалом объекта. Лучистая энергия, проходя через вещество (материал) либо из одной среды в другую, изменяется под действием вещества объекта. При этом изменяются показатели отражения, поглощения, пропускания света. Зависимость коэффициента отражения (отношения отраженного от объекта излучения ко всему падающему потоку) от длины волны излучения является характеристикой любого вещества. Эта характеристика может быть зарегистрирована визуально, фотографически, с помощью электронной и оптической техники.

Метод цветоразделения - выявляет различия в цвете и в оттенках объектов. При исследовании документов случается так, что один цветной объект невидим или слабо различим на окружающем фоне либо среди других окрашенных объектов. Усилить контраст между ними можно за счет преобразования спектральных различий в различие яркостей, такое преобразование именуется цветоделением цветоразличением).

В ТКЭД метод цветоделения применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, для установления факта дописки путем дифференциации красителей, штрихов, имеющих различную степень спектрального поглощения. Используют этот метод и для усиления контраста между слабовидимыми записями и фоном документа путем исследования в той зоне спектра, где вещество штрихов имеет максимум поглощения (определяется опытным путем).

В цветоделении важно правильно подобрать светофильтр, следуя правилу дополнительного цвета и используя цветовой круг, известный всем со школьный скамьи.

Например (рис. 1.1), для усиления контраста синего штриха на бумаге белого цвета находят в противоположном ему секторе круга дополнительный цвет - оранжевый и рассматривают документ через оранжевый светофильтр. При этом штрихи выглядят более темными и контрастными, поскольку светофильтр дополнительного цвета пропускает максимум лучей той части светового спектра, которые соответствуют максимуму поглощения вещества штрихов, бумага же эти лучи отражает. К желтому и оранжевому цветам дополнительным является фиолетовый и синий.

Рис. 1.1. Взаимозависимость цветов при цветоразделении

Методы исследования в отраженных УФ и ИК-лучах. Указанные методы исследования документов основаны на избирательном поглощении, пропускании и отражении веществом материалов документа воздействующего электромагнитного излучения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра (на различной способности материала штрихов отражать, поглощать и пропускать эти лучи).

Известно, УФЛ занимают область спектра от 10 * 400 нм: ближняя зона спектра (400 - 315 нм), средняя (315 - 280 нм), дальняя (280 - 10 нм). В практике ТКЭД чаще всего используется УФ-область спектра от 250 нм до 385 нм, выделение нужной зоны обеспечивается УФ- светофильтрами (УФС-1, ... УФС-4).

В качестве источников УФЛ (рис. 1.2) используются ртутнокварцевые лампы высокого и сверхвысокого давления: в приборах различных модификаций, а также лазеры, генерирующие УФ-излучение. Также широко используются УФ-осветители ОИ-18, осветители специальных микроскопов, например, МЛД-1, ЛЮМАМ и других марок.

Рис. 1.2. Схема фотосъемки в отраженных УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель;

2 - документ; 3 - УФ-светофильтр; 4 - объектив фотоаппарата

Метод исследования в отраженных ИК-лучах (ИКЛ) основан на способности некоторых материалов письма, содержащих в качестве компонентов углеродистые вещества (тушь, графитный карандаш, типографская краска, копировальная бумага, машинописная лента, электрографических тонер, черные чернила струйных принтеров) и соли металлов поглощать инфракрасное излучение в отличие от других, не содержащих углерод, красящих веществ (паст шариковых ручек, чернил, штемпельной краски и пр.). Применяется для дифференциации одноцветных, но различных по составу материалов письма при выявлении дописки и допечатки, залитых и зачеркнутых текстов.

Источники ИК-излучения (рис. 1.3) - это в основном, лампы накаливания и специальные импульсные лампы. Отсекание ИК-спектра осуществляется светофильтрами КС-17, КС-18, КС-19, ИКС-1, ИКС-2, ИКС-3, которые помещают перед приемником излучения. Для визуализации получаемой невидимой картины в инфракрасной зоне спектра существуют ЭОП, которые на экран выводят видимое изображение, а также обеспечивают его фотофиксацию в режиме «Фотосъемка».

Рис. 1.3. Схема фотосъемки документа в отраженных ИКЛ, где: 1 - ИК-осветитель; 2 - документ; 3 - ИКЛ светофильтр;

4 - объектив фотоаппарата; 5- ЭОП

В основе методов люминесцентного анализа лежит способность некоторых веществ к флуоресценции при воздействии на них УФ либо сине-зеленных лучей в затемненном помещении.

При флуоресценции свечение практически мгновенно затухает после прекращения возбуждения.

В соответствии с законом Стокса спектр люминесценции всегда смещен в сторону больших длин волн по сравнению со спектром возбуждающего излучения (длина волны возбуждающего всегда короче длины волны люминесценции).

В зависимости от спектрального состава возбуждающего излучения люминесценция может наблюдаться и в видимой, в дальней красной и в ближней инфракрасной областях светового спектра. При воздействии на вещество штрихов и на основу документа УФ лучами появляется видимая люминесценция, которую можно зафиксировать посредством фотосъемки. Для этого перед объективом помещается светофильтр, пропускающий видимые лучи по цвету люминесценции (если оранжевая, то ОС-12) и задерживающий УФ-лучи (см. рис. 1.4).

Рис. 1.4. Схема фотосъемки видимой люминесценции, возбужденной УФЛ, где: 1 - УФ-осветитель; 2 - документ; 3 - УФ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции, 5- фотоаппарат

Для возбуждения красной и ИК-люминесценции в материалах документов используют сине-зеленое излучение с помощью светофильтра СЗС-21, который пропускает сине-зеленные лучи. При фотосъемке люминесценции перед объективом помещают светофильры, задерживающий сине-зеленые лучи и пропускающий либо красные (с/ф КС-17 и КС-18 при люминесценции в дальней красной области), либо ИК-лучи (с/ф КС-19 и светофильтры ИКС при люминесценции в ИК-области) (рис. 1.5). Люминесценцию можно зафиксировать также с помощью ЭОП и иной более современной техники.

Рис. 1.5. Схема фотосъемки красной и инфракрасной люминесценции, возбужденной СЗ лучами, где: 1 -осветитель; 2 - документ;

3 - СЗ светофильтр; 4 - светофильтр по цвету люминесценции,

5- фотоаппарат, 6 - ЭОП

Люминесцентные методы применяются для выявления невидимых и слабовидимых записей, следов травления, смывания, подчистки, дописки, последовательности нанесения пересекающихся штрихов, а также для дифференциации материалов письма одного цвета.

Метод исследования в поле токов высокой частоты. Метод основан на получении под действием высокочастотного электростатического разряда фотоизображения поверхностей и внутренней структуры объекта. Для этой цели используется конденсатор, между обкладками которого помещается документ и фотопленка (фотобумага). Конденсатор помещается в контур генератора токов высокой частоты, при включении которого возникает искровой разряд, засвечивающий соответствующие участки фотопленки.

Фотосъемка в поле токов высокой частоты (ТВИ) позволяет:

Выявлять вдавленные штрихи и подчищенные записи;

Устанавливать содержание залитых, замазанных и зачеркнутых текстов;

Определять следы замены фотокарточки на документе;

Идентифицировать новые, не имеющие видимых дефектов, пишущие машины по рельефным следам на бумаге от ударов литер пишущей машины.

Итак, перечисленные выше физические методы ТКЭД имеют одну общую, объединяющую их особенность - они недеструктивные, не разрушают документ, не изменяют его внешний вид и содержание. Поэтому при производстве ТКЭД данные методы находят первоочередное применение.

Методы судебно-исследовательской фотографии. Особое место в ТКЭД занимают фотографические методы исследования, которые являются не разрушающими. Преимущество фотографических процессов перед обычным зрительным восприятием объясняется тремя факторами:

1) чрезвычайно широкой спектральной чувствительностью, что позволяет регистрировать изображения не только в видимой части светового спектра, но и в УФ-, ИК-зонах спектра, а также в рентгеновских лучах;

2) возможностью получить оптическое изображение с более высоким контрастом, нежели в действительности;

3) способностью фотоприемного материала аккумулировать световую энергию, что позволяет получать изображение нормального качества при слабой освещенности объекта съемки.

Методы судебно-исследовательской фотографии подразделяются на виды: а) масштабная фотосъемка со значительным увеличением; б) усиление контраста слабовидимого изображения; в) фотосъемка в невидимых зонах спектра; г) фотосъемка люминесценции (видимой и невидимой).

Масштабная фотосъемка со значительным увеличением подразделяется на подвиды: макро- и микрофотографию (до 20 х и свыше 20 х раз).

Под усилением контраста фотографическим путем понимаются методы, применяемые в целях изменения соотношения яркостей объекта на черно-белом ф/материале (цветоделение) или цветных тонов - на цветном (цветоразличение).

Методы усиления контраста делятся на три подвида: усиление контраста в процессе съемки; в процессе проявления; готового негативного фотоизображения.

Методы фотосъемки в отраженных невидимых лучах спектра подразделяются на четыре подвида: фотосъемка в ИК- и УФ-зонах спектра; в рентгеновских и гамма-лучах.

Методы фотосъемки люминесценции: фотосъемка видимой люминесценции, возбужденной УФ- и сине-зелеными лучами; фотосъемка ИК-люминесценции, невидимой глазом.

Метод влажного копирования (рис. 1.6). В основе данного метода лежит явление адгезии (прилипания) или диффузии на контактный материал, увлажненный простейшим органическим растворителем - водой.

Методом влажного копирования выявляются различия материалов письма по степени их копируемости на влажную липкую поверхность. При контакте с увлажненной поверхностью отфиксированной фотобумаги частицы красящих веществ некоторых из материалов письма прилипают к ней, оставляя на этом новом носителе зеркальные штрихи письменных знаков, иных изображений.

Метод применяется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, установления дописки, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов (реквизитов документов).

Рис. 1.6. Схема метода влажного копирования, где: 1 - отфиксированная фотобумага; 2 - слой органического растворителя - воды; 3 - красящее вещество штрихов на основе документа; 4 - основа документа (бумага и т.п.); 5 - красящее вещество штрихов, откопированное на отфиксированную фотобумагу

Для копирования водорастворимых красящих веществ применяется увлажненный дистиллированной водой желатиновый слой отфикси- рованного фотоматериала (иногда фильтровальная бумага). Фотобумагу предварительно обрабатывают при неактиничном свете в фиксаже, тщательно промывают в проточной воде и высушивают. Поверхность отрезка фотобумаги увлажняется водой в течение 30-60 секунд. Полученная зеркальная копия фотографируется в нужном масштабе.

Адсорбционно-люминесцентный метод (АЛМ). В основе метода лежит увеличение интенсивности люминесценции красящих веществ при адсорбировании их обработанной органическим растворителем полимерной пленкой. АЛМ применяется для дифференциации материалов письма с целью установления дописки, выявления залитых, зачеркнутых, замазанных текстов, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов.

Копирование штрихов производится ПВХ-пленкой, смоченной растворителем (диметилформамидом, циклогексаноном, тетрагидрофура- ном и др.) Отпечаток облучают ультрафиолетовым светом и изучают его люминесценцию в затемненном помещении.

Метод наиболее эффективен для дифференциации красителей, близких по цвету. При определении последовательности выполнения пересекающихся штрихов эффективны наблюдение и фиксация люминесценции откопированных штрихов в видимой и в дальней красной зонах спектра.

Рекомендуется применять ПВХ-пленку белого цвета для беловых товаров. ПВХ-пленка растворится во многих органических растворителях (циклогексанон, диметилформамид, тетрагидофуран, ацетон, спирт этиловый). Растворители активно действуют на многие материалы письма.

На пленку заранее выбранного размера пипеткой наносятся 1-3 капли растворителя, равномерно распределяются по поверхности в течение 4-10 секунд, чтобы впитался растворитель, а затем пленка приводится в плотный контакт с исследуемым участком документа на 1-3 секунды.

Время контакта и сила нажима зависят от растворимости исследуемого вещества, решаемой задачи и от свойств бумаги документа, поэтому они подбираются экспериментально. О копировальной способности вещества штрихов судят по результатам экспериментов, т.е. предварительных испытаний на периферийных участках документа. Следует учитывать, что при неправильном особенно длительном по времени контакте возможно отслаивание поверхности бумаги доку- мента, его повреждение. Кроме того, в любом случае АЛМ приводит к необратимым изменениям штрихов реквизита документа: уменьшается количество красящего вещества, изменяется и структура бумаги в месте контакта.

Диффузно-копировальный метод (ДКМ). В основе данного метода лежит явление диффузии - поверхностного проникновения молекул и ионов исследуемого вещества в увлажненный либо сухой желатиновый слой незасвеченной черно-белой (нецветной) фотобумаги (явление было открыто и экспериментально апробировано в 1903-1907 гг.).

При выявлении невидимых и слабовидимых текстов часто удается добиться хороших результатов путем применения высокочувствительного ДКМ. Технология ДКМ задействует свойство некоторых органических водорастворимых красителей изменять при воздействии на фотоэмульсионный слой его изначальную светочувствительность (сенсибилизацию).

Как известно, бесцветное галоидное серебро, входящее в состав фотографической эмульсии, обладает свойством разрушаться с образованием черного зернистого металлического серебра под действием света и химических восстановителей, содержащихся в проявляющих растворах. При этом на эмульсию действует только коротковолновое излучение сине-фиолетовой области спектра. Чувствительность несенсибилизированного фотографического слоя к коротковолновому синефиолетовому излучению является естественной светочувствительностью фотоматериала.

При контакте исследуемого документа с увлажненным желатиновым фотоэмульсионным слоем частицы красителя, проникшие в результате диффузии в фотоэмульсию, вызывают изменение светочувствительности фотоматериала на участках их внедрения. В одних случаях краситель вызывает повышение чувствительности фотоэмульсии к излучению длинноволновой части спектра (желтым, оранжевым, красным лучам, к которым несенсибилизированный фотоматериал не очувст- влен): эффект носит название оптической сенсибилизации. В других случаях под воздействием красителя фотоэмульсия становится нечувствительной или весьма мало чувствительной к коротковолновому сине-фиолетовому излучению, к которому фотоматериал обладает естественной чувствительностью: явление называется десенсибилизацией. Кроме того, красители материалов письма в той или иной мере увеличивают фотографическую вуаль, повышая способность галоидного серебра разрушаться под действием проявителя без предварительной засветки фотографического слоя.

В зависимости от концентрации красителя, диффундирующего в эмульсию, наблюдается либо сенсибилизирующий, либо десенсибилизирующий эффект. Обычно сенсибилизацию фотоэмульсии вызывает малое количество красителя, т.е. когда штрихи подлежащего выявлению текста практически невидимы или слаборазличимы. Краситель в более высокой концентрации вызывает обратное, десенсибилизирующее действие.

Действие красителя на светочувствительный фотографический слой в значительной мере зависит от свойств самой фотографической эмульсии. Поскольку сущность метода состоит в изменении естественной чувствительности под действием красителей, то для диффузного копирования пригоден лишь несенсибилизированный фотоматериал (фотобумага).

Применение ДКМ для выявления невидимых и слабовидимых текстов, а также записей, выполненных водорастворимыми красителями и затем замазанными, залитыми, зачеркнутыми нерастворимыми в воде красителями, состоит в последовательном выполнении в фотолаборатории при неактиничном красном свете следующих действий (рис. 1.7):

Фотоматериал размачивается в воде (желательно дистиллированной) до набухания желатинового фотоэмульсионного слоя (от 1 до 20 минут);

Излишек воды с эмульсионного слоя удаляется встряхиванием фотоматериала (фильтровальную бумагу прикладывать без нажатия на нее, так как при нажиме ее волокна могут прилипнуть к фотоэмульсии и помешают диффузии красителя);

Набухший эмульсионный слой прикладывается к поверхности документа, на участке которого находится подлежащий выявлению текст либо оттиск печати (время контакта определяется экспериментально);

Фотоматериал с диффундировавшими в фотоэмульсию молекулами красителя помещается в черно-белый контрастный проявитель в кювете, находящейся под объективом фотоувеличителя, и засвечивается через с/ф КС-2 или ОС-18 или ЖС-8: красным, оранжевым или желтым светом до момента появления контрастного изображения (либо вуали);

Полученное зеркальное изображение репродуцируется и печатается прямое изображение выявленного реквизита документа.

Рис. 1.7. Схема ДКМ, где:

1 - диффузия красящего вещества штрихов в эмульсионный

слой фотобумаги:

2 - штрихи красящего вещества:

3 - подложка документа:

4 - источник неактиничного освещения:

5,8 - источник фильтрованного света (с/ф ОС. КС. ФС)

6 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с скрытым изображением

7 - кювета с проявителем;

9 - фотоэмульсионный слой фотобумаги с видимым изображением:

10 - кювета с фиксирующим раствором

Вследствие высокой чувствительности ДКМ его применение часто дает хорошие результаты в тех случаях, когда краситель в штрихах почти отсутствует. При этом копирование можно производить неоднократно с одинаковым успехом, так как проникновение в фотоэмульсионный слой даже ничтожного количества красителя вызывает заметный эффект.

ДКМ широко используется для выявления угасших, подчищенных, смытых текстов, «бледно» нанесенных оттисков печатей и штампов, текстов, замазанных графитным карандашом, черной тушью, а также слаборазличимых текстов на темных подложках.

Традиционная методика ДКМ предполагает использовать увлажненный фотоматериал, тем самым не исключается опасность повреждения некоторых реквизитов или фрагментов документа либо существенного его изменения, повреждения. Применение модификаций ДКМ позволяет избежать этого недостатка.

Модификация № 1: «сухой» ДКМ. На реквизит документа при неак- тиничном свете накладывается отрезок сухой незасвеченной глянцевой фотобумаги эмульсионным слоем к объекту. Фотобумагу плотно прижимают к документу и в течение 2-7 минут осуществляют интенсивное трение ее оборотной стороны лоскутом шерстяной ткани для получения электростатического заряда, способствующего диффузии красителя в фотоэмульсионный слой. Последующая обработка фотоматериала производится в соответствии с традиционной методикой ДКМ, изложенной выше.

Модификация № 2: «дактилоскопический» ДКМ. На исследуемый фрагмент документа со слабовидимой записью накладывают отрезок прозрачной дактилоскопической пленки и плотно прижимают его, продолжительность контакта 15-30 секунд. Затем по отношению к пленке применяется традиционная технология ДКМ: с дактопленки на фотобумагу, ее засветка в проявителе до появления штрихов и т.д.

  • Белоруссия и Литва в составе РФ (от 3 разделов до 1917). После трех разделов Польши. Характеристика бел и литовского этносов. Их этногенез.
  • Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
  • Браузери: типи браузерів; загальна характеристика, можливості та базові команди браузерів.
  • В мелочах, б повседневности мы Вполне можем придерживаться методов гибкого реагирования.
  • Стандартизация – не только вид деятельности, но и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

    Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

    Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах, применяемых в работах по стандартизации.

    Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с его сокращением. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: классификации и систематизации, селекции и симплификации, типизации и оптимизации.

    Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

    Для классификации объектов технико-экономической и социальной информации используются иерархический и фасетный методы.

    Иерархический метод классификации характеризуется тем, что исходное множество объектов классификации последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки), а те, в свою очередь, делятся на подподмножества и т.д. Деление множества объектов на разделы, классы, группы идет по принципу от общего к частному по основным признакам, характеризующим эти объекты.

    Фасетный метод классификации характеризуется тем, что множество объектов разделяется на независимые подмножества (классификационные группировки, фасеты), обладающие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач. Из общего числа фасетов выбираются те, которые необходимы для решения поставленной задачи, устанавливается строгая последовательность с учетом поставленной задачи.

    Систематизация – это деятельность, заключающаяся в научно обоснованном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

    Примером результата работы по систематизации может служить Общереспубликанский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). По ОКП вся промышленная и сельскохозяйственная продукция на основании наиболее существенных признаков распределяется на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Видовые классификационные группировки получают дальнейшую конкретизацию в ассортиментной части отраслевых разделов ОКП.



    По признаку отраслевой принадлежности вся продукция разделена на 98 классов. Продукция пищевой промышленности относится к классу 91. Продукция консервной и овощесушильной промышленности – к подклассу 91 6. Подкласс 91 6 содержит 9 групп: консервы овощные, плодовые, продукция быстрозамороженная и т.д. Например, консервированная продукция «Перец, фаршированный овощами, в томатном соусе» высшего сорта, массой нетто 320-340г получит код 91 6111 4001.

    Селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе из множества видов продукции таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными и достаточными для удовлетворения потребностей и дальнейшего производства. Примером селекции может служить набор разновесов, позволяющий при минимуме гирь получить любое значение массы.



    Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Метод заключается в простом уменьшении количества типов (видов, сортов) изделий до количества экономически и технически целесообразного и достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. При этом в объект стандартизации не вносится никаких изменений, не проводятся дополнительные исследования. Примером симплификации может служить градация одежды по росту, когда из целого ряда значений, соответствующих росту человека, нецелесообразными были признаны пять значений из шести:

    …157,158, 159,160,161,162,163,164 170 176 182

    Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и систематизация объектов.

    Типизация объектов стандартизации – это деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов (конструкций, технологических правил, форм документации) на основе прогрессивных методов и режимов работы и общих для ряда изделий характеристик. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

    Так, в начале 60-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача – устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта - схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции – УНТ-35, УНТ-47,УНТ-59.

    Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных параметров, оптимальных значений других показателей качества и экономичности.

    На государственном уровне основным критерием оптимизации является народохозяйственная эффективность. Однако часто используются более простые критерии оптимизации – запас прочности, допустимый нагрев и т.д., которые заранее оптимизированы исходя из условия получения максимальной народохозяйственной эффективности.

    В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например на экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию

    Унификация продукции –деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией. Унификация заключается в приведении множества объектов к единой форме, к единообразию

    Унификация базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

    Разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

    Разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

    Разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции -межотраслевого применения;

    Ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

    Агрегатирование - это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

    Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось прежде всего расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это обеспечило изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины. Обобщение частных конструктивных решений, разработка унифицированных агрегатов, узлов и создание машин на основе этих агрегатов позволило снизить затраты на выпуск продукции и обеспечить частую сменяемость конструкции машин.

    В психологии существуют различные классификации методов исследования. Рассмотрим классификацию, критерием которой является исследовательская задача.

    1) Задачу выявления и описания психологических фактов решают наблюдение, беседа (анкета, опрос, интервью), метод изучения продуктов деятельности (изучение документов, контент-анализ).

    2) Более сложную задачу изучения закономерностей, то есть выявления наличия устойчивой повторяющийся связи решает эксперимент (лабораторный и естественный).

    3) Задачу выявления механизмов, т.е. причинно-следственных отношений, в психологии решает формирующий эксперимент (преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод).

    Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие психических явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в психологии. При проведении наблюдения необходимо соблюдать определённые условия.

    1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое психическое проявление будет изучаться.

    2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.

    3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2–3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно.

    4. С целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.

    5. Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать своё внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.



    6. Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2–3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений.

    7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).

    Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

    · не зная о том, что он – объект исследования, человек ведёт себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

    · исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как её часть;

    · наблюдение не ограничено возрастом: ведётся за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.

    Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков :

    · наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений;

    · исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

    · с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдёт;

    · в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;

    · при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства;

    · без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты. Производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.

    Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса). Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

    1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для неё. Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.

    2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задаёт их всем опрашиваемым в строго определённом порядке, добиваясь развёрнутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

    3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.

    4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

    5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

    Достоинствами беседы являются:

    · возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;

    · возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;

    · исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задаёт вопросы;

    · возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);

    · возможность применения на разных стадиях исследования.

    Метод беседы имеет и недостатки :

    · проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;

    · возрастные ограничения в применении беседы. Ребёнок не всегда может дать отчёт о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

    Опрос – беседа со стандартным набором вопросов . Опрос может проводиться в устной и письменной форме:

    1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса ;

    2) анкетирование (фр. enquête – список вопросов)получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.

    Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.

    Достоинства данного метода:

    · возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;

    · при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики исследуемых;

    · возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

    · так как результат психической деятельности воплощён в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);

    · материальный продукт может храниться долго;

    · сохранение естественности в проявлении психологических особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

    Недостатки метода анализа продуктов деятельности:

    · его можно применять только тогда, когда ребёнок уже начал овладевать определённым видом деятельности;

    · обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

    При изучении документов используется особый приём, получивший название «контент-анализ» (буквально – «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот метод есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты. На практике контент-анализ в психологии применяется в исследованиях в области массовых коммуникаций.

    Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какая-либо психологическая закономерность . В психологии различают два основных вида эксперимента:

    · лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных;

    · естественный эксперимент – в этом случае испытуемый не знает, не догадывается , что он участвует в исследовании (испытуемый выполняет привычную деятельность, а экспериментатор для него – знакомый человек).

    Для обоих видов существуют некоторые общие правила: экспериментатор планомерно манипулирует одной или несколькими независимыми переменными (это причина) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта, т.е. следит за изменением зависимых переменных (это следствие). Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

    1. Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта.

    2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.

    3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.

    4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причём нужно помнить, что инструкция должна быть понятна испытуемым.

    5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить испытуемого к себе, чему сопутствуют непринуждённый, спокойный разговор, улыбка, одобряющие жесты. Нельзя подчёркивать необычность, исключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения. Материалы методики нельзя использовать для установления контакта.

    6. На успехи и неудачи испытуемого во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования.

    7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.

    8. Эксперимент, проводимый с ребёнком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15 - 20 минутами, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причём, чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование.

    9. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы испытуемый понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2–3 раза без изменений, но пояснять её нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем испытуемым задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговорённых случаев.

    10. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции испытуемого в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнём, что речь детей записывают с сохранением всех её особенностей, без исправления грамматических и других ошибок. Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора – в том, чтобы провести исследование.

    Эксперимент имеет ряд достоинств:

    · активная позиция исследователя (он не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания соответствующих условий);

    · эксперимент можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;

    · эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

    · эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;

    · значительно облегчён способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от целого ряда жизненных обстоятельств;

    · анализ протокола эксперимента строится в соответствии с заданной методикой последовательностью. Анализ полученных фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.

    Кнедостаткам эксперимента относятся следующие:

    · эксперимент требует длительной и тщательной подготовки. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов;

    · исследователь включается в общение с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Мысленная модель может повлиять на полученные факты;

    · не создаётся целостное представление о психике испытуемого;

    · при проведении лабораторного эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях испытуемого.

    Формирующий эксперимент метод прослеживания изменений в психике человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого . Изучив механизмы, мы способны моделировать явление и активно управлять им.

    Этапы формирующего эксперимента:

    1) констатирующий этап (в нём участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых);

    2) формирующий этап (участвует только экспериментальная группа испытуемых);

    3) контрольный этап (участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых).

    На констатирующем и контрольном этапах используются одни и те же методы исследования, что дает возможность сравнивать результаты этих этапов между собой, на основании чего делать выводы об изменениях исследуемых характеристик в результате формирующих влияний.

    – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

    Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

    Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

    К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

    Рассказ и объяснение

    Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

    В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

    Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

    Беседа и дискуссия

    Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

    По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

    Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

    Лекция

    Лекция от других словесных методов отличается:

    1. более жесткой структурой;
    2. логикой изложения учебного материала;
    3. изобилием сообщаемой информации;
    4. системным характером освещения материала.

    Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

    Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

    Работа с книгой

    Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

    Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

    Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.