Где в Беларуси курить нельзя и сколько жителей Витебской области раскошелилось на штрафы? Курение и наказание. Заработает ли в Беларуси закон о запрете курения? Курение в беларуси

Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения и партнеры, в том числе и Республика Беларусь, отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с употреблением табака, и выступая за проведение эффективной политики в целях снижения уровней его потребления.

В Декрете Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» в разделе «Государственное регулирование потребления табачных изделий» (п. 38) определен перечень мест, где в нашей стране запрещено курение. А именно:

– в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, объектах торговли и бытового обслуживания населения;

– в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

– в объектах общественного питания, кроме реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции (то есть зоны для курящих);

– на всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

– во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места для курения.

За потребление табака в запрещенных местах статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: штраф в размере до 4 базовых величин.

Нельзя курить на лестничных маршах жилых домов. Это прописано в Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 г. №399. В частности, документ гласит: «…запрещается курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома», то есть в подъездах, коридорах, на лестничных маршах, в кабинах лифтов и др. Данное нарушение регулируется другой статьей кодекса – «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» (ст. 21.16), которая предусматривает штраф до 30 базовых величин.

Кроме того, широкое обсуждение получил проект изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь №28 «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения», который может запретить курение, в том числе электронных сигарет, также на балконах и лоджиях общего пользования, на детских площадках, пляжах, на рабочих местах, на остановках и в радиусе 10 метров от них, в автомобилях и помещениях в присутствии детей до 14 лет. Но при этом дополнительно будет разрешено курить только в специальных местах в торговых центрах, на рынках, в помещениях, предназначенных для приема граждан, помещениях автомобильных пассажирских терминалов, на вокзалах, в портах, аэропортах и в радиусе 10 метров от входа в них, на платформах.

Воздерживайтесь от курения – берегите себя и своих близких, ну и свой бюджет!

Владислав СТОЙКО, главный врач Березовского РЦГиЭ.

В целях защиты населения от пагубного воздействия табакокурения и вредных последствий для здоровья в Республике Беларусь в 2002 году был принят закон, запрещающий курить:

  1. В больницах и поликлиниках.
  2. В учреждениях культуры.
  3. В образовательных учреждениях.
  4. На спортивных объектах.
  5. На любых объектах, предназначенных для торговли.
  6. В государственных учреждениях.
  7. На аэропортах и вокзалах.
  8. В подземных переходах и метро.
  9. В городском общественном транспорте.
  10. В поездах, самолетах, на судах.

Собственники и арендаторы всех объектов, попадающих под действие запрета на курение, должны в этих помещениях выделить и оборудовать для курения специальные места.

Запрещена реализация табачных изделий:

  1. В отделах детских товаров.
  2. В детских и диетических местах общепита.
  3. На территориях спортивных сооружений.
  4. В образовательных заведениях.
  5. В детских, лечебных заведениях, а также в заведениях культуры.
  6. В организациях здравоохранения.
  7. В торговых автоматах.
  8. В интернет-магазинах.
  9. Ближе, чем за 100 метров, от организаций образования.
  10. На железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, в метро, в морских и речных портах.
  11. Во всех помещениях и организациях предоставления услуг населению, в том числе в организациях общественного питания.

Закон обязывает производителей наносить на упаковку табачных изделий информацию, предупреждающую о вреде курения. Запрещается реализовывать продукцию без акцизных марок и (или) маркировки о качестве изделий.

Запрещается продавать сигареты поштучно, на вес (исключение составляют сигариллы, продающиеся в индивидуальной упаковке). Запрещена продажа табакосодержащей продукции несовершеннолетним гражданам.

Закон допускает органам местного самоуправления ужесточать запреты и дополнять список мест, в которых запрещено курение. Например, милиционерам и военнослужащим запрещается курить в форме, а здания ОВД и воинских частей являются зонами, свободными от курения.

Штрафы

За курение в запрещенных законодательством местах предусмотрен штраф в размере до 30 базовых величин. Изначально эти цифры составляли от 1/10 до ½ от базовой величины.

Статистика

В 2013 году в Беларуси курили 26% населения в возрастной категории от 16 лет.

Количество курящих мужчин в Беларуси составляет 65%, курящих женщин гораздо меньше, но их количество увеличивается. Среди молодежи около 40% тех, кто пристрастился к курению.

Ежегодно в Республике Беларусь от болезней, обусловленных курением, умирает более 15 тысяч человек. Треть умерших от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний составляют курильщики.

Пассивными курильщиками в Беларуси являются почти 50% жителей. В основном они подвергаются воздействию табачного дыма на рабочих местах, чаще всего это места общественного питания, гостиницы, игровые заведения.

Цены на сигареты в Беларуси

1 июля 2015 года в Беларуси произошел очередной рост цен на сигареты. Сигареты подорожали на 0,5-17,5% в зависимости от марки и производителя. Бюджетные марки подорожали в среднем на 200-300 рублей, сигареты среднего сегмента стали дороже на 500-600 рублей, за дорогие сигареты придется выложить на 800 рублей больше.

  • Velvet - 11400 рублей.
  • Pall Mall - 12700 рублей.
  • LD - 12700 рублей.
  • Monte Carlo - 12900 рублей.
  • Mild Seven - 18800 рублей.
  • Luckies - 17300 рублей.
  • Vogue - 20800 рублей.
  • Sobranie - 51000 рублей.

Цены и законы актуальны на 19.08.2015 год. Цены взяты из открытых источников.

Сколько сигарет можно ввозить?

Беспошлинно ввезти в республику можно следующее количество табачных изделий (на выбор): 200 сигарет, 50 сигар, 50 сигарилл, 250 г табака. Либо разные табачные изделия, общий вес не должен превышать 250 г. Ввозящему табачные изделия должно быть не меньше 18 лет.

Курить уже как-то неактуально, это замечают многие. Сегодня в моем многочисленном молодежном окружении друзей и коллег приверженцев табака единицы. Так, на недавнем дне рождения за столом собралось человек двенадцать, и когда один из гостей поднялся и предложил: «Ну что, перекур?», он так и остался стоять один. Потом признался: чувствовал себя неловко весь вечер, что из всей компании парней и девушек курил в сторонке только он. Согласитесь, необычно: годами ранее белой вороной чувствовал себя как раз тот, кто не курит. Одним словом, приходит-таки в наше общество понимание того, что нужно делать выбор в пользу здоровья, заниматься спортом, правильно питаться, в общем, наслаждаться жизнью, а не зависеть от вредной привычки.

Курить или не курить – личное дело каждого, скажете вы. Оно-то так, но зачастую интересы двух противоположностей сталкиваются лоб в лоб. Чтобы это ощутить, достаточно, к примеру, выйти на улицу и почувствовать сигаретный шлейф от впереди идущего по тротуару человека. Или оказаться на остановке общественного транспорта, где рядом с вами кто-либо задымит и вы невольно станете пассивным курильщиком.

Где в Беларуси нельзя курить

В Декрете Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» в разделе «Государственное регулирование потребления табачных изделий» (п. 38) определен перечень мест, где в нашей стране запрещено курение. А именно:

– в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, объектах торговли и бытового обслуживания населения;
– в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
– в объектах общественного питания, кроме реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции (то есть зоны для курящих);
– на всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
– во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места для курения.

За потребление табака в запрещенных местах статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: штраф в размере до 4 базовых величин.

Кроме того, нельзя курить на лестничных маршах жилых домов. Это прописано в «Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилых домов в Республике Беларусь», утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.1999 №177. В частности, документ гласит: «Не допускается курение в подсобных помещениях квартиры, где проживают несколько нанимателей или собственников, а также в подсобных помещениях жилого дома», то есть в подъездах, коридорах, на лестничных маршах, в кабинах лифтов и др. Данное нарушение регулируется другой статьей кодекса – «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» (ст. 21.16), которая предусматривает штраф до 30 базовых величин.

Как сообщили в областном управлении МЧС, есть ограничения и согласно Правилам пожарной безопасности Республики Беларусь 01-2014, где в пункте 11 указано: «Курение на объектах допускается только в специально отведенных, оборудованных и обозначенных указателями «Место для курения» местах, исключающих возникновение пожара». Речь идет о предприятиях, организациях, кабинетах, стройплощадках и т.д. За данные нарушения оштрафовать может сотрудник МЧС по статье 23.56. того же кодекса «Нарушение законодательства о пожарной безопасности», что влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин.

Составить протокол за курение в некоторых местах, определенных Постановлением Министерства здравоохранения от 03.11.2011 №111 «О внесении дополнений и изменения в некоторые санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы», могут и уполномоченные должностные лица органов государственного санитарного надзора. Речь идет об объектах здравоохранения, высших учебных заведениях, общего среднего и дошкольного образования, спортивных сооружениях и плавательных бассейнах, а также объектах бытового обслуживания (парикмахерские, косметические кабинеты, салоны татуировок, солярии, бани и сауны, прачечные), организациях железнодорожного транспорта, где курение запрещено. В данном случае будет применяться статья 16.8. «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов», которая предполагаетналожение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 200 БВ.

Штрафы, штрафы, штрафы…

Помню те времена, когда заходишь в некоторые кабинеты, а там дым коромыслом, сигареты и пепельница – необходимый атрибут работы. В мои студенческие годы молодые люди частенько потягивали табак в санузлах университета, и какое счастье для некурящих, что это закончилось. А помните, как долгое время курилками были тамбуры междугородних поездов и дизелей? То есть постепенно ограничения все же приживаются в нашем обществе, но над некоторыми моментами еще предстоит поработать.

К примеру, по закону, как вы читали выше, запрещено курение на территории всех видах вокзалов, однако долгое время на это никто не обращал внимания, пока не забеспокоилась органы государственного санитарного надзора. Можно было сказать категорическое «нет», но администрация Белорусской железной дороги, чтобы не ущемлять права курильщиков, выступила с инициативой провести республиканский эксперимент по предупреждению курения на вокзальных комплексах, с предложениями обратившись в Министерство здравоохранения.

В частности, было решено на некоторых станциях оборудовать специальные площадки для курения. В нашей области в эксперименте участвуют Витебск, Полоцк и Орша , – рассказала заведующая отделом общественного здоровья областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анна Кудлюк . – Расположение этих мест согласовывается с санэпидемслужбой, есть определенные требования к их оборудованию. Кроме того, о том, что курить на вокзалах можно только в установленных местах, периодически сообщают по громкоговорителю. Эксперимент завершится 1 июня текущего года, тогда по итогам мониторингов будем анализировать ситуацию, насколько меры оправданы.

А пока к контролю над выполнением нововведений подключились правоохранители: за прошлый год из общего количества административных протоколов по поводу курения в неположенном месте большинство касались как раз нарушений на вокзалах.

Конечно, милиция обращает внимание на курение в запрещенных законодательством местах. Всего в 2015-м на Витебщине составлено почти 900 протоколов по ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, из них порядка 80% – курение в неположенных местах на объектах железнодорожного транспорта, остальные привлечены к административной ответственности за курение на территории учреждений образования и в подъездах жилых домов , – сообщил заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома Владимир Пронько .

К слову, последних правонарушений стало меньше, и все же на форумах в Интернете периодически жалуются на курильщиков в подъездах. Что делать в таких случаях?

Если кто-либо курит на лестничной площадке, для начала скажите, что вам от этого некомфортно и попросите больше так не делать. Если же понимания не найдете, можно написать заявление, предоставить свидетелей, чтобы наказать непонятливого соседа рублем, – посоветовал Владимир Михайлович . – А если он ответил вам грубо и нецензурно, то к нему может быть применима еще и статья 17.1 «Мелкое хулиганство», что влечет штраф в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

В ходе контрольно-надзорной деятельности и мониторингов санитарно-эпидемиологической службы выявляются на Витебщине и нарушения постановления Минздрава №111.

Где-то замечаем курящих работников на объектах или окурки, где-то нет оборудованных мест для курения, особенно часто это встречается на промышленных и сельхозпредприятиях, нет знаков, запрещающих курение, информации о его негативных последствиях , – рассказала Анна Борисовна . – Всего же за 2015 год штраф получили юридические и физические лица согласно 143 составленных протоколов. Выдано 56 предписаний, 33 рекомендации руководителям организаций с принятием мер по недопущению курения.

Давайте дышать свободно

Получается, что можно законным путем оградить себя от табачного дыма. Но есть более сложные ситуации. К примеру, на форумах в Сети идет целая война между курящими и некурящими жильцами. Вроде на своих балконах можно дымить, но это зачастую мешает соседям, запах никотина оккупирует их квартиры. Довольно часто встречаются сообщения: «Посоветуйте, как бороться с курильщиками на балконах. От этого страдает вся семья, включая маленьких детей», «Сосед взял привычку курить в туалете, а дымом мы травимся. Как поступить в таком случае?» Ничего не поделаешь, законом это не запрещено, да и приверженцы табака аргументируют: квартира – частная территория. Но вот попытаться договориться с соседом и вместе найти компромисс стоит.

И, конечно, многие сетуют на тех, кто курит на ходу, на остановках общественного транспорта, в парковых зонах. Здесь закон пока тоже бессилен. Однако, как рассказала заведующая отделом общественного здоровья областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, ожидаются изменения в декрет №28, которые предусматривают ужесточение мер по курению в открытых местах.

К примеру, предполагается запретить продажу табачных изделий на расстоянии ближе 100 метров от учреждений образования, объектов культуры, ограничить курение в присутствии детей до 14 лет и другие. Сейчас документ находится на согласовании , – рассказала Анна Кудлюк . – А пока мы советуем местным органам власти обозначать в городах и райцентрах зоны, свободные от курения: скверы, пляжи, парки. Порой вопрос можно решить не наказанием рублем, а элементарной табличкой «Спасибо, что вы здесь не курите». Сейчас такие места объявлены в Новополоцке, Орше и 11 районах области.

Так, в Новополоцке свободными от курения названы городской центральный сквер и площадь Строителей, парковая зона, прилегающая к больнице, территории возле всех учреждений образования, в том числе Полоцкого госуниверситета. Об этом предупреждают размещенные там таблички.

Горожане отнеслись к нововведениям с пониманием, ведь в том же центральном сквере всегда много детей, люди гуляют, фотографируются, и конечно, здесь не место табачному дыму. Кроме того, рекомендуем гражданам воздержаться от курения на остановках общественного транспорта, о чем регулярно пишем в местных СМИ , – рассказал заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома Владимир Беляев . – Приятно отметить, все ответственно отнеслись к нашему призыву. Нет, это не тотальный запрет на курение, мы просто за то, чтобы люди уважали друг друга.

Золотые слова! Стоит обратить внимание на воспитание и культуру людей, чтобы каждый курильщик понимал, что он может навредить не только собственному здоровью, но и окружающих. Приятно, когда сами приверженцы вредной привычки рассуждают так (прочла на одном из форумов): «Во многих вопросах людям надо прививать понимание того, что, находясь в обществе, надо стараться думать не только о себе».

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам. 

В Беларуси от болезней, связанных с курением, ежегодно умирает несколько тысяч человек. Причем очень часто табачный дым отправляет на тот свет трудоспособных и активных людей. В стране уже действует ряд нормативных правовых актов, направленных на сокращение потребления табачных изделий. Но люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, отмечает Президент Беларуси Александр Лукашенко. Для решения этой проблемы необходим продуманный комплекс мер, и административные ограничения следует органично сочетать с разного рода стимулами, поощрениями, а также информационной работой. Все эти вопросы и предлагаемые нововведения обсуждались 28 июля на совещании у главы государства на тему оборота и потребления табачных изделий и электронных систем курения.

Лукашенко призывает найти новые подходы в борьбе с проблемой курения

«Мы видим, что люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, — отметил Президент. — Не секрет, что запретный плод всегда сладок для начинающих (курильщиков. — Прим. БЕЛТА). А курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей».

Александр Лукашенко подчеркнул, что мировой опыт и практика показывают, что для достижения результата нужны не тотальные запреты, а продуманный комплекс мер. «Административные ограничения должны органично сочетаться с различного рода стимулами, поощрениями и информационной работой. Основная роль здесь отводится медикам, журналистам, педагогам, идеологам», — сказал глава государства.

По словам Президента, в Беларуси проблема потребления табачных изделий остается серьезной. Несмотря на принимаемые меры, в стране курит почти половина мужского населения, все чаще этой пагубной привычкой страдает молодежь. «Более того, появляются новые продукты для имитации курения, наносящие не меньший вред здоровью, чем табак. Речь идет об электронных сигаретах, которые становятся все более популярными. Они привлекают своей необычностью, доступностью, отсутствием информации о вреде их использования. Да и не все соглашаются с тем, что они вредны настолько, насколько вредны традиционные сигареты», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что поводом для нынешнего разговора стал проект декрета, который внесен на его рассмотрение. «Документ серьезный. Я его должен рассмотреть и подписать. Но счел необходимым по проблемам, которые относятся к проекту данного декрета, еще раз посоветоваться, вернувшись в целом к вопросам производства и потребления табачных изделий», — заявил Президент.

Он напомнил, что декрет, призванный снизить потребление табака жителями Беларуси, был принят еще в 2002 году и необходимые изменения вносятся в него регулярно. «Но должного результата, на который мы рассчитывали, пока нет. Поэтому, во-первых, нам следует проанализировать, как исполняются положения декрета в действующей редакции и каких подвижек удалось достичь. Во-вторых (об ответственных за реализацию его норм), насколько эффективно мы отслеживаем результаты проводимой работы?» — поставил вопросы глава государства.

Новым проектом декрета, в частности, предлагается приравнять электронные сигареты к табачным изделиям и расширить перечень мест, в которых курение запрещается. «Однако встает вопрос, принесут ли эти меры ожидаемый эффект, — отметил Александр Лукашенко. — Мы должны обсудить, все ли предусмотрено в проекте декрета, есть ли альтернативные пути для снижения табакокурения в Беларуси?»

Министр здравоохранения Василий Жарко на совещании рассказал, что потребление табака наносит существенный вред здоровью граждан, а это в свою очередь ложится тяжелым бременем на общество и государство. «Табакокурение является одним из основных и устранимых факторов риска развития неинфекционных заболеваний, их осложнений и преждевременной смертности», — подчеркнул он.

По данным министра, в Беларуси на долю неинфекционных заболеваний приходится около 86% всех болезней и 82% смертей. «В 2015 году смертность мужчин трудоспособного возраста превышала значение аналогичного показателя у женщин в 4 раза. А по отдельным причинам — болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования — до 7 раз. В табачном дыме содержится более 90 известных канцерогенов и около 250 токсических соединений», — сказал Василий Жарко.

Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера, по итогам совещания Президент в целом поддержал проект обновленного декрета. Отдельные нюансы документа будут в ближайшее время доработаны на межведомственном уровне, и окончательный вариант будет представлен главе государства для подписания. При этом главное требование заключается в том, чтобы каждая предлагаемая мера имела обязательный эффект.

«Состоялся обстоятельный взвешенный разговор. Речь идет не просто о запретительных мерах, а о комплексе информационных, просветительских, образовательных и других мероприятий, в результате они должны повлиять на уменьшение количества людей, которые потребляют табачные изделия», — отметил в интервью журналистам министр торговли Владимир Колтович.

Что планируется изменить

— Будет урегулирован оборот и использование электронных систем курения. По сути, планируется, что новый декрет по всем аспектам приравняет электронные сигареты, в том числе в отношении их продажи и рекламы, к обычным табачным изделиям.

— Ожидается введение запрета на потребление и оборот некурительных жевательных смесей.

— Проектом декрета уточняется порядок продажи, жестко регламентируются места для курения. «Будут определены такие требования, как оборудование мест для курения. Это в том числе касается кафе и ресторанов. Места, где предлагается ввести полный запрет: лифты, детские площадки, пляжи, производственные помещения, помещения, занимаемые организациями физкультуры, спорта, занимаемые детскими спортивными, оздоровительными и иными лагерями и их территории, остановки, станции метрополитена, общественный транспорт, а также автомобили и помещения, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет», — сказал министр торговли.

— В объектах торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания курить можно будет только в специально оборудованных для этого помещениях. «Это не отдельные залы для курящих и некурящих, а именно отдельные помещения для курения. Требования к таким помещениям будут разработаны отдельно», — добавил Владимир Колтович.

— Президент также поддержал предложение, чтобы до конца 2017 года реализация табачных изделий с помощью надкассового оборудования в организациях торговли площадью от 1 тыс. кв.м и более была прекращена. Для этого надо будет оборудовать специальные боксы или отделы магазинов. А до конца 2020 года эту меру предлагается внедрить во всех магазинах.

Медицинский аспект

Доля курящих среди онкологических больных составляет 84,5%, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями — 80%, туберкулезом органов дыхания — 77,1%, хроническими неспецифическими заболеваниями глотки, гортани, бронхов и легких — 83%.

Курение является абсолютно доказанным фактором риска развития злокачественных новообразований целого ряда локализаций (губы, гортани, трахеи, легкого, желудка и других). По данным ВОЗ, табакокурение провоцирует 90% процентов смертей от рака легких, хронического бронхита и ишемической болезни сердца.

Число умерших от злокачественных новообразований в 2015 году, по данным Белстата, составило 17 тыс. 456 человек. Среди умерших от всех новообразований число смертей, связанных с курением табака, составляет 25-30%.

У тех, кто часто подвергается вредному воздействию табачного дыма, риск развития сердечно-сосудистых заболеваний выше на 60%. Как активное, так и пассивное курение ассоциируются с ускоренным развитием атеросклероза.

При пассивном курении в семье риск развития рака легкого у некурящего супруга повышается на 10-20%. Аналогичная ситуация наблюдается на рабочем месте, а также у людей, постоянно подвергающихся воздействию табачного дыма курильщиков.

Чем опасны электронные сигареты

Отмечается стремительный рост использования электронных систем курения (электронных сигарет) в мире, в том числе в Беларуси, что представляет новую угрозу здоровью, прежде всего, подрастающего поколения.

Электронные сигареты продуцируют аэрозоль (пар), который вдыхает пользователь. Основными компонентами используемого в таких устройствах раствора помимо никотина (когда он присутствует) являются пропиленгликоль с глицерином или без него, вода и ароматизаторы. От их процентного соотношения зависит конечный состав жидкости и, следовательно, ее токсические свойства.

Фактические данные свидетельствуют, что аэрозоль не является всего лишь «водяным паром», как часто утверждается в процессе сбыта этих изделий, а создает серьезную угрозу для окружающих путем усиления воздействия никотина и ряда токсичных веществ.

Повсеместное распространение электронных сигарет, целенаправленное дезинформирование о безопасности их использования способствуют приобщению к никотину некурильщиков и, в особенности, молодежи.

Немного социологии и статистики

Распределение курящих в зависимости от пола выглядит следующим образом: среди мужчин доля курящих «постоянно + от случая к случаю» составляет 43%, доля курящих женщин — 15,6%. Доля тех, кто курит постоянно, в группе мужчин составляет 30,6%, в группе женщин — 7,2%.

По данным Минздрава, за последние годы количество курильщиков в Беларуси уменьшилось на 14%. Вместе с тем, медики обеспокоены ростом потребления табака среди подростков, рассказал журналистам министр здравоохранения.

В то же время по информации Минторга, за 5 лет продажи табачных изделий на душу населения в Беларуси снизились на 18%.

В большинстве стран Европы доля взрослого населения, курящего ежедневно, находится в пределах 20-30% (по последним данным ВОЗ). В Латвии, Литве, Польше и Украине уровень распространенности ежедневного курения составил от 25% до 30%. В Беларуси, по данным социологического исследования 2015 года, курит почти 28%.

Самый низкий среди стран Европы уровень распространенности ежедневного курения отмечен в Швеции (11%), Исландии (12), Великобритании (14), самый высокий — в Австрии (44), Греции (36) и России (33).

Как сейчас с табакокурением борются в Беларуси

В нашей стране проводится целенаправленная политика по сокращению потребления табачных изделий, действуют соответствующие нормативные правовые акты. Они реализуют основные положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Так, в Беларуси запрещены реклама, открытая выкладка табачных изделий, имитация внешнего вида и (или) использование наименований видов табачных изделий в наименованиях товаров, не являющихся табачными изделиями; оптовая, розничная торговля такими товарами, продажа табачных изделий гражданам Беларуси, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет.

Согласно статье 17.9 КоАП курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин. По информации МВД, количество привлеченных к административной ответственности за курение в запрещенных местах увеличилось с 888 человек в 2008 году до 11 тыс. 165 человек в 2015 году, в том числе несовершеннолетних с 123 до 1 тыс. 541 человека соответственно.

На сегодняшний день в Беларуси остаются не урегулированными вопросы распространения среди населения электронных сигарет, в том числе через интернет, а также о запрете их продажи несовершеннолетним и их рекламы.

Международный опыт

В Финляндии полностью запрещено курение в общественных местах, реклама табачных изделий, спонсорство и другие акции табачных производителей. Запрещена продажа табачных изделий через интернет. С 1 января 2012 года табачные изделия убраны с прилавков магазинов и киосков и заменены цифровыми табло. За последние 50 лет численность курильщиков в Финляндии снизилась с 70-75% до примерно 18%. В целом власти республики ставят перед общественностью задачу стать некурящей страной к 2040 году.

Жесткие меры в части ответственности за курение в общественных местах приняты в Катаре, где это деяние наказуемо штрафом в эквиваленте примерно от $55 до $136. Иные нарушения катарского законодательства в этой сфере влекут штраф до $1 тыс. 360, наказываются тюремным заключением на срок до 6 месяцев или иными мерами. В случае повторных нарушений сумма штрафа или срок заключения удваиваются.

Жесткие меры ответственности применяются также в Республике Корея, Болгарии.

В Австралии введен запрет на курение в общественных местах и общественном транспорте. В основном он касается закрытых помещений, но действует и в отношении остановок общественного транспорта, таких сооружений, как открытые стадионы или фестивальные площадки, а также на тротуаре вдоль зданий аэропортов, торговых центров и так далее. В ресторанах, кафе, барах, клубах и других подобных заведениях может быть предусмотрено отдельное помещение или зал для курения. Нарушение данного ограничения карается штрафом в размере около $430.

Запрет на выкладку табачных изделий в торговых объектах действует в Исландии, Канаде, Ирландии, Таиланде, Австралии, Боливии, Маврикии, Норвегии, Финляндии, Великобритании (за исключением Шотландии).

Электронные сигареты

Продажа электронных систем курения, содержащих никотин, запрещена в 13 из 59 стран, где они регулируются. Запреты на рекламу, продвижение и спонсорство в отношении электронных сигарет введены в 39 странах, а использование электронных сигарет в общественных помещениях запрещено в 30 странах.

В Австралии жидкости, которые содержат никотин, относят к медицинской продукции, а электронные сигареты — к никотиновым ингаляторам в качестве медицинского устройства. На данный момент в этой стране не имеется отдельного регулирования касательно электронных сигарет, не содержащих никотин. Однако начиная с 2015 года штаты стали включать в имеющееся законодательство относительно продажи и рекламы табачных изделий норму о том, что оно применяется также в отношении товаров, созданных с целью сходства с табачными изделиями, и в отношении «персональных паровых ингаляторов».

Россия поддерживает руководящие принципы ВОЗ в отношении электронных сигарет и предлагает запретить использование в электронных сигаретах вкусов табака, запретить производителям распространять информацию, что использование электронных сигарет снижает потребление табака.

В Дании электронные сигареты являются медицинским прибором и требуют соответствующей лицензии.

Продажа электронных сигарет разрешена в Канаде практически во всех штатах, однако в некоторых из них действует запрет на продажу жидкостей с содержанием никотина.

В Италии разрешена реализация электронных сигарет, но с 2013 года введен запрет на курение в общественных местах и запрещена продажа лицам, не достигшим 18 лет.

Полный запрет на электронные сигареты действует в Таиланде, Иордании, Иране, Кувейте, Норвегии, Бразилии, Турции, Панаме, Сингапуре.