Физическое и психическое здоровье и спорт. Здоровье физическое и психическое.информация для родителей и педагогов

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Различные исследования показывают, что очень большой процент детей имеют плохое физическое здоровье. Уроки физкультуры, биологии, психологии, валеологии должны помочь ребенку быть здоровым как физически, так и психически. При этом возникает вопрос, а на каком уровне находится здоровье самих педагогов?

На протяжении нескольких лет в УПМ производилось изучение одного из показателей психического здоровья - уровня невротических реакций педагогов. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что, по данным ВОЗ, психическое здоровье с каждым годом в мире ухудшается. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в два-три раза чаще, чем в деревне. Такие же данные мы получили у учащихся города Санкт-Петербурга и пригорода. По данным ВОЗ, от 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин. Максимальное количество заболеваний приходится на возраст 40-49 лет.

Наши данные показали, что у педагогов уровень невротических реакций имеет такую же тенденцию. Данные были получены при помощи методики Айзенка. Исследование также показало, что уровень невротических реакций зависит от стажа и преподаваемого предмета. Наименьшие результаты по шкале невротизма были получены у учителей физкультуры и труда. На одном из первых мест преподаватели литературы и русского языка. Можно сделать вывод, что специфика предмета влияет на уровень невротических реакций у учителя. На уроках физкультуры учителя, выполняя физические упражнения, разряжаются от психических напряжений. Кроме того, поскольку у учеников обычно мотивация заниматься физкультурой достаточно выражена, то это меньше приводит к конфликтам. Исследования показали, что есть учителя по всем предметам, у которых уровень невротических реакций нормальный. Они смогли адаптироваться к условиям школы и, достаточно эффективно работая, сохраняют психическое здоровье в относительной норме.

Есть тесная связь уровня невротических реакций со стажем. До года уровень невротических реакций такой же, как у представителей обычных, нестрессовых профессий. После года уровень невротических реакций увеличивается.

Были выявлены факторы, провоцирующие невротические реакции педагогов: стиль общения педагога, технологии опросов, технологии изучения и закрепления, педагогическая нагрузка, особенности питания и т. д. При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, возражения принимает спокойно и приглашает других учеников к обсуждению этих вопросов, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно и т. п.), лицо выражает радость, удовлетворение и т. п. У педагогов с этим стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов. Педагоги с низким уровнем невротических реакций чаще используют разнообразные, интересные технологии изучения нового материала, дети у них более активны и свободны. При закреплении материала, при отработке умений также наблюдается большее разнообразие. Существует связь невротизма с педагогической нагрузкой. У педагогов с большей нагрузкой больше уровень невротизма. Однако есть педагоги с большой нагрузкой и с низким невротизмом. Эти педагоги используют технологии, где учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью на уроке, выполняя функции, например, консультанта, проверяющего при взаимоконтроле и т. п.

При анализе связи невротизма и питания выяснилось, что у тех, кто чаще употребляет кофе, уровень невротизма выше, особенно если кофе употребляется во второй половине дня.

Анализируя взаимосвязи, можно предположить, что педагоги с низким невротизмом выбирают технологии, снижающие конфликтность в классе, что, в свою очередь, не провоцирует невротизм учителя и даже его снижает.

Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только своими знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью.

Анализируя психическое здоровье учеников можно отметить ряд интересных фактов. Обследования девочек-подростков показали, что у круглых отличниц чаще наблюдаются женские расстройства. Довольно часто также наблюдаются нарушения у девочек-подростков, которые чрезмерно активно посещают различные секции. Проведенные нами обследования детей Петербурга и пригородов показали, что у последних уровень невротизма значительно меньше, чем у городских ребят.

Уже тысячи слов сказаны о том, что спорт способствует лучшему поддержанию здоровья, восстановлению после болезней и травм. Конечно же, речь в данном случае идёт о любительских, а не о профессиональных занятиях, так как подход профессионалов скорее вреден для общего состояния здоровья, нежели полезен. Тем не менее, сегодня не все люди отдают себе отчёт в том, что тренировки и физические нагрузки важны и актуальны именно для них самих. Порой, когда кому-то попадаются материалы о пользе спорта, человек просто принимает всё к сведению, но не пытается поменять и перестроить свою жизнь, чтобы повысить уровень активности.

Именно поэтому стоит поговорить о том, как связан спорт не только с физическим, но и с психологическим здоровьем. Оказывается, что настроение человека практически полностью зависит от нормы выработки тех или иных гормонов. И, как выясняется, спорт может регулировать выработку этих гормонов, благодаря чему при помощи тренировок и нагрузок возможна даже тяжелейшая реабилитация наркоманов , которые страдают именно из-за нарушения гормонального баланса. Во-первых, секрецию улучшают непосредственно сами нагрузки. Во-вторых, ряд веществ образуется в организме только при определённых условиях, к примеру, когда ему угрожает опасность. А именно спортивные состязания зачастую позволяют почувствовать опасность, насладиться риском, получить истинное удовольствие от победы.

Соответственно, регулярные тренировки и участие в соревнованиях (если не с соперником, то хотя бы с самим собой) позволяют улучшить выработку важнейших гормонов, нормализовать баланс. Следовательно, это приводит к повышению настроения. А повышение настроения, в свою очередь, если верить теории психосоматики, может привести к выздоровлению даже серьёзных больных. И всё это только за счёт того, что спорт реально влияет на настроение, делает его хорошим и более стабильным, позволяет высвободиться негативной энергии, преобразовать её в положительные эманации. Но при этом не стоит забывать и о том, что спорт на любительском уровне просто-напросто укрепляет организм человека.

Благодаря постоянным тренировкам, возможно улучшить кровообращение, снять напряжение с мышц, повысить прочность кровеносных сосудов, помочь вестибулярному аппарату, прочистить альвеолы лёгких и так далее. Всё это уже само по себе может избавить человека от какого-нибудь физического заболевания, и в сравнении с этим чудом лечение наркомании при помощи спорта покажется неважным, очень простым. Но и на этом спорт не перестаёт удивлять. Он способен даже ставить на ноги парализованных людей, за счёт стимулирования как тела, так и духа!

admin

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

3 марта 2014, 10:48

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой - обеспечивают индивидуализацию процесса.

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.

Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

Психическое здоровье - способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция - позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.

Психическое здоровье - важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

* отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

* нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

* благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики - восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность - один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье - это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные - рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность - сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты - аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.

Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15-30%, что требует для нормализации 2-3 суток).

Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе - до 83,1%, на четвертом курсе - до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20-30%.

Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины - прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.

Здоровье – самая большая ценность в жизни и представляет собой основную ценность в системе приоритетов для человека. Только здоровый человек может быть успешным и развиваться. В переводе с англосаксонского языка слово «здоровье» означает целостный. Таким образом, – это определение комплексное, которое включает множество критериев.

Интересный факт! Гален называл здоровым человеком того, кто не испытывает боли и способен качественно и эффективно выполнять все жизненные функции.

Ученые рассматривают физическое развитие, как один из факторов полного здоровья. Здоровый человек всегда жизнерадостный и адаптирован к окружающей среде. В конце прошлого века ВОЗ утвердила программу «Здоровье для всех к 2000 году», в которой дано определение термину здоровье это «состояние физической, социальной и духовной гармонии». Современные специалисты выделяют три составляющих здорового человека и здоровой нации:

  • физическую;
  • психологическую;
  • поведенческую.

Разработаны методы самоконтроля состояния здоровья и стрессоустойчивости, с помощью которых можно оценить – способен ли человек противостоять проблемам, выполнять работу.

Физическое здоровье

Физически развитая личность – человек, у которого функционируют все органы. Показатели физического здоровья во многом определяются образом жизни и определяются несколькими . Физическое здоровье зависит от генетических факторов, а также от социальной среды, сферы деятельности. Стрессы, неправильное питание, курение, злоупотребление алкоголем негативно отражаются на показателях физического здоровья.

Физическая составляющая здоровья – постоянное развитие, поддержание жизненных сил и организма в тонусе. уделяет особое внимание тренировкам. Конечно, речь не идет о физическом развитии как у профессиональных спортсменов. Для обычного человека это занятия йогой, пробежки, фитнес, посещение бассейна. Системные тренировки – , хорошего настроения.

Критерии физического здоровья

Критерии физического здоровья отражают образ жизни личности. Прежде всего, речь идет о разумном поведении, которое подразумевает:

  • оптимальное соотношение нагрузок, отдыха;
  • тренировки, соответствующие возрасту, полу и подготовке;
  • исключение вредных привычек;
  • полноценное питание;
  • нравственное, психическое здоровье.

Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития описаны подробно в .

Важно! Физическое и психическое равновесие – необходимое условие для социально активной позиции, участия во всех сферах жизнедеятельности.

Наука рассматривает физическое здоровье как интегральный показатель адаптивности личности к социуму и выполнению функций. Гармоничное физиологическое развитие – это совокупность следующих факторов:

  • – степень влияния составляет 50%;
  • факторы внешней среды – степень влияния составляет 20%;
  • генетическая предрасположенность – степень влияния составляет 15%;
  • степень влияния хронических патологий всего 15%.

Это важно! Именно неправильный образ жизни провоцирует развитие хронических патологий. Грамотно организованный образ жизни предотвращает болезней, укрепляет физическое здоровье, а также способствует достижению физической и психологической гармонии.

Особенности физического развития

В первую очередь, необходимо определить оптимальное соотношение фаз труда и отдыха. Физическое здоровье человека – регулярные тренировки, необходимые для:

  • укрепления (как показатель физического здоровья человека);
  • восстановления обменных процессов и кровотока;
  • нормализации давления, ;
  • повышения сил и выносливости.

При формировании нагрузок важно учитывать несколько факторов:

  • возраст;
  • индивидуальные особенности личности;
  • физиологическое состояние.

Если человек планирует серьезно заниматься спортом, необходимо о возможных противопоказаниях.

Важно! Физиологическое здоровье – это оптимальные для конкретного человека тренировки. Недостаточные нагрузки окажутся неэффективными, а чрезмерные – причинят вред.

Психическое здоровье

Физическое и психическое здоровье – фундамент гармоничной и успешной личности. Только при условии человек достигает поставленных целей, реализует свой потенциал и способен справиться с ежедневными стрессами. К сожалению, не все люди знают, что взаимосвязь психического и физического здоровья – это основа гармоничной, цельной личности. Но что мы знаем о нормах психического состояния? Давайте разберемся.

Заблуждения о психическом расстройстве

1. Все люди с психическими расстройствами опасны для общества, их нужно изолировать.

Это утверждение не соответствует действительности. В большинстве случаев люди с мало отличаются от обычных людей. Единственное, что отличает их – непривычные ощущения, мысли, отвлекающие от повседневных занятий. К сожалению, люди с психическими расстройствами вызывают неоднозначное , поэтому люди не обращаются за медицинской помощью.

2. Психические заболевания не возникают в детском и подростковом возрасте.

По статистике, один ребенок из пяти имеет какое-то психическое заболевание, а 75% психологических патологий возникает в детстве. Речь идет о депрессии, тревогах, пищевых расстройствах.

3. Депрессивное состояние – это признак лени.

Это важно! По статистике, более 10% работоспособного населения находится в состоянии постоянного стресса.

Факторы появления стресса

Факторов, которые могут стать причиной стресса, огромное количество. Для каждого человека они индивидуальны. Вызвать стресс может шум, высокая интенсивность , температурные перепады, травмы, работа с токсичными веществами, высокая ответственность, частые командировки. Человек, который вынужден ежедневно преодолевать действие негативных факторов, неизбежно потребует помощи специалиста, чтобы справиться со стрессом.

В медицине существует понятие – профессиональный стресс – это состояние организма, при котором человек постоянно испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, в результате возникает постоянное напряжение и переутомление. Подобное состояние может повлечь за собой развитие таких патологий:

  • атеросклероз;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • гипертония;
  • расстройства невротического характера.

Находясь в таком состоянии, функции и резервы организма быстро изнашиваются, человек слабеет, развиваются хронические патологии.

Это важно! По статистике, именно стрессы на работе являются причиной жалоб на здоровье.

Симптомы и последствия стресса

Симптомы стресса настолько разнообразны, что зачастую люди не обращают на них внимания. Между тем, человеку необходима помощь специалиста, если:

  • его реакции на происходящее слишком эмоциональные;
  • он неадекватно реагирует на незначительные проблемы;
  • он проявляет нетерпимость и раздражительность;
  • ему сложно расслабиться и переключить внимание;
  • его единственный способ справиться со стрессом – переедание, употребление алкоголя и курение.

Это важно! При сильном стрессе человек может утратить работоспособность на срок от двух до трех недель.

Одна из нерешенных, серьезных проблем – синдром профессионального выгорания. Развивается на фоне постоянного стресса и сильного эмоционального истощения. Еще одна проблема, требующая пристального внимания, — травматизм, связанный со стрессом. В стрессовом состоянии человек теряет концентрацию, что может повлечь травмы и потерю трудоспособности.

Существует руководство по оценке тяжести и напряженности определенного вида деятельности, при этом оцениваются качественные и количественные показатели. К сожалению, система оценки некачественная, требует пересмотра и доработки.

Кроме этого, психологические нагрузки регламентируются международными документами, также в Бильбао существует Европейское агентство по охране труда, была создана Международная ассоциация управления стрессом, представительства которой есть во многих странах мира.

Духовно-нравственное здоровье

Важный критерий здоровья – духовное и нравственное воспитание. К сожалению, сегодня современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Многие ученые и деятели искусства уделяли этому аспекту особое внимание. Теодор Рузвельт отмечал, что человек, который не воспитан нравственно, представляет угрозу для общества. Гейне называл нравственность разумом сердца. Аристотель полагал, что нравственность – это состояние души, которое выражается в поступках.

Это важно! Нравственное воспитание – комплексная деятельность родителей, группы преподавателей, представителей церкви. Основная цель – формирование правильных нравственных ценностей у детей и подростков.

Не бывает человека, который рождается уже богатым духовно и нравственно. Человек с первых дней жизни находится под влиянием различных факторов – родителей, воспитателей, учителей, социальной, образовательной среды. Так духовно-нравственной личности.

Связь между физическим и эмоциональным здоровьем

Духовное и физическое здоровье – основные критерии оценки гармоничной личности. Психологическая, физиологическая гармония – это состояние полного . В чем же выражается взаимосвязь духовного и физического здоровья? Один из показателей физической гармонии – психоэмоциональный баланс. Человек может самостоятельно оценить свое психоэмоциональное состояние этими методами. Когда возникает психологический дисбаланс, в организме происходят нарушения на физиологическом уровне.

Важно! Духовное и физическое здоровье – две части одной личности. Доказана связь между долями мозга, которые контролируют эмоции и интеллект. Кроме этого, доказана связь между мозговой деятельностью и работой эндокринной системой.

По статистике, большинство жалоб пациентов на физическое недомогание связано со стрессом или депрессией. Конечно, стрессы не причиняют ущерб , но могут стать причиной развития физиологических патологий.

Факторы, доказывающие связь между духовным и физическим здоровьем

  • синдром «белого халата» — при виде доктора у человека резко повышается давление;
  • личностные характеристики, сердечные патологии – люди с определенным складом характера подвержены развитию заболеваний сердца;
  • хронические патологии, депрессия – у пациентов с хроническими заболеваниями чаще развиваются депрессивные состояния.

Итак, физическое здоровье зависит от психической и эмоциональной гармонии, поэтому важно в одинаковой мере заботиться об укреплении тела, мышц, духа.

Для сохранения и поддержания полного здоровья важно придерживаться простых рекомендаций:

  • правильно питайтесь;
  • здоровый, полноценный сон;
  • верьте в собственные силы и не сдавайтесь;
  • чередуйте отдых и нагрузки;
  • занимайтесь спортом.

Помните о физическом развитии, как основополагающем критерии гармоничной личности. Не стесняйтесь обращаться за помощью к

О психологическом здоровье рассказывает психолог.