Что может показать энцефалограмма у ребенка. Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Вред от обследования – правда и мифы

Исследовать структуру головногомозга может потребоваться с самого рождения, и для этого применяются специальные методики. Ребенку могут назначить электроэнцефалографию, если будут для этого показания. Когда малыша тревожат постоянные головные боли, подобное нельзя считать нормальным явлением.

При обращении в больницу врач может назначить ЭЭГ головного мозга ребенку, чтобы можно было убедиться в отсутствии патологий. Процедура безопасна и не оказывает негативного воздействия на организм, но к ней нужно подготовиться.

ЭЭГ ребенку назначают при подозрениях на отклонения центральной нервной системы. Обследование позволяет выявить наличие недугов на ранних этапах, чтобы можно было вовремя начать лечение. ЭЭГ головного мозга безопасной процедурой для малыша, и при этом с её помощью можно получить важную информацию о состоянии головного мозга и его структур.

Благодаря электродам можно зафиксировать биоэлектрическую активность мозга , а также заметить различные отклонения в работе нервной системы. Полученный результат будет записан на бумаге, он представляет собой линии, значение которых понимает эксперт.

Также несовершеннолетнему могут назначить эхоэнцефалографию, в этом случае анализ будет проводиться с использованием ультразвуковых волн. Их направляют в мозг, после чего они возвращаются, и результат записывается на специальном приборе.

По полученным результатам эксперт сможет сделать вывод о том, в каком состоянии находится несовершеннолетний. Врач сможет понять, поражён ли мозг ребёнка, а также какая именно патология затронула орган. Благодаря энцефалограмме удастся наблюдать за эффективностью назначенного лечения и при необходимости его корректировать.

Метод диагностики допускается использовать детям в любом возрасте, его применяют даже для новорожденных. Аппаратура отличается высокой чувствительностью, поэтому фиксирует даже незначительные перемены в черепной коробке. Одно из главных преимуществ процедуры – быстрота и лёгкость проведения, что важно для маленьких детей.

Показания и противопоказания для назначения обследования

ЭЭГ ребенку назначают в конкретных случаях, когда есть подозрения на патологию головного мозга. Процедура также применяется при имеющихся заболеваниях, чтобы можно было контролировать их развитие. Для того чтобы пройти исследование, нужно обратиться к невропатологу и рассказать о симптомах, которые испытывает ребенок.

Показания для прохождения обследования:

  • Подозрения на образования в области черепной коробки.
  • Приступы эпилепсии. ЭЭГ головного мозга нужно пройти для того, чтобы оценить степень поражения.

  • Заикание.
  • Постоянные головные боли без веской причины.
  • Частая потеря сознания.
  • Контроль над состоянием органа после хирургического вмешательства в ЦНС.
  • Серьёзные травмы головы, требующие врачебного наблюдения.
  • Аутизм, а также задержка психического и речевого развития.

  • Воспалительные болезни головного мозга, к примеру, менингит.
  • Проблемы со сном, в особенности лунатизм.
  • Патологии при рождении, такие как гидроцефалия.
  • Наличие церебрального паралича у ребенка.
  • Резкие изменения в поведении. Несовершеннолетний стал агрессивнее, часто плачет без причины, страдает от раздражительности, проявляется гиперактивность.
  • Ребенок жалуется на слабость и проблемы с запоминанием информации.

В подобных ситуациях врач может принять решение, что нужно выполнить ЭЭГ ребенку. Пройти ЭЭГ можно при отсутствии противопоказаний, потому как важно не нанести вред малышу. Особых причин для того, чтобы не проводить процедуру, нет. Более того, её можно выполнять неограниченное количество раз, а также в любом возрасте и состоянии, даже для пациентов в коме.

Единственное, не допускается присоединять электроды к областям, где имеются кожные повреждения . Предварительно следует убедиться, что на голове отсутствуют открытые раны, сыпь, либо свежие швы после хирургического вмешательства.

Подготовка к процедуре

ЭЭГ детям делать немного сложнее, чем взрослым, потому как не все малыши могут спокойно сидеть во время процедуры. Именно поэтому родителям важно позаботиться о том, чтобы несовершеннолетний не создал проблем для врачей.

Если малыш постоянно проявляет агрессию, которую невозможно контролировать, тогда доктор может посоветовать за несколько дней до процедуры начать давать ребёнку успокоительные средства. Благодаря им удастся скорректировать агрессию и добиться того, чтобы малыш спокойно сидел во время процедуры.

Не следует перед процедурой давать ребенку пищу и напитки, которые способны повлиять на ЦНС . К их числу относятся крепкий чай, кофе, шоколад и энергетики. Если малыш вынужден принимать лекарства, допустим, средства против судорог, об этом обязательно нужно уведомить специалиста перед ЭЭГ. Некоторые медикаменты способны искажать данные, из-за чего будет поставлен неверный диагноз.

Если на голове имеются серёжки, заколки, пирсинг или иные металлические предметы, то их необходимо снять. Более того, не рекомендуется надевать даже телесные украшения, чтобы не помешать процедуре. Голову нужно помыть перед ЭЭГ головного мозга, при этом не следует использовать средства для ухода за волосами. Не нужно наносить мусс, лак, пенку, а также запрещается заплетать косы и делать дреды.

Прежде чем делать ЭЭГ ребенку, нужно его покормить за два часа до процедуры. Если человек будет голодным, тогда у него уменьшится концентрация сахара в крови, а это тоже влияет на результаты.

Когда обследуемый находится в сознательном возрасте, нужно ему предварительно рассказать о процедуре. Следует уточнить, что она безболезненна, также надо предупредить, сколько по времени придётся провести в спокойном состоянии, не совершая практически никаких движений.

ЭЭГ для детей не делается, если они болеют острыми инфекционными заболеваниями, допустим, ОРВИ . Если малыш заболеет, тогда следует на необходимый срок перенести процедуру. В тех случаях, когда ранее уже проводилось обследование, с собой нужно взять прошлые результаты.

Этапы обследования

ЭЭГ ребенку проводится в несколько этапов, при которых от родителей практически ничего не потребуется. Всю процедуру контролирует медицинский специалист, он расскажет ребенку, что нужно делать. Для лучшего понимания обследования полезно рассмотреть, какие этапы оно содержит.

Порядок действий:

  • Ребенка приведут в специализированную звукоизолированную комнату, где находится оборудование и кушетка.
  • Несовершеннолетнего попросят сесть или лечь, а затем подсоединят к голове шлем с электродами. Он бывает разных видов, чаще всего напоминает шапочку из ткани, либо резиновую сетку.
  • Перед тем, как подсоединять датчики, кожу головы смажут специальным гелем, в редких случаях эпителий также протирают спиртом. На уши малыша закрепят клипсы, которые не будут проводить ток.

  • Дальнейшие действия зависят от возраста пациента. Малышей укладывают на стол, либо оставляют на руках у матери. Нужно сделать так, чтобы он уснул, иначе не удастся получить точных результатов. Само обследование проводится около 20 минут.
  • Для детей постарше проводят процедуру немного иначе. Им нужно сесть на кушетку и принять полулежащую позу. Пациенту надо будет расслабиться и не совершать поворотов головы, также не нужно наклоняться. Такие действия способны значительно исказить результат.
  • Далее специалист будет записывать фоновую кривую, на которой фиксируется состояние головного мозга при спокойствии и бездействии.
  • После этого ребенку нужно будет открывать и закрывать глаза по команде врача. Благодаря этим действиям можно будет провести оценку процессов торможения, а также возбуждения.

  • Если малышу уже исполнилось три года, тогда доктор его попросит делать глубокий вдох и выдох, либо наоборот быстро дышать. Этот тест поможет выявить наличие опухоли, эпилепсии и других скрытых нарушений.
  • На последнем этапе ребенку при ЭЭГ проводят фотостимуляцию. Для этого малышу нужно будет закрыть глаза, после чего доктор преподнесёт к голове лампочку. Она будет с определённым интервалом загораться и гаснуть, и этот тест будет полезен для того, чтобы выявить проблемы с психическим и умственным развитием ребёнка.

Процедура является стандартной и обычно не вызывает никаких трудностей. В большинстве случаев на неё уходит около 20 минут, в крайней ситуации 30 минут.

В порядке исключения врач может провести особые тесты, допустим, проверить реакцию на звук, зафиксировать работу мозга при глубоком сне. Также специалист может попросить малыша сжимать и разжимать кулак, либо пройти лёгкий психологический тест.

Многое зависит от того, в каком состоянии находится ребенок, а также какие отклонения у него есть или подозреваются. Полученные показатели помогут понять, всё ли в порядке с ЦНС у несовершеннолетнего, а также помогает ли терапия. В некоторых случая анализ проводится не один раз, а несколько, если этого требует ситуация.

Все решения по поводу прохождения обследования должен принимать лечащий врач, а родителям останется только прислушиваться к его рекомендациям.

Расшифровка результатов

После того, как будет проведено ЭЭГ ребенку, результаты должны прийти в течение суток. Они будут выглядеть как бумага, на которой начерчены кривые. Также показатели могут быть отражены на компьютере в специальном файле.

Некоторые родители стремятся быстрее узнать, всё ли в порядке с их ребенком. Однако самостоятельная расшифровка ЭЭГ у детей не даст результатов, если члены семьи не имеют соответствующего образования. Понять значение линий может только специалист, он будет оценивать их частоту, ритм, амплитуду, а также скачки в конкретные моменты.

Диагноз ставит невропатолог, который наблюдает несовершеннолетнего. При необходимости он назначит лечение, либо направит к другому специалисту.

В результатах обследования родители могут увидеть следующую информацию:

  • БЭА . Он показывает биоэлектрическую активность мозга, и сбой может появиться при судорогах и эпилепсии. Если у малыша немного страдает ритм, тогда это не является опасным отклонением.
  • Альфа-ритм . Он показывает состояние ЦНС в состоянии покоя и прекращает записываться при появлении раздражителя.

  • Тета-ритм . Его можно получить в состоянии сна. Если же он присутствует при бодрствовании, то это свидетельствует о присутствии патологии.
  • Бета-ритм . Он записывается при депрессии и тревожности, а его сбой может говорить о сотрясении черепной коробки.
  • М-ЭХО . Помогает оценить смещение мозговых отделов. Допускается отклонение не больше, чем на 1 мм.

Обычному человеку не под силу понять данные показатели, поэтому для их расшифровки нужно обязательно обращаться к специалисту. По результатам исследований можно выявить ряд патологий, таких как эпилепсия, гидроцефалия, новообразования в голове, заикание, церебральный паралич. Имея на руках результаты исследования, врач сможет не только узнать о наличии заболевания, но и назначить правильную терапию недуга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это один из точных способов исследования функционирования ЦНС. Она проводится для обнаружения импульсов мозга и их оценки. Это необходимо для точной постановки диагноза маленькому пациенту и назначения правильного лечения. Родителей обычно пугают какие-либо вмешательства, назначенные их ребенку, однако, метод — совершенно безболезненный и не опасный.

Что такое ЭЭГ?

Суть проведения ЭЭГ ребенку заключается в исследовании импульсов, подаваемых корой головного мозга. Нервная система содержит в себе огромное количество нейронов (нервных клеток), которые постоянно транслируют нервные импульсы в разные отделы организма. Именно из совокупности этих импульсов складывается общая активность головного мозга. В ходе проведения ЭЭГ она обнаруживается и фиксируется графическим методом, то есть получается энцефалограмма. Это распечатка с большим количеством кривых линий, которую врач расшифровывает и делает вывод о протекании всех процессов в головном мозге – здоровых или патологических.

ЭЭГ головного мозга у детей назначается в любом возрасте. ЭЭГ делают для выявления очагов судорожной готовности и мест их локализации, определения стадии заболевания, а также для установления эффективности проводимого лечения. После проведения ЭЭГ важно, насколько точно будет расшифрован ее результат – от этого зависит диагноз пациента.

ЭЭГ у детей

Проведение электроэнцефалограммы у детей имеет некоторые особенности. Сложно провести ее маленькому ребенку до 1 года. В связи с этим, процедура проводится в то время, когда малыш спит.

Немного сложнее провести исследование ребенку до 3 лет – он уже многое понимает и его требуется уговаривать и объяснять, что от него хотят. Если ребенок охотно соглашается, то проводят процедуру во время бодрствования, в противном случае также придется дождаться, пока он заснет.

Проведение ЭЭГ у детей старше 5 лет, как правило, не вызывает затруднений, достаточно просто поговорить с ним.

Важно. Разъяснительный процесс начинайте не в кабинете у врача, а дома, в привычной обстановке, чтобы ребенок был готов и не испугался незнакомой обстановки.

Показания к проведению ЭЭГ для детей

Электроэнцефалограмму детям проводят исключительно по назначению детского невропатолога. Обычно это бывает при:

  • повторяющихся неоднократных обмороках;
  • судорожных состояниях и различных припадков невыясненного характера;
  • ЧМТ и их последствиях;
  • новообразованиях и прочих болезнях головного мозга;
  • оценке уровня развития ребенка на первом году жизни;
  • приступах головокружения и часто повторяющихся болях в голове;
  • расстройствах сна, особенно признаках лунатизма;
  • изменениях в психоэмоциональном состоянии – повышенная раздражительность и вспыльчивость;
  • частом плаче ребенка без видимых причин;
  • перепадах артериального давления;
  • отсутствии естественной реакции малыша на внешние раздражители (замирание);
  • необъяснимых ощущениях у ребенка постарше;
  • реабилитационных и постоперационных периодах после нейрохирургических вмешательств;
  • патологических состояниях и патологии плода и новорожденного, возникающих еще в перинатальный период;
  • воспалениях головного мозга, проводят в диагностических целях;
  • аутизме или ДЦП;
  • задержке физического или психического развития неустановленной причины;
  • эпилепсии для анализа повреждений мозга и назначения (или отмены) лечения;
  • вегето-сосудистой дистония;
  • задержке в установлении речи у ребенка, заикании.

Перечень заболеваний и нарушений, при которых показана ЭЭГ, довольно внушительный, каждый тревожащий симптом требует детального рассмотрения и адекватного лечения. Поэтому, если врач назначает провести исследование, сделайте это сразу. Ведь чем раньше правильный диагноз будет установлен, тем успешнее окажется коррекция. ЭЭГ поможет ответить на следующие вопросы:

  • имеются ли в головном мозге ребенка очаги патологии и если да, то где они расположены;
  • определить стадию имеющегося заболевания, тяжесть его протекания, подтвердить правильность выбранного способа лечения.

Важно. Такой вид исследования, как ЭЭГ, не имеет ограничений по возрасту и назначается новорожденным младенцам и подросткам.

Подготовка ребенка к ЭЭГ

Для исследования на голову ребенка будет надеваться специфическое оборудование. Поэтому важно объяснить более старшему малышу — зачем это требуется и что это совсем не страшно.

  1. При проведении процедуры младенцу выбор времени для исследования согласуйте с графиком его сна – ЭЭГ будет проводиться именно в этот период. Перед сеансом обязательно покормите ребенка.
  2. Детям постарше представьте процедуру в виде увлекательного приключения. Это позволит спокойно закрепить на его голове устройство. Потренируйтесь дома делать что-либо подобное, чтобы малыш не пугался.
  3. Для обеспечения спокойствия возьмите любимые игрушки или книжки и при необходимости отвлечь малыша с их помощью.
  4. В отдельных случаях от ребенка потребуется делать то, что говорит врач — открывать и закрывать глаза, проходить различные тесты, особенным образом дышать. Родители должны предупредить малыша от таких моментах.
  5. Если ребенок принимает какие-либо приписанные медикаменты, то перед исследованием их обязательно используйте по стандартной схеме. Однако, врач, который проводит ЭЭГ, должен узнать об этом заранее. Единственное исключение – препараты против судорог, их отменяют за три дня до ЭЭГ.
  6. Исследование откладывается в том случае, если малыш простужен. В неподходящий момент он начинает чихать и кашлять, что негативно скажется на результате.
  7. К моменту начала процедуры с ребенка надо убрать все посторонние предметы (сережки, заколки) и волосы обязательно должны быть распущены.
  8. Кожные покровы головы и волосы к моменту начала процедуры должны быть вымыты и высушены, без намека на какие-либо косметические вещества.
  9. Перед процедурой ребенок должен быть спокойным, сытым и хорошо выспавшимся.
  10. Манипуляция проводится в звукоизолированной комнате, где находится кушетка для пациента и аппаратура для ЭЭГ.
  11. Непосредственно перед исследованием на голову ребенка надевается приспособление для ЭЭГ. Это либо особая шапка с подсоединенными к ней электродами, либо резиновая сетка, на которой врач будет закреплять датчики.
  12. Там, где эти датчики контактируют с поверхностью головы, кожа смазывается гелем.
  13. На уши ребенка помещаются особенные клипсы, не обладающие электропроводимостью.
  14. В том случае, если исследование проводится у младенца, то он остается на руках у матери, либо быть помещен на стол для пеленания. Ребенок должен уже спать.
  15. Спокойное поведение малыша при процедуре — важный момент. Он сыграет особенную роль при интерпретации результатов.
  16. Продолжительность сеанса составляет порядка 20 минут.
  17. Дети постарше во время процедуры не лежат, а находятся в положении полусидя. В этом случае важно соблюдать неподвижность головы – ею нельзя шевелить и наклонять вперед.

Как проводится ЭЭГ

Этапы ЭЭГ:

  • запись активности мозга в покое;
  • проба с закрытыми и открытыми глазами для определения активности мозга при переходе от покоя к деятельности. Все, что потребуется от ребенка, это открывать и закрывать глаза в конкретно указанное время;
  • проба с гипервентиляцией – это различные дыхательные движения. Такая проба важна – она позволяет установить новообразования или латентную форму эпилепсии;
  • проба с фотостимуляцией поможет выявить нарушения в психомоторной и речевой деятельности ребенка. С ее помощью также обнаруживают признаки эпилепсии. Суть теста состоит в периодическом включении и выключении лампочки возле ребенка, находящимся с закрытыми глазами. В частности, здесь оценивается реакция малыша на раздражитель при закрытых глазах.

Такая процедура не займет более 30 минут. Если же потребуются дополнительные исследования, тогда — дольше. К ним носятся: воздействия звуковыми сигналами, сжимание — разжимание ребенком рук, определенные психологические тестирования, фотостимуляция с темновой адаптацией, фиксирование значений на протяжении всего периода ночного сна.

Варианты ЭЭГ

  1. Рутинный ЭЭГ – занимает всего 10-15 минут и в его процессе транслируется лишь биологическая активность мозга с двумя провокациями – светом и глубоко дыхания.
  2. Длительный ЭЭГ проводится с исследованием сна в дневное время или с записью результатов ночного сна.
  3. С депревацией ночного сна – редкий способ, применяемый в исключительных случаях. Период депривации сна бывает разным — это решает врач. Суть метода в том, что ребенку намеренно не дают засыпать в течение какого-то времени, а затем исследуют и записывают его мозговую активность. Такой способ ЭЭГ применяется для уточнения диагноза и контроля за лечением.

Какой именно способ проведения ЭЭГ будет использован, также должен решать лечащий врач.

Цели ЭЭГ

Такой результативный и точный метод, как ЭЭГ позволяет неврологу сделать оценку следующим состояниям:

  • смены периодов бодрствования и сна ребенка и их частота;
  • нарушения и патологические процессы, протекающие в головном мозге и их характер;
  • расположенность воспалительного очага;
  • результативность проводимого лечения (особенно, при эпилепсии).

Важно. По итогам проведенного исследования врач сможет дать рекомендации о целесообразности назначения дальнейших обследований, к примеру, компьютерной томографии и прочих.

Расшифровка результатов

Итоги проведения процедуры, как правило, бывают готовы уже на следующий день. Они представляют собой распечатку со множеством кривых линий или аналогичный документ в компьютере. Врач рассматривает все эти черточки, промежутки между ними и делает описание с заключением, прикрепляемое к ЭЭГ. В обязательном порядке в описании присутствуют активность и динамика волн, расшифровка результатов и их соответствие ранее обнаруженным симптомам.

Если возникают хотя бы малейшие сомнения в достоверности и точности результатов, то процедуру назначают еще раз. Для того, чтобы сделать ЭЭГ снова, обязательно имейте с собой все предыдущие результаты. Их сравнивают с новыми. Маленький ребенок развивается быстро, в частности и его нервная система, поэтому результаты ЭЭГ в разные периоды жизни имеют разные показатели.

Разновидности ритма по результатам ЭЭГ:

  1. Альфа-ритм – отмечается в покое над обоими мозговыми полушариями. Если в нем присутствует нарушение амплитуды, частоты и усиление в каком-либо одном полушарии, то это говорит о наличии новообразования и указывает на травму или кровоизлияние. Повышенная амплитуда, излишняя активность в темени и затылке, усиление реакции при глубоких вдоха свидетельствует о задержке психоэмоционального состояния у ребенка.
  2. Бета-ритм в норме присутствует лишь в лобных долях. При обнаружении подобного ритма в каких-либо других областях говорит о задержке умственного развития.
  3. Тета- и дельта-ритм в норме отличается только тогда, когда ребенок спит. Во всех других случаях эти ритмы свидетельствуют о слабоумии, психозе или неврозе у ребенка.
  4. Вспышка (спайк) — подтверждение наличия эпилепсии (диагноз достоверно подтвердится только с помощью ЭЭГ).

Оценка состояния пациента

Когда врач приступает к описанию электроэнцефалограммы, он учитывает все моменты и дает заключение. К негативным показателям по результатам ЭЭГ относятся:

  • барьерный симметрий в каком-либо полушарии свыше 30%;
  • проявление волны с синусовым ритмом;
  • наличие аркообразного ритма;
  • общий ритм увеличен на 50%;
  • бета-волна с больной амплитудой указывает на черепно-мозговую травму;
  • амплитуда менее 50 вольт означает наличие сотрясения мозга у ребенка.

Противопоказания

ЭЭГ – метод, выгодно отличающийся от некоторых других именно отсутствием абсолютных противопоказаний. У детей с психическими расстройствами врач-анестезиолог проводит медикаментозную санацию. Причем, препарат для этого используется только после лабораторного обследования.

Проводить процедуру и расшифровывать результаты должен только врач-нейрофизиолог. Даже нейрохирургам и неврологам требуется детальная расшифровка ЭЭГ. Неправильно прочитанная ЭЭГ приводит к постановке неточного диагноза и назначению неправильного лечения. Это будет не только неэффективно, но даже небезопасно для жизни маленького пациента.

Заключение

С помощью такого точного и эффективного обследования обнаруживаются серьезные заболевания. Особенно это важно в отношении маленького пациента – чем раньше будет начато лечение, тем лучше результат. Родителям обязательно требуется выполнять предписания врача и проходить все рекомендуемые обследования. Важно понимать всю тяжесть болезни и последствия, если не будет проведена точная и своевременная диагностика.

Электроэнцефалография или ЭЭГ является высокоинформативным исследованием функциональных особенностей центральной нервной системы. Посредством данной диагностики устанавливаются возможные нарушения работоспособности ЦНС, и их причины. Расшифровка ЭЭГ у детей и взрослых дает подробное представление о состоянии головного мозга и наличии отклонений. Позволяет выявить отдельные пораженные участки. По результатам определяют неврологический или психиатрический характер патологий.

Прерогативные аспекты и недостатки ЭЭГ-метода

Нейрофизиологи и сами пациенты отдают предпочтение ЭЭГ-диагностике по нескольким причинам:

  • достоверность результатов;
  • отсутствие противопоказаний по медицинским показателям;
  • возможность выполнить исследование в спящем, и даже бессознательном состоянии пациента;
  • отсутствие гендерных и возрастных границ для проведения процедуры (ЭЭГ делают как новорожденным, так и людям преклонного возраста);
  • ценовая и территориальная доступность (обследование имеет невысокую стоимость и проводится практически в каждой районной больнице);
  • незначительные временные затраты на проведение обычной электроэнцефалограммы;
  • безболезненность (во время процедуры ребенок может капризничать, но не от боли, а от страха);
  • безвредность (закрепленные на голове электроды регистрируют электроактивность мозговых структур, но не оказывают никакого воздействия на мозг);
  • возможность проведения многократного обследования для отслеживания динамики назначенной терапии;
  • оперативная расшифровка результатов для постановки диагноза.

Кроме того, для проведения ЭЭГ не предусмотрена предварительная подготовка. К недостаткам метода можно отнести возможное искажение показателей по следующим причинам:

  • нестабильное психоэмоциональное состояние ребенка на момент исследования;
  • подвижность (во время процедуры необходимо соблюдать статичность головы и тела);
  • применение медицинских препаратов, оказывающих влияние на деятельность ЦНС;
  • голодное состояние (снижение уровня сахара на фоне голода влияет на работу мозга);
  • хронические болезни органов зрения.

В большинстве случаев, перечисленные причины можно устранить (провести исследование во время сна, отменить прием медикаментов, обеспечить ребенку психологический настрой). Если врач назначил малышу электроэнцефалографию, игнорировать исследование нельзя.


Диагностика проводится не всем детям, а только по показаниям

Показания для обследования

Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трех видов: контрольно-терапевтические, подтверждающие/опровергающие, симптоматические. К первым относятся обязательное исследование после поведенных нейрохирургических операций и контрольно-профилактические процедуры при диагностированной ранее эпилепсии, водянке мозга или аутизме. Вторую категорию представляют врачебные предположения на наличие злокачественных новообразований в головном мозге (ЭЭГ способна выявить атипичный очаг раньше чем, это покажет магнитно-резонансная томография).

Тревожные симптомы, при которых назначается процедура:

  • Отставание ребенка в речевом развитии: нарушение произношения из-за функционального сбоя ЦНС (дизартрия), расстройство, утрата речевой деятельности вследствие органического поражения определенных зон головного мозга, отвечающих за речь (афазия), заикание.
  • Внезапные, неконтролируемые приступы судорог у детей (возможно, это эпилептические припадки).
  • Неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря (энурез).
  • Чрезмерная подвижность и возбудимость малышей (гиперактивность).
  • Бессознательное передвижение ребенка во время сна (лунатизм).
  • Сотрясения, ушибы и другие травмы головы.
  • Систематические головные боли, головокружения и обмороки, неопределенной природы происхождения.
  • Непроизвольные спазмы мышц в ускоренном темпе (нервный тик).
  • Неспособность сосредоточиться (рассеянность внимания), снижение умственной активности, расстройство памяти.
  • Психоэмоциональные нарушения (беспричинная смена настроения, склонность к агрессии, психозу).

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.


Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Методика проведения

По методу проведения, электроэнцефалограмма близка к электрокардиографии сердца (ЭКГ). В данном случае также используются 12 электродов, которые симметрично располагают на голове в определенных участках. Наложение и крепление датчиков к голове осуществляется в строгом порядке. Кожа головы в местах контакта с электродами обрабатывается гелем. Установленные датчики фиксируются сверху специальной медицинской шапочкой.

Посредством зажимов датчики присоединяются к электроэнцефалографу – прибору, который регистрирует особенности мозговой деятельности, и воспроизводит данные на бумажную ленту в виде графического изображения. Важно, чтобы маленький пациент держал голову прямо на протяжении всего обследования. Временной интервал процедуры вместе с обязательным тестированием составляет около получаса.

Тест на вентиляцию проводится детям с 3 лет. Чтобы контролировать дыхания, ребенку предложат надувать воздушный шарик в течение 2–4-х минут. Это тестирование необходимо для установления возможных новообразований и диагностики эпилепсии скрытого характера. Отклонение в развитии речевого аппарата, психических реакций поможет выявить световое раздражение. Углубленный вариант исследования, производится по принципу суточного мониторинга Холтера в кардиологии.


Шапочка с датчиками не причиняет ребенку боли или дискомфортных ощущений

Шапочку малыш носит на протяжении 24 часов, а расположенный на поясе небольшой прибор, непрерывно фиксирует изменение показателей активности нервной системы в целом и отдельных мозговых структур. Через сутки прибор и шапочку снимают и врач анализирует полученные результаты. Такое исследование имеет принципиальное значение для выявления эпилепсии в исходном периоде ее развития, когда симптомы еще не проявляются часто и ярко.

Расшифровка результатов электроэнцефалограммы

Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.

Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.

Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:

  • Частота волновых колебаний. Изменение состояние волн за секундный интервал времени (колебания) измеряется в Гц (герцах). В заключение фиксируется усредненный показатель, полученный средней активности волн за секунду на нескольких участках графика.
  • Размах волновых изменений или амплитуда. Отражает расстояние между противоположными пиками активности волн. Измеряется в мкВ (микровольтах). В протоколе описываются наиболее характерные (часто встречающиеся) показатели.
  • Фаза. По данному показателю (количество фаз на одно колебание) определяется текущее состояние процесса или изменения его направленности.

Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.

Виды и нормы ритмов

Каждый из ритмов отвечает за ту, или иную мозговую деятельность. Для декодирования электроэнцефалограммы приняты несколько видов ритмов, обозначающихся буквами греческого алфавита:

  • Альфа, Бетта, Гамма, Каппа, Лямбда, Мю – характерные для бодрствующего пациента;
  • Дельта, Тета, Сигма – характерные для состояния сна или присутствия патологий.


Расшифровкой результатов занимается квалифицированный специалист

Проявление первого вида:

  • α-ритм . Имеет норматив амплитуды до 100 мкВ, частоты – от 8 Гц до 13. Отвечает за спокойное состояние мозга пациента, при котором отмечаются его самые высокие амплитудные показатели. При активизации зрительного восприятия или мозговой деятельности альфа-ритм частично или полностью ингибируется (блокируется).
  • β-ритм . Частота колебаний в норме составляет от 13 Гц до 19, симметричная в обоих полушарьях амплитуда – от 3 мкВ до 5. Проявление изменений наблюдается в состоянии психоэмоционального возбуждения.
  • γ-ритм . В норме имеет низкую амплитуду до 10 мкВ, частота колебаний варьируется от 120 Гц до 180. На ЭЭГ определяется при повышенной сосредоточенности и умственном напряжении.
  • κ-ритм . Цифровые показатели колебаний составляют от 8 Гц до 12.
  • λ-ритм . Включается в общую работу мозга при необходимости зрительной концентрации в темноте или с закрытыми глазами. Остановка взгляда в определенной точке λ-ритм блокирует. Имеет частоту от 4 Гц до 5.
  • μ-ритм . Характеризуется таким же интервалом, как α-ритм. Проявляется при активизации умственной деятельности.

Проявление второго вида:

  • δ-ритм . В норме регистрируются в состоянии глубокого сна или комы. Проявление при бодрствовании может означать раковые или дистрофические изменения в той области мозга, откуда получен сигнал.
  • τ-ритм . Колеблется от 4 Гц до 8. Процесс запуска осуществляется в состоянии сна.
  • Σ-ритм . Частота колеблется от 10 Гц до 16. Возникает в стадии засыпания.

Совокупность характеристик всех видов мозговой ритмичности определяет биоэлектрическую активность мозга (БЭА). Согласно нормативам, данный оценочный параметр должен характеризоваться, как синхронный и ритмичный. Другие варианты описания БЭА в заключении врача свидетельствуют о нарушениях и патологиях.

Возможные нарушения на электроэнцефалограмме

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы

Атипии Выводы
отсутствие стабильности, увеличение частоты травмы, сотрясения, ушибы головного мозга
отсутствие на ЭЭГ деменция или умственная отсталость (слабоумие)
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестирование задержка психомоторного развития ребенка
нормальная синхронность при замедлении частоты замедленные психастенические реакции (тормозная психопатия)
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритма нервно-психическое расстройство (неврастения)
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активации истерический невроз

Параметры бетта-ритмичности

Параметры δ- и τ-ритмичности

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.

Сбои биоэлектрической активности

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.


Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

Дополнительные параметры

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.

Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).


При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Электроэнцефалография дает возможность установить очаг и разновидность болезни. На графике отличительными признаками будут следующие изменения:

  • остроугольные волны с резким подъемом и спадом;
  • ярко выраженные медленные остроконечные волны в совокупности с медленными;
  • резкое повышение амплитуды на несколько единиц кмВ.
  • при тестировании на гипервентиляцию фиксируется сужение и спазмы сосудов.
  • при фотостимуляции проявляются несвойственные реакции на тест.

При подозрении на эпилепсии и на контрольном исследовании динамики болезни, тестирование проводят в щадящем режиме, поскольку нагрузка может вызвать эпилептический припадок.

Черепно-мозговая травма

Изменения на графика зависят от степени тяжести полученной травмы. Чем сильнее был удар, тем ярче будут проявления. Несимметричность ритмов указывает на неосложненную травму (легкое сотрясение головного мозга). Нехарактерные δ-волны, сопровождаемые яркими вспышками δ- и τ-ритмичности и разбалансировкой α-ритмичности могут быть признаком кровотечения между мозговой оболочкой и мозгом.

Поврежденная вследствие травмы зона мозга всегда заявляет о себе повышенной активность патологического характера. При исчезновении симптомов сотрясения (тошнота, рвота, сильные головные боли), на ЭЭГ отклонения будут все равно зафиксированы. Если же, наоборот, симптоматика и показатели электроэнцефалограммы ухудшаются, возможным диагнозом будет обширное поражение мозга.

По результатам доктор может рекомендовать или обязать пройти дополнительные диагностические процедуры. В случае необходимости детально обследовать ткани мозга, а не его функциональные особенности, назначается магнитно-резонансная томография (МРТ). При обнаружении опухолевого процесса следует обратиться к компьютерной томографии (КТ). Окончательный диагноз ставит невропатолог, суммируя данные, отраженные в клинико-электроэнцефалографическом заключении и симптоматику пациента.

Электроэнцефалография - один из распространенных методов диагностики состояния головного мозга ребенка, который, наравне с КТ и МРТ , считается достаточно эффективным и точным. О том, что показывает такая диагностика, как расшифровать данные и каковы причины отклонений от нормы, вы узнаете из этой статьи.

Что такое ЭЭГ и что она показывает?

Аббревиатура ЭЭГ расшифровывается как «электроэнцефалография». Она представляет собой метод регистрации малейших электрических активных импульсов коры головного мозга. Эта диагностика очень чувствительна, она позволяет зафиксировать признаки активности даже не в секунду, а в миллисекунду. Ни одно другое исследование функций головного мозга не дает столь точной информации в определенный отрезок времени.

Чтобы установить морфологические изменения, наличие кист и опухолей, особенности развития тела мозга и мозговой ткани, применяются другие средства видеомониторинга, например, нейросонография для малышей до 1,5-2 лет, МРТ, КТ для детей старше. А вот ответить на вопрос, как работает мозг, как он реагирует на внешние и внутренние раздражители, на изменение обстановки, может только электроэнцефалограмма головы.

Электрические процессы в нейронах в целом и в головном мозге в частности начали изучаться в конце XIX века. Этим занимались ученые в различных странах мира, но наибольший вклад сделал русский физиолог И. Сеченов. Первую запись ЭЭГ удалось получить в Германии в 1928 году.

Сегодня ЭЭГ - процедура довольно рутинная, применяемая даже в небольших клиниках и поликлиниках для диагностики и лечения. Проводится она на специальном оборудовании, которое называется электроэнцефалографом. Аппарат соединяется с пациентом посредством электродов. Записываться результаты могут как на бумажную ленту, так и на компьютер автоматически. Процедура безболезненна и безвредна. В то же время она очень информативна: потенциалы электрической активности мозга неизменно меняются при наличии той или иной патологии.

При помощи ЭЭГ можно диагностировать различные травмы, психические заболевания, широкое распространение метод получил в мониторинге ночного сна.

Показания для проведения

ЭЭГ не входит в перечень обязательных скрининговых исследований для детей в любом возрасте. Это означает, что проводить такую диагностику принято только по определенным медицинским показаниям при наличии определенных жалоб пациентов. Метод назначается в следующих случаях:

  • при частых приступах головной боли, головокружениях;
  • при наличии случаев потери сознания;
  • при наличии у ребенка судорог в анамнезе;
  • при подозрении на травму черепа и мозга;
  • при подозрении на детский церебральный паралич или для отслеживания динамики состояния при диагностированном ранее ДЦП;
  • при нарушении рефлексов, других неврологических состояниях, которые сохраняются длительное время и терапии поддаются плохо;
  • при нарушениях сна у ребенка;
  • при подозрении на наличие психического расстройства;
  • в качестве подготовительной диагностики перед операциями на головном мозге;
  • при задержке речевого, психического, эмоционального и физического развитий.

В детском возрасте ЭЭГ проводят для оценки степени незрелости головного мозга. ЭЭГ проводят для того, чтобы определить степень действия наркоза при серьезных и длительных хирургических вмешательствах.

Некоторые особенности поведения детей первого года жизни также могут быть основанием для назначения ЭЭГ.

Регулярный и продолжительный плач, нарушения сна - очень веские причины для диагностики потенциалов электроимпульсов нейронов, особенно если нейросонография или МРТ не показывают отклонений в развитии мозга как такового.

Противопоказания

Противопоказаний к такой диагностике очень мало. Ее не проводят только в том случае, если на голове маленького пациента есть свежие раны, если наложены хирургические швы. Иногда в диагностике отказывают по причине сильного насморка или изнуряющего частого кашля.

Во всех остальных случаях ЭЭГ проводить можно, если на этом настаивает лечащий врач.

Маленьким детям стараются проводить диагностическую процедуру в состоянии сна, когда они наиболее спокойны.

Вредно ли обследование?

Этот вопрос является одним из самых насущных для родителей. Поскольку сама суть метода понятна далеко не всем мамам, то ЭЭГ как явление обрастает слухами и домыслами на просторах женских форумов. Двух вариантов ответа на вопрос о вредности исследования не существует - ЭЭГ совершенно безвредна, поскольку на мозг никакого стимулирующего действия электроды и аппарат не оказывают: они лишь фиксируют импульсы.

Делать ЭЭГ ребенку можно в любом возрасте, в любом состоянии и столько раз, сколько потребуется. Многоразовая диагностика не запрещается, никаких ограничений нет.

Другой вопрос, что для обеспечения возможности некоторое время сидеть в неподвижности маленьким и очень подвижным детям могут назначать седативные препараты. Тут решение принимает врач, который точно знает, как рассчитать необходимую дозировку, чтобы вашему ребенку не причинить вреда.

Подготовка ребенка

Если ребенку назначено проведение электроэнцефалографии, обязательно нужно правильно подготовить его к обследованию.

Лучше приходить на обследование с чистой головой, поскольку датчики будут устанавливаться именно на коже головы. Для этого накануне достаточно провести обычные гигиенические процедуры и вымыть волосы ребенку детским шампунем.

Грудничка следует покормить непосредственно перед установкой электродов за 15-20 минут. Лучше всего добиться естественного засыпания: сытый малыш будет спать спокойнее и дольше, доктор получит возможность зарегистрировать все необходимые показатели. Поэтому для малышей возьмите с собой в медицинское учреждение бутылочку со смесью или сцеженным грудным молоком.

Лучше всего запланировать вместе с лечащим врачом обследование на то время, которое по личному распорядку дня малыша приходится на дневной сон.

Детям старшего года ЭЭГ проводят в состоянии бодрствования. Для получения точных результатов ребенок должен вести себя спокойно, выполнять все просьбы врача. Чтобы достичь такого спокойствия, родителям нужно провести предварительную психологическую подготовку заблаговременно. Если заранее рассказать, какая интересная игра предстоит, то ребенок будет более сосредоточенным. Можно пообещать чаду, что он на несколько минут станет настоящим космическим путешественником или супергероем.

Понятно, что слишком долго концентрировать свое внимание на происходящем ребенок не сможет, особенно если ему 2-3 года. Поэтому с собой в клинику следует взять книжку, игрушку, то, что ребенку интересно и может хотя бы ненадолго захватить его внимание.

Чтобы ребенок не испугался с первых же минут, нужно подготовить его к тому, что будет происходить. Выберите дома любую старую шапочку и поиграйте с чадом в «космонавта». Шапочку наденьте на голову, изобразите шум рации в шлеме, пошипите и дайте своему космогерою команды, которые будет давать в реальности доктор на ЭЭГ: открыть и закрыть глаза, проделать то же самое, только в замедленном темпе, глубоко и мелко подышать и т. д. Подробнее об этапах обследования мы расскажем ниже.

Если ваш малыш регулярно по назначению лечащего врача принимает какие-либо медикаменты, отменять их прием перед электроэнцефалографией не нужно. Но обязательно сообщите врачу перед диагностикой, какие лекарства и в какой дозировке были приняты ребенком за последние двое суток.

Перед входом в кабинет снимите с ребенка головной убор. С девочек обязательно нужно снять заколки, резинки, ободки и вынуть серьги из ушей, если они имеются. Лучше всего все эти предметы для красоты и привлекательности изначально оставить дома, отправляясь на ЭЭГ, чтобы не потерять что-то ценное в процессе обследования.

Как проводится процедура: основные этапы

Процедуру ЭЭГ делают в несколько этапов, о которых и родителям, и маленькому пациенту нужно узнать заранее, чтобы правильно подготовиться. Начнем с того, что кабинет для проведения электроэнцефалографии совсем не похож на обычный медицинский кабинет. Это звукоизолированное и затемненное помещение. Сама комната обычно имеет небольшие размеры.

В ней установлена кушетка, на которой предложат разместиться ребенку. Грудничка размещают на пеленальном столике, который также имеется в кабинете.

На голову предлагается надеть специальный «шлем» – тканевая или резиновая шапочка с закрепленными электродами. На некоторые шапочки доктор устанавливает необходимые электроды в требуемом количестве вручную. С электроэнцефалографом электроды соединяются посредством мягких тонких трубочек-проводников.

Электроды смачивают физраствором или специальным гелем. Это необходимо для лучшего прилегания электрода к голове малыша, чтобы не образовывалось воздушного пространства между кожей и принимающим сигналы датчиком. Оборудование в обязательном порядке заземляется. На уши ребенка в районе мочек крепят клипсы, не проводящие ток.

Продолжительность исследования в среднем составляет 15-20 минут. Все это время ребенок должен быть максимально спокоен.

Какие тесты предстоят, зависит от возраста маленького пациента. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задания. Стандартная рутинная процедура подразумевает несколько вариантов фиксации электрических потенциалов.

  • Сначала записывают фоновую кривую - эта линия на полученном графике будет отображать импульсы нейронов головного мозга в состоянии покоя.

  • Затем проверяют реакцию головного мозга на переход от отдыха к активности и рабочей готовности. Для этого ребенка просят открыть и закрывать глаза в разном темпе, который задает врач своими командами.

  • Третий этап - проверка работы головного мозга в состоянии так называемой гипервентиляции. Для этого ребенка просят делать глубокие вдохи и выдохи с заданной доктором частотой. По команде «вдох» делается вдох, по команде «выдох» ребенок выдыхает. Этот этап позволяет выявить признаки эпилепсии, новообразований, которые привели к нарушениям функциональных возможностей мозга.

  • Четвертый этап подразумевает применение фотостимуляции. Потенциалы продолжают регистрироваться, но доктор включает и выключает специальную лампочку с определенной частотой перед закрытыми глазами пациента. Такой тест позволяет установить некоторые особенности как психического, так и речевого развития, а также склонность к эпилепсии и судорожным синдромам.
  • Дополнительные этапы применяются в основном для детей более старшего возраста. Они включают в себя различные команды врача - от сжимания и разжимания пальцев рук в кулаки до ответа на вопросы психологических тестов, если ребенок находится в таком возрасте, в котором ответы и понимание в принципе возможны.

Родители могут не переживать - больше, чем ребенок может и умеет, от него не потребуют. Если он с чем-то не справится, ему просто дадут другое задание.

Нормы и расшифровка результатов

Электроэнцефалограмма, которая получается в результате автоматической регистрации потенциалов, представляет собой загадочное скопление кривых, волн, синусоидов и ломаных линий, разобраться в которых самостоятельно, не будучи специалистом, совершенно невозможно. Даже врачи других специальностей, например, хирург или ЛОР, ни за что не поймут, что изображено на графиках. Обработка результатов занимает от нескольких часов до нескольких дней. Обычно - около суток.

Само понятие «нормы» в отношении ЭЭГ не совсем корректно. Дело в том, что вариантов норм бывает великое множество. Тут важна каждая деталь - частота повторения аномалии, ее связь с раздражителями, динамика. У двух здоровых детей, не имеющих проблем с работой центральной нервной системы и патологий мозга, получившиеся графики будет выглядеть по-разному.

Показатели классифицируют по типу волн, отдельно оценивают биоэлектрическую активность и другие параметры. У родителей нет необходимости что-либо трактовать, поскольку в заключении предоставляется описание результатов исследования и даются определенные рекомендации. Давайте рассмотрим несколько вариантов заключений более подробно.

На что указывает эпилептиформная активность?

Если в заключении стоит столь сложный для понимания термин, это означает, что в электроэнцефалограмме преобладают острые пики, которые существенно отличаются от фонового ритма, который регистрируется в положении покоя. Чаще всего такой вид имеют результаты у ребенка с эпилепсией. Но наличие острых пиков и ЭФА в заключении не всегда признак эпилепсии. Иногда речь идет об эпиактивности без приступов, а потому родители могут немало удивиться, ведь судорог и припадков у ребенка могло ни разу не происходить.

Врачи склонны полагать, что ЭЭГ отражает паттерны, которые проявляются даже в том случае, если у ребенка просто есть генетическая предрасположенность к эпилепсии. Обнаружение эпилептиформной активности не означает, что ребенку обязательно установят соответствующий диагноз. Но на необходимость повторного исследования этот факт обязательно указывает. Диагноз может не подтвердиться, а может и получить подтверждение.

Дети с эпилепсией требуют особого подхода, соответствующего и своевременного лечения у невролога, а потому игнорировать появление ЭФА в заключении не стоит.

Виды и нормы ритмов

Для расшифровки результатов особое значение имеют ритмы. Их всего четыре:

  • альфа;
  • бета:
  • дельта;
  • тета.

Каждый из этих ритмов имеет свои нормы и возможные колебания нормативных значений. Чтобы родители лучше ориентировались в полученной на руки энцефалограмме головного мозга, постараемся максимально просто рассказать о сложном.

Альфа-ритмом называют базовый, фоновый ритм, который регистрируется в состоянии покоя и отдыха. Наличие такого вида ритма свойственно всем здоровым людям. Если его нет, говорят об асимметричности полушарий, что легко диагностируется при помощи УЗИ или МРТ. Этот ритм доминирует тогда, когда ребенок находится в темноте, в тишине. Если в этот момент включить раздражитель, подать свет, звук, альфа-ритм может уменьшиться или исчезнуть. В состоянии покоя он снова возвращается. Таковы нормальные значения. При эпилепсии, к примеру, на ЭЭГ могут регистрироваться спонтанные эпизоды всплеска альфа-ритма.

Если в заключении указывается частота альфа 8-14 Гц (25-95 мкВ), можно не волноваться: ребенок здоров. Отклонения альфа-ритма могут наблюдаться в том случае, если они фиксируются в лобной доле, если есть существенный частотный разброс. Слишком высокая частота, превышающая 14 Гц, может быть признаком сосудистых нарушений в головном мозге, перенесенных травм черепа и мозга. Заниженные показатели могут говорить об отставании в психическом развитии. Если у малыша слабоумие, ритм может не регистрироваться вообще.

Ритм бета регистрируется и меняется в периоды активности мозга. У здорового малыша в заключении будут указаны значения амплитуды 2-5 мкВ, фиксироваться такой тип волн будет в лобной доле головного мозга. Если значения выше нормы, доктор может заподозрить сотрясение или ушиб головного мозга, а при патологическом снижении - воспалительный процесс мозговых оболочек или тканей, например, менингит или энцефалит. Бета-волны в амплитуде 40-50 мкВ в детском возрасте могут говорить о заметном отставании в развитии ребенка.

Ритм типа дельта дает о себе знать в период глубокого сна, а также у пациентов, которые находятся в коме. Обнаружение такого ритма в период бодрствования может говорить о факте развития опухоли.

Тета-ритм также свойственен спящим людям. Если он выявляется в амплитуде свыше 45 мкВ в разных долях мозга, речь идет о серьезных нарушениях работы центральной нервной системы. В определенных вариантах такой ритм может быть у малышей до 8 лет, но у детей более старшего возраста он зачастую является признаком неразвитости, слабоумия. Синхронное повышение дельты и теты могут говорить о нарушении мозгового кровообращения.

Все типы волн ложатся в основу фиксации биоэлектрической активности мозга. Если указывается, что БЭА ритмичная, то причин для волнений нет. Относительно ритмичная БЭА говорит о наличии частых головных болей.

Диффузная активность не говорит о патологии, если нет иных отклонений. А вот при депрессивных состояниях у ребенка может обнаружиться сниженная БЭА.

Частые нарушения и возможные диагнозы

На основании одной только ЭЭГ ставить диагнозы ребенку никто не станет. Данные исследования могут потребовать подтверждения или опровержения при помощи других методов, в том числе МРТ, КТ, УЗИ. Результаты электроэнцефалографии лишь могут предположить наличие у ребенка порэнцефалической кисты, эпилептической активности без приступов, пароксизмальной активности, опухолей, психических отклонений.

Рассмотрим, что могут иметь в виду доктора, указывая определенные патологии в заключении ЭЭГ.

  • Если указано, что обнаружена дисфункция средних отделов мозга, стоит предположить, что у ребенка просто был стресс, что он не выспался, часто нервничает, а потому ему будет достаточно занятий с психологом, создания благоприятной обстановки в семье, уменьшения психологической нагрузки и легких седативных препаратов растительного происхождения. Заболеванием это не считается.
  • Если в электроэнцефалограмме будет написано, что обнаружена межполушарная асимметрия, это не всегда является признаком патологии в детском возрасте. Ребенку будет рекомендовано динамическое наблюдение у невролога.
  • Диффузные изменения альфа-ритма в заключении также могут быть вариантом нормы. Ребенку назначают дополнительные исследования.
  • Более опасно обнаружение очага патологической активности, которое в большинстве случаев свидетельствует о развитии эпилепсии или повышенной склонности к судорогам.
  • Формулировка «ирритация мозговых структур» говорит о нарушении кровообращения мозга, о наличии травматических поражений после ударов, падений, а также о высоком внутричерепном давлении.
  • Обнаружение пароксизмов может быть признаком эпилепсии в начальной стадии, но это далеко не всегда так. Чаще обнаружение пароксизмов говорит о склонности, возможно, наследственной, к эпилептическим припадкам. Повышенный тонус синхронизирующих структур патологией вообще считать нельзя. Но по сложившейся практике ребенка все равно направляют наблюдаться к неврологу.

Наличие активных разрядов является тревожным признаком. Ребенку нужно пройти обследование на предмет опухолей и новообразований.

Только врач может дать точный ответ на вопрос, все ли в порядке с малышом. Попытки сделать выводы самостоятельно могут завести родителей в такие дебри, из которых очень сложно найти разумный и логичный выход.

Когда отдают заключение?

Получить заключение на руки с описанием результатов родители могут примерно через сутки. В некоторых случаях время может быть увеличено - это зависит от занятости врача и очередности в конкретном медицинском учреждении.

Электроэнцефалография (ЭЭГ головного мозга) – это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Известно, что основными элементами центральной нервной системы являются нервные клетки – нейроны. В головном мозге человека насчитываются миллиарды нервных клеток. Нейроны обладают уникальной особенностью – они способны генерировать и проводить электрические импульсы. Суммарная активность большого количества нейронов формирует так называемую биоэлектрическую активность головного мозга ребенка. Ее можно регистрировать с электродов, располагаемых на поверхности головы.

Запись ЭЭГ является отражением работы мозга. У детей методика ЭЭГ позволяет правильно оценить не только состояние функциональной активности мозга, но и этапы качественного развития биоэлектрической активности головного мозга в течение первых лет жизни, а также дает ценную информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы. В силу появления новых технических возможностей, в последнее время наиболее актуальной становится проблема обследования маленьких детей для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга.

Показания к проведению ЭЭГ

  • Диагностика различных судорог и припадков мозгового происхождения;
  • Оценка эффективности лечения ранних форм эпилепсии, подбор противосудорожных препаратов, их дозировки у детей первых лет жизни;
  • Травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и другие заболевания головного мозга;
  • Оценка правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни (задержка психоречевого, психомоторного развития, психоэмоциональные нарушения).

Как регистрируют ЭЭГ

Электроэнцефалографическое исследование новорожденных и детей первых лет жизни проводится в амбулаторных условиях. Пациента размещают в затемненной экранированной камере (обычно это небольшая свето- и звуконепроницаемая комната, в которой имеется стул, кушетка или пеленальный столик и находится электродный короб – часть регистрирующего устройства с проводами и электродами).

Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на руках у матери или на пеленальном столике. Прежде всего, на голову ребенку надевают специальную шапочку. Ее внешний вид может быть разным. Это может быть цельная шапочка-шлем из тонкой ткани, а может быть «сетка» из мягких резиновых жгутиков, под которые врач в определенном порядке вручную располагает несколько электродов. С помощью металлических «крокодильчиков» к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к энцефалографу.

Подключение всегда производится через усилитель, поскольку биотоки настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, данная методика является совершенно безопасной. Кроме того, все оборудование имеет надежное заземление.

Перед наложением электроды смачивают водой, физиологическим раствором или гелем на водной основе (он совершенно безвреден, легко смывается водой или стирается влажными детскими салфетками и служит для того, чтобы между электродом и кожей головы не было воздушной прослойки. Иногда участок кожи головы под электродом протирают ватой, смоченной в спирте, так как кожный жир затрудняет проведение слабых электрических импульсов. На ушки малыша с помощью мягких клипс устанавливают референтные (неактивные) электроды, которые также смачивают водой. При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов (искажений в ЭЭГ).

Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями. Если малыш не засыпает, активен или плачет, надо предложить успокоить, покачать его или покормить. Исследование продолжится, когда кроха успокоится и его движения сведутся к минимуму. Если необходимо, поправить электроды или надеть шапочку заново.

Накануне необходимо искупать малыша , чтобы головка была чистой. Время регистрации ЭЭГ должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования обычно составляет около 20 минут. После предыдущего кормления до момента исследования ребенка не следует кормить и давать ему спать (ребенка кормят непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях проведения ЭЭГ).

Родителям нужно порекомендовать взять с собой любимую пустышку малыша и бутылочку с привычной жидкостью – молочной смесью или водой, если он на искусственном вскармливании. Если ребенок на грудном вскармливании, перед исследованием можно сцедить немного молока в бутылочку и взять с собой – возможно, покормить ребенка во время исследования из бутылочки будет удобнее, чем брать его на руки и кормить грудью, нарушая положение электродов. Впрочем, это совсем не обязательно.

Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет , во время бодрствования бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. Необходимо определять время исследования так, чтобы малыш был наиболее спокоен, не уставший, не голоден и пр. Ребенку постарше надо брать с собой любимую игрушку, книжку, а также новую, незнакомую игрушку, которая сможет отвлечь его. Заранее, спокойно, с улыбкой объяснить крохе, куда вы собираетесь пойти, кто там будет и что будет происходить. Каждая мама сможет найти такой подход к своему малышу, при котором в ЭЭГ-кабинете он будет чувствовать себя не только в безопасности, но и вовлеченным в какую-то новую, интересную игру; это поможет избежать слез и даже получить удовольствие от исследования.

При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой возрастной группы может быть проведена в состоянии бодрствования при закрытых глазах или при открытых глазах – в состоянии привлеченного внимания. Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери.

Процедура регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная мониторинговая запись.

Стандартно ЭЭГ-исследования включает в себя пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте 2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.

Проба «открыть-закрыть глаза» проводится обычно длительностью около 3 секунд с интервалами между последовательными пробами от 5 до 10 секунд. Врач громко и отчетливо попросит ребенка сначала закрыть глаза, а затем открыть; обычно детям нравится это задание. При необходимости процедуру повторяют.

Считается, что открывание глаз характеризует переход от состояния покоя к деятельности (большую или меньшую инертность процессов торможения), а закрывание глаз характеризует переход к покою (большую или меньшую инертность процессов возбуждения).

При проведении пробы с гипервентиляцией ребенку необходимо дышать редкими, глубокими вдохами и выдохами в течение 2–3 минут, иногда дольше. Эту пробу удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть воздушный шарик» или «подуть на горячий чай». Данная методика дает возможность диагностировать скрытую эпилепсию (протекающую без наличия судорог и других внешних проявлений), даже позволяет предсказать судорожный припадок. С помощью этого исследования также могут быть выявлены и другие нарушения, например внутримозговые воспаления и воспаления оболочек мозга, мозговые опухоли, различные дисфункции, хронический стресс и переутомление. При этом специалист оценивает не только наличие и локализацию нарушений, но и их временную продолжительность после окончания гипервентиляции.

Световая ритмическая стимуляция (фотостимуляция) проводится с помощью специальной лампочки, которая воспроизводит короткие яркие ритмические вспышки света; пациент видит их прямо перед собой, хотя глаза остаются закрытыми. Как правило, это исследование не доставляет дискомфорта. В результате такой стимуляции на ЭЭГ появляются ритмические ответы разной степени выраженности, по частоте повторяющие ритм световых мельканий. С помощью этого исследования удается оценить правильность развития головного мозга у детей, выяснить степень задержки психоречевого, психомоторного развития. Фотостимуляция также может выявить наличие у пациента эпилептической активности.

В нашей поликлинике результаты ЭЭГ выдают на руки родителям в день исследования или на следующий день, а копию заключения оставляют в амбулаторной карте. Если у ребенка обнаружена какая-либо патология, желательно при дальнейших ЭЭГ-исследованиях иметь с собой протоколы предыдущих исследований, чтобы детский врач мог отследить динамику изменений работы мозга.

Необходимо учитывать, что нервная система малыша «взрослеет», созревает; поэтому картина ЭЭГ очень сильно меняется с возрастом ребенка. Понятие общей возрастной нормы в электроэнцефалографии также нельзя считать строго определенным, поскольку у маленьких детей значительно выражены индивидуальные различия в ЭЭГ.

При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов. Если после приема у вас остались вопросы, в том числе по ЭЭГ, задавайте их сразу, в кабинете врача.

Добавим, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний, и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) необходимое количество раз.