Борьба организма с инфекцией презентация. Борьба организма с инфекцией


Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер




Формы иммунитета Неспецифический (лейкоциты и макрофаги) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител


Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела - особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.




Иммунная система Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В- лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.




Мечников Илья Ильич () русский биолог, основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия)


Инфекционные заболевания Используя текст §18, выполните следующие задания: стр Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Перечислите известные вам инфекционные заболевания. Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.




1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. 2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. 3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). 4.Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. 5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

  • Внутренняя среда организма – это ….
  • Заполните схему:

Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Чем опасен для организма угарный газ?
  • Какую функцию выполняют лейкоциты?
  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  • Назовите имя учёного открывшего это явление?
  • Какие клетки способны к фагоцитозу?
  • Каков механизм образования тромба?
  • Каково значение свёртываемости крови для организма?
  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

Слайд 4: Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка
Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.
Лимфатические узлы
Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление (Рис. 47 стр. 92)

Признаки:

1) покраснение поражённого участка
2) повышение температуры
3) боли
4) нагноение

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Значение:

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Гной ––>погибшие м\о и фагоциты

Слайд 8: Илья Ильич Мечников

Сообщение учащегося:

Российский ифранцузский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи .
Один из основоположников эволюционнойэмбриологии , первооткрывательфагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления,фагоцитарной теориииммунитета , основатель научнойгеронтологии .
ЛауреатНобелевской премии в области физиологии и медицины ().
Обнаружив в явленияфагоцитоза (о чём доложил в на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (), а в дальнейшем– фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях»–).
Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

IV. Работа с учебником

Слайды 9-11: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

  1. Что такое «ворота инфекции»?
  2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
  3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  2. Каков механизм формирования подобного носительства?
  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

V. Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами
2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма
3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ
5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм
6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: … .

VI. Итоги урока

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII. Домашнее задание

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщения:

  • «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»
  • «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

Учебная, методическая литература:

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г
  2. Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.
  3. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризованы его формв, механизм и иммунная система организма человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила: Копосова Татьяна Борисовна учитель биологии ГБОУ шк.№423, Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга

Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер

ИММУНИТЕТ - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

Формы иммунитета Неспецифический (лейкоциты и макрофаги) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител

Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела - особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

Механизмы иммунитета Клеточный – заключается в фагоцитозе Гуморальный –заключается в выработке антител

Иммунная система Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Мечников И лья И льич (1845-1916) р усский биолог, основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия)

Инфекционные заболевания Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92 Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Перечислите известные вам инфекционные заболевания. Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

Меры профилактики инфекционных заболеваний тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

Домашнее задание Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа и выполнить задание на информационном листе. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс

Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

В ходе этого урока мы узнаем, что позволяет нашему организму справляться с болезнями. А именно, познакомимся с иммунитетом.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Иммунитет

Он дал им название «анималькулинз», от латинского слова «зверьки». Мы же их называем микроорганизмами.

Рис. 1.

Первыми бактерии встречают кожа и слизистые (см. Рис. 2). Полезные бактерии симбионты живут на их поверхности и губительно действуют на болезнетворные организмы. Однако из-за ослабления организма, из-за переохлаждения, активность полезных бактерий резко падает. Слизистые выделения удаляют пыль и микробы, а также вырабатывают губительные для бактерий вещества. Их называют антибактериальными.

Рис. 2.

Вторым барьером являются стенки капилляров и лимфатических сосудов, через которые удается проникнуть далеко не всем микробам.

Рис. 3. Попытка бактерий проникнуть через стенку капилляра

Третьим барьером являются клетки крови. Попадание болезнетворных бактерий в организм вызывает заболевание. Такое заражение называют инфекцией, а заболевание - инфекционным. То, что инфекционное заболевание вызывается бактериями, впервые доказал основоположник микробиологии Луи Пастер (см. Рис. 4). Помимо этого, Луи Пастер изобрел способ защиты продуктов питания от порчи путем их быстрого нагревания до 80 градусов с последующим быстрым охлаждением.

Рис. 4.

Заболевания принято делить на две группы: общее заболевание , в результате которого страдает весь организм, например, такие как грипп или ангина, и местные заболевания , в результате которых поражен только один орган, например, к таким можно отнести больной зуб или вскочивший прыщ. Особенность местных заболеваний в том, что они могут переходить в общие. Но существует разница между заражением и заболеванием. В организм человека могут попасть болезнетворные бактерии, но он при этом не заболевает. Это обусловлено защитными силами организма, т.е. явлением иммунитета.

Иммунитет - это способность организма человека распознавать чужеродные соединения и тела и уничтожать их. Название «иммунитет» происходит от латинского слова immunitus - освобождение. Иммунитет - это защитная реакция организма. И является функциями лейкоцитов и лимфоцитов.

В организме человека иммунитет может осуществляться несколькими путями (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Иммунитет бывает неспецифический и специфический. Неспецифический иммунитет был открыт в 1883 г. нашим ученым Ильей Мечниковым. Часть лейкоцитов попадает в вилочковую железу и лимфатические узлы, где они преобразуются в клетки лимфы, так называемые лимфоциты (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Лимфоциты обладают удивительной способностью. Они могут распознавать и убивать чужеродные организмы. Одна группа лимфоцитов распознает чужеродные организмы и дает сигнал другой группе лимфоцитов, которые начинают активно размножаться, окружают болезнетворный организм или инородное тело и уничтожают его. На этом основано явление клеточного иммунитета. Если чужеродное тело, которое еще физиологи называют антигеном, не может быть сразу уничтожено лимфоцитами, то тогда в дело вступают лимфоциты третьей группы. Они начинают вырабатывать специальные химические вещества, которые называются антителами. При контакте с антигеном антитела убивают их. Таким образом, антитела - это химические соединения, находящиеся в плазме крови, имеющие сродство к антигену и способные убивать его. Антитела разносятся током крови по всему организму. Встречаясь с антигеном, они его уничтожают. Хочется отметить, что антитела обладают специфичностью, т.е. сродством с антигеном. Антитела действуют на определенный антиген и не убивают другие. Вот почему антитела, которые у нас вырабатываются, допустим, при заболеваниях ветряной оспой, не могут защитить нас от кори или краснухи. Иммунитет, обусловленный в организме антителами, носит название гуморального иммунитета . Явление гуморального иммунитета было открыто в 1897 году немецким ученым Эрлихом. А в 1908 году два ученых - Мечников и Эрлих - были удостоены Нобелевской премии за открытие механизмов иммунитета.

В организме человека имеются специальные защитные механизмы, и поэтому восприимчивость к заболеваниям зависит от состояния организма человека. В процессе эволюции в организме человека сложилась целая система, которая участвует в образовании иммунитета. К иммунной системе относятся красный костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы и селезенка (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Как правило, человек, перенесший инфекционное заболевание, повторно этим заболеванием уже не болеет, или протекает оно у него в более мягкой форме. Связано это с тем, что клетки лимфы - лимфоциты, способные к образованию антител, - обладают так называемой иммунной памятью.

Открытие иммунной памяти позволило ученым разработать ряд профилактических мер против различных заболеваний. К таким профилактическим мерам относятся прививки, вакцины, сыворотки.

Около 200 лет назад английский врач Джейнер заметил, что доярки, которые работали с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали потом человеческой оспой. Он решил провести определенный эксперимент, в ходе которого он доказал, что если в организм человеку внести жидкость из оспинок коровы, он потом не будет заболевать человеческой оспой. Так была сделана первая профилактическая прививка.

А 80 лет спустя Луи Пастер разработал теорию вакцинации, т.е. предупреждения заболеваний в ходе прививок. Слово «вакцинация» происходит от латинского названия «вакцио» - корова. Луи Пастер предложил вводить человеку убитые или ослабленные микробы, которые уже не могут вызвать у него заболевания, но зато делают его невосприимчивым к данной инфекции. После этих открытий представления об иммунитете достаточно сильно изменились.

Специфический гуморальный иммунитет , открытый Эрлихом, можно разделить на две большие группы (см. Рис. 8). Это врожденный иммунитет и приобретенный иммунитет . Врожденный иммунитет человек приобретает сразу после рождения вместе с молоком матери. А вот приобретенный иммунитет возникает у человека двумя путями. Он может быть естественным после перенесения какого-либо заболевания, или искусственным после применения профилактической прививки. Если человеку в организм вводят сыворотку, т.е. жидкость, которая содержит готовые антитела против микробов, вызывающих данную болезнь, такой иммунитет называют пассивным. Сыворотку вводят, например, для того, чтобы защитить организм от бешенства. Если же в организм вводят вакцину, которая содержит в себе ослабленные микробы, то иммунитет, который возникает у человека, носит название активный. Профилактические прививки необходимы для предотвращения различных заболеваний. Благодаря им человечество уже смогло справиться с такими серьезнейшими заболеваниями, как чума, оспа. Для того чтобы эти болезни вновь не вернулись к нам, необходимо делать профилактические прививки и следовать указаниям врача.

Рис. 8.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 93, задания и вопрос 1, 2, 3, 4, 6.

2. Перечислите органы иммунной системы.

3. Какие выделяют виды иммунитета?

4. Подготовьте небольшое сообщение о том, как развивалось учение об иммунитете.

Открытый урок биологии в 8 классе по теме «Борьба организма с инфекциями. Иммунитет »

План проведения урока:

I .Организационный момент

Сегодня на уроке мы с Вами отправимся в удивительное путешествие по бескрайним просторам биологии.

    (Слайд № 1) Какую тему мы изучили на предыдущем уроке? (ВСО )

    Опираясь на изученный ранее материал, отгадайте кроссворд, приведённый на экране.

    Второе название заболевания малокровие (Анемия ).

    Слегка желтоватая полупрозрачная жидкость, составная часть крови (Плазма ).

    Составная часть внутренней среды организма, образующаяся за счёт тканевой жидкости (перемещается по лимфатическим сосудам) (Лимфа ).

    Второе название вилочковой железы (Тимус ).

    Белок, находящийся внутри эритроцита. (Гемоглобин ).

    Бесцветные ядерные клетки крови. (Лейкоциты ).

    Безъядерные кровяные пластинки (Тромбоциты ).

    Составная часть внутренней среды организма, образующаяся из жидкой части крови (жидкость, которая омывает клетки) (Тканевая ).

    Красная безъядерная клетка крови (Эритроцит ).

2. Какое слово получилось в выделенной строчке? (Иммунитет ).

3. Как можно применить данное слово к организму человека? (Борьба организма с инфекциями).

4. Какая же тема сегодняшнего урока?

(Слайд № 2) Тема урока «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Тип урока: Объяснение нового материала.

(Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы изучим защитные барьеры организма, формы иммунитета и выявим .

Задачи урока:

    сформировать знания о защитных барьерах организма человека;

    сформировать и закрепить знания о формах иммунитета;

    продолжить формирование научного мировоззрения;

    развивать умение оперировать научными знаниями об иммунитете и его формах ;

    выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний;

    выявить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета;

    способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

    воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих,

    воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

Ход урока:

II. Изучение нового материала:

(Слайд № 4) Как вы считаете, как называется наука, изучающая иммунитет? (Иммунология).

Как называют специалиста, изучающего иммунитет? (Иммунолог).

от больных животных через молоко – бруцеллёз, ящур

через почву – столбняк

от человеку – грипп, туберкулёз и др.

Человек заражается чаще, чем болеет, т. е. заражение не всегда взывает заболевание.

Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека.

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий.

(Слайд № 6) В 1882 году великий русский и французский биолог Илья Ильич Мечников совершил открытие, круто изменившее ход его жизни. Открытие было связано с наблюдениями за личинками морской звезды.

Послушаем сообщение учащегося об этом удивительном открытии.

Сам Илья Ильич Мечников так рассказывает об этом открытии. «В крошечном садике при нашем доме я сорвал несколько розовых шипов и тотчас же вставил их под кожу великолепным, прозрачным, как вода, личинкам морской звезды. Я, разумеется, всю ночь волновался в ожидании результата и на другой день рано утром с радостью констатировал удачу опыта. Этот последний и составлял основу «теории фагоцитов», разработке которой были посвящены последующие 25 лет моей жизни».

(Слайд № 7) Если человек занозит себе палец, то в ранку проникают гноеродные микробы, а на месте их внедрения возникает воспаление; скопившиеся лейкоциты захватывают и пожирают (переваривают) микробов.

Наблюдая за личинками морской звезды, Мечников заметил, как подвижные клетки окружают и поглощают чужеродные тела, подобно тому, как это происходит при воспалительной реакции у людей. Если чужеродное тело было достаточно мало, блуждающие клетки могли полностью поглотить пришельца. Мечников назвал эти клетки фагоцитами , а явление фагоцитозом .

При изучении новой темы мы знакомимся с новыми терминами. У вас на столах лежат листы с таблицей терминов, где заполнена колонка с определениями. По ходу урока, вам необходимо заполнить первую колонку таблицы и записать термины. Дома проработаете данный материал, исправите ошибки, если таковые появятся. В начале следующего урока мы проверим выполнение данной работы. Запишите первый термин, определение выведено на экран. ( Воспале́ние – это местная реакция организма на проникновение микробов, вирусов, инородных тел и веществ. )

Ещё раз опишем процесс фагоцитоза.

Поглощение микроорганизмов лейкоцитом: обволакивает ложноножками и втягивает внутрь цитоплазмы. Один лейкоцит может поглотить 20 – 30 микробов и переварить их через 1 ч. Если инородное тело больших размеров: вокруг него скапливаются группы лейкоцитов, образуя барьер. Переваривая или расплавляя его вместе с окружающими тканями, лейкоциты гибнут – в результате появляется вокруг гнойник, который через некоторое время разрывается и его содержимое выбрасывается из организма.

Признаки воспаления:

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

3. боли

4. нагноение

Значение воспаления:

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов

Гной погибшие микробы и фагоциты

(Слайд № 8) Следующий термин, – фагоцитоз, запишите в таблицу. ( Фагоцито́з – процесс, при котором специальные клетки крови и тканей организма ( фагоциты ) захватывают и «переваривают» возбудителей инфекционных заболеваний, вредные чужеродные частицы, бактерии, а также отмершие или погибающие клетк и ).


Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными силами - иммунитетом .

(Слайд № 10) У вас на столах лежат копии с.30 печатной тетради. Выполните задание №66, для этого обратимся к разделу учебника « Защитные барьеры организма » §18 (с.90, третий абзац). Запишите, что такое иммунитет? ( Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей).

Биологический смысл иммунитета – обеспечение генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни.

(Слайд № 11) Заполняем таблицу терминов. Предлагаю ещё одно определение понятия иммунитет, запишите. ( Иммунит е́ т – это способность организма защищать себя от попадания вредных и болезнетворных бактерий , вирусов и чужеродных тел, с помощью антител и фагоцитов).

(Слайд № 12) З апишите ещё два термина, определения выведены на экран. ( Антитела́ (иммуноглобулины) – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген. Антиге́ны – бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма ).

(Слайд № 13) Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов . Различают Т- и В-лимфоциты. Как осуществляется механизм иммунитета? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Иммунитет».

Две группы лимфоцитов, называемых В- и Т-клетками, определяют физиологическую сущность иммунитета. Как же действуют эти удивительные клетки? В-клетки образуют особые вещества – антитела, которые с током крови разносятся по организму. Антитела соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами. Вступив в контакт с ними, Т-клетки выделят особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Если в организм попадают чужеродные клетки, силы иммунитета стремятся их уничтожить.

(Слайд № 14) Клеточный механизм иммунитета

Вне клетки!

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Клетки иммунитета


В-лимфоциты

Т-лимфоциты

макрофаги


пожирают инородные вещества, м\о, клетки

клетки памяти

плазматические клетки

Т-киллеры

Т-хелперы

передают информацию об антигене

запоминание информации

об антигене

убивают

чужеродные

клетки


образуют антитела

делают бактерии беззащит-ными перед фагоцитами

выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы

Т-супрессоры


блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты


В клетке!


(Слайд № 15) Гуморальный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

* интерферон

Таким образом, благодаря иммунитету организм защищает себя от чужеродных живых тел и веществ. К ним относятся: бактерии, вирусы, белки, клетки, ткани.

(Слайд № 16) Наиболее древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет , осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И. И. Мечниковым. Он ввел шип розы в прозрачное тело личинки морской звезды и наблюдал, как ее лейкоциты уничтожают («пожирают») попавших в организм микробов. Эти формы иммунитета были названы неспецифическими , потому что они действовали на все микроорганизмы, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Другая форма иммунитета – специфический иммунитет : организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.


Как вы думаете, есть ли особая защитная система в организме человека? (Да. Это иммунная система ).

(Слайд № 17) Заполняем таблицу терминов. ( Имму́нная систе́ма система органов, объединяющая органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме ).

На экране приведена схема расположения органов иммунной системы человека. Управляет иммунной системой головной мозг, вернее часть мозга, которая называется гипоталамус .

(Слайд № 18) Выполните задание №67 в печатной тетради, заполните схему «Иммунная система». Чтобы выполнить эту работу, обратимся к материалу приложения п.1. (У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т-лимфоциты вырабатываются в тимусе , В-лимфоциты – в лимфатических узлах , в красном костном мозге образуются В-лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов).


(Слайд № 19) Какие органы относятся к центральной и периферической иммунной системе? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте пункт 2 приложения на ваших столах. Назовите эти органы. ( К центральной иммунной системе относят красный костный мозг и тимус . Миндалины – органы периферической иммунной системы, расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи. Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой - в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже. Находящиеся в селезёнке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе. В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов).

Вывод : иммунная система выполняет следующие функции:

    способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их;

    отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций;

    способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.

Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией , а возникшее заболевание – инфекционным .

(Слайд № 21) Заполняем таблицу терминов. Запишите следующий термин, определение выведено на экран. ( Инфекцио́нные заболева́ния – группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов и прионов (особый класс инфекционных агентов) ).

(Слайд № 22) Грипп и ОРВИ занимают I -е место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний.

Более 2000 лет назад Гиппократ описал почти 1000 недугов, которыми страдает человек. Многие и многие из этих болезней известны как заразные, т. е. передаваемые от одного больного человека к другому, от одного больного животного к другому, а также от животных к человеку и наоборот. Великий врач Востока Авиценна спустя 1000 лет после Гиппократа еще более расширил круг знаний о недугах, о том зле, которое приносит страдания многим людям и домашним животным.

Микроорганизмы ведут себя по-разному в различных организмах. В некоторых случаях они вызывают заболевания лишь отдельных людей, массовые же заболевания получили название эпидемий , а распространение заболевания среди населения нескольких стран называется пандемией . Наука, занимающаяся изучением закономерностей распространения массовых болезней, называется эпидемиологией .

Как называется специалист, занимающийся изучением закономерностей распространения массовых болезней? (Эпидемиолог)

Сегодня на урок мы пригласили эпидемиологов, которые расскажут нам о некоторых инфекционных заболеваниях. (Выступление детей с сообщениями).

    (Слайд № 23) Чума известна с глубокой древности. В VI в. В. Византийской империи чума свирепствовала 50 лет и унесла жизни 100 млн человек. В летописях Средних веков описаны страшные картины эпидемии чумы. Города и селения пустели, на площадях и улицах можно было видеть только могильщиков. От чумы в XIV в. В. Европе погибла четверть населения – 10 млн человек. Чумы называли черной смертью.

    (Слайд № 24) В истории описаны случаи, когда болезни помогали покорять целые страны или, наоборот, обретать независимость. В 1519 г. Испанцы вторглись в Мексику. Они занесли с собой оспу , уничтожившую около 3 млн. индейцев, что помогло испанцам одержать победу. В XVIII вв. в Западной Европе ежегодно от оспы умирали 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, из восьми человек трое умирали.

    (Слайд № 25) В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера . Родина этой болезни – Индия. Симптомы: высокая температура, бред, сильнейший понос (диарея), обильная рвота, обезвоживание организма. Если не проводить интенсивного лечения, то через 2 дня обычно наступает смерть. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась с 1902 по 1926 г. В России до 1917 г. За 59 «холерных» лет заболели 5,6 млн. человек и почти половина из них погибли.

    (Слайд № 26) ВИЧ-инфекция – болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунитета (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы к неизбежной смерти. Человек становится беспомощным перед различными инфекциями. ВИЧ обладает, по-видимому, способностью воздействовать на генетический аппарат клетки, превращая ее в злокачественную. Заболевание СПИДом начинается постепенно и незаметно. Специфический, но малозаметный признак – увеличение лимфатических узлов. (Слайд № 27) Передача ВИЧ от зараженного человека здоровому возможна тремя путями:

    через кровь, например при использование загрязненных кровью шприцев;

    половым путем;

    от матери к ребенку при беременности и кормлении грудью.

ВИЧ не передается (на слайде):

    • при рукопожатии;

      при поцелуях;

      через одежду;

      через воздух;

      через воду;

      через пищу;

      при осмотрах;

      животными.

Вирус ВИЧ нестоек : он гибнет при кипячении, под воздействием этилового спирта, хлорной извести, стирального порошка.

(Слайд № 28) Чтобы человек не заболел, в его организм вводят вакци́ну – медицинский препарат, предназначенный для выработки иммунитета к инфекционным заболеваниям и содержащий ослабленные микроорганизмы .

(Слайд № 29) Если человек уже заболел, в его организм вводят сы́воротку – сыворотка крови человека или животного, иммунизированного каким-либо антигеном и содержащая антитела к нему.

В последние годы, для того, чтобы ребёнку поставили прививку, необходимо разрешение родителей. Очень часто родители запрещают ставить своим чадам прививки. Я предлагаю Вам дома вместе с родителями познакомиться с информационным материалом о прививках, о причинах необходимости вакцинации в различные периоды жизни человека.

(Слайд № 30) Борьба с инфекционными заболеваниями. В настоящее время в распоряжении медицины находятся огромным арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями, и он с каждыми годом пополняется. Но каковы бы ни были эти средства, основное – собственная устойчивость организма к возбудителям инфекций, и ее необходимо всячески повышать (закаливание, соблюдение требований и правил личной гигиены, полноценное питание, четкий распорядок дня, достаточная двигательная активность и т. д.). Если иммунитет недостаточен, человек постоянно более и вынужден принимать много лекарств. Рано или поздно это приведет к осложнениям, наиболее частые из которых – аллергия, а также лекарственная устойчивость болезнетворных микроорганизмов (в этом случае лекарственный препарат теряет свою эффективность).


III . Закрепление знаний:

Ребята сегодня на уроке мы изучили защитные барьеры организма, формы иммунитета и выявили способы защиты человека от инфекционных заболеваний .

Вспомним:

(Слайд № 31) Назовите защитные барьеры организма:


(Слайд № 32) Рассмотрите схему воспалительного процесса, вызванного занозой. Расставьте основные этапы воспаления в соответствующем порядке (можете опираться на текст учебника «Воспаление», с.91):

А) фагоцитоз, появление гноя;

Б) миграция лейкоцитов к поражённому участку;

В) повышение температуры, раздражение болевых рецепторов;

Г) покраснение поражённого участка. (Ответ: Г, В, Б, А).

(Слайд № 33) Какие можно предложить меры для укрепления иммунитета?

IV . Выводы (Слайд № 34)

    Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

    Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

    Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

  • Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.