Беседа на тему вред алкоголя. Материал (9 класс) на тему: Беседа о вреде алкоголя

Беседа

о вреде алкоголя для организма человека

«Всего одна рюмка»

Цель лекции : Сформировать правильное понимание о вреде раннего употребления алкоголя.

Алкоголизм делает больше опустошения,

чем три исторических бича, вместе взятые:

голод, чума и война.

У.Гладстон.

В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадывались, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекли к себе меньше внимания, чем улучшение настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.

В мифах, легендах и сказках древнего мира – всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники – разврат, преступления, тяжелые болезни.

Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь – этиловый спирт или винный спирт.

Принятый внутрь он через 5-10 минут всасывается в кровь и разноситься по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают.

Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраиваются.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда появляется чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга в след за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга.

Известный русский психиатр С.С.Корсаков так описывает это состояние: «опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно…Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам». А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть воспитанным и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Не даром говориться:«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

То, что мы в быту благодушно называем опьянением,в сущности и есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. А если пьянство продолжается, и новые порции алкоголя систематически попадают в организм? Что тогда?

Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводится от туда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.

Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю. Под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются потом всю жизнь.

Очень опасен алкоголь для юного организма, особенно для женского, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков и алкоголя. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко. В Древней Греции и Риме юношам до определенного возраста вообще запрещалось пить вино.

Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервных болезней является пьянство родителей, которые пили алкогольные напитки в день зачатия.

Пьющие люди (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде женщина теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению, половой распущенности. Последствия случайных половых связей, наступивших в результате опьянения, бывают трагичными.

Венерические заболевания, рождение неполноценных детей – это ведь не только слова, за ними искалеченная, безрадостная жизнь.

Если пьянство – результат неправильного воспитания, слабоволия, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм – серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти усилия оказываются напрасными. Нет ни чего ужаснее мужа – пьяницы, заставляющего страдать жену и детей.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

Повторяясь, можно отметить, что при употреблении алкогольных напитков у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко ухудшается память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями.

Классный час «Алкогольная трясина»

Час общения, посвященный алкогольной зависимости

Цели : расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать коммуникативные навыки и умения.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа : распределить роли: врачи (3 ученика), провокатор (1). Обеспечить их текстами.

Оформление : написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок «Алкогольный яд».

III. Творческие задания по теме «"Дорогие" алкоголики».

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок».

V. Упражнение «Умей сказать "нет"».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

II. Информационный блок «Алкогольный яд»

Классный руководитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат (имена, фамилии).

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсическим - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают б степеней опьянения.

Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Первая группа:

Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Вторая группа:

Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти!

Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Четвертая группа:

Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок»

Классный руководитель. Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из их личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы детей.)

Кто не определился? (Дети поднимают руки.)

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Дебаты - это обсуждение вопроса с двух противоположных позиций. Побеждает в дебатах тот, кто более убедительно, доказательно отстаивал свою точку зрения. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился. Приглашаю к доске группу экспертов (называет имена 5-6учеников).

(Эксперты выходят к доске.)

Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да». (Дети приводят аргументы.)

Теперь слушаем, что скажет группа «Нет». (Дети приводят аргументы.)

Даю еще 5 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Свои контраргументы выдвигает группа «Нет». Только не все сразу, а по одному. (Дети высказываются.)

Что скажет в ответ группа «Да»?

(Учитель предоставляет слово группам, следя за тем, чтобы от каждой группы выступил только один ученик.)

И в заключение - слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?

Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит.

Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум.

Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.

Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботятся!

Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»

Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя.

Это случается очень редко.

Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник.

Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но, действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются.)

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

Ну что, слабо? Боишься выпить?

Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

Выпей! Ты уже не маленький!

Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

Алкоголизм - это болезнь (занятие из тематического цикла бесед «Береги свою жизнь и здоровье»)

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм - это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм - это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

III. Основная часть.

Обсуждение вопросов:

Отношение к человеку, больному алкоголизмом;

Как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

Может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

Может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства - домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

В общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

Ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

Выводы:

У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это - болезнь.

В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому - 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

МБОУ Верхнебыковская ООШ

Профилактическая беседа

«О вреде алкоголя»

для учащихся 8-9классов

Выполнила:

учитель биологии

МБОУ Верхнебыковская ООШ

Михина Н.М.

2012г.

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы
Перед началом беседы раздается анкета (Приложение 1) , учащиеся заполняют ее и сдают учителю.
Учитель : Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники : Отвечают на поставленный вопрос.
Учитель : Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники : Делятся впечатлениями, воспоминаниями
(
Учитель акцентирует внимание на негативных моментах)
Учитель : При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники : Высказывают свои предположения.
Учитель : Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники : Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
(
Учитель вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Учитель : Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники : Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Учитель : Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники : Высказывают варианты лечения, профилактики.
(
Учитель по мере необходимости вносит дополнения)
Учитель : Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Учитель : Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Приложение 1

Анкета
(пристрастие учащихся к алкоголю)
Подчеркните вариант своего ответа
1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?
- Да - нет
2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?
не пробовал; - до 10 лет; - 11 - 12 лет; - 13 – 15 лет; 16 лет и старше
3. Где это было? (напишите свой вариант ответа)

____________________
_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _______________________

4. Знали ли об этом Ваши родители?
- Да - нет
5. Как часто Вы употребляете (употребляли) алкоголь?

Не употребляю
- ежедневно
- 2-3 раза в неделю
- 1 раз в неделю
- 1-2 раза в месяц
- реже
6. Где (с кем) Вы чаще всего употребляли (употребляете) алкоголь? (свой вариант ответа)

___________ _________ _________ _________ _______ _______

7. Укажите источник денежных средств для приобретения спиртных напитков ________ ________ _________ _________ ______ ________ _________
________ ________ _________ _________ ______ ________ _________ ________


Главная » » Октябрь » » Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя

Приложение 2

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя (в помощь классным руководителям и воспитателям)

Проведение бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.

Беседы по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению , как правило, проводятся во внеурочное время. Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности , о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.

Первое направление — медико-биологическое. Оно предусматривает раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала поражающем психику, а затем и все органы и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам .

Второе направление — нравственно-этическое. Оно предусматривает раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвредности и допустимости так называемого .

Третье направление — социально-экономическое. Оно предусматривает раскрытие того урона, который наносит пьянство и алкоголизм народному хозяйству (снижение производительности труда, увеличение непроизводительных расходов, производственный, дорожный и бытовой травматизм и т. д.).

Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного .

Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжения.

Предлагаемые темы отобраны с учетом возрастных особенностей школьников и уровня их подготовленности. Беседы (и лекции) построены по концентрическому принципу: на начальных этапах даются самые общие представления, а в дальнейшем они расширяются и детализируются.

К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией диафильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).

Учитель, классный руководитель, планируя проведение бесед по антиалкогольной тематике в соответствии с настоящими рекомендациями, может использовать варианты названий, объединять под общим названием различные аспекты общих проблем здорового образа жизни, правомерного поведения, активного отношения к жизни, готовности к будущей семейной жизни. Он должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах. Не следует также опасаться открытой критики со стороны учащихся содержания антиалкогольной информации, дискуссии, поскольку это свидетельствует об их заинтересованном отношении к обсуждаемым проблемам и будет способствовать выявлению глубоко коренящихся в сознании учащихся контраргументов.

Особую ценность представляет отношение к учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а как к активным участникам всенародной борьбы за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.

Тематика и содержание бесед для учащихся I—IV классов

I. Зачем люди пьют вино?

1)Понятие об алкоголе и его действие на человека.

2)Причины употребления алкогольных напитков.

3)Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.

II. Вино — причина многих несчастий

1)Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим (ухудшается здоровье, снижаются результаты труда, ухудшаются взаимоотношения в семье, часто происходят несчастные случаи в быту и на производстве).

2)Учащимся следует отрицательно относиться к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.

III. Борьба с пьянством — задача всех советских людей

1)Борьбу с пьяницами должны вести все советские люди.

2)Борьба нашего государства с употреблением алкогольных напитков — проявление заботы о здоровье граждан, о подрастающем поколении.

Тематика и содержание бесед для учащихся V—VIII классов

I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться

1)Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

2)Употребление алкоголя — одна из наиболее вредных привычек.

3)Употреблять алкоголь некоторых людей побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.

4)Каждый советский человек должен бороться с алкогольным злом; роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (май, 1985).

II. Во что обществу обходится пьянство?

1) Употребление алкоголя наносит огромный ущерб народному хозяйству, общественному производству, экономике страны.

2)Употребление алкоголя — частая причина распада семьи.

3)Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

III. Употребление алкоголя и здоровье

1)Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека, на производительность труда и достижения в спорте (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

2)Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

IV. Формирование алкоголизма

1)Опьянение — особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

2)В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба — привычка — болезнь).

3)Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

4)Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

5)Алкоголизм — тяжелое психическое заболевание.

V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример

1)Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими; свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинства.

2)Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни

1)Трезвый, здоровый образ жизни — залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

2)Употребление алкоголя ведет к болезням и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения

1)Понятие о правонарушениях и формы правовой ответственности за них.

2)Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения — нарушение общественного порядка.

3) За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?

Диспут: Коллектив и компания. В чем различия?

Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как ты поступишь?

Тематика и содержание бесед для учащихся IX—XI классов

I. Роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»в борьбе советских людей с алкогольным злом (май, 1985)

1)Основные положения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»; постановление ЦК КПСС — новый этап в борьбе социалистического общества с алкогольным злом.

2)Борьба с пьянством и алкоголизмом — всенародное дело; каждый советский человек, в том числе и учащиеся, должен хорошо знать свои задачи в борьбе с алкогольным злом.

II. От вредной привычки к болезни

1)Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.

2)«Культурное» потребление алкоголя — пьянство — алкоголизм — звенья единой цепи.

3)В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.

4)Особенности подростково-юношеского пьянства и алкоголизма; употребление алкоголя в подростково-юношеском возрасте особенно быстро ведет к деградации личности.

III. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие

1)Семья, где хотя бы один из ее членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

2)Употребление алкоголя одним из супругов — частая причина распада семьи.

3)Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

IV. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями

1)Природа алкогольных обычаев и традиций.

2) Западные идеологи стремятся навязать советским людям

буржуазные стереотипы поведения; алкоголь в системе «западного» образа жизни.

3) Преодоление алкогольных обычаев и традиций — необходимое условие полной победы над алкогольным злом.

V. Алкоголь и жизненные перспективы человека

1)Употребление алкоголя делает невозможным осуществление человеком его жизненных планов.

2)Употребление алкоголя препятствует овладению профессией, ведет к утрате трудовых навыков.

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя