Анализ стихотворения весенние воды. Весенние воды

Наталия Острогина
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА.

Цель :

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж , учить их воспринимать содержание картины пейзажной , понимать красоту природы.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцами, чтением стихов, поговорок, отгадыванием загадок.

Повышать роль устного народного творчества в интеллектуально – эстетическом воспитании детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Обогощать словарный запас детей, воспитывать грамотную речь.

Словарь :

Пейзаж , художник – пейзажист , грачевник.

Предварительная работа :

Рассматривание картин художников – пейзажистов : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» .

Чтение и разучивание стихов.

Знакомство с пословицами , поговорками, приметами природы, народным творчеством.

Материал :

Репродукции картин художников – пейзажистов . Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды » :

Еще в полях белеет снег ,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный берег,

Бегут и блещут и гласят …

Они гласят во все концы :

«Весна идет , весна идет !

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет , весна идет ,

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Вы наверно, ребята, уже догадались, что это стихотворение о весне . А теперь, ребята, отгадайте загадку :

Снег на полях , лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети : зимой.

Воспитатель :

Начну я сейчас сказку,

А вы следите, не зевайте,

Каждый из вас мне отвечайте.

«Живет – поживает старик годовик . Пошел по земле – выше туч вырос. Стал он махать рукавом да пускать птиц. Вот махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые птицы. От их крыльев повеяло холодом, да морозом, с перьев белый снег посыпался ».

Вот теперь скажите, ребята, что за птиц старик – годовик выпускал из рукава?

Дети : Это зимние месяца – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А как в народе называют зимние месяца?

Дети : Декабрь – студеный, январь – просинец, февраль – бокогрей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто из вас вспомнит и прочитает стихотворения о зиме?

Дети читают стихотворения – В. Фетисов «Зима пришла» , Т. Белозеров «Зимняя ночь» , С. Есенин «Пороша» .

Воспитатель : Почему эти произведения называют стихотворениями?

Дети : Они складные, похожие на песню.

Воспитатель : Не только поэты воспевают красоту зимней природы. Почувствовать ее красоту нам помогают произведения композиторов. Послушайте фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» (прослушивание записи) .

Мы узнали, как выражают свою любовь к русской природе поэты, композиторы. А теперь вспомним, какие художники дарили нам радость, изображая на своих картинах русскую природу, ее просторы, поля , реки.

Дети : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Воспитатель : Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

Дети : Пейзаж .

Воспитатель : А как называют художника, который нарисовал такую картину?

Дети : Художник – пейзажист .

Воспитатель :

Сегодня мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться. Показ картины.

Рассказ воспитателя : «Перед вами картина А. К. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну . Выстроились в ряд белоствольные березы. На их ветвях множество грачиных гнезд, вокруг корорых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка» , оглушая окресности неумолкаемым гомоном.

На втром плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви , а дальше, до самого леса, узкой лентой, раскинулись поля , побуревшие от залежалого снега .

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно – голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу . Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегуясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избы. Кое – где меж облаков проглядывает ярко – голубое небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато – коричневые тона с бело – голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну , что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение обновление и запах весны . Картина очень жизненна и сежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник написал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

Вопросы :

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так думаете?

Что изображено в центре картины?

Где сидят грачи?

О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев?

Почему хорошо видны следы птиц на снегу ?

Где стоят березы?

Опишите их, какие они?

Какими красками написал картину художник?

Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник?

Как художнику удалось это показать?

А как художнику удалось передать движение в картине?

О чем эта картина?

Как бы вы назвали эту картину?

Далее проводится физкультминутка – звучит музыка «ENIQMA» : дети оказываются в «лесу» и они превращаются в художников. На последних нотках музыкальной композиции появляется ВЕСНА . Весна прветствует ребят и предлагает вспомнить поговоки о весне , а так же прочитать стихи.

Весна : Каким можно назвать лес и где такие слова можно употребить : в рассказе, стихотворении, сказке?

Весна : Дети :

желтый лес в рассказе про осень

голый лес о зиме

белый лес и в рассказе, и в стихотворении

дремучий лес в сказке

Воспитатель : А знаешь, Весна , девочки приготовили тебе в подарок танец.

Девочки исполняют танец «Веснянка » .

Весна : Спасибо большое ребята. А я хочу вам рассказать о деревце. (Весна рассказывает сказку ) . И предллагает нарисовать лесную полянку .

Пока работы подсыхают, воспитатель проводит дидактическую игру «Найди ошибку» . После того как проведена игра, детские работы помещаются на ширму. Весна радуется работам и совместно с воспитателем проводит анализ работам.

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

История создания

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.


Главная тема

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф - законченных четверостиший.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.


Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».


Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения - долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

План анализ стихотворения Весенние воды


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Тютчев был настоящим мастером пейзажной лирики. Особое место в его творчестве занимает смена времен года, ассоциирующаяся поэтом с обновлением. Каждый, кто будет внимательно читать стих “Весенние воды” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться радостным ожиданием автора.

Стихотворение было создано в 1830 г. Это время поэт проводит в Европе. Его мировоззрение претерпевает незначительную трансформацию. Путешествуя по Германии и Франции, он убеждается, что к русским здесь всегда будут относиться как к “холопам”. В поэзии Тютчева появляются нотки европейского романтизма. Будучи тонким знатоком природы, поэт полагает, что немецкая весна, которую он описал в этом произведении, почти ничем не отличается от русской. Текст стихотворения Тютчева “Весенние воды”, которое проходят на уроке литературы во 2 классе, очень легко учить. Условно оно делится на две части. Сначала лирический герой только чувствует приближение весны. Холодный зимний воздух становится сырым, снежные сугробы сдаются ярким и дерзким солнечным лучам. Слышится возбужденное пение птиц, а шумящие воды будят не только “сонный брег”, но и все живое, уставшее от холода и снега. Сам Тютчев из всех времен года больше всего любил зиму. Но устоять перед обаянием весны он не мог даже в пожилом возрасте. Она является для него символом новой молодой жизни.

Первую часть произведения можно назвать торжественной. Весенние воды ассоциируются поэтом с глашатаями юной, могущественной, властной и доброй волшебницы. Вслед за непредсказуемым мартом и шумным апрелем следует май, предтеча жаркого лета. Во второй части стихотворения лирический герой с теплой, немного грустной улыбкой, размышляет о тихих и ласковых деньках последнего месяца весны. Скачать это стихотворение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.