Албания энвер ходжа. Энвер ходжа русский архивы

Получив независимость лишь 100 лет назад, Албания тем не менее имеет многовековую историю. Здесь часто менялись властители, а устанавливаемые ими режимы порой кардинально отличались. И достопримечательности Албании несут на себе отпечаток тех разнообразных событий, что происходили на ее землях. Так, в центре Тираны возвышается необычное сооружение – монументальная пирамида из стекла и бетона, что сразу притягивает к себе взор. Это так называемый мавзолей Энвера Ходжа, бывшего правителя Албании.

О бедном Энвере замолвите слово…

Мало кто знает, что один из самых жестких тоталитарных режимов современности был установлен в Албании Энвером Ходжа. Этот человек, будучи убежденным коммунистом, мечтал о построении социализма. В годы его диктатуры русскоговорящие албанцы шутили, что столица их государства названа в честь тирана. И на самом деле албанский лидер 40 лет держал страну в ежовых рукавицах: под запретом находились религия, а также все, связанное с западной культурой, границы наглухо закрылись, автомобили и телефоны стали уделом избранных, население жило одинаково бедно.

Это все, что останется после тебя…

В 1985 году Энвер Ходжа скончался, страна 9 дней находилась в трауре. Через 3 года по проекту дочери албанского лидера был возведен мавзолей, имеющий сходство с гробницами египетских фараонов. В здании был открыт музей могущественного диктатора, планировалось, что там же будут захоронены и останки Энвера Ходжа. Однако «Пирамида», которая долгое время была одной из самых дорогих построек в Албании, так и не выполнила своего основного предназначения. Смена политической ситуации в стране привела к тому, что экспозиция музея была демонтирована, а в самом здании расположились конференц-центр и бар с несколько циничным названием «Mumija». Сегодня будущее этой достопримечательности Тираны туманно: власти то планируют перестроить «Пирамиду» в молодежный развлекательный центр, то вовсе снести сооружение, напоминающее о диктатуре Энвера Ходжа.

Символ мира, отлитый из пуль.

Перед мавзолеем Энвера Ходжа установлен Колокол Мира, который напоминает о массовых беспорядках, что в 1997 прокатились по стране в связи с крушением местных финансовых пирамид. Обманутые вкладчики, желая хоть как-то компенсировать денежные потери, разграбили военные склады. Из стреляных гильз, подобранных на улицах после установления порядка, и был отлит колокол, что сегодня является символом новой страницы в истории мирной Албании.

А узнать более подробно о прошлом Албании и Тираны можно, побывав в Гирокастре - уникальный город-музей, соединяющий в себе и крепость, и мечеть, и рынок.

Энвер Ходжа (16 октября 1908 г. - 11 апреля 1985 года) – участник международного коммунистического и рабочего движения, лидер Народной Социалистической Республики Албания с 1944 по 1985 год, первый секретарь Албанской партии труда, председатель Демократического фронта Албании, премьер-министр Албании с 1944 по 1954 год. В разное время занимал должности министра иностранных дел и обороны.

Ранние годы

Родился в городе Гирокаста, Южной части Албании (тогдашней Османской Империи). Отец – Халиль Ходжа (купец). В Энвер возглавил студенческое общество, члены которого протестовали против монархического правительства. После того, как это общество было ликвидировано властями, Энвер переехал в город Корча, где продолжил обучение во французской средней школе, изучал французской истории, литературой, философией, изучал Манифест коммунистической партии. С Ходжа учился в университете, в Монпелье, на факультете естественных наук. Посещал занятии и конференции . В разочаровался в естественных науках, поэтому оставил учёбу в Монпелье и уехал в Париж, где проходил философские курсу в Сорбонна. Публиковался в газете , под псевданимом Луло Malësori. Числился в коммунистических кружках, тогда он познакомился с Фундо. С 1934 по работал секретарём в албанском консульстве, в Брюсселе. Был уволен из-за того, что один из сотрудников рассказал начальству о том, что в кабинете и Ходжи хранилась марксистская литература. После вернулся в Корчу, где работал работал школьным учителем. К тому времени владел французским, итальянским, сербским, английским и русским языком. Редарктировал подпольную газету «Le Monde и International Herald Tribune».

Антифашистское сопротивление

После того как фашистская Италия захватила Албанию, Энвер Ходжа отказался вступить в фашистскую партию. Основал небольшую коммунистимческую группу, которая вскоре была разгромлена правительством. Энвер Ходжа основал Коммунистическую партию Албании (с ). Первое партийное совещание состоялось в Тиране, оно проходило с 8 по . Ходжа выступил с докладом. В июле этого же года написал «Призыв Албанских крестьян» от имени компартии Албании. В нём Ходжа призывал албанский народ боротся с фашистскими захватчиками, собатировать, отказыватся платить налоги фашистам. В сентябре, неподалёку от Тираны состоялся учредительный съезд «Фронта национального освобождения», целью которого было объединение албанских антифашистов вне зависимости от идеологии и классовой пренадлежности. В прошла первая национальная конференция Коммунистической партии Албании, на которой Ходжа был избран первым секретарём. В июле этого года была организована албанская армия антифашистского сопротивления. Ходжа выполнял функцию политического комиссара. Имело место счотрудничество с югославскими партизанами. В то время албанская армия не являлась целосной системой, а действовала независимыми друг от друга группами. Что бы исправить эту проблему в , состоялась встреча в представителей антикоммунистического «Национального Фронта» и компартии Албании. Было принято следующее соглашение: 1. Объединить в единую борьбу против фашистских захватчиков. 2. Прекратить все нападения между двумя сторонами. 3. Создать единый оперативный штаб для координации боевых действий. 4. Признать что, демократически избранные советы являются государсвенной властью в Албании. 5. Признать, что в послевоенной Албании люди сами должны выбрать себе форму правления. 6. Объединятся с любой политической группой вне зависимости от политических взглядов, с целью борьбы с фашистскими захватчиками. 7. Коммунистическая партия Албании не должна сотрудничать с той частью Национального Фронта, которая поддерживает отношения с фашистскими захватчиками. Также обсуждалась тема так называемой «Великой Албании», согласно этой идее вся территория Югославии должна была войти в состав Албании. Из-за этого произошёл конфликт между албанскими и югославскими коммунистами. 1944 года состоялся второй съезд компартии Албании, на которой представитель из Югославии объявил Ходжу в оппуртанизме.

У власти

Было сформировано демократическое правительство Албании. Временным руководителеим был назначен Энвер Ходжа. Одной из основных задач, которые стояли в то время перед руководителем – это выявление военных преступников «врагов народа». Ходжа успешно справлялся с этой задачью. Албания была освобождена от фашистской оккупации. По сей день в Албании эта дата считается праздничным днём. Несколько албанских партизан пересекли югославскую границу, вследсвии чего произошли бои с частями Тито. произошли первые выборы в Албании, на которых 93 % албанцев проголосовали за Демократический фронт. Так была провозглашена Народная Республика Албания (с ). В этом же году был заключён договор о дружбе и взаимопомощи с Югославией. Ходжа встал во главу страны. Фашистская оккупация принесла немалые патери албанскму народу: из населения в один миллион 28 тыс. были убиты, 12,6 тыс. ранены, 35 тыс. пленены. Также до основания была разрушена промышленность, сельское хозяйство. Ещё в начале своего правления Энвер Ходжа объявил смея стронником марксизма-лененизма и . В августе 1945 года провёл аграрную реформу, в последствии которой 52% пренадлежащих крупным землевладельцам земель безвозмездно перешли крестьянству. Также собственность религиозных организаций перешла в руки государства. Был запрещён орден изуитов. В школах внедряли атеистическое воспитание. Также в школах учили обращению с огнестрельным оружием. Было закрыто 2169 церквей. C июня , Алания и Югославия окончательно разорвали отношения. Центральный комитет Союза коммунистов Югославии публично осудил политику Ходжи. - 1948 года состоялся восьмой пленум партии. В , разведка завербовала несколько албанских беженцев для шпионской работы в Албании. Операция не удалась. Агенты были схвачены. Всего за время существования НСРА в Албанию, ЦРУ, было засослано 300 диверсантов. После разрыва отношений с Югославией, Ходжа начал успешное строительство отношений с СССР. 1949 года Албания вошла в . Если в 4% женщин работали в различных отрослях промышленности, то в уже 38%, а в уже 46. Также женщины получили право на развод. Также в 40,7 % мест в народных советах заняли женщины. В , численность девушек учащихся в школах выросла в 12 раз, по сравнению с 1938 годом. Также (в этом же году), численность девушек в вузах выросла в 101,9 раз, по сравнению с 1957 годом. Если в неграмотность среди сельского населения составляла 95%, то к уже 30%, а в сравнялась с заподноевропейскими развитыми странами. Здравоохранение стао доступным и бесплатны для всех, в том числе и для сельских жителей. Если в , один врач приходился 3360 жителей, то в 1978 уже на 687 человек. Естественный прирост населения был в 3,5 раза выше, чем в любой другой развитой европейской стране. А смертность на 37% ниже. А средняя продолжительность жизни увеличилась с 38 до 69 лет. Женщины родившие много детей представлялись к государственным наградам. Аборты разрешались только в том случае, если рождение угрожало жизни. Врезультате всего этого за годы правления Ходжи (1944-1985) население Албании выросло с одного миллиона до трёх. При Хожде был построен большой комплекс бункеров, вмещающих в себя 750 тыс. человек. Бункеры были разного типа, горные, подземные, для пулемётного, химического оружия и тд. На бункера легко было установить кран или самолёт. В марте , когда умер Сталин, Ходжа объявил в Албании всеобщий траур. - 1956 года Булганин и Микоян посетили Югославию, с целью восстановления отношений. Это стало одной из причин разрыва отношений между НСРА и СССР, второй причиной являлся

Энвер Халиль Ходжа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Народная Социалистическая Республика Албания) - албанский политический деятель, социалистической Албании в 1944-1985 годах. Народный Герой Албании.

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941-1985), Председателя Совета министров (1946-1954), министра иностранных дел (1946-1953) и министра обороны Албании (1944-1953), также являясь верховным главнокомандующим вооружёнными силами (1944-1985).

За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики, образования и здравоохранения. К положительным сторонам тех времён можно отнести политику эмансипации женщин и почти полную ликвидацию традиционных бичей Албании: неграмотности, этнической разобщённости, малярии, сифилиса, кровной мести.

Вообще произошла смена уклада жизни в Албании: она в конце 1940-х была на уровне ХІХ века, но к концу 1980-х являлась относительно развитой страной. В стране была создана система высшего образования (Университет Тираны), профессиональный театр, включая оперу, телевидение. Всё это полностью отсутствовало в довоенной Албании и было создано во многом благодаря советской, а потом европейской и частично китайской помощи.

С другой стороны, Ходжа вёл репрессивную внутреннюю политику, уничтожал «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии. Действовала тайная полиция Сигурими.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР, встав на позицию последнего в советско-югославском конфликте. После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически нацистская идеология ходжаизма, принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая «ревизионистской» и не соответствующей марксизму-ленинизму.

До прихода к власти

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей: неортодоксальному направлению в исламе, игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги - первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

.
Признаюсь, я не слишком внимательно ее слушал. Совершенно фантастический изгиб талии в момент своего окончательного оформления обещал радости, куда как большие счастья освобожденного труда.
А потом она перешла к Балканам и Косово, откуда, по ее словам, должна начаться 3-я мировая.
- Послушайте, спрашиваю, а Вы знаете откуда вообще пошла косовская заваруха!? А кто такой Энвер Ходжа?
В ответ что-то невнятное.
Вот и решил я освежить в памяти племени младого, незнакомого, образ вождя, которому в нынешнем году исполнилось бы 100 лет. А заодно и солнечной страны Албании.

Как сотня врангелевцев свергла епископа-коммуниста
В 1924г. в Албании произошла вроде как революция. К власти пришел некий епископ Фан Ноли, вытеснивший премьера Ахмета Зогу в соседнее Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). В Тирану прибывает советская миссия под руководством Аркадия Краковецкого, возглавлявшего в ОГПУ отдел по печатанию фальшивых денег. Он обещает превратить Албанию в образцовую социалистическую страну, а Сталин берет это дело под личный контроль.
В том же году 108 офицеров-врангелевцев во главе с полковником Миклашевским и есаулом Улагаем из Белграда нападают на соседнюю страну. К ним присоединяется Зогу, на сторону которого переходят албанские пограничники. Бой у города Пешкопея, где стояла тысяча солдат под командованием коммунистического комиссара Элегу Юсуфа закончился триумфальной победой русских. Русские выломали ворота пешкопейской тюрьмы и выпустили противников Ноли. На центральной площади они обнаружили приготовленные «к работе» две виселицы. Уже на следующий день русские вошли в Тирану. С гор они увидели, как из порта Дуррес отходили 4 советских теплохода, увозящих навсегда Фана Ноли и всю советскую миссию во главе с Краковецким. Последний так спешил, что забыл заплатить хозяину отеля. Тот потребовал плату, но Краковецкий в спешке не мог найти кошелек. Тогда он прошел в свою комнату и открыл один из стоявших там сундуков. Хозяин отеля обомлел: сундук был набит пачками банкнот достоинством 100 лир.
Ахмет Зогу пришел к власти и в 1928г. объявил себя Королем Албании. Период его правления до 1939г. будет коротким «золотым веком» Албании.

Русский отряд был расформирован только только в 1927 году в результате интриг британского представителя. Краковецкого расстреляют в 37-м.

Товарищ Энвер
Пламенный революционер Энвер Ходжа родился в 1908г. в семье торговца, учился во Франции, но был отчислен за неуспеваемость. С помощью югославских коммунистов в 1941г. основал Коммунистическую партию Албании, а также движение сопротивления, которое пришло к власти в 1944г.
А потом Ходжа на 50 лет изолировал страну, названную им НСРА, от остального мира. У землевладельцев конфисковали земли, самих их сажали в тюрьмы и уничтожали. Трудящимся не разрешалось иметь предметы "буржуазной роскоши" - автомобиль, рояль, сдавать жилплощадь. Длинные волосы, джинсы и узкие брюки, косметика, "буржуазно-ревизионистские" фильмы, рок-музыка, джаз - все это безоговорочно запрещено. Известны случаи, когда приезжих иностранцев, даже если они "искренние друзья" и "истинные коммунисты", прямо в аэропорту направляли к парикмахерам или в "срочное" ателье. Сопротивляющихся отсылали обратно.
В сравнении с Албанией СССР выглядел образцом демократии и толерантности. Единственным другом НСРА числился социалистический Китай. Главный лозунг дружбы: «Великий Китай не поест один день, маленькая Албания будет сыта целый год». Но когда в 1967г. умер Мао и потерпела поражение «Банда четырех», Албания поссорилась и с Китаем. В 1967г. Ходжа торжественно провозгласил НСРА первым атеистическим государством в истории. Он конфисковал имущество и здания мечетей, церквей, монастырей. Многие из них тут же сровняли с землей, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Всякий, у кого находили Коран, Библию, иконы или другие предметы религиозных культов, приговаривался к длительному лишению свободы. В мечети Этем Бей, построенной в 1793г. в центре Тираны, Энвер Ходжа распорядился открыть общественный туалет.
В 1981г. Ходжа провёл новую чистку, казнив нескольких партийных и государственных чиновников. Несколькими годами позже удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. Умер в 1985г. и был мумифицирован. Пролежав 4 года в мавзолее, был похоронен по-людски.
Творческое наследие вождя
Каждому, кто оказался в Албании, трудно избавиться от чувства, что за ним следят. С каждого холма смотрят полуразрушенные купола бункеров. Это и есть главное наследие Энвера. За время его правления в стране с 3-мя миллионами жителей, было построено более 700 000 железобетонных уродцев. Их планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и огневых позиций. При этом половина из них была направлена не против внешнего врага, а на местные города и деревни.
Говорят, когда был построен первый экспериментальный бункер, Ходжа заставил главного инженера встать внутри и приказал обстрелять строение из танка. К сожалению для последующих поколений, инженер остался невредим, хотя заработал на этой почве невроз.
Фотка бункеров приведена в конце поста. А еще вождь много писал. Статью «Хрущевцы» рекомендую прочесть не только марксиствующим барышням.

Косово
В сербской мифологии Косово занимает особое место. Здесь была основана сербская церковь, в Косово - самые известные православные монастыри.
Итало-германская оккупация Югославии в годы второй мировой привела к включению пограничных районов (Косово и Метохия), в итальянскую зону оккупации. Так возникла "Великая Албания". В 1944г. была создана Добровольческая дивизия СС ""Скандерберг"", устроившая резню сербского населения. Почти 100 тысяч сербов из 800-тысячного населения бежали. В целом за годы войны потери сербов в Косово и Метохии составили более 100 тысяч. Фашистская власть предоставляла албанцам земельные участки и дома сербов, которые были убиты или изгнаны.
После войны Тито вместо депортации оккупационного населения на этническую родину (как это сделали с немцами в 1945-1946 гг. правительства Польши и Чехословакии), создал автономную область Косово и Метохии.
Энвер Ходжа, учитывая раздор Сталина с Тито, решил использовать эту уникальную возможность для решения "албанского вопроса". Он обратился в ЦК ВКП (б) с письмом, озаглавленным "О Косово и Метохии": "...Мы считаем, что Косово, Метохия и часть пограничной с Албанией Македонии...после освобождения Югославии из когтей Тито и империализма должны быть присоединены к Албании. Только такой путь приведет к тому, что албанцы, живущие в Югославии, будут героически бороться против Тито и империализма".
К сожалению, ныне руководство НАТО и стран альянса точно выполняют цели Ходжи. Сербы, кстати, во время Второй мировой спасли много еврейских семей. В одной из них была маленькая девочка, из которой выросла «мадам война» - Олбрайт, так славно отблагодарившая Югославию.
Тут, как говорится, кого Бог решает покарать, он лишает разума. Думаю, многим из нынешних победителей еще предстоит почувствовать на свей шкуре прелести НМР (неомусульманский радикализм, если кто не знает)
Вот, такие бывают негламурные революционеры... Следующий раз расскажу Вам, юная леди, про еще более верного ленинца Салот Сара, более известного как Пол Пот.
Источники.

Русский

«…Ни кто, как он, не защищал с таким революционным пафосом в любое время и при любых обстоятельствах положения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина от оппортунистических извращений.
Ни кто, как он, не разоблачал социал-империалистическую и социал-шовинистическую политику и деятельность титовцев, хрущевцев и других ренегатов…»

Энвер Ходжа.

--- --- --- --- ---

«Избранных произведений»

Энвер Ходжа.

Заключительный том «Избранных произведений» содержит тексты бесед, дискуссий, речей, заметок, а также статьи и избранные отрывки из вышедших за период с 1980г. по 1984г. книг с воспоминаниями товарища Энвера Ходжа - «Хрущевцы», «Когда рождалась партия», «Англо-американская опасность для Албании», «Титовцы» и «Когда закладывались основы новой Албании».
Важными вопросами, затрагивающимися в томе, являются вопросы борьбы народов, настоящих марксистско-ленинских сил и революционного пролетариата против капитализма и империализма, отношение к империалистической войне, к шовинизму и национальному гнету в капиталистических и ревизионистских странах; вопросы о том, от чего зависит создание условий, объективных и субъективных факторов для вспышки революции и национально-освободительных войн, как ее составных частей, как и вопросы о том, какой класс должен возглавлять их и руководить ими. Особое внимание уделяется изучению, овладению и творческому применению марксизма-ленинизма, вопросу о создании союзов в интересах революции, о работе, которую должны вести марксисты-ленинцы в массах, среди безработных, молодежи, в буржуазной армии и т.д.

Энвер Ходжа.

Ровно 50 лет тому назад хрущевские ревизионисты разорвали дипломатические отношения с Народной Албанией.
Рассматривая этот беспрецедентный в истории взаимоотношений социалистических стран акт как проявление оголтелой антикоммунистической, антиленинской политики тогдашнего советского руководства, сайт www.enverhoxha.ru отвечает на эту «позорную годовщину» публикацией V тома «Избранных произведений» Энвера Ходжа на русском языке.
Многие из важнейших теоретических трудов классика, вошедших в этот том («Югославское «самоуправление» - капиталистическая теория и практика», «Империализм и революция», «Еврокоммунизм - это антикоммунизм» и др.), в цифровом виде на русском языке в Интернете публикуются впервые.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1983г., на русском языке, 1060 стр.)
Четвертый том содержит документы, касающиеся строительства социализма в Народной Албании в условиях ожесточенной борьбы с империализмом и ревизионизмом, как и борьбы за дальнейшее революционизирование партии и всей жизни страны.
Также в материалах книги отражена последовательная политика Албанской партии труда по разоблачению США, СССР и других империалистических держав, как угнетателей и эксплуататоров народов; вскрываются корни и причины агрессивной войны американского империализма во Вьетнаме, оккупации Чехословакии, предпринятой Советским Союзом и его союзниками по Варшавскому Договору; рассматриваются вопросы революционной борьбы народов за приобретение и защиту своей свободы и независимости против ярых общих врагов - американского империализма, советского социал-империализма и всех их лакеев. Много внимания уделено вопросам взаимодействия и сотрудничества между братскими марксистско-ленинскими партиями в соответствии с задачами и целями мирового пролетариата, с делом торжества социализма во всем мире.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том III. Июнь 1960 - октябрь 1965» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1980г., на русском языке, 1021 стр.)
В настоящем томе нашли свое отражение работы Энвера Ходжа большой теоретической и практической важности, связанные как с консолидацией и дальнейшим развитием завоеваний социализма в Албании, так и с решительным отстаиванием марксизма-ленинизма в международном масштабе.
В ряде произведений, входящих в настоящий том, делается упор на охвативший хрущевских ревизионистов тяжелый внутренний кризис, достигший своего предела в 1964 году. Этот кризис явился результатом принципиальной борьбы марксистско-ленинских партий и всех истинных коммунистов против хрущевских ревизионистов, результатом изобличения и дискредитирования их в глазах народов всего мира. Он явился также результатом противоречий и грызни за власть внутри советского руководства. Бесславный конец Хрущева АПТ расценила как сокрушительный удар по ревизионистскому штабу и как победу марксизма-ленинизма, отмечая при этом, что с его падением отнюдь не наступал конец хрущевскому ревизионизму. Она ни на миг не питала иллюзий, наподобие китайских руководителей, относительно «нового» руководства и так называемого коренного изменения, происшедшего в Советском Союзе...

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том II. Ноябрь 1948 - ноябрь 1960» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1975г., на русском языке, 943 стр.)
Большая часть произведений, вошедших в том, написана в один из сложнейших периодов международного коммунистического и рабочего движения, явившегося следствием ревизионистских решений и тезисов ХХ съезда КПСС.
В произведениях этого периода проводится четкая грань между правильной, революционной линией АПТ и регрессивной линией ревизионистского руководства КПСС и ряда других партий. Однако, в данный период это столкновение только началось и не могло носить того глубокого и ожесточенного характера, который оно получило позднее, поэтому к произведениям, вошедшим в этот том, всегда следует подходить с точки зрения времени и обстоятельств, в которых они были написаны.
В настоящем томе печатается также историческая речь товарища Энвера Ходжа на Московском совещании представителей 81 коммунистической и рабочей партии в 1960 году. Там товарищ Энвер Ходжа, выполняя директивы ЦК АПТ, подверг прямой критике ревизионистские тезисы ХХ съезда КПСС, а также советское руководство, которое отстаивало и распространяло ряд антимарксистских взглядов, развертывало сплошь и рядом антисоциалистическую и антикоммунистическую деятельность.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том I. Ноябрь 1941 - октябрь 1948» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1974г., на русском языке, 928 стр.)
В первый том включены произведения, написанные в период антифашистской Национально-освободительной борьбы албанского народа (ноябрь 1941г. - ноябрь 1944г.), и произведения, относящиеся к периоду восстановления страны и развития социалистической революции в Албании (декабрь 1944г. - октябрь 1948г.).
Представленные работы Энвера Ходжа свидетельствуют о творческом и искусном применении Коммунистической партией Албании (впоследствии Албанской партией труда) марксизма-ленинизма в конкретных внутренних и внешних условиях страны.
Эти произведения несут на себе печать времени, поэтому для правильного понимания их содержания необходимо иметь в виду условия, в которых они были написаны.

www.enverhoxha.ru

Опубликовано с любезного разрешения вебмастеров

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа

Избранные произведения. Том I. Ноябрь 1941 - октябрь 1948

Энвер Ходжа

Избранные произведения. Том II. Ноябрь 1948 - ноябрь 1960

«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА И НОВЫХ ЗАДАЧАХ
ПАРТИИ»

(Выдержки)

(Тирана, 1952 год, на русском языке, 56 стр.).

Для Албанской партии труда, в период руководства ею выдающейся плеядой революционеров с товарищем Энвером Ходжа во главе, единственно надежным компасом всегда был марксизм-ленинизм. Она всегда высоко несла боевое знамя бессмертных идей Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Верность марксизму-ленинизму была источником ее неиссякаемой силы, мудрости и дальновидности, смелости и решимости в преодолении трудностей и препятствий и той непоколебимой уверенности, с которой она шла к полному претворению в жизнь своих целей и задач.
Настоящее выступление тов. Энвера Ходжа посвящено оценке места и роли Партии труда в первое десятилетие со дня ее создания в осуществлении вековых чаяний албанского народа - достижения им полной свободы и независимости, установления подлинного народовластия, открывающего путь для управления своей судьбой.

Опубликован доклад Энвера Ходжа на торжественном заседании, организованном по случаю десятой годовщины освобождения Албании (оцифровка редкого машинописного издания на русском языке, выпущенного в Тиране в 1954 году).

Энвер Ходжа. «Доклад на торжественном заседании, организованном по случаю десятой годовщины освобождения Албании» (Тирана, 1954 год, на русском языке, 42 стр.).
Выступление посвящено выдающимся достижениям албанского народа в первое десятилетие со дня победы народной революции, который под руководством своей марксистско-ленинской партии - Албанской партии труда - успешно осуществлял коренные преобразования во всех областях социалистического строительства.
Значительное место в выступление уделено оценке огромной интернациональной помощи в строительстве социализма в Албании, оказанной Советским Союзом и большевистской партией Ленина-Сталина. Период второй половины 40-ых - начала 50-ых годов прошлого столетия был периодом триумфа братского бескорыстного сотрудничества первой в мире страны социализма с молодыми государствами народной демократии.
Подспудно «ковавшийся» новый курс, в том числе новый внешнеполитический курс, прибиравших власть хрущевский ревизионистов еще не успел омрачить заложенную на века искреннюю дружбу албанского и советского народов.

Энвер Ходжа

«Империализм и революция»

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1979г., на русском языке, 808 стр.).
«Размышления о Китае» взяты из Политического дневника товарища Энвера Ходжа. Помещаемые в настоящем томе размышления охватывают один из сложнейших периодов развития КНР с начала 1962 по декабрь 1972 год, включающий полную зигзагов политику КПК в отношении КПСС и советского руководства; так называемую, Культурную революцию; смычку с американским империализмом и т.д.
Эти исторические записки могут помочь читателям пополнить свои знания о пути развития китайского ревизионизма (маоизма) и о принципиальной борьбе Албанской партии труда против него в защиту марксизма-ленинизма.
Оценки различных позиций и действий китайских руководителей даются день ото дня, по мере их происхождения или же когда АПТ становилось известно о них. Это необходимо иметь в виду при чтении книги, что бы лучше понимать как процесс познания албанскими коммунистами китайской линии, так и диалектику марксистско-ленинских позиций Албанской партии труда.

Энвер Ходжа.

Том II. 1973-1977.»

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1979г., на русском языке, 822 стр.).

Библиотека электронных изданий трудов Энвера Ходжа на русском языке пополнилась вторым томом «Размышлений о Китае», являющимся сборником записок, набросков, анализов и общих обзоров событий за период времени с 1973 по 1977гг., взятых из «Политического дневника» автора.
В цифровом виде на русском языке настоящая книга в полном объеме публикуется впервые с момента своего выхода в свет в 1979 году.

(pic)

Энвер Ходжа

«Размышления о Китае. Том I. 1962-1972.»

Энвер Ходжа.

[Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт», органе ЦК АПТ, 13 сентября 1963 г. под заголовком «Результаты визита Н. Хрущева в Югославию»] . (Издательство «8 НЕНТОРИ», ТИРАНА, 1977 год; 27 стр., издание на русском языке ).
Дальнейшим продолжением раскольнической деятельности ревизионистского советского руководства в начале 60-ых годов прошлого века в рядах мирового коммунистического движения стал визит Хрущева в августе 1963 года в Югославию. Итогом этого визита стала окончательная и полная реабилитация титовского режима, дальнейшее объединение с ним в борьбе с силами мирового марксистско-ленинского движения.
Визит Хрущева в титовскую Югославию был с восторгом встречен западными кругами, а его панегирики в адрес югославской "самоуправленческой" системе, еще три года тому назад характеризовавшейся советскими руководителями как вскармливаемой и поддерживаемой американскими монополиями, а ныне преподносимой как образец для изучения и подражания, были оценены этими кругами как работа "югославских приводных ремней", передающих на Восток идеи Запада в политической, идеологической и экономической областях.

Энвер Ходжа

«Хрущевцы. Воспоминания»

Энвер Ходжа

«Титовцы. Исторические записки.»


Энвер Ходжа

«Со Сталиным. Воспоминания.»

Энвер Ходжа

«Доклад о деятельности Центрального комитета Албанской партии труда, произнесенный на 8-ом съезде АПТ 1 ноября 1981г.»

Энвер Ходжа

«Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный VII съезду АПТ 1 ноября 1976 г.»

Энвер Ходжа.

(Типография им. Михаля Дури, Тирана, 1961г., на русском языке, 203 стр.).
IV съезд подвел итоги социально-экономических преобразований, определил направление нового этапа в социалистическом строительстве страны, закрепил революционную позицию АПТ в борьбе между марксизмом-ленинизмом и современным ревизионизмом.
Придерживаясь в отношении ревизионизма строго принципиальной позиции и разоблачая взгляды ревизионистов, IV съезд тем не менее не выступил с открытой критикой советского руководства за эти взгляды, за его раскольническую деятельность в коммунистическом движении и социалистическом лагере. Это АПТ сделала ранее на Московском совещании 1960г., являвшемся форумом братских партий, а также на закрытых собраниях ЦК и своих организаций. АПТ, в отличии от хрущевских ревизионистов, начавших яростные открытые нападки на нее, до последнего придерживалась порядка, установленного на Московском совещании 81 коммунистической и рабочей партии, относительно разрешения разногласий между партиями путем взаимных консультаций.

Благодаря

enverhoxha.ru

Энвер Ходжа

Энвер Ходжа

«Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный V съезду АПТ 1 ноября 1966г.»

Энвер Ходжа.

«Страницы из избранных произведений

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1982г., на русском языке, 277 стр.).
Материалы настоящего тома взяты из книги: Энвер Ходжа, «О литературе и искусстве» (албанское издание, Тирана, 1977г.). Некоторые из них печатаются с сокращениями. Материал «Преемники Прудона во Франции» взят из книги: Энвер Ходжа, «Еврокоммунизм - это антикоммунизм» (албанское издание, Тирана, 1980г.).
Сборник выступлений, речей, статей Энвера Ходжа за период с 1949 по 1980 г.г., посвященный всем аспектам культурной революции, которые автор рассматривает с классовых позиций ленинского принципа пролетарской партийности в области искусства, культуры и всей духовной жизни общества.
«Ревизионисты отрицают именно боевой, революционный характер литературы и искусства. Объявив «узким» или отбросив социалистический реализм как творческий метод, отвергнув принцип пролетарской партийности, они распахнули двери перед самыми различными реакционными и декадентскими направлениями, приведшими к разложению литературы и искусства, которые они превратили в средство, готовящее почву для реставрации капитализма» (стр. 107 настоящего издания).

Энвер Ходжа.

[Представленный на IV съезде Демократического Фронта Албании 14 сентября 1967 года] (на рус. яз., 112 стр.).
Доклад является обобщением 25-летнего опыта Албанской партии труда по организации трудящихся в массовые общественно-политические объединения сначала на всех этапах Национально-освободительной борьбы за освобождение Родины, а затем и для осуществления последовательно всех демократических и подлинно социалистических преобразований в стране.
Красной нитью в докладе проводится тезис о необходимости направляющего руководства Демократическим Фронтом, как самой широкой организацией масс, входящей в систему диктатуры пролетариата, со стороны марксистско-ленинской партии, подчеркивается, что АПТ решительно «..отвергла и разоблачила проповеди современных ревизионистов, которые отрицают руководящую роль партии в системе диктатуры пролетариата и в организациях масс, проповедуют „независимость“ организаций масс от партии, выступают против марксистско-ленинского положения Сталина о том, что организации масс являются рычагами, приводными ремнями, связывающими партию с массами» (стр. 32 доклада).

ЭНВЕР ХОДЖА

Речь на предвыборном собрании избирателей 219 избирательного участка г. Тираны 18 сентября 1970 года
Государственное издательство им.

Наима Фрашери Тирана - 1970

[Речь на встрече с избирателями избирательного участка № 209 г. Тираны 8 ноября 1978 г.] (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1978г., на русском языке, 57 стр.).
Настоящая речь, приуроченная к выборам 1978 года в высший представительный орган государственной власти Албании, Народное Собрание, является сгустком марксистско-ленинского анализа международной ситуации того периода, положения Социалистической Албании в мире, оценкой ее выдающихся результатов и достижений, а также величественных планов на будущее в деле социалистического строительства.
Значительное место в выступлении отведено критике враждебной антимарксистской раскольнической деятельности китайского руководства, которое именно в то время прибегло к прямому экономическому и политическому давлению на Народную Социалистическую Республику Албанию, отказавшуюся не только подчиниться диктату социал-империалистического Китая, но и открыто в лице своей руководящей и направляющей силы, Албанской партии труда, выступившую против идейно-теоретических основ внутренней и внешней политики КПК - маоизма.

Энвер Ходжа.

[Речь на торжественном собрании по случаю 25-й годовщины создания Партийной школы им. В.И. Ленина 8 ноября 1970 года] (Государственное издательство им. Наима Фрашери, Тирана, 1970г., на русском языке, 63 стр.).

«Перед нами, марксистами-ленинцами, стоит ответственная задача борьбы в защиту нашей марксистско-ленинской теории, против ее новых фальсификаторов; а для того, чтобы успешно вести эту борьбу, мы должны рассматривать теоретические положения нашего учения... не только как правильные исторические выводы, отражающие революционную борьбу наших великих вождей в определенные эпохи. Наоборот, каждая мысль Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина должна стать для нас предметом глубокого размышления с тем, чтобы мы поняли ее суть и правильно, творчески, а не догматически, применяли ее к периодам, в которые мы живем и боремся, к конкретным историческим условиям страны, к нашему общественному развитию или же к вопросам, которые ждут своего разрешения...» (из речи) .


(Речь на торжественном собрании, посвященном
20-летию освобождения Албании)


(Из беседы с Эрнстом Аустом)

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1980г., на русском языке, 448 стр.).
Большинство материалов настоящего тома, относящихся к периоду 1969-1970гг., взято из книги Э. Ходжа «Против современного ревизионизма» (албанское издание, Тирана, 1979г.).
«Советским ревизионистам не удастся демагогией прикрыть свое предательское лицо», «Слияние с буржуазией - новый курс XII съезда итальянских ревизионистов», «Советско-американский союз в действии против чехословацкого народа», «Ложный антиимпериализм - контрреволюционная маска хрущевского ревизионизма», «Народы не подавить ни танками, ни дипломатией советских ревизионистов», «Пять лет хрущевизма без Хрущева» - эти и десятки других материалов, вошедших в сборник, отражают самые животрепещущие вопросы мирового общественного развития того периода, борьбу прогрессивных сил против мировой реакции, империализма и его пятой колонны в рядах революционного движения - современного ревизионизма.

- Из беседы с делегацией КП
Цейлона

(17 мая 1969 г.)

Разговор о Чехословакии

- Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт»

(11 апреля 1969 г).


- Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт» (23 мая 1969 г.)

-
Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт» (14 июня 1969 г.)

- помощники партии в деле коммунистического воспитания наших людей

Приложение к журналу «НОВАЯ АЛБАНИЯ» № 1 за 1975 год,
с речью товарища Энвера Ходжа на заседании Секретариата ЦК партии 20 декабря 1974 года о выполнении задач,
поставленных 4-м пленумом ЦК партии перед литературой и искусством

Энвера Ходжа

Представляем цифровое издание брошюры на русском языке с речью Энвера Ходжа на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине освобождения родины и победы народной революции, под заголовком «25 лет борьбы и побед на пути социализма».

Энвера Ходжа

Опубликовано выступление Энвера Ходжа «Наша политика - это открытая политика, основанная на пролетарских принципах» на предвыборном собрании избирателей 209 избирательного округа Тираны 3 октября 1974 г. (оцифровка брошюры на русском языке, изданной в Народной Республике Албании).


«ПРИВЕТСТВИЯ XIX СЪЕЗДУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ»
Издательство «Правда»
Москва, 1953 г.
Тираж 100.000 экз.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ОТ АЛБАНСКОЙ ПАРТИИ ТРУДА ТОВ.

ЭНВЕРА ХОДЖА


(Генеральный секретарь ЦК Албанской партии труда)

Дорогие товарищи - делегаты XIX съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)!
От имени Албанской партии труда и албанского народа от всего сердца поздравляю съезд и выражаю глубокое чувство любви и благодарности нашего народа и нашей партии Коммунистической партии Советского Союза, советскому народу и великому Сталину - славным освободителям и защитникам албанского народа. .
Съезд великой партии Ленина - Сталина является огромным историческим событием не только для народов Советского Союза, но и для всех народов мира. Съезд подведет итоги блестящих побед, наметит задачи нового сталинского пятилетнего плана, который явится новым большим шагом по пути постепенного перехода Советского Союза от социализма к коммунизму.
XIX съезд является самым живым и самым конкретным свидетельством торжества мира над войной, свидетельством преимущества социалистического строя над капиталистическим. Блестящие победы большевиков являются победами всех простых людей мира, которые видят в великом Сталине своего спасителя и вождя. Вы освободили мир от тяжелого фашистского ига, благодаря Вам народы стран народной демократии живут свободно и строят социализм. Теперь Вы, славные знаменосцы мира, руководите сотнями миллионов простых людей, борющихся за мир, которому серьезно угрожают американо-английские империалисты и их прислужники. Зажиточную жизнь, созданную Вами, великие стройки коммунизма, сталинскую мирную политику Советского Союза не затмят ни истерические вопли, ни клевета империалистических поджигателей войны. (Аплодисменты) .
Народы мира восхищены Вашими успехами, они любят всей душой Советский Союз и товарища Сталина. . Находятся ли эти народы близко или далеко от Москвы, малые они или большие, сердцем они рядом с Москвой, рядом с тем, чей гений озаряет человечеству путь к социализму и коммунизму, к свободе и миру, - с великим Сталиным. (Бурные аплодисменты) .
Великая партия Ленина - Сталина, ее великий опыт учит и вооружает наши партии на борьбу за выполнение задач строительства свободной и счастливой жизни народов. Отчетный доклад ЦК ВКП(б), представленный тов. Маленковым, как и вся работа съезда, является неоценимой помощью и большой школой для нашей партии и нашего народа.
Гениальный труд товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», который является научной теоретической базой перехода от социализма к коммунизму в Советском Союзе, озарит путь нашей партии в ее борьбе за поднятие идеологического уровня и за построение основ социализма в нашей стране. (Продолжительные аплодисменты) .
Маленький албанский народ веками страдал под гнетом иностранных империалистов, местных феодалов и буржуазии, но он никогда не склонял головы перед своими палачами, всегда боролся против них и был уверен, что будет и на его улице праздник! (Бурные аплодисменты) . И этот праздник пришел на нашу улицу. (Продолжительные аплодисменты) . Свободной и радостной жизнью наш народ обязан Советскому Союзу, доблестной Советской Армии и великому Сталину, которые навсегда освободили наш народ от когтей фашизма. (Аплодисменты) .
Наша героическая Партия труда, рожденная и закаленная в огне борьбы, созданная на бессмертных принципах марксизма-ленинизма, неотступно руководствующаяся идеями товарища Сталина и опытом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), успешно привела албанский народ к полной победе над фашистскими оккупантами, над феодалами и буржуазией нашей страны.
Наш народ под руководством своей партии в годы борьбы создал героическую народную армию, разрушил до основания власть буржуазии и установил режим народной демократии, осуществил коренные социально-экономические преобразования и приступил к построению основ социализма в нашей стране. (Аплодисменты) .
Кто знал нашу страну в прошлом, при режиме феодалов и буржуазии, с бедным и отсталым сельским хозяйством, без промышленности и почти без школ, больниц, кино, театров и т. д., тот удивится огромным успехам, достигнутым за небольшой, восьмилетний период свободной жизни. Эти успехи были достигнуты благодаря подвигам народа во главе с героическим рабочим классом нашей страны, руководимым Партией труда, благодаря бескорыстной и безграничной помощи Советского Союза и лично великого Сталина. (Бурные аплодисменты) .
В Народной Республике Албании организована добыча нефти, угля, хрома, меди, битума, производство цемента и т. д. Теперь наша страна производит много товаров первой необходимости. Это стало возможным благодаря развитию новой промышленности, строительству большого текстильного комбината имени Сталина, который в 1955 г. даст 20 млн. метров тканей, сахарного комбината, который производит 10 тыс. тонн сахара в год, деревообделочного комбината и т. д. Города и многие села получили в настоящее время электрическое освещение. Построена гидроэлектростанция имени Ленина, которая снабжает электричеством и обеспечивает питьевой водой нашу столицу и порт Дуррес. К концу 1955 г. закончится строительство гидроэлектростанции на реке Мати мощностью 20 тыс. квт. Сталинский свет засияет над албанской землей. (Аплоди-сменты) .
Развивается и наше сельское хозяйство. Государство помогает крестьянам различными кредитами. На наших полях пашут тракторы героического Сталинграда. (Аплодисменты) .
В нашей стране культура и образование стали достоянием народных масс. Теперь у нас имеется пять высших учебных заведений, созданных благодаря личной заботе товарища Сталина.
С 1951 г. албанский народ с большим энтузиазмом и подъемом трудится над выполнением первого пятилетнего плана, который принесет трудящимся нашей страны еще более счастливую жизнь и превратит Албанию из отсталой аграрной страны в страну аграрно-индустриальную. Наш народ добьется новых успехов, ибо он получает бескорыстную помощь Советского Союза и товарища Сталина. (Бурные аплодисменты) .
Для американо-английских империалистов и их сателлитов - фашистских бандитов Белграда, афинских монархо-фашистов и римских неофашистов - Народная Республика Албания является бельмом на глазу. Они из кожи лезут вон, чтобы лишить наш народ независимости и свободы. Не прекращаются провокации на наших границах, заговоры, террористические и диверсионные акты. Подлые белградские бандиты старались превратить Албанию в свою колонию и уничтожить нашу партию. Но благодаря большевистской партии и товарищу Сталину, разоблачившим белградских наймитов американского империализма, Албания была спасена от этой опасности.
Все попытки фашистской банды Тито поработить нашу страну обречены на провал. Народная Республика Албания, несмотря на то, что она со всех сторон окружена фашистскими волками, стоит и будет стоять непоколебимо, как гранит. (Аплодисменты) .
Такое чудо, когда маленький народ, насчитывающий всего один миллион двести тыс. человек, живет свободным, независимым и строит социализм в таких условиях, в которых находится наша страна, могло произойти только в сталинскую эпоху - в эпоху торжества идей Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. (Аплодисменты) .
Албанский народ всегда будет высоко держать знамя пролетарского интернационализма, знамя свободы, мира и демократии и будет беречь, как зеницу ока, нерушимую дружбу с народами Советского Союза и других стран демократического лагеря. (Бурные аплодисменты) .
Слава великому Советскому Союзу - нерушимой крепости свободы, демократии и мира, славной Родине социализма и коммунизма! (Аплодисменты) .
Слава героической Советской Армии! (Аплодисменты) .
Слава Коммунистической партии Советского Союза - партии Ленина - Сталина! (Бурные, продолжительные аплодисменты) .
Пусть живет столько, сколько живут самые высокие горы нашей страны, спаситель нашего народа и всего человечества, гениальный и любимый вождь Иосиф Виссарионович Сталин! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают. Возгласы: «Ура!») .